Рабочая программа коррекционного курса «Речевая практика»‬

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(Вариант 7.1., 7.2.)
УЧЕБНОГО КУРСА
«РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»
2-4 класс

Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика коррекционного курса
3. Место коррекционного курса в учебном плане
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
5. Планируемые результаты освоения коррекционного курса
6. Содержание коррекционного курса
7. Тематическое планирование
8. Материально – техническое обеспечение

1. Пояснительная записка
Учебный курс «Речевая практика» предназначен для обучающихся с задержкой
психического развития (далее ЗПР), имеющих общее недоразвитие речи, характеризующееся
несформированностью или недоразвитием всех компонентов речи: как смысловой, так и
звуковой ее сторон и выраженных в различной степени тяжести. Речь детей с ЗПР
характеризуется чрезвычайной бедностью словаря. Каждый учащийся, особенно поступающий в
дополнительный класс, имеет свой словарь, иногда весьма отличный от словаря других.
Используемые слова в большинстве случаев произносятся искаженно и употребляются неверно,
часто наблюдаются замены одного слова другим вследствие неправильного понимания их
значения или звукового сходства. Ученики стремятся изменять слова по родам, числам, падежам,
лицам и временам, но их попытки словоизменения оказываются часто безуспешными. Многие
грамматические формы и категории недостаточно различаются детьми. При построении
предложения ими грубо нарушаются нормы согласования и управления. Затруднения в
практическом овладении грамматическими закономерностями языка ограничивают понимание
устной речи, а затем и читаемого текста.
Позднее начало речи обуславливает недостаточность коммуникативного опыта у детей с
общим недоразвитием речи (ОНР), усугубляемое снижением мотивационной основы процесса
общения. Все это ограничивает общение детей. Их разговорная речь оказывается бедной,
малословной, тесно связанной с определенной ситуацией. Вне этой ситуации она оказывается
непонятной. Развитие описательной и повествовательной речи происходит в процессе обучения
очень медленно. Указанные отклонения в развитии речи детей требуют специальной работы по
их преодолению.
На специальных уроках «Речевая практика» обучающиеся получают не только знания об
окружающих их предметах, временах года, нормах общения, но и практическую речевую
подготовку. Они приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы
языковой действительности. На этих уроках ведется работа по развитию диалогической и
монологической форм речи на основе обогащения и уточнения словарного запаса и
практического овладения основными закономерностями грамматического строя языка.

Рабочая программа коррекционного курса «Речевая практика» для обучающихся с задержкой
психического развития речи разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), АООП НОО
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2).
Предметная дисциплина «Развитие речи» относится к дисциплинам коррекционного цикла
внеурочному компоненту учебного плана.
Цель: формирование и развитие у учащихся умений и навыков связного изложения
своих и чужих мыслей в устной и письменной форме.
Задачи:
− формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической,
описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей
действительности, развития познавательной деятельности (предметно-практического, нагляднообразного, словесно-логического мышления);
- формирование, развитие и обогащение лексического строя речи;

2

- практическое овладение основными морфологическими закономерностями
грамматического строя речи;
- практическое овладение моделями различных синтаксических конструкций
предложений;
- усвоение лексико-грамматического материала для овладения программным материалом
по обучению грамоте, чтению и другим учебным предметам.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
− выявление особых образовательных потребностей обучающихся, обусловленных
недостаткам в их речевом, физическом и психическом развитии;
− осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи
учащимся с ЗПР с учетом психофизического и речевого развития и индивидуальных
возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии);
− возможность освоения учащимися адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования и их интеграции в образовательной организации.
Данная программа реализуется по всем пяти основным направлениям развития школьников.
Приоритетными являются общеинтеллектуальное и социальное.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин
возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность
центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические
заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация.
Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон
выраженности нарушений − от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до
состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в
усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными
способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных
навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для
всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании
высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление
познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у
обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного
восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и
эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от
характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе)
нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически
нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые
трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями
когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при
специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до
обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической
и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет
необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих
образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с
ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования,
3

вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью обучающегося к
освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Для освоения курса «Речевая практика» обучающимися с ЗПР (вариант 7.2) необходимо
обеспечить следующие материально-технические условия реализации, адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования:
− организации пространства, в котором обучается ребенок с ЗПР;
− организации временного режима обучения;
− организации рабочего места, обучающегося с ЗПР;
− техническим средствам обучения, включая специализированные компьютерные
инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных
потребностей;
− обеспечению условий для организации обучения и взаимодействия специалистов, их
сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся;
− специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим
материалам, специальным электронным приложениям, компьютерным инструментам обучения,
отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся с ЗПР.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР обусловливают необходимость
специального подбора дидактического материала, преимущественное использование
натуральной и иллюстративной наглядности.
Целевая ориентированность учебно-методического и информационного ресурса
заключается в том, чтобы создать информационно-методические условия обеспечения
реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе сетевая, процесса
координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлечённых в процесс
образования, родителей (законных представителей) обучающегося с ЗПР. В случае
необходимости организации удаленной работы, специалисты обеспечиваются полным
комплектом компьютерного и периферийного оборудования.

4

2. Общая характеристика курса
Коррекционный курс «Речевая практика» тесно связан с учебными предметами области
«Филология» и ставит своей целью поэтапное формирование речевой деятельности
обучающихся во всех аспектах. На уроках по развитию речи, обучающиеся получают не только
знания о нормах общения, но и практическую речевую подготовку. Они научаются наблюдать,
анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На уроках ведется
работа по развитию диалогической и монологической речи, происходит обогащение и уточнение
словарного запаса, и практическое овладение основными закономерностями грамматического
строя языка. Система занятий по развитию речи направлена на овладение обучающимися с ЗПР
(вариант 7.2) способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых
обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной
деятельности.
Главной целью работы по развитию речи является формирование широкого арсенала
языковых средств и компенсация недостатков развития языковой способности на основе
специально организованной практики общения обучающихся с ЗПР.
Задачи уроков по развитию речи взаимосвязаны и решаются в процессе специально
организованной речевой практики с использованием тренировочных упражнений, направленных
на преодоление дефицитарности лексико-грамматических обобщений в качестве необходимой
базы, формирующей и развивающей самостоятельную речевую деятельность обучающихся.
Задачи уроков по развитию речи решаются как при реализации содержания коррекционных
курсов, так и содержания учебных предметов.
Программа по развитию речи состоит из следующих разделов:
«Работа над словом»,
«Работа над предложением»,
«Работа над связной речью».
Работа над словом. Раздел призван решать следующие задачи:
- формирование понимания слов, обозначающих предметы, признаки, качества
предметов, действия;
- обогащение и развитие словарного запаса обучающихся как путем накопления новых
слов, так и за счет развития умения пользоваться различными способами словообразования;
- формирование представлений об обобщенном лексико-грамматическом значении
слова;
- уточнение значений слов;
- развитие лексической системности;
- расширение и закрепление связей слова с другими словами;
- обучение правильному употреблению слов различных морфологических категорий в
самостоятельной речи.
Развитие словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной
деятельности обучающихся на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей
действительности, углубления и обобщения знаний о них. Обучающиеся должны уметь выделять существенные признаки предметов и явлений, вскрывать связи и отношения между ними
и выражать их в речи.
В процессе усвоения значения слова вначале уточняется его конкретное значение
(денотативный компонент — связь с конкретными предметами, действиями, признаками
предметов). В дальнейшем проводится работа над понятийным компонентом значения слова
(слово как обозначение группы, класса предмета). Уточнение значения обобщающих слов
производится параллельно с дифференциацией слов, относящихся к этому обобщающему понятию (посуда — тарелка, чашка, нож, вилка, кастрюля и т. д. — кухонная, столовая, чайная),
определяется сходство и различие в значении этих слов.

