Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Оказание первой помощи»
Возраст обучающихся: 12-16 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Кировский Е.В.,
педагог дополнительного
образования
г. Североуральск
1
Оглавление
1. Комплекс основных характеристик…………………………………………3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………..3
1.2.Цель и задачи программы…………………………………………………...5
1.3.Планируемые результаты……………………………………………………6
1.4.Содержание общеразвивающей программы…………………………….....8
2. Комплекс организационно-педагогических условий……………………....12
2.1.Календарный учебный график…………………………………………......12
2.2.Условия реализации программы…………………………………………..12
2.3.Форма аттестации и оценочные материалы………………………………14
Список литературы…………………………………….……………………….16
2
1. Комплекс основных характеристик
1.1 Пояснительная записка
Направленность: социально-гуманитарная
Актуальность
Проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную
значимость. Потеря здоровья у молодых девушек и юношей становится угрозой
для здоровья нации, что не может не сказаться на демографическом потенциале
страны, поэтому охрана здоровья – важная государственная задача. Родителей,
педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения:
распространение среди подростков вредных привычек, а «болезни поведения»
стали проблемой современности. Важно, чтобы просвещение подростков было
своевременным, поэтому необходимо вовремя сформировать положительное
отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за
своё поведение и здоровье.
Программа способствует углублению знаний школьников по основам
медицинских знаний, выработке дополнительных умений и навыков
диагностирования заболеваний, оказания первой доврачебной медицинской
помощи пострадавшим, выполнению некоторых предписаний врача по уходу за
больным. С другой стороны, программа направлена на углубление понимания
школьников биохимических и физиологических процессов, протекающих на
уровне организма человека, различения нормы и патологии. На сегодняшний
день в школах России нет универсальной системы массового обучения
медицинским аспектам оказания первой помощи. Информацию об опасности
тех или иных состояний, охраны здоровья и медицинской терминологии
современный человек получает из научно- популярной литературы или теле- и
радиопередач, которые зачастую носят формальный характер.
Не секрет, какими колоссальными потерями оборачивается подобное
невежество для каждого из нас, сколько человеческих жизней уносится из-за
безграмотности тех, кто оказывается рядом с пострадавшим. Для решения этой
проблемы предлагается программа «Первая медицинская помощь», назначение
которой - дать ту сумму неформальных знаний и навыков, которые позволят
каждому человеку сохранить своё здоровье и оказать первую медицинскую
помощь пострадавшим.
Отличительные особенности
Содержание программы имеет особенности, обусловленные, задачами
развития, обучения и воспитания учащихся, социальными требованиями к
уровню развития их личностных и познавательных качеств, психологическими
возрастными особенностями учащихся. Содержание и структура курса
обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьников,
развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, привитие
самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к людям.
3
Отличительные особенности программы:
• успешность:
обучения
определяется
способностью
ребенка
самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а
не иначе. И как результат – осознанное поведение в реальных опасных
условиях.
• доступность: учебный материал должен быть изложен в доступной
форме.
• наглядность: при обучении личной безопасности необходимы
наглядные средства: плакаты, видеофильмы, чтобы дети могли
увидеть, услышать и потрогать, тем самым реализовав потребность в
познании.
• единство воспитания и обучения: на всех этапах обучения необходимо
воспитывать у детей культуру безопасности. Программа содействует
сохранению единого образовательного пространства.
Адресат
• Возраст обучающихся: 12-16 лет
• Численность группы: до 15 обучающихся
• В реализации данной программы участвуют обучающиеся не имеющие
медицинских противопоказаний. Программа не предусматривает
конкурсного отбора.
Режим занятий: 2 часа в неделю. Продолжительность занятий в
группах устанавливается в соответствии с санитарными нормами и
правилами и рассчитана в академических часах (академический час –
40 минут) с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Объем общеразвивающей программы: 76 часов
Срок освоения: 1 год
Уровневость: стартовый уровень
Формы обучения: индивидуальные, групповые, фронтальные,
коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и
внеклассные, школьные и внешкольные формы обучения.
Виды занятий: комбинированные, лекции, коллоквиумы, экскурсии,
обучающие игры, презентации, проектирование, круглый стол,
ролевые игры.
Формы подведения результатов: Опрос, контрольное занятие,
ситуативные игры, практические занятия, контрольные упражнения,
игра-испытание, самоанализ.
4
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы – расширение знаний по медицине и использование
их для оказания первой медицинской помощи.
Задачи программы:
Образовательные:
• формировать у обучающихся прочных и осознанных навыков
оказания первой доврачебной медицинской помощи;
• формировать алгоритма оптимальных действий в опасной и
чрезвычайной ситуации различного характера.
• актуализировать знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека
• формировать знаний о симптомах некоторых, наиболее часто
встречающихся патологических состояний человека.
