Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Меткий стрелок

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Меткий стрелок»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 12-18 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель (разработчик): Кировский Владимир
Евгеньевич, педагог дополнительного образования

г. Североуральск, 2023 год

1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.1.
2.2
3

Оглавление
Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы. Учебно-тематический план
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Форма аттестации и оценочные материалы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение № 1. Учебный план на 2021-2022 учебный год
Приложение № 2. Календарный учебный график на 2021-2022 учебный
год
Приложение № 3. Пример тестирования
Приложение № 4. Диагностика поведенческих характеристик
обучающихся, автор Дж. Рензулли
Приложение № 5. Анкета «Оценка уровня учебной мотивации», автор
Лусканова Н.Г.
Приложение № 6. Мониторинг достижения обучающимися личностных
результатов
Приложение № 7. Мониторинг достижения обучающимися
метапредметных результатов

1
1
3
4
7
8
10
11
13
15
16
17
19
20
21
22

1. Комплекс основных характеристик
1.1 Пояснительная записка
Направленность: Физкультурно-спортивная
Актуальность
Стрелковый спорт всегда вызывает живой интерес молодежи. Пулевая
стрельба – один из важнейших военно-прикладных видов спорта. Ее составной
частью является стрельба из пневматической винтовки.
Стрелковый спорт включает в себя различные виды подготовки – общую и
специальную физическую, психологическую, техническую, тактическую и
теоретическую. Их необходимо развивать и совершенствовать в течение всего
времени занятий. Стрелковая подготовка – задача актуальная, так как имеет
большое значение в подготовке допризывной молодежи к службе в Вооруженных
Силах РФ.
Отличительные особенности
Необходимость разработки и внедрения программы стрелковой подготовки в
системе дополнительного образования детей обусловлено тем, что в программе
«Основы безопасности жизнедеятельности» не достаточно времени уделяется этим
темам, а в программу учебно-полевых учебных сборов входит стрельба. Поэтому
данная программа используется для стрелковой подготовки допризывной и
призывной молодежи.
Программа позволяет развить у обучаемых такие качества, как ловкость,
выносливость,
терпеливость,
аккуратность,
коммуникативность,
самостоятельность. Привлекает воспитанников эта программа тем, что у них
имеется реальная возможность в изучении современного стрелкового оружия и
возможность научиться метко стрелять, что крайне важно для будущих защитников
Отечества. Привлечение учащихся к военно-прикладным видам спорта позволяет
отвлечь детей от безнадзорности и вредных привычек, тем самым снизить уровень
детской наркомании и преступности.
Адресат
• Возраст обучающихся: 12-18 лет
• Численность группы: до 15 обучающихся
• В реализации данной программы участвуют обучающиеся не имеющие
медицинских противопоказаний. Программа не предусматривает
конкурсного отбора.
Режим занятий: 2 часа в неделю. Продолжительность занятий в группах
устанавливается в соответствии с санитарными нормами и правилами и
рассчитана в академических часах (академический час – 40 минут) с
учетом возрастных особенностей обучающихся.

Объем общеразвивающей программы: 78 часов
Срок освоения: 1 год
Уровневость: базовый уровень
Формы обучения: индивидуальные, групповые, фронтальные,
коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и
внеклассные, школьные и внешкольные формы обучения.
Виды занятий: комбинированные, лекции, коллоквиумы, экскурсии,
обучающие игры, презентации, проектирование, круглый стол, ролевые
игры.
Формы подведения результатов: участие детей в выставках различных
уровней; конкурсах, фестивалях, конференциях; защите творческих работ
и др.
1.2 Цель и задачи программы
Цель Программы – приобщение обучающихся к научно-техническому
творчеству посредством обучения их моделированию объёмных объектов
средствами информационных технологий.
Задачи Программы:
Образовательные:
- научить стрелка приемам и действиям поражения неподвижных появляющихся
и движущихся мишеней;
- расширять знания ребят о стрелковом спорте;
- способствовать разностороннему физическому развитию подростков для их
последующей трудовой деятельности и готовности к службе в Вооруженных
силах РФ;
Развивающие:
- развивать потребность вести здоровый образ жизни;
- способствовать развитию коммуникативных навыков и чувства коллективизма;
- формировать волевые качества;
- развивать умение применять на практике полученные знания и навыки;
- способствовать развитию интереса к стрелковому спорту;
Воспитательные:
- воспитывать учащихся в духе патриотизма, любви к своей Родине;
- воспитывать чувства ответственности;
- привлекать молодежь к систематическим занятиям военно-прикладными
видами спорта.
1.3

