Рабочая программа курса внеурочной деятельности Веселые нотки СОО

Пояснительная записка
Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт,
свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоциональноэстетическое развитие личности ребенка. Занятия в вокальном кружке способствуют
развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха,
развитию творческой фантазии.
Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в
духовно – нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании,
особенно, когда члены вокального кружка принимают участие в конкурсах патриотической
песни, организуют концерты.
Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый
педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию
голосового аппарата ребенка и способствуют формированию и становлению всесторонне
и гармонично развитой личности ребенка.
Данная программа разработана и модифицирована с учетом следующих документов:
-Закон об образовании РФ от 21.12.2012 г. № 273-ФЗ су четом изменений от
23.07.2013 г.
-Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по
реализации государственной политики в области образования и науки»
Дополнительная программа внеурочной деятельности «Весёлые нотки» рассчитана на
один год обучения.
Отличительные особенности данной программы состоят в том, что обучающиеся
знакомятся с песенным репертуаром родного края.
Актуальность в том, что данная программа пользуется спросом у детей.
Срок реализации программы – 1 год. Возраст детей, на которых рассчитана
программа – 7 – 11 лет.
Направленность программы – художественная.
Новизна заключена в том, что данный хоровой репертуар позволяет воздействовать на
эмоциональную сферу восприятия детей, делая более восприимчивым их музыкальный слух,
и развивает музыкальную культуру детей.
Актуальность программы обусловлена тем, что хоровая музыка и пение играют
важную роль в воспитании детей и формировании их музыкальной культуры.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия хором
дают возможность объединить обучающихся с различными слуховыми и голосовыми
данными для воспитания гармонически развитой личности.
Особенности набора детей: наличие вокальных данных и желание самого ребенка
заниматься в вокальном кружке.
Цель программы: развития творческих способностей детей посредством музыки.
Основные задачи в работе кружка:
- Образовательные: постановка голоса, формирование вокально - хоровых навыков,
знакомство с вокально-хоровым репертуаром.
- Воспитательные: воспитание
организованности,
внимания,
естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки
сценического поведения.
- Развивающие: развитие музыкальных способностей и потребностей младших
школьников в хоровом и сольном пении, а так же развитие навыков эмоционального,
выразительного пения.
Режим занятий.
Общее количество часов в год – 136
Количество часов в неделю – 4

Периодичность в неделю – 2 раза.
Продолжительность занятия – 2 часа.
Формы организации работы:
-фронтальная;
-индивидуальная;
-групповая.
Виды занятий:
-беседы
-практическая работа
-отчетные концерты
Ожидаемые результаты:
Личностные:
-развитие эстетического вкуса
-культура поведения
-культура общения артистичность
Предметные:
-выразительно исполнять различные по характеру
вокальные произведения -умение
петь в ансамбле
-умение петь сольно
-развитие необходимых певческих качеств (голоса, интонации,
пластики, ритмичности)
Формы подведения итогов реализации программы:
Учет успеваемости обучающихся проводится преподавателем на основе текущих
занятий, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий (знание текста,
умение пропеть мелодию нотами). При оценке обучающегося также учитывается его участие
в выступлениях хорового коллектива.
Учебно-тематический план
№
Наименование
Количество часов
раздела
1.
2.

Певческая установка.
Певческое дыхание.
Музыкальный
звук.
Высота звука. Работа над
звуковедением
и
чистотой интонирования.

3.

4.
5.

Работа
над
дикцией
и артикуляцией
Формирование чувства
ансамбля.
Формирование сценической
культуры. Работа с
фонограммой.
Итого:

Всего

Теория

Практика

18

4

14

26

6

20

28

3

25

30

5

25

34

4

30

136

22

114

Содержание программы

1.

Работа над певческой установкой и дыханием (18 часов).
Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед
началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед
началом пения в зависимости от характера
исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения;
различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но
также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение
выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз
на «цепном дыхании).

2.

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой
интонирования (26 часов).
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно
мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах
(головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем
диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.

3.

Работа над дикцией и артикуляцией (28 часа).
Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество
произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот,
правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней
челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении:
напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных
гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.

4.
Формирование чувства ансамбля (30 часов).
Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических
ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении
простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач:
интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая
устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком
(шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при
сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных
двухголосных песен без сопровождения.

5.
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой (34 часов).
Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью
аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму
– заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога –
подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также
необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя
на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические
способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике.
Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую
деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
Примерный список исполняемых произведений:

1.
2.
3.
4.

«Здравствуй, школа» – Л. Мельникова
«Пролетели каникулы летние»
«Посвящение учителям» (гимн) – В. Греметчук
«Мы вместе» – Е. Ермолов

5. «Ах, мамочка» - народная
6. «Вальс для мамы»
7. «Нарисовать мечту» - О. Газманов
8. «Маршируют полки» - м. С. Маркова, с. С. Войно-Панченко
9. «Баллада о красках» - м. О. Фельцман, с. Р. Рождественский
10. «Рисуют мальчики войну» - сл. Ж. Бичевская, м. А. Богословский
11. «Юность моя» - м. П. Ермишева, Сл. Л. Ошанина
12. «Служить России суждено тебе и мне» - курсантская
Календарный учебный график
Тема занятия

Часы

№
Раздел 1. Певческая установка. Певческое дыхание (18)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

10.
11.
12.
13.
14.
15.