5

По мере уточнения значения слова осуществляется включение данного слова в
определенную лексическую систему, формирование семантических полей (т. е. функциональное
объединение слов семантически близких).
Обучающиеся учатся группировать слова по различным лексико-семантическим
признакам (родовидовым отношениям, отношениям часть—целое, по сходству или
противоположности значений и т. д.), учатся находить и правильно использовать в речи
антонимы и синонимы.
Обогащение словаря проводится и путем усвоения слов, выражающих определенную
синтаксическую роль в речи, но не имеющих лексического значения (союзы, междометия).
Развитие словаря осуществляется также через ознакомление обучающихся с различными
способами словообразования. У обучающихся формируется способность выделять и сравнивать
различные морфемы в словах. В процессе усвоения словообразования рекомендуется следующий порядок работы: уточнение значения слова, от которого будет образовано новое слово,
сопоставление по значению двух слов, выделение общих и различных элементов в словах,
уточнение обобщенного значения некорневой морфемы, сопоставление родственных слов с
различными префиксами или суффиксами, сравнение слов с разными корнями и одинаковой
некорневой морфемой. Обучающиеся знакомятся с многозначностью отдельных приставок. При
образовании новых слов с помощью суффиксов следует обучать обучающихся улавливать общий
признак, обозначаемый этими суффиксами (например, обозначение лиц по роду их деятельности,
профессии при помощи суффиксов (-щик, -чик, -ист, -тель, -арь). В дальнейшем в речь
вводятся слова, образованные при помощи приставок и суффиксов одновременно.
Для закрепления слова в речи и активного его использования обучающимися необходимо
создавать на уроках условия для частого употребления слова в составе различных
словосочетаний и предложений. Желательно, чтобы обучающиеся самостоятельно включали
отработанные слова в спонтанную речь. На уроках развития речи, обучающиеся уточняют
значения родственных слов, закрепляют их точное использование в речи.
Основное внимание в словарной работе следует уделять лексическим упражнениям.
Упражнения должны носить характер практической речевой деятельности, включать
наблюдения и анализ лексики, закреплять навык точного употребления слов в речи.
Теоретические сведения по лексике обучающимся не сообщаются. Слова отбираются в
соответствии с темой урока и включаются в тематический словарь, который усложняется от
класса к классу. Особое внимание уделяется усвоению глаголов, являющихся основой
формирования структуры предложения.
При усвоении конкретного значения слов используются различные наглядные средства
(показ предмета, действия, его изображение на картинке и т.п.). При знакомстве со словами,
имеющими отвлеченное (абстрактное) значение, применяются словесные и логические средства
(описание, противопоставление по значению, анализ морфологической структуры и др.).
Одновременно с уточнением лексического значения слова усваивается его
грамматическое значение. Усваиваются языковые закономерности и правила их использования,
закрепляются связи грамматического значения слова с формальными признаками. Закрепляются
наиболее продуктивные формы словоизменения и словообразовательных моделей; осваиваются
менее продуктивные формы словоизменения и словообразовательных моделей; уточняются
значение и звучание непродуктивных форм словоизменения и словообразовательных моделей.
Формируются понимание и дифференциация грамматических форм словоизменения:
выделение общего грамматического значения ряда словоформ; соотнесение выделенного
значения с флексией, выражающей данное грамматическое значение; звуковой анализ флексии;
закрепление связи грамматического значения и флексии; уточнение значения, употребления и
дифференциации предлогов (в значении направления действия, местонахождения в различных
предложно-падежных формах); дифференциация форм единственного и множественного числа
существительных (на материале слов с ударным/безударным окончанием, с ударным/безударным
окончанием с морфонологическими изменениями в основе);дифференциация глаголов в форме
3-го лица единственного и множественного числа

6

настоящего времени (с ударной/безударной флексией без чередования звуков в морфеме, с
чередованием звуков в морфеме); умение определять род существительных по флексии.
Формируются понимание и дифференциация словообразовательных моделей:
существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и
суффиксов со значением «очень большой»; прилагательных, образованных от существительных
(с использованием продуктивных и непродуктивных суффиксов с чередованием и без
чередования); глаголов, образованных префиксальным способом. Уточняются общие значения и
звучания словообразующих аффиксов. Сравниваются родственные слова по значению и
звучанию (производящего и производного), определяется их сходство и различие. Определяются
и выделяются в родственных словах общие морфемы, соотносятся со значением. Формируются
модели словообразования, уточняются и дифференцируются значения словообразующих
аффиксов через сравнение слов с одинаковым аффиксом, через сравнение родственных слов.
Программой предусмотрена работа по развитию грамматических значений форм слов и
грамматического оформления связей слов в предложениях.
Работа над предложением. Основная задача этого раздела - развитие и
совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями
различных типов, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций
предложения.
В процессе формирования и закрепления навыка построения словосочетаний или
предложений одновременно уточняются морфологические особенности входящих в него слов
(род, число, падеж, вид, время, лицо и т.д.).
Модели (типы) предложений усложняются от класса к классу.
Овладение грамматическим строем языка в младших классах ведется в практическом
плане без употребления грамматических терминов, путем формирования языковых
(морфологических и синтаксических) обобщений.
Формирование различных конструкций предложения осуществляется как на основе
речевых образцов, так и на основе демонстрируемого действия, с помощью картинок. При этом
важное место отводится таким видам работы как моделирование и конструирование,
способствующих формированию процессов анализа, синтеза и обобщений на синтаксическом
уровне.
В работе над предложением большое внимание уделяется семантическим связям между
словами предложения (с использованием вопросов, сопоставления по значению, верификации
предложений, различной символизации).
При введении в речь той или иной модели предложения необходимо опираться на внешние
схемы, выделяя и обозначая графически его структурные компоненты. Алгоритмизация
операций языкового анализа и синтеза позволяет учителю организовывать умственную
деятельность обучающихся.
Работа над связной речью. Основные задачи раздела следующие:
- формирование умений анализировать неречевую ситуацию, выявлять причинноследственные, пространственные, временные и другие семантические отношения;
- формирование умений планировать содержание связного собственного высказывания;
- формирование умений понимать связные высказывания различной сложности;
- формирование умений самостоятельно выбиратьи адекватно использовать языковые
средства оформления связного высказывания.
Программой предусматривается овладение разными формами связной речи
(диалогическая и монологическая), видами (устная и письменная) и типами или стилями
(сообщение, повествование, описание, рассуждение).
Вначале обучающиеся усваивают диалогическую форму речи, учатся составлять диалоги
под руководством учителя.
Работа над различными видами и типами связной монологической речи происходит в
определенной последовательности, с учетом психологической структуры этого вида речевой
деятельности: осознание побудительного мотива к высказыванию, ориентировка в смысловом
содержании текста и в языковых средствах выражения этого содержания, создание программы
7

