рабочая программа курса внеурочной деятельности _Основы логики и алгоритмики_

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики» для 1-4
классов составлена на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта
начального общего образования ;
с учетом примерной рабочей программы курса внеурочной деятельности «Основы
логики и алгоритмики» (для 1 -4 классов образовательных организаций) Москва 2022
Целями изучения курса «Основы логики и алгоритмики» являются:
• развитие алгоритмического и критического мышлений;
формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире
универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на основе
средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе
овладение умениями работать с различными видами информации,
самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную
информационную деятельность, представлять и оценивать еѐ результаты;
• формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Основные задачи курса «Основы логики и алгоритмики»:
• формирование понимания принципов устройства и функционирования объектов
цифрового окружения;
• формирование знаний, умений и навыков грамотной постановки задач,
возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью
информационных технологий;
• формирование уменийи навыков формализованного описания поставленных
задач;
• формирование базовых знаний основных алгоритмических структур и умения
применять эти знания для построение алгоритмов решения задач по их
математическим моделям;
• формирование умений и навыков составления простых программ по
построенному алгоритму на языке программирования Scratch;
• формирование умения грамотно интерпретировать результаты решения
практических задач с помощью информационных технологий, применять
полученные результаты в практической деятельности.
Общая характеристика курса «Основы логики и алгоритмики»
Программа курса отражает:
• перечень
базовых
навыков, необходимых
для
формирования
компьютерной грамотности;
• сущность информатикикак
научнойдисциплины,
изучающей
закономерностипротекания
и
возможности
автоматизации
информационных процессов в различных системах;
• основные области
применения информационных
технологий:
2

• междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности. Kypc

«Математика и информатика. Основы логики и алгоритмики» как
пропедевтический этап обучения
информатике,
логике и алгоритмике
оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его
жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования
и использования информационных технологий как необходимого инструмента
практически любой деятельности. На данном этапе начинается формирование
навыков будущего, необходимых для жизни
и работы в современном технологичном обществе. Многие предметные знания и
способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении данного курса,
найдут применение как в рамках образовательного процесса при изучении других
предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, станут значимыми для
формирования качеств личности, т. е. они ориентированы на формирование
метапредметных и личностных результатов обучения.
Kypc внеурочной деятельности отражает содержание следующих четырѐх
основных тематических разделов:
1)
2)
3)
4)

цифровая грамотность;
теоретические основы информатики;
алгоритмы и программирование;
информационные технологии.
Формы организации учебного процесса

Kypc внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики» рассчитан на один
академический час в неделю. Обучение предусматривает групповую форму занятий в классе с
учителем. Тематическое планирование каждого класса состоит из 6 модулей, в каждом из
которых — от 3 до 6 занятий.
Занятия предусматривают индивидуальную и групповую работу школьников, а также
предоставляют им возможность проявить и развить самостоятельность. В курсе наиболее
распространены следующие формы работы: обсуждения, дискуссии, решения кейсов,
эксперименты, викторины, коммуникативные игры, дидактические игры, выполнение
интерактивных заданий на образовательной платформе.
Сроки реализации программы
Срок реализации программы—1год.

Место курса «Основы логики и алгоритмики» в учебном плане
образовательной организации
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики»
рассчитана 130 учебных часов по 1 часу в неделю.
В 1 классе — 28 часов, во 2-4
классах — по 34 часа.
Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного
расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН.

3

Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики»
В результате изучения курса в школе у обучающихся будут сформированы
следующие результаты.
Личностные результаты
Личностные результаты
изучения
курса характеризуют
готовность
обучающихся
руководствоваться
традиционными
российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального
опыта деятельности обучающихся в части:











Гражданско – патриотического воспитания
Духовно – нравственного воспитания
Эстетического воспитания
Физического воспитания,формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Трудового овспитания
Экологического воспитания
Ценности научного опзнания.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Универсальные
познавательные учебные действия:

