Приложение № 4 ООП-ОП СОО Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 Рабочая программа элективного курса «Российское порубежье» Среднее общее образование Срок освоения курса: 67 час г. Североуральск, 2021 Структура рабочей программы 1. Планируемые результаты освоения учебного курса. 2. Содержание учебного курса. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 1. Планируемые результаты освоения учебного курса «Российское порубежье» Предметные: - осознание роли курса в познании окружающего мира: объяснять основные закономерности взаимодействия общества и природы; объяснять роль различных наук в решении проблем гармоничного социоприродного развития. - освоение системы знаний о природе, населении, экономике мира: выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории; приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства; оценивать особенности развития экономики стран по отраслям; определять причины и следствия экологических проблем; приводить примеры закономерностей размещения населения, городов; оценивать особенности положения стран на карте мира, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации, степени урбанизации. - использование межпредметных умений: анализировать и объяснять сущность различных и явлений; прогнозировать изменения: в хозяйстве, численности и составе населения; прогнозировать изменения в экономической и политической деятельности; составлять рекомендации по решению политических, экономических и экологических проблем. - использование карт как моделей: пользоваться различными источниками информации: картографическими, статистическими и др.; определять по картам местоположение различных объектов; проектировать и составлять картосхемы, модели, отражающие закономерности различных процессов, их территориальные взаимодействия; сопоставлять карты различной тематики. - понимание смысла собственной деятельности: формулировать своё отношение к культурному и природному наследию; выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике. - объяснять основные закономерности взаимодействия общества и природы; - объяснять сущность происходящих в мире и России социально-экономических преобразований; - аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития; - определять причины и следствия экологических проблем; - оценивать особенности развития экономики стран по районам, роль России в мире; - оценивать важнейшие социально-экономические события; - международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденции их возможного развития; - прогнозировать особенности развития регионов и крупнейших стран; - прогнозировать изменения в политической и экономической жизни крупных регионов и стран; - составлять рекомендации по решению сложных современных проблем, комплексные характеристики регионов и отдельных стран мира; - пользоваться различными источниками информации: картографическими, статистическими и др.; - определять по картам местоположение социальных объектов; - проектировать и составлять картосхемы, модели, отражающие закономерности развития различных процессов, их территориальные взаимодействия; - сопоставлять карты различной тематики; - формулировать своё отношение к культурному и природному наследию; - выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике. По окончании изучения курса Выпускник научится: - понятие геополитики; - районирование приграничных территорий; - современное положение России в геополитическом пространстве; - историю освоения территорий; - геополитическое положение всех стран региона; - изменение геополитического положения стран; - перспективы развития стран в связи с изменившимся геополитическим положением; - природно-ресурсный потенциал стран региона и приграничных областей России и его влияние на хозяйственную специализацию территории; - сходство и различие условий социально-экономического развития стран; - различие условий социально-экономического развития стран в постсоветский период; специфику современной социально-экономической ситуации в каждой стране; - особенности населения и хозяйства; - связи с Россией; - роль и место России в формировании территории изучаемых стран; - демографическую ситуацию в странах региона; - особенности этнического состава территории; историю взаимоотношений России и Кавказа; - место стран региона в мире; - особенности современного хозяйственного комплекса Китая; - современные морские границы России; - особенности хозяйства приграничных территорий. Выпускник получит возможность научится: - сравнивать страны региона между собой; - находить общее и различное в экономике изучаемых стран; - оценивать современное геополитическое положение и связи стран региона с Россией; - оценивать современную социально-экономическую ситуацию в странах; - анализировать карты, диаграммы, статистику, показывающие современное хозяйственное развитие стран. 