Рабочая программа коррекционного курса Произношение (вариант 5.2)

Рабочая программа коррекционного курса
«ПРОИЗНОШЕНИЕ»
для обучающихся с ТНР (вариант 5.2.)

Уровень: начальное общее образование
2022-2023 учебный год

г. Североуральск

СОДЕРЖАНИЕ
1. Планируемые результаты…………………………………………. 3
2. Принципы и направления реализации курса……………………

4

3. Содержание курса………………………………………………….. 6
4. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы……………………………. 9

2

1. Планируемые результаты
Обучающийся с ТНР в ходе реализации данного курса должен знать:


термины, используемые для обозначения основных понятий

(речь, звук, буква, артикуляция и т.д.);


все буквы и звуки родного языка;



отличительные признаки гласных и согласных звуков;



гласные и согласные звуки;



твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения

мягкости согласных на письме;


пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости-

мягкости, по звонкости-глухости.
Обучающийся с ТНР в ходе реализации данного курса должен уметь:


произносить все звуки русского языка в соответствии с нормами;



различать свистящие, шипящие, аффрикаты, соноры;



узнавать и различать гласные и согласные звуки;



обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные

на письме;


знать и произносить гласные звуки;



различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;



производить фонетический разбор слова;



производить звукобуквенный разбор слогов и слов;



подбирать слова на заданный звук;



сравнивать слова со сходными звуками;



строить звуковые схемы слогов и слов;



составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми

звуками;


восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;



самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты,

используя оппозиционные звуки.
3

2. Принципы и направления реализации курса
Психолого-педагогическое

сопровождение

обучающихся

ограниченнымивозможностями

здоровья

комплексного

различных

специалистов

категории

обучающихся

взаимодействия

осуществляется

на
и

с

основе

родителей

(законных представителей).
Сопровождение

данной

определяется

следующими принципами:
1.

Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию

специалиста,который призван решать проблему ребенка с максимальной
пользой и в интересах ребенка.
2.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики,

коррекции и развития, то есть системный подход к анализу особенностей
развития познавательных процессов обучающихся с ТНР, а также
всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля,
взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка;
участие в данном процессе всех участников образовательной деятельности.
3.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям

(законнымпредставителям) непрерывность помощи до полного решения
проблемы или определения подхода к ее решению.
4.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных

условий дляполучения образования обучающимися с ТНР.
5.

Рекомендательный

обеспечивает

соблюдение

характер

оказания

гарантированных

помощи.

Принцип

законодательством

прав

родителей (законных представителей) обучающихся выбирать формы
получения детьми образования, образовательные организации, защищать
законные права и интересы детей.
6.

Гуманистический

принцип.

Опора

на

потенциальные

возможности ученика,его интересы и потребности; создание ситуаций успеха
в учении, общении со сверстниками и взрослыми.
4

7.

Принцип

педагогической

целесообразности.

Создание

интеграция усилий педагогического коллектива (учитель, медицинский
специалист, психолог, учитель-логопед, социальный педагог и др).
Направления коррекционной работы
Программа коррекционной работы на уровне начального общего
образования обучающихся с ТНР включает в себя взаимосвязанные
направления, отражающие ее основное содержание:


диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление у

обучающихся с ТНР особых потребностей в адаптации к освоению
адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования, проведение комплексного обследования и подготовку
рекомендаций по оказанию психолого-педагогической помощи в условиях
образовательной организации;


коррекционно-развивающая

своевременной

адресной

работа

обеспечивает

специализированной

помощи

в

оказание
освоении

содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или)
психическом, речевом развитии обучающихся с ТНР;


консультативная

специального

сопровождения

работа

обеспечивает

обучающихся

с

непрерывность

ТНР

в

освоении

адаптированной основной общеобразовательной программы начального
образования, специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам
реализации

дифференцированных

психолого-педагогических

условий

образования, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся
с ТНР;


информационно-просветительская

работа

направлена

на

разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями
образовательного процесса для обучающихся с ТНР, со всеми его
участниками - сверстниками, родителями (законными представителями).

