Рабочая программа_Литература_базовый уровень

Приложение № 4
ООП-ОП СОО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1

Рабочая программа
учебного предмета «Литература»

Среднее общее образование
Срок освоения
учебного предмета: 201 час.
Форма обучения:очно-заочная

г. Североуральск, 2021

Оглавление
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
2. Содержание учебного предмета
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Цель учебного предмета «Литература»: формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской
самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов.
Стратегическая цель предмета в 10 –11-х классах – завершение формирования соответствующего возрастному и
образовательному уровню обучающихся отношения к чтению художественной литературы как к деятельности, имеющей
личностную и социальную ценность, как к средству самопознания и саморазвития.
Задачи учебного предмета «Литература»:
- получение опыта медленного чтения произведений русской, родной (региональной) и мировой литературы;
- овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский
опыт в устной и письменной форме;
- овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение выделять основные темы произведения, его
проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ
изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение «видеть»
подтексты);
- формирование умения анализировать в устной и письменной форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные
фрагменты, аспекты;
- формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др.);
- овладение умением определять стратегию своего чтения;
- овладение умением делать читательский выбор;
- формирование умения использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев,
архивов, в том числе цифровых, виртуальных;
- овладение различными формами продуктивной читательской и текстовой деятельности (проектные и исследовательские
работы о литературе, искусстве и др.);
- знакомство с историей литературы: русской и зарубежной литературной классикой, современным литературным процессом;

- знакомство со смежными с литературой сферами искусства и научного знания (культурология, психология, социология и др.).

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения ООП
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные
планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность
вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями
и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение
к собственному физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство
причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению
Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой
российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к
осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права
и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в
группе или социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе
в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного
отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра,
нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научнотехническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение
к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, осознанный выбор будущей профессии
как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и
творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации,
ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Метапредметные результаты освоения ООП Регулятивные универсальные учебные
действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих
людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные
затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и
ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к
критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса
средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и
ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации,
так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей,
критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых
средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и
образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов,
затрагивающих общие темы или проблемы;
- в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы)
произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный
характер и требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи
произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность
художественного мира произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира
произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и
средства раскрытия и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и
коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и
смысловой наполненности, эстетической значимости;

• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как
взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и
обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор
между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в
тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.); - осуществлять
следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на
самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения,
понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе
(периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации
литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея,
специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
- анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и
субъективных черт авторской индивидуальности;
- анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания
(философией, историей, психологией и др.);
- анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или
театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как
интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
- о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
- о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
- о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
- об историко-культурном подходе в литературоведении;
- об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
- о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

- имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев,
ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
- о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
2.Содержание учебного предмета
Дидактической единицей программы определен учебный модуль – логически самостоятельный компонент учебной
программы. Учебный материал для составления модулей рабочей программы и их количество определяются составителем в
зависимости от того, как будут распределены учебные задачи по достижению планируемых результатов. Достижение результата
(или нескольких результатов) фиксируется обязательной итоговой (контрольной) работой в конце каждого модуля.
Для определения содержания модулей в примерной программе предложен проблемно-тематический принцип, который
позволяет составителю рабочей программы выбрать учебный материал (список произведений для чтения на уроке, для
самостоятельного чтения, перечень теоретико-литературных понятий, материал для формирования межпредметных связей,
привлекаемый внешкольный ресурс и т.п.). Таким образом, перед составителем рабочей программы стоят задачи – определить
способ (принцип) распределения планируемых результатов, обеспечить их достижение средствами учебного материала,
сформировать контрольно-измерительные материалы (задания для проведения итоговых работ).
При определении содержания каждого из модулей учитывается следующее условие – обязательное присутствие среди
учебного материала ключевых произведений русской литературы, наличие списка для самостоятельного чтения и заданий к
нему. Присутствие произведений мировой и родной (региональной) литературы должно носить сбалансированный характер.
Внутри отдельного модуля произведения различной жанрово-родовой принадлежности, времени создания и авторства,
различных направлений и стилей даются в сравнительно-сопоставительном рассмотрении для последовательного формирования
у обучающегося умения самостоятельно читать и выявлять общие темы и проблемы у двух и более произведений, видя и
отмечая как общее, так и различия и делая выводы о художественных особенностях того или иного произведения.
Принцип формирования историзма восприятия литературы может быть осуществлен следующими способами: историкохронологическим изучением – тематические блоки изучаются на произведениях отдельного исторического периода; проблемнотематическим изучением, когда для раскрытия темы берется несколько произведений, принадлежащих разным историколитературным периодам. В таком случае сходства и различия подходов писателей к конкретной проблеме или теме в разные
эпохи могут быть осмыслены обучающимися в процессе сопоставительного анализа разных произведений.
Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С. Эти три списка равноправны по
статусу.

