Рабочая программа курса внеурочной деятельности Умники и умницы

Раздел I. Пояснительная записка
Программа

разработана

на

основе

Федерального

государственного

образовательного стандарта, авторской программы О. Холодовой «Юным умникам и
умницам». – Москва: РОСТ, 2020 г.
Программа предусматривает изучение курса на базовом уровне.
Ориентирована на УМК:
1.

Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных

способностей. 1 класс: Рабочие тетради: В 2-х частях. / О.Холодова. – 5-е изд., перераб. –
М.: Росткнига.
2.

Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных

способностей. 2 класс: Рабочие тетради: В 2-х частях. / О.Холодова. – 5-е изд., перераб. –
М.: Росткнига.
3.

Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных

способностей. 3 класс: Рабочие тетради: В 2-х частях. / О.Холодова. – 5-е изд., перераб. –
М.: Росткнига.
4.

Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных

способностей. 4 класс: Рабочие тетради: В 2-х частях. / О.Холодова. – 5-е изд., перераб. –
М.: Росткнига.
5.

Юным умникам и умницам: Методическое пособие для учителя. 1 класс. /

О.Холодова. – 5-е изд., перераб. – М.: Росткнига.
6.

Юным умникам и умницам: Методическое пособие для учителя. 2 класс. /

О.Холодова. – 5-е изд., перераб. – М.: Росткнига.
7.

Юным умникам и умницам: Методическое пособие для учителя. 3 класс. /

О.Холодова. – 5-е изд., перераб. – М.: Росткнига.
8.

Юным умникам и умницам: Методическое пособие для учителя. 4 класс. /

О.Холодова. – 5-е изд., перераб. – М.: Росткнига.

2

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих
занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.
Программа второго класса реализована в соответствии с ФГОС в соответствии с
с образовательным планом
Актуальность выбора определена следующими факторами:

на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память,
устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота
реакции.
Новизна
данной
рабочей
программы определена
федеральным
государственным стандартом начального общего образования.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов
организации деятельности учащихся, направленных на
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и
воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую
оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней
системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики,
предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной
деятельности учащихся по каждой теме.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе
системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
1.
Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли
тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение
выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2.
Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти,
внимания, зрительного восприятия, воображения;
3.
Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно
излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения,
аргументировано доказывать свою точку зрения;
4.
Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать
нестандартные задачи;
5.
Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной
деятельности учащихся;
6.
Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других,
объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7.
формирование навыков применения полученных знаний и умений в
процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является
именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а
не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

3

Раздел II. Планируемые результаты
Личностные результаты
Ученик научится:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке
других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на
этические нормы;
- объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
- выражать свои мысли, аргументировать;
- овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации;
- выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
- сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях;
- проявлять самостоятельность и личную ответственность в информационной
деятельности;
- понимать личностный смысл учения;
- формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Ученик получит возможность научиться:
- внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения,
выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
- устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач
- адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной
деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные учебные действия
Ученик научится:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- высказывать свое предположение (версию);
- работать по предложенному педагогом плану;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей;
- отличать факты от домыслов;
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей;
- осваивать начальные формы рефлексии.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и
по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в
конце действия.
4

Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий
из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из
возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных
на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления
их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать,
обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их,
делать выводы, иллюстрировать их примерами.
В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи,
направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть
заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных,
авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10
лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания
происходит развитие почти всех
познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.
Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

задания на развитие внимания;

задания на развитие памяти;

задания на совершенствование воображения;

задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр,
направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его
устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно
важных умений, как умение целенаправлен но сосредотачиваться, вести поиск нужного
пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая
двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование
слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей
памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате
таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз личные учебные
термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и
слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность,
закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания
геометрического характера;

дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий,
не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на чертить, не
отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления
замаскированного рисунка;

деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной
фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

5



складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных

фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова
записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о
котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление.
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие
мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на
доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и
проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов
и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать
различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи
между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания,
направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями
(шаговое выполнение задания).
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.

