Приложение № 5 ООП-ОП НОО Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Калейдоскоп наук» Начальное общее образование Срок освоения курса: 4 года г. Североуральск, 2022 Введение Программа курса внеурочной деятельности «Калейдоскоп наук» для обучающихся 2-4-х классов общего образования (далее – программа) составлена на основе ФГОС НОО и ООП НОО муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1. Направлена на развитие высокомотивированных обучающихся; выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Цель программы – создание условий для развития высокомотивированных категорий учащихся, выявления и развития одаренных детей младшего школьного возраста. Задачи программы: диагностика способностей обучающихся; выявление одаренных детей; развитие универсальных учебных действий обучающихся как способов деятельности; создание условий для развития детской одаренности. Результаты освоения курса В результате реализации программы ожидается достижение следующих результатов: cоздание условий для развития и проявления способностей обучающихся, выявление одаренных детей; cоздание условий для развития детской одаренности; cохранение стабильности результатов диагностики обучаемости и обученности обучающихся, в том числе и по результатам внешней оценки; увеличение количества обучающихся, принимающих участие в олимпиадах на школьном и муниципальном уровне, в конкурсах различной направленности и разного уровня; cохранение или повышение уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся в соответствии требованиями основной образовательной программы начального общего образования: 2 класс Личностные результаты Потребность в учебной деятельности Осознание ответственности за свои поступки Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Умение удерживать цель деятельности до получения ее результата Умение выбирать и использовать целесообразные способы действий Умение определять рациональность (нерациональность) способа действия Умение описывать последовательность учебных действий, представленных поэтапно Умение восстанавливать нарушенную последовательность учебных действий Умение выбирать этапы алгоритма решения учебной задачи, их упорядочивать Умение осуществлять итоговый контроль деятельности на материале работы другого ученика (взаимоконтроль) Умение осуществлять итоговый самоконтроль – нахождение ошибок в результатах собственной работы Умение сопоставлять выполненные действия с достигнутым результатом, обнаруживать ошибки Умение намечать способы устранения ошибок Умение выполнять адекватную самооценку выполненной работы по данным критериям Познавательные универсальные учебные действия Умение самостоятельно анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков Уметь самостоятельно осуществлять синтез Уметь делать выводы в результате операции сравнения Умение осуществлять классификацию по самостоятельно выбранному основанию Уметь самостоятельно устанавливать простейшие причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений Умение выдвигать гипотезы и их обосновывать Коммуникативные универсальные учебные действия Формулировать и обосновывать собственное мнение Участвовать в диалоге во фронтальной и парной работе Выполнять функции в рамках определенной роли в групповой работе Признавать возможность существования различных точек зрения 3 класс Личностные результаты Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки Ориентиры и смысл учебной деятельности на основе мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности Осознание оценки как ориентира на то, что еще что-то не усвоил Готовность к сотрудничеству, оказание помощи тем, кто в ней нуждается Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения Умение выделить и сохранить цель, заданную в виде образца – продукта действия Умение планировать способы выполнения учебной задачи Умение восстанавливать необходимые действия в представленной последовательности учебных действий Умение осуществлять пошаговый контроль деятельности по указанному критерию Умение осуществлять пошаговый контроль деятельности на материале работы другого ученика (взаимоконтроль) Умение осуществлять пошаговый самоконтроль – нахождение в собственной работе ошибок в операциях, входящих в состав учебного действия Умение использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата Умение использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке Умение оценивать выполненные учебные действия, применяя различные критерии оценки Познавательные универсальные