Рабочая программа коррекционного курса Развитие ком деятельности (вариан 4.2)

Рабочая программа коррекционного курса
«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЛЬНОСТИ»
для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2.)

Уровень: начальное общее образование
2022-2023 учебный год

г. Североуральск

СОДЕРЖАНИЕ
1. Планируемые результаты……………………………………... 3
2. Содержание курса……………………………………………… 5
3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы………………………... 12

2

1. Планиремые результаты
Личностными рузультатами освоения коррекционного курса являются:


формирование самооценки с осознанием своих возможностей в

учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха) в
учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить
в успех;


формирование умения ориентироваться в пространственной и

социально-бытовой среде;


овладение начальными навыками адаптации в динамично

изменяющемся и развивающемся мире;


владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами

социального взаимодействия;


умение владеть приемами общения в различных жизненных и

поведенческих ситуациях;


принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие

мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;


способность к осмыслению социального окружения, своего места

в нем; принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;


формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,

мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:


овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи

учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления;


овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,

обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
3



определение общей цели и путей еѐ достижения; умение

договариваться

о

распределении

функций

и

ролей

в

совместной

деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;


овладение умением сотрудничать с педагогом и сверстниками

при решении учебных задач, принимать на себя ответственность за
результаты своих действий;


уметь рассказывать другим людям о себе, делая это достаточно

подробно и обстоятельно в ситуациях первого знакомства и последующего
личностного общения;


вступать в контакт со взрослыми людьми, сверстниками,

незнакомым человеком;
−



анализировать поступки и поведение взрослых в различных

коммуникативных ситуациях;
−



установить взаимосвязь между поступками и чертами характера

человека;
−



уметь контролировать своѐ поведение;

−



правильно употреблять слова приветствий и благодарности;

−



анализировать особенности своего поведения и поступков при

общении с партнѐром противоположного пола.
Предметные результаты:

умение отвечать на вопросы, имитировать жесты, движения тела,
пальцев рук;

умение уместно употреблять различные словесные формы
приветствия и прощания;

уметь описывать назначение различных частей тела, внешность
при создании образа «Я»;

распознавать свои черты характера, которые делают
индивидуальными и неповторимыми;

умение соблюдать правила поведения во время разговора;

знать правила поведения в коллективе;

умение применять в речи соответствующие слова и обороты;
4


научиться следить за своей внешностью и манерой держаться;

знать
правила
хорошего
тона,
вести
вербальную
коммуникативную деятельность;

владеть выразительными средствами родного языка;

изучить основные приѐмы релаксации;

усвоить понятия о положительных и отрицательных чертах
характера.
2. Содержание курса
Продолжительность занятий определяется в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями и составляет в 1 классе – групповое
занятие – 35-40 минут, индивидуальное – 20-40 минут; во 2-4 классах –
групповое занятие – 40-45 минут, индивидуальное – 20-45 минут.
Курс для слабовидящих обучающихся 1 класса представлен пятью
разделами.
Раздел 1. Общение и его роль в жизни человека. Общение в жизни
человека. Человек как адресат и адресант общения. Нормы и правила
общения. Средства речевого и неречевого общения. Виды взаимодействия с
партнѐром по общению. Ситуации общения. Роль слуха, речи, зрения,
движений в общении.
Раздел 2. Формирование образа человека. Формирование образа о себе.
Развитие психо-моторного образования «схема тела». Обогащение опыта
самовыражения. Формирование образа другого человека. Имя человека.
Внешний облик человека. Взгляд. Речь и голос человека. Эмоции человека
(базовые эмоции) и их экспрессивное выражение. Движения и действия
человека в ситуации общения. Образ человека в соответствии с его
деятельностью и родом занятий. Обогащение опыта восприятия и понимания
партнера по общению.
Раздел 3. Формирование коммуникативной грамотности. Развитие
знаний и умений в области невербальной коммуникации. Формирование
представлений о мимических, пантомимических, интонационных средствах
5

невербального общения. Ознакомление с фонациональными (темп, тембр,
громкость речи, заполнение пауз), с кинетическими (жесты, поза, мимика)
невербальными средствами. Взгляд как средство коммуникации. Развитие
двигательно-мышечного

компонента

невербальных

средств

общения.