Список А представляет собой перечень конкретных произведений, занявших в силу традиции особое место в школьном
преподавании русской литературы.
Список В представляет собой перечень авторов, чьи произведения и творческие биографии имеют давнюю историю изучения в
школьном курсе литературы. Список содержит примеры тех произведений, которые могут изучаться – конкретное произведение
каждого автора выбирается составителем программы.
Список С представляет собой перечень тем и литературных явлений, выделенных по определенному принципу (теоретико- или
историко-литературному). Конкретного автора и произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное
явление, выбирает составитель программы. Данный список определяет содержание модулей, которые строятся вокруг важных
смысловых точек литературного процесса. Те авторы, произведения которых попали также в Список В, здесь снабжены
дополнительным списком рекомендуемых к изучению произведений, не повторяющим произведения из списка В.
Список А

Список В
Ф.И. Тютчев
Стихотворения: «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Нам не дано предугадать…», «Не то, что мните
вы, природа…», «О, как убийственно мы любим...»,
«Певучесть есть в морских волнах…», «Умом Россию
не понять…», «Silentium!» и др.
А.А. Фет
Стихотворения: «Еще майская ночь», «Как беден наш
язык! Хочу и не могу…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Учись у них – у дуба, у березы…»,
«Шепот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…»,
«Я пришел к тебе с приветом…», «Я тебе ничего не
скажу…» и др.

Список С
Поэзия середины и второй половины XIX века
Ф.И. Тютчев
«День и ночь», «Есть в осени первоначальной…», «Еще в полях
белеет снег…», «Предопределение», «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан», «Эти бедные селенья…» и др.
А.А. Фет
Стихотворения: «На стоге сена ночью южной…», «Одним толчком согнать ладью живую…».
А.К. Толстой
Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно…», «Край ты
мой, родимый край...», «Меня, во мраке и в пыли…», «Двух ста-

Н.А. Некрасов Поэма «Кому на Руси
жить хорошо»

А.Н. Островский
Пьеса «Гроза»

Н.А. Некрасов
Стихотворения: «Блажен незлобивый поэт…», «В дороге», «В полном разгаре страда деревенская…», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! я у двери гроба…», «Поэт и
Гражданин», «Пророк», «Родина», «Тройка», «Размышления у парадного подъезда», «Элегия» («Пускай нам
говорит изменчивая мода...»),
Поэма «Русские женщины»
А.Н. Островский
Пьеса «Бесприданница»

И.А. Гончаров Роман «Обломов»

И.А. Гончаров
Роман «Обыкновенная история»

И.С. Тургенев Роман
«Отцы и дети»

И.С. Тургенев
Роман «Дворянское гнездо»

Ф.М. Достоевский
Роман «Преступление и наказание»

Ф.М. Достоевский
Романы «Подросток», «Идиот»

нов не боец, но только гость случайный…» и др.
Н.А. Некрасов
«Внимая ужасам войны…», «Когда из мрака заблужденья…»,
«Накануне светлого праздника»,
«Несжатая полоса», «Памяти Добролюбова», «Я не люблю иронии твоей…»

Реализм XIX – XX века
А.Н. Островский «Доходное место», «На всякого мудреца довольно простоты», «Снегурочка», «Женитьба Бальзаминова»
Н.А. Добролюбов Статья «Луч света в темном царстве»
Д.И. Писарев Статья «Мотивы русской драмы»
И.А. Гончаров Повесть «Фрегат «Паллада», роман «Обрыв»
И.С. Тургенев Романы «Рудин», «Накануне», повести «Первая
любовь», «Гамлет Щигровского уезда», «Вешние воды», статья
«Гамлет и Дон Кихот»
Ф.М. Достоевский Повести «Неточка Незванова», «Сон смешного
человека», «Записки из подполья»
А.В. Сухово-Кобылин «Свадьба Кречинского»
В.М. Гаршин
Рассказы «Красный цветок», «Attalea princeps»
Д.В. Григорович
Рассказ «Гуттаперчевый мальчик» (оригинальный текст), «Прохожий» (святочный рассказ)
Г.И. Успенский
Эссе «Выпрямила»
Рассказ «Пятница»
Н.Г. Чернышевский
Роман «Что делать?»
Статьи «Детство и отрочество. Сочинение графа Л.Н. Толстого.
Военные рассказы графа Л.Н. Толстого», «Русский человек на