5

3. Содержание курса
Программа курса состоит из 3 этапов коррекционно-развивающей
работы:
1. Постановка звука.
2. Автоматизация звука.
3. Дифференциация звуков.
Продолжительность

логопедических

занятий

определяется

в

соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет
в 1 классе – групповое занятие – 35-40 минут, индивидуальное – 20-40 минут;
во 2-4 классах – групповое занятие – 40-45 минут, индивидуальное – 20-45
минут. Работа организуется в форме индивидуальных и групповых занятий.
При проведении работы в форме групповых занятий используются
фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности детей.
Программа

коррекционной

работы

может

предусматривать

вариативные формы специального сопровождения обучающихся с ТНР.
Варьироваться могут содержание, организационные формы работы, степень
участия специалистов сопровождения, что способствует реализации и
развитию больших потенциальных возможностей обучающихся с ТНР и
удовлетворению их особых образовательных потребностей. Коррекционная
работаосуществляется в ходе всей образовательной деятельности, при
изучении предметов учебного плана и на логопедических занятиях, где
осуществляется коррекция нарушений устной речи, профилактика и
коррекция нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному
усвоению

программы

по

всем

предметным

областям,

работа

по

формированию полноценной речемыслительной деятельности.
Модели логопедических занятий с обучающими с ТНР
Структура логопедического занятия по постановке звука:
1. Оргмомент с элементами психотерапии
2. Пальчиковая, ртикуляционная гимнастика, развитие силы голоса и
воздушной струи
6

3. Объявление темы
4. Постановка звука
5. Анализ артикуляции и характеристики звука по плану
6.Закрепление изолированного звука (индивидуальное и хоровое
проговаривание, игры на звукоподражание)
7. Развитие фонематического слуха (опознание звука из ряда
изолированных, из слогов, из слов)
8. Закрепление в слогах
9. Закрепление в словах
10. Закрепление в предложениях
11. Домашнее задание
12. Итог
Структура логопедического занятия по автоматизации звуков:
1. Оргмомент с элементами психотерапии
2. Пальчиковая, артикуляционная гимнастика для автоматизируемого
звука
3. Объявление темы
4.

Произношение

изолированного

звука

(хором,

группой,

индивидуально,
цепочкой)
5. Анализ артикуляции по плану: губы, зубы, язык, воздушная струя
6. Характеристика звука по плану
7. Развитие фонематического слуха
8. Закрепление звука в слогах, звуковой анализ и синтез слогов,
графическая
запись
9. Закрепление звука с словах, звуко-слоговой анализ слов с
графической
записью
7

10. Закрепление звука в предложении, графическая запись и анализ
предложения
11. Закрепление в тексте
12. Домашнее задание
13. Итог
Структура логопедического занятия по дифференциации звуков
1. Оргмомент с элементами психотерапии
2. Пальчиковая, артикуляционная гимнастика – планируются только
самые основные упражнения – моделирующие главные артикуляционные
движения того и другого звука
3. Объявление темы
4. Проговаривание изолированно звуков, которые отличаются (хором,
индивидуально)
5. Анализ артикуляции звуков по алгоритму с выделением общих и
различных моментов артикуляции
6. Характеристика звуковс выделением общих и различных моментов
артикуляции
7. Развитие фонематического слуха
8. Дифференциация звука в слогах, словах
9. Дифференциация звука в предложении, анализ предложения с
графической
записью и выделение слов, содержащих изучаемые звуки, выделение
самих звуков
12. Дифференциация звука в тексте
13. Домашнее задание
14. Итог

8

4. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
План коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1-х и 1-доп.
классах с ТНР
Всего 132 часов, количество часов в неделю – 4
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41

