Приложение ООП-ОП СОО Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 Рабочая программа учебного предмета «Иностранный язык (английский)» Среднее общее образование Срок освоения учебного предмета: 101 час г. Североуральск, 2020 Программа по английскому языку составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) образования по английскому языку . Изучение иностранного языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования <*> направлено на достижение следующих целей: - дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной): речевая компетенция - совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); умений планировать свое речевое и неречевое поведение; языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях; социокультурная компетенция - увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка; компенсаторная компетенция - дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации; учебно-познавательная компетенция - развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания; - развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в других областях знаний; способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках; личностному самоопределению в отношении их будущей профессии; социальная адаптация; формирование качеств гражданина и патриота. Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения иностранного языка на базовом уровне выпускник полной средней школы должен: знать/понимать: - значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа обучения и соответствующими ситуациями общения, в том числе оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны/стран изучаемого языка; - значение изученных грамматических явлений в расширенном объеме (видовременные, неличные и неопределенно-личные формы глагола, формы условного наклонения, косвенная речь/косвенный вопрос, побуждение и др., согласование времен); - страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую социальный опыт школьников: сведения о стране/странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях, месте в мировом сообществе и мировой культуре, взаимоотношениях с нашей страной, языковые средства и правила речевого и неречевого поведения в соответствии со сферой общения и социальным статусом партнера; уметь: говорение: - вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения (в рамках изученной тематики); беседовать о себе, своих планах; участвовать в обсуждении проблем в связи с прочитанным/прослушанным иноязычным текстом, соблюдая правила речевого этикета; - рассказывать о своем окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики; представлять социокультурный портрет своей страны и страны/стран изучаемого языка; аудирование: - относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения, понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из различных аудио- и видеотекстов: прагматических (объявления, прогноз погоды), публицистических (интервью, репортаж), соответствующих тематике данной ступени обучения; чтение: - читать аутентичные тексты различных стилей: публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи; письменная речь: - писать личное письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка, делать выписки из иноязычного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - общения с представителями других стран, ориентации в современном поликультурном мире; - получения сведений из иноязычных источников информации (в том числе через Интернет), необходимых в образовательных и самообразовательных целях; - расширения возможностей в выборе будущей профессиональной деятельности; - изучения ценностей мировой культуры, культурного наследия и достижений других стран; ознакомления представителей зарубежных стран с культурой и достижениями России; - понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. (абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 N 2643) Содержание учебного предмета Речевые умения Предметное содержание речи Социально-бытовая сфера. Повседневная жизнь, быт, семья. Межличностные отношения. Здоровье и забота о нем. Социально-культурная сфера. Жизнь в городе и сельской местности. НАУЧНОТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС. Природа и экология. Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи. Страна/страны изучаемого языка, их культурные особенности, достопримечательности. Путешествия по своей стране и за рубежом. Учебно-трудовая сфера. Современный мир профессий. Планы на будущее, проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в современном мире. Виды речевой деятельности Говорение Диалогическая речь Совершенствование владения всеми видами диалога на основе новой тематики и расширения ситуаций официального и неофициального общения. Развитие умений: участвовать в беседе/дискуссии на знакомую тему, осуществлять запрос информации, обращаться за разъяснениями, выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме. Монологическая речь Совершенствование владения разными видами монолога, включая высказывания в связи с увиденным/прочитанным, сообщения (в том числе при работе над проектом). Развитие умений: делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме; кратко передавать содержание полученной информации; рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, ОБОСНОВЫВАЯ СВОИ НАМЕРЕНИЯ/ПОСТУПКИ; рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, ДЕЛАЯ ВЫВОДЫ; описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны/стран изучаемого языка. Аудирование Дальнейшее развитие понимания на слух (с различной степенью полноты и точности) высказываний собеседников в процессе общения, содержания аутентичных аудио- и видеотекстов различных жанров и длительности звучания: - понимания основного содержания несложных аудио- и видеотекстов монологического и диалогического характера - ТЕЛЕ- И РАДИОПЕРЕДАЧ на актуальные темы; - выборочного понимания необходимой информации в прагматических текстах (рекламе, объявлениях); - относительно полного понимания высказываний собеседника в наиболее распространенных стандартных ситуациях повседневного общения. Развитие умений: отделять главную информацию от второстепенной; выявлять наиболее значимые факты; определять свое отношение к ним, извлекать из аудиотекста необходимую/интересующую информацию. Чтение Дальнейшее развитие всех основных видов чтения аутентичных текстов различных стилей: публицистических, научно-популярных (в том числе страноведческих), художественных, прагматических, а также текстов из разных областей знания (с учетом межпредметных связей): - ознакомительного чтения - с целью понимания основного содержания сообщений, РЕПОРТАЖЕЙ, отрывков из произведений художественной литературы, несложных публикаций научно-познавательного характера; - изучающего чтения - с целью полного и точного понимания информации прагматических текстов (инструкций, рецептов, статистических данных); - просмотрового/поискового чтения - с целью выборочного понимания необходимой/интересующей информации из текста СТАТЬИ, проспекта. Развитие умений выделять основные факты, отделять главную информацию от второстепенной; ПРЕДВОСХИЩАТЬ ВОЗМОЖНЫЕ СОБЫТИЯ/ФАКТЫ; раскрывать причинно-следственные связи между фактами; ПОНИМАТЬ АРГУМЕНТАЦИЮ; извлекать необходимую/интересующую информацию; определять свое отношение к прочитанному. Письменная речь Развитие умений писать личное письмо, заполнять анкеты, формуляры различного вида; излагать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка (автобиография/резюме); составлять план, тезисы устного/письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста. Развитие умений: расспрашивать в личном письме о новостях и сообщать их; рассказывать об отдельных фактах/событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства; описывать свои планы на будущее. Языковые знания и навыки Орфография Совершенствование орфографических навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу. Произносительная сторона речи Совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу. Лексическая сторона речи Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения, а также оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны/стран изучаемого языка. Расширение потенциального словаря за счет овладения новыми словообразовательными моделями, интернациональной лексикой. Развитие соответствующих лексических навыков. Грамматическая сторона речи Расширение объема значений изученных грамматических явлений: видо-временных, неличных и неопределенно-личных форм глагола, форм условного наклонения, объема использования косвенной речи (косвенного вопроса, приказания/побуждения). Согласование времен. Развитие соответствующих грамматических навыков. Систематизация изученного грамматического материала. Социокультурные знания и умения Развитие страноведческих знаний и умений, основанных на сравнении фактов родной культуры и культуры стран изучаемого языка. Увеличение их объема за счет новой тематики и проблематики речевого общения, в том числе межпредметного характера. Компенсаторные умения Совершенствование умений: пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении и аудировании; прогнозировать содержание текста по заголовку/началу