(плана) связного высказывания сначала во внешнем плане (с внешними опорами, схемами), затем
про себя, реализация программы (рассказывание).
Работа над смысловым содержанием текста включает развитие умения анализировать
наглядную ситуацию (реальную ситуацию, серии сюжетных картинок, сюжетную картинку),
выделять в ней главное и существенное, основное и фоновое, формирование умения
устанавливать смысловые связи между отдельными компонентами ситуации и располагать эти
компоненты в определенной логической последовательности, определяя смысловой план текста,
умение удерживать смысловую программу в памяти, а в дальнейшем развертывать ее в процессе
порождения связного высказывания.
В процессе смыслового программирования текста проводится работа с серией сюжетных
картинок (раскладывание серий, нахождение лишней или «выпавшей» картинки и т.д.); работа с
двумя сходными сюжетными картинками, на одной из которых отсутствует ряд предметов, что
способствует привлечению внимания к содержанию, выделению элементов ситуации на
картинке, ее анализу. Используется также работа над соотнесением сюжетных и предметных
картинок; по анализу отдельной сюжетной картинки; составлению смыслового плана связного
высказывания (сначала картинно-графического, затем картинно-вербального, далее
вербального).
Формирование умения оформлять текст с помощью языковых средств включает развитие
навыков правильного выбора слов, грамматического оформления связей между словами в
предложении, а также умения использовать специальные лингвистические средства связи между
отдельными предложениями текста.
В процессе развития связной речи обучающихся с ЗПР необходимо учитывать
последовательность перехода от ситуативной речи к контекстной. В связи с этим сначала в работе
используются серии сюжетных картинок, отдельные сюжетные картинки, и в дальнейшем
обучающиеся учатся составлять рассказы без использования наглядности, по заданной теме.
Система работы по развитию связной речи должна строиться с учетом различной степени
самостоятельности обучающихся при планировании текста. В связи с этим предусмотрена
следующая последовательность работы: пересказ с опорой на серии сюжетных картинок;
пересказ по сюжетной картинке; пересказ без опоры на наглядность, рассказ по серии сюжетных
картинок; рассказ по сюжетной картинке (сначала с предварительной беседой по содержанию
картинки, а затем самостоятельный рассказ); самостоятельный рассказ на заданную тему (по
предложенному названию, началу, концу).
Учитывая степень трудности продуцирования текстов различной структуры рекомендуется следующая последовательность работы: формирование умений составлять текстповествование, текст-описание, текст-рассуждение.
В I (I дополнительном) классе обучающиеся учатся отвечать на вопросы учителя,
составлять короткие рассказы по серии сюжетных картинок. Под руководством учителя
пересказывают небольшие тексты, составляют несколько предложений, объединенных одной
темой (по картинке или серии картинок), высказываются по личным наблюдениям и
впечатлениям. Примерная тематика для развития речи: «Наш класс, наша школа», «Осень»,
«Наш город (село)», «Зима», «Моя семья. Наш дом», «Весна», «Родная страна», «Лето».
Во II классе обучающиеся дают краткие и распространенные ответы на вопросы,
составляют диалоги по заданной ситуации. Знакомятся со структурой текста (начало, основная
часть, концовка), озаглавливают небольшие тексты и их части. Работают над изложением.
В III и IV классах продолжается работа по формированию умений развертывать
смысловую программу высказывания, точно использовать лексико-грамматические и
выразительные средства его оформления. Формируются умения в работе с письменными
изложениями и сочинениями.
Тематика для развития речи тесно связана с жизненным опытом обучающихся, что
помогает им осмысливать явления действительности, способствует созданию картины мира и
является основой формирования социальной компетенции. В I классе основой для развития речи
является «школьная» и «бытовая» тематика. Во II классе центральной является тематика,
связанная с изменениями в природе по временам года. В III классе представления обучающихся
8

обогащаются понятиями о космосе, планете Земля, ее поверхности, воздушной оболочке, более
глубоко изучается природа родного края, взаимодействие человека и общества. В IV классе
превалируют темы единства человека и природы, строения организма человека, его восприятия
мира, а также исторические, патриотические и культурологические темы. Постепенное
расширение и усложнение тематического поля тесным образом связано с изучением содержания
учебного предмета «Окружающий мир» и максимально способствует социализации
обучающихся, их когнитивному и коммуникативно-речевому развитию.
3. Место коррекционно-развивающего курса в учебном плане
Коррекционно-развивающий курс «Развитие речи» занимает одно из центральных мест в
системе коррекционно-образовательной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи,
притом, что развитие речи как процесс реализуется на всех уроках предметного и внешкольного
компонентов, а также во время индивидуальных и подгрупповых занятий.
Так, развитие речи на уроках произношения предусматривает формирование звуковой
стороны речи на материале различных синтаксических конструкций и коммуникативных
моделей.
Развитие речи на уроках литературного чтения обеспечивает овладение умениями
отвечать на вопросы учителя о прочитанном, выполнять устно-речевые после текстовые
упражнения, составлять планы к рассказам, осуществлять систематическую словарную работу по
текстам изучаемых произведений.
На уроках обучения грамоте, русского языка речь обогащается доступной
лингвистической терминологией. Навыки связного высказывания формируются в процессе
систематических упражнений в составлении предложений, коротких текстов с привлечением
изучаемого грамматического материала.
На уроках математики отрабатываются умения передать условие задачи, четко и точно
сформулировать вопрос к математическому действию, составить логичный и лаконичный ответ
задачи, что создает условия для формирования связного учебного высказывания.
Развитие речи осуществляется и на уроках изобразительного искусства, ручного труда, на
индивидуальных/подгрупповых логопедических занятиях.
В то же время предмет «Развитие речи» является самостоятельным коррекционным
курсом, обеспечивающим вышеперечисленные направления работы, что обусловливает его
сложную структурную организацию.
Выделение специфических задач по формированию лексико-грамматической стороны
речи и связной речи может реализоваться только в условиях формирования познавательной
активности детей с тяжелыми нарушениями речи, а также постоянного стимулирования
потребности в речевом общении. Взаимосвязанность процессов развития речи на специальных
уроках, на других уроках, а также в процессе внешкольной деятельности способствует
формированию коммуникативных компетенций, а также предпосылок успешного освоения
предметных областей, что в совокупности обеспечивает успешную социализацию ребенка в
социуме.
Согласно учебному плану на изучение курса «Речевая практика» в начальной школе
обучающимися с ЗПР выделяется:
во 2 классе - 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели);
во 3 классе - 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели);
в 4 классах - 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
В соответствии с рекомендациями СанПиН (2.4.2.3286-15, от 10.05.2015г. № 26)
продолжительность подгрупповых занятий может варьироваться, но не должна превышать
больше 40 минут. Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом
обусловлена индивидуальными особенностями детей.
Направления и содержание программы коррекционной работы осуществляются во
внеурочное время.

9

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Целью
курса «Речевая практика» является формирование полноценной речевой
деятельности, а также создание предпосылок для освоения предметных результатов обучения.
На уроках по развитию речи, обучающиеся получают практическую речевую подготовку на
основе расширения арсенала языковых средств: лексики, грамматики, связной речи. В результате
у них формируются практические навыки речевого общения, они осваивают различные
коммуникативные сценарии социального взаимодействия. На основе организации
познавательной деятельности у обучающихся расширяются и уточняются представления об
окружающем мире, расширяется возможность использовать речь в ее обобщающей и
познавательной функции. Таким образом, на уроках развития речи ведется интенсивная работа
по развитию коммуникативной, обобщающей и когнитивной функциями речи.
Немалую роль играет система упражнений по формированию планирующей и
регулирующей функциями речи, что позволяет осуществить достижение личностных и
метапредметных результатов обучения и перенести их в сферу обучения в целом.
5. Планируемые результаты освоения курса
Общими
ориентирами
в
достижении
результатов
программы
являются:
сформированность общефункциональных механизмов речи; сформированность фонетического
компонента языковой способности в соответствии с онтогенетическими закономерностями его
становления; синтаксического, семантического компонентов языковой способности; овладение
арсеналом языковых единиц различных уровней, усвоение правил их использования в речевой
деятельности; сформированность интереса к языковым явлениям; совершенствование «чувства
языка» как механизма контроля языковой правильности, функционирующим на базе языкового
сознания, которое обеспечивает овладение практикой речевого общения; сформированность
предпосылок метаязыковой деятельности, обеспечивающих выбор определенных языковых
единиц и построение их по определенным правилам; сформированность коммуникативных
навыков; сформированность психофизиологического, психологического и языкового уровней,
обеспечивающих овладение чтением и письмом; владение письменной формой коммуникации
(техническими и смысловыми компонентами чтения и письма).
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты
1. Целостное восприятие окружающего мира.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и
управлять ими.
4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций.
5. Положительное отношение к школе и учебной деятельности.
6. Знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников.
Обучающийся научится:
− осознавать язык как основное средство человеческого общения;
− понимать, что правильная устная есть показатель индивидуальной культуры человека;
− осуществлять самооценку на основе наблюдения за собственной речью.
− оценивать ситуацию с точки зрения правил поведения и этики;
− строить взаимоотношения с учетом эмоционального состояния и чувств окружающих;
− оценивать собственной учебной деятельности: своих достижений, самостоятельности,
инициативы, ответственности.
Метапредметные результаты
10