М.Е. Салтыков-Щедрин
Романы «История одного города», «Господа Головлевы»
Цикл «Сказки для детей изрядного возраста»
Н.С. Лесков (ГОС-2004 – 1 пр. по выбору)
Повести и рассказы «Человек на часах», «Тупейный художник», «Левша», «Очарованный странник», «Леди
Макбет Мценского уезда»

Л.Н. Толстой Романэпопея «Война и
мир»
А.П. Чехов
Пьеса «Вишневый
сад»

М. Горький
Пьеса «На дне»

Л.Н. Толстой
Роман «Анна Каренина», цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Хаджи-Мурат»
А.П. Чехов
Рассказы: «Смерть чиновника», «Тоска», «Спать хочется», «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой», «Попрыгунья»
Пьесы «Чайка», «Три сестры»
И.А. Бунин
Стихотворения: «Аленушка», «Вечер», «Дурман», «И
цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «У зверя есть
гнездо, у птицы есть нора…»
Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из СанФранциско», «Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Чистый понедельник»
М. Горький
Рассказы: «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Чел-

rendez-vous. Размышления по прочтении повести г.
Тургенева «Ася» Л.Н. Толстой
Повести «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната»,
пьеса «Живой труп» А.П. Чехов
Рассказы «Душечка», «Любовь», «Скучная
история», пьеса «Дядя Ваня».
В.А. Гиляровский Книга
«Москва и москвичи» //
Другие региональные произведения о родном городе,
крае И.А. Бунин
Рассказы: «Лапти», «Танька», «Деревня», «Суходол», «Захар
Во-робьев», «Иоанн Рыдалец», «Митина любовь» Статья
«Миссия русской эмиграции» А.И. Куприн
Рассказы и повести: «Молох», «Олеся», «Поединок»,
«Гранатовый браслет», «Гамбринус», «Суламифь».
М. Горький Рассказ «Карамора», романы «Мать», «Фома
Гордеев», «Дело Ар-тамоновых» Б.Н. Зайцев
Повести и рассказы «Голубая звезда», «Моя жизнь и
Диана», «Волки».
И.С. Шмелев Повесть «Человек из ресторана», книга
«Лето Господне». М.М. Зощенко* А.И.Солженицын*
В.М. Шукшин* В.Г. Распутин* В.П. Астафьев*

А.А. Блок
Поэма «Двенадцать»

каш»
А.А. Блок
Стихотворения: «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы…», «Девушка пела в церковном хоре…», «Когда Вы
стоите на моем пути…», «На железной дороге», цикл
«На поле Куликовом», «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «О, весна, без конца и без краю…», «О
доблестях, о подвигах, о славе…», «Она пришла с мороза…»; «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»,
«Рожденные в года глухие…», «Россия», «Русь моя,
жизнь моя, вместе ль нам маяться…», «Пушкинскому
Дому», «Скифы»

Модернизм конца XIX – ХХ века
А.А. Блок
Стихотворения: «Ветер принес издалека…», «Встану я в утро туманное…», «Грешить бесстыдно, непробудно…», «Мы встречались с тобой на закате…», «Пляски осенние, Осенняя воля, Поэты,
«Петроградское небо мутилось дождем…», «Я – Гамлет. Холодеет
кровь», «Я отрок, зажигаю свечи…», «Я пригвожден к трактирной
стойке…»
Поэма «Соловьиный сад»
Л.Н. Андреев
Повести и рассказы: «Большой шлем», «Красный смех», «Рассказ
о семи повешенных», «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского».
Пьеса «Жизнь человека»
В.Я. Брюсов
Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущие гунны», «Есть что-то
позорное в мощи природы...», «Неколебимой истине...», «Каменщик», «Творчество», «Родной язык». «Юному поэту», «Я»
К.Д. Бальмонт
Стихотворения: «Безглагольность», «Будем как солнце, Забудем о
том...» «Камыши», «Слова-хамелеоны», «Челн томленья», «Я
мечтою ловил уходящие тени…», «Я – изысканность русской
медлительной речи...»
А.А. Ахматова*
О.Э. Мандельштам*
Н.С. Гумилев
Стихотворения: «Андрей Рублев», «Жираф», «Заблудившийся
трамвай», «Из логова змиева», «Капитаны», «Мои читатели»,
«Носорог», «Пьяный дервиш», «Пятистопные ямбы», «Слово»,
«Слоненок», «У камина», «Шестое чувство», «Я и вы»
В.В. Маяковский*
В.В. Хлебников
Стихотворения «Бобэоби пелись губы…», «Заклятие смехом»,
«Когда умирают кони – дышат…», «Кузнечик», «Мне мало надо»,
«Мы желаем звездам тыкать…», «О достоевскиймо бегущей ту-