• формировать умений оказывать неотложную медицинскую помощь.
• формировать у учащихся правильного отношения к своему здоровью.
Развивающие:
• развивать положительных морально-волевых качеств личности
подростка;
• формировать культуру здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья учащихся;
• формировать чувства ответственности за свою жизнь и жизнь
окружающих;
Воспитательные:
• формировать активной гражданской
позиции подростков,
приобщение к вопросам личной и коллективной безопасности;
• мотивировать подростков к предотвращению чрезвычайных
ситуаций, оказанию само и взаимопомощи, умелым и быстрым действиям в
любой ситуации; формирование чувства патриотизма, любви к Родине.
5
1.3 Планируемые результаты
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Личностные:
развитие любознательности;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
воспитание ответственного отношения к своему здоровью;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа
жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории;
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми
и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности.
формирование гармонично развитой личности с активной гражданской
позицией, обладающей желанием и необходимыми навыками для
преобразовательной деятельности в области профилактики травматизма,
инфекционных болезней и последствий нездорового образа жизни;
формирование таких нравственных качеств, как милосердие, сострадание,
соучастие;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни;
воспитание ответственного отношения к личному здоровью и здоровью
окружающих.
Метапредметные:
• умение работать с разными источниками медицинской информации
• умение сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку
зрения, отстаивать свою позицию;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях
6
и поступках по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих.
В
результате
освоения
содержания
кружка
у
учащихся
предполагается
формирование
универсальных
учебных
действий
(познавательных, регулятивных. коммуникативных, личностных).
Познавательные УУД: в предлагаемом курсе кружка изучаемые
определения и правила становятся основой формирования умений выделять
признаки и свойства объектов. В процессе поиска решения у учеников
формируются и развиваются основные мыслительные операции (анализа,
синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать
разнообразные явления, обосновывать этапы решения учебной задачи.
производить анализ и преобразование информации.
Регулятивные УУД: содержание кружка позволяет развивать и эту группу
умений. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель
своей деятельности. планировать её, самостоятельно двигаться по заданному
плану, оценивать и корректировать полученный результат.
Коммуникативные УУД: в процессе изучения материала кружка
осуществляется знакомство с медицинским языком, формируются речевые
умения: дети учатся высказывать суждения с использованием медицинских
терминов и понятий. формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения
задания, доказательства верности или неверности выполненного действия,
обосновывают этапы решения учебной задачи.
Предметные:
• освоение правил оказания первой доврачебной медицинской помощи
при различных видах повреждений;
• умение анализировать возможные последствия различных повреждений и
травм;
• отработка приемов оказания первой доврачебной медицинской помощи;
• овладение манипуляционной техникой.
7
1.4 Содержание общеразвивающей программы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п\п
Тематический
блок
1
2
Введение
Основы
здорового образа
жизни
3
Инфекционные
заболевания.
Меры их
предупреждения.
Пищевые
отравления
4
Оказание первой
медицинской
помощи
Количество часов
Разделы
всего теор.
1
1
Виды медицинской и 10
8
доврачебной
помощи
Личная и
общественная
гигиена
Гигиена как наука о
сохранении здоровья
людей.
Понятия об
12
10
инфекционных
болезнях, их
предупреждение.
Респираторные
и
простудные
заболевания.
Правила
ухода за
больными
Гигиена питания.
Пищевые отравления
и их профилактика.
Значение
дезинфекции
Значение
24
12
перво
йпомощи и правила
её
оказания.
Способы
искусственного
дыхания.
Непрямо
й
массаж сердца
Укусы
насекомых,
собак,
ядовиты
хзмей
Раны и травмы Виды
кровотечений.
Вывихи, переломы,
ушибы, растяжения.
8
Формы
контроля
практ.
2
Беседа
Тест Опрос
2
12
Тест, опрос
5
Азбука выживания
Ожоги
и
обморожение
Опасность на воде
Обморок и удушье
Факторы риска.
28
Основы безопасности.
Поведение в
экстремальных
ситуациях.
Поведение в
экстремальных
ситуациях.
Выживание
в
автономном походе.
Социальнопсихологическая
подготовка
Выживание в
различных ЧС.
19
9
Ситуативныеигры.
Контрольные
упражнения
1
34
Тестирование
Противопожарная
подготовка.
6
Итоговое занятие
2
ИТОГО:
9
76
42
Содержание учебно-тематического плана
1. Введение.
Теория. Цель, задачи и содержание программы. Организация теоретического и
практического обучения: правила внутреннего распорядка, режим занятий, правила
поведения и безопасного труда в учебном классе, на рабочем месте. Понятие
милосердие. Опрос.
2. Основы здорового образа жизни
Теория.
Виды медицинской и доврачебной помощи
Иметь представление о средствах оказания первой доврачебной помощи.