учебные действия Уметь осуществлять умозаключение по аналогии Умение делать выводы на основе индуктивного и дедуктивного умозаключения под руководством учителя Уметь проводить классификацию по нескольким заданным основаниям Уметь относить объекты к известным понятиям Умение осуществлять умозаключение по аналогии Обобщать на основе выделения существенных связей Коммуникативные универсальные учебные действия Строить понятное монологическое высказывание в устной и письменной форме Участвовать в обсуждении и принятии согласованного решения для создания продукта групповой работы Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности Контролировать действия партнеров Стремиться положительно разрешать конфликты Задавать вопросы 4 класс Личностные результаты Умение давать осознанную самооценку и оценку поступкам других людей Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик» Сформированность познавательных учебных мотивов Осознание необходимости оказывать помощь другу; эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание Адекватность оценки действий с точки зрения нарушения / соблюдения моральных норм Умение аргументировать свои (чужие) действия и поступки Сформированность умения оценивать ситуации и поступки людей, объяснять свою оценку неоднозначных поступков: положительную и отрицательную Способность адекватно оценивать действия с точки зрения нарушения или соблюдения моральных норм Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Умение выделить и сохранить цель Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи Умение планировать последовательность учебных действий по аналогии в соответствии с поставленной задачей Умение составлять алгоритм учебных действий по данному началу Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Умение контролировать процесс и результат деятельности с установкой на число допущенных ошибок Умение контролировать процесс и результат деятельности на основе предвосхищающего контроля Умение самостоятельно осуществлять контроль процесса и результата учебной деятельности Умение вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок Умение вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие по ходу его реализации с учетом возникших трудностей и ошибок Умение самостоятельно определять критерии оценивания Познавательные универсальные учебные действия Уметь систематизировать и обобщать понятия Умение строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях Уметь проводить сравнение, сериацию, классификацию по самостоятельно выбранным основаниям Уметь строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Коммуникативные универсальные учебные действия Слушать собеседника Формулировать и обосновывать собственное мнение Участвовать в диалоге Участвовать в обсуждении и принятии согласованного решения для создания продукта групповой работы Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности Контролировать действия партнеров Стремиться положительно разрешать конфликты Строить понятное монологическое высказывание в устной и письменной форме Задавать вопросы Оценивать поведение партнеров по совместной деятельности на основе выделенных критериев Оценивать собственное поведение на основе выделенных критериев Осуществлять рефлексию своих действий (отображение предметного содержания и условий осуществления действий) 2 класс № п/п Название раздела 1 Развитие познавательн ых способностей обучающихся Содержание Формы организ ации Понятие классификации. -игра Классификация по -беседа заданному признаку. Выделение признака классификации. Виды деятельности -выбирают и используют целесообразные способы действий -определяют рациональность (нерациональность) способа действия -описывают последовательность учебных Установление причинноследственных связей. Гипотеза. Формулирование гипотезы. 2 Эксперимент 3 Работа команде Выдвижение гипотезы. Постановка цели опыта. Наблюдение и фиксация результатов наблюдений в таблицу. Формулировка выводов по результатам эксперимента в Правила работы в малой группе. Отработка умений работать в малой группе. Конструирование «тонких» и «толстых» вопросов. Постановка «толстых» и «тонких» вопросов к научнопознавательному тексту, экспери мент наблюде ние -игра соревно вание действий, представленных поэтапно -восстанавливают нарушенную последовательность учебных действий -выбирать этапы алгоритма решения учебной задачи, их упорядочивают -осуществляют итоговый контроль деятельности на материале работы другого ученика (взаимоконтроль) -осуществляют