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и
познавательных задач.
5. Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.
6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
9. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов
сторон и сотрудничества.
10. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета
«Развитие речи».
11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
12. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Развитие речи».
13. Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.
14. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе
учителя-логопеда),
15. Выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда.
16. Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться
образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).
17. Работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях.
Предметные результаты освоения содержания коррекционного курса «Развитие речи»
для обучающихся с ЗПР 1 (1 дополнительный) - 4 классов определяется уровнем речевого
развития, степенью выраженности, механизмом языковой/коммуникативной недостаточности,
структурой речевого дефекта школьников.
Общими ориентирами в достижении предметных результатов освоения содержания
коррекционного курса «Развитие речи» выступают:
- сформированность представлений о нормах русского языка (орфоэпических,
лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;
- сформированность осознания безошибочного письма как одного из проявлений
собственного уровня культуры;
- владение учебными действиями с языковыми единицами и умение их использовать для
решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- сформированность умений опознавать и анализировать основные единицы языка, его
грамматические категории, использовать их адекватно ситуации общения;
- сформированность умений анализа текстов;

11

- сформированность умений работать с разными видами текстов, различая
их
характерные особенности;
- сформированность умений на практическом уровне создавать тексты разного вида
(повествование, описание, рассуждения);
- сформированность умений создавать собственные тексты с опорой на иллюстрации,
художественные произведения, личный опыт и др.
1 (1 дополнительный) класс
Метапредметными результатами изучения курса «Развитие речи» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие
тексты.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и
следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса «Речевая практика» во
2 классе
Личностные результаты:
− осознание языка как основного средства человеческого общения;
− восприятие русского языка как явления национальной культуры;
− понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной
культуры человека;
− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
− развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других
социальных ситуациях.

12

Метапредметные результаты:
− умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных
источниках для решения учебных задач;
− способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
− умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных
задач;
− стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
− умение задавать вопросы.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся знать/понимать:
− предложение как единицу речи;
− термины и грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания, по
интонации;
− термины и понятия «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
− различение слабой и сильной позиций гласных и согласных в корне слова
(без терминологии);
− способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой
позиции в корне слова;
− парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости;
− роль разделительного мягкого знака;
− оформление предложений в устной и письменной речи;
− признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
− главные члены предложения;
− связь слов в предложении;
− различие словосочетания и предложения;
− употребление в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
− употребление прописной буквы в именах собственных.
3 класс
Личностные результаты:
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- восприятие русского языка как явления национальной культуры;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной
культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других
социальных ситуациях.
Метапредметные результаты
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках
для решения учебных задач;
- использование различных способов поиска информации (в справочных источниках: в
учебниках и других учебных пособиях, в словарях), сбора, анализа, передачи и интерпретации
информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных
задач;
-стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
-умение задавать вопросы.
Предметные результаты:
Обучающиеся учатся/научатся:
- анализировать звучащее слово;
- использовать на практике знания алфавита (работа с разными видами словарей);
- употреблять в речевой практике (в устной и письменной речи) синонимы и антонимы, устойчивые словосочетания, фразеологизмы;
- самостоятельно конструировать предложение;
13

- писать под диктовку тексты с изученными орфограммами;
- составлять текст-описание, текст-повествование;
- правильно строить свои речевые высказывания;
- задумываются над значениями слов, над устойчивыми оборотами речи;
- определять тему и главную мысль текста;
- писать подробное и выборочное изложение.
На занятиях организуется активное обучение, формируются исследовательские навыки при
сознательном восприятии учебного материала в интересной форме.
Обучающиеся на занятиях получают знания и умения посредством активной
заинтересованности и творческой деятельности.
4 класс
Личностные результаты:
− осознание языка как основного средства человеческого общения;
− восприятие русского языка как явления национальной культуры;
− понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной
культуры человека;
− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
− развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и
других социальных ситуациях.
Метапредметные результаты:
− умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках
для решения учебных задач;
− использование различных способов поиска информации (в справочных источниках: в
учебниках и других учебных пособиях, в словарях), сбора, анализа, передачи и интерпретации
информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
− способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
− умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных
задач;
− стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
− умение задавать вопросы.
Предметные результаты:
Обучающиеся учатся/научатся:
- анализировать звучащее слово;
− использовать на практике знания алфавита (работа с разными видами словарей);
− употреблять в речевой практике (в устной и письменной речи) синонимы и антонимы,
устойчивые словосочетания, фразеологизмы;
− самостоятельно конструировать предложение;
− писать под диктовку тексты с изученными орфограммами;
− составлять текст-описание, текст-повествование;
− правильно строить свои речевые высказывания;
− задумываются над значениями слов, над устойчивыми оборотами речи;
− определять тему и главную мысль текста;
− писать подробное и выборочное изложение.
На занятиях организуется активное обучение, формируются исследовательские навыки
при сознательном восприятии учебного материала в интересной форме.
Обучающиеся на занятиях получают знания и умения посредством активной
заинтересованности и творческой деятельности.
6. Содержание курса
В основу настоящей программы положена система по развитию родной речи у детей с ЗПР.
Включает в себя такие разделы русского языка как фонетика, графика, орфоэпия, лексика,
морфология, морфемика, синтаксис, пунктуация, культура речи. Развитие речи у обучающихся
14