Познакомиться с содержанием медицинской (домашней) аптечки. Личная и
общественная гигиена. Гигиена как наука о сохранении здоровья людей. Факторы
внешней среды и их влияние на здоровье людей. Роль проветривания и влажной
уборки в комнате. Текущая и генеральная уборка.
Практика.
Тестирование по пройденному материалу. Викторина. Разбор аптечки.
3. Инфекционные заболевания. Меры их предупреждения. Пищевые отравления
Теория.
✓ Понятия об инфекционных болезнях, их предупреждение.
✓ Респираторные и простудные заболевания. Профилактика ОРЗ, ОРВИ. Значение
закаливания.
✓ Правила ухода за больными. Значение для человека распорядка дня, режима
питания, активного отдыха, сна. Гигиеническое значение ухода за кожей,
волосами, ногтями, полостью рта. Значение своевременной смены постельного и
нательного белья.
✓ Гигиена питания. Физиологические нормы питания. Белки, жиры, углеводы,
минеральные вещества, витамины. Режим питания.
✓ Пищевые отравления и их профилактика. Кормление больного. Профилактика
инфекционных болезней. Значение дезинфекции. Отравления препаратами
бытовой химии. Различать предметы бытовой химии. Знать приемы оказания
первой доврачебной помощи при отравлениях препаратами бытовой химии.
Пищевые отравления, меры предупреждений и первая помощь. Виды первой
доврачебной помощи при пищевых отравлениях.
Практика.
Тестирование по пройденному материалу. Ситуативные игры. Решение задач.
4. Оказание первой медицинской помощи.
Теория.
✓ Сущность и задачи первой медицинской помощи (ПМП). Последовательность и
правила оказания первой помощи. Формирование представления о способах
искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
✓ Первичная обработка раны при укусах насекомых, собак и ядовитых змей.
✓ Направление пострадавшего в травмпункт для оказания помощи. Зависимость
состояния от места укуса змеи. Наибольшая опасность от укуса в шею, голову
при прокусывании вен. Помощь, удаление яда из раны, госпитализация. Общая
картина в зависимости от дозы яда и индивидуальной чувствительности (числа
10
укусов). Общие симптомы, первая помощь, удаление жала, обработка раны,
прикладывание холода.
✓ Понятия о ранах и травмах различного рода.
✓ Научить отличать по признакам артериальное и венозное кровотечение;
угрожающее жизни и неопасное кровотечения. Способы временной остановки
кровотечений. Правила наложения жгута, ватно-марлевой повязки. Правила
наложения стерильных повязок на рану.
✓ Ожоги, причины, виды, степени. Оказание первой медицинской помощи.
Обморожение. Воздействие низких температур на организм. Первая помощь.
Обморок. Измерение артериального давления.
✓ Вывихи, переломы, ушибы, растяжения. Оказание ПМП с использованием
подручных средств для иммобилизации конечностей. ПМП при ушибах и
растяжениях.
✓ Беда на воде. Отравление угарным газом.
Практика.
Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи в заданной
ситуации. Решение задач.
5. Азбука выживания
Теория:
✓ Окружающая среда: природная, производственная и бытовая, факторы риска.
Организация спасательного дела в России. Российская система предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Единая диспетчерская служба.
✓ Понятия опасности и определение опасных факторов. Чрезвычайные ситуации
(ЧС) природного характера – землетрясения, смерчи, наводнения, лавины, сели,
камнепады, обвалы. ЧС техногенного характера – аварии, катастрофы, пожары и
др. ЧС экологического характера – эпидемии, пандемиии др. Выживание в
природной среде. Жизнедеятельность при отсутствии пищи, воды, при
замерзании, при нехватке кислорода.
✓ Дружба и взаимовыручка в команде. Значение психологической подготовки,
реакция людей на стрессовые ситуации. Развитие памяти, простой мышечной
реакции. Страх и способы его преодоления. Внимание, память и мышление –
необходимые факторы выживания. Оптимальные и экстремальные условия
жизнеобитания человека. Порог выживаемости человека (условия, время,
возможность возвращения к жизни). Возможные последствия для организма
человека, пребывающего в экстремальных условиях.
✓ Классификация пожаров. Пожары в жилых помещениях, производственных
помещениях. Средства защиты от огня. Характеристика поражающих факторов.
Практика:
Создание условно чрезвычайных ситуаций, действия в них, разбор и
исправление ошибок. Отработка действий в природной среде при введении вводных
по условному выживанию, разбор и исправление ошибок. Игры, развивающие
психические функции, психологическую устойчивость, игры на снятие напряжения
горения.
