Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Калейдоскоп наук» разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования.
В концепции ФГОС НОО в качестве конечного результата образовательной деятельности
российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее
место отводится интеллектуальным качествам ребѐнка: «Любознательный, интересующийся,
активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной
деятельности…»
Интегрированный курс «Калейдоскоп наук» нацелен на развитие данных качеств
учащихся и направлен на подготовку к выполнению Всероссийских проверочных работ.
Цель курса: повышение качества подготовки к ВПР выпускников начальной школы.
Задачи курса:
обучающие:
-формирование обще интеллектуальных умений;
-углубление и расширение знаний учащихся по математике, русскому языку, окружающему
миру;
-создание условий для повышения эффективности подготовки выпускников начальной школы к
ВПР.
развивающие:
-формирование и развитие логического мышления;
-развитие речи и словарного запаса учащихся;
-развитие внимание, памяти;
воспитательные:
-формирование положительной мотивации к учению;
-формирование умение работать в группе.
Программа курса внеурочной деятельности «Калейдоскоп наук» направлена на подготовку
обучающихся к ВПР - программа обще интеллектуального направления. Рассчитана на детей
10-11 лет. Общая продолжительность обучения составляет 34 часа из расчѐта ( 1 час в неделю).
Срок реализации –1 год
I. Планируемые результаты освоения предмета
Метапредметные и личностные
Личностные действия: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
Регулятивные действия: планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные действия:
поиск и выделение необходимой информации;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
2
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия:
анализ объектов в целях выделения признаков;
синтез, в том числе выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметными результатами внеурочной деятельности являются совершенствование
следующих умений по предметам:
«Русский язык»
писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные
ошибки;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы
действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах;
выделять предложения с однородными членами;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
распознавать грамматические признаки слов;
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как
изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи;
характеризовать звуки русского языка: согласные звонкие/глухие;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
проводить морфологический разбор имен существительных и прилагательных по
предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте предлог и вместе с именами существительными, к которым они относятся.
«Математика»
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и
трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и
числом 1);
вычислять значение числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со
скобками и без скобок);
3
решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с
повседневной жизнью;
читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость);
используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм –
грамм; час – минута, минута – секунда; километр – метр, метр – дециметр, дециметр –
сантиметр, метр – сантиметр, сантиметр - миллиметр);
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и
квадрата;
читать несложные готовые таблицы;
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований
(объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Окружающий мир
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; использовать знаковосимволические средства для решения задач;
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы,
схемы;
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания
свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в
живой природе;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;
использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и
укрепления своего здоровья;
вычленять содержащиеся в тексте основные события;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя
простейшее лабораторное оборудование;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
Будут сформированы
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я»
как члена семьи, представителя народа, гражданина России;
описывать достопримечательности столицы и родного края.
Планируемым результатам обучения по русскому
языку, математике, окружающему миру.
Задания по русскому языку нацелены на овладение обучающимися
4
учебно-языковыми опознавательными умениями:
правильно писать текст под диктовку, соблюдая при письме
изученные орфографические и пунктуационные нормы;
распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении; адекватно
формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения
предложения и словоупотребления, составлять план;
строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в
письменной форме по содержанию прочитанного текста;
распознавать значение слова;
адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения
предложения и словоупотребления;
подбирать к слову близкие по значению слова;
распознавать имена существительные, прилагательные, глаголы в предложении.
На занятиях по математике включены задания, направленные на отработку следующих
умений:
выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями;
использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих
предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и пространственных отношений
предметов, процессов, явлений;
исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры;
работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами.
Анализировать и интерпретировать данные;
решать текстовые задачи;
овладение основами логического и алгоритмического мышления.