с ЗПР происходит поэтапно от простого к сложному, от понимания простой инструкции до
построения развернутого монолога и составление несложных сочинений.
Работа по развитию речи на коррекционно-развивающих занятиях ведется в нескольких
направлениях:
Работа над словом
Накопление словаря, необходимого для полноценного общения на основе расширения
ориентировки детей в окружающей их обстановке, ознакомления с природным окружением, с
некоторыми явлениями общественной жизни. Название предметов, действий, которые дети
непосредственно воспринимают в окружающей их действительности. Называние деталей, частей
предмета. Правильное понимание значений используемых слов. Точное соотношение их с
объектами окружающего мира. Различение сходных предметов по существенным признакам,
Понимание и употребление в разговорной речи слов со значением: уменьшительно- ласкательной
формы (существительные с суффиксами "-ик", -"ек", «-к": столик, грибок, машинка);
пространственного расположения предметов (тут, там, здесь, слева, справа, туда, сюда и т.п.),
а также посредством предлогов В, НА, обозначающих местоположение, направление действия,
перемещение; признака предмета по цвету величине, форме, вкусу, состоянию (красный,
большой, круглый, сладкий, чистый) и признака действия (писать красиво); временных
отношений (сейчас, утром).Личные и указательные местоимения (я, ты, он, она, оно, этот, тот).
Понимание и употребление в речи слов, выражающих поручения, приказания. Слова названия предметов, действий, с которыми дети постоянно сталкиваются в быту, учебе, при
знакомстве с природой, общественными явлениями. Понимание обобщающих значений слов.
Один предмет в разных ситуациях (щетка - зубная, для чистки одежды, обуви, для подметания
полов; складывать - цифры, одежду, учебные вещи).
Понимание и правильное употребление слов со значением уменьшительно- ласкательной,
увеличительной формы (существительные с суффиксами "-ик", "-ек", "-к", "-чек", "-очк", "-ечк",
"-ищ») слов, обозначающих детенышей животных (существительные с суффиксом "-онок", "енок"); лиц по роду их деятельности (существительные с суффиксом
"-ист", "-щик", "-чик", "-ниц"(а), "-тель", "-арь"); движение, признаки предмета по цвету, форме,
величине, вкусу, весу, температурным свойствам, качеству и противоположных им по значению
(твердый - мягкий), признаки действия (быстро, весело, хорошо); время действия (утром,
вечером, сегодня).
Выделение и название частей отдельных предметов. Распределение названий предметов
по группам. Знание и употребление видовых и родовых понятий.
Выработка умений пользоваться словом и правильной грамматической формой в
зависимости от ее значения в составе предложения.
Работа над предложением
Составление простых распространенных предложений. Выделение в предложении слов,
обозначающих предмет, действие, признак предмета, признак действия, указание на предмет,
количество или число предметов. Понимание и употребление побудительных предложений,
повествовательных нераспространенных и распространенных, состоящих из 3-5 членов,
предложений. Составление предложений по моделям.
Различение вопросов кто? И что? как вопросов о предмете одушевленном или
неодушевленном; вопросов что делает? и что делал? как вопросов о действии, выраженном в
настоящем или прошедшем времени.
Образование формы множественного числа существительных (с окончанием "-ы/и/",
"-а/я/" и глаголов настоящего и прошедшего времени).
Составление и употребление простых предложений с существительными и глаголами в
единственном и множественном числе.
Грамматические признаки числа в именах существительных и в глаголах настоящего и
прошедшего времени 1-го, 2-го, З-го лица мужского, среднего, женского рода, в сочетании
существительных с местоимениями мой, моя, мое, мои.
15

Выделение грамматических признаков рода существительных в словосочетаниях с
числительным и местоимением. Практическое овладение значением и способами употребления
в предложении родовыми признаками существительных с глаголами прошедшего времени.
Составление и употребление в речи предложений (трех-пятичленных) со
словосочетаниями, обозначающими переходность действия на предмет (моет чашку, пол).
Различение окончания формы винительного падежа в зависимости от рода существительных и
обозначения одушевленности и неодушевленности (видит мальчика, девочку, стол, парту).
Формирование умения устанавливать связь слов в предложении.
Орудие или средства действия (рисует карандашом, подметает метлой). Различение
окончания творительного падежа в зависимости от рода существительного.
Различение и составление предложений с сочетаниями глаголов, выраженных сложным
будущим временем. Правильное соотнесение вопросов что делает? что делал (а)? Что будет
делать? со временем действия.
Пространственные отношения, указывающие направление движения, перемещение
предметов: существительное в винительном падеже с предлогами В, НА, ПОД, отвечающие на
вопрос куда? (положил в парту, на парту, под парту). Пространственные отношения в значении
направления и места действия. Словосочетания глагола с существительным в винительном
падеже с предлогами В, НА, ПОД (поставил на стол, в стол, под стол; положил в книгу, на книгу,
под книгу); в предложном падеже с предлогами В, НА (лежит в ящике, на ящике); в творительном
падеже с предлогами ПОД, НАД, ЗА (спрятался под кустом, за кустом); в родительном падеже
с предлогами ИЗ, С, ОТ, ОКОЛО в значении моста, откуда совершается действие (вышел из дома,
сошел с поезда, отъехал от магазина, стоит возле киоска); в дательном падеже с предлогом «К»
в значении лица или места, к которому направлено действие (подошел к товарищу), в
творительном падеже с предлогом С в значении совместности или сопровождения (идет с
мамой); в дательном падеже в значении адресата. Усвоение значений предлогов. Умение
различать их между собой. Умение различать значения предлогов и правильно отвечать на
вопросы где? и куда?
Местонахождение предметов: существительное в предложном падеже с предлогом В, НА
и существительное в творительном падеже с предлогом ПОД, отвечающие на вопрос где?
Принадлежность предмета: существительное в родительном падеже с предлогом У (у
мамы, у Пети).
Отрицания: существительное в родительном падеже (нет книги). Орудия или средства
действия: существительное в творительном падеже без предлога (рисует карандашом, вытирает
тряпкой) Адресата действия: существительное в дательном падеже без предлога: (отдал Пете).
Признаки действия наречие (Вова пишет красиво).
Распространение трехчленного предложения за счет слов, обозначающих признаки
предмета, признаки действия. Составление предложений с сочетаниями, обозначающими
временные отношения. Глаголы настоящего времени 1-го и 3-го лица, прошедшего времени.
Словосочетание существительного в родительном падеже с предлогом У и без предлога
в значении принадлежности предмета или его отрицания (у козы, нет козы).
Выделение из предложений слов, обозначающих признаки предметов. Распространение
словосочетаний и предложений по вопросам какой? какая? какие? какое? Согласование
прилагательного с существительным в именительном, винительном и творительном падежах
единственного и множественного числа.
Практическое усвоение предложений с сочетаниями, обозначающими временные
отношения (глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени).
Сочетание местоимений с глаголами 2-го и 1-го лица. Сочетание числительного с
существительным. Количественные отношения и признаки предмета по счету.
Связная речь
Понимание вопросов, выработка умений кратно и полно отвечать на них, используя
побудительные, вопросительные и повествовательные предложения. Точное формулирование
вопросов учениками.
Развитие умения слушать рассказ учителя и товарищей, а также читаемый текст.
16

Воспроизведение содержания текста, сказки по иллюстрации. Рисование с помощью учителя
словесной картинки с использованием нескольких предложенных слов, объединенных
ситуацией. Самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным, иди
последующих.
Пересказ знакомой сказки или рассказа без пропусков, повторения и перестановок частей
текста (по вопросам учителя).
Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений (46), объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития
сюжета. Описание предмета по цвету, размеру, назначению.
Устные высказывания (с помощью учителя) о простых случаях из собственной жизни или
по аналогии с прочитанным, о событиях в школе, дома, полученных сведениях из календаря
погоды, на экскурсии, по сюжету, предложенному учителем.
Понимание, что такое текст, выделение его особенностей - целостности и связности.
Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок,
считалок.
Речевая этика. Понимание и использование предложений, выражающих приветствие,
благодарность, извинение, просьбу.
Описание хорошо известных предметов и демонстрируемых действий по вопросам
учителя, по образцу, по схематическому плану. Установление временной последовательности
событий по серии картин (2 - 3 картины) и умения передать их содержание при помощи учителя.
Пересказ текста, составление описательного рассказа по картинке и серии сюжетных
картинок. Сообщение о погоде, календарных данных, о событиях предшествующего дня.
Составление самостоятельного рассказа на заданную тему и написание изложений и сочинений.
Программа коррекционного курса охватывает следующие разделы:
1. Понятие о языке. Культура речи.
Общие сведения о языке. Русский язык — национальный язык русского народа,
государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Овладение
национально-культурными нормами речевого/неречевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Русский язык в
кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка.
Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык — язык русской художественной литературы.
Основные изобразительные средства русского языка и их использование в речи.
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные
критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции. Основные нормы русского литературного языка (орфоэпические,
лексические, грамматические, стилистические правописания).
Оценка
правильности,
коммуникативных
качеств
и
эффективности
речи.
Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и литературными
нормами современного русского литературного языка.
2. Фонетика, графика и орфоэпия.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков
в речевом потоке. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и
мягкости согласных. Соотношение звука и буквы. Слог. Ударение, его смыслоразличительная
роль, подвижность ударения при формо- и словообразовании. Интонация, ее функции. Основные
элементы интонации. Основные нормы произношения и ударения.
3. Лексика, морфология и морфемика.
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Однозначные и
многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Классификация частей речи.
Самостоятельные
(знаменательные)
части
речи.
Общекатегориальное
значение,
17

морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части
речи. Служебные части речи.
Основные способы образования слов.
4. Грамматика.
Согласование слов в словосочетаниях и предложениях. Правильное употребление предлогов.
Правильное употребление падежных окончаний имён существительных. Правильное
употребление числовых форм имён существительных. Согласование имён существительных и
имён прилагательных в роде, числе и падеже. Согласование существительных и глаголов
настоящего и прошедшего времени 3-го лица. Использование местоимений в предложениях.
Распространение простых предложений второстепенными членами и образование сложных
предложений. Согласование частей сложного предложения. Связь предложений по смыслу при
составлении текста.
5. Синтаксис и работа с текстом.
Единицы синтаксиса русского языка.
Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы
предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа
предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения.
Распространенные и нераспространенные типы простых предложений. Однородные члены
предложения. Сложные предложения.
Виды речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение). Виды речи (устная и
письменная, диалогическая и монологическая). Тексты устные и письменные. Понятие текста,
основные признаки текста (смысловая цельность, связность). Анализ текста с точки зрения его
темы, цели, основной мысли. Функционально-смысловые разновидности текста (повествование,
описание, рассуждение).
Адекватное понимание устной и письменной речи в соответствии с условиями и целями общения.
Овладение различными видами чтения.
Создание письменных текстов разных стилей и жанров, переработка текста.
Коррекционный курс «Развитие речи» тесно связан с предметами «Логоритмика»,
«Литературное чтение», «Русский язык», «Произношение»:
Наш класс, наша школа. Названия и назначения предметов, находящихся в классе.
Названия личных учебных вещей. Отличительные признаки 2-3 предметов, учебных
принадлежностей (назначение, форма, цвет, величина).
Правила поведения в классе и в школе. Речевой этикет: основные формы обращения.
Расположение школы и ее оформление. Двор школы и его оборудование. Экскурсия на
пришкольный участок. Расположение классов, учебных кабинетов и различных помещений.
Название и назначение помещений (классов, спален, игровых, учительской, спортивного зала,
актового зала и т.д.). Уметь объяснить дорогу в тот или иной кабинет. Вычерчивание простого
плана класса, этажа. Оборудование школы: мебель, учебные принадлежности, игрушки и
настольные игры, учебные пособия, их название и назначение (по 2-3 предмета). Обобщающие
понятия: мебель, учебные принадлежности, игрушки.
Профессии работников школы: учитель, воспитатель, врач, медсестра, повар, уборщица,
директор и др.
Самообслуживание детей: поддержание чистоты и порядка - обязанность детей и
взрослых. Способы разрешения споров и конфликтов (ролевые игры: как разрешить спор между
ребенком и ребенком, что делать, если ребенок не согласен со взрослым, как можно выяснить
непонятное и пр.).
Расписание уроков. Названия предметов, основные виды учебной деятельности
школьников. Названия дней недели, месяцев.
Столовая. Посуда и столовые приборы. Правила поведения за столом. Продукты
питания, их хранение. Названия блюд. Обобщающие понятия: посуда чайная, столовая,
18

кухонная; продукты.
Комнатные растения. Названия 2-3 растений (из тех, что есть в классе или в спальне),
части растений (листья, корни, цветки, стебель) правила ухода за ними. Животные живого
уголка (или пришкольного хозяйства).
Осень. Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Наблюдения за погодой,
описание погоды, фиксация наблюдений в классном календаре (тепло, холодно, пасмурно,
солнечно, сухо, дождливо, снег, облачно). Названия осенних месяцев.
Наблюдения за явлениями природы. Осень ранняя, золотая, поздняя (изменение окраски
листьев, начало и конец листопада).
Различения и называние 3-4 видов деревьев и 3 видов кустарников, растущих в данной
местности. Называние их частей.
Деревья, кустарники и цветковые растения на пришкольном участке в парке, лесу.
Охрана окружающей природы.
Осенние работы в саду, огороде, на пришкольном участке. Название наиболее
распространенных овощей и фруктов. Описание их по вкусу, запаху, форме, размеру. Способ их
приготовления. Садовые ягоды. Сбор урожая в саду и на огороде.
На рынке, в магазине "Овощи-фрукты" (ролевые игры).
Названия и отличительные признаки наиболее распространенных в данной местности
домашних животных и птиц. Особенности внешнего вида домашних животных и птиц, части тела
животных. Отличительные признаки: величина, окраска. Образ жизни: метообитания, питание,
польза, приносимая человеку. Уход за домашними животными. Профессии, связанные с уходом
за животными.
Детеныши домашних животных и птиц, их названия, отличительные особенности.
Обобщающие понятия: домашние животные.
Экскурсии в парк, лес, в поле, сад, на огород, на ферму, т.д.
Наш город (село). Название города (села), в котором учатся дети и в котором находится
школа. Главная улица (площадь) города (села). Культурно-просветительные учреждения и их
назначение. Памятники, парки, спортивные сооружения, театры, кинотеатры, клубы и проч.
Отличительные признаки города и села.
Магазины, их назначение. Профессии и труд людей, работающих в магазине. Речевой
этикет.
Улица. Название улицы, где находится школа. Название элементов улицы (дороги):
тротуар, проезжая часть, обочина, перекресток. Дорожные знаки. Правила перехода улицы.
Умение найти дорогу по словесному описанию, самостоятельно описать дорогу до дома.
Ориентация на элементарном плане улиц иди макете города.
Транспорт. Название и назначение основных видов транспорта. Части машин. Машины,
облегчающие труд людей (трактор, бульдозер, подъемный кран и т.д.). Некоторые профессии
людей, занятых на транспорте.
Правила поведения в транспорте. Речевой этикет. Правила поведения на улице, обход
транспорта. Обобщающие понятия: транспорт.
Зима. Сезонные изменения в природе. Морозы, снегопад, снежный покров, замерзание
водоемов, преобладание пасмурной погоды, продолжительность дня и ночи. Названия зимних
месяцев. Ведение календаря природы и погоды.
Зимний лес. Хвойные и лиственные деревья, кустарники зимой. Дикие животные
(характерные для данной местности). Жизнь диких животных зимой. Как дикие животные
готовятся к зиме. Зимой на реке (озере)
Зимняя одежда и обувь. Материал, из которого они изготовлены. Обобщающее понятия:
одежда, обувь.
Зимние развлечения детей. Название 3-4 зимних спортивных игр или видов спорта.
Птицы зимой. Названия 4-5 зимующих птиц (воробей, галка, ворона, синица, голубь и т.д.).
Их отличительные признаки. Названия отдельных частей тела птицы. Наблюдение за жизнью
птиц зимой. Почему птиц надо подкармливать? Изготовление кормушек, подкормка птиц.
Труд по поддержанию людьми порядка на улицах города. Зимой в селе.
19