6

Познавательные учебные действия
Ученик научится:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью педагога;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный
опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
- овладевать измерительными инструментами;
- овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным
понятиям;
- перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые
выражения, геометрические фигуры;
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных рисунков, схем);
- овладевать современными средствами массовой информации: сбор,
преобразование, сохранение информации;
- соблюдать нормы этики и этикета;
- пользоваться логическими действиями анализа, синтеза, классификации по
родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
Коммуникативные учебные действия
Ученик научится:
- выражать свои мысли;
- объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной
задачи;
- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
- выражать доброжелательность и отзывчивость;
- вступать в общение с целью быть понятым;
- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- аргументировать, доказывать;
- вести дискуссию.
Ученик получит возможность научиться:
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в
совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
помощь.
Ожидаемые результаты
Большинство учеников научатся:
1 класс
- сравнивать предметы по заданному свойству; устанавливать общие признаки;
- определять целое и часть;
- находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
- определять последовательность действий; наделять предметы новыми
свойствами;
7

- находить истинные и ложные высказывания;
- переносить свойства с одних предметов на другие;
- употреблять «волшебные» слова – выражения просьбы, благодарности,
приветствия, прощания;
- понимать понятия: слово, однозначные и многозначные слова;
- пользоваться толковым словарём.
2 класс
- применять правила сравнения;
- задавать вопросы;
- находить закономерность в числах, фигурах и словах;
- строить причинно-следственные цепочки;
- упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
- находить ошибки в построении определений;
- делать умозаключения;
- распознавать виды текстов;
- редактировать тексты;
- работать со словарями;
- писать творческие изложения с языковым разбором;
- выделять фразеологизмы.
3 класс
- выделять свойства предметов;
- обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
- сопоставлять части и целое для предметов и действий;
- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
- приводить примеры истинных и ложных высказываний;
- приводить примеры отрицаний;
- проводить аналогию между разными предметами;
- выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя
и аргументируя свой ответ;
- рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
4 класс
- определять виды отношений между понятиями;
- решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
- находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
- устанавливать ситуативную связь между понятиями;
- рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
- решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
Средства обучения
Учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства
обучения (ИД, компьютер, телевизор, ноутбуки для учащихся)
Цифровые образовательные ресурсы
Демонстрационный и раздаточный дидактический материал

8

Раздел III. Содержание курса
Основное содержание (по темам или разделам)

Характеристика основных видов
учебной деятельности

1 – 2 классы

Развитие восприятия. Развитие слуховых,
осязательных ощущений. Формирование и
развитие
пространственных
представлений.
Развитие умение ориентироваться в пространстве
листа. Развитие фонематического слуха. Развитие
восприятия времени, речи, формы, цвета,
движения. Формирование навыков правильного и
точного восприятия предметов и явлений.
Тренировочные упражнения и дидактические игры
по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие
зрительной, слуховой, образной, смысловой
памяти. Тренировочные упражнения по развитию
точности и быстроты запоминания, увеличению
объёма
памяти,
качества
воспроизведения
материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного
внимания.
Тренировочные
упражнения
на
развитие способности переключать, распределять
внимание, увеличение объёма устойчивости,
концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения
находить и выделять признаки разных предметов,
явлений, узнавать предмет по его признакам,
давать
описание
предметов,
явлений
в
соответствии с их признаками. Формирование
умения выделять главное и существенное, умение
сравнивать предметы, выделять черты сходства и
различия,
выявлять
закономерности.
Формирование основных мыслительных операций:
анализа, синтеза, сравнения, классификации,
обобщения,
умения
выделять
главное
и
существенное на основе развивающих заданий и
упражнений, путем решения логических задач и
проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение
описывать то, что было обнаружено с помощью
органов чувств. Обогащение и активизация
словаря учащихся. Развитие умения составлять
загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять
сказки. Формирование умения давать несложные
определения понятиям.
1 класс
1) Тренировка психических процессов:
- развитие концентрации внимания;
- тренировка внимания;
- тренировка слуховой памяти;