текста, использовать текстовые опоры различного рода (подзаголовки, таблицы, графики, шрифтовые выделения, комментарии, сноски); игнорировать лексические и смысловые трудности, не влияющие на понимание основного содержания текста, использовать переспрос и словарные замены в процессе устно-речевого общения. Учебно-познавательные умения Дальнейшее развитие общих учебных умений, связанных с приемами самостоятельного приобретения знаний: использовать двуязычный и одноязычный словари и другую справочную литературу, ориентироваться в иноязычном письменном и аудиотексте, обобщать информацию, фиксировать содержание сообщений, выделять нужную/основную информацию из различных источников на изучаемом иностранном языке. Развитие специальных учебных умений: интерпретировать языковые средства, отражающие особенности иной культуры; использовать выборочный перевод для уточнения понимания иноязычного текста. 10 класс Кол-во часов № урока Тема урока 1. Small talk и его особенности 1 2. Культурный шок 1 3. 1 4. 5. 6. 7. 8. С чем сталкиваются молодые люди в современном мире? Языки международного общения Плюсы и минусы глобализации Музыка как элемент глобализации Почему люди мигрируют Проект «Глобализация и ты» Что ты знаешь о своих правах и обязанности 9 Понятие свободы 1 10. Подростки и свобода 1 11. Участие в жизни общества 1 12. Отношение к политике 1 13. Использование мобильного телефона 1 14. Проект «Быть гражданином» 1 15. Контрольная работа 1 16. Профессия моей мечты 1 17. Влияние семьи на выбор профессии 1 18. Призвание и карьера 1 19. Традиции образования в России 1 20. Образование и карьера 1 21. Путь к высшему образованию 1 22. Грамматически ориентированный урок 1 1 1 1 1 1 23. Профессиональное образование в России 1 24. Профессиональное образование в США 1 25. 1 26. Дискуссия «Можно ли сделать карьеру без образования» Тестирование и рекомендации 27. Разные типы образования 1 28. Грамматически ориентированный урок 1 29. Контрольная работа 1 30. Современные технологии 1 31. Современные виды связи 1 32. Времяпрепровождение 1 33. Прогнозы на будущее: грядущие технологии 1 34. Минипроект «Капсула времени» 1 1 11 класс Кол-во часов № урока Тема урока 1. Small talk и его особенности 1 2. Культурный шок 1 3. 1 4. 5. 6. 7. 8. С чем сталкиваются молодые люди в современном мире? Языки международного общения Плюсы и минусы глобализации Музыка как элемент глобализации Почему люди мигрируют Проект «Глобализация и ты» Что ты знаешь о своих правах и обязанности 9 Понятие свободы 1 10. Подростки и свобода 1 11. Участие в жизни общества 1 12. Отношение к политике 1 1 1 1 1 1 13. Использование мобильного телефона 1 14. Проект «Быть гражданином» 1 15. Контрольная работа 1 16. Профессия моей мечты 1 17. Влияние семьи на выбор профессии 1 18. Призвание и карьера 1 19. Традиции образования в России 1 20. Образование и карьера 1 21. Путь к высшему образованию 1 22. Грамматически ориентированный урок 1 23. Профессиональное образование в России 1 24. Профессиональное образование в США 1 25. 1 26. Дискуссия «Можно ли сделать карьеру без образования» Тестирование и рекомендации 27. Разные типы образования 1 28. Грамматически ориентированный урок 1 29. Контрольная работа 1 30. Современные технологии 1 31. Современные виды связи 1 32. Времяпрепровождение 1 33. Прогнозы на будущее: грядущие технологии 1 34. Отношение к технологиям будущего 1 1 12 класс № урока Тема урока Кол-во часов 1. Биографии известных людей 1 2. Грамматически ориентированный урок 1 3. Плюсы и минусы инженерных профессий 1 4. Учись мыслить как гений 1 5. Наука в современном мире 1 6. Научные сенсации 1 7. Конференция «Хотите- верьте, хотите- нет» 1 8. Мечты о создании совершенного человека 1 9 Грамматически ориентированный урок 1 10. Дискуссия «Есть ли будущее у клонирования» 1 11. Медицина: традиции и новые технологии 1 12. Современные технологии и окружающая среда 1 13. Окружающая среда и крупные производства 1 14. Охрана окружающей среды 1 15. Город и село 1 16. Чем отличаются люди в городе и селе? 1 17. Место где ты живешь 1 18. Среда, которая тебя окружает 1 19. Интересы и увлечения 1 20. Хобби-сайты 1 21. Грамматически ориентированный урок 1 22. Как проводят свободное время в Британии и России 1 23. Твое хобби 1 24. Круг моих друзей 1 25. Любовь и дружба 1 26. Стили жизни 1 27. Влияние современных технологий на стиль жизни 1 28. Образ жизни в разных странах 1 29. Жить в гармонии с природой 1 30. Твой стиль жизни 1 31. Традиционные праздники в разных странах 1 32. Соблюдение традиций 1 33. Обобщающее повторение 1 34. Контрольное тестирование 1