итоговый самоконтроль – нахождение ошибок в результатах собственной работы -сопоставляют выполненные действия с достигнутым результатом, обнаруживают ошибки -намечают способы устранения ошибок -выполняют адекватную самооценку выполненной работы по данным критериям -выдвигают гипотезы и их обосновывают -проводят наблюдения -фиксируют результаты наблюдений в таблицу -сравнивают -анализируют -обобщают -формулируют выводы по итогам эксперимента -удерживают цель деятельности до получения ее результата -самостоятельно осуществляют контроль процесса и результата учебной деятельности -вносят необходимые дополнения и коррективы в учебное действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок -вносят необходимые дополнения и коррективы в учебное действие по ходу его реализации с учетом возникших трудностей и ошибок -участвуют в обсуждении и принятии согласованного решения для создания продукта групповой работы -договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности -контролируют действия партнеров -стремятся положительно разрешать конфликты -задают поиск ответов на них, формулирование ответов 4 Проект Безопасность работы в сети Интернет. Обучение поиску информации в сети Интернет. Выполнение коллективного социального проекта. Рефлексия. Определение вклада каждого в общее дело. Самооценка и взаимооценка деятельности. 5 Индивидуаль ная работа с обучающими ся Подготовка олимпиадам, индивидуальные консультации выполнении индивидуальных проектов вопросы -формулируют ответы экскурси я на почту экскурси я в магазин -поиск информа ции в сети Интерне т выполне ние проекта -защита проекта к подгото вка к при олимпиа де и выполне -осознают ответственности за свои поступки -осваивают способы поиска информации в сети Интернет -удерживают цель деятельности до получения ее результата -выбирают и используют целесообразные способы действий -определяют рациональность (нерациональность) способа действия -описывают последовательность учебных действий, представленных поэтапно -восстанавливают нарушенную последовательность учебных действий -выбирать этапы алгоритма решения учебной задачи, их упорядочивают -осуществляют итоговый контроль деятельности на материале работы другого ученика (взаимоконтроль) -осуществляют итоговый самоконтроль – нахождение ошибок в результатах собственной работы -сопоставляют выполненные действия с достигнутым результатом, обнаруживают ошибки -намечают способы устранения ошибок -выполняют адекватную самооценку выполненной работы по данным критериям -участвуют в обсуждении и принятии согласованного решения для создания продукта групповой работы договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности -контролируют действия партнеров -стремятся положительно разрешать конфликты -задают вопросы -формулируют ответы -осознают ответственности за свои поступки -удерживают цель деятельности до получения ее результата -выбирают и используют целесообразные способы действий -определяют рациональность исследовательских работ, подготовка к конкурсам и конференциям разного уровня разной направленности, концертам, выставкам и др. 6 Диагностика ние проекта (исследо вательск ой работы) консуль тация -защита проекта репетиц ия подгото вка к выступл ению на конфере нции подгото вка концерт а подгото вка к выставк е создание творческ их работ: костюмо в, поделок, рисунко в, литерату рных произве дений, кроссво рдов и др. Входная диагностика. Итоговая диагностика за диагност 2 класс ическая работа (нерациональность) способа действия -описывают последовательность учебных действий, представленных поэтапно -восстанавливают нарушенную последовательность учебных действий -выбирают этапы алгоритма решения учебной задачи, их упорядочивают -осуществляют итоговый самоконтроль – нахождение ошибок в результатах собственной работы -сопоставляют выполненные действия с достигнутым результатом, обнаруживают ошибки -намечают способы устранения ошибок -выполняют адекватную самооценку выполненной работы по данным критериям -строят понятное монологическое высказывание в устной и письменной форме -задают вопросы -формулируют ответы -выполняют диагностическую работу -выполняют самооценку выполненной работы по данным критериям 3 класс № п/п Название раздела Содержание 1 Развитие познавате льных способнос тей обучающи хся Суждение. Умозаключение. Аналогия. Составление высказываний по аналогии. Рассуждение. Доказательство. Формулировка выводов 2 Работа в Правила команде группе. умений группе Формы организаци и -игра -беседа работы в -игра