А.А. Ахматова
Поэма «Реквием»

чи…», «Сегодня снова я пойду…», «Там, где жили свиристели…», «Усадьба ночью, чингисхань…».
М.И. Цветаева*
С.А. Есенин*
В.В. Набоков*
И.Ф. Анненский,
К.Д. Бальмонт, А. Белый, В.Я. Брюсов, М.А. Волошин,
Н.С. Гумилев, Н.А. Клюев, И. Северянин, Ф.К. Сологуб, В.В.
Хлебников,
В.Ф. Ходасевич
А.А. Ахматова
Литература советского времени
Стихотворения: «Вечером», «Все расхищено, предано,
А.А. Ахматова
продано…», «Когда в тоске самоубийства…», «Мне ни к «Все мы бражники здесь, блудницы…», «Перед весной бывают
чему одические рати…», «Мужество», «Муза» («Когда я дни такие…», «Родная земля», «Творчество», «Широк и желт веночью жду ее прихода…».) «Не с теми я, кто бросил
черний свет…», «Я научилась просто, мудро жить…».
землю…», «Песня последней встречи», «Сероглазый ко- «Поэма без героя»
роль», «Сжала руки под темной вуалью…», «Смуглый
отрок бродил по аллеям…»
С.А. Есенин
Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная…», «Да! Теперь решено. Без возврата…», «До свиданья, друг мой,
С.А. Есенин
до свиданья!..», «Не жалею, не зову, не плачу…»,
«Клен ты мой опавший…», «Не бродить, не мять в кустах багря«Песнь о собаке», «Письмо к женщине», «Письмо мате- ных…», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Отговорила роща золори», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»,
тая…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Русь советская»,
«Я последний поэт деревни…»
«Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Я обманывать себя не стану…». Роман в стихах «Анна Снегина». Поэмы: «Сорокоуст»,
«Черный человек»
В.В. Маяковский
В.В. Маяковский
Стихотворения: «Адище города», «Вам!», «Домой!», «Ода ревоСтихотворения: «А вы могли бы?», «Левый марш»,
люции», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэ«Нате!», «Необычайное приключение, бывшее с Влади- зии», «Уже второй должно быть ты легла…», «Юбилейное»
миром Маяковским летом на даче», «Лиличка!», «ПоПоэма: «Про это»
слушайте!», «Сергею Есенину», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Скрипка и немножко нервно», «Товарищу
Нетте, пароходу и человеку», «Хорошее отношение к
лошадям»

Поэма «Облако в штанах», «Первое вступление к
поэме «Во весь голос»
М.И. Цветаева Стихотворения: «Генералам
двенадцатого года», «Мне
нравится, что вы больны не мной…», «Моим стихам,
написанным так рано…», «О сколько их упало в эту
бездну…», «О, слезы на глазах…». «Стихи к Блоку»
(«Имя твое – птица в руке…»), «Тоска по родине!
Дав-но…»
О.Э. Мандельштам Стихотворения: «Бессонница.
Гомер. Тугие паруса…»,
«Мы живем под собою не чуя страны…», «Я вернулся в
мой город, знакомый до слез…», «Я не слыхал
рассказов Оссиана…», «Notre Dame»
Б.Л. Пастернак Стихотворения: «Быть знаменитым
некрасиво…», «Во
всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Марбург»,
«Зимняя ночь», «Февраль. Достать чернил и плакать!..»
Е.И. Замятин Роман «Мы»
М.А. Булгаков Повесть «Собачье сердце» Романы
«Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»

А.П. Платонов.
Рассказы и повести: «В прекрасном и яростном
мире», «Котлован», «Возвращение»
М.А. Шолохов Романэпопея «Тихий Дон»