2. Содержание учебного курса. РОССИЯ И ГЕОПОЛИТИКА Россия на карте мира. Особенности развития хозяйства страны на современном этапе. Вовлечение России в мирохозяйственные связи. Понятие о геополитике, существующие концепции и подходы. Изменение геополитического положения России во времени и современные тенденции. Новые политические и экономические образования на пространствах СССР. Районирование приграничных территорий; различия природных и социальноэкономических условий, динамика политических и социально-экономических процессов. Страны-соседи первого порядка. Страны-соседи второго порядка. Классификация странсоседей по уровню экономического развития. Участие России и её соседей в региональных и глобальных экономических и политических объединениях. Россия и страны постсоветского пространства. Практическая работа. Обозначение на контурной карте границ России и пограничных государств, а также приграничных субъектов Российской Федерации. СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: ФЕННОСКАНДИЯ (НОРВЕЕИЯ, ФИНЛЯНДИЯ, ШВЕЦИЯ) И ПОГРАНИЧНЫЕ ОБЛАСТИ РОССИИ История освоения и взаимоотношений с Россией. Формирование государственности. Сходство и различие в природе. Условия социально-экономического развития. Место региона в мире; место России в регионе. Норвегия: краткие социально-экономические данные справочного характера. Исторический очерк и экономико-географическое положение. Природно-ресурсный потенциал: влияние тёплого течения, гидроэнергетический потенциал, месторождения Скандинавских гор и шельфов морей. Особенности населения и расселения. Страна - один из лидеров по душевым показателям валового внутреннего продукта. Добыча нефти и газа - основные отрасли топливной промышленности. Гидроэлектроэнергетика. Другие отрасли хозяйства. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Финляндия: краткие социально-экономические данные справочного характера. Исторический очерк: периоды самостоятельности и развитие территории в составе других государств. Экономико-географическое положение. Особенности природы. Последствия оледенения. Балтийский щит. Население и расселение. Хозяйство (машиностроение, деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность, туризм). Транзитность положения. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Швеция - страна-сосед второго порядка: краткие социально-экономические данные справочного характера. Исторический очерк и экономико-географическое положение. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Социально ориентированное хозяйство. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения Практическая работа. Сравнительная характеристика хозяйства стран Фенноскандии; выявление специфики и экологических проблем каждой из них. ЗАПАДНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: БЕЛОРУССИЯ, СТРАНЫ ПРИБАЛТИКИ (ЭСТОНИЯ, ЛАТВИЯ, ЛИТВА) И ПОЛЬША История освоения территории и взаимоотношений с Россией. Формирование государственности. Сходство и различие в природе. Условия социально-экономического развития. Роль Российской империи и СССР в становлении хозяйства стран региона. Место региона в мире; место России в регионе. Договор Российской Федерации и Республики Беларусь о создании Союзного государства. Белоруссия: краткие социально-экономические данные справочного характера. История формирования территории и государственности. Роль Белоруссии в экономических связях России с Западом. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современные процессы развития хозяйства. Экологическая обстановка. Связи с Россией. Евразийский экономический союз. Национальные особенности и традиции населения. Эстония :краткие социально-экономические данные справочного характера. История и особенности освоения территории. Транзитность как фактор развития страны. Природно-ресурсный потенциал. Сложности в ведении сельского хозяйства. Население. Соотношение основных национальностей. Хуторской характер расселения и хозяйства. Экономика и её развитие после вступления в ЕС. Национальный промышленный комплекс. Особенности транспортного комплекса. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Латвия: краткие социально-экономические данные справочного характера. Исторический очерк и экономико-географическое положение. Бедность ресурсов. Население и расселение: соотношение основных национальностей, положение русских, миграции на запад. Экономика и её развитие в рамках ЕС. Роль Риги в формировании отраслей промышленности страны. Транзитность республики и особенности транспортного комплекса. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Литва и Польша - страны, пограничные с Калининградской областью. Краткие социально-экономические данные справочного характера. Исторические этапы формирования территории. Современное экономико-географическое положение. Значение Литвы и Польши как транзитных стран для Калининградской области. Проблемы экономики стран после интеграции их в Европейский союз. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Хозяйство. Связи с Россией, в том числе с Калининградской областью. Национальные особенности и традиции населения. Практическая работа. Обозначение на контурной карте экономических связей региона с Россией и странами ЕС. ЮГО-ЗАПАДНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ (УКРАИНА, МОЛДАВИЯ, ЗАЧЕРНОМОРСКИЕ СТРАНЫ) И ПРИЛЕЕАЮЩИЕ ОБЛАСТИ РОССИИ Юго-Запад СНГ и Запад России. История формирования государственности славянских народов и молдаван; их взаимоотношения с Россией. Сходство и различие условий социально-экономического развития, место этих стран в мире, место России в регионе. Украина: социально-экономические данные справочного характера. Исторические особенности становления Украинского государства. Развитие Украины в составе Польши. Роль Украины в экономике и сельском хозяйстве СССР. Изменение экономикогеографического положения на разных этапах истории. Природно-ресурсный потенциал: преобладание ресурсов для тяжелой промышленности, лучшие условия в СНГ для сельского хозяйства после распада СССР. Население: различия в плотности и расселении. Городские агломерации. Хозяйственный комплекс. Современное экономическое и политическое положение Украины. Разрушение связей с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Молдавия :краткие социально-экономические данные справочного характера. Исторический очерк формирования государства и его экономико-географическое положение. Современные проблемы существования единого государства. Природноресурсный потенциал. Население и расселение. Хозяйство. Приднестровская Молдавская республика. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Зачерноморские страны (Румыния, Болгария): краткие экономические данные справочного характера. Исторический очерк формирования государств и их экономикогеографическое положение. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Проблемы беженцев из Юго-Западной Азии. Экономика стран и их интеграция в ЕС. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Практическая работа. Сравнение экономики стран региона. Оформление результатов работы в табличной форме. ЮЖНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ ИЗАКАВКАЗЬЕ (ГРУЗИЯ, АРМЕНИЯ, АЗЕРБАЙДЖАН), ТУРЦИЯ, ИРАН Северный Кавказ и Закавказье (Южный Кавказ); Кавказ, история взаимоотношений с Россией, история формирования государственности. Особенности природы. Сходство и различие условий социально-экономического развития. Место в мире. Место России в регионе. Грузия: краткие социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и экономико-географическое положение. Исторические области Грузии. Проблемы современного сепаратизма. Природно-ресурсный потенциал: горный рельеф, агроклиматические и бальнеологические ресурсы. Население и расселение. Хозяйство. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Частично признанные республики: Абхазия, Южная Осетия. Армения: краткие социально-экономические данные справочного характера. Исторический очерк и экономико-географическое положение: исторические этапы формирования армянской государственности. Природно-ресурсный потенциал: горный рельеф, основные природные ресурсы, значение озера Севан для экономики страны. Население и расселение. Армянская диаспора в мире. Современные отрасли экономики страны. Специализации промышленности и сельского хозяйства. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Азербайджан: краткие социально-экономические данные справочного характера. Исторический очерк формирования территории и экономико-географическое положение. Особенности природы. Основные ресурсы страны. Население и расселение. Формирование экспортно-ориентированной экономики. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Нагорный Карабах. Иран, Турция: краткие социально-экономические данные справочного характера. Исторический очерк формирования государств и экономико-географическое положение. Сходство и различие в развитии экономики и своеобразие каждой из стран. Особенности экономики и природно-ресурсный потенциал. Развитие туристического потенциала. Население и расселение. Нефть, газ, руды цветных металлов как источники формирования хозяйственного комплекса. Другие отрасли специализации хозяйства. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Практическая работа. Составление схемы специализации экономики северных и южных склонов Западного и Восточного Кавказа. ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ (КАЗАХСТАН, УЗБЕКИСТАН, КИРГИЗИЯ, ТАДЖИКИСТАН, ТУРКМЕНИСТАН) Центральная Евразия как новый геополитический регион. История освоения и взаимоотношений с Россией. Формирование государственности, сходство и различие условий социально-экономического развития. Место региона в мире. Транзитное положение региона в связях восток-запад. Место России в регионе. Казахстан: краткие социально-экономические данные справочного характера. Исторический очерк формирования территории и экономико-географическое положение. Инициативы Казахстана по созданию евразийского политического и экономического блока. Ориентация страны на максимальное использование природно-ресурсного потенциала. Население и расселение. Русская диаспора в Казахстане. Экономика: развитие отраслей сырьевой ориентации. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Страны СНГ - соседи второго порядка в регионе (Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан). Влияние России в регионе в разные периоды истории. Экономическое положение стран. Сходство и различие в природно-ресурсном потенциале, расселении населения, отраслях специализации экономики. Связи с Россией, пути углубления сотрудничества. Национальные особенности и традиции населения. Практическая работа. Обозначение на контурной карте зоны максимальной концентрации населения в каждой из стран региона и объяснение особенностей сложившейся системы расселения. ВОСТОЧНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: КИТАЙ, МОНГОЛИЯ, КОРЕЯ Новое ядро формирования многополярного мира. История освоения и взаимоотношений с Россией. Формирование государственности, сходство и различие условий социально-экономического развития. Место в мире. Участие в Шанхайской организации сотрудничества. Место России в регионе. Китай: краткие социально-экономические данные справочного характера. Особенности исторического развития и экономико-географическое положение. Природноресурсный потенциал. Население и расселение: крупнейшее государство мира, национальные меньшинства в Китае. Современные тенденции развития экономики страны. Политика: «одно государство, два строя». Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Монголия: краткие социально-экономические данные справочного характера. Исторический очерк формирования территории и экономико-географическое положение. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная экономика страны. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Корея: краткие социально-экономические данные справочного характера. Два государства и их современные политические особенности. Историко-географический очерк и экономико-географическое положение. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Экономический строй как фактор развития хозяйства каждого из государств. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Практическая работа. Обозначение на контурной карте и описание основных маршрутов русских путешественников, исследовавших районы Восточной Азии. ОКЕАНИЧЕСКИЕ СОСЕДИ «Заморские» страны - дальневосточное и северное направление. История взаимоотношений с Россией. Формирование государственности, сходство и различие условий социально-экономического развития. Место в мире. Роль России в регионе. Япония (Хоккайдо): краткие социально-экономические данные справочного характера. Исторический очерк и экономико-географическое положение. Природноресурсный потенциал. Население и расселение. Экономика. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. США (Аляска): краткие социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и экономико-географическое положение. Природноресурсный потенциал. Население и расселение. Экономика. Связи с Россией. Национальные особенности и традиции населения. Практическая работа. Обозначение на контурной карте 200-мильной экономической зоны России с указанием основных направлений развития экономики этих территорий. Итоговое обобщение в конце года 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 10 класс № Тема урока Кол-во п\п часов Раздел I. Россия в современном мире 1-2 Россия и геополитка 2 3-4 Формирование российского геополитического пространства 2 5-6 Россия и бывшие советские республики 2 7 Обобщающее повторение раздела «Россия в современном мире» 1 Раздел II. Северо-Западное порубежье 8-9 Скандинавские страны и пограничные регионы России. Общая 2 характеристика. 10 Норвегия: территория, природа, население, хозяйство 1 11-12 Финляндия: территория, природа, население, хозяйство 2 13 Швеция: территория, природа, население, хозяйство 1 14 Обобщающее повторение раздела «Северо-Западное порубежье» 1 Раздел III. Западное порубежье 15-16 Белоруссия, страны Прибалтики, Польша и пограничные области 2 России. Общая характеристика. 17-18 Белоруссия: территория, природа, население, хозяйство 1 19 Эстония: территория, природа, население, хозяйство 1 20 Латвия: территория, природа, население, хозяйство 1 21 22 23 24-25 26-27 28-29 30 31-32 33 34 Литва: территория, природа, население, хозяйство Польша: территория, природа, население, хозяйство Обобщающее повторение раздела «Западное порубежье» Раздел IV. Юго-Западное порубежье Украина, Молдавия, причерноморские области Румыния и Болгария, прилегающие области России. Общая характеристика. Украина: территория, природа, население, хозяйство Молдавия: территория, природа, население, хозяйство «Зачерноморские страны». Румыния: территория, природа, население, хозяйство Болгария: территория, природа, население, хозяйство Контроль и систематизация знаний раздела «Юго-Западное порубежье» Обобщение и повторение курса за 10 класс 1 1 1 2 2 2 1 2 1 1 11 класс № п\п 1-2 3-4 5 6-7 8-9 10-11 12 13-14 15-16 17 18 19 20 21 22 23-24 25 26 27 28-29 30 31-32 33 Тема урока Раздел V. Южное порубежье Закавказье, Северный Кавказ, Турция, Иран: общая характеристика Грузия: территория, природа, население, хозяйство Армения: территория, природа, население, хозяйство Азербайджан: территория, природа, население, хозяйство Турция: территория, природа, население, хозяйство Иран: территория, природа, население, хозяйство Обобщающее повторение раздела «Южное порубежье» Раздел VI. Юго-Восточное порубежье Центральная Евразия. Общая характеристика. Казахстан: территория, природа, население, хозяйство Узбекистан: территория, природа, население, хозяйство Киргизия: территория, природа, население, хозяйство Туркменистан: территория, природа, население, хозяйство Таджикистан: территория, природа, население, хозяйство Обобщающее повторение раздела «Юго-Восточное порубежье» Раздел VII. Восточное порубежье Восточная Азия. Общая характеристика. Китай: территория, природа, население, хозяйство Монголия: территория, природа, население, хозяйство Корейский полуостров: Северная и Южная Корея Обобщающее повторение раздела «Восточное порубежье» Раздел VIII. Океаническое порубежье Заморские страны и прилегающие территории Япония. Особая область – Хоккайдо Полярный сектор. На другом берегу: Аляска, Канадский Север, Гренландия, Шпицберген Обобщающее повторение раздела «Океаническое порубежье» Кол-во часов 2 2 1 2 2 2 1 2 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 2 1