Рабочая программа Практическая стилистика 10-11 класс

Приложение № 1 к ООП – ОП СОО
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Североуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
Практическая стилистика
среднее общее образование

Североуральск, 2024

1. Планируемые результаты освоения учебного курса «Практическая стилистика»
Личностные результаты. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения,
готовность и способность вырабатывать собственную позицию;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности

к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое
и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации,
являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения,
готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность
отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в
том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание
уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели

и сотрудничать для их достижения;
2

- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному
выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и
нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении
личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное,
ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Метапредметные
результаты Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя
группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и
жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

3

- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать
противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и
отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к
критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого
переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других
участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за

ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях
(генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать
деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования
информационно-коммуникационных технологий
- входить в информационную среду образовательной организации, в том числе через сеть Интернет,
размещать в информационной среде различные информационные объекты;
- использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
4

- искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности,
использовать различные определители;
- сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;
- осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;

- форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование
символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц);
- создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат
тексты, звуки, графические изображения;
- работать с особыми видами сообщений: диаграммами, картами и т.д.;
- осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательной организации
(получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);

- использовать возможности электронной почты и социальных сетей для обучения;
- соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации
и информационным правам других людей;
- соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет;
- различать безопасные ресурсы сети Интернет и ресурсы, содержание которых несовместимо с задачами
воспитания и образования или нежелательно.
Предметные результаты
Выпускники учатся: работать с информацией, заложенной в тексте, четко формулировать, логично излагать и аргументированно
доказывать собственную точку зрения. Формирование умений и навыков анализа готовых текстов, формулирования собственного мнения,
создания собственного текста, а также практических навыков, связанных с правильным, коммуникативно-целесобразным использованием
языковых средств в речи (тексте), предполагает деятельностный подход к организации учебной работы: основной формой обучения
является практикум. Программа предполагает использование традиционного обучения с элементами развивающей технологии.
Обучающиеся освоят теоретические основы стилистики современного русского языка; лингвистические и экстралингвистические
особенности функциональных стилей современного русского языка; особенности использования стилистически окрашенных единиц в
разных сферах общения с учетом характера адресата уметь: использовать стилистические возможности языка в разных сферах
коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия владеть: навыками стилистического анализа
высказываний, текстов с учетом коммуникативных целей автора (создателя) текста. Знать: жанрово-стилистические особенности
функциональных разновидностей русской литературной речи; уметь: характеризовать стилистическую окраску языковых единиц в текстах;
анализировать тексты с учетом их функционально-стилевой и жанровой специфики; владеть: навыками анализа языковых единиц в тексте

и навыками анализа и создания текстов разных стилей и жанров

5

2. Содержание учебного курса «Практическая стилистика»
Введение. Стилистика – наука об умелом выборе языковых средств. Стили речи. Языковые средства, классификация языковых
средств. Фонетика и стилистика. Фонетика, орфоэпия, благозвучие речи, звукопись, разноместное и подвижное ударение, какофония,