М.И. Цветаева Стихотворения: «Все повторяю первый стих…»,
«Идешь, на меня
похожий», «Кто создан из камня…», «Откуда такая нежность»,
«Попытка ревности», «Пригвождена к позорному столбу»,
«Рас-стояние: версты, мили…» Очерк «Мой Пушкин»
О.Э. Мандельштам Стихотворения: «Айя-София», «За
гремучую доблесть грядущих
веков…», «Лишив меня морей, разбега и разлета…», «Нет, никогда ничей я не был современник…», «Сумерки свободы», «Я к губам подношу эту зелень…»
Б.Л. Пастернак Стихотворения: «Август», «Давай ронять
слова…», «Единственные дни», «Красавица моя, вся стать…», «Июль», «Любимая –
жуть! Когда любит поэт…», «Любить иных – тяжелый крест…»,
«Никого не будет в доме…», «О, знал бы я, что так бывает…»,
«Определение поэзии», «Поэзия», «Про эти стихи», «Сестра моя –
жизнь и сегодня в разливе…», «Снег идет», «Столетье с лишним
– не вчера…» Роман «Доктор Живаго»
М.А. Булгаков Книга рассказов «Записки юного врача». Пьесы
«Дни Турбиных»,
«Бег», «Кабала святош» («Мольер»), «Зойкина квартира»
А.П. Платонов
Рассказы и повести: «Река Потудань», «Сокровенный человек»,

В.В. Набоков Рассказы «Облако, озеро, башня», «Весна в Фиальте»

«Мусорный ветер»
М.А. Шолохов
Роман «Поднятая целина».
Книга рассказов «Донские рассказы»
В.В. Набоков Романы «Машенька»,
«Защита Лужина» М.М. Зощенко

Рассказы: «Баня», «Жертва революции», «Нервные люди»,
«Каче-ство продукции», «Аристократка», «Прелести культуры»,
«Тор-моз Вестингауза», «Диктофон», «Обезьяний язык» И.Э.
Бабель Книга рассказов «Конармия» А.А. Фадеев
Романы «Разгром», «Молодая гвардия»
И. Ильф, Е. Петров Романы «12
стульев», «Золотой теленок» Н.Р.
Эрдман Пьеса «Самоубийца» А.Н.
Островский

А.И. Солженицын
Рассказ «Один день
Ивана Денисовича»

А.И. Солженицын
Рассказ «Матренин двор»
Книга «Архипелаг ГУЛаг»
В.Т. Шаламов
Рассказы: «На представку», «Серафим», «Красный
крест», «Тифозный карантин», «Последний бой майора
Пугачева»

Роман «Как закалялась
сталь» А.И. Солженицын
Повесть «Раковый корпус», статья «Жить не по
лжи» В.Т. Шаламов
Рассказы: «Сгущенное молоко», «Татарский мулла и чистый
воз-дух», «Васька Денисов, похититель свиней», «Выходной
день» В.М. Шукшин Рассказы «Верую», «Крепкий мужик»,
«Сапожки», «Танцующий Шива» Н.А. Заболоцкий
Стихотворения: «В жилищах наших», «Вчера, о смерти размышляя…», «Где-то в поле, возле Магадана…», «Движение»,
«Ивано-вы», «Лицо коня», «Метаморфозы». «Новый Быт»,
«Рыбная лав-ка», «Искусство», «Я не ищу гармонии в
природе…» А.Т. Твардовский
Стихотворения: «В тот день, когда окончилась война…», «Вся суть
в одном-единственном завете…», «Дробится рваный цоколь

монумента...», «О сущем», «Памяти матери», «Я знаю,
никакой моей вины…» И.А. Бродский
Стихотворения: «1 января 1965 года», «В деревне Бог живет не
по углам…», «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Осенний
крик ястреба», «Рождественская звезда», «То не Муза воды
набирает в рот…» «Я обнял эти плечи и взглянул…» Нобелевская
лекция Н.М. Рубцов
Стихотворения: «В горнице», «Видения на холме», «Звезда полей», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая
моя родина!», «Русский огонек», «Стихи»

И.А. Бродский Стихотворения: «Конец прекрасной
эпохи», «На смерть
Жукова», «На столетие Анны Ахматовой», «Ни
страны, ни погоста…», «Рождественский романс», «Я
входил вместо дикого зверя в клетку…»
В.М. Шукшин Рассказы «Срезал»,
«Забуксовал», «Чудик»