Экскурсия для наблюдения за состоянием природы зимой, к местам обитания и
кормления птиц, в зоопарк (лесничество).
Праздник елки. Название и описание нескольких елочных игрушек.
Моя семья. Наш дом. Знание ребенка о себе: имя, полное имя, отчество, фамилия,
возраст, день рождения. Домашний адрес, телефон.
Состав семьи. Родственные отношения в семье. Любовь и уважение в семье - основа
благополучия человека. Речевой этикет дома. Участие ребенка в домашних делах.
Правила поведения в гостях и дома (ролевые игры).
Мамин праздник. Мама - самый близкий и родной человек. Заботливое отношение к
членам семьи, уважение домашнего труда.
Увлечения членов семьи, их профессии.
Весна. Сезонные изменения в природе. Потепление, появление проталин, таяние снега и
льда, ледоход, набухание почек, распускание листьев на деревьях, появление травы, цветение
растений, Названия весенних месяцев. Ведение дневников природы и погоды.
Наблюдение за ветками деревьев (тополя, бузины), поставленных в классе ранней
весной. Выгонка лука, проращивание бобовых или гороха.
Весна в лесу. Дикие животные весной. Названия 3-4 детенышей диких животных.
Различение классификационных групп: дикие и домашние животные.
Птицы весной. 3-4 названия перелетных птиц (грач, скворец, жаворонок и т.д.), их
отличительные признаки, внешний вид, образ жизни. Обобщающие понятия: зимующие и
перелетные птицы. Гнездование птиц. Польза, приносимая птицами. Охрана птиц и гнездовий.
Растения пришкольного участка, их названия. Выявление внешних отличительных
признаков на основе сравнения между собой 2-3х деревьев, 2х видов кустарников. Названия и
условия произрастания 3-4х травянистых растений.
Труд людей весной в саду, на огороде, начало полевых работ. Сельскохозяйственные
машины (трактор, сеялка, борона и др.). Профессии людей, связанных с полеводством
(тракторист, агроном).
Весенняя уборка улиц городов. Участие детей в работе на пришкольном участке.
Родная страна. Моя Родная страна – Россия. Столица России – Москва. Флаг России. Герб
России. Гимн России. Эмблема родного города. Санкт-Петербург – культурная столица России.
Достопримечательности родного города.
Здравствуй, лето! Сезонные изменения в природе. Наступление жарких дней (летний
зной), прогревание водоемов, полное распускание листьев, увеличение светового дня,
разнотравье. Названия летних месяцев. Охрана природы.
Лес летом. Названия 4-5 летних цветов, их описание (по форме, размеру, цвету).
Название составных частей цветка (корень, стебелек, листья, лепестки).
Названия 3-4 насекомых, характерных для данной местности (бабочка, пчела, гусеница,
комар и др.). Польза и вред, приносимые насекомыми.
Летом на реке. Названия 2-3х рыб, характерных для данной местности (сом, щука, карась
и др.). Части тела рыб (плавники, хвост, жабры).
Обобщающие понятия: насекомые, рыбы.
Труд людей летом.
Развлечения детей летом.

20

7. Тематическое планирование
2класс (68 часов)
№

Содержание занятий

1. Логопедическое обследование
2. Наша школа. Вводное занятие.

Количество
часов
1
1

3. Понятия текст, предложение, слово.

1

4. Ягоды. Грибы.

1

5. Виды предложений. Связь слов в предложении.

1

6. Осень. Сентябрь.

1

7. Понятия слово, слог. Слоговой анализ.

1

8. Овощи.

1

9. Правила переноса слов. Самостоятельная работа

1

10. Фрукты.

1

11. Мягкие и твёрдые согласные звуки, дифференциация

1

12. Осень. Октябрь.

1

13. Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами 2 ряда.

1

14. Деревья.

1

15. Мягкий знак - показатель мягкости согласных звуков. Диктант «Осень»

1

16. Осень. Ноябрь.

1

17. Перенос слов с мягким знаком. Разделительный мягкий знак.

1

18. Домашние животные.

1

19. Самостоятельная работа. Диктант

1

20. Дикие животные.

1

21. Дифференциация [п][6], [п'][6']

1

22. Домашние птицы.

1

23. Дифференциация [ф] [в] [ф'] [в'].

1

24. Дикие птицы.

1

25. Дифференциация [к] [г] [к'] [г'].

1

26. Рыбы.

1

27. Дифференциация [т] [д] [т'] [д']

1
21

28. Зима. Декабрь.

1

22

№

Содержание занятий

29. Дифференциация [ш] [ж]. Дифференциация [с] [ш]

Количество
часов
1

30. Транспорт.

1

31. Проверочная работа. Изложение «Снег»

1

32. Зима. Январь.

1

33. Дифференциация [с] [з] [с'] [з']. Дифференциация [с] [ц].

1

34. Мебель.

1

35. Закрепление изученных парных согласных. Изложение «Ёлка».

1

36. Посуда.

1

37. Дифференциация [ц] [ч']. Дифференциация [ч'] [т']

1

38. Инструменты. Инвентарь.

1

39. Дифференциация [з] [ж] Дифференциация [ч'] [щ'].

1

40. Зима. Февраль.

1

41. Диктант «Зимой в лесу»

1

42. Родина. Отечество.

1

43. Слова, обозначающие предметы

1

44. Наш город.

1

45. Самостоятельная работа. Учимся писать мини-сочинение

1

46. Профессии.

1

47. Слова, обозначающие действия предметов. Дифференциация слов предметов и
слов-действий.

1

48. Весна. Март.

1

49. Главные члены предложения.

1

50. Семья.

1

51. Слова, обозначающие признаки предметов. Изложение «Весна».

1

52. Одежда. Обувь.

1

53. Диктант «Воробьи»

1

54. Весна. Апрель.

1

55. Однокоренные слова. Работа с деформированным текстом

1

56. Космос.

1

57. Суффиксальный способ образования слов. Диктант «Птицы прилетели»

1

58. Первоцветы.

1
23

№

Содержание занятий

59. Префиксальный способ образования слов

Количество
часов
1

60. Насекомые. Изложение «Муравьи»

1

61. Дифференциация предлогов и приставок.

1

62. Весна. Май.

1

63. Сочинение «Скоро лето»

1

64. Устное народное творчество.

1

65. Изложение «Друзья»

1

66. Здравствуй, лето!

1

67. Итоговый диктант

1

68. Логопедическое обследование

1

24

3класс (68 часов)
№

Содержание занятий

Количество
часов
1
1

1.
2.

Логопедическое обследование
Наша школа

3.

1

4.

Предложение по цели высказывания. Распространение предложений, главные
и второстепенные члены предложения
Ягоды. Грибы.

5.

Состав предложения, связь слов в предложении.

1

6.

Осень. Сентябрь.

1

7.

Состав слова. Однокоренные слова

1

8.

Овощи.

1

9.

Сложные слова. Проверочная работа.

1

1

10. Фрукты.

1

11. Образование новых слов с помощью приставок

1

12. Осень. Октябрь.

1

13. Образование новых слов с помощью суффикса

1

14. Деревья.

1

15. Изложение «Осень». Работа над ошибками

1

16. Осень. Ноябрь.

1

17. Правописание безударных гласных в корне.

1

18. Домашние животные

1

19. Предлоги.

1

20. Дикие животные.

1

21. Дифференциация предлогов и приставок.

1

22. Домашние птицы.

1

23. Части речи. Имя существительное. Определение.

1

24. Дикие птицы.

1

25. Изменение существительных по числам. Склонение имен существительных.

1

26. Рыбы.

1

27. Склонение имен существительных по падежам.

1

28. Зима. Декабрь.

1

29. Закрепление темы склонение существительного по падежам

1
25

№

Содержание занятий

30. Транспорт.

Количество
часов
1

31. Диктант по теме «Зима»

1

32. Зима. Январь.