аллитерация, ассонанс.
Лексикология. Лексические нормы. Смысловая точность. Выбор слова. Лексическая сочетаемость слов. Речевая
избыточность и речевая недостаточность. Синонимы, паронимы, антонимы, омонимы, многозначные слова.
Контекстуальные синонимы, антонимы. Стилистическая окраска слов: использование диалектизмов, жаргонизмов,
историзмов, архаизмов, неологизмов, заимствованных слов. Фразеологический оборот, его стилистические функции.
Понятие образности речи. Тропы и границы их использования в речи. Лингвостилистический анализ текста.
Лексическая стилистика
Стилистика
словообразования
Способы
словообразования:
суффиксальный,
приставочный,
приставочносуффиксальный, бессуфиксный, сложение, аббревиатура. Типичные недочеты и ошибки в словообразовании и их устранение.
Стилистика частей речи Морфологические нормы. Стилистические особенности употребления существительных.
Устранение морфолого-стилистических ошибок при их употреблении. Стилистические особенности употребления
прилагательных. Формы полных и кратких прилагательных, формы степеней сравнения имен прилагательных. Устранение
морфолого-стилистических ошибок при их употреблении. Стилистические особенности употребления числительных и
местоимений, наречий. Вариантное употребление некоторых форм. Выразительные возможности местоимений. Устранение
морфолого-стилистических ошибок при их употреблении. Стилистические особенности употребления глагола. Образование
причастий и деепричастий и их использование в речи. Устранение морфолого-стилистических ошибок при их употреблении.
Синтаксическая стилистика Требование порядка слов в предложении в зависимости от целей высказывания. Обратный
порядок слов, инверсия. Лексические и грамматические нормы построения словосочетаний. Правильное употребление предлогов в
составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Речевые ошибки в строе простого предложения: неудачное темарематическое членение предложения, неправильное употребление словоформ. Способы выражения подлежащего и сказуемого.
Варианты грамматической координации их форм. Трудные случаи управления. Устранение ошибок в согласовании главных членов
предложения. Нормативное построение предложений с однородными членами. Обобщающее слово при однородных членах.
Устранение ошибок при их употреблении. Стилистическое использование обращений, вводных слов и вставных конструкций.
Устранение ошибок при их использовании. Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь, цитирование.
Стилистическая оценка разных способов передачи чужой речи. Устранение ошибок при цитировании. Синтаксические средства
экспрессивной речи: риторические вопросы, восклицания, обращения, повторы, параллелизм, анафора, эпифора, многосоюзие,
эллипсис, умолчание, градация, парцелляция. Фигуры речи. Лингвостилистический анализ текста. Устранение морфологосинтаксических ошибок в строе простого предложения. Использование синонимических синтаксических конструкций. Устранение
стилистических недочетов и речевых ошибок при употреблении сложных предложений. Синонимия сложных и простых
предложений. Ошибки в построении сложносочиненных предложений. Ошибки в построении сложноподчиненных предложений.
6

Стилистика текста Текст Текст и его признаки. Структура текста. Функциональные стили речи: художественный,
публицистический, научный,
официально-деловой, разговорный. Типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Проблема текста Проблема текста. Основные типы проблем: философские, социальные, политические, нравственные,
экологические, эстетические. Алгоритмы выявления проблем публицистического и художественного текстов. Выбор одной проблемы из
нескольких. Способы формулирования проблемы. Типовые конструкции (штампы и клише) для формулирования проблемы.

Комментарий к проблеме Понятие комментария к проблеме. Текстуальный и концептуальный комментарий. Типы
информации в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая. Конструкции для комментирования проблемы:
текстовый комментарий, концептуальный комментарий. Введение цитат в текст сочинения. Прямая речь, косвенная речь,
предложения с вводной конструкцией, цитата как часть предложения. Типичные ошибки при комментировании проблемы.
Авторская позиция Авторская позиция в текстах различных стилей. Автор и рассказчик в художественном тексте. Средства
выражения позиции автора: слова-маркеры, оценочная лексика, средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения и
др. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании позиции автора.

Аргументация собственного мнения Определение собственного мнения по проблеме. Виды аргументов:
логические и психологические, рациональные, иллюстративные, ссылки на авторитет; поддерживающая и
опровергающая аргументация; «аргументы к обещанию» и «аргументы к угрозе» и др. Структура аргумента: тезис,
логический переход, аргумент, микровывод. Типичные ошибки аргументации.
Композиция сочинения Композиция сочинения: вступление, основная часть, заключение. Основные средства
связи между предложениями в тексте: слова-заместители, лексические повторы, анафора, параллелизм,
противопоставление, вопросительные предложения, прямой и обратный порядок слов в предложении, вводные
слова. Виды и формы вступления и заключения. Типовые конструкции заключения.
Речевое оформление сочинения Классификация ошибок. Виды грамматических, речевых, логических и фактических ошибок.
Проверка работ и исправление ошибок Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Проверка работ, исправление ошибок.
Итоговые занятия Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по курсу. Написание сочинения-рассуждения по

тексту.