11
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
№
п/п
Основные характеристики образовательного процесса
1
Количество учебных недель
38
2
Количество учебных дней
38
3
Количество часов в неделю
2
4
Количество часов
76
5
Недель в I полугодии
16
6
Недель во II полугодии
22
7
Начало занятий
20
сентября
8
Выходные дни
31 декабря9 января
9
Окончание учебного года
31 мая
2.2 Условия реализации программы
Материально-технические обеспечение
Программа реализуется при условии наличия следующего:
• просторного, светлого помещения не менее чем на 16 посадочных мест,
оснащённого в соответствии с требованиями СанПиН 2.4. 3648-20;
• специальное оборудование:
✓ тематические папки 2 шт.
✓ наглядные пособия, изготовленные педагогами и детьми, а также готовые
наглядные пособия 5 шт.
✓ методические разработки мероприятий 3 шт.
✓ нетбуки для учащихся
✓ интерактивный комплекс
✓ бинт
✓ жгут
✓ шины
12
✓
✓
✓
✓
✓
✓
аптечка первой помощи
манекен
санитарные салфетки для проведения искусственной вентиляции легких
пенополиэтиленовый коврик
поясной ремень
транспортировочная сумка
Информационное обеспечение: видео-, фотоматериалы, репродукции, альбомы,
журналы, книги.
Кадровое обеспечение: реализация программы осуществляется педагогом
дополнительного образования, имеющим высшее или среднее
профессиональное образование, обладающим профессиональными знаниями в
сфере декоративно-прикладного творчества. Педагогу необходимо знать
специфику дополнительного образования, иметь практический опыт в сфере
организации интерактивной деятельности детей.
Методические материалы
Использование методов на занятиях:
• методы практико-ориентированной деятельности (упражнения, тренинги);
• словесные методы (объяснение, беседа, диалог, консультация);
• метод наблюдения (визуально, зарисовки, рисунки);
• наглядный метод: метод иллюстраций: показ плакатов, таблиц, картин, карт,
зарисовок на доске;
• метод демонстраций: демонстрация опытов, компьютер;
• практические: упражнения.
Особая
группа
–
это активные методы
обучения: методы,
при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый
характер.
Использование учителем активных методов обучения предполагает:
• глубоко продуманные учебные цели;
• высокий уровень включенности учеников;
• анализ и обсуждение приобретённого детьми опыта или полученной
информации.
Использование различных форм организации образовательного процесса:
• занятия в кабинете (тематические, игровые, интегрированные, итоговые);
• фронтальная (коллективная);
• групповая;
• индивидуальная.
При фронтальной форме организации учебной деятельности педагог работает со
всей группой. Но, в отличие от урочной деятельности, на кружке царит более
раскрепощённая, доверительная обстановка, и все дети с удовольствием включаются в
учебный процесс, могут высказать своё мнение, поделиться опытом. Допускается
свободный диалог.
Следующая форма организации учебной деятельности – групповая.
Индивидуальная форма – применяется постоянно. Школьники готовят доклады,
13
рефераты, выступления, участвуют в различных конкурсах. Работают по
индивидуальным заданиям с дидактическим материалом, проводят практическую
работу (наблюдения, опыты).
По окончании каждой темы проводятся: опрос, зачёт, защита рефератов
Данная программа может быть эффективно реализована во взаимосвязи учебноинформационного и методического обеспечения, что в целом обеспечивает
результативность процесса обучения и воспитания, эффективность деятельности
средствами информационно- коммуникационного сопровождения.
2.3 Форма аттестации и оценочные материалы
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся по программе осуществляется согласно календарному
учебному графику.
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации:
• входной контроль проводится в форме тестирования с целью выявления
возможностей обучающихся;
• текущий контроль успеваемости проводится по окончании изучения каждой
темы учебного плана программы.
Методы контроля:
• наблюдение за качеством выполнения заданий обучающимися;
• срез теоретических знаний по темам программы (опрос);
• участие в выставочно-конкурсной деятельности.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится по окончании учебного
года. Диагностика результатов проводится в форме тестирования и оценки
выполнения контрольных заданий.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончании обучения по
программе.
Методы контроля:
• наблюдение за качеством выполнения заданий обучающимся;
• срез теоретических знаний по темам программы (устный опрос);
• контрольное выполнение заданий (итоговая выставка);
• участие в конкурсах различного уровня.
Показатели оценки результатов освоения программы:
• теоретическая
подготовка
обучающихся
по
программе
(владение
терминологией, знание основных предметных областей учебного плана
программы);
14
• практическая подготовка обучающихся по программе;
• участие в образовательном процессе (посещение занятий).
15
Список литературы
Перечень литературы для педагога и родителей:
1. Туризм
и
краеведение.
Программы для системы
дополнительного образования детей. Общая редакция -Константинов Ю.С.
М.: ФЦДЮТиК, 2014.
2. Учебник спасателя, под общей редакцией Ю.Л. Воробьева Краснодар «Сов.
Кубань»,2002.
3. Юные туристы–спасатели. Программы для дополнительного образования детей
Дрогов И.А. М. ЦДЮТиК,2004.
16