Тема занятия
Логопедическое обследование речи.
Знакомство с артикуляционным аппаратом.
Сказка о веселом язычке.Артикуляционная гимнастика.
Путешествие в Звукоград и Буквоград.
Речь. Речевые звуки.
Подготовительные артикуляционные упражнения.
Развитие тактильных восприятий, артикуляционной моторики.
Развитие слухового внимания, слуховой памяти.
Развитие фонематического слуха.
Уточнение произношения А.
Автоматизация А.
Уточнение произношения О.
Автоматизация О.
Уточнение произношения Э.
Автоматизация Э.
Уточнение произношения И.
Автоматизация И.
Уточнение произношения Ы.
Автоматизация Ы.
Постановка М.
Постановка М. Закрепление.
Постановка Мь.
Постановка Мь. Закрепление.
Дифференциация М-Мь.
Дифференциация М-Мь. Закрепление.
Постановка П.
Постановка П. Закрепление.
Автоматизация П.
Автоматизация П. Закрепление.
Постановка Пь.
Постановка Пь. Закрепление.
Автоматизация Пь.
Автоматизация Пь. Закрепление.
Дифференциация П-Пь.
Дифференциация П-Пь. Закрепление.
Постановка Б.
Постановка Б. Закрепление.
Автоматизация Б.
Автоматизация Б. Закрепление.
Постановка Бь.
Постановка Бь. Закрепление.
9

Количество
часов
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91

Автоматизация Бь.
Автоматизация Бь. Закрепление.
ДифферециацияП-Б.
ДифферециацияП-Б. Закрепление.
Дифферециация П-Пь-Б-Бь.
Дифферециация П-Пь-Б-Бь. Закрепление.
Постановка К.
Постановка К. Закрепление.
Автоматизация К.
Автоматизация К. Закрепление.
Постановка Кь.
Постановка Кь. Закрепление.
Автоматизация Кь.
Автоматизация Кь. Закрепление.
Дифференциация К-Кь.
Дифференциация К-Кь. Закрепление.
Постановка Г.
Постановка Г. Закрепление.
Автоматизация Г.
Автоматизация Г. Закрепление.
Постановка Гь.
Постановка Гь. Закрепление.
Автоматизация Гь.
Автоматизация Гь. Закрепление.
Дифференциация Г-Гь.
Дифференциация Г-Гь. Закрепление.
Дифференциация Г-Гь_К-Кь.
Дифференциация Г-Гь_К-Кь. Закрепление.
Постановка Х.
Постановка Х. Закрепление.
Постановка Хь.
Постановка Хь. Закрепление.
Дифференциация Х-Хь.
Дифференциация Х-Хь. Закрепление.
Дифференциация Г-Гь-К-Кь-Х-Хь.
Дифференциация Г-Гь-К-Кь-Х-Хь. Закрепление.
Постановка Т.
Постановка Т. Закрепление.
Постановка Ть.
Постановка Ть. Закрепление.
Автоматизация Ть.
Автоматизация Ть. Закрепление.
Дифференциация Т-Ть.
Дифференциация Т-Ть. Закрепление.
Постановка Д.
Постановка Д. Закрепление.
Автоматизация Д.
Автоматизация Д. Закрепление.
Постановка Дь.
Постановка Дь. Закрепление.
10

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
123
124
125
126

Автоматизация Дь.
Автоматизация Дь. Закрепление.
Дифференциация Д-Т.
Дифференциация Д-Т. Закрепление.
Дифференциация Д-Дь-Т-Ть.
Дифференциация Д-Дь-Т-Ть. Закрепление.
Постановка Ф.
Постановка Ф. Закрепление.
Постановка Фь.
Постановка Фь. Закрепление.
Дифференциация Ф-Фь.
Дифференциация Ф-Фь. Закрепление.
Постановка В.
Постановка В. Закрепление.
Дифференциация В-Вь.
Дифференциация В-Вь. Закрепление.
Дифференциация В-Ф.
Дифференциация В-Ф. Закрепление.
Дифференциация Ф-Фь-В-Вь.
Дифференциация Ф-Фь-В-Вь. Закрепление.
Постановка Й.
Постановка Й. Закрепление.
Уточнение произношения Е.
Автоматизация Е.
Уточнение произношения Ё.
Автоматизация Ё.
Уточнение произношения Ю.
Автоматизация Ю.
Уточнение произношения Я.
Автоматизация Я.
Слуховой диктант.
Фонетический разбор слова.
Речевые игры.
Праздник красивой речи.