Различать главное и существенное
на основе развивающих заданий и
упражнений, сравнивать предметы.
Выделять закономерности,
завершать схемы.
Анализировать ситуацию, устанавл
ивать причинно-следственные связи.
Называть предметы по описанию.
Демонстрировать
способность
переключать,
распределять
внимание.
Объяснять
значение
слов
и
выражений.
Составлять загадки, небольшие
рассказы, сочинять сказки.
Различать предметы по цвету,
форме, размеру.
Описывать
то,
что
было
обнаружено с помощью органов
чувств.
Составлять и преобразовывать
фигуры.
Объяснять
значение
слов
и
выражений.
Различать предметы по цвету,
форме, размеру.
Описывать
то,
что
было
обнаружено с помощью органов
чувств.
Демонстрировать
целенаправленное и осмысленное
наблюдение.
Определять на
глаз
размеры
предмета.
Демонстрировать чувство времени,
веса,
расположенности
в
пространстве.
Объяснять смысл
крылатых
и
метафорических выражений.
Определять
главное
и
существенное
на
основе
развивающих заданий и упражнений,
путем
логических
задач
и
проведения дидактических игр.
Выделять
черты
сходства
и
различия.
Описывать
признаки
9

- тренировка зрительной памяти;
- развитие логического мышления (выделение
признаков, сравнение предметов, классификация и
поиск закономерностей);
- совершенствование воображения.
2) Задачи геометрического характера:
- построение фигур с помощью трафарета;
- составление и моделирование предметов;
- штриховка предметов;
- построение фигур из счетных палочек;
- построение фигур из конструктора «Танграм».
3) Нестандартные задания алгебраического
характера:
- занимательный квадрат;
- ребусы;
- занимательные рамки;
- числовые головоломки;
- арифметические лабиринты;
- математические фокусы;
4) Нестандартные задания логического характера провоцирующие задачи.
5) Игры А. З. Зака - игры, способствующие
развитию способности действовать в уме
(«Муха»).
2 класс
1) Тренировка психических процессов:
- развитие концентрации внимания;
- тренировка внимания;
- тренировка слуховой памяти;
- тренировка зрительной памяти;
- развитие логического мышления (выделение
признаков, сравнение предметов, классификация и
поиск закономерностей);
- совершенствование воображения.
2) Задания геометрического характера:
- уникурсальные кривые;
- составление и моделирование предметов;
- построение фигур из счетных палочек;
- построение фигур из конструктора «Монгольская
игра», «Танграм».
3) Нестандартные задания алгебраического
характера:
- арифметический шифр;
- математический фокус ;
- арифметические лабиринты с воротами;
- математические ребусы;
- магические квадраты 3*3;
4) Нестандартные задания логического характера:
- анаграмма;
- комбинаторные задачи;
- задачи с альтернативным условием.
5) Игры Зака З. А. - игры, способствующие

геометрических фигур.
Находить и
выделять
признаки
разных предметов.
Узнавать
предметы
по
их
признакам.
Давать описание
предметов,
явлений в соответствии с их
признаками.
Ориентироваться в
пространстве
листа.
Составлять загадки, небольшие
рассказы, сочинять сказки.
Давать несложные
определения
понятиям.
Определять на глаз размеры
предмета.
Демонстрировать чувство времени,
веса,
расположенности
в
пространстве
Излагать свои мысли ясно и
последовательно.
Различать главное и существенное
на основе развивающих заданий и
упражнений, сравнивать предметы.
Выделять
закономерности,
завершать схемы.
Анализировать ситуацию, устанавл
ивать причинно-следственные связи.
Называть предметы по описанию.
Демонстрировать
способность
переключать, распределять внимание
Объяснять
значение
слов
и
выражений.
Составлять загадки, небольшие
рассказы, сочинять сказки.
Различать предметы по цвету,
форме, размеру.
Описывать
то,
что
было
обнаружено с помощью органов
чувств.
Составлять и преобразовывать
фигуры.
Определять на глаз размеры
предмета.
Демонстрировать чувство времени,
веса,
расположенности
в
пространстве.
Сравнивать предметы по заданному
свойству.
Определять целое и часть.
Устанавливать общие признаки.
Находить
закономерность
в
10

развитию способности действовать в уме («Муха», значении признаков, в расположении
«Просветы»).
предметов.
3 – 4 классы