Проза второй половины ХХ века Ф.А.
Абрамов Роман «Братья и сестры» Ч.Т.
Айтматов
Повести «Пегий пес, бегущий краем моря», «Белый
пароход», «Прощай, Гюльсары» В.П. Аксёнов
Повести «Апельсины из Марокко», «Затоваренная бочкотара»
В.П. Астафьев Роман «Царь-рыба». Повести: «Веселый
солдат», «Пастух и пастушка» В.И. Белов Повесть «Привычное
дело», книга «Лад»
А.Г. Битов Книга очерков «Уроки Армении» В.В. Быков
Повести: «Знак беды», «Обелиск», «Сотников»
Б.Л. Васильев Повести: «А зори здесь тихие», «В списках не
зна-чился», «Завтра была война» Г.Н. Владимов Повесть
«Верный Руслан», роман «Генерал и его армия»
В.Н. Войнович «Жизнь и необычайные приключения
солдата Ивана Чонкина», «Москва 2042» В.С. Гроссман
Роман «Жизнь и судьба»
С.Д. Довлатов Книги «Зона», «Чемодан», «Заповедник»
Ю.О. Домбровский Роман «Факультет ненужных вещей»
Ф.А. Искандер «Детство Чика», «Сандро из Чегема», «Кролики
и удавы»

Ю.П. Казаков Рассказ «Во сне ты горько плакал»
В.Л. Кондратьев Повесть «Сашка» Е.И. Носов
Повесть «Усвятские шлемоносцы»
Б.Ш. Окуждава Повесть «Будь здоров, школяр!»
В.Н. Некрасов Повесть «В окопах Сталинграда»
В.Г. Распутин Рассказы и повести: «Деньги для Марии», «Живи
и помни», «Прощание с Матерой».
А.Д. Синявский Рассказ «Пхенц» А. и Б. Стругацкие Романы:
«Трудно быть богом», «Улитка на склоне» Ю.В. Трифонов
Повесть «Обмен»
В.Ф. Тендряков Рассказы: «Пара гнедых», «Хлеб для
собаки» Г.Н. Щербакова Повесть «Вам и не снилось»
Драматургия второй половины ХХ века:
А.Н. Арбузов Пьеса «Жестокие игры»
А.В. Вампилов Пьесы «Старший сын», «Утиная
охота» А.М. Володин Пьеса «Назначение» В.С. Розов
Пьеса «Гнездо глухаря»
М.М. Рощин Пьеса «Валентин и Валентина»

Поэзия второй половины XX
века Б.А. Ахмадулина А.А.
Вознесенский В.С. Высоцкий
Е.А. Евтушенко Ю.П. Кузнецов
А.С. Кушнер Ю.Д. Левитанский
Л.Н. Мартынов Вс.Н. Некрасов
Б.Ш. Окуджава Д.С. Самойлов
Г.В. Сапгир Б.А. Слуцкий В.Н.
Соколов

В.А. Солоухин
А.А. Тарковский
О.Г. Чухонцев
Современный литературный
процесс Б.Акунин «Азазель»
С. Алексиевич Книги «У войны не женское лицо», «Цинковые
мальчики» Д.Л. Быков Стихотворения, рассказы, Лекции о
русской литерату-ре

Э.Веркин Повесть «Облачный полк»
Б.П. Екимов Повесть «Пиночет»
А.В. Иванов Романы: «Сердце Пармы», «Золото
бунта» В.С. Маканин Рассказ «Кавказский пленный»
В.О. Пелевин Рассказ «Затворник и Шестипалый», книга
«Жизнь насекомых» М. Петросян Роман «Дом, в котором…»
Л.С. Петрушевская «Новые робинзоны», «Свой круг»,
«Гигиена» З. Прилепин Роман «Санькя» В.А. Пьецух «Шкаф»
Д.И. Рубина
Повести: «На солнечной стороне улицы», «Я и ты под персиковыми облаками» О.А. Славникова Рассказ «Сестры
Черепановы» Роман «2017»
Т.Н. Толстая Рассказы: «Поэт и муза», «Серафим», «На
золотом крыльце сидели».
Роман «Кысь» Л.Е. Улицкая
Рассказы, повесть «Сонечка» Е.С.
Чижова Роман «Крошки Цахес»
Мировая литература
Г. Аполлинер
Стихотворения О.
Бальзак
Романы «Гобсек», «Шагреневая кожа»
Г. Белль Роман «Глазами клоуна» Ш.
Бодлер