На занятиях по окружающему миру включены задания, направленные на:
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.);
использование различных способов анализа, передачи информации в соответствии с
познавательными задачами; в том числе умение анализировать изображения;
использование различных способов анализа, организации, передачи и интерпретации
информации в соответствии с познавательными задачами;
освоение доступных способов изучения природы;
освоение элементарных норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной
среде;
освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей;
5
использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
формирование уважительного отношения к России, своей семье, культуре нашей страны, еѐ
современной жизни;
II. Содержание курса внеурочного предмета
Курс представлен следующими содержательными линиями:
1.Система языка (10 ч.)
Лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова, грамматика.
Орфография и пунктуация.
Развитие речи.
2.Числа и величины(10ч.)
Арифметические действия.
Текстовые задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Геометрические величины.
Работа с информацией.
3.Человек и природа(10ч.)
Человек и общество.
Правила безопасной жизни.
Индивидуальные задания (5ч.)
Содержание заданий соответствует реализации программы «Подготовка к ВПР»
предусматривает следующие формы работы с обучающими: занятия теоретического плана,
тренировочные занятия, мини работы, обучающие проверочные работы, диктанты, выполнение
заданий из демоверсий.
III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема учебного курса
Количество часов
1.
Готовимся к ВПР по математике
10 ч
2.
Готовимся к ВПР по русскому языку
10 ч
3.
Готовимся к ВПР по окружающему миру
10 ч
4.
Индивидуальные задания
4ч
Итого:
34 ч
6
Календарно тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Наименование разделов, тем занятий
Кво
час
Дата
По
факту
По плану
Готовимся к ВПР по математике - 5 ч
Арифметические действия с числами. Сравнение величин.
1
Вычисление площади.
Работа с таблицами, графиками, диаграммами.
1
Решение текстовых задач.
1
Основы логического и алгоритмического мышления.
1
Выполнение демоверсии ВПР по математике.
1
Готовимся к ВПР по русскому языку – 5ч.
Фонетика и орфоэпия. Фонетический разбор слов.
1
Морфологический разбор имѐн существительных и
1
прилагательных.
Синтаксис. Различение простых и сложных предложений.
1
Комплексная работа над структурой текста: озаглавление,
1
корректирование порядка предложений и частей текста.
Составление плана.
Выполнение демоверсии ВПР по русскому языку.
1
Готовимся к ВПР по окружающему миру - 5 ч.
Погода и еѐ составляющие. Изучение прогноза погоды с
1
интернет сайтов.
Географическая карта. Формы земной поверхности.
1
Строение и функционирование организма человека. Сохранение 1
и укрепление своего здоровья .
Достопримечательности столицы и родного края.
1
Выполнение демоверсии ВПР по окружающему миру.
1
Готовимся к ВПР по математике - 5ч.
Решение текстовых задач в 3-4 действия.
1
Выполнение письменных действий с многозначными числами.
1
Основы пространственного воображения.
1
Основы логического и алгоритмического мышления.
1
Выполнение демоверсии ВПР по математике.
1
Готовимся к ВПР по русскому язык – 5 ч.
Построение речевого высказывания заданной структуры
1
(вопросительное предложение) в письменной форме по
содержанию прочитанного текста.
Формулирование значения слова в письменной форме,
1
соблюдая нормы построения предложения и
словоупотребления.
Интерпретации пословицы.
1
Написание диктанта.
1
Выполнение демоверсии ВПР по русскому языку.
1
Готовимся к ВПР по окружающему миру - 5ч.
7
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Карта природных зон России. Животные и растения
климатических зон .
Формулирование правил на основе приведенных знаково символических изображений.
Достопримечательности родного края, особенности природы.
Анализ информации и перевод ее из текстовой в цифровую
форму.
Выполнение демоверсии ВПР по окружающему миру.
Индивидуальные задания - 5 ч.
Выполнение индивидуальных заданий по математике.
Выполнение индивидуальных заданий по русскому языку.
Выполнение индивидуальных заданий по окружающему миру.
Итоговое занятие. Интеллектуально-познавательная игра.
1
1
1
1
1
1
1
1
2
8