Отработка работать в соревновани е Виды деятельности -адекватно позитивно осознанно оценивают себя -осознают оценку как ориентир на то, что еще что-то не усвоил -определяют наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения -восстанавливают необходимые действия в представленной последовательности учебных действий -осуществляют пошаговый контроль деятельности по указанному критерию, пошаговый контроль деятельности на материале работы другого ученика (взаимоконтроль), пошаговый самоконтроль – нахождение в собственной работе ошибок в операциях, входящих в состав учебного действия -осуществляют умозаключение по аналогии -делают выводы на основе индуктивного и дедуктивного умозаключения под руководством учителя -проводят классификацию по нескольким заданным основаниям -относят объекты к известным понятиям -осуществляют умозаключение по аналогии -обобщатют на основе выделения существенных связей -адекватно позитивно осознанно оценивают себя -осознают оценку как ориентир на то, что еще что-то не усвоил -сотрудничают и дружбе, оказывают помощь тем, кто в ней нуждается -участвуют в обсуждении и принятии согласованного решения для создания продукта групповой работы -договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности -контролируют действия партнеров -стремятся положительно разрешать 3 Проект Выполнение коллективного проектов социальной направленности. Оценка проекта и вклада каждого участника в общее дело. Самооценка и взаимооценка. Составление краткого отчета по проекту. Освоение основ работы в программе Microsoft Office PowerPoint -экскурсия на молочнотоварную ферму -экскурсия в библиотеку -выполнение проекта -защита проекта -составление коллективно го отчета по проекту подготовка работ к публикации -работа на ПК конфликты -задают вопросы -совместно с учителем составляют краткий отчет по проекту -осваивают основные способы работы в программе Microsoft Office PowerPoint -адекватно позитивно осознанно оценивают себя ориентируются и осмысливают учебную деятельности на основе мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности -осознают оценку как ориентир на то, что еще что-то не усвоил -используют запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке выделяют и сохраняют цель, заданную в виде образца – продукта действия -планируют способы учебной задачи выполнения -используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата -участвуют в обсуждении и принятии согласованного решения для создания продукта групповой работы -договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности -контролируют действия партнеров -стремятся положительно разрешать конфликты 4 Индивиду альная работа с обучающи мися Подготовка к олимпиадам, индивидуальные консультации при выполнении индивидуальных проектов и исследовательских работ, подготовка к конкурсам и конференциям разного уровня и разной направленности, подготовка к олимпиаде -выполнение проекта (исследовате льской работы) консультаци я -защита проекта -репетиция -задают вопросы -адекватно позитивно осознанно оценивают себя -осознают оценку как ориентир на то, что еще что-то не усвоил -используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата 5 Диагности ка концертам, выставкам, -подготовка конкурсам чтецов т. д. к выступлени ю на конференци и -подготовка концерта -подготовка к выставке -конкурс чтецов -создание творческих работ: костюмов, поделок, рисунков, литературны х произведени й, кроссвордов и др. -создание авторских книжексамоделок Входная диагностика. Итоговая диагностика диагностиче за 3 класс ская работа -адекватно позитивно осознанно оценивают себя -осознают оценку как ориентир на то, что еще что-то не усвоил -оценивают выполненные учебные действия, применяя различные критерии оценки 4 класс № п/п 1 Название раздела Содержание Работа в Правила работы в команде коллективе. КТД. Разработка и реализация коллективной игры по методике КТД И.