ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Самоделкин»
Рабочая программа по курсу художественно-технического направления
«Самоделкин» разработана на основании нормативных документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный стандарт начального общего
образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от
06.10.2009, №373 (с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 года,
22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014 года, 18.05.2015 года и 31.12.2015
года)
3. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10);
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России;
5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при
введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;
6. Рабочая программа по воспитанию ГАНОУ СО "Губернаторский
лицей";
7. ООП ООО ГАНОУ СО "Губернаторский лицей" (приказ № 71-ОД от
27.03.2024);
8. Учебный план ГАНОУ СО "Губернаторский лицей" на 2024-2025
учебный год ФГОС ООО (приказ № 75 ОД от 27.03.2024).
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «САМОДЕЛКИН»
Цель: воспитание творческой активной личности, проявляющей интерес к
техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Для приближения к поставленной цели в учебно-воспитательном
процессе реализации программы ставятся соответствующие задачи:
• Закрепление и расширение знаний, полученных на уроках
технологии, изобразительного искусства, математики, литературы
и т.д., и способствовать их систематизации;
• Формирование умений при работе с основами знаний в области
композиции, формообразования, цветоведения, декоративно –
прикладного искусства;
Формирование знаний истоков народного творчества;
Формирование образного, пространственного мышления и умения
выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
• Совершенствование
умений и навыков работы нужными
инструментами и приспособлениями при обработке различных
материалов;
• Формирование навыков учебно-исследовательской работы.
•
•
Место проведения курса внеурочной деятельности «Самоделкин» в
образовательном процессе.
На изучение курса «Самоделкин» отводится - 68 часов (2 часа в неделю, 34
недели).
Формы проведения занятий курса внеурочной деятельности
«Самоделкин».
Форма обучения по программе – очная.
Основная форма образовательного процесса – групповое занятие до 20
человек.
В случае наступления обстоятельств непреодолимой силы (пожара,
наводнения, террористической угрозы, пандемии и т.д.) данная программа может
быть реализована с применением электронного обучения и/или дистанционных
образовательных технологий.
Виды проведения занятий:
• Обучающие: учебные занятия, практические занятия,
индивидуальные занятия, занятия по мини группам, самостоятельная
работа, просмотр видеозаписей.
• Развивающие: дискуссии, игровые занятия, экскурсии,
различные выступления.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.
1. Пластилинография .
Вводное занятие. Знакомство с объединением. Правила техники безопасности
при работе с различными инструментами, Знакомство с различными видами
пластилина, Создание изделий из пластилина.
2. Бумагопластика.
Изучение способов работы с бумагой, видах бумаги, областях её применения,
видах работы с бумагой, освоение приёмов создание композиций.
Самостоятельное изготовление отдельных объектов композиции.
3. Работа с пряжей.
Изучение различных видов пряжи, использование пряжи для создания
игрушек, оберегов.
История узелкового плетения. Знакомство с инструментами и материалами
при работе. Современные направления в технике макраме.
4. 3D- ручка.
Знакомство с современными материалами и техническими устройствами для
создания различных объектов. История создания 3D ручки. Техника
безопасности. Простое моделирование. Изготовление поделки из плоских
модулей. Способы крепления и соединения модулей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО КУРСА «САМОДЕЛКИН» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Планируемые результаты освоения ООП ООО соответствуют современным
целям начального общего образования, представленным во ФГОС ООО как
система личностных, метапредметных и предметных достижений обучающегося.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- воспитание российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности;
- формирование ценностей многонационального российского общества,
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации
физического труда;
- формирование уважительного отношения к истории и культуре других
народов;
- самооценка умственных и физических способностей при трудовой
деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и
стратификации;
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей
деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных
потребностей;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном
выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможностей
членов трудового коллектива;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
- использование знаково-символических средств представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных практических задач;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- определение адекватных имеющимся организационным и материально
техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на
основе заданных алгоритмов;
- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ
по созданию продуктов;
- осознанное использование художественных средств в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирование и регуляция своей деятельности;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных);
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями предмета «Ритмика и основы хореографии»;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с
учителем и сверстниками; согласование и координация совместной
познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками; объективное
оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение
общих задач коллектива;
- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных
возможностей её решения;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой
деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры
труда;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения
нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе
и коллективе требованиям и принципам;
- формирование и развитие творческого мышления, умение применять его
в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
-
-
формировать умение моделировать, преобразовывать объект
чувственной формы в модель, где выделены существенные
характеристики объекта;
знать правила безопасной работы при работе с различными
материалами и инструментами;
знать свойства различных материалов;
понимать важность различных технологий работы с материалами;
уметь пользоваться инструментами, такими как ножницы, 3D ручка и т.д.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
- самостоятельности в принятии правильных решений;
- внимательности и вежливости во взаимоотношениях.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ Тема занятия
1
2
3
4
Вводное занятие.
Пластилинография
Бумагопластика
Моделирование при помощи 3D
ручки.
Всего
2
Библиотека ЦОК
14
https://myschool.edu.ru
Библиотека ЦОК
18
https://myschool.edu.ru
Библиотека ЦОК
36
https://myschool.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://myschool.edu.ru
Материально-техническое обеспечение программы
1. Стеки деревянные, различной формы.
2. Пластиковые доски и куски ткани произвольного размера, но не менее
30х30 см.
3. Штампы самодельные и из подручного материала, фактурные детали
детских игрушек.
4. Наглядный материал: иллюстрации, образцы, рисунки, эскизы.
Методическое обеспечение программы
1. Наглядные пособия: образцы изделий, иллюстрации, рисунки;
2. Дидактический и информационный материал по всем учебным темам.
3. Игры, конкурсы, сценарии для проведения викторин и игр.
4. Новые педагогические технологии в творческой работе с различными
материалами
5. Литература по разделу «Народное творчество».
Список литературы:
Список литературы 1. Внеклассная работа по труду / Сост. .— М.:
Просвещение, 1981. 2.Гульянц детей мастерить.— М.: Просвещение, 1984. 3.
Гукасова технического моделирования: Методика трудового обучения с
практикумом в учебных мастерских. – М.: Просвещение, 1983. – Вып. 5 4.
Перевертень из разных материалов: Кн. для учителей нач. классов по
внеклассной работе.— М.: Просвещение, 1985. 5. От идеи до модели. – М.:
Просвещение, 1982 6. И тут появился изобретатель. – М.: Детская
литература, 1984г. 7. Китаев моделист конструктор сельскохозяйственных
машин и тракторов. – М.: Просвещение, 1977г.
Приложение.
Календарно-тематическое планирование.
№
1.
Тема занятия
Вводное занятие. Знакомство с
объединением. Правила техники
безопасности.
Тема 1. Пластилинография
2. Вводное занятие «Путешествие в
Пластилинию»
3
Плоскостное изображение.
«Подарки осени».
4
Лепка отдельных деталей
«Гномик»
5
Создание сюжета в полуобъеме
«Рябина»
6
Пластилиновая живопись
«Ромашки»
7
Лепная картина. «Цветы в вазе».
8
Коллективная работа «Зоопарк»
Всего
2
Библиотека ЦОК
https://myschool.edu.ru
14
2
Библиотека ЦОК
2
https://myschool.edu.ru
Библиотека ЦОК
2
https://myschool.edu.ru
Библиотека ЦОК
2
https://myschool.edu.ru
Библиотека ЦОК
2
https://myschool.edu.ru
Библиотека ЦОК
2
https://myschool.edu.ru
Библиотека ЦОК
2
https://myschool.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://myschool.edu.ru
1
2
3
Тема 2. Бумагопластика
Вводное занятие «Технология
изготовления поделок на основе
бумаги»
18
2
Аппликация «Чудо-дерево»
2
Библиотека ЦОК
2
https://myschool.edu.ru
Библиотека ЦОК
Аппликация с помощью ладошек
https://myschool.edu.ru
https://myschool.edu.ru
«Ёжик в осеннем лесу»
4
5
6
7
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Аппликация с кусочками мятой
бумаги «Осенний дождь»
2
Креповая бумага. Цветы для мамы
2
Библиотека ЦОК
2
https://myschool.edu.ru
Библиотека ЦОК
2
https://myschool.edu.ru
Библиотека ЦОК
Плоскостные и объемные снежинки.
Треугольные модули. Снеговик.
https://myschool.edu.ru
8
Мозаика из бумаги. «Новогодняя
2
https://myschool.edu.ru
ёлочка»
9
Силуэтное вырезание
2
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Библиотека ЦОК
https://myschool.edu.ru
«Новогодняя открытка».
1
https://myschool.edu.ru
Библиотека ЦОК
Тема 4. Моделирование при
помощи 3D ручки
36
Вводное занятие. История создания
3D ручки. Техника безопасности
1
Общие понятия и представления о
форме.
1
Изготовление модуля.
2
Библиотека ЦОК
1
https://myschool.edu.ru
Библиотека ЦОК
Изготовление поделки из плоских
модулей. Способы крепления и
соединения модулей.
2
https://myschool.edu.ru
Библиотека ЦОК
Базовая форма – шар. Способы
создания шара по готовой форме.
1
Способы создания шара по готовой
форме.
2
Техники рисования 3Dручкой на
плоскости по шаблонам.
2
Линии различных видов. Способы
заполнения межлинейного
пространства.
2
Простое моделирование.
Библиотека ЦОК
https://myschool.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://myschool.edu.ru
https://myschool.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://myschool.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://myschool.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://myschool.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://myschool.edu.ru
Выполнение линий разных видов.
2
Смайлики. Создание плоской фигуры.
Библиотека ЦОК
Создание плоской фигуры по
шаблону.
2
Библиотека ЦОК
Коллективная работа.
2
https://myschool.edu.ru
https://myschool.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://myschool.edu.ru
13
14
15
16
1
12
13
14
Библиотека ЦОК
Создание объёмной фигуры,
состоящей из плоских деталей.
насекомые
2
Создание трёхмерного объекта.
Дерево. Дерево всех времён года.
2
Проект "День космонавтики".
Коллективная работа.
2
Создание экспозиции Солнечная
система.
2
Ваза для мамы
2
Библиотека ЦОК
2
https://myschool.edu.ru
Библиотека ЦОК
2
https://myschool.edu.ru
Библиотека ЦОК
3
https://myschool.edu.ru
Библиотека ЦОК
Проект «1 мая»
Проект "День Победы"
Итоговое занятие. Школьные
принадлежности
Итого:
https://myschool.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://myschool.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://myschool.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://myschool.edu.ru
https://myschool.edu.ru
68