Стихотворения Р. Брэдбери
Роман «451 градус по Фаренгейту»
П. Верлен Стихотворения Э. Верхарн Стихотворения
У. Голдинг Роман «Повелитель мух»
Ч. Диккенс «Лавка древностей», «Рождественская история»
Г. Ибсен Пьеса «Нора»
А. Камю Повесть «Посторонний»
Ф. Кафка Рассказ «Превращение»
Х. Ли Роман «Убить пересмешника»
Г.Г. Маркес Роман «Сто лет одиночества»
М. Метерлинк Пьеса «Слепые»
Г. де Мопассан «Милый друг»
У.С. Моэм Роман «Театр»
Д. Оруэлл Роман «1984»
Э.М. Ремарк Романы «На западном фронте без перемен», «Три
товарища»
А. Рембо Стихотворения
P.M. Рильке Стихотворения
Д. Селлинджер Роман «Над пропастью во ржи»
У. Старк Повести: «Чудаки и зануды», «Пусть танцуют белые
медведи»
Ф. Стендаль Роман «Пармская обитель»
Г. Уэллс Роман «Машина времени»
Г. Флобер Роман «Мадам Бовари»
О. Хаксли Роман «О дивный новый мир»,
Э. Хемингуэй Повесть «Старик и море», роман «Прощай,
оружие»
А. Франк Книга «Дневник Анны Франк»
Б. Шоу Пьеса «Пигмалион»
У. Эко Роман «Имя Розы»
Т.С. Элиот Стихотворения
Родная (региональная) литература Данный раздел списка
определяется школой в соответствии с ее региональной
принадлежностью

Литература народов России Г. Айги, Р. Гамзатов, М. Джалиль, М.
Карим, Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай, К.
Хетагуров, Ю. Шесталов (предлагаемый список произведений
является примерным и может варьироваться в разных субъектах
Российской Федерации)

Тематическое планирование 10 класс
№
1
2

3

Тема
Введение. Литература: зачем и для кого?
Тема № 1 Первый период русского реализма (1820 – 1830-е гг.). Повторение и обобщение
изученного в 9 классе
Общая характеристика литературы XIX века. Писатель и эпоха: литературные направления первой половины XIX в. Общая
характеристика литературы ХIХ века. «Девятнадцатый век» как культурное единство. Первый период русского реализма (1820 1830 гг.). Общая характеристика. Эпоха. Писатель. Герой
Александр Сергеевич Пушкин. Лирика Пушкина: темы и жанры. Поэма «Медный всадник». Михаил Юрьевич Лермонтов.
Лирика Лермонтова: диалог с пушкинской традицией. Николай Васильевич Гоголь (повторение и обобщение). Роль Гоголя в
становлении русского реализма.
Тема 2 Второй период русского реализма (1840-1880-е).
Общая характеристика.
Федор Иванович Тютчев.
Афанасий Афанасьевич Фет.
Иван Александрович Гончаров.
Александр Николаевич Островский.
Иван Сергеевич Тургенев.
Федор Михайлович Достоевский.
Лев Николаевич Толстой.
Итого

Количество
часов
1
15
11
4
52
3
3
3
7
6
10
10
10
68

№
1

2

3

3

11 класс
Тема
Тема 2 Второй период русского реализма (1840-1880-е).
Лев Николаевич Толстой.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
Николай Алексеевич Некрасов.
Тема 3 Третий период русского реализма (1880-1890-е).
Общая характеристика
Антон Павлович Чехов.
«Век девятнадцатый...» Итоги века.
Тема № 1 Общая характеристика эпохи. Литература в 20 век
Двадцатый век: начала и концы
Литература ХХ века: летопись эпохи.
Серебряный век: лики модернизма
Серебряный век: ренессанс или упадок
Символизм: искусство Иного
В. Я. Брюсов: конструктор русского символизма
К. Бальмонт и А. Белый: два поколения русских символистов
Акмеизм: искусство Этого
Н. С. Гумилев: заблудившийся конквистадор
Футуризм: поэзия «самовитого слова»
В. Хлебников: утопист и шаман
А. И. Куприн. «Гранатовый браслет» - высокая трагедия в мире обыденной жизни
Л. Н. Андреев: русский экспрессионист. «Иуда Искариот»-парадоксальность решения вечной темы
А.Блок
Судьба: жизнь, сочиненная поэтом. А. Блок
Начало пути: «мгновение слишком яркого света»
Путь: утраты и обретения
Любовь: от Прекрасной Дамы - к Незнакомке
Образ Родины: история и современность
«Двенадцать»: «музыка революции»
И. А. Бунин
И. А. Бунин- бездомный певец русской Атлантиды.