Развитие внимания. Диагностика произвольного
внимания.
Тренировочные
упражнения
на
развитие способности переключать, распределять
внимание, увеличение объема, устойчивости,
концентрации внимания.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие
зрительной, слуховой, образной, смысловой
памяти. Тренировочные упражнения по развитию
точности и быстроты запоминания, увеличению
объема
памяти,
качества
воспроизведения
материала.
Тренировка
избирательности
запоминания.
Развитие речи. Развитие связной монологической
речи.
Обогащение
словаря
учащихся.
Формирование умений работы с содержанием
текстов (выделение главной мысли, постановка
вопросов к тексту и умение находить на них ответы. Формирование умения понимать и объяснять
смысл образных и крылатых выражений, пословиц
и поговорок. Формирование умения ясно и четко
излагать свои мысли, правильно строить
предложения.
Развитие мышления. Учимся выделять признаки
предметов. Выделение признаков предметов.
Узнавание предметов по заданным признакам
(загадки, описание предметов). Упражнение в
нахождении признаков разных предметов, животных, времен года. Описание признаков
геометрических фигур. Описание предмета по его
признакам. Выделение «лишнего» предмета в
группе
однородных
предметов.
Решение
различных задач на нахождение «лишнего» среди
предметов, чисел, слов, фигур.
Учимся сравнивать. Сравнение двух и более
предметов. Выделение общих и существенных
признаков. Нахождение черт сходства и отличия.
Нахождение
предметов с одинаковым значением признака
(цвет, форма, размер, вкус и т.д.) Решение задач на
сравнение чисел, слов предметов, фигур.
Учимся
рассуждать
и
анализировать.
Нахождение закономерностей в числах, фигурах,
знаках. Продолжение ряда по закономерности.
Поиск недостающих в рядах фигур. Поиск
последовательности
действий.
Нахождение
пропущенных
чисел,
фигур,
элементов.
Логические игры со счетными палочками.
Нахождение общего понятия для группы
однородных предметов. Решение логических задач

Определять
главное
и
существенное
на
основе
развивающих заданий и упражнений,
путем
логических
задач
и
проведения дидактических игр.
Описывать признаки предметов и
узнавать предметы по их признакам.
Выделять существенные признаки
предметов.
Сравнивать между собой предметы,
явления.
Обобщать,
делать
несложные
выводы.
Классифицировать
явления,
предметы.
Определять
последовательность
событий.
Судить
о
противоположных
явлениях.
Давать определения тем или иным
понятиям.
Определять
отношения
между
предметами типа «род» - «вид».
Выявлять
функциональные
отношения между понятиями.
Выявлять
закономерности
и
проводить аналогии.
Определять на
глаз
размеры
предмета.
Давать несложные
определения
понятиям.
Определять на глаз размеры
предмета.
Демонстрировать чувство времени,
веса,
расположенности
в
пространстве
Излагать свои мысли ясно и
последовательно.
Составлять загадки, небольшие
рассказы, сочинять сказки.
Различать предметы по цвету,
форме, размеру.
Описывать
то,
что
было
обнаружено с помощью органов
чувств.
Демонстрировать чувство времени,
веса,
расположенности
в
пространстве.
Объяснять закономерности.
11

разных видов. Логические игры со счетными
палочками.
Решение
анаграмм,
ребусов,
кроссвордов.
3 класс
1) Тренировка психических процессов:
- развитие концентрации внимания;
- тренировка слуховой и зрительной памяти;
- совершенствование воображения;
- развитие быстроты реакции, мышления.
2) Задания геометрического характера:
- составление и моделирование предметов;
- построение фигур из счетных палочек;
- уникурсальные кривые;
- построение фигур из конструктора «Вьетнамская
игра», «Монгольская игра», «Танграм»;
- разрезание фигур.
3) Нестандартные задания алгебраического
характера:
- задачи на переливание;
- задачи на взвешивание;
- математический фокус;
- математические ребусы;
- арифметические лабиринты с воротами;
- магические квадраты.
4) Нестандартные задания логического характера:
- логические задачи на причинно-следственные
цепочки;
- задачи с опорой на жизненные ситуации;
- анаграмма;
- комбинаторные задачи;
- задачи с альтернативным условием.
5) Игры А. З. Зака - игры, способствующие
развитию способности действовать в уме («Муха»,
«Просветы», «Ход конём»).
4 класс
1) Тренировка психических процессов:
- развитие концентрации внимания;
- тренировка слуховой и зрительной памяти;
- совершенствование воображения;
- развитие быстроты реакции, мышления.