11

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1

План коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 2-х классов
Всего 68 часов, количество часов в неделю – 2
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45

Тема занятия

Количество
часов
Логопедическое обследование речи.
2
Знакомство с артикуляционным аппаратом. Сказка о веселом
1
язычке. Подготовительные артикуляционные упражнения.
Речь. Речевые звуки. Путешествие в Звукоград и Буквоград.
1
Развитие тактильных восприятий, артикуляционной моторики.
1
Развитие слухового внимания, слуховой памяти.
1
Развитие фонематического слуха.
1
Постановка Н.
1
Постановка Н. Закрепление.
1
Автоматизация Н.
1
Автоматизация Н. Закрепление.
1
Постановка Нь.
1
Постановка Нь. Закрепление.
1
Автоматизация Нь.
1
Автоматизация Нь. Закрепление.
1
Дифференциация Н-Нь.
1
Дифференциация Н-Нь. Закрепление.
1
Постановка С.
1
Постановка С. Закрепление.
1
Автоматизация С.
1
Автоматизация С. Закрепление.
1
Постановка Сь.
1
Постановка Сь. Закрепление.
1
Автоматизация Сь.
1
Автоматизация Сь. Закрепление.
1
Дифференциация С-Сь.
1
Дифференциация С-Сь. Закрепление.
1
Дифференциация С-Сь. Закрепление.
1
Постановка З.
1
Постановка З. Закрепление.
1
Автоматизация З.
1
Автоматизация З. Закрепление.
1
Постановка Зь.
1
Постановка Зь. Закрепление.
1
Автоматизация Зь
1
Автоматизация Зь. Закрепление.
1
Дифференциация З-Зь.
1
Дифференциация З-Зь. Закрепление.
1
Дифференциация С-З.
1
Дифференциация С-З. Закрепление.
1
Дифференциация Сь-Зь.
1
Дифференциация Сь-Зь. Закрепление.
1
Дифференциация С-Сь-З-Зь.
1
Дифференциация С-Сь-З-Зь. Закрепление.
1
Постановка Ц.
1
Постановка Ц. Закрепление.
1
12

46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67

Автоматизация Ц.
Автоматизация Ц. Закрепление.
Дифференциация С-Ц.
Дифференциация С-Ц. Закрепление.
Дифференциация Ц-З.
Дифференциация Ц-З. Закрепление.
Дифференциация С-Ц-З.
Дифференциация С-Ц-З. Закрепление.
Постановка Ш.
Постановка Ш. Закрепление.
Автоматизация Ш.
Автоматизация Ш. Закрепление.
Постановка Ж.
Постановка Ж. Закрепление.
Автоматизация Ж.
Автоматизация Ж. Закрепление.
Дифференциация Ш-Ж.
Дифференциация Ш-Ж. Закрепление
Дифференциация С-Ш.
Дифференциация С-Ш. Закрепление.
Фонетический разбор слова.
В гости к Звукарику.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

План коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 3-х классов
Всего 68 часов, количество часов в неделю – 2
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Тема занятия

Количество
часов
Логопедическое обследование речи.
2
Знакомство с артикуляционным аппаратом. Сказка о веселом
1
язычке. Подготовительные артикуляционные упражнения.
Речь. Речевые звуки. Путешествие в Звукоград и Буквоград.
1
Развитие тактильных восприятий, артикуляционной моторики.
1
Развитие слухового внимания, слуховой памяти.
1
Развитие фонематического слуха.
1
Дифференциация Ж-З.
1
Дифференциация Ж-З. Закрепление.
1
Дифференциация З-Ш.
1
Дифференциация З-Ш. Закрепление.
1
Дифференциация С-Ж.
1
Дифференциация С-Ж. Закрепление.
1
Постановка Ч.
1
Постановка Ч. Закрепление.
1
Автоматизация Ч.
1
Автоматизация Ч. Закрепление.
1
Постановка Щ.
1
Постановка Щ. Закрепление.
1
Автоматизация Щ.
1
Автоматизация Щ. Закрепление.
1
Дифференциация Ч-Щ.
1
13

