Рабочая программа курса внеурочной деятельности Финансовая грамотность

1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" составлена на
основе следующих нормативно-правовых документов:
− Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
− Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации
(далее – Минпросвещения России) от 31.05.2021 № 286;
− Письмо Минпросвещения России от 05.07.2022 № ТВ1290/03 "О направлении
методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках реализации
обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и
основного общего образования";
− Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 "Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования";
− Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения
России от 22.03.2021 № 115;
− Письмо
Минпросвещения
России
от
07.05.2020
№ ВБ-976/04
"О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных
общеразвивающих
программ
с
использованием
дистанционных
образовательных технологий" (вместе с "Рекомендациями по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных
программ с применением дистанционных образовательных технологий");
− Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи";
− Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания";
− Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр
образования села Лаврентия";
- Локальные акты Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
"Центр образования села Лаврентия".
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
курса "Финансовая грамотность"
Курс "Финансовая грамотность" пропедевтический и является частью школьной
программы сквозного экономического образования. Преподавание курса основывается на
интерактивных формах работы учеников, моделировании различных простейших
экономических ситуаций и выполнении творческих заданий. Поэтому, имея социальноэкономическую направленность, данная программа создает условия для развития не только
экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей
и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться
в экономическую жизнь семьи и школы.
На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач
с экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий
по городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир экономических

понятий и категорий. Это позволит у младших школьников сформировать представление
о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы,
искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость
благосостояния общества и человека от качества труда. Рабочая программа конкретизирует
содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она
рассчитана на 34 учебных часа в год, из расчёта 1 час в неделю в рамках внеурочной
деятельности. Программа разработана на четыре года обучения.
Цели и задачи курса:
Цель: развитие экономического образа мышления, воспитание трудолюбия,
бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности,
уважения к труду и предпринимательской деятельности.
Задачи:
•
формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих
принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об
общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках,
страховании, рекламе и защите прав потребителей;
•
формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и
расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;
•
формирование
понимания
необходимости
долгосрочного
финансового
планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления
сбережениями;
•
формирования
навыков
оценивать
свою
кредитоспособность,
умения
долгосрочногоинвестирования;
•
формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения
продуманностидействий в будущем;
•
обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.
Основные содержательные линии курса:
деньги, их история, виды, функции;
семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики,
литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с
возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини –
исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы
учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления
информации и публичных выступлений.

Место курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" в учебном
плане
Занятия подвижными играми входят во внеурочную спортивно-оздоровительную
деятельность для решения задач воспитания и социализации детей.
Программа ""Финансовая грамотность"" рассчитана на 4 года, 135 часов.
В 1 классе – 16,5 часов, 2-4 классы по 17 часов.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
Срок реализации программы: 4 года
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
"Финансовая грамотность"
Освоение программы курса "Финансовая грамотность" направлено на достижение
следующих результатов, соответствующих требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты:
•
осознание себя как члена семьи, общества и государства;
•
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
•
развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной
деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные. Обучающийся научится:
•
понимать цели своих действий;
•
составлять простые планы с помощью учителя
•
проявлять познавательную и творческую инициативу;
•
оценивать правильность выполнения действий;
•
адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные.
Обучающийся научится:
•
освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
•
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
•
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные. Обучающийся научится:
•
составлять текст в устной и письменной формах;
•
слушать собеседника и вести диалог;
•
признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметьсвою;
•
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
•
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
•
понимать и правильно использовать экономические термины;
•
иметь представление о роли денег в семье и обществе;
•
уметь характеризовать виды и функции денег;
•
знать источники доходов и направлений расходов семьи;
•
уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
•
определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их
решения
•
проводить элементарные финансовые расчеты.
Результат 1-го года обучения:
К концу 1 -го года обучения школьники должны знать:
-что изучает экономика;
-что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их удовлетворения;
-отличия товаров и услуг, кто производит товары и услуги;
-для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и услуг;
-что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и современные, деньги
разных стран;
-что такое маркетинг;

Должны уметь:
-выделять общие и основные потребности, находить источники их удовлетворения;
-пользоваться деньгами;
-классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;
-определять цену товара.
Результаты 2-го года обучения:
К концу 2-го года обучения школьники должны знать:
-выделять физиологические и духовные потребности;
-виды торговли; из чего складывается выручка, виды цен;
-что такое себестоимость; из чего складывается себестоимость; затраты и издержки;
-что такое сделки и посредники; доля посредника;
-для чего нужен график; виды графиков;
-что такое аренда; виды аренды;
-крупные банки страны; функции банков; виды вкладов.
Должны уметь:
-определять по формулам, чему равен доход и прибыль;
-чертить элементарные графики доходов и расходов;
-отличать настоящие деньги от фальшивых;
-решать простейшие экономические задачи.
Результаты 3-го года обучения:
К концу 3-го года обучающиеся должны знать:
-что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки;
-что такое акционерное общество, как оно создается;
-почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики;
-виды рекламы, правила рекламы;
-как появились профессии; почему возникают новые профессии, основные профессии
вашей
местности;
-налоги, виды налогов, кто собирает налоги.
Должны уметь:
-различать качественный и некачественный товар,
-чертить кривую развития экономики,
определять вид ценной бумаги,
-составлять рекламный текст;
-решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены.
Результаты 4-го года обучения:
К концу 4-го года обучения школьники должны знать:
–какие бывают потребности;
-каковы источники удовлетворения потребностей;
-почему все потребности нельзя удовлетворить;
-что такое деньги; их роль в жизни человека;
-что такое доходы и расходы;
-где можно приобрести товары и услуги;
-что такое "источники доходов";
–что такое "собственность", "себестоимость", "выручка", "товар", "цена", "зарплата" и
другие экономические понятия;
–о взаимоотношениях продавца и покупателя;
-значение труда в удовлетворении потребностей;
-о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении потребностей людей.
Учащиеся должны уметь:
–анализировать свои потребности;
-выделять основные и особые потребности;
-определять источники удовлетворения различных потребностей;
-пользоваться деньгами;

-определять источники доходов и расходов;
-объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
-совершать элементарные покупки в магазине;
-анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.
Содержание курса внеурочной деятельности "Финансоваяграмотность" (1-4 классы)
1
класс (16,5 часов)
Тема 1. Дети и деньги: программа финансовой грамотности - детям. (3 часа)
Понятие финансовая грамотность; понятие денег.
Тема 2. Наш семейный бюджет: учимся экономить. (3 часа)
Что нужно семье. Понятие семейного бюджета; статьи доходов и расходов. Расходы
семьи, обязательные и необязательные расходы.
Тема 3. Экономить и беречь мы учимся с детства (2 часа).
Понятия "экономия", "бережливость", "скупость"; экономия и ограниченность ресурсов;
рациональное поведение потребителя.
Тема 4. Как распоряжаться карманными деньгами (4,5 часа).
Карманные деньги, покупки, накопления.
Тема 5. Сколько стоит автомобиль (4 часа).
Стоимость, затраты, деньги, обслуживание покупки.
2
класс (17 часов)
Тема 1.Что такое деньги и какими они бывают (9 часов)
Что такое деньги и откуда они взялись. Обмен игрушками, книгами, играми. Решение
практических задач. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. Знакомство с коллекцией
нумизмата. Какие деньги были раньше в России. Мини-исследование "Русские пословицы и
поговорки о деньгах". Современные деньги России и других стран. Знакомство с пластиковой
картой, сберкнижкой. Отгадываем кроссворды.
Тема 2. Из чего складываются доходы в семье (8 часов)
Откуда в семье деньги. Знакомство с работой родителей и заработной платой. На что
тратятся деньгиКак умно управлять своими деньгами. Группы покупок. Ролевая игра "Идём за
покупками". Отгадываем кроссворды.
3
класс(17 часов)
Тема 1. Что такое деньги и какими они бывают (10 часов)
Для чего нужны деньги? Покупка товаров в магазине. Почему все монеты похожи?
Мини-исследование "Монеты разных стран". История русских денег. Особенности
современных денег.
Тема 2. Из чего складываются доходы в семье (7 часов)
Семейные доходы. Почему люди тратят деньги? Поиск и покупка товаров в Интернете.
Как можно экономить. Отгадываем кроссворды.
4
класс(17 часов)
Тема 1. Что такое деньги и какими они бывают (8 часов)
Как появились деньги. История монет. Разгадываем анаграммы. Бумажные деньги.
Творческая работа "Дизайн купюры сказочной страны". Безналичные деньги. Валюты.
Тема 2. Из чего складываются доходы в семье (2 часа)
Откуда в семье берутся деньги. Составление собственного плана расходов.
Тема 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать (2
часа)
На что семьи тратят деньги. Викторина по теме "Деньги".
Тема 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не
пустовал (5 часов)
Как правильно планировать семейный бюджет. Воздействие рекламы. Бюджет
Российской Федерации. Отгадываем кроссворды.

3. Тематическое планирование программы
1 класс (16,5 часов)

№

Кол-во часов
Содержание
Форма
Аудит.
Внеаудит.
(разделы, темы)
проведения
Тема 1. Дети и деньги: программа финансовой грамотности - детям. (3 часа)
1.
2.
3.

Что такое финансовая грамотность?
Будущее в наших руках.
Решение практических задач.

1
1
1

ЦОР/ЭОР

Беседа
Беседа
Практикум

https://sberegiplanetu.ru/cat
egories/obuchenie-detey

Беседа
Семейные истории
Исследование

https://fmc.hse.ru/primaryS
chool

https://learningapps.org/ind
ex.php?s=финансовая+гра
мотность

Тема 2. Наш семейный бюджет: учимся экономить. (3 часа)
4.
5.
6.

Наш семейный бюджет: учимся экономить.
Что нужно семье?
Мини-исследование "Расходы моей семьи".

1
1
1

https://school.skysmart.ru/fi
nansovaya-gramotnost

Тема 3. Экономить и беречь мы учимся с детства. (2 часа)
7.
8.

В гостях у гнома Эконома.
Понятия "экономия", "бережливость",
"скупость".

1
1

Тема 4. Как распоряжаться карманными деньгами. (4,5 часа)

Игра-путешествие
Беседа

https://sberegiplanetu.ru/cat
egories/obuchenie-detey
https://minfin.gov.ru/ru/om/
fingram/directions/program
s/books/

9.
Карманные деньги.
10. Умные покупки.
11. Детские накопления.
12. Ролевая игра "Идём за покупками".
Тема 5. Сколько стоит автомобиль. (4 часа)
13- Стоимость покупки.
14.
15. Затраты, деньги, обслуживание покупки.
16.

Роскошь или необходимость?

1
1
1
1,5

Беседа
Игра
Беседа
Игра

2

Беседа

1

Групповое
обсуждение
Диспут

1
16,5

https://sberegiplanetu.ru/cat
egories/obuchenie-detey

Тематическое планирование программы
2 класс (17 часов)
№

1.
2.

Кол-во часов
Содержание
Аудит.
Внеаудит.
(разделы, темы)
Тема 1. Что такое деньги и какими они бывают (9 часов)
Что такое деньги и откуда они взялись.
1
Решение практических задач.
1

3.

Рассмотрим
подделок.

деньги

поближе.

4.

Знакомство с коллекцией нумизмата.

Защита

от 1

Какие деньги были раньше в России.
Мини-исследование "Русские пословицы и
поговорки о деньгах".
7.
Современные
деньги
России
и других
стран.
8.
Знакомство с пластиковой картой,
сберкнижкой.
9.
Отгадываем кроссворды.
Тема 2. Из чего складываются доходы в семье (8 часов)
10.
Откуда в семье деньги.
5.
6.

1
1
1

Форма
проведения
Беседа
Работа
с
интерактивными
карточками
Исследование. Работа
с коллекцией
бумажных денег
Работа с коллекцией
монет
Беседа
Исследование

1

Беседа

1

Исследование

1

Работа в группах

1

Беседа

https://sberegiplanetu.ru/cat
egories/obuchenie-detey
https://minfin.gov.ru/ru/om/
fingram/directions/program
s/books/

https://learningapps.org/ind
ex.php?s=финансовая+гра
мотность

https://fmc.hse.ru/primaryS
chool

Устный журнал

1

12.

Знакомство с работой родителей и
заработной платой.
На что тратятся деньги.

1

Беседа

13.

Как умно управлять своими деньгами.

1

Групповая работа

11.

ЦОР/ЭОР

https://minfin.gov.ru/ru/om/
fingram/directions/program
s/books/

14.
15.

Группы покупок.
Ролевая игра "Идём за покупками".

1

16.
17.

Как делать сбережения.
Отгадываем кроссворды.