Развитие эмоционального компонента невербальных средств. Развитие
гностического компонента невербальных средств общения. Развитие знаний
и умений в области вербальной коммуникации. Формирование знаний о
средствах речевой коммуникации: слово, предложение. Повышение речевой
культуры. Формирование представлений о диалоге как форме речевого
общения. Развитие основ риторики. Развитие способности выразить свои
мысли, чувства, идеи, способности понимать, что было сказано или сделано
для тебя. Формирование умения продуцировать и интерпретировать
невербальные и вербальные средства общения.
Раздел 4. Формирование знаний и умений в области социального
взаимодействия. Формирование умений привлечь внимание к себе, к
предмету, к явлению, к другому человеку, предлагать и вступать во
взаимодействие, предлагать, брать предметы и др.
Совершенствование пространственных, предметно-пространственных,
социально-бытовых представлений и умений, актуальных для социального
взаимодействия с партнером по общению. Развитие координации совместных
с партнером действий. Развитие контролирующей и регулирующей роли
зрения в совместных с партнерах действиях.
Раздел 5. Формирование компенсаторных

способов устранения

коммуникативных трудностей. Развитие зрительного и слухового восприятия
как способа ориентации в коммуникативной ситуации. Формирование
умений моделировать ситуацию общения. Развитие эмпатии, самоконтроля.
Развитие способности к координации очерѐдности высказываний. Развитие
регулирующей функции эмоций в процессе общения. Формирование речевых
моделей. Формирование представлений о нормах поведения в определенных
ситуациях.
6

Курс для слабовидящих обучающихся 1 дополнительного класса
представлен шестью разделами.
Раздел 1. Общение с внешним миром. Неумение правильно выразить
свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой
речи затрудняет общение слабовидящих детей между собой и со взрослыми.
Язык движений лежит и в основе общения животных. Выразительные
движения животных позволяют нам понимать их. Наблюдая за повадками
животных и обучаясь их понимать, можно использовать их язык движений и
голосовых реакций при обучении слабовидящих детей.
Раздел 2. Мои чувства и желания. Занятия этого раздела помогут
обучающимся научиться способности осознавать свои чувства и эмоции и
владеть

ими,

научиться

установлению

визуального

контакта

с

собеседниками, способности ориентироваться в пространстве, умению
держать позу, выражать свои просьбы, чувства и настроения адекватной
мимикой, жестом, движением.
Раздел 3. Образ жизни. Воспитание этических норм поведения в
различных жизненных ситуациях, умение соотносить особенности своего
поведения с определенными чертами характера, умение давать оценку
хорошим и дурным привычкам, обучение добрым делам и поступкам.
Раздел 4. Общение с друзьями. Развитие умения и необходимости
общения со сверстниками, друзьями, способности сосуществования и
сотрудничества, проявление заботы и внимания друг к другу. Занятия
способствуют умению выработать положительное или отрицательное
отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях.
Раздел 5. Общение со взрослыми. Правила поведения и общения со
взрослыми усваиваются не только в школе, но и в различных ситуациях на
улице, в транспорте, в магазине, в театре и других общественных местах.
Раздел 6. Культура общения (этикет). Научить слабовидящих детей
формам вежливого общения между людьми, правилам этикета в процессе
разговора с собеседниками по телефону с использованием вербальных и
7

невербальных средств общения; развивать культуру поведения за столом, на
улице и в других жизненных ситуациях.
Курс для слабовидящих обучающихся 2 класса представлен шестью
разделами.
Раздел 1. Общение с внешним миром. Занятия этого раздела помогают
установить взаимосвязи человека, животного и растительного мира,
выявляют способности общения с окружающей природой. Неумение
правильно

выразить

свои

чувства,

скованность,

неловкость

или

неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение слабовидящих
детей между собой и со взрослыми. Язык движений лежит и в основе
общения животных. Выразительные движения животных позволяют нам
понимать их. Наблюдая за повадками животных и обучаясь их понимать,
можно использовать их язык движений и голосовых реакций при обучении
слабовидящих детей.
Раздел 2. Мои чувства и желания. Научить обучающихся понимать
свои индивидуальные и эмоционально-личностные особенности, а также
эмоциональное состояние человека по выражению лица, мимике, жестам и
позам во время общения. Занятия этого раздела помогут обучающимся
научиться способности осознавать свои чувства и эмоции и владеть ими,
научиться

