Рабочая программа коррекционного курса РИТМИКА

Приложение 4 к АООП НОО ЗПР 7.2

Рабочая программа
коррекционного курса
«РИТМИКА»
для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2)

Уровень: начальное общее образование
Классы: 1-4
2021-2022 уч.г.

г. Североуральск

1

Содержание рабочей программы
Пояснительная записка…………………………………………………………...3
Планируемые результаты изучаемого курса…………………………………....4
Содержание образования……………………………………………………......5
Учебно-методическое обеспечение и материально- техническое
обеспечение………………………………………………………………………6
Календарно-тематическое планирование 1 класс ……………………………..8
Календарно-тематическое планирование 1 доп. класс………………………..10
Календарно-тематическое планирование 2 класс……………………………12
Календарно-тематическое планирование 3 класс…………………………….14
Календарно-тематическое планирование 4 класс……………………………..16

2

Пояснительная записка
Введение коррекционно-развивающего курса «Ритмика» для
обучающихся с ЗПР обусловлено необходимостью осуществления коррекции
недостатков психического и физического развития обучающихся с ЗПР
средствами музыкально-ритмической деятельности.
Ежегодно растет число детей с различными формами хронических
заболеваний. Индивидуально-групповые занятия по ритмике направлены на
обеспечение наиболее благоприятных условий роста и развития детей с ЗПР,
на укрепление их здоровья, что обеспечивает значительные успехи в борьбе с
заболеваниями.
Специфические средства воздействия на обучающихся, свойственные
ритмике, способствуют общему развитию младших школьников с ЗПР,
исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики,
эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности
(дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому
воспитанию.
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкальноритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под
музыку разнообразные движения, петь, танцевать.
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку
осуществляется развитие представления обучающихся о пространстве и
умения ориентироваться в нем.
Упражнения с предметами: обручами, мячами, лентами — развивают
ловкость, быстроту реакции, точность движений.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее
характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание
музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки
позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений.
Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на
физическое развитие, но и создают благоприятную основу для
совершенствования таких психических функций, как мышление, память,
внимание, восприятие.
Организующее начало музыки, ее ритмическая структура,
динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную
концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений,
быструю реакцию на смену музыкальных фраз.
Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных
качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения,
разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, обучающиеся
приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности,
учатся вежливо обращаться друг с другом.
Цель - сформировать у обучающихся с ОВЗ позитивное отношение к
занятиям ритмикой, повысить уровень их физического и психического
здоровья
Задачи, которые решают ИГЗ по ритмике:
3

музыкальности, чувства ритма.
потребности в систематических занятиях спортом.
развитие двигательных качеств: силы, быстроты, гибкости,
координационных способностей.
Программа носит комплексный интегративный характер, т.к.:
(физкультура, музыка, танец),
совершенствование (коррекция и развитие координации, осанки,
мелкой моторики, укрепление мышц тела);
двигательной реакции и памяти);
-образное, словеснологическое и т.д.);
ыкальный слух, ритм, творческое
воображение, пластическая выразительность;
-личностная сфера (отношение к окружающим,
способность к самооценке, к волевому усилию и т. д.
Программа способствует совершенствованию способов общения с
ребенком в направлении личностно-ориентированного взаимодействия.
Составлена для учащихся с ЗПР 1-4 классов, имеет вариативный характер,
построена по принципу постепенного усложнения материала, тесно
связанного с программой предыдущего года обучения.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
• Личностные результаты - активное включение в общение и
взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и
доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявление
положительных качеств личности и управление своими эмоциями;
проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении
целей; использование ценности танцевальной культуры для удовлетворения
индивидуальных интересов и потребностей; раскрытие и реализация своих
творческих способностей.
• Метапредметные результаты – обнаружение ошибок при выполнении
учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная
оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их
улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование
эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление
эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий.
• Предметные результаты – выполнение ритмических комбинаций,
развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия,
представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма,
4

умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и
движение.
Место коррекционного курса в учебном плане:
Программа рассчитана на 33 учебных часа в год для 1 класса и 1
дополнительного класса, 34 учебных часа в год для 2-4 классов.
Содержание коррекционного курса «Ритмика»
Основные направления работы по ритмике:
- восприятие музыки (в исполнении педагога и аудиозапси):
определение на слух начала и окончания звучания музыки; различение и
опознавание на слух громкой, тихой, негромкой музыки; быстрого,
медленного, умеренного темпа; различение и опознавание на слух музыки
двухдольного, трехдольного, четырехдольного метра (полька, марш, вальс);
плавной и отрывистой музыки; упражнения на ориентировку в пространстве:
простейшие построения и перестроения (в одну и две линии, в колонну, в
цепочку, в одну и две шеренги друг напротив друга, в круг, сужение и
расширение круга, свободное размещение в классе, различные положения в
парах и т. д.); ходьба в шеренге (вперед, назад), по кругу, в заданном
направлении, разными видами шага; повороты;
- ритмико-гимнастические упражнения: общеразвивающие
упражнения, упражнения на координацию движений, упражнение на
расслабление мышц;
-упражнения с детскими музыкальными инструментами: игра на
элементарных музыкальных инструментах (погремушка, металлофон, бубен,
ксилофон, барабан, румба, маракас, треугольник, тарелки и др.);
-игры под музыку: музыкальные игры и игровые ситуации с
музыкально-двигательными заданиями с элементами занимательности,
соревнования (кто скорее, кто лучше, кто более и т.д.),игры по ориентировке
в пространстве;
-танцевальные упражнения: выполнение под музыку элементов танца и
пляски, несложных композиций народных, бальных и современных танцев;
-декламация песен под музыку: выразительная декламация песен под
музыкальное сопровождение и управление педагога, воспроизведение
ритмического рисунка мелодии, ее темпа, динамических оттенков, характера
звуковедения (плавно, отрывисто), соответствующей манере исполнения
(легко, более твердо и др.).
Коррекционный курс «Ритмика» содержит следующие разделы:
1. Основы музыкальной грамоты.
2. Общеразвивающие и ритмико-гимнастические упражнения.
3. Танцы и танцевальные движения.
4. Музыкально-образные игры и упражнения.
Необходимо учитывать, что в ритмике принят концентрический метод
работы, т.е. данные разделы изучаются не последовательно, а комплексно.
Каждый урок включает в себя материал из разных разделов: ритмическую
разминку, элементы музыкальной грамоты, освоение различных
танцевальных движений и танцев, музыкальные игры и образные
упражнения.
5