1

33. Имя прилагательное. Словообразование притяжательных, относительных,
качественных прилагательных

1

34.

Мебель.

1

35. Склонение имен прилагательных в единственном и во множественном числе.

1

36. Посуда.

1

37. Местоимение. Определение.

1

38. Инструменты. Инвентарь.

1

39. Виды местоимений Правописание местоимений с предлогами.

1

40. Зима. Февраль

1

41. Изложение.

1

42. Родина. Отечество.

1

43. Глагол. Определение. Изменение глагола по числам.

1

44. Наш город

1

45. Изменение глаголов по временам, лицам и числам

1

46. Профессии.

1

47. Роль глагола в предложении. Сказуемое. Разбор предложения по членам
предложения.

1

48. Весна. Март

1

49. Спряжение глаголов.

1

50. Семья

1

51. Сочинение на тему «Моя семья»

1

52. Одежда. Обувь.

1

53. Повторение и закрепление темы Глагол. Диктант

1

54. Весна. Апрель.

1

55. Повторение и закрепление пройденного материала

1

56. Космос

1

57. Разделительный Ь и Ъ знак

1

58. Первоцветы. Полевые и садовые цветы

1
26

№

Содержание занятий

59. Правописание слов с удвоенной согласной.
60.

Насекомые.

Количество
часов
1
1

61. Непроизносимые согласные в корне слова

1

62. Весна. Май

1

63. Учимся писать сочинение

1

64. Устное народное творчество

1

65. Повторение и закрепление изученного за год материала.

1

66. Здравствуй, лето!

1

67. Итоговый диктант.

1

68. Логопедическое обследование

1

27

4класс (68 часов)
№

Содержание занятий

1. Логопедическое обследование
2. Значение предложения. Понятие текст. Составление самостоятельного
рассказа по картинке.

Количество часов
1
1

3. Предложение по цели высказывания. Состав предложения, связь слов в 1
предложении.
4. Звуки и буквы. Дифференциация глухих и звонких, твердых и мягких
согласных.

1

5

Слог. Ударение

1

6

Состав слова. Корень

1

7. Однокоренные слова. Словобразование.

1

8. Родственные слова. Словоизменение.

1

9. Сложные слова. Проверочная работа.

1

10. Приставки. Образование слов с помощью приставок.

1

11. Суффиксы. Суффиксальный способ образования слов.

1

12. Суффиксально-префиксальный способ образования.

1

13. Дифференциация предлогов и приставок.

1

14. Дифференциация предлогов и приставок.

1

15. Диктант

1

16. Изложение.

1

17. Работа над ошибками.

1

18. Разделительные Ъ и Ь знаки.

1

19. Правописание безударных гласных в корне.

1

20. Части речи.

1

21. Имя существительное. Одушевленное, неодушевленное.

1

22. Собственное и нарицательное имя существительное

1

23. Изменение существительных по числам

1

24. Склонение имен существительных. Родительный падеж имен
существительных.

1

25. Склонение имен существительных. Дательный и винительный падежи
имен существительных.

1

26. Склонение имен существительных. Творительный и предложный
падежи имен существительных.

1

28

№

Содержание занятий

Количество часов

27. Закрепление темы склонение существительного по падежам.

1

28. Склонение имен существительных во множественном числе.

1

29 Изложение.

1

30 Работа над ошибками. Самостоятельная работа.

1

31. Диктант.

1

32. Повторение пройденного материала

1

33. Сочинение на тему «Зимние забавы»

1

34. Имя прилагательное.

1

35. Словообразование притяжательных, относительных, качественных
прилагательных

1

36. Склонение имен прилагательных в единственном числе

1

37. Склонение имен прилагательных в единственном числе (закрепление)

1

38. Склонение имен прилагательных во множественном числе.

1

39. Изложение с элементами сочинения.

1

40. Работа над ошибками.

1

41. Закрепление материала по теме имя прилагательное

1

42. Работа с деформированным текстом.

1

43. Сочинение по готовому плану.

1

44. Работа над ошибками.

1

45. Местоимение.

1

46. Виды местоимений

1

47. Склонение местоимений по падежам

1

48. Правописание местоимений с предлогами.

1

49. Глагол. Вид глагола

1

50. Изменение глаголов по временам.

1

51. Изменение глагола по лицам и числам.

1

52. Повторение и закрепление пройденного.

1

29

№

Содержание занятий

Количество часов

53. Проверочная работа.

1

54. Изложение.

1

55. Работа над ошибками.

1

56. Повторение изученного материала по теме глагол

1

57. Согласование глагола с существительными и местоимениями в
предложении

1

58. Роль глагола в предложении. Сказуемое. Разбор предложения по
членам предложения.

1

59. Спряжение глаголов.

1

60. Повторение и закрепление материала по теме глагол

1

61. Изложение.

1

62. Работа над ошибками.

1

63. Слова с удвоенной согласной

1

64. Непроизносимые согласные в корне слова

1

65. Сочинение на тему «Если бы я был волшебником»

1

66. Работа над ошибками.

1

67. Итоговый диктант.

1

68. Логопедическое обследование

1

30

8. Материально – техническое обеспечение
Рабочие тетради Н.Э. Теремкова
Рабочие тетради Е.В. Мазанова
Технические средства обучения
Классная доска, компьютер, колонки, магнитофон, принтер, музыкальные инструменты, бубен,
ложки, Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и
индивидуальной работы.
−
−
−
−
−
−
−
−

Оборудование класса
Ученические столы с комплектом стульев
Стол учительский
Классная доска
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Настенное зеркало.
Зеркало
Су-джоки.

Дидактический материал для диагностического обследования
1. Материал для диагностики фонетического восприятия, фонематического анализа и
синтеза, фонематических представлений
2. Материал для диагностики слоговой структуры слова
3. Материал для диагностики грамматического строя речи
4. Счетный материал (цифры, игрушки)
5. Разрезные картинки (2-4-6 частей)
6. Материал для обследования словаря
7. Материал для обследования грамматического строя речи
8. Альбом для логопеда
Развивающие игры развитие зрительного внимания, памяти,
мышления, ориентировки во времени
1.
Д/игра «Собери слово» (определение первого и последнего звука в слове»
2.
Д/игра «Умники и умницы»
3.
Д/игра «Собери букву»
4.
Д/игра «Читаем по слогам»
5.
Логическая игра-конструктор
6.
Логопедический тренажер
7.
Арифметический тренажер
12.
Логопедическое лото
13.
Четвертый лишний
14.
Д/игра «Что сначала, что потом»
15.
Д/игра «Времена года»
16.
Д/игра «Пазлы»

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Дидактический материал для развития мелкой и общей моторики
Шнуровка
Бусы
Пазлы
Пуговицы
Счётные палочки
Мозаика
31

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Нитки
Прищепки
Трафареты
Массажные мячи игольчатые
Массажные мячи
Раскраски
Дидактический материал по формированию фонематического восприятия,
звукового анализа и синтеза
Д/игра «Логопедическое лото»
Дудочки
Свисток
Погремушка
Д/игра «Определи первый звук в слове»
Л/игра «Звуки [Ч] [Щ], я вас различаю»
Л/игра «Звуки [С] [З] [Ц], я вас различаю»
«Звуки [Ш] [Ж], я вас различаю»
Л/игра «Буквы, слоги и слова»

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Дидактический материал по формированию лексико-грамматического строя речи
Предметные картинки по лексическим темам
Набор сюжетных картин
Набор предметных картин
Подвижные игры
Многозначные глаголы
Многозначные существительные
Лексический материал
Буквы
Д/игра «Один и много»

7.
8.
9.
10.
11.
12.

32

33

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».