Выделять
черты
сходства
и
различия.
Описывать
признаки
геометрических фигур.
Находить и
выделять
признаки
разных предметов.
Узнавать
предметы
по
их
признакам.
Д Различать предметы по цвету,
форме, размеру.
Описывать
то,
что
было
обнаружено с помощью органов
чувств.
Составлять и преобразовывать
фигуры.
Определять на глаз размеры
предмета.
Демонстрировать чувство времени,
веса,
расположенности
в
пространстве.
Давать описание
предметов,
явлений в соответствии с их
признаками.
Ориентироваться в
пространстве
листа.
Составлять и преобразовывать
фигуры.
Объяснять
значение
слов
и
выражений.
Различать предметы по цвету,
форме, размеру.
Различать главное и существенное
на основе развивающих заданий и
упражнений, сравнивать предметы.
Выделять закономерности,
завершать схемы.
Анализировать ситуацию, устанавл
ивать причинно-следственные связи.
Называть предметы по описанию.
Демонстрировать
способность
2) Задания геометрического характера:
переключать,
распределять
- составление и моделирование многогранников;
внимание.
- построение фигур из счетных палочек;
Объяснять
значение
слов
и
- уникурсальные кривые;
выражений.
- построение фигур из конструктора «Колумбово Описывать
то,
что
было
яйцо», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра»,
обнаружено с помощью органов
«Танграм».
чувств.
3) Нестандартные задания алгебраического характера:
Демонстрировать
- задачи на переливание и на взвешивание;
целенаправленное и осмысленное
- математический фокус;
наблюдение.
- математические ребусы;
Различать главное и существенное
- арифметические лабиринты с воротами;
- магические фигуры;
на основе развивающих заданий и
12

- цифровая головоломка «судоку»;
- кросснамберы.
4) Нестандартные задания логического характера:
- провоцирующие задачи;
- логические задачи на причинно-следственные
цепочки;
- задачи с опорой на жизненные ситуации;
- комбинаторные задачи;
- задачи с альтернативным условием.

упражнений, сравнивать предметы.
Выделять
закономерности,
завершать схемы.
Анализировать ситуацию, устанавл
ивать причинно-следственные связи.
Называть предметы по описанию.
Демонстрировать
способность
переключать,
распределять
внимание.

Раздел IV. Основные формы организации курса
Основной формой данного курса являются следующие виды внеурочной занятости:
игры, моделирование и конструирование, практические работы с бумагой, а также работа
в парах и в группах сменного состава.
Раздел V. Тематическое планирование
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Наименование разделов (или тем)
Развитие
концентрации
внимания.
Тренировка внимания.
Развитие мышления.
Тренировка слуховой памяти.
Тренировка зрительной памяти.
Развитие аналитических способностей.
Совершенствование воображения.
Развитие логического мышления.
Развитие речи.

Общее количество часов на
изучение раздела (тем)
1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

33 ч.

34 ч.

34 ч.

34 ч.

13

Раздел VI. Календарно - тематический план
1 класс
№
п/п
1.

2.
3.
4.
5.
6.

Тема занятия

Примечание

Выявление
уровня
развития
внимания,
восприятия,
воображения, памяти и мышления (вводный урок). Незнайка
развивает познавательные способности. Игра «Выполни по
образцу».
Развитие концентрации внимания. Что съели поросята? Игра
«Раскрась фигуру».
Буратино тренирует внимание. Составь новые слова. Игра
«Внимание».
Тренировка слуховой памяти. Игра «Найди фигуру».
Тренировка зрительной памяти. Игра «Запомни и нарисуй».
Задания Красной Шапочки.
Игра « Найди буквенную
закономерность».

7.
8.
9.
10.
11.
12.

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

20.
21.
22.

Среди гостей на карнавале найди разбойника. Игра
«Незаконченные рисунки».
Развивай логическое мышление. Подпиши фамилии мальчиков.
Игра «Найди лишнее».
Развитие концентрации внимания. Составляем новые слова.
Игра «Сравни зайчиков».
Тренируй внимание. Найди отличия. Игра «Лабиринт».
Золушка тренирует слуховую
цепочках».

