Пояснительная записка Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт, свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоциональноэстетическое развитие личности ребенка. Занятия в вокальном кружке способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии. Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены вокального кружка принимают участие в конкурсах патриотической песни, организуют концерты. Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребенка и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка. Данная программа разработана и модифицирована с учетом следующих документов: -Закон об образовании РФ от 21.12.2012 г. № 273-ФЗ су четом изменений от 23.07.2013 г. -Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Дополнительная программа внеурочной деятельности «Весёлые нотки» рассчитана на один год обучения. Отличительные особенности данной программы состоят в том, что обучающиеся знакомятся с песенным репертуаром родного края. Актуальность в том, что данная программа пользуется спросом у детей. Срок реализации программы – 1 год. Возраст детей, на которых рассчитана программа – 7 – 11 лет. Направленность программы – художественная. Новизна заключена в том, что данный хоровой репертуар позволяет воздействовать на эмоциональную сферу восприятия детей, делая более восприимчивым их музыкальный слух, и развивает музыкальную культуру детей. Актуальность программы обусловлена тем, что хоровая музыка и пение играют важную роль в воспитании детей и формировании их музыкальной культуры. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия хором дают возможность объединить обучающихся с различными слуховыми и голосовыми данными для воспитания гармонически развитой личности. Особенности набора детей: наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься в вокальном кружке. Цель программы: развития творческих способностей детей посредством музыки. Основные задачи в работе кружка: - Образовательные: постановка голоса, формирование вокально - хоровых навыков, знакомство с вокально-хоровым репертуаром. - Воспитательные: воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения. - Развивающие: развитие музыкальных способностей и потребностей младших школьников в хоровом и сольном пении, а так же развитие навыков эмоционального, выразительного пения. Режим занятий. Общее количество часов в год – 136 Количество часов в неделю – 4 Периодичность в неделю – 2 раза. Продолжительность занятия – 2 часа. Формы организации работы: -фронтальная; -индивидуальная; -групповая. Виды занятий: -беседы -практическая работа -отчетные концерты Ожидаемые результаты: Личностные: -развитие эстетического вкуса -культура поведения -культура общения артистичность Предметные: -выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения -умение петь в ансамбле -умение петь сольно -развитие необходимых певческих качеств (голоса, интонации, пластики, ритмичности) Формы подведения итогов реализации программы: Учет успеваемости обучающихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий (знание текста, умение пропеть мелодию нотами). При оценке обучающегося также учитывается его участие в выступлениях хорового коллектива. Учебно-тематический план № Наименование Количество часов раздела 1. 2. Певческая установка. Певческое дыхание. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. 3. 4. 5. Работа над дикцией и артикуляцией Формирование чувства ансамбля. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Итого: Всего Теория Практика 18 4 14 26 6 20 28 3 25 30 5 25 34 4 30 136 22 114 Содержание программы 1. Работа над певческой установкой и дыханием (18 часов). Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании). 2. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования (26 часов). Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры. 3. Работа над дикцией и артикуляцией (28 часа). Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных. 4. Формирование чувства ансамбля (30 часов). Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения. 5. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой (34 часов). Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа. Примерный список исполняемых произведений: 1. 2. 3. 4. «Здравствуй, школа» – Л. Мельникова «Пролетели каникулы летние» «Посвящение учителям» (гимн) – В. Греметчук «Мы вместе» – Е. Ермолов 5. «Ах, мамочка» - народная 6. «Вальс для мамы» 7. «Нарисовать мечту» - О. Газманов 8. «Маршируют полки» - м. С. Маркова, с. С. Войно-Панченко 9. «Баллада о красках» - м. О. Фельцман, с. Р. Рождественский 10. «Рисуют мальчики войну» - сл. Ж. Бичевская, м. А. Богословский 11. «Юность моя» - м. П. Ермишева, Сл. Л. Ошанина 12. «Служить России суждено тебе и мне» - курсантская Календарный учебный график Тема занятия Часы № Раздел 1. Певческая установка. Певческое дыхание (18) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Инструктаж по ТБ. 2 Певческая установка сидя и стоя. Посадка певца, положение корпуса головы. Навыки пения 2 Певческое дыхание. 2 Дыхание перед началом пения. 2 Одновременный вдох и начало пения 2 Различные характеры дыхания. 2 Различные характеры дыхания перед началом пения в 2 зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Дыхание и дыхательная гимнастика 2 Смена дыхания в процессе пения. 2 Раздел 2. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования (26) Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика Естественный свободный звук без напряжения. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса. 16. Умением использовать головной и грудной регистры. 2 2 2 2 2 2 2 17. Мягкая атака звука. 2 18. Округление гласных. Способы их формирования в 2 различных регистрах. 19. Округление гласных. Способы их формирования в 2 различных регистрах (головное звучание). 20. Смена дыхания в процессе пения, различные 2 приёмы дыхания 21. Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания. Пение 2 выдержанного звука 22. Исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» 2 дыхании Раздел 3. Работа над дикцией и артикуляцией (28) 23. Работа над дикцией и артикуляцией. 2 24. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые 2 определяют качество произнесения Дата проведения 25. Правильное положение губ 26. Освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти 27. Освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту. 28. Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона 29. Чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада 30. Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. 31. Быстрое и чёткое выговаривание согласных 32. Инструктаж по ТБ. Стремление к чистоте звучания неударных гласных 33. Напевность гласных, умение их округлять 34. Работа над особенностями произношения при пении 35. Формировать у детей культуры поведения на сцене. 36. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. Раздел 4. Формирование чувства ансамбля (30) 37. Формирование чувства ансамбля. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 38. Формирование сценической культуры. 2 39. Дикция, артикуляция, слово. 2 40. Сольное исполнение. 2 41. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах 2 при соотношении простейших длительностей 42. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне 2 детского голоса 43. Работа над особенностями произношения при пении 2 44. Умением использовать головной регистр. 2 45. Умением использовать грудной регистр 2 46. Повторение песен. Работа над выразительностью 2 47. Работа над совершенствованием вокально навыков. 2 48. Работа над выразительным исполнением песен. 2 49. Совершенствование вокально-хоровых навыков. Работа с 2 солистами. 50. Элементы танцевальных движений. Дробный шаг. Притопы. 2 Кружения на месте. 51. Повторение песен. Совершенствование вокально-хоровых 2 навыков. Раздел 5. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой (34) 52. Формирование сценической культуры. Особенности 2 сценической культуры 53. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения 2 54. Работа с фонограммой 2 55. Пение несложных двухголосных песен под фонограмму. 2 56. Развитие артистических способностей детей, их умения 2 согласовывать пение с ритмическими движениями 57. Работа над выразительным исполнением песни и 2 созданием сценического образа. 58. Работа над особенностями произношения при пении 59. Движения для ног. «Простой хороводный шаг», «Переменный 2 2 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. шаг», «Шаг с притопом». Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей Бережное отношение к голосу. Формирование качества звука. Интонация Серьезная и легкая музыка. Работа над развитием вокально-хоровых навыков. Современные детские песни. Повторение песен. Работа над развитием вокально-хоровых навыков. Работа над выразительностью. Урок-концерт Методическое обеспечение Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий: Ноутбук, телевизор. Методические, пособия по вокалу, сборники для вокальных ансамблей. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 произведений Основные способы и формы работы с детьми индивидуальные и групповые теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты. Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно – иллюстративные 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Используемая литература: Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2012г Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения. Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей.» «Музыкальная Украина», Киев, 1989г. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2013г. Струве Г. «Школьный хор М.1981г. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей.