Рабочая программа курса внеурояной деятельности ХОР

I.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Хор» для 1-4 классов
разработана в соответствии с:
¾
Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
¾
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утвержденным Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая
2021 г. № 286;
¾
Федеральной образовательной программой начального общего образования,
утвержденной Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022
№ 992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования»;
Основная цель развитие музыкальной культуры обучающихся как части их духовной
культуры через коллективную исполнительскую деятельность — пение в хоре. Основные
цели в соответствии со спецификой освоения предметной области
«Искусство» в целом, и музыкального искусства в частности:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и
познавательной сферы;
2) осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения,
интонационно-художественного отражения многообразия жизни;
3) реализация творческих потребностей обучающихся, развитие потребности в
общении с произведениями искусства, внутренней мотивации к музицированию.
Важнейшими задачами являются:
—развитие эмоционального интеллекта, общих и специальных музыкальных
способностей обучающихся;
—формирование устойчивого интереса к постижению художественной картины мира,
приобретение разнообразного опыта восприятия музыкальных произведений;
—воспитание уважения к культурному, музыкальному наследию России; практическое
освоение интонационно-образного содержания произведений отечественной музыкальной
культуры;
—расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной
культуре других стран и народов;
—понимание основных закономерностей музыкального искусства: интонационная и
жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального
языка, направления, стили и т. д.;
—формирование чувства коллективизма, сопричастности к общему творческому делу,
ответственности за общий результат;
—гармонизация межличностных отношений, формирование позитивного взгляда на
окружающий мир;
—улучшение физического и психического самочувствия, укрепление здоровья
обучающихся;
—создание в образовательном учреждении творческой культурной среды;
—получение обучающимися опыта публичных выступлений, формирование активной
социальной позиции, участие в творческой и культурной жизни школы, района, города,
республики, страны
II.
Содержание курса внеурочной деятельности
Основным содержанием обучения и воспитания по программе «Хоровое пение»
является опыт проживания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей,
2

порождаемых ситуациями коллективного исполнения вокально-хоровых произведений
(постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовнонравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через
опыт сотворчества и сопереживания). Непосредственная певческая деятельность
рассматривается «как процесс личностного интонационного постижения смысла
музыкального образа посредством проживания - выпевания каждой интонации». Содержание
внеурочных занятий по «Хоровому пению» вытекает из содержательной логики изучения
предмета «Музыка», которое структурно представлено девятью модулями в основной школе.
Музыкальная грамота
Ноты певческого диапазона, длительности и паузы, основные музыкальные размеры,
штрихи, динамика, дополнительные обозначения в нотах (реприза, вольта, фермата и др.).
Знаки альтерации. Лад, тональность, тоника. Интонация, мотив, фраза. Одноголосие,
многоголосие. Мелодия, аккомпанемент. Интервалы, аккорды. Музыкальная форма
(двухчастная, трёхчастная, куплетная, рондо).
Жанры музыкального искусства
Основные черты жанра, характер, музыкально-выразительные средства, отражённое в
жанре жизненное содержание. Простейшие жанры: песня, танец, марш. Жанровые сферы:
песенность, танцевальность, маршевость. Жанры камерной вокальной музыки XIX—XX вв.
(романс, вокализ, ноктюрн, серенада, баркарола и др.).
Музыка в жизни человека
Стремление человека к красоте. Хор — музыкальное единство людей. Особое
переживание — слияние голосов в пении. Музыкальный образ, настроения, мысли и чувства,
которые передаёт музыка. Образы природы, людей, событий (музыкальные пейзажи,
портреты и т. п.). Песни, посвящённые Родине, семье, образам детства, дружбе, войне,
праздникам и др. Выстраивание хорового унисона, поиск красивого тембра звучания хора.
Разучивание, исполнение песен, в которых раскрывается внутренний мир человека, чувства и
жизнь ребёнка, образы близких людей. Работа над песнями и хорами, воспевающими красоту
родной природы, подвиги героев, любовь к Родине, другие темы, созвучные базовым
национальным ценностям. Публичные выступления на праздниках, фестивалях.
Музыка моего края
Традиционный песенный фольклор малой родины — обработки народных мелодий для
детского хора. Гимны, песни-символы родного края, своей школы, республики. Вокальные
произведения композиторов-земляков
Музыка народов России
Русские народные песни и песни других народов России в обработках для детского
хора.
Музыка народов мира
Песни народов мира в обработках для детского хора.
Духовная музыка
Образцы литургической музыки русских и зарубежных композиторов- классиков,
сочинения современных композиторов на канонические тексты — песни и хоры духовного
содержания.
Классическая музыка
Светская музыка русских и зарубежных композиторов-классиков в обработках для
детского хора. Произведения И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Й. Гайдна, Д. Каччини, Д. Перголези,
В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шуберта, Э. Грига, А. Дворжака, М. Глинки,
П. Чайковского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, А. Аренского, С. Рахманинова, Ц.
Кюи, А. Гречанинова, В. Калинникова.
Современная музыкальная культура
3