установлению

визуального

контакта

с

собеседниками,

способности ориентироваться в пространстве, умению держать позу,
выражать свои просьбы, чувства и настроения адекватной мимикой, жестом,
движением.
Раздел 3. Образ жизни. воспитание этических норм поведения в
различных жизненных ситуациях, умение соотносить особенности своего
поведения с определенными чертами характера, умение давать оценку
хорошим и дурным привычкам, обучение добрым делам и поступкам.
Раздел 4. Общение с друзьями. Развитие умения и необходимости
общения со сверстниками, друзьями, способности сосуществования и
сотрудничества, проявление заботы и внимания друг к другу. Занятия
8

способствуют умению выработать положительное или отрицательное
отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях.
Раздел
обучающимся,

5.

Общение
используя

со

взрослыми.

специальные

Помочь

приемы,

слабовидящим

устанавливать

и

поддерживать контакты с окружающими людьми, находить общий язык с
ними; уметь находить выход в незнакомых ситуациях; развивать социальные
навыки в семье и в различны ситуациях межличностного взаимоотношения с
другими знакомыми и незнакомыми людьми.
Раздел 6. Культура общения (этикет). Научить слабовидящих детей
формам вежливого общения между людьми, правилам этикета в процессе
разговора с собеседниками по телефону с использованием вербальных и
невербальных средств общения; развивать культуру поведения за столом, на
улице и в других жизненных ситуациях.
Содержание курса в 3 классе имеет 5 разделов.
Содержание раздела «Общение и его роль в жизни человека»
направлено на формирование у ребенка положительного отношения к миру, к
себе

и

окружающим

людям

(родителям,

педагогам,

сверстникам);

формирование представлений о речевом и неречевом (мимика, жесты, позы,
взгляды) общении; развитие умения использовать нарушенное зрение и слух
для ориентации в коммуникативной ситуации; определять внешний вид
человека, наиболее характерные позы, жесты, мимику, пантомимику,
используя осязательные навыки.
Обучающиеся

приобретают

и

расширяют

опыт

выражения

собственных эмоциональных состояний, приобретенный в предыдущих
классах, учатся осознавать роль общения в жизнедеятельности человека,
осваивают нормы и правила общения.
Содержание раздела «Формирование образа человека» направлено на
расширение представлений о себе, расширение и обогащены представления о
своем теле, качествах характера, формирование представления о своих
умениях и возможностях. Обучающиеся продолжают знакомиться с
9

базовыми эмоциями, учатся правильно применять движения и действия в
ситуации общения; расширяют опыт восприятия и понимания партнера по
общению.
Содержание раздела «Формирование коммуникативной грамотности»
направлено

на

приобретение

и

развитие

практических

навыков

коммуникации и их реализацию посредством вербальных и невербальных
средств общения; формирование умения оценивать результативность
общения, развитие и совершенствование основных речевых форм общения;
развитие грамотно оформленной речи, использование темпа, тембра,
громкости речи, пауз, поз и мимики в игровой и учебной деятельности,
умение принимать участие в беседе.
Содержание раздела «Формирование знаний и умений в области
социального взаимодействия» направлено на развитие способности вступать
в процесс общения и поддерживать его, овладение нормами и правилами
поведения и реализации их в процессе общения, усвоение практических
навыков социального взаимодействия в разнообразных видах деятельности.
Содержание
устранения

раздела

«Формирование

коммуникативных

трудностей»

компенсаторных

способов

направлено

развитие

на

возможностей использования нарушенного зрения, сохранных анализаторов
для

ориентации

в

коммуникативной

ситуации

обучение

владению

монологической и диалогической формами речи; умению вступать в процесс
общения; формирование и расширение представлений о нормах речевого
этикета в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией; развитие
умения формировать речевые модели и грамотно использовать их в
ситуациях общения.
В 3 классе обучающиеся развивают навыки коммуникативной
деятельности

приобретенные

в

предыдущих

классах,

продолжают

приобретать опыт коммуникации практических навыков общения в
разнообразных видах деятельности и ситуациях общения.
10

Содержание

коррекционного

курса

«Развитие

коммуникативной

деятельности» в 4 классе имеет 5 разделов: невербальное общение;
вербальное

общение;

компенсаторных

социальное

способов

устранения

конфликты и их последствия.

