Приложение № 4 к ООП – ОП СОО МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Администрации Североуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочного курса Международная журналистика среднее общее образование Североуральск, 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность и назначение рабочей программы курса внеурочной деятельности «Международная журналистика» Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Международная журналистика» (далее – Программа) составлена на основе требований к результатам освоения образовательной программы среднего общего образования, установленных федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413, приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413», нормами Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся (внесенными в федеральное законодательство во исполнение поручений Президента Российской ФедерацииПр-328 п. 1 от 23.02.2018 г., Пр-2182 от 20.12.2020 г.). Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с целью реализации обучающей профориентации на уровне среднего общего образования посредством изучаемых на углубленном уровне иностранных языков. Программа опирается на многолетнее исследование по изучению профориентационных возможностей предметной области «Общественных и естественных наук». Возможность выхода на основе филологического профиля на большое количество специальностей вызывает потребность в более отчетливом профориентационном «Иностранный язык», будучи, по сути, универсальным, ориентирует обучающегося, помогает ему обнаружитьсвое профессиональное место благодаря тому, что помещает его в модели разнообразных профессиональных контекстов. Эти контексты служат «станциями» на пути самоопределения; обучающийся «останавливается» на какой-либо из них, изучает ее средствами иностранного языка и принимает решение, двигаться ли ему дальше или выбрать данный профессиональный контекст. Усилению профориентационной составляющей могут способствовать, в том числе, курсы по выбору, знакомящие обучающегося с основами его (предполагаемой) будущей профессии. Одним из таких курсов является предлагаемый курс внеурочной деятельности «Международная журналистика» (далее – курс) Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности «Международная журналистика» Цель: развитие предметной профориентационной компетенции обучающихся(средствами предметной области «Общественных и естественных наук»), включающей начальные журналистские знания, владение базовой специализированной терминологией, использование различных видов речевой деятельности, умения в области журналистики (интервьюирование, подготовка репортажа, элементарные умения редактирования публицистического текста, первое знакомство со спецификой работы журналистов разных специальностей и т. д.). Задачи: - расширить знания в области стилистики с акцентом на особенностях стиля публицистических текстов; - ознакомиться с некоторыми правовыми и этическими основами деятельности журналистовмеждународников; - сформировать специализированные умения (в их элементарных формах) в области: – сбора сведений (о людях, фактах, проблемах, ситуациях) для подготовки произведения в форме одного из журналистских жанров; анализа и переработки полученного материала, получения дополнительных сведений через непосредственное общение с людьми, в т. ч. и иностранными гражданами (практическое применение начальных навыков и умений межкультурной коммуникации, в т. ч. в рамках проектной деятельности); создания журналистского произведения; – определения круга лиц, которых целесообразно привлекать к подготовке публицистических материалов; – начального опыта в изучении и анализе общественного мнения, общественных интересов и потребностей; начальной практики в области социологического исследования для выяснения общественного мнения (опрос, анкетирование, дискуссия); – основ редактирования предоставленного публицистического текста (материала); – базовых навыков и умений разработки издания школьной газеты, теле-, радиопередачи; – знакомства со способами преодоления межкультурных конфликтов при работе международном уровне, со способами корректной интерпретации реалий чужой культуры; на – умений использовать свои личностные качества в деятельности, приближенной к работе журналиста; – умений планировать собственную работу; – умений осуществлять рефлексию в области профессионального самоопределения. Место и роль курса внеурочной деятельности «Международная журналистика» в учебном плане основной общеобразовательной программы Рабочая программа разработана с учетом преемственности профориентационных и профессиональных задач при переходе обучающихся с уровня среднего общего образования на уровень высшего образования (в области филологии и/или журналистики). Предлагаемый курс предназначен для следующих целевых групп: 10– 11 класс общеобразовательных школ, реализующих профильное обучение (гуманитарный профиль. На изучение учебного курса внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю в 10 и 11 классах. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В сфере гражданского воспитания: - сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; - осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; - принятие демократических ценностей; - готовность противостоять идеологии экстремизма, религиозным, расовым, национальным признакам; дискриминации по социальным, -готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества; - умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением. В сфере патриотического воспитания: - сформированность российской гражданской идентичности, чувства ответственности за свой край, свой язык и культуру; - ценностное отношение к историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России и страны/стран изучаемого языка; достижениям России и страны/стран изучаемого языка в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде. В сфере духовно-нравственного воспитания: - сформированность нравственного сознания, этического поведения; - способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности в международном общении; - осознание личного вклада в построение устойчивого будущего через объективную журналистскую деятельность в Российской Федерации и за рубежом. В сфере эстетического воспитания: - способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, приобщаться к ценностям мировой культуры через источники информации на иностранном языке, ощущать эмоциональное воздействие искусства; - убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; - стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность - готовность к самовыражению в профессиональном творчестве на международной арене. В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: - осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; - способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью; - умение принимать себя и других, не осуждая; - умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием для экономии внутренних ресурсов; - сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. В сфере трудового воспитания: - интерес к изучаемой сфере профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; - готовность и способность к образованию и самообразованию в области интересующей профессии на протяжении всей жизни; - готовность адаптироваться в профессиональной среде; - осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. В сфере экологического воспитания: - повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе в процессе объективной журналистской деятельности; - расширение опыта деятельности экологической направленности. В сфере понимания ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира. В сфере совершенствования эмоционального интеллекта, предполагающего сформированность: - самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы; - саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, быть открытым новому; - внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; - эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации; - социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, в том числе с представителями страны/стран изучаемого языка, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты. Метапредметные результаты В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: - определять цели профориентационной деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности в жанровых журналистских продуктах изучаемого родного языка; - вносить коррективы в учебную и профориентационную деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать критическое и креативное мышление при решении профессионально ориентированных задач; - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности в области журналистики, навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания (в т. ч. Некоторых профессиональных методов в работе журналиста); - владеть видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных профессионально ориентированных ситуациях; - осуществлять целенаправленный профессиональную среду; поиск переноса средств и способов действия в - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - владеть навыками получения и верификации информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления, отделять объективную информацию от субъективной; - создавать журналистские тексты, в том числе на иностранном языке, в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность информации, ее соответствие морально- этическим нормам. В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: - владеть различными способами общения и взаимодействия, в основных ситуациях профессиональной журналистской деятельности; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; -развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием адекватных языковых средств; -выбирать тематику и методы совместных действий с учетом профессионально ориентированных