Вокальные произведения для детей современных композиторов, в том числе песни,
написанные современным музыкальным языком, в джазовом стиле и т. д.
Сочинения композиторов С. Баневича, Р. Бойко, М. Дунаевского, А. Зарубы, В. Кикты,
Е. Крылатова, З. Левиной, Ж. Металлиди, Р. Паулса, А. Пахмутовой, Е. Подгайца, М.
Ройтерштейна, М. Славкина.
Музыка театра и кино, связь музыки с другими видами искусства
Песни и хоры из кино и мультфильмов, фрагменты из мюзиклов, опер, театральных
постановок. Сочинения композиторов Ц. Кюи, М. Коваля, М. Красева, Э. Л. Уэббера, Ф. Лоу,
Р. Роджерса, Дж. Гершвина, А. Миллера, Е. Крылатова, И. Дунаевского, М. Дунаевского, А.
Журбина, А. Семёнова, Ю. Галахова, Б. Чайковского.
Упражнения, распевания Упражнения на чёткое, лёгкое исполнение мелких
длительностей в подвижном темпе при одновременном решении двух задач: интонационная
точность и чёткая дикция.
Упражнения на развитие гармонического слуха (спеть нижний звук из двух, средний
звук из трёх). Упражнения, состоящие из 5—8 звуков: на развитие гибкости голоса,
звуковысотного и динамического диапазона. Распевания по принципу секвенций на основе
нисходящих и восходящих мотивов (отрезки звукоряда, трезвучия), исполняемые
различными штрихами. Пение гамм с названием нот и на разные слоги, пение с переносом по
тетрахордам. Распевания А. Яковлева, в т. ч. с элементами двухголосия, ломаного
арпеджированного движения мелодии.
Примерный репертуар.
Русские народные песни:
А мы просо сеяли.
Ах, утушка луговая.
У зари-то, у зореньки.
Как пойду я на быструю речку.
Как у наших у ворот.
Музыка народов России, других народов мира:
Голос Родины моей. Тувинская народная песня. Обработка М. Грачёва, русский текст
О. Грачёва.
Горный край. Алтайская народная песня. Обработка М. Грачёва, русский текст О.
Грачёва.
Красные ветки клёна. Калмыцкая народная песня. Обработка М. Грачёва, русский текст
М. Лапирова.
Верблюжонок. Казахская народная песня.
Бульба. Белорусская народная песня. Русский текст О. Румер.
Путь в горах. Болгарская народная песня. Обработка А. Животова, перевод С.
Болотина.
Русская и зарубежная классика:
Гимн ликования. Музыка И. С. Баха, слова Я. Родионова. Детские игры. Музыка В.
Моцарта, русский текст Т. Сикорской
Лесная песня. Музыка
Э.
Грига, слова Г.
Х.
Андерсена, перевод Т.
Ефременковой.
Заход солнца. Музыка Э. Грига, слова А. Мунка, перевод С. Свиренко (двухгол.).
Песни современных композиторов:
Матерям погибших героев. Музыка Г. Струве, слова Л. Кондрашенко. Утро. Музыка Р.
Бойко, слова С. Есенина.
Речкина песня. Музыка Е. Подгайца, слова М. Веховой. Эхо. Музыка Е. Подгайца,
слова В. Мусатова.
4