память. Игра «Найди слова в

Тренировка зрительной памяти. Помоги Наф-Нафу убежать от
волка. Игра
«Составь новые слова». Ответь быстро на
вопросы.
Поиск закономерностей. Дорисуй недостающие фигуры. Игра
«Магические треугольники».
Совершенствование воображения. Помоги Винни-Пуху
дорисовать из треугольников картинки. Игра «Художник».
Развивай логическое мышление. Какую рыбу рыбак поймал
раньше? Игра «Шифровальщик».
Развитие концентрации внимания. Найди цыпленка, который
вылупился из яйца. Игра «Лабиринт».
Тренируй внимание. Расшифруй слова. Игра «Магический
квадрат».
Тренировка слуховой памяти. Послушай и ответь быстро на
вопросы. Игра «Так же, как…..».
Тренировка зрительной памяти. Запомни и нарисуй. Игра
«Наборщик».
Поиск закономерностей. Назови номер нужной фигуры.
Отгадайте слово по первым буквам слов.
Совершенствование воображения. Дорисуй маски. Игра
«Разгадай кроссворд».
Развивай логическое мышление. Кто длиннее всех? Игра «
отгадай ребус».
14

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Развитие концентрации внимания. Найди одинаковые части.
Игра «Наборщик».
Тренируй внимание. Произнеси слова наоборот. Игра «Отгадай
сказочного героя».
Тренировка слуховой памяти. Помоги Незнайке правильно
написать слова. Игра «Составляем новые слова».
Тренировка зрительной памяти. Запомни и нарисуй. Игра
«Отгадывание ребусов».
Поиск закономерностей. Заполни пустые квадраты. Игра
«Четвертый лишний».
Совершенствование воображения. Нарисуй слово схематично.
Игра «Кроссворд».
Развивай логическое мышление. Помоги обезьянкам узнать
свое имя. Игра «Найди фигуру».
Развитие концентрации внимания. Глазками узнай, кому
звонил Чебурашка. Игра «Зашифруй слова».
Тренировка слуховой памяти. Ответь на вопросы. Игра
«Расшифруй пословицу».
Тренировка зрительной памяти. Игра «Найди 10 отличий».
Выявление
уровня
развития
внимания,
восприятия,
воображения, памяти и мышления на конец учебного года.
Игра «Умники и умницы».

15

2 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.

6.
7.
8.
9.
10.
11.

12.
13.
14.
15.

Тема занятия
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения,
памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок).
Развитие внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.
Логически-поисковые задания. Анаграммы.
Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания.
Комбинаторные задачи. Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания.
Поиск закономерностей. Развитие аналитических способностей.
Совершенствование мыслительных операций. Графический
диктант.
Совершенствование воображения. Задания со спичками. Рисуем
по образцу. Цифровые ребусы.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант.
Развитие внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.
Логически-поисковые задания. Логические цепочки.
Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания.
Комбинаторные задачи. Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания.
Магический треугольник.
Поиск закономерностей. Развитие аналитических способностей.
Совершенствование мыслительных операций. Графический
диктант.
Совершенствование воображения. Буквенные ребусы. Китайская
головоломка «Танграм».
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Магический квадрат. Графический диктант.
Развитие внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.
Логически-поисковые задания. Головоломки-лабиринты.
Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания.
Комбинаторные задачи. Графический диктант.

16.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения,
памяти и мышления. Конкурс эрудитов.

17.

Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания.
Занимательная геометрия.
Поиск закономерностей. Развитие аналитических способностей.
Совершенствование мыслительных операций. Графический
диктант.
Совершенствование воображения. Задания со спичками.
Буквенные ребусы.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Анаграммы. Графический диктант.
Развитие внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.
Логически-поисковые задания. Пословицы.
Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания.
Комбинаторные задачи. Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания.
Антонимы. Многозначные слова.

18.

19.
20.
21.
22.
23.

Примечание

16

24.

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

32.
33.
34.

Поиск закономерностей. Развитие аналитических способностей.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Синонимы.
Сравнения. Графический диктант.
Совершенствование воображения. Китайская головоломка
«Танграм». Буквенные ребусы.
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения,
памяти и мышления. Игра «Калейдоскоп». Загадки. Ребусы.

Кроссворды.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Анаграммы. Графический диктант.
Развитие внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.
Логически-поисковые задания. Фразеологизмы.
Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания.
Комбинаторные задачи. Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания.
Фразеологизмы.
Поиск закономерностей. Развитие аналитических способностей.
Совершенствование мыслительных операций. Графический
диктант.
Совершенствование воображения. Задания со спичками. Ребусы.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций.
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения,
памяти и мышления на конец учебного года. Игра «Умники и
умницы».