П. Иванова «Бизнесландия». Оценка игры. Формы организаци и -ктд -игра Виды деятельности -дают осознанную самооценку и оценку поступкам других людей -осознают необходимость оказания помощи другу; эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживание -адекватно оценивают действия с точки зрения нарушения или соблюдения моральных норм -слушают собеседника -формулируют и собственное мнение обосновывают -участвуют в диалоге -участвовать в обсуждении и принятии согласованного решения для создания продукта групповой работы -договариваться о функций и ролей деятельности в распределении совместной -контролируют действия партнеров -стремятся конфликты положительно разрешать -строят понятное монологическое высказывание в устной и форме -задают вопросы -оценивают поведение партнеров по совместной деятельности на основе выделенных критериев -оценивают собственное поведение на основе выделенных критериев 2 Проект Выполнение коллективного проектов социальной направленности. Оценка проекта и вклада каждого участника в общее дело. Самооценка и взаимооценка. Выполнение коллективного проектов гражданскопатриотической направленности. Оценка проекта и вклада каждого -экскурсия на ФАП -выполнение проекта -защита проекта -составление коллективно го отчета по проекту -работа на ПК -осуществляют рефлексию своих действий (отображение предметного содержания и условий осуществления действий -дают осознанную самооценку и оценку поступкам других людей -адекватно оценивают действий с точки зрения нарушения / соблюдения моральных норм -аргументируют свои (чужие) действия и поступки -оценивают ситуации и поступки людей, объясняют свою оценку неоднозначных поступков (положительную и отрицательную) -адекватно оценивают действия с точки участника в общее дело. Самооценка и взаимооценка. Освоение основ работы в программе Microsoft Office Publisher зрения нарушения моральных норм или соблюдения -слушают собеседника -формулируют и собственное мнение обосновывают -участвуют в диалоге -участвовать в обсуждении и принятии согласованного решения для создания продукта групповой работы -договариваться о функций и ролей деятельности распределении в совместной -контролируют действия партнеров -стремятся конфликты положительно разрешать -строят понятное монологическое высказывание в устной и форме -задают вопросы -оценивают поведение партнеров по совместной деятельности на основе выделенных критериев -оценивают собственное поведение на основе выделенных критериев -осуществляют рефлексию своих действий (отображение предметного содержания и условий осуществления действий) 3 Индивидуа льная работа с обучающи мися Подготовка к олимпиадам, индивидуальные консультации при выполнении индивидуальных проектов и исследовательских работ, подготовка к конкурсам и - осваивают основы работы в программе Microsoft Office Publisher подготовка к -выделяют и сохраняют цель олимпиаде -выполнение -самостоятельно ставят новые учебные проекта задачи (исследовате льской -планируют последовательность учебных работы) действий по аналогии в соответствии с поставленной задачей консультаци я -составляют алгоритм учебных действий конференциям разного уровня разной направленности, концертам, выставкам и т. д. -защита проекта -репетиция -подготовка к выступлени ю на конференци и -подготовка концерта -подготовка к выставке -создание творческих работ: костюмов, поделок, рисунков, литературны х произведени й, кроссвордов и др. -подготовка работ к публикации - создание авторских книжексамоделок по данному началу -планируют последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации -контролируют процесс и результат деятельности с установкой на число допущенных ошибок -контролируют процесс и деятельности на предвосхищающего контроля результат основе -самостоятельно осуществляют контроль процесса и результата учебной деятельности -вносят необходимые дополнения и коррективы в учебное действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок -вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие по ходу его реализации с учетом возникших трудностей и ошибок -самостоятельно оценивания определять критерии систематизируют и обобщают понятия -строят рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях -проводят сравнение, сериацию, классификацию по самостоятельно выбранным основаниям -строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей 4 Диагности ка Входная диагностика. Итоговая диагностика диагностиче за 4 класс ская работа -строят понятное монологическое высказывание в устной и письменной форме -осознают свои возможности в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик» № п/п 1 2 3 4 5 6 Тематическое планирование курса внеурочной деятельности 2 класс – 34 часа Тема Количество часов Развитие познавательных способностей учащихся 5 Эксперимент 4 Работа в команде 4 Проект 9 Индивидуальная работа с обучающимися 10 Диагностика 2 3 класс - 34 ч № п/п 1 2 3 4 5 Тема Количество часов 7 3 10 12 2 Развитие познавательных способностей учащихся Работа в команде Проект Индивидуальная работа с обучающимися Диагностика 4 класс – 34 ч № п/п 1 2 3 4 Тема