11

взаимодействие;
коммуникативных

формирование
трудностей;

3.

Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
План коррекционно-развивающих занятий для слабовидящих
обучающихся 1-х классов
Всего 16,5 часов, количество часов в неделю – 0,5

№

Тема занятия

1
2

Диагностика
Общение и его роль в жизни человека. Общение в жизни
человека.
Общение и его роль в жизни человека. Нормы и правила
общения. Ситуации общения.
Общение и его роль в жизни человека. Средства речевого и
неречевого общения.
Формирование образа человека. Формирование образа о себе.
Рисование «Мой портрет».
Формирование образа человека. Формирование образа другого
человека. Имя, внешний облик, взгляд, речь и голос человека.
Формирование образа человека. Обогащение опыта восприятия и
понимания партнера по общению.
Формирование коммуникативной грамотности. Формирование
представлений о мимических, пантомимических, интонационных
средствах невербального общения.
Формирование коммуникативной грамотности. Ознакомление с
фонациональными, кинетическими невербальными средствами.
Формирование коммуникативной грамотности. Формирование
умения продуцировать и интерпретировать невербальные и
вербальные средства общения.
Формирование знаний и умений в области социального
взаимодействия. Формирование умений привлечь внимание к
себе, к предмету, к явлению, к другому человеку
Формирование знаний и умений в области социального
взаимодействия.
Совершенствование
пространственных,
предметно-пространственных представлений и умений
Формирование знаний и умений в области социального
взаимодействия.
Совершенствование
социально-бытовых
представлений и умений.
Формирование знаний и умений в области социального
взаимодействия. Развитие контролирующей и регулирующей
роли зрения в совместных с партнерах действиях.
Формирование
компенсаторных
способов
устранения
коммуникативных трудностей. Развитие зрительного и слухового
восприятия как способа ориентации в коммуникативной
ситуации.
Формирование
компенсаторных
способов
устранения
коммуникативных трудностей. Развитие эмпатии, самоконтроля.
Формирование
компенсаторных
способов
устранения
коммуникативных трудностей. Формирование речевых моделей.

3
4
5
6
7
8

9
10

11

12

13

14

15

16
17

12

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1

1

1

1

1

1
1

План коррекционно-развивающих занятий для слабовидящих
обучающихся 1-х доп. классов
Всего 17 часов, количество часов в неделю – 0,5
№

Тема занятия

1
2

Диагностика.
Общение с внешним миром. Времена года. Стихи о погоде в разное
время года.
Общение с внешним миром. Беседа про погоду.
Общение внешним миром. Пространственные представления.
Мои чувства и желания. Я – сам. Рисование «Я – в полный рост».
Мои чувства и желания. Беседа «Моѐ тело».
Мои чувства и желания. Дидактическая игра «Мой портрет».
Образ жизни. Что я умею. Игра «Я думаю, что смогу…».
Образ жизни. Игра-рисование «Мои таланты».
Общение с друзьями. Приветствуем друг друга. Беседа о
вежливости.
Общение с друзьями. Игра «Волшебный мяч».
Общение со взрослыми. Игра «Зеркало».
Общение со взрослыми. Игра «Расскажи стихи руками».
Культура общения. Поведение во время разговора. Беседа «Как
вести себя во время разговора». Игра «Пожалуйста».
Культура общения. Поведение во время разговора. Беседа –
инсценировка на тему «Вежливая просьба».
Культура общения. Поведение во время разговора. Упражнение
«Обыкновенное здравствуйте».
Диагностика коммуникативных умений.