задач и возможностей каждого члена коллектива; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы. В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: - самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной профориентационной деятельности; - делать осознанный профориентационный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; - оценивать приобретенный опыт в области журналистской деятельности; - способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень с целью повышения журналистской грамотности; - делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в процессе профессионального самоопределения; - владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; - оценивать соответствие создаваемого устного/письменного журналистского текста выполняемой журналистской задаче; вносить коррективы в созданный речевой продукт в случае необходимости; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека. Предметные результаты Анализировать и интерпретировать публицистические статьи разных жанров; реферировать и аннотировать публицистические тексты; вести дискуссии и дебаты; создавать собственные журналистские статьи; иметь представление о видах газет и журналов, теле- и радиопередач; видах журналистской деятельности, функциях журналистики, ее роли в современном обществе; профессиональных компетенциях журналистов; элементарных формах журналистской практики. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль 1. Знакомьтесь: журналистика Факты и мнения о журналистике. Опрос. Язык журналистики: тренинг. Работа над проектом. Модуль 2. Функции журналистики Чем занимается журналистика? Журналистские жанры: факты и мнения. Аналитическое сообщение. Аннотация. Язык журналистики: тренинг. Работа над проектом. Модуль 3. Профессиональная квалификация журналиста Требования к журналисту-международнику. Журналист и писатель. Журналист – работа мечты? Профессиональная этика журналистов (в разных странах). Репортаж. Язык журналистики: тренинг. Работа над проектом. Работа с языковым профориентационным портфелем. Модуль 4. Сферы журналистской деятельности Профессиональные профили журналистов. Журналистские сферы Интервью. Фоторепортаж. Язык журналистики: тренинг. Работа над проектом. деятельности. Модуль 5. Печатные СМИ: газеты Газеты: общая характеристика. Качественные газеты (в разных странах). Публицистические жанры в качественной газете. Таблоиды разных стран. Язык журналистики: тренинг. Работа над проектом. Модуль 6. Печатные СМИ: журналы Журналы: общая характеристика. Рецензии и аннотации: кинокритика. Язык журналистики: тренинг. Работа над проектом. Модуль 7. Радио и телевидение Телерадиовещание в странах изучаемого языка и России. Телерадиопередачи. Язык журналистики: тренинг. Работа над проектом. Телерадиожурналист. Модуль 8. Интернет-журналистика Интернет-версии газет, журналов, телеканалов. Журналистика и социальные сети. Журналист и блогер. Язык журналистики: тренинг. Работа над проектом. Практический модуль. Содержание данного модуля встраивается в основные модули в виде практических заданий и профессиональных проб. Опрос общественного мнения. Эссе. Сообщение: новость, аналитическое сообщение, репортаж. Интервью. Дебаты. Ток-шоу. Структура газеты. Журналистский блог. Дополнительный модуль. Обобщающе-расширяющий модуль, материал которого может осваиваться отдельно или встраиваться в работу над другими модулями. Журналистское образование в России и за рубежом. Прогнозы развития журналистики. Само- и взаимооценивание. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № 1 п/п Модуль Знакомьтесь: журналистика 5ч Основное содержание Факты и мнения о журналистах и журналистике. Сферы деятельности журналистов (обзорно). Профессиограмма зарубежного / российского журналиста. Аутентичный публицистический материал: опрос Виды деятельности обучающихся Иметь представление о: - журналистике и профессии «журналист»; - журналистских организациях; - задачах журналистики в соответствии с требованиями профессиограммы. Знать: значение новых лексических единиц,в т. ч. специализированных терминов. Уметь: А) речевые умения: - высказывать собственное мнение / оценочное суждение о профессии общественного мнения (высказывания школьникови студентов о профессии журналиста) 2 Функции журналистики 5ч Функции СМИ. Роль журналистики в современном обществе. Понятия «информационное общество», «век информации». Процесс передачи информации: от источника к получателю, место журналистав этой цепочке. Деловая игра «Трансформация информации». Искажение фактов и вымысел, их причины и следствия. Факты и мнения в статьях. Аутентичный публицистический материал: новостная журналиста; читать аутентичные тексты (специализированные по теории журналистики, а также аутентичные публицистические), используя основные виды чтения в зависимости от поставленной коммуникативной задачи; - составлять письменные материалы для презентации проекта; давать (письменно или устно) дефинициик