Приложение № 1 к ООП – ОП СОО МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Администрации Североуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса Практическая стилистика среднее общее образование Североуральск, 2024 1. Планируемые результаты освоения учебного курса «Практическая стилистика» Личностные результаты. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: - ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; - готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию; - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): - российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; - уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); - формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; - воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: - гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; - признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; - готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; - приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; - готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 2 - принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; - способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; - формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); - развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: - ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; - положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений: - осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; - готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; - потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; - готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). 1. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: - самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; - оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; - ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; - выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; 3 - организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; - сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: - искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; - критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; - использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; - находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; - выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; - выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; - менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; - при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; - распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий - входить в информационную среду образовательной организации, в том числе через сеть Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты; - использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг; 4 - искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности, использовать различные определители; - сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них; - осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора; - форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц); - создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; - работать с особыми видами сообщений: диаграммами, картами и т.д.; - осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательной организации (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио); - использовать возможности электронной почты и социальных сетей для обучения; - соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей; - соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет; - различать безопасные ресурсы сети Интернет и ресурсы, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования или нежелательно. Предметные результаты Выпускники учатся: работать с информацией, заложенной в тексте, четко формулировать, логично излагать и аргументированно доказывать собственную точку зрения. Формирование умений и навыков анализа готовых текстов, формулирования собственного мнения, создания собственного текста, а также практических навыков, связанных с правильным, коммуникативно-целесобразным использованием языковых средств в речи (тексте), предполагает деятельностный подход к организации учебной работы: основной формой обучения является практикум. Программа предполагает использование традиционного обучения с элементами развивающей технологии. Обучающиеся освоят теоретические основы стилистики современного русского языка; лингвистические и экстралингвистические особенности функциональных стилей современного русского языка; особенности использования стилистически окрашенных единиц в разных сферах общения с учетом характера адресата уметь: использовать стилистические возможности языка в разных сферах коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия владеть: навыками стилистического анализа высказываний, текстов с учетом коммуникативных целей автора (создателя) текста. Знать: жанрово-стилистические особенности функциональных разновидностей русской литературной речи; уметь: характеризовать стилистическую окраску языковых единиц в текстах; анализировать тексты с учетом их функционально-стилевой и жанровой специфики; владеть: навыками анализа языковых единиц в тексте и навыками анализа и создания текстов разных стилей и жанров 5 2. Содержание учебного курса «Практическая стилистика» Введение. Стилистика – наука об умелом выборе языковых средств. Стили речи. Языковые средства, классификация языковых средств. Фонетика и стилистика. Фонетика, орфоэпия, благозвучие речи, звукопись, разноместное и подвижное ударение, какофония, аллитерация, ассонанс. Лексикология. Лексические нормы. Смысловая точность. Выбор слова. Лексическая сочетаемость слов. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Синонимы, паронимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. Контекстуальные синонимы, антонимы. Стилистическая окраска слов: использование диалектизмов, жаргонизмов, историзмов, архаизмов, неологизмов, заимствованных слов. Фразеологический оборот, его стилистические функции. Понятие образности речи. Тропы и границы их использования в речи. Лингвостилистический анализ текста. Лексическая стилистика Стилистика словообразования Способы словообразования: суффиксальный, приставочный, приставочносуффиксальный, бессуфиксный, сложение, аббревиатура. Типичные недочеты и ошибки в словообразовании и их устранение. Стилистика частей речи Морфологические нормы. Стилистические особенности употребления существительных. Устранение морфолого-стилистических ошибок при их употреблении. Стилистические особенности употребления прилагательных. Формы полных и кратких прилагательных, формы степеней сравнения имен прилагательных. Устранение морфолого-стилистических ошибок при их употреблении. Стилистические особенности употребления числительных и местоимений, наречий. Вариантное употребление некоторых форм. Выразительные возможности местоимений. Устранение морфолого-стилистических ошибок при их употреблении. Стилистические особенности употребления глагола. Образование причастий и деепричастий и их использование в речи. Устранение морфолого-стилистических ошибок при их употреблении. Синтаксическая стилистика Требование порядка слов в предложении в зависимости от целей высказывания. Обратный порядок слов, инверсия. Лексические и грамматические нормы построения словосочетаний. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Речевые ошибки в строе простого предложения: неудачное темарематическое членение предложения, неправильное употребление словоформ. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Варианты грамматической координации их форм. Трудные случаи управления. Устранение ошибок в согласовании главных членов предложения. Нормативное построение предложений с однородными членами. Обобщающее слово при однородных членах. Устранение ошибок при их употреблении. Стилистическое использование обращений, вводных слов и вставных конструкций. Устранение ошибок при их использовании. Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь, цитирование. Стилистическая оценка разных способов передачи чужой речи. Устранение ошибок при цитировании. Синтаксические средства экспрессивной речи: риторические вопросы, восклицания, обращения, повторы, параллелизм, анафора, эпифора, многосоюзие, эллипсис, умолчание, градация, парцелляция. Фигуры речи. Лингвостилистический анализ текста. Устранение морфологосинтаксических ошибок в строе простого предложения. Использование синонимических синтаксических конструкций. Устранение стилистических недочетов и речевых ошибок при употреблении сложных предложений. Синонимия сложных и простых предложений. Ошибки в построении сложносочиненных предложений. Ошибки в построении сложноподчиненных предложений. 6 Стилистика текста Текст Текст и его признаки. Структура текста. Функциональные стили речи: художественный, публицистический, научный, официально-деловой, разговорный. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Проблема текста Проблема текста. Основные типы проблем: философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические. Алгоритмы выявления проблем публицистического и художественного текстов. Выбор одной проблемы из нескольких. Способы формулирования проблемы. Типовые конструкции (штампы и клише) для формулирования проблемы. Комментарий к проблеме Понятие комментария к проблеме. Текстуальный и концептуальный комментарий. Типы информации в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая. Конструкции для комментирования проблемы: текстовый комментарий, концептуальный комментарий. Введение цитат в текст сочинения. Прямая речь, косвенная речь, предложения с вводной конструкцией, цитата как часть предложения. Типичные ошибки при комментировании проблемы. Авторская позиция Авторская позиция в текстах различных стилей. Автор и рассказчик в художественном тексте. Средства выражения позиции автора: слова-маркеры, оценочная лексика, средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения и др. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании позиции автора. Аргументация собственного мнения Определение собственного мнения по проблеме. Виды аргументов: логические и психологические, рациональные, иллюстративные, ссылки на авторитет; поддерживающая и опровергающая аргументация; «аргументы к обещанию» и «аргументы к угрозе» и др. Структура аргумента: тезис, логический переход, аргумент, микровывод. Типичные ошибки аргументации. Композиция сочинения Композиция сочинения: вступление, основная часть, заключение. Основные средства связи между предложениями в тексте: слова-заместители, лексические повторы, анафора, параллелизм, противопоставление, вопросительные предложения, прямой и обратный порядок слов в предложении, вводные слова. Виды и формы вступления и заключения. Типовые конструкции заключения. Речевое оформление сочинения Классификация ошибок. Виды грамматических, речевых, логических и фактических ошибок. Проверка работ и исправление ошибок Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Проверка работ, исправление ошибок. Итоговые занятия Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по курсу. Написание сочинения-рассуждения по тексту. 