17

3 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Тема занятия

Примечание

Выявление
уровня
развития
внимания,
восприятия,
воображения, памяти и мышления (вводный урок).
Волшебные нити. Развитие концентрации внимания. Решение
логических задач.
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на
развитие аналитических способностей.
Тренировка внимания. Логически-поисковые задания.
Палиндромы. Тренировка слуховой памяти.
Сравнение предметов по признакам. Тренировка зрительной
памяти.
Царство дядюшки Закона. Поиск закономерностей.
Поиск закономерностей. Учись решать, стараясь рассуждать.
Изографы. Совершенствование воображения.
Логически–поисковые задачи. Задания по перекладыванию
спичек.
Игра «Шифровальщик». Развитие быстроты реакции.
Развитие
логического
мышления.
Совершенствование
мыслительных операций.
Волшебные нити. Развитие концентрации внимания.
Поиск закономерностей. Учись решать, стараясь рассуждать.
Следопыты. Тренировка внимания.
Тренируем внимание. Синонимы.
«Кодированное слово». Развиваем слуховую память. Логическипоисковые задания.
«Шифровальщик». Развитие зрительной памяти, логическипоисковые задания.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Царство дядюшки Закона. Поиск закономерностей.
Изографы. Совершенствование воображения. Задания по
перекладыванию спичек.
Что сначала, что потом? Развитие быстроты реакции.
Не верь глазам своим. Развиваем внимание.
«Зашифрованные имена». Развиваем слуховую память.
Фразеологизмы. Логически – поисковые задания.
Царство дядюшки Закона. Поиск закономерностей.
Волшебные нити. Совершенствование воображения, логическипоисковые задания.
Эстафета. Развитие быстроты реакции.
Волшебные нити. Развиваем внимание.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование
мыслительных операций.
Изографы. Совершенствование воображения. Задания со
спичками.
Страна советов. Развитие быстроты реакции.
Изографы. Совершенствование воображения.
Выявление
уровня
развития
внимания,
восприятия,
воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Игра
«Умники и умницы».
18

4 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

Тема занятия

Примечание

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения,
памяти и мышления (вводный урок).
Развитие концентрации внимания. Анаграммы. Тренировка
внимания. Развитие мышления. Разгадываем пиктограммы.
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Разгадываем и
составляем ребусы.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Кодировка
слов.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование
мыслительных операций. Магические квадраты.
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию
спичек.
Развитие
логического
мышления.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.
Тренировка внимания.
Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Логические
цепочки чисел.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Синонимы.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование
мыслительных операций. Комбинаторика.
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию
спичек. Разгадываем и составляем ребусы.
Развитие
логического
мышления.
Совершенствование
мыслительных операций. Фразеологизмы.
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания.
Развитие мышления.
Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Великое
противостояние антонимов.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Разгадываем
и составляем изографы.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование
мыслительных операций. Ударение меняет значение.
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию
спичек. Судоку.
Конкурс эрудитов.
Развитие
логического
мышления.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Танграм.
Тренировка внимания. Развитие мышления. Омонимы.
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Задачи в
стихах.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Танграм.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование
мыслительных операций. Комбинаторика.
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию
спичек.
19

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Развитие
логического
мышления.
Совершенствование
мыслительных операций. Архаизмы.
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Шарады.
Тренировка внимания. Развитие мышления. Омонимы.
Тренировка
слуховой
памяти.
Развитие
мышления.
Геометрические задачи.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Задачи на
разрезание фигур на одинаковые части.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие
логического
мышления.
Совершенствование
мыслительных операций.
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения,
памяти и мышления на конец учебного года. Игра «Умники и
умницы».

Дополнительная литература:
1.Айзенк Г. Проверьте свои способности. - СПб.: 1996.
2. Винокурова Н. К. Подумаем вместе. Развивающие задачи, упражнения, задания. Чч. 1-У. М.: РОСТ, 1999.
3. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развитие творческих
способностей. - Киров, 2004.
4. Голубь В. Т. Графические диктанты. - М.: Вако, 2004.
5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор:
пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
6. Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. - М.: 1998.
7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к
мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.:
Просвещение, 2010.
8. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х
ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова ( и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.:
Просвещение, 2010.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».