Содержание общеразвивающей программы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№
п/п

Количество часов
Название раздела, темы

Формы аттестации/
контроля

Всего Теория Практика

4.1

Раздел «Стрелковый спорт»
Развитие стрелкового спорта в
России
Раздел «Устройство, обращение,
уход и сбережение стрелкового
оружия»
Устройство и взаимодействие
частей пневматической винтовки
Виды малокалиберного оружия и
его технические характеристики
Раздел «Основы стрельбы»
Теоретические основы стрельбы
Правила поведения в тире
Меры безопасности при
обращении с оружием
Раздел «Приемы и техника
стрельбы»
Техника выполнения выстрела

4.2

1
1.1
2

2.1
2.2
3
3.1
3.2
3.3
4

3
3

2

1

4

2

2

опрос

2

2

опрос

4
2
1
1

2
1
1

опрос
опрос
зачет

63
4

1

3

Тренировка в изготовке к стрельбе

4

2

2

4.3

Тренировка в стрельбе с упора
(открытый прицел)

10

1

11

4.4

Тренировка в стрельбе с упора
(диоптрический прицел)

10

1

11

Тренировка в стрельбе с упора на
кучность и результат (открытый
прицел)
4.6 Тренировка в стрельбе с упора на
кучность и результат
(диоптрический прицел)
4.7 Тренировка в стрельбе с руки
(открытый прицел)
4.8 Тренировка в стрельбе с руки
(диоптрический прицел)
4.9 Тренировка в стрельбе на
кучность и результат с руки
(открытый прицел)
4.10 Тренировка в стрельбе на кучность
и результат с руки (диоптрический
прицел)
5
Раздел «Общешкольные и
классификационные
4.5

опрос

опрос,
тренировочное
упражнение
тренировочное
упражнение
опрос,
тренировочное
упражнение
опрос,
тренировочное
упражнение
тренировочное
упражнение

4

4

4

4

тренировочное
упражнение

8

тренировочное
упражнение
тренировочное
упражнение
тренировочное
упражнение

10

2

10

10

3

3

4

4

4

тренировочное
упражнение

5.1

соревнования»
Общешкольные соревнования

2

2

соревнование

5.2

Промежуточная аттестация

2

2

контрольные
стрельбы (зачет)

Итого

144

12

132

Содержание программы
Раздел 1. «Стрелковый спорт»
Тема № 1.1. «Развитие стрелкового спорта в России»
Теория. История развития стрелкового спорта.
Место пулевой стрельбы в российской системе физического воспитания.
Роль снайперов в Великой Отечественной войне.
Содержание нормативов комплекса ГТО по пулевой стрельбе в СССР.
Задачи организаций РОСТО по развитию пулевой стрельбы в России.
Практика. Блиц – турнир: «История стрелкового спорта».
Раздел 2. «Устройство, обращение, уход и сбережение стрелкового оружия»
Тема № 2.1. «Устройство и взаимодействие частей пневматической винтовки»
Теория. Материальная часть оружия. Наименование, назначение, основные
технические характеристики. Назначение и взаимодействие частей
винтовки. Уход, сбережение.
Практика. Разборка, смазка, сборка винтовки.
Тема № 2.2. «Виды
характеристики»

малокалиберного

оружия

и

его

технические

Раздел 3. «Основы стрельбы»
Тема № 3.1. «Теоретические основы стрельбы»
Теория. Общие понятия о внутренней и внешней баллистике. Явление выстрела.
Отдача оружия, образование угла вылета, его зависимость от изготовки
стрелка. Элементы траектории полета пули. Силы, действующие на пулю
при полете. Рассеивание, кучность, меткость.
Тема № 3.2. «Правила поведения в тире»
Теория. Инструкция по обеспечению мер безопасности при проведении стрельб
в тире.

Тема № 3.3. «Меры безопасности при обращении с оружием»
Теория. Правила поведения стрелка на линии огня. Порядок обращения с
оружием на линии огня, до и во время стрельбы, во время чистки оружия.
Меры обеспечения безопасности во время соревнований.
Раздел 4. «Приемы и техника стрельбы»
Тема № 4.1. «Техника выполнения выстрела»
Теория. Основные элементы техники выполнения выстрела. Изготовка,
прицеливание, дыхание. Техника стрельбы с упора, с опорой на стол или
стойку.
Практика. Тренировка по технике выстрела.
Тема № 4.2. «Тренировка в изготовке к стрельбе»
Практика. Тренировка в изготовке к стрельбе из пневматической винтовки, стоя,
с опорой на стол, с опорой на стойку. Производство холостого выстрела.
Тема № 4.3. «Тренировка в стрельбе с упора (открытый прицел)»
Теория. Технические характеристики открытого прицела.
Практика. Тренировка в изготовке для стрельбы с упора. Стрельба из
пневматической винтовки на 5 м по белому листу 10х10 см. Стрельба из
пневматической винтовки на 5 м по спортивной мишени «П».
Тема № 4.4. «Тренировка в стрельбе с упора (диоптрический прицел)»
Теория. Технические характеристики диоптрического прицела.
Практика. Тренировка в изготовке для стрельбы с упора.
Стрельба из пневматической винтовки на 5 м по белому листу 10х10 см.
Стрельба из пневматической винтовки на 5 м по спортивной мишени «П».
Тема № 4.5. «Тренировка в стрельбе с упора на кучность и результат (открытый
прицел)»
Практика. Занятие 1 – 4 часа. Стрельба из пневматической винтовки на 5 м по
круглой мишени диаметром 2 см.
Занятие 2 – 6 часов. Стрельба на кучность из пневматической винтовки на 5 м
по спортивной мишени «П» с опорой на стол или стойку.
Занятие 3 – 6часов. Стрельба на кучность и результат из пневматической
винтовки на 5 м, с опорой на стол по спортивной мишени «П». Контроль с
помощью учебных приборов.
Тема № 4.6. «Тренировка в стрельбе с упора на кучность и результат

(диоптрический прицел)»
Практика. Занятие 1. Стрельба из пневматической винтовки на 5 м по круглой
мишени диаметром 2 см.
Занятие 2. Стрельба на кучность из пневматической винтовки на 5 м по
спортивной мишени «П» с опорой на стол или стойку.
Занятие 3. Стрельба на кучность и результат из пневматической винтовки на 5
м, с опорой на стол по спортивной мишени «П». Контроль с помощью
учебных приборов.
Тема № 4.7. «Тренировка в стрельбе с руки (открытый прицел)»
Практика. Тренировка в изготовке для стрельбы, лежа с руки. Стрельба из
пневматической винтовки на 5 м по спортивной мишени «П».
Тема № 4.8. «Тренировка в стрельбе с руки (диоптрический прицел)»
Практика. Тренировка в изготовке для стрельбы, лежа с руки. Стрельба из
пневматической винтовки на 5 м по спортивной мишени «П».
Тема № 4.9. «Тренировка в стрельбе на кучность и результат с руки (открытый
прицел)»
Практика. Занятие 1. Тренировка в технике стрельбы из пневматической
винтовки и контроль с помощью учебных приборов. Тренировка в
изготовке, наводке, прицеливании и спуске курка. Стрельба из
пневматической винтовки на 10 м по спортивной мишени.
Занятие 2. Определение средней точки попадания. Стрельба на 5 м или 10 м по
заданию.
Занятие 3. Стрельба на 5 м или 10 м. Корректировка стрельбы. Поправки
прицела. Стрельба по заданию.
Тема № 4.10. «Тренировка в стрельбе на кучность и результат с руки
(диоптрический прицел)»
Практика. Занятие 1. Тренировка в технике стрельбы из пневматической
винтовки и контроль с помощью учебных приборов. Тренировка в
изготовке, наводке, прицеливании и спуске курка. Стрельба из
пневматической винтовки лежа с руки на 10 м по спортивной мишени.
Занятие 2. Определение средней точки попадания. Стрельба на 10 м. Три –
пробных, пять – зачетных, стрельба по заданию.
Занятие 3. Подготовка к соревнованиям – стрельба на 5 м или 10 м. Три –
пробных, десять – зачетных. Корректировка стрельбы. Поправки прицела.
Стрельба по заданию.
Раздел 5. «Общешкольные и классификационные соревнования»

Тема № 5.1. «Общешкольные соревнования»
Практика. Общешкольные соревнования по пулевой стрельбе.
Тема № 5.2. «Промежуточная аттестация. Классификационные соревнования»
Практика. Сдача зачетов. Сдача норматива первой ступени по стрельбе из
пневматической винтовки. Итоги обучения. Подведение итогов соревнований.
1.4 Планируемые результаты
Ожидаемые результаты:
Учащийся должен знать:
• историю, виды и типы российского стрелкового и спортивного оружия;
• правила безопасного поведения при обращении с оружием и боеприпасами во
время стрельбы;
• основные правила стрельбы;
• материальную часть пневматического оружия;
• материальную часть автомата Калашникова;
• строение и функции организма человека.
Учащийся должен уметь:
• ремонтировать, обслуживать, чистить, смазывать и ставить на хранение
пневматическую винтовку;
• производить неполную разборку и сборку автомата на время;
• чистить, смазывать и ставить на хранение автомат;
• стрелять по мишеням из различных положений, корректировать и
самокорректировать стрельбу;
• анализировать результаты своей стрельбы;
Регулятивные УУД Обучающийся сможет:
• самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
• самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач.
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
• оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения.
• владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной

деятельности.
Познавательные УУД:
• создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач.
• осмысленно осуществлять чтение эскизов, чертежей, моделей.
Коммуникативные УУД
Обучающийся сможет:
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
• находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов;
• формировать и развивать компетентности в области использования
информационно- коммуникационных технологий и прототипирования.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1

Условия реализации программы

Материально-технические обеспечение
Программа реализуется при условии наличия следующего:
• просторного, светлого помещения не менее чем на 16 посадочных мест,
оснащённого в соответствии с требованиями СанПиН 2.4. 3648-20;
• Тир, пневматические винтовки, мишени, пулеуловитель, пульки-патроны,
прицелы разных видов, макет-тренажер АК, оптические приборы,
компьютеры, диски с демонстрационным материалом.
Кадровое обеспечение: реализация программы осуществляется педагогом
дополнительного
образования,
имеющим
высшее
или
среднее
профессиональное образование, обладающим профессиональными знаниями
в сфере декоративно-прикладного творчества. Педагогу необходимо знать
специфику дополнительного образования, иметь практический опыт в сфере
организации интерактивной деятельности детей.
Методические материалы
К программе прилагаются раздаточные, дидактические и наглядные
материалы: инструкционные карты, карточки заданий, инструкций по технике
безопасности.
2.2 Форма аттестации и оценочные материалы
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся по программе осуществляется согласно
календарному учебному графику.

Контрольные нормативы для промежуточной аттестации по пулевой
стрельбе представлены в Приложении 3.
Перечень диагностического материала для осуществления мониторинга
личностных и метапредметных планируемых результатов
1.
Анкета «Оценка уровня учебной мотивации», автор Лусканова Н.Г.
(Приложение № 5);
2.
Мониторинг достижения обучающимися метапредметных результатов
(Приложение № 7);
3.
Мониторинг достижения обучающимися личностных результатов
(Приложение № 6)
4.
Диагностика поведенческих характеристик обучающихся (Приложение 4)

Приложение № 1
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Меткий стрелок»

Учебный план по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Меткий стрелок» на 2023-2024 учебный год
№
1.
2.
3.
4.
5.
Всего:

Название темы
Стрелковый спорт
Устройство, обращение, уход и сбережение стрелкового
оружия
Основы стрельбы
Приемы и техника стрельбы
Промежуточная аттестация. Общешкольные и
классификационные соревнования.

Общее количество
часов
3
4
4
63
4
78

Приложение № 2
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Меткий стрелок»

Календарный учебный график по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Меткий стрелок» на 2023-2024 учебный год
Год
обучения

1 год

Дата
начала
обучения
по
программе
01.09.2023

Дата
окончания
обучения
по
программе
03.06.2024

Всего
учебных
недель

Количество
учебных
часов

Режим
занятий

39

78

2 раза в
неделю по 1
часу

Продолжительность каникул в течение учебного года: 01.01.2024-10.01.2024.
Выход на занятия 11.01.2024

Приложение № 3
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Технический практикум»

Контрольные нормативы по пулевой стрельбе
Нормативы

Виды подготовки и контрольные
упражнения
удов.

Мальчики
хор.
отл.

удов.

Девочки
хор.

1.Общефизическая подготовка
Бег: 100 м (с) для учащихся 11-16 лет
10.0
9.7
8.7
10.9
10.6
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
10
15
20
7
9
от пола
Подтягивание на перекладине
4
6
10
Прыжки в длину с мета (см)
175
185
200
150
155
Упражнение на развитие равновесия:
30 сек. 60 сек. 70 сек. 15 сек. 45 сек.
И.П. – ноги на одной линии, носок сзади
стоящей ноги касается пятки ноги,
стоящей впереди, оружие держать в
положении стоя для стрельбы с
закрытыми глазами. В таком положении
стоять:
2.Специальная физическая подготовка
в позе – изготовке
до 30 минут
При работе без
«лежа»
патрона
длительное
в позе – изготовке
до 15 минут
нахождение в
«с колена»
позе – изготовке в позе – изготовке
10-15 подъемов по 8-12 с
без утомления
«стоя»
Выполнение удержания по
неподвижной мишени
Виды подготовки и контрольные
упражнения
в позе – изготовке
Статическая
выносливость
«лежа»
стабильность
усилия по
в позе – изготовке
удержанию
системы «стрелок- «с колена»
оружие» при
выполнении
отдельного
выстрела или
в позе – изготовке
серии
«стоя»

6 удер. по 35 с

6 удер. по 20 с
Нормативы

до 15 с

от 5 до 8 с

от 5 до 8 с

отл.
9.6
15
175
60 сек.

Приложение № 4
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Технический практикум»

ДИАГНОСТИКА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБУЧАЮЩИХСЯ
Авторы: Дж. Рензулли и соавторы, в адаптации Л.В. Поповой
Возраст детей: 12-17 лет
Цель: Эта шкала составлена для того, чтобы педагог мог оценить
характеристики, обучающихся в познавательной, мотивационной, творческой и
лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к
другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто вы наблюдали у
обучающегося проявление каждой из характеристик. Так как четыре шкалы
представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам
не суммируются.
Инструкция: пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и
обведите соответствующую цифру согласно следующему описанию:
1 – если вы почти никогда не наблюдали этой характеристики; 2 – если вы
наблюдаете эту характеристику время от времени; 3 – если вы наблюдаете эту
характеристику довольно часто; 4 – если вы наблюдаете эту характеристику почти
все время.
Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам.
Ваша оценка должна отражать, насколько часто Вы наблюдали проявление каждой
из характеристик. Так как четыре шкалы представляют относительно разные
стороны поведения, оценки по разным шкалам не суммируются. Далее следуйте
инструкции в таблице, чтобы узнать результаты.
Пример расчета результатов:
№

Утверждение

Выберите цифру

1.

Обладает необычно большим для этого возраста запасом слов; 1
использует термины с пониманием; речь отличается богатством
выражений, беглостью, сложностью.

2.

2

3

4

Обладает большим запасом информации по разнообразным
темам (выходящим за пределы обычных интересов детей этого
1
возраста).

2

3

4

3.

Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.

2

3

4

4.

Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается
понять «как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль
вопросов (в отличие от вопросов, направленных на получение 1
фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений или действий

2

3

4

1

людей.

5.

Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно "видит больше" или
"извлекает больше", чем другие, из рас- сказа, фильма, из того,
1
что происходит

2

3

4

Шаг 1. Подсчитайте число обведенных цифр по каж- дой колонке:

-

4

6

4

Шаг 2. Полученные значения умножьте на соответ- ствующий
коэффициент:

х1

х2

х3

х4

Шаг 3. Сложите полученные числа:

-

8

18

16

Шаг 4. Общий показатель равен:

42

! После каждой шкалы есть интерпретация выраженности характеристик у
обучающегося.
ШКАЛА I. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИКА.
№
1.

2.

Утверждение

Выберите цифру

Обладает необычно большим для этого возраста запасом слов;
использует термины с пониманием; речь отличается богатством
1
выражений, беглостью, сложностью.

2

3

4

1

2

3

4

Обладает большим запасом информации по разнообразным темам
(выходящим за пределы обычных интересов детей этого возраста).

3.

Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.

1

2

3

4

4.

Легко схватывает причинноследственные связи; пытается понять 1
«как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль вопросов (в
отличие от вопросов, направленных на получение фактов); хочет
знать, что лежит основе явлений или действий людей.

2

3

4

5.

Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно "видит больше" или
"извлекает больше", чем другие, из рассказа, фильма, из того, что
1
происходит.