Лунный ёжик. Музыка Е. Подгайца, слова А. Ильяшенко.
Дарите музыку друг другу. Музыка О. Юдахиной, слова В. Степанова. Снилось
мальчишке море. Музыка Н. Мартынова, слова Л. Норкина. Весенняя песня. Музыка Р.
Лагидзе, русский текст М. Вайнштейн.
Песенка вешняя. Музыка В. Серебренникова, слова А. Матутиса. Новый год идёт.
Музыка и слова А. Ермолова.
Кот лета. Музыка С. Плешака, слова Б. Заходера.
Небо плачет (из цикла «Пять песен на стихи Аспазии»). Музыка Р. Паулса, перевод О.
Петерсон.
Всем, всем добрый день! (из кантаты «Всем, всем добрый день»). Музыка Е.
Крылатова, слова Ю. Энтина.
Крылатые
качели.
Это знает всякий.
(Из телефильма
«Приключения Электроника».) Музыка Е. Крылатова, слова Ю.
III.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы «Хоровое пение» должны отражать
готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций,
в том числе в части:
–Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его
исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других
стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края,
музыкальной культуры народов России; стремление развивать и сохранять музыкальную
культуру своей страны, своего края.
–Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и
моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики,
готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного само
определения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурнопросветительских акций, праздничных мероприятий.
–Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом
моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социальноисторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости,
взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной
деятельности, при подготовке концертов, фестивалей, конкурсов.
–Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства,
стремление видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться
к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание
важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
–Ценности научного познания: ориентация на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение
музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла;
5

овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале
самой музыки, а также на материале доступной текстовой, аудио- и видеоинформации о
различных явлениях музыкального искусства, использование специальной терминологии.
–Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт
восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в
том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской
деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека.
–Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической
деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей;
интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности.
–Экологического воспитания: повышение уровня экологической культуры, осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических
проектах через различные формы музыкального творчества.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
– освоение социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы,
сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
–стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и
сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными
навыками в сфере музыкального и других видов искусства; смелость при соприкосновении с
новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать
нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные
тенденции и направления развития культуры и социума;
– способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и
их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и
навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к
победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты, достигаемые при освоении программы
«Хоровое пение», отражают специфику искусства как иного (в отличие от науки)
способа познания мира. Поэтому основная линия формирования метапредметных
результатов ориентирована не столько на когнитивные процессы и функции, сколько на
психомоторную и аффективную сферу деятельности обучающихся.
1. Овладение универсальными познавательными действиями. Овладение системой
универсальных познавательных действий в рамках программы «Хоровое пение» реализуется
в контексте развития специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального
мышления, которое связано с формированием соответствующих когнитивных навыков
обучающихся, в том числе:
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального
звучания;
6

— устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений,
выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и
ритмов, других элементов музыкального языка;
— сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения,
жанры и стили музыкального искусства;
— обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на
друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
— выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе
выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного
произведения, жанра, стиля.
1.2. Базовые исследовательские действия:
— следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса,
«наблюдать» звучание музыки;
— использовать вопросы как инструмент познания;
— формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между
реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнении
— составлять алгоритм действий и использовать его для решения исполнительских и
творческих задач;
— проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных
процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, слухового исследования.
1.3. Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учётом предложенной учебной или творческой задачи и заданных критериев;
— понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
— использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных
произведений;
— выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
— оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
— различать тексты информационного и художественного содержания,
трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной или творческой задачей;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
(вокальное исполнение, текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в
зависимости от коммуникативной установки.
Овладение универсальными коммуникативными действиями. Овладение системой
универсальных коммуникативных действий в рамках программы «Хоровое пение»
реализуется, в первую очередь, через совместную певческую деятельность. Она
предполагает не только групповую форму работы, но формирует более сложную социальную
общность обучающихся — творческий коллектив. Хоровое пение — один из немногих видов
учебной деятельности, идеально сочетающих в себе активную деятельность каждого
участника с ценностью общего результата совместных усилий. Специфика взаимодействия в
процессе вокально-хорового исполнительства определяется не только особыми формами
передачи информации музыкальными средствами (минуя вербальные каналы
коммуникации), но и неповторимым комплексом ощущений, эмоциональным переживанием
психологического единства поющих, известных как феномен «соборности». Данные условия
7