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

План коррекционно-развивающих занятий для слабовидящих
обучающихся 2-х классов
Всего 17 часов, количество часов в неделю – 0,5
№

Тема занятия

1
2

Диагностика коммуникативных умений.
Общение с внешним миром. Дидактическая игра «Путешествие в
лес».
Общение с внешним миром. Путешествие в лес. Подвижная игра «У
медведя во бору».
Общение с внешним миром. Путешествие в лес. Дидактическая игра
«Дорисуй предмет».
Мои чувства и желания. Я – сам. Упражнение «Зеркало».
Мои чувства и желания. Игра «Части тела».
Мои чувства и желания. Игра «Веселые пальчики».
Образ жизни. Что я умею. Рисование на тему «Что я могу делать».
Образ жизни. Что я умею. Упражнение «Преодоление трудностей».
Общение с друзьями. Беседа о том, как люди приветствуют друг
друга
Общение с друзьями. Беседа «Приветствуй вежливо и
дружелюбно».

3
4
5
6
7
8
9
10
11

13

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

12
13
14
15
16
17

Общение со взрослыми. Про меня и мою семью. Беседа «Моя
семья».
Про меня и мою семью Беседа «Семейная фотография»
Культура общения. Поведение во время разговора. Игра «Словарь
вежливых слов».
Культура общения. Поведение во время разговора. Этюд «Вежливая
внучка (внук).
Культура общения. Сюжетная игра «В магазине».
Диагностика коммуникативных умений.

1
1
1
1
1
1

План коррекционно-развивающих занятий для слабовидящих
обучающихся 3-х классов
Всего 17 часов, количество часов в неделю – 0,5
№

Тема занятия

1
2
3
4
5
6
7
8

Роль общения в жизни человека.
Как мы общаемся.
Образ человека.
Выражение эмоциональных состояний человека.
Выражение эмоциональных состояний человека и движение.
Эмоции как средства общения.
Средства невербальной коммуникации: пантомимика.
Средства невербальной коммуникации: мимика, взгляд и выражение
лица.
Средства невербальной коммуникации: фонационные средства
общения.
Средства вербальной коммуникации.
Речь как способ обмена информацией.
Речь как способ воздействия на собеседника.
Овладение приемами вербальной и невербальной коммуникации.
Овладение приемами невербальной коммуникации: пантомимика.
Овладение приемами невербальной коммуникации: мимика, взгляд и
выражение лица.
Трудности коммуникации и способы ее устранения. Развитие
внимания, памяти, восприятия, мышления.
Развитие речевой коммуникации.
Диагностика коммуникативных умений.

9
10
11
12
13
14

15
16
17

14

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

План коррекционно-развивающих занятий для слабовидящих
обучающихся 4-х классов
Всего 17 часов, количество часов в неделю – 0,5
№

Тема занятия

1
2

Диагностика коммуникативных умений.
Формирование коммуникативной грамотности. Развитие знаний и умений
в области невербальной коммуникации.
Формирование представлений о мимических, антомимических,
интонационных средствах невербального общения. Ознакомление с
фонацией.
Ознакомление с и кинетикой невербальных средств коммуникации.
Взгляд как средство коммуникации.
Развитие двигательно-мышечного компонента невербальных средств
общения. Развитие эмоционального компонента невербальных средств.
Формирование знаний о средствах речевой коммуникации: слово,
предложение. Речевая культура.
Формирование представлений о диалоге как форме речевого общения.
Основы риторики.
Способности выражать свои мысли, чувства, идеи, способности
понимать, что было сказано или сделано для тебя. Умение продуцировать
и интерпретировать невербальные и вербальные средства общения.
Социальное взаимодействие. Умение привлечь внимание к себе, к
предмету, к явлению, к другому человеку.
Совершенствование пространственных, предметно-пространственных,
социально-бытовых представлений и умений, актуальных для
социального взаимодействия с партнером по общению.
Развитие координации совместных с партнером действий. Развитие
контролирующей и регулирующей роли зрения в совместных с партнером
действиях.
Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных
трудностей. Развитие зрительного и слухового восприятия как способа
ориентации в коммуникативной ситуации
Формирование умений моделировать ситуацию общения. Эмпатия,
самоконтроль.
Формирование речевых моделей. Способность к координации
очерѐдности высказываний.
Эмоции в процессе общения. Представлений о нормах поведения в
определенных ситуациях.
Конфликты и их последствия. Умение выслушать и понять собеседника
Умение решать конфликтную ситуацию
Способы решения конфликтных ситуаций. Умение учитывать мнение и
интересы собеседника

3

4
5
6
7
8

9
10

11

12

13
14
15
16
17

15

Количес
тво
часов
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1

1

1

1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».