Кол-во часов
14
2
4
8
16
2
13
1
2

25
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Лирический мир И. Бунина: поэзия или проза
Притча «Господин из Сан-Франциско»
Метафизика любви и смерти в рассказах И. Бунина:

1
1
1
Максим Горький

3

1

М. Горький. Три судьбы писателя.
Ранний Горький: в поисках «гордого» человека
«На дне» как социальная драма
«На дне» как философская притча
Проблема правды и лжи: неразрешенный спор
Советский век: две русские литературы или одна? Литература 1920 - 1930 гг.
Литература и власть: пути литературы 20/30 гг.
«Воздух эпохи»: роман Е. Замятина «Мы»
Эпос революции и «диалектика души»
М. М. Зощенко. «Обезьяний язык»
В. Набоков «Благость»
Владимир Маяковский
«Я-поэт. Этим и интересен»: личность и судьба Маяковского
Лирика Маяковского 1912-1917гг.: революционный поэт»
Поэма «Облако в штанах»
Лирика Маяковского 1917-1930 гг.
Поэт и поэзия: трагедия поэта
12 класс
Тема
Советский век: две русские литературы или одна? Литература 1920 - 1930 гг.
Сергей Есенин
Творческий портрет Сергея Есенина
Художественный мир лирики Есенина.
Эволюция образа родины в лирике Есенина
Михаил Шолохов
М.А. Шолохов. От «Донских рассказов» до «Тихого Дона».
«Война и мир» на донской земле
«Тихий Дон» как роман о любви.

1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
Итого 68

33
2
1
1
1
1
1

2

«Тихий Дон» как роман о революции и Гражданской войне
«Одиссея казачьего Гамлета»
«Одиссея казачьего Гамлета»
О. Э. Мандельштам
О. Э. Мандельштам: «Я не хочу моей судьбы»
Поэт и вечность
Поэт и время.
А. А. Ахматова
Жизненный и творческий путь А. Ахматовой. Образ поэта в стихах ее современников
Ранняя лирика А. Ахматовой
Поэма «Реквием»
Россия и творчество в поэтическом сознании А. Ахматовой
Михаил Булгаков
Судьба художника: противостояние эпохе.
М. А. Булгаков и «потаенная» литература
Жанровая и композиционная структура, проблематика «Мастера и Маргариты».
Жанровая и композиционная структура, проблематика «Мастера и Маргариты».
Булгаковская Москва. Воланд как провокатор и чудесный помощник.
Роман о любви и творчестве.
М. Цветаева
Быт и бытие М. Цветаевой
«Высота бреда над уровнем Жизни»: вечность любви
«Есть времена – железные- для всех»: время ненависти
Борис Пастернак
Б. Пастернак: поэт и время
Мотивы любви и природы в лирике Б. Пастернака
Образ поэта и смысл поэтического творчества в лирике Б. Пастернака
«Вариант книги Бытия»: роман «Доктор Живаго»
Стихи Юрия Живаго
А. Платонов
А. Платонов: человек и мир.
Тайна Фро: Психея, Афродита или Душечка
Советский век: на разных этажах. Литература 1940 -1980 гг.
Литература и война: музы и пушки

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
27
1

Литература и власть: время кнута и пряника
Поэзия шестидесятников
Литература 1960-1980 гг: образ меняющегося времени
А. Т. Твардовский
Личное и общественное в судьбе и творчестве А. Твардовского
Поэма «Василий Теркин»
Совесть и память в творчестве и жизни А. Твардовского.
А. И. Солженицын
А. И. Солженицын: биография и творчество.
Рассказ «Один день Ивана Денисовича».
Рассказ «Один день Ивана Денисовича».
Особенный герой: Иван Денисович или «Щ-854»?
Образ Ивана Денисовича в художественном мире рассказа
В. М. Шукшин
Жизнь и творческий путь В. Шукшина-актера, режиссера и писателя
«Чудики» и философы В. Шукшина
«Крепкие мужики» и «блудные сыновья» родной земли.
Н. М. Рубцов
Проза жизни и чудо поэзии Н. Рубцова
Учителя и предтечи Н. Рубцова
В. С. Высоцкий
В. С. Высоцкий: кодекс чести поэта, певца и гражданина
Высоцкий - «Шансонье всея Руси»
Ю. В. Трифонов
История и современность в произведениях писателя.
Обмены и обманы города в прозе писателя.
Вечные темы в творчестве писателя.
С. Д. Довлатов
С. Довлатов. Анекдоты и драмы.
Автобиография поколения в произведениях писателя
И. А. Бродский
«Ни страны, ни погоста»: от Васильевского острова до острова Мертвых
Пространство языка – пространство свободы в лирике И. Бродского

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

3

А. В. Вампилов
Драматург Вампилов: трагедии и анекдоты
Люди - не ангелы: вечные темы в «Провинциальных анекдотах»
Литературная ситуация рубежа 20-21 вв.
Неоконченные споры. «Писатель-Книга-Читатель»
Неоконченные споры. «Писатель-Книга-Читатель»
Неоконченные споры. «Писатель-Книга-Читатель»

1
1
3
1
1
1
Итого 66


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».