Количество часов 6 13 13 2 Работа в команде Проект Индивидуальная работа с обучающимися Диагностика Календарно-тематическое планирование 2 класс – 34 часа № п/п Тема 1 2 3 4 5 6 7 8, 9 Входная диагностика – 1 час Понятие классификации Классификация по заданному признаку Выделение признака классификации Учимся устанавливать причинно-следственные связи Учимся формулировать гипотезу Выдвижение гипотезы. Постановка цели опыта Наблюдение и фиксация результатов наблюдений в таблицу Формулировка выводов по результатам эксперимента Правила работы в малой группе. Отработка умений работать в малой группе Тонкие и толстые вопросы. Конструирование «тонких» и «толстых» вопросов Постановка «толстых» и «тонких» вопросов к научнопознавательному тексту, поиск ответов на них, формулирование ответов 10 11, 12 13 14 Дата план Дата факт 15 16-22 23 24-33 34 Безопасность работы в сети Интернет. Обучение поиску информации в сети Интернет Выполнение коллективного социального проекта Рефлексия. Определение вклада каждого в общее дело. Самооценка и взаимооценка деятельности Подготовка к олимпиадам, индивидуальные консультации при выполнении индивидуальных проектов и исследовательских работ, подготовка к конкурсам и конференциям разного уровня разной направленности, концертам, выставкам и др. Итоговая диагностика за 2 класс 3 класс - 34 ч № п/п 1 2 3 4,5 6 7 8 8 Тема Дата план Дата факт Дата план Дата факт Входная диагностика Суждение Умозаключение Аналогия. Составление высказываний по аналогии Рассуждение Доказательство Формулировка выводов Правила работы в группе. Отработка умений работать в группе 9 Правила работы в группе. Отработка умений работать в группе 10 Правила работы в группе. Отработка умений работать в группе 11-20 Выполнение коллективного проектов социальной направленности. Оценка проекта и вклада каждого участника в общее дело. Самооценка и взаимооценка 21 Составление краткого отчета по проекту 22, 23 Освоение основ работы в программе Microsoft Office PowerPoint 24-33 Подготовка к олимпиадам, индивидуальные консультации при выполнении индивидуальных проектов и исследовательских работ, подготовка к конкурсам и конференциям разного уровня разной направленности, концертам, выставкам и др. 34 Итоговая диагностика за 3 класс 4 класс – 34 ч № п/п 1 2 3, 4 5, 6 Тема Входная диагностика – 1 час КТД. Правила работы в коллективе Разработка коллективной игры по методике КТД И. П. Иванова «Бизнесландия». Реализация коллективной игры по методике КТД И.П. Иванова «Бизнесландия». Анализ КТД Выполнение коллективного проектов социальной направленности 12 Оценка проекта и вклада каждого участника в общее дело. Самооценка и взаимооценка 13-16 Выполнение коллективного проектов гражданскопатриотической направленности 17 Оценка проекта и вклада каждого участника в общее дело. Самооценка и взаимооценка 18 Знакомство с интерфейсом программы Microsoft Office Publisher 19, 20 Освоение основ работы в программе Microsoft Office Publisher 21-33 Подготовка к олимпиадам, индивидуальные консультации при выполнении индивидуальных проектов и исследовательских работ, подготовка к конкурсам и конференциям разного уровня разной направленности, концертам, выставкам и др. 34 Итоговая диагностика за 4 класс 7 8-11 Список литературы Акмеология профессиональной деятельности педагога: Сборник научных трудов [Текст] / под ред. В.Н. Максимовой – СПб.: ЛГУ имени А.С. Пушкина, 2005. 2. Арасланова Е.В. Особенности содержания и методика преподавания учебного курса «Развитие познавательных способностей младших школьников» в 1-м классе [Текст] / Е.В. Арасланова, О.Г. Селиванова. – Киров, 2006. 3. Арасланова Е.В. Поддержка успешности учения второклассника средствами учебного курса «Развитие познавательных способностей младших школьников» [Текст] / Е.В. Арасланова, О.Г. Селиванова. – Киров, 2006. 4. Арасланова Е.В. Психолого-педагогическая поддержка коммуникативно-личностного развития учащихся 3 класса: методические рекомендации [Текст] / Е. В. Арасланова, О.Г. Селиванова. – Киров, 2006. 5. Арасланова Е.В. Учебное проектирование как средство коммуникативно-личностного развития учащихся 4 класса: методические рекомендации [Текст] / Е. В. Арасланова, О.Г. Селиванова. – Киров, 2006. 6. Арасланова Е.В. Коммуникативно-личностное развитие младших школьников. Теоретический аспект [Текст] / Е. В. Арасланова, О.Г. Селиванова. – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2006. 7. Арасланова Е.В., Селиванова О.