специализированным терминам; Б) учебно-познавательные умения: - использовать одноязычные словари; - искать и выделять в тексте необходимую информацию (включая профессиональную терминологию); - заполнять обобщающие таблицы для систематизации специализированного материала; самостоятельно подбирать дополнительный материал по теме, в т. ч. используя интернет-ресурсы; - определять значимость изучаемого для профессионального самоопределения и дальнейшего образования; В) специализированные журналистские умения: - собирать материал и сведения в ходе опроса общественного мнения, перерабатывать полученный материал, представлять результаты Иметь представление о: - функциях журналистики; жанровой классификации публицистических текстов, особенностях этой классификации в российской и зарубежной журналистике. Знать: значение новых лексических единиц, в т. ч. специализированных терминов. Уметь: А) речевые умения: - делать устные и письменные сообщения (Bericht),соблюдая структуру этого журналистского жанра; - высказывать собственное мнение / оценочное суждение по тематике и проблематике прочитанных публицистических текстов; - использовать навыки и умения монологической и диалогической речи для участия в дебатах; читать аутентичные тексты (публицистические заметка, интервью, общественного мнения, литературная критика 3 Профессиональная квалификация журналиста 8ч различных жанров и специализированные опрос по теории журналистики), используя основные виды статья- чтения в зависимости от поставленной коммуникативнойзадачи; писать аннотацию, составлять письменные материалы для презентации проекта; давать (письменно или устно) дефинициик специализированным терминам; Б) учебно-познавательные умения: см. модуль 1; В) специализированные журналистские умения: - собирать материал и сведения для подготовки сообщения, перерабатывать полученный материал, представлять результаты; - вычленять факты из статей, избегать искаженияфактов при передаче информации; - критически оценивать позицию автора статьи,делать выводы; - находить признаки публицистического стиля в статьях Требования профессиограммык личностным качествам и профессиональным компетенциям. Отличие журналиста от писателя. Проблемы и опасности журна- листской профессии (в России и Германии). Этические кодексы журналистов. Аутентичный публицистический материал: репортаж Иметь представление о: требованиях профессиограммы к личности и профессиональным компетенциям журналиста; - вариантах российской и зарубежной профессиограмм; -проблемах и опасностях журналистской деятельности; - требованиях кодекса профессиональной этики журналиста. Знать: значение новых лексических единиц,в т. ч. специализированных терминов. Уметь: А) речевые умения: - делать устные сообщения (Bericht), соблюдая структуру этого журналистского жанра; читать аутентичные тексты (публицистические репортажных жанров и специализированные по теории журналистики), используя основные видычтения в зависимости от поставленной коммуникативной задачи; - высказывать собственное мнение / оценочное суждение по тематике и проблематике прочитанныхпублицистических текстов; - составлять письменные материалы для презентациипроекта; - реферировать статьи репортажных жанров; давать (письменно или устно) дефинициик специализированным терминам; Б) учебно-познавательные умения: см. модуль 1; В) специализированные журналистские умения: - критически оценивать позицию автора статьи; - находить признаки композиционных типов речив статьях информационных жанров, делать выводы; - описывать признаки репортажного жанра и готовить собственные несложные и небольшие репортажи; 4 Сферы журналистской деятельности 11ч Пресса, телевидение, радио, электронные СМИ, информационные агентства. Основные специализации журналистов: корреспондент, репортер, фотожурналист, диктор (ведущий) и др.Жанр «интервью». Фоторепортаж. Аутентичный публицистический материал: интервью, фоторепортаж «профессиональных» личностных качеств Иметь представление о/об: основных сферах деятельности зарубежных и российских журналистов; - обязанностях и особенностях работы корреспондента, репортера, ведущего и др.; -правилах подготовки интервьюи фоторепортажа; Знать: значение новых лексических единиц,в т. ч. специализированных терминов. Уметь: А) речевые умения: - излагать факты / описывать события, руковод-ствуясь закономерностями репортажного жанра; - использовать навыки и умения диалогической речив различных ее комбинациях для участия в интервью; - читать аутентичные публицистические тексты различных жанров с полным пониманием и пониманием общего содержания; давать (письменно или устно) 5 Печатные СМИ: газеты 10ч Типология газет. Структура газеты. Самые распространенные публицистические жанры качественных газет. Качественнаяи бульварная пресса. Понятие «развлекательной информации» (Infotainment). Разделы газет. Известные российские и зарубежные газеты, их содержание. Аутентичный публицистический материал: статьяпортрет специализированным терминам; Б) учебно-познавательные умения: см. модуль 1; В) специализированные журналистские умения: - использовать свои «профессиональные» личностные качества в деятельности, приближенной к работе репортера, ведущего, редактора - применять на практике элементарные основы искусства интервьюирования Иметь представление о/об: - основных общепринятых классификациях газет (качественная / бульварная пресса, общегосударственные / региональные издания, информационные / специализированные издания и т. д.); - основных зарубежных и российских печатных СМИ, их специфике; - признаках наиболее распространенных публицистических жанров качественной и бульварной прессы; - основных рубриках газет; Знать: значение новых лексических единиц, в т. ч. специализированных терминов. Уметь: А) речевые умения: - читать аутентичные публицистические тексты с пониманием общего содержания; - высказывать собственное мнение / оценочное суждение по тематике и проблематике прочитанных публицистических текстов, используя аргументацию; давать комментарии; - использовать навыки и умения монологической и диалогической речи для участия в дискуссии на тему качественной и бульварной прессы, цензуры в СМИ; - понимать на слух необходимую информацию из звучащего текста; давать (письменно или устно) специализированным терминам; Б) учебно-познавательные умения: см. модуль 1; В) специализированные журналистские умения: - различать статьи качественной и бульварной прессы по характерным признакам; - проводить опросы с целью составления 6 7 Печатные СМИ: журналы 5ч Радио и телевидение 13ч - Радио и телевидение в странах изучаемого языка и России. Частное и государственное, антенное (спутниковое) и кабельное, аналоговое и цифровое радио и телевидение. Виды радио- и телеканалов, а также передач. Рейтинги телевизионных программ. Специфика работы телеи радиожурналистов, их специа лизации. Виды телевизионных шоу. Аутентичный публицистический материал: интервью, радиожурнал, радио фельетон, новостная передача, репортаж рейтингов газетных рубрик; - собирать материалы для подготовки статьи портрета Иметь представление о/об: -основных общепринятых классификациях журналов; - особенностях кинокритики: рецензиях и аннотациях. Знать: значение новых лексических единиц,в т. ч. специализированных терминов. Уметь: А) речевые умения: - читать публицистические тексты с пониманием общего содержания; художественных фильмов; давать (письменно или устно) специализированным терминам; Б) учебно-познавательные умения: см. модуль 1; В) специализированные журналистские умения: - описывать отличительные признаки газеты и журнала; - собирать материалы для подготовки статей в жанре кинокритики Иметь представление о/об: - российских и зарубежных теле- и радиоканалах; - видах теле- и радиопередач; основных способах телеи радиотрансляции; - специфике и главных характеристиках самых распространенных типов программ; особенностях работы телеи радиожурналистов. Знать: значение новых лексических единиц, в т. ч. специализированных терминов. Уметь: А) речевые умения: понимать основное содержание аутентичных радиопередач, выборочно извлекать из них необходимую информацию; - высказывать собственное мнение / оценочное суждение по тематике и проблематике услышанных публицистических текстов разных жанров, используя аргументацию; давать комментарии; - использовать навыки и умения диалогической речи для подготовки радиоинтервью; - использовать умения монологической речи для подготовки радио фельетона; Практический модуль 2ч Дополнительный модуль 1ч - давать (письменно или устно) специализированным терминам; Б) учебно-познавательные умения: см. модуль 1; В) специализированные журналистские умения: - проводить опросы с целью составления рейтингов телеканалов / телепередач; уметь анализировать подобные рейтинги; - использовать умения монологической и/или диалогической речи для подготовки текстового или аудиовизуального интернет-контента; Б) учебно-познавательные умения: см. модуль 1; В) специализированные журналистские умения: - анализировать журналистский интернетконтент; - создавать собственную версию интернетСМИ с помощью возможностей социальных сетей или интернет конструкторов; - создавать блогерский контент Информационный раздел, обобщающий особенности жанровой деятельности журналиста. Содержит правила создания публицистических материалов и комплексных журналистских «продуктов» следующих жанров: опрос общественного мнения, эссе, сообщение (новость, аналитическое сообщение, репортаж), интервью, дебаты, ток-шоу. Дает информацию о структуре газеты, журналистском блоге. Используется для организации учебно- практической профориентационной деятельности, включая профессиональные пробы Обобщающий модуль, где обучающиеся знакомятся с возможностями продолжения журналистского образования в России и за рубежом и прогнозами развития журналистики. Включает в качестве приложения языковой профориентационный портфель