7

Тематическое планирование учебному курсу «Практическая
стилистика» 10 класс
№ п/п

Тема урока

1
2
3
4

Стилистика –наука об умелом выборе языковых средств
Требования к уровню выпускников в области речи. Входная контрольная работа
Фоника: благозвучие речи, звукопись. Знакомство с орфоэпией
Смысловая точность. Выбор слова. Лексическая сочетаемость слов. Речевая избыточность и речевая
недостаточность
Использование синонимов, паронимов, антонимов, омонимов, многозначных слов
Стилистическая окраска слов: использование жаргонизмов историзмов, архаизмов ,неологизмов,
заимствованных слов
Использование в речи фразеологизмов
Понятие образности речи. Тропы и границы их использования в речи. Лингвостилистический анализ
текста
Типичные недочеты и ошибки в словообразовании и их устранение
Контрольная работа по теме: «Лексическая стилистика»
Стилистические особенности употребления существительных. Устранение морфолого-стилистических
ошибок при их употреблении
Стилистические особенности употребления прилагательных. Устранение морфолого-стилистических
ошибок при их употреблении

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Стилистические особенности употребления числительных, местоимений и наречий. Устранение
морфолого- стилистических ошибок при их употреблении
Стилистические особенности употребления глагола. Устранение морфолого- стилистических ошибок
при его употреблении
Контрольная работа по стилистике частей речи
Требование порядка слов в предложении в зависимости от целей высказывания
Лексические и грамматические нормы построения словосочетаний. Правильное употребление предлогов
в их составе

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8

18
19
20
21
22
23
24
25
26

27
28
29
30
31
32
33
34
ИТОГО

Правильное построение предложений. Речевые ошибки в строе простого предложения: неудачное тема рематическое членение предложения, неправильное употребление словоформ
Выражение подлежащего и сказуемого. Варианты грамматической координации их форм. Устранение
ошибок в согласовании главных членов предложения
Нормативное построение предложений с однородными членами. Устранение ошибок при их
употреблении
Типичные ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов и пути их устранения
Стилистическое использование обращений, вводных слов и вставных конструкций. Устранение ошибок
при их использовании
Стилистическая оценка разных способов передачи чужой речи. Устранение ошибок при цитировании
Синтаксические средства экспрессивной речи. Фигуры речи. Лингвостилистический анализ текста
Устранение морфолого- синтаксических ошибок в строе простого предложения. Использование
синонимических синтаксических конструкций
Устранение стилистических недочетов и речевых ошибок при употреблении сложных предложений.
Тестовые задания, редактирование текста. Стилистические недочеты и речевые ошибки при
употреблении сложных предложений. Синонимия сложных и простых предложений
Ошибки в построении сложносочиненных предложений
Ошибки в построении сложноподчиненных предложений
Контрольная работа по синтаксической стилистике
Систематизация знаний и умений учащихся по курсу
Требования к уровню выпускников в области речи. Итоговая контрольная работа. Создание эссе
Пробный анализ текста
Пробный анализ текста
Тренировочные работы

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
34

9

Тематическое планирование учебному курсу «Практическая
стилистика» 11класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Тема урока

Количество
часов
Текст и его признаки. Функциональные стили речи. Типы речи
1
Типы проблем. Способы выявления проблем. Выбор одной проблемы из нескольких
1
Способы формулирования проблемы
1
Типичные ошибки при формулировании проблемы
1
Практическое занятие по формулированию проблемы текста
1
Понятие комментария к проблеме. Типы информации в тексте
1
Типовые конструкции для комментирования проблемы
1
Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при комментировании проблемы
1
Контрольная работа «Формулировка проблемы текста и ее комментирование
1
Авторская позиция в текстах различных стилей. Средства выражения позиции автора
1
Типовые конструкции при формулировании авторской позиции
1
Типичные ошибки при формулировании позиции автора
1
Контрольная работа «Определение авторской позиции в тексте»
1
Определение собственного мнения по проблеме. Виды аргументов
1
Структура аргумента. Типичные ошибки аргументации
1
Контрольная работа « Аргументация собственной позиции»
1
Композиция сочинения. Основные средства связи между предложениями в тексте
1
Виды и формы вступления и заключения. Типовые конструкции заключения
1
Обобщающее занятие по композиции текста, работа с текстом
1
Контрольная работа «Композиция сочинения»
1
Классификация ошибок. Грамматические ошибки
1
Речевые ошибки
1
Логические и фактические ошибки
1
10

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
ИТОГО

Практическое занятие. Редактирование предложений, текста
Критерии оценивания сочинения- рассуждения. Проверка работ, исправление ошибок
Практическое занятие: проверка работ и исправление ошибок
Практическое занятие: проверка работ и исправление ошибок
Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по курсу. Написание сочинениярассуждения по тексту
Написание сочинения- рассуждения по тексту
Написание сочинения- рассуждения по тексту
Написание сочинения- рассуждения по тексту
Самопроверка сочинения по критериям
Взаимопроверка сочинений по критериям

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».