• базовые логические действия:
— сравниватьобъекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать
аналогии;
— объединить части объекта (объекты) по определѐнному признаку;
— определятьсущественный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
— находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных
и наблюдениях на основе предложенного педагогическим
работником алгоритма;
— выявлять
недостаток
информации
для
решения
учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
— устанавливать
причинно-следственные
связи
в
ситуациях,
поддающихся непосредственному
наблюдению или знакомых
по
опыту, делать выводы;
• базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником
вопросов;
— спомощью педагогического работника формулировать цель, планировать
изменения объекта, ситуации;
— сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий
(на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между
4

объектами (часть — целое, причина — следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведѐнного наблюдения (опыта, измерения, классификации,
сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событийи их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;

• работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного педагогическим работником способа еѐ проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей
(законных представителей) несовершенно- летних обучающихся) правила
информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
— самостоятельносоздавать схемы, таблицы для представления информации.
Универсальные коммуникативные учебные действия:

• общение:
— восприниматьи формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек
— зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления;
• совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
— оценивать свой вклад в общий результат.
Универсальные регулятивные учебные действия:

• самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий;
• самоконтроль:
5

— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать
свои
учебные
действия
для преодоления
ошибок.

Содержание курса внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики»
1 КЛАСС
1. Цифровая грамотность
Техника
безопасности
при работе
с компьютером.
Устройство
компьютера. Клавиатура и компьютерная мышь (описание и назначение). Понятие
аппаратного обеспечения компьютера. Знакомство с браузером. Понятие
программного обеспечения компьютера. Файл как форма хранения информации.
2. Теоретические основы информатики
Информация и способы получения информации. Хранение, передача и обработка
информации. Понятие объекта. Названия объектов. Свойства объектов. Сравнение
объектов. Понятие высказывание. Истинные и
ложные
высказывание.
Понятие
множества.
Множества
объектов.
Названия групп объектов. Общие свойства объектов.
3. Алгоритмы и программирование
Последовательность действий. Понятие алгоритма. Исполнитель. Среда
исполнителя. Команды исполнитель. Свойства алгоритмов: массовость,
результативность, дискретность, noнятность. Знакомство со средой формального
исполнителя «Художник».
4. Информационные технологии
Понятие «графический редактор». Стандартный графический редактор.
Запуск графического
редактора.
Интерфейс
графического
редактора.
Калькулятор. Алгоритм вычисления простых примеров в одно действие.
Стандартный текстовый редактор. Интерфейс
текстового
редактора.
Набор текста. Исправление ошибок средствами текстового редактора.
Учебно - тематический план курса внеурочной деятельности
«Основы логики и алгоритмики»
Класс
1

6

Наименование
тематического раздела
Введение в ИКТ
Информация и компьютер
Логика. Объекты
Логика. Множества
Алгоритмы
Систематизация знаний
Резерв
Итого

Всего
5
4
4
4
3
3
5+5
33

Количество часов
Теория
Практика
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+

Тематическое планирование курса «Основы логики и алгоритмики»

1 класс
№
п/п

7

Наименование
разделов и тем
уроков

Часы
учебного
времени

Введение в ИКТ

6ч

1

Техника
безопасности

1

2

Знакомство с
браузером и
платформой

1

3

Клавиатура и
компьютерная
мышь.

1

4

Информация и
способы ее
получения

1

5

Что можно делать с
информацией

1

6

Подведение итогов
модуля

1

Информация и
компьютер

5ч

7

Для чего нужен
компьютер

1

8

Графический
редактор

1

9

Калькулятор

1

10

Текстовый редактор

1

11

Подведение итогов

1

Характеристика
деятельности
обучающихся
Изучает правила
техники
безопасности при
работе с
компьютером.
Анализирует
различные ситуации,
работает с
иллюстративным
материалом
Обсуждает устройства
компьютера.
Приводит примеры
различных устройств
компьютера с опорой
на собственный опыт.
Осуществляет
работу при помощи
браузера в сети
Интернет.
Раскрывает смысл
изучаемых понятий
(«хранение», ‹•
передача», ‹•
обработка»).
Определяет средства,
необходимые для
осуществления
информационных
процессов
Раскрывает
смысл
изучаемых
понятий
(‹•файл»
,
‹•
папка•›).
Определяет
программные
средства,
необходимые
для
осуществления
информационных
процессов
при
решении задач.
Оперирует
компьютерными
информационными
объектами в наглядно
графическом

