Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 1
Рабочая программа
начального общего образования обучающихся с ОВЗ
(варианты 2.2, учебный план № 1)
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ТЕХНИКА РЕЧИ
(для 1-2 классов общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы)
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .......................................................................... 3
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО
ВОСПРИЯТИЯ И ТЕХНИКА РЕЧИ» ............................................................... 10
1 КЛАСС .......................................................................................................... 10
2 КЛАСС .......................................................................................................... 15
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НА УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты ...................................................................................... 23
Метапредметные результаты …………………………………………..…...24
Предметные результаты ..................................................................................... 27
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ………………………………………. 34
1 КЛАСС ......................................................................................................... 34
2 КЛАСС ......................................................................................................... 38
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая по обязательному предмету коррекционноразвивающей области внеурочной деятельности «Развитие слухового
восприятия и техника речи» разработана на основе требований к результатам
освоения ФАОП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
(вариант 2.2, учебный план № 1), и ориентирована на целевые приоритеты,
сформулированные в Федеральной программе воспитания.
Федеральная
рабочая
программа
по
предмету
коррекционно-
развивающей области «Развитие слухового восприятия и техника речи»
включает пояснительную записку, содержание обучения для 1-2 класса,
распределенное по годам обучения, планируемые результаты освоения
данного
предмета
слабослышащими,
позднооглохшими
и
кохлеарно
имплантироваными обучающимися на уровне начального общего образования
при реализации ФАОП НОО и тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает цели и задачи предмета коррекционноразвивающей области «Развитие слухового восприятия и техника речи»,
раскрывает основные направления работы, место занятий в структуре
учебного
плана,
требования
к
оснащению
занятий,
текущему
и
периодическому учету. В разделе «Планируемые результаты» представлены
результаты по всем разделам образовательно-коррекционной работы на
занятиях по развитию слухового восприятия и техники речи в соответствии
с годом обучения (по классам). В тематическом планировании описывается
программное содержание каждого раздела обучения (по классам), дана
характеристика видов деятельности, которые целесообразно использовать в
процессе образовательно-коррекционной работы.
На занятиях «Развитие слухового восприятия и техника речи» у
обучающиеся развиваются навыки социокультурной адаптации, регуляции
поведения, адекватного взаимодействия в социуме за счет получения более
полной информации об окружающей среде при ориентации в социально
значимых неречевых звучаниях окружающего мира, совершенствования
навыков устной коммуникации. У них расширяются познавательные интересы
в связи с получением более полной информации об окружающей среде,
формируется готовность применять приобретенный опыт в восприятии
неречевых звуков окружающего мира и навыки устной коммуникации при
реализации различных проектов для организации учебной деятельности и
содержательного культурного досуга, в том числе совместно со слышащими
сверстниками.
Обучающиеся
овладевают
базовыми
сенсорными
способностями, необходимыми для более полноценного развития речевого
слуха, восприятия неречевых звучаний, музыки; у них развивается восприятие
различных звучаний музыкальных инструментов (игрушек) - барабана, дудки,
гармошки, свистка, металлофона, бубна, ксилофона, маракасов, треугольника,
румб, неречевых звучаний окружающего мира - бытовых шумов, шумов,
связанных с проявлениями физиологического и эмоционального состояния
человека, городских шумов, голосов животных и птиц, шумов связанных с
явлениями природы, различение и опознавание разговора и пения, мужского
и женского голоса. Наряду с традиционными музыкальными инструментами
для обогащения сенсорной сферы обучающихся могут применяться
«Звучащие чаши», включающие молоточек и подушечку, «Большой и малый
гонги», передающие целую гамму звуков разнообразных по высоте и глубине
звучания;
шумовые
имитирующие
инструменты
различные
звуки
«Океан»,
природы
(от
«Дождь»,
легкого
«Ливень»,
прибоя
до
девятибалльного шторма и от «грибного» дождичка до тропического ливня),
«Тамбурины», имеющие десятки возможных способов звукоизвлечения;
«Африканские ксилофоны».
Важное значение на занятиях придается развитию слухозрительного и
слухового восприятия устной речи, ее произносительной стороны. У
обучающихся целенаправленно развиваются мотивы овладения устной речью,
достижения высоких результатов в области ее восприятия и воспроизведения,
активной устной коммуникации, постоянного пользования индивидуальными
слуховыми аппаратами, стремление реализовывать сформированные умения и
навыки в процессе устной коммуникации в урочное, внеурочное и
внешкольное время.
На фронтальных занятиях «Развитие слухового восприятия и техника
речи» реализуются три направления работы:
• формирование у обучающихся базовых способностей, необходимых для
слухового восприятия: умений вычленять разнообразные звуковые
сигналы (наличие устойчивой двигательной реакции на неречевые и
речевые
стимулы)
и
дифференцировать
их
по
длительности,
интенсивности, высоте и тембру при использовании элементарных
музыкальных инструментов (игрушек);
• развитие
восприятия
социально
значимых
неречевых
звучаний
окружающего мира (уличных сигналов и шумов, бытовых шумов,
голосов птиц и животных);
• развитие восприятия и воспроизведения устной речи.
Обучение
проводится
при
пользовании
обучающимися
индивидуальными средствами слухопротезирования.
Содержание занятий должно быть доступно всем обучающимся класса
как с точки зрения восприятия неречевых звучаний, так и в области развития
речевого слуха и произносительной стороны речи.