определяют уникальный вклад хорового пения в формирование совершенно особых
коммуникативных умений и навыков в составе базовых универсальных учебных действий.
Невербальная коммуникация:
— воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность
словесной передачи смысла музыкального произведения;
— передавать в собственном исполнении художественное содержание, выражать
настроение, чувства, личное отношение к исполняемому музыкальному произведению;
— осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи,
понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
— эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации
публичного выступления;
— распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты, в том
числе дирижёрские жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации,
адекватно включаться в соответствующий уровень общения.
Вербальное общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения;
— выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным
искусством в устных и письменных текстах;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
— вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы,
поддерживать благожелательный тон диалог.публично представлять результаты учебной и
творческой деятельности.
Совместная деятельность (сотрудничество):
— развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия,
сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого
социально-психологического опыта, переносить его на другие сферы взаимодействия;
— понимать и использовать преимущества и специфику коллективной, групповой и
индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы
взаимодействия при решении поставленной задачи;
— принимать цель совместной деятельности, коллегиально строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
— уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена коллектива в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой,
коллективом.
Овладение универсальными регулятивными действиями. В хоре, в отличие от других
видов деятельности, личные результаты обучающихся обретают подлинную ценность только
в качестве вклада каждого участника хорового коллектива в общее дело. Поэтому в рамках
программы «Хоровое пение» регулятивные универсальные учебные действия тесно
смыкаются с коммуникативными. Самоорганизация и рефлексия приобретают ярко
выраженные коллективные черты, нередко предполагают корректировку личных интересов и
намерений, их подчинение интересам и потребностям творческого коллектива в целом.
8

Самоорганизация:
—
ставить
перед
собой
среднесрочные
и
долгосрочные
цели
по
самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и
способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;
— планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач
частного характера;
— выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных
ситуациях;
— самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
— делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия):
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
— давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
— предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности;
понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту.
Эмоциональный интеллект:
— чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей,
использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в
данной сфере;
— развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в
повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально- опосредованного общения, публичного
выступления;
— выявлять и анализировать причины эмоций;
— понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативноинтонационную ситуацию;
— регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
— уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению,
эстетическим предпочтениям и вкусам
— признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки
фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;
— принимать себя и других, не осуждая;
— проявлять открытость;
— осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате занятий хоровым пением школьники научатся:
— исполнять музыку эмоционально выразительно, создавать в совместном пении
музыкальный образ, передавая чувства, настроения, художественное содержание;
— понимать мировое значение отечественной музыкальной культуры вообще и
хорового исполнительства в частности, чувствовать себя продолжателями лучших традиций
отечественного хорового искусства;
— петь в хоре, ансамбле, выступать в качестве солиста, исполняя музыкальные
произведения различных стилей и жанров, с сопровождением и без сопровождения,
одноголосные и многоголосные;
9