Раздел «Основы музыкальной грамоты» включает в себя знакомство с
основами музыкальной грамоты, необходимыми для развития музыкального
восприятия, формирования осознанного отношения к музыке и понимания
законов построения музыкального произведения. Через движение,
музыкально-ритмические упражнения и игры закрепляются основные
понятия: характер музыки, средства музыкальной выразительности (темп,
динамика, ритм), строение музыкального произведения (вступление, части,
фразы, затакт), метроритм. Дети учатся передавать в движении общий
характер музыки и ее настроение. В процессе знакомства с разнообразными
по стилю и жанру музыкальными произведениями в ходе сопровождения
танцевальных упражнений и танцев происходит обогащение слушательского
опыта и музыкального кругозора учащихся, развивается и закрепляется
интерес к музыке различных направлений и стилей.
Раздел «Общеразвивающие и ритмико-гимнастические упражнения»
включает в себя комплекс упражнений и элементов, формирующих и
развивающих у детей мышечное чувство, равновесие, правильную осанку,
гибкость, ориентировку в пространстве, координацию и культуру движения.
Это способствует подготовке моторно-двигательного аппарата к выполнению
более сложных танцевальных движений и комбинаций.
Раздел «Танцы и танцевальные движения» предусматривает
знакомство учащихся с разнообразием хореографического искусства,
музыкой и лексикой разных национальностей, основными средствами
танцевальной выразительности (мимика, пластика, жест), способствует
развитию координации движений, танцевальности и выразительности
исполнения, формированию художественного вкуса, учит культуре
поведения и общения. Большое место в танцевальном репертуаре отводится
игровому образному танцу, который позволяет детям танцевать для
собственного удовольствия, раскрывать собственную душу и эмоционально
знакомиться с культурой своего народа.
В раздел «Музыкально-образные игры и упражнения» входят
разнообразные упражнения, включающие движения подражательного
характера либо раскрывающие содержание музыкальной пьесы или песни.
Сюда же относятся свободные формы движения, самостоятельно выбранные
детьми, чтобы передать собственное эмоциональное восприятие
музыкального образа. Музыкальные игры применяются для закрепления
полученных знаний, навыков, дают возможность развивать и углублять
творческие способности детей, учат их создавать музыкально-двигательные
образы, развивают быстроту мышечной реакции, ориентировку в
пространстве, психические процессы (внимание, память, мышление),
преодолевают скованность, воспитывают у детей дисциплинированность,
волю, чувство коллективизма.
Учебно- тематическое и материально-техническое обеспечение
учебного процесса:
В целях повышения эффективности работы по данной программе
подобран, систематизирован и апробирован практический материал в
методических разработках «Общеразвивающие упражнения на уроках
6

ритмики в 1-4 классах», «От теории к практике», музыкальный репертуар.
Использованы опыт работы и идеи таких ведущих педагогов музыкальноритмического воспитания как Э.Ж. Далькроз, Д.Б. Кабалевский, А.И.
Буренина, Л.А. Бондаренко, Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина, С.Д. Руднева,
Лифиц И.В., а также авторские разработки.
- учебный кабинет, актовый зал;
- магнитофон;
- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
- фонотека: диски DVD, CD (ремиксы, оригиналы и минусовки); - -наглядные демонстрационные пособия;
- мячи, гимнастические палки, спортивные ленты.
-Буренина А.И. Ритмическая мозаика. – СПб.: 2000.
-Жак-Далькроз Э. Ритм. – М.: Классика-ХХI, 2001.
- Иванникова О.В. Народные танцы. – М.: АСТ, 2007.
-Кабалевский Д.Б. Музыка. Программа 1-8 класс. – М.:Просвещение, 2004.
-Касицина М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. – М.: ГНОМ и Д,
2007.
-Попова Г.П. Дружить со спортом и игрой. – В.: Учитель, 2007.
-Ф Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Лечебно-профилактический танец.
«Фитнес-Данс». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
-Ф Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая
гимнастика для детей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. .
-Черемнова Е.Ю. Танцетерапия: танцевально-оздоровительные методики для
детей. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
-Ч Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и
групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения. – М.:
ГНОМ и Д, 2007.

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».