7 Тематическое планирование учебному курсу «Практическая стилистика» 10 класс № п/п Тема урока 1 2 3 4 Стилистика –наука об умелом выборе языковых средств Требования к уровню выпускников в области речи. Входная контрольная работа Фоника: благозвучие речи, звукопись. Знакомство с орфоэпией Смысловая точность. Выбор слова. Лексическая сочетаемость слов. Речевая избыточность и речевая недостаточность Использование синонимов, паронимов, антонимов, омонимов, многозначных слов Стилистическая окраска слов: использование жаргонизмов историзмов, архаизмов ,неологизмов, заимствованных слов Использование в речи фразеологизмов Понятие образности речи. Тропы и границы их использования в речи. Лингвостилистический анализ текста Типичные недочеты и ошибки в словообразовании и их устранение Контрольная работа по теме: «Лексическая стилистика» Стилистические особенности употребления существительных. Устранение морфолого-стилистических ошибок при их употреблении Стилистические особенности употребления прилагательных. Устранение морфолого-стилистических ошибок при их употреблении 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Стилистические особенности употребления числительных, местоимений и наречий. Устранение морфолого- стилистических ошибок при их употреблении Стилистические особенности употребления глагола. Устранение морфолого- стилистических ошибок при его употреблении Контрольная работа по стилистике частей речи Требование порядка слов в предложении в зависимости от целей высказывания Лексические и грамматические нормы построения словосочетаний. Правильное употребление предлогов в их составе Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 ИТОГО Правильное построение предложений. Речевые ошибки в строе простого предложения: неудачное тема рематическое членение предложения, неправильное употребление словоформ Выражение подлежащего и сказуемого. Варианты грамматической координации их форм. Устранение ошибок в согласовании главных членов предложения Нормативное построение предложений с однородными членами. Устранение ошибок при их употреблении Типичные ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов и пути их устранения Стилистическое использование обращений, вводных слов и вставных конструкций. Устранение ошибок при их использовании Стилистическая оценка разных способов передачи чужой речи. Устранение ошибок при цитировании Синтаксические средства экспрессивной речи. Фигуры речи. Лингвостилистический анализ текста Устранение морфолого- синтаксических ошибок в строе простого предложения. Использование синонимических синтаксических конструкций Устранение стилистических недочетов и речевых ошибок при употреблении сложных предложений. Тестовые задания, редактирование текста. Стилистические недочеты и речевые ошибки при употреблении сложных предложений. Синонимия сложных и простых предложений Ошибки в построении сложносочиненных предложений Ошибки в построении сложноподчиненных предложений Контрольная работа по синтаксической стилистике Систематизация знаний и умений учащихся по курсу Требования к уровню выпускников в области речи. Итоговая контрольная работа. Создание эссе Пробный анализ текста Пробный анализ текста Тренировочные работы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 9 Тематическое планирование учебному курсу «Практическая стилистика» 11класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Тема урока Количество часов Текст и его признаки. Функциональные стили речи. Типы речи 1 Типы проблем. Способы выявления проблем. Выбор одной проблемы из нескольких 1 Способы формулирования проблемы 1 Типичные ошибки при формулировании проблемы 1 Практическое занятие по формулированию проблемы текста 1 Понятие комментария к проблеме. Типы информации в тексте 1 Типовые конструкции для комментирования проблемы 1 Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при комментировании проблемы 1 Контрольная работа «Формулировка проблемы текста и ее комментирование 1 Авторская позиция в текстах различных стилей. Средства выражения позиции автора 1 Типовые конструкции при формулировании авторской позиции 1 Типичные ошибки при формулировании позиции автора 1 Контрольная работа «Определение авторской позиции в тексте» 1 Определение собственного мнения по проблеме. Виды аргументов 1 Структура аргумента. Типичные ошибки аргументации 1 Контрольная работа « Аргументация собственной позиции» 1 Композиция сочинения. Основные средства связи между предложениями в тексте 1 Виды и формы вступления и заключения. Типовые конструкции заключения 1 Обобщающее занятие по композиции текста, работа с текстом 1 Контрольная работа «Композиция сочинения» 1 Классификация ошибок. Грамматические ошибки 1 Речевые ошибки 1 Логические и фактические ошибки 1 10 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 ИТОГО Практическое занятие. Редактирование предложений, текста Критерии оценивания сочинения- рассуждения. Проверка работ, исправление ошибок Практическое занятие: проверка работ и исправление ошибок Практическое занятие: проверка работ и исправление ошибок Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по курсу. Написание сочинениярассуждения по тексту Написание сочинения- рассуждения по тексту Написание сочинения- рассуждения по тексту Написание сочинения- рассуждения по тексту Самопроверка сочинения по критериям Взаимопроверка сочинений по критериям 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 11