1
1

Викторина
1

Игра

Беседа
Работа в группах

Тематическое планирование программы 3 класс (17 часов)
Кол-во часов
№
Содержание
Форма
Аудит.
Внеауди
(разделы, темы)
проведения
т.
Тема 1. Что такое деньги и какими они бывают (10 часов)
Беседа
1-2. Для чего нужны деньги?
2
Практикум
3.
Покупка товаров в магазине.
1
Групповое
4.
Почему все монеты похожи?
1
обсуждение
Исследование
5-6. Мини-исследование "Монеты разных
2
стран".
Беседа
7-8. История русских денег.
2
Беседа
9Особенности современных денег.
2
10.

https://minfin.gov.ru/ru/om/
fingram/directions/program
s/books/

https://sberegiplanetu.ru/cat
egories/obuchenie-detey

ЦОР/ЭОР

https://sberegiplanetu.ru/cat
egories/obuchenie-detey
https://minfin.gov.ru/ru/om/
fingram/directions/program
s/books/
https://minfin.gov.ru/ru/om/
fingram/directions/program
s/books/
https://learningapps.org/ind
ex.php?s=финансовая+гра
мотность

12.

Тема 2. Из чего складываются доходы в семье (7 часов)
Семейные доходы.
1
Почему люди тратят деньги?
1

13-14.

Поиск и покупка товаров в Интернете.

11.

2

Беседа
Групповое
обсуждение
Практикум

https://fmc.hse.ru/primaryS
chool

15-16.
17.

Как можно экономить.
Отгадываем кроссворды.

2
1

Диспут
Работа в группах

Тематическое планирование программы 4 класс (17 часов)
№

1.
2.
3.

Кол-во часов
Содержание
Аудит.
Внеаудит.
(разделы, темы)
Тема 1. Что такое деньги и какими они бывают (8 часов)
Как появились деньги.
1
История монет.
1
Разгадываем анаграммы.
1

Форма
проведения
Беседа
Беседа
Работа в парах

Беседа
Бумажные деньги.
1
Творческая работа
Творческая работа "Дизайн купюры
1
сказочной страны".
Беседа
6.
Безналичные деньги.
1
Беседа
7.
Валюты.
1
Работа в группах
8.
Решаем анаграммы.
1
Тема 2. Из чего складываются доходы в семье (2 часа)
Беседа
9.
Откуда в семье берутся деньги.
1
Составление плана
10. Составление собственного плана расходов.
1
Тема 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать (2 часа)
Беседа
11.
На что семьи тратят деньги.
1
Викторина
12.
Викторина по теме "Деньги".
1
4.
5.

Тема 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (5 часов)
Групповое
13-14.
Как правильно планировать семейный
2
обсуждение
бюджет.
15.

Воздействие рекламы.

1

Диспут

16.

Бюджет Российской Федерации.

1

Беседа

ЦОР/ЭОР

https://sberegiplanetu.ru/cat
egories/obuchenie-detey
https://minfin.gov.ru/ru/om/
fingram/directions/program
s/books/
https://minfin.gov.ru/ru/om/
fingram/directions/program
s/books/
https://learningapps.org/ind
ex.php?s=финансовая+гра
мотность
https://fmc.hse.ru/primarySchool

https://learningapps.org/ind
ex.php?s=финансовая+гра
мотность
https://minfin.gov.ru/ru/om/
fingram/directions/program
s/books/
https://sberegiplanetu.ru/cat
egories/obuchenie-detey

17.

Отгадываем кроссворды.

1

Работа в парах

2. Список литературы
1. Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу "Экономика для учащихся
начальнойшколы"
2. Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997.
3. Шведова И. Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992.
4. Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой;
РАО.– М., 2003.
5. Прутченков А. С., Райзберг Б. А. Практическая экономика.
6. Смирнова А.С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы.
Самара;2001
7. Экономика. Программа для 1 -11 классов. Авторы А. Самохина; Е. Крохина, журнал
Экономика в школе; № 2, 2005.
8. Кларина Л.М Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.:
Вита-пресс; 1997.
9. Забродина И.П. и коллектив авторов. Экономика. Программа 1 –11 классов.
Московская экономическая школа.
10. Введение в финансовую грамотность : рабочая тетрадь 1-4 классы для начальной
школы / [Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова и др.] ; под общ. ред.
Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство "Интеллект-Центр", 2020. – 28 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».