Дата проведения

06.09

13.09

20.09

27.09

04.10

11.10

18.10
25.10
08.11
15.11
22.11

модуля

Логика. Объекты

8

интерфейсе.
Осуществляет работу
с файлами и папками
в файловой
системе
компьютера.
Раскрывает смысл
изучаемых понятий
(‹•графический
редактор»).
Анализирует
пользовательский
интерфейс
применяемого
программного
средства Создаѐт и
редактирует
изображения
с
помощью
инструментов
растрового
графического
редактора.
Раскрывает смысл
изучаемых понятий
(‹• текстовый
редактора›).
Анализирует
пользовательский
интерфейс
применяемого
программного
средства.
Создаѐт
небольшие
текстовые
документы
посредством
квалифицированного
клавиатурного
письма
с
использованием
базовых
средств
текстовых
редакторов

5ч

12 Названия объектов

1

13 Свойства объектов

1

14 Сравнение объектов

1

15 Повторение

1

Раскрывает смысл
изучаемых понятий.
Оперирует понятием
«объект» .
Совершает
действия с
объектами на
основе их

29.11

06.12
13.12
20.12

16 Подведение итогов

1

модуля
Логика.
Множества.

17 Истинные и ложные

5
1

высказывания

18 Множества

1

объектов

19 Названия групп

ч

свойств.
Приводит
примеры
объектов.
Анализирует
логическую
структуру
высказываний.
Классифицируе
т объекты по
множествам.
Определяет
общие свойства
объектов

27.12

10.01

17.01

1

24.01

1

31.01

1

07.02

объектов

20 Общие свойства
объектов

21 Подведение итогов
модуля
Алгоритмы

4ч

22 Последовательност
ь действий

1

23 Алгоритмы

1

24 Свойства

1

алгоритмов

25 Подведение итогов

1

модуля

Раскрывает смысл
изучаемых понятий
(‹• алгоритм» , ‹•
исполнитель»).
Анализирует
предлагаемые
последовательности
команд на наличие у них
таких свойств алгоритма,
как массовость,
результативность,
дискретность,
понятность.

21.02

28.02
06.03

13.03

Анализирует
изменение значения
величин при
пошаговом выполнении
алгоритма
Систематизация
знаний

26 Информация и
компьютер.
Повторение
9

3ч
1

Обобщает и
систематизирует
материал курса
20.03

Объекты и
множества.
Повторение

1

03.04.

28- Алгоритмы.
33 Повторение

1

10.04,
17.04,24.04,08.05,15.05
, 22.05

27

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе по курсу обучающийся научится:

1. Цифровая грамотность:
• соблюдать правила техники безопасности при работе с компьютером;
• иметь представление о компьютере как универсальном устройстве для
передачи, хранения и обработки информации);

• использовать русскую раскладку клавиш на клавиатуре;
• иметь представление о клавиатуре и компьютерной мыши (описание и
•
•
•
•

назначение);
знать основные устройства компьютера;
осуществлять базовые операции при работе с браузером;
иметь представление о программном обеспечении компьютера (понятие
«программа»);
иметь базовые представления о файле как форме хранения информации.
2. Теоретические основы информатики:
знать понятие «информация»;
иметь представление о способах получения информации;

•
•
• знать основные информационные процессы: хранение, передача и
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
10

обработка;
использовать понятие «объект»;

различать свойства объектов;
сравнивать объекты;
использовать понятие «высказывание»;
распознавать истинные и ложные высказывание;
знать понятие «множество»;
знать название групп объектов и общие свойства объектов.
3. Алгоритмы и программирование:
иметь представление об алгоритме как порядке действий;
знать понятие «исполнитель» ;
иметь представление о среде исполнитель и командах исполнитель;
работать со средой формального исполнитель «Художник».
4. Информационные технологии:
иметь представление о стандартном графическом редакторе;
уметь запускать графический редактор;
иметь представление об интерфейсе графического редактора;

• осуществлять базовые

операции в программе
«Калькулятор» (алгоритм
вычисления простых
примеров в одно
действие);

• иметь представление о стандартном
текстовом редакторе;

• знать интерфейс текстового
редактора;

• уметь набирать текст и исправлять
•

ошибки средствами
текстового редактора.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».