Инструктаж по ТБ.
2
Певческая установка сидя и стоя.
Посадка певца, положение корпуса головы. Навыки пения
2
Певческое дыхание.
2
Дыхание перед началом пения.
2
Одновременный вдох и начало пения
2
Различные характеры дыхания.
2
Различные характеры дыхания перед началом пения в
2
зависимости
перед характером исполняемого
произведения: медленное, быстрое.
Дыхание и дыхательная гимнастика
2
Смена дыхания в процессе пения.
2
Раздел 2. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над
звуковедением и чистотой интонирования (26)

Музыкальный звук. Высота звука.
Работа над звуковедением.
Работа над звуковедением и чистотой
интонирования.
Естественный свободный звук без крика
Естественный свободный звук без напряжения.
Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского
голоса.
16. Умением использовать головной и грудной регистры.

2
2
2
2
2
2
2

17. Мягкая атака звука.
2
18. Округление гласных. Способы их формирования в
2
различных регистрах.
19. Округление гласных. Способы
их
формирования
в 2
различных регистрах (головное звучание).
20. Смена дыхания в процессе пения, различные
2
приёмы дыхания
21. Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания. Пение 2
выдержанного звука
22. Исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» 2
дыхании
Раздел 3. Работа над дикцией и артикуляцией (28)
23. Работа
над
дикцией
и
артикуляцией.
2
24. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые 2
определяют качество произнесения

Дата
проведения

25. Правильное положение губ
26. Освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти
27. Освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти,
свободное положение языка во рту.
28. Формирование
чувства
ансамбля. Выработка
активного унисона
29. Чистое
и
выразительное интонирование
диатонических
ступеней
лада
30. Устойчивое
интонирование
одноголосого
пения
при
сложном аккомпанементе.
31. Быстрое и чёткое выговаривание согласных
32. Инструктаж по ТБ.
Стремление к чистоте звучания неударных гласных
33. Напевность гласных, умение их округлять
34. Работа над особенностями произношения при пении
35. Формировать у детей культуры поведения на сцене.
36. Работа над выразительным исполнением песни и созданием
сценического образа.
Раздел 4. Формирование чувства ансамбля (30)
37. Формирование чувства ансамбля.

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2

38. Формирование сценической культуры.
2
39. Дикция, артикуляция, слово.
2
40. Сольное исполнение.
2
41. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах 2
при соотношении простейших длительностей
42. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне
2
детского голоса
43. Работа над особенностями произношения при пении
2
44. Умением использовать головной регистр.
2
45. Умением использовать грудной регистр
2
46. Повторение песен. Работа над выразительностью
2
47. Работа над совершенствованием вокально навыков.
2
48. Работа над выразительным исполнением песен.
2
49. Совершенствование вокально-хоровых навыков. Работа с 2
солистами.
50. Элементы танцевальных движений. Дробный шаг. Притопы.
2
Кружения на месте.
51. Повторение песен. Совершенствование вокально-хоровых
2
навыков.
Раздел 5. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой (34)
52. Формирование
сценической
культуры. Особенности
2
сценической культуры
53. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения
2
54. Работа
с фонограммой
2
55. Пение несложных двухголосных песен под фонограмму.
2
56. Развитие артистических способностей детей, их
умения 2
согласовывать пение с ритмическими движениями
57. Работа над выразительным исполнением песни и
2
созданием сценического образа.
58. Работа над особенностями произношения при пении
59. Движения для ног. «Простой хороводный шаг», «Переменный

2
2

60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

шаг», «Шаг с притопом».
Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах
при соотношении простейших длительностей
Бережное отношение к голосу.
Формирование качества звука. Интонация
Серьезная и легкая музыка.
Работа над развитием вокально-хоровых навыков.
Современные детские песни.
Повторение песен. Работа над развитием вокально-хоровых
навыков.
Работа над выразительностью.
Урок-концерт

Методическое обеспечение
Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:
Ноутбук, телевизор.
Методические,
пособия
по
вокалу,
сборники
для вокальных ансамблей.

2
2
2
2
2
2
2
2
2

произведений

Основные способы и формы работы с детьми
индивидуальные и групповые
теоретические и практические.
Конкретные формы занятий вокального кружка:
учебные занятия,
беседы,
игры,
концерты.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:
словесные,
наглядные,
практические,
объяснительно – иллюстративные

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Используемая литература:
Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2012г
Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.
Огороднов Д., «Музыкально-певческое
воспитание детей.»
«Музыкальная
Украина», Киев, 1989г.
Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной
школы, «Музыка», Москва, 1997г.
Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2013г.
Струве Г. «Школьный хор М.1981г.
Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального
образования детей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».