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67

Дифференциация Ч-Щ. Закрепление.
Дифференциация Ч-Сь.
Дифференциация Ч-Сь. Закрепление.
Дифференциация Ч-Ть.
Дифференциация Ч-Ть. Закрепление.
Дифференциация Щ-Сь.
Дифференциация Щ-Сь. Закрепление.
Дифференциация Щ-Ть.
Дифференциация Щ-Ть. Закрепление.
Дифференциация Ш-Щ.
Дифференциация Ш-Щ. Закрепление.
Постановка Л.
Постановка Л. Закрепление.
Автоматизация Л.
Автоматизация Л. Закрепление.
Постановка Ль.
Постановка Ль. Закрепление.
Автоматизация Ль.
Автоматизация Ль. Закрепление.
Дифференциация Л-Ль.
Дифференциация Л-Ль. Закрепление.
Постановка Р.
Постановка Р. Закрепление.
Автоматизация Р.
Автоматизация Р. Закрепление.
Постановка Рь.
Постановка Рь. Закрепление.
Автоматизация Рь.
Автоматизация Рь. Закрепление.
Дифференциация Р-Рь.
Дифференциация Р-Рь. Закрепление.
Дифференциация Р-Л.
Дифференциация Р-Л. Закрепление.
Дифференциация Рь-Ль.
Дифференциация Рь-Ль. Закрепление.
Дифференциация Р-Й.
Дифференциация Р-Й. Закрепление.
Дифференциация Рь-Й.
Дифференциация Рь-Й. Закрепление.
Дифференциация Л-Й.
Дифференциация Л-Й. Закрепление.
Дифференциация Ль-Й.
Дифференциация Ль-Й. Закрепление.
Слуховой диктант.
Фонетический разбор слова.
Я умею говорить!

14

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

План коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 4-х классов
Всего 68 часов, количество часов в неделю – 2
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45

Тема занятия

Количество
часов
Логопедическое обследование речи.
2
Знакомство с артикуляционным аппаратом. Сказка о веселом
1
язычке.
Подготовительные артикуляционные упражнения.
1
Речь. Речевые звуки. Путешествие в Звукоград и Буквоград.
1
Развитие тактильных восприятий, артикуляционной моторики.
1
Развитие слухового внимания, слуховой памяти.
1
Развитие фонематического слуха.
1
Постановка С.
1
Автоматизация С.
1
Постановка Сь.
1
Автоматизация Сь.
1
Дифференциация С-Сь.
1
Постановка З.
1
Автоматизация З.
1
Постановка Зь.
1
Автоматизация Зь.
1
Дифференциация З-Зь.
1
Дифференциация С-З.
1
Постановка Ц.
1
Автоматизация Ц.
1
Дифференциация С-З-Ц.
1
Постановка Ш.
1
Автоматизация Ш.
1
Постановка Ж.
1
Автоматизация Ж.
1
Дифференциация Ш-Ж.
1
Дифференциация С-Ш.
1
Дифференциация З-Ж.
1
Дифференциация С-Ж.
1
Дифференциация З-Ш.
1
Постановка Ч.
1
Автоматизация Ч.
1
Постановка Щ.
1
Автоматизация Щ.
1
Дифференциация Ч-Щ.
1
Дифференциация Ч-Сь.
1
Дифференциация Ч-Ть.
1
Дифференциация Щ-Сь.
1
Дифференциация Щ-Ть.
1
Дифференциация Ш-Щ.
1
Постановка Л.
1
Автоматизация Л.
1
Постановка Ль.
1
Автоматизация Ль.
1
Дифференциация Л-Ль.
1
15

46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67

Постановка Р.
Автоматизация Р.
Постановка Рь.
Автоматизация Рь.
Дифференциация Р-Рь.
Дифференциация Р-Л.
Дифференциация Рь-Ль.
ДифференциацияР-Рь-Л-Ль.
ДифференциацияРь-Й.
Дифференциация Л-Й.
Дифференциация Р-Рь-Л-Ль-Й.
Различение гласных.
Различение свистящих.
Различение шипящих.
Различение аффрикатов.
Различение шипящих и свистящих.
Различениесоноров.
Различение глухих и звонких согласных.
Различение твердых и мягких согласных.
Слуховой диктант.
Фонетический разбор слова.
Я умею слушать! Речевые упражнения на разные группы звуков.

16

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».