— исполнять русские народные песни, народные песни своего региона, песни других
народов России и народов других стран, песни и хоровые произведения отечественных и
зарубежных композиторов, образцы классической и современной музыки;
— владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения, понимать
специфику совместного музыкального творчества, чувствовать единение с другими членами
хорового коллектива в процессе исполнения музыки;
— петь красивым естественным звуком, владеть навыками певческого дыхания,
понимать значения дирижёрских жестов, выполнять указания дирижёра;
— ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона (на материале
изученных музыкальных произведений);
— выступать перед публикой, представлять на концертах, праздниках, фестивалях и
конкурсах результаты коллективной музыкально- исполнительской, творческой
деятельности, принимать участие в культурно- просветительской общественной жизни.
- петь выразительно, передавая основное настроение, характер песни;
- петь в унисон в диапазоне d1 – d2, негромко (динамика mp-mf), напевным, лёгким
звуком, используя мягкую атаку; освоить приёмы звуковедения legato, nonlegato;
- исполнять простые песни детского репертуара (одноголосные, диатонические, с
простым, повторяющимся ритмическим рисунком, краткими фразами, с преобладанием
поступенного мелодического движения) преимущественно кантиленного характера, с
сопровождением;
- знать правила певческой установки (спина прямая, плечи опущены, мышцы лица
свободные), соблюдать её во время пения;
- понимать значение правильного дыхания; во время пения дышать, не понимая плеч,
стараться делать мягкий вдох через нос, выдох в течение музыкальной фразы;
- в процессе пения ясно и чётко произносить слова; точно и выразительно произносить
слова упражнений, распеваний;
- понимать основные дирижёрские жесты (внимание, начало, окончание пения),
стремиться к одновременному вдоху и одновременному окончанию фразы;
- обращать внимание на точность интонирования, громкость и манеру пения, слушать
себя и хор во время пения;
- уметь прохлопать пульс, ритмический рисунок разучиваемых музыкальных
произведений;
- петь мелодии разучиваемых песен, попевок с опорой на простую (дидактически
упрощённую) нотную запись;
- ориентироваться в элементах нотной грамоты: нотоносец, скрипичный ключ, ноты
первой октавы; длительности: половинная, четверть, восьмая, четвертная пауза; лига,
реприза;
- понимать значение понятий и терминов: ритм, звук, высота звука, мелодия,
аккомпанемент, унисон;
- различать на слух основные элементы музыкальной речи: темп (быстрый, медленный,
умеренный), динамика (громко, тихо, умеренно), регистр (высокий, низкий, средний);
- отражать в различных формах двигательной активности элементы музыкального
языка, закономерности звучания (звучащие жесты, двигательное моделирование, ручные
знаки и др.)
- иметь опыт выступления с хором в своём образовательном учреждении перед
другими обучающимися,учителями, родителями.
IV.

Календарно - тематическое планирование
10

В рабочей программе на изучение тем отводится 68 часов, в календарно тематическом планировании – 66 часов, в связи с тем, что, в течение 2023-2024 учебного
года проведение урока совпадает с праздничными датами: 06.11.2023, 09.05.2024
Nп Наименование
Наименование темы
Коли Дата
Электронные
/п
раздела
честв
(цифровые)
о
образовательн
часов
ые ресурсы
1
Распевания,
Дикционные
упражнения, 1
04.09.2023 https://resh.edu
упражнения для музыкальные скороговорки.
.ru/
развития
Упражнения
на
чёткое,
певческого
лёгкое исполнение мелких
аппарата
длительностей в подвижном
темпе.
2
Дикционные
упражнения, 1
07.09.2023 https://resh.edu
музыкальные скороговорки.
.ru/
Упражнения
на
чёткое,
лёгкое исполнение мелких
длительностей в подвижном
темпе.
3
Исполнение упражнений
1
11.09.2023 https://resh.edu
различными штрихами, в
.ru/
различной
динамике.
Упражнения, состоящие
из 5—8 звуков: на
развитие
гибкости
голоса,звуковысотного и
динамического диапазона.
4
Исполнение упражнений
1
14.09.2023 https://resh.edu
различными штрихами, в
.ru/
различной
динамике.
Упражнения, состоящие
из 5—8 звуков: на
развитие
гибкости
голоса,звуковысотного и
динамического диапазона.
5
Исполнение упражнений
1
18.09.2023 https://resh.edu
различными штрихами, в
.ru/
различной
динамике.
Упражнения, состоящие
из 5—8 звуков: на
развитие
гибкости
голоса,звуковысотного и
динамического диапазона.
6
Исполнение упражнений
1
21.09.2023 https://resh.edu
различными штрихами, в
.ru/
различной
динамике.
Упражнения, состоящие
из 5—8 звуков: на
развитие
гибкости
11