Г. Особенности содержания и методика преподавания учебного курса «Развитие познавательных способностей младших школьников» [Текст] / Е.В. Арасланова, О.Г. Селиванова. – Киров, 2006. 8. Байбородова Л.В., Кириченко Е.Б., Паладьев С.Л., Харисова И. Г. Технологии педагогической деятельности. - Ч. 1. Организация деятельности: учебное пособие [Текст] / под ред. Л.В. Байбородовой. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2017. 9. Байбородова Л.В., Куприянова Г.В, Степанов Е.Н., Золотарева А.В., Кораблева А.А Технологии педагогической деятельности. Ч. 3. Образовательные технологии: учебное пособие [Текст] / под ред. Л. В. Байбородовой. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2017. 10. Богоявленская Д.Б. Основные современные концепции творчества и одаренности [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - М.: Молодая гвардия, 1997. 11. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / М.: Академия, 2002. 12. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка [Текст] / П.Я Гальперин. – М., 1985. 13. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д. В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. 14. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова - М.: Просвещение, 2008. 15. Машкина Т.Л., Новикова С.Н., Александрова С.Н. Тренажер для учащихся 3 класса. Формирование универсальных учебных действий [Текст] / Т.Л. Мишанина, С.Н. Новикова, С.Н. Александрова. – М.: Ювента, 2014. 16. Методические рекомендации по оценке личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. [Текст] / [Е.В. Арасланова, О.А. Багина, О.Н. Бершанская и др.]. – Киров: ИРО Кировской области, 2015. 17. Методические рекомендации по оценке личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального образования. [Текст]– Киров: ИРО Кировской области, 2016. 1. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 1. [Текст] / [Л. Л. Алексеева, М.З. Биболетова, А.А. Вахрушев и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М. – Просвещение, 2011. 19. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 2. [Текст] / [Л. Л. Алексеева, М.З. Биболетова, А.А. Вахрушев и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М. – Просвещение, 2011. 20. Планируемые результаты начального общего образования. [Текст] / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенко, М. З. Биболетова и др.] под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М. – Просвещение, 2011. 21. Система оценивания планируемых результатов с учетом требований ФГОС: начальная школа. Комплексно-целевые программы. Комплексно-целевые программы. [Текст] / А. Н. Трофимова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2015. 22. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? [Текст] / М. А. Ступницкая. – М.: Первое сентября, 2013. 23. Тетрадь диагностических работ № 1. [Текст] / [Е.В. Арасланова, О.А. Багина, О.Н. Бершанская и др.]. – Киров: ИРО Кировской области, 2015. 24. Тетрадь диагностических работ № 2. [Текст] / [Е.В. Арасланова, О.А. Багина, О.Н. Бершанская и др.]. – Киров: ИРО Кировской области, 2015. 25. Тетрадь диагностических работ № 3. [Текст] / [Е.В. Арасланова, О.А. Багина, О.Н. Бершанская и др.]. – Киров: ИРО Кировской области, 2015. 26. Тетрадь диагностических работ № 4. [Текст] / [Е.В. Арасланова, О.А. Багина, О.Н. Бершанская и др.]. – Киров: ИРО Кировской области, 2015. 27. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 1. [Текст] / О.А. Холодива. – М.: Издательство РОСТ, 2011. 28. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 2. [Текст] / О.А. Холодива. – М.: Издательство РОСТ, 2011. 29. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 1. [Текст] / О.А. Холодива. – М.: Издательство РОСТ, 2011. 30. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 2. [Текст] / О.А. Холодива. – М.: Издательство РОСТ, 2011. 31. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 1. [Текст] / О.А. Холодива. – М.: Издательство РОСТ, 2011. 32. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 2. [Текст] / О.А. Холодива. – М.: Издательство РОСТ, 2011. 33. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 1. [Текст] / О.А. Холодива. – М.: Издательство РОСТ, 2011. 34. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 2. [Текст] / О.А. Холодива. – М.: Издательство РОСТ, 2011. 18. 35. Чернявская А. П., Байбородова Л.В., Харисова И.Г. Технологии педагогической деятельности. - Ч. 1. Образовательные технологии: учебное пособие. [Текст] / под общ. ред. А.П. Чернявской, Л.В. Байбородовой. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016.