2

3

4

х2

х3

х4

Шаг 1. Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке:
Шаг 2. Полученные
коэффициент:

значения

Шаг 3. Сложите полученные числа:

умножьте

на

соответствующий х1

Шаг 4. Общий показатель равен:

Интерпретация Шкалы I:
0 - 10 баллов – низкий показатель
11 – 20 баллов – пониженный показатель
21 – 40 баллов – средний показатель
41-65 баллов – повышенный показатель
66-80 баллов – высокий показатель
ШКАЛА II. МОТИВАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
№

Утверждение

Выберите цифру

Полностью уходит» в определенные темы, проблемы; настойчиво
стремиться к завершению начатого (трудно привлечь к другой теме,
1
заданию).

2

3

4

2.

Легко впадает в скуку от обычных заданий.

1

2

3

4

3.

Стремиться к совершенству; отличается самокритичностью.

1

2

3

4

4.

Предпочитает
работать
самостоятельно;
минимального направления от педагога.

лишь 1

2

3

4

5.

Имеет склонность организовывать людей, предметы, ситуацию.

2

3

4

х2

х3

х4

1.

требует

1

Шаг 1. Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке:
Шаг 2. Полученные
коэффициент:

значения

умножьте на

соответствующий х1

Шаг 3. Сложите полученные числа:
Шаг 4. Общий показатель равен:

Интерпретация Шкалы II:
0 - 10 баллов – низкий показатель
11 – 20 баллов – пониженный показатель
21 – 40 баллов – средний показатель
41-65 баллов – повышенный показатель
66-80 баллов – высокий показатель
ШКАЛА III. ЛИДЕРСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.
№
1.

Утверждение
Проявляет ответственность; делает то, что обещает и обычно делает 1
хорошо.

Выберите цифру
2

3

4

2.

Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми; 1
хорошо себя чувствует, когда его просят показать свою работу
группе.

2

3

4

3.

Ясно выражает свои мысли и чувства; хорошо и обычно понятно 1
говорит.

2

3

4

4.

Любит находится с людьми, общителен и предпочитает не 1
оставаться в одиночестве.

2

3

4

5.

Имеет склонность доминировать среди других; как правило, 1
руководит деятельностью, в которой участвует.

2

3

4

х2

х3

х4

Шаг 1. Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке:
Шаг 2. Полученные значения умножьте на соответству- ющий х1
коэффициент:
Шаг 3. Сложите полученные числа:
Шаг 4. Общий показатель равен:

Интерпретация Шкалы III:
0 - 10 баллов – низкий показатель
11 – 20 баллов – пониженный показатель
21 – 40 баллов – средний показатель
41-65 баллов – повышенный показатель
66-80 баллов – высокий показатель
ШКАЛА IV. ТВОРЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.
№

Утверждение

Выберите цифру

1.

Проявляет большую любознательность в отношении многого;
постоянно задает обо всем вопросы.

1

2

3

4

2.

Выдвигает большое количество идей или решений проблем и 1
ответов на вопросы; предлагает необычные, оригинальные, умные
ответы.

2

3

4

3.

Выражает свое мнение без колебаний; иногда радикален и горяч в
дискуссиях, настойчив.

1

2

3

4

4.

Любит рисковать, имеет склонность к приключениям.

1

2

3

4

5.

Склонность к игре с идеями; фантазирует, придумывает
(«Интересно, что будет, если…»), занят приспособлением,
улучшением и изменением общественных институтов, предметов 1
и систем.

2

3

4

2

3

4

6.

Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, 1
которые не кажутся смешными остальным.

Необычно чувствителен к внутренним импульсам и более открыт
к иррациональному в себе (более свободное выражение
«девчоночьих» интересов у мальчиков, большая независимость у 1
девочек); эмоциональная чувствительность.

7.

2

3

4

8.

Чувствителен к прекрасному; обращает внимание на эстетические 1
стороны жизни.

2

3

4

9.

Не подвержен влиянию группы; приемлет беспоря- док; не
интересуется деталями; не боится быть от- личным от других.

1

2

3

4

10.

Дает конструктивную критику; не склонен
авторитеты без критического изучения.

мать 1

2

3

4

х2

х3

х4

прини-

Шаг 1. Подсчитайте число обведенных цифр по каж- дой колонке:
Шаг 2. Полученные значения умножьте на соответ- ствующий
коэффициент:
Шаг 3. Сложите полученные числа:
Шаг 4. Общий показатель равен:

Интерпретация Шкалы IV:
0 - 30 баллов – низкий показатель
31 – 45 баллов – пониженный показатель
46 – 65 баллов – средний показатель
76 - 100 баллов – повышенный показатель
101 - 160 баллов – высокий показатель

х1

Приложение № 5
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Технический практикум»

Анкета «Оценка уровня учебной мотивации»
Автор: Лусканова Н.Г.
Возраст детей: неограничен
Цель: определение школьной мотивации.
Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» может быть использована при
индивидуальной диагностике, а также применяться для групповой диагностики.
Вопросы адаптированы для использования в организациях дополнительного
образования. При этом допустимы два варианта предъявления:
•
Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов,
а дети должны написать те ответы, которые им подходят.
•
Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор
просит их отметить все подходящие ответы.
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте
выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы.
Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой
способ затруднен для детей 7-8 лет, так как дети еще плохо читают.
Анкета допускает повторные вопросы, что позволяет оценить динамику
мотивации. Снижение уровня мотивации может служить критерием дезадаптации
ребенка в группе, а ее повышение – положительной динамике в обучении и развитии.
Инструкция для индивидуальной формы работы: «Сначала послушай вопрос и
три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который
выражает твоё мнение»
Инструкция для групповой формы работы: «Прочитайте вопрос и из
предложенных вариантов ответа выберите один и отметьте его буквенное значение
на бланке ответов».
Вопросы анкеты:
1)
Тебе нравится заниматься (название обучающейпрограммы)?
1. не очень
2. нравится
3. не нравится
2)
Ты с радостью идешь на дополнительные занятия (название кружка/программы) или тебе часто хочется остаться дома?
1. чаще хочется остаться дома
2. бывает по-разному
3. иду с радостью
3)
Если бы педагог сказал, что завтра на занятия не обязательно приходить

всем ребятам, что желающие могут остаться дома, ты бы пошел на занятия или
предпочел остаться дома?
1. не знаю
2. остался бы дома
3. пошел бы в школу
4)
Тебе нравится, когда у вас отменяют занятия по
(название
программы)?
1. не нравится
2. бывает по-разному
3. нравится
5)
Ты хотел бы, чтобы педагог не давал самостоятельной работы домой?
1. хотел бы
2. не хотел бы
3. не знаю
6)
Ты хотел бы, чтобы занятия стали короче?
1. не знаю
2. не хотел бы
3. хотел бы
7)
Ты часто рассказываешь родителям о том, что происходит на занятиях?
1. часто
2. редко
3. не рассказываю
8)
Ты хотел бы, чтобы твой педагог был менее строгим?
1. точно не знаю
2. хотел бы
3. не хотел бы
9)
У тебя в группе много друзей?
1. мало
2. много
3. нет друзей
10) Тебе нравятся ребята, с которыми ты посещаешь занятия ?
1. нравятся
2. не очень
3. не нравятся
Обработка и интерпретация результатов:
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на
вопросы анкеты.
№ вопроса

Оценка за 1-йответ

Оценка за 2-йответ

Оценка за 3-йответ

1
2
3
4
5
6

1
0
1
3
0
1

3
1
0
1
3
3

0
3
3
0
1
0

7
8
9
10

3
1
1
3

1
0
3
1

0
3
0
0

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень мотивации, учебной
активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно
выполнять все предъявляемые педагогом требования. Ребята четко следуют всем
указаниям педагога, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если
получают неудовлетворительные результаты.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая мотивация.
Подобные показатели имеют большинство ребят 7-8 лет, успешно
справляющихся с образовательной деятельностью. Подобный уровень мотивации
является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к
дополнительным занятиям, но их больше привлекает проектная или похожая
деятельность, нежели сами занятия.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя на дополнительных
занятиях, однако посещают их, чтобы общаться с друзьями, с педагогом.
Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, иучебный
процесс их мало привлекает.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая мотивация.
Эти дети посещают программы дополнительного образования неохотно,
предпочитают пропускать занятия. На занятиях часто занимаются посторонними
делами, играми. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации, испытывают
серьезные затруднения в учебной деятельности.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение кдополнительным
занятиям, учебная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются
с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с ребятами, во
взаимоотношениях с педагогом. Занятия в объединении/секции, нередко
воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них
невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других
случаях ребята могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания,
следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных детейотмечаются
нервно-психические нарушения.

Приложение № 6
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Технический практикум»

Приложение № 7
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Технический практикум»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».