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

голоса,звуковысотного и
динамического диапазона.
Дикционные упражнения,
музыкальные скороговорки.
Упражнения на чёткое,
лёгкое исполнение мелких
длительностей в
подвижном темпе.
Дикционные упражнения,
музыкальные скороговорки.
Упражнения на чёткое,
лёгкое исполнение мелких
длительностей
в
подвижном темпе.
Распевания по принципу
секвенций
на
основе
нисходящих и восходящих
мотивов.
Распевания по принципу
секвенций
на
основе
нисходящих и восходящих
мотивов.
Распевания по принципу
секвенций
на
основе
нисходящих и восходящих
мотивов.
Распевания по принципу
секвенций
на
основе
нисходящих и восходящих
мотивов.
Музыкальная
Упражнения на развитие
грамота,
интонационного
упражнения для мелодического и
развития
гармонического слуха
музыкального
слуха
Упражнения на развитие
интонационного
мелодического и
гармонического слуха
Упражнения на развитие
интонационного
мелодического и
гармонического слуха
Тональности До мажор,
Соль мажор, Фа мажор, Ре
мажор и параллельные
минорные тональности.
Тональности До мажор,

1

25.09.2023

https://resh.edu
.ru/

1

28.09.2023

https://resh.edu
.ru/

1

02.10.2023

https://resh.edu
.ru/

1

05.10.2023

https://resh.edu
.ru/

1

09.10.2023

https://resh.edu
.ru/

1

12.10.2023

https://resh.edu
.ru/

1

16.10.2023

https://resh.edu
.ru/

1

19.10.2023

https://resh.edu
.ru/

1

23.10.2023

https://resh.edu
.ru/

1

26.10.2023

https://resh.edu
.ru/

1

09.11.2023

https://resh.edu
12

18

Соль мажор, Фа мажор, Ре
мажор и параллельные
минорные тональности.
Размеры2/4,3/4, 4/4, 6/8,
3/8, 5/4.
Размеры2/4,3/4, 4/4, 6/8,
3/8, 5/4.
Репетиции к концертам и
другим выступлениям
Репетиции к концертам и
другим выступлениям
Выступление
на
праздничном концерте ко
дню матери
Ритмические
рисунки
различного уровня
Ритмические
рисунки
различного уровня
над Работа над репертуаром.

.ru/
1

13.11.2023

1

16.11.2023

1

20.11.2023

1

23.11.2023

1

27.11.2023

1

30.11.2023

1

04.12.2023

1

07.12.2023

Работа над репертуаром.

1

11.12.2023

27

Работа над репертуаром.

1

14.12.2023

28

Работа над репертуаром.

1

18.12.2023

29

Работа над репертуаром.

1

21.12.2023

30

Работа над репертуаром.

1

25.12.2023

31

Работа над репертуаром.

1

28.12.2023

32

Накопление
репертуара,
формирование программы,
состоящей
из
разнохарактерных
музыкальных
произведений, отражающих
многообразие стилей и
жанров хоровой музыки
Накопление
репертуара,
формирование программы,
состоящей
из
разнохарактерных
музыкальных
произведений, отражающих
многообразие стилей и
жанров хоровой музыки
Накопление
репертуара,

1

11.01.2024

1

15.01.2024

https://resh.edu
.ru/

1

18.01.2024

https://resh.edu

19
20
21
22
23
24
25
26

33

34

Работа
репертуаром

https://resh.edu
.ru/
https://resh.edu
.ru/
https://resh.edu
.ru/
https://resh.edu
.ru/
https://resh.edu
.ru/
https://resh.edu
.ru/
https://resh.edu
.ru/
https://resh.edu
.ru/
https://resh.edu
.ru/
https://resh.edu
.ru/
https://resh.edu
.ru/
https://resh.edu
.ru/
https://resh.edu
.ru/
https://resh.edu
.ru/
https://resh.edu
.ru/

13

38

формирование программы,
состоящей
из
разнохарактерных
музыкальных
произведений, отражающих
многообразие стилей и
жанров хоровой музыки
Накопление
репертуара,
формирование программы,
состоящей
из
разнохарактерных
музыкальных
произведений, отражающих
многообразие стилей и
жанров хоровой музыки
Накопление
репертуара,
формирование программы,
состоящей
из
разнохарактерных
музыкальных
произведений, отражающих
многообразие стилей и
жанров хоровой музыки
Накопление
репертуара,
формирование программы,
состоящей
из
разнохарактерных
музыкальных
произведений, отражающих
многообразие стилей и
жанров хоровой музыки
Народная музыка

39

Народная музыка

1

05.02.2024

40

Народная музыка

1

08.02.2024

41

Народная музыка.

1

12.02.2024

42

Народная музыка.

1

15.02.2024

43

Народная музыка.

1

19.02.2024

44

Русские народные песни, в т.
ч. Лирические протяжные,
плясовые,исторические.
Русские народные песни, в т.
ч. Лирические протяжные,
плясовые,исторические.

1

22.02.2024

1

26.02.2024

35

36

37

45

.ru/

1

22.01.2024

https://resh.edu
.ru/

1

25.01.2024

https://resh.edu
.ru/

1

29.01.2024

https://resh.edu
.ru/

1

01.02.2024

https://resh.edu
.ru/
https://resh.edu
.ru/
https://resh.edu
.ru/
https://resh.edu
.ru/
https://resh.edu
.ru/
https://resh.edu
.ru/
https://resh.edu
.ru/
https://resh.edu
.ru/
14

46

Песни народов России.

1

29.02.2024

47

Песни народов России.

1

04.03.2024

48

Песни народов России.

1

07.03.2024

49

1

11.03.2024

1

14.03.2024

1

18.03.2024

1

21.03.2023

1

01.04.2024

https://resh.edu
.ru/

54

Репетиции к концертам и
другим
выступлениям
Репетиции к концертам и
другим выступлениям
Выступление ко Дню
Защитника Отечества
Песни народов мира в
обработках и переложениях
для детского хора
Песни народов мира в
обработках и переложениях
для детского хора
Русская классическая музыка

1

04.04.2024

55

Русская классическая музыка

1

08.04.2024

56

Песни и хоры русских
композиторов XIX—
первой половины XX в.
Интонационный
строй
русской
классической
музыки
Песни и хоры русских
композиторов XIX—
первой половины XX в.
Интонационный
строй
русской
классической
музыки
Песни
современных
композиторов
Песни
современных
композиторов
Репетиции к концертам и
другим выступлениям

1

11.04.2024

https://resh.edu
.ru/
https://resh.edu
.ru/
https://resh.edu
.ru/

1

15.04.2024

https://resh.edu
.ru/

1

18.04.2024

1

22.04.2024

https://resh.edu
.ru/

1

25.04.2024

https://resh.edu
.ru/

61

Репетиции к концертам и 1
другим выступлениям

29.04.2024

https://resh.edu
.ru/

62

Выступление на праздничном 1
концерте к 9 мая

06.05.2024

https://resh.edu
.ru/

63

Песни отечественных и

13.05.2024

https://resh.edu

50
51
52
53

57

58
59
60

1

https://resh.edu
.ru/
https://resh.edu
.ru/
https://resh.edu
.ru/
https://resh.edu
.ru/
https://resh.edu
.ru/
https://resh.edu
.ru/
https://resh.edu
.ru/

15

64

65

66

зарубежных композиторов
второй половины XX
— начала XXI вв.
Песни отечественных и
зарубежных композиторов
второй половины XX
— начала XXI вв.
Песни отечественных и
зарубежных композиторов
второй половины XX
— начала XXI вв.
Песни отечественных и
зарубежных композиторов
второй половины XX
— начала XXI вв.
Всего:

.ru/
1

16.05.2024

https://resh.edu
.ru/

1

20.05.2024

https://resh.edu
.ru/

1

23.05.2024

https://resh.edu
.ru/

66

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».