На данных занятиях развитие речевого слуха, слухозрительного
восприятия
речи,
обучение
произношению
строится
на
основе
преемственности с индивидуальными занятиями. При этом первичные
произносительные умения у обучающихся формируются на индивидуальных
занятиях, а их закрепление осуществляется как на индивидуальных занятиях,
так и на фронтальных занятиях. Это предполагает обязательное совместное
планирование специальной
(коррекционной) работы по
закреплению
произносительных умений и навыков, реализацию единых требований к
устной речи обучающихся.
Речевой материал - слова, словосочетания, фразы, короткие диалоги,
чистоговорки,
рифмовки,
короткие
стихотворения,
а
также
слоги,
слогосочетания и отдельные звуки, отбирается с учетом знакомости и
необходимости обучающимся в общении на уроках и во внеурочное время, а
также в соответствие с фонетической задачей занятия (речевой материал
специально насыщен закрепляемыми в данный период обучения элементами
звуковой и ритмико-интонационной структуры речи).
По окончании обучения на уровне НОО обучающиеся должны достигать
следующих результатов в освоении курса «Развитие слухового восприятия и
техника речи»:
желание и умения обучающихся вступать в устную коммуникацию в
процессе учебной и внеурочной деятельности, в знакомых жизненных
ситуациях;
стремление к овладению восприятием и воспроизведением устной речи;
желание
и
умения
пользоваться
индивидуальными
средствами
слухопротезирования (с учетом аудиолого-педагогических рекомендаций);
умения восприятия на слух (с помощью индивидуальных слуховых
аппаратов или с помощью кохлеарного импланта и индивидуального
слухового
аппарата
(кохлеарных
имплантов)
в
зависимости
от
слухопротезирования обучающегося) речевого материала, связанного с
учебной и внеурочной деятельностью;
умения восприятия на слух речевого материала слабослышащими
обучающимися без использования слуховых аппаратов;
при затруднении в восприятии устной речи реализация умений
вероятностного
прогнозирования
речевой
информации
на
основе
воспринятых элементов речи, коммуникативной ситуации, речевого и
внеречевого контекста;
выражение непонимания в устных высказываниях при затруднении в
восприятии речевой информации;
умения произнесения отработанного речевого материала внятно и
естественно
при
использовании
в
процессе
устной
коммуникации
естественных невербальных средств (соответствующего выражения лица,
позы, пластики);
умения реализовывать сформированные произносительные умения в
самостоятельной речи и при чтении, декламации стихотворений, применять
сформированные навыки самоконтроля произношения;
умения реализовывать сформированные коммуникативные действия, а
также знакомые правила речевого этикета в процессе овладения восприятием
и воспроизведением устной речи, а также в процессе устной коммуникации в
учебной и внеурочной деятельности.
приобщение
к
музыкально-ритмической
деятельности
(при
использовании индивидуальных слуховых аппаратов); желание участвовать в
доступных видах музыкально-ритмической деятельности при реализации
сформированных умений;
умения
проявлять
творческие
способности
в
художественной
деятельности, связанной с музыкой;
умения
восприятия
электроакустической
(с
коррекции
помощью
слуха)
индивидуальных
слухозрительно
и
средств
на
слух
отработанного речевого материала; закрепление произносительных умений
(при использовании фонетической ритмики и музыкальных средств);
овладение тематической и терминологической лексикой, а также
лексикой по организации учебной деятельности данного коррекционноразвивающего курса;
реализация сформированных умений в различных видах внеурочной
художественной деятельности, в том числе совместной с нормативно
развивающимися обучающимися;
умения восприятия на слух (с индивидуальными слуховыми аппаратами
и без них, или с кохлеарными имплантами (имплантом) и индивидуальным
слуховым аппаратом в зависимости от слухопротезирования обучающихся),
словесного определения доступных неречевых звучаний окружающего мира,
включая социально значимые бытовые и городские шумы, шумы, связанные с
явлениями природы, шумы, связанные с проявлениями физиологического и
эмоционального состояния человека, разговор и пение, мужской и женский
голоса;
умения произносить отработанный речевой материал эмоционально,
внятно и естественно, использовать при устной коммуникации естественные
невербальные средства (соответствующее выражение лица, позу, пластику);
соблюдение сформированных произносительных умений в самостоятельных
высказываниях;
при
общении
с
использованием
устной
речи
реализация
сформированных коммуникативных действий, соблюдение знакомых правил
речевого этикета;
владение тематической и терминологической лексикой, а также
лексикой по организации учебной деятельности данного коррекционноразвивающего курса;
применение приобретенного опыта в восприятии неречевых звуков
окружающего мира и навыков устной коммуникации в учебной и различных
видах внеурочной деятельности (при использовании индивидуальных
слуховых аппаратов), в том числе совместной со слышащими обучающимися
и взрослыми
Мониторинг включает текущий учет достижения обучающимися
планируемых результатов (на каждом занятии) и периодический учет
освоения содержания данного коррекционного курса, который проводится в
конце каждой четверти. В содержание периодического учета входит изучение
результатов работы по развитию у обучающихся слухового восприятия
неречевых звучаний - звучаний элементарных музыкальных инструментов
(игрушек), звуков окружающего мира, а также восприятия и воспроизведения
речевого материала, планируемого вместе с педагогическим работником,
ведущим занятия «Формирование речевого слуха и произносительной
стороны речи». По результатам мониторинга педагогический работник,
ведущий занятия «Развитие слухового восприятия и техника речи» составляет
отчет о достижении планируемых результатов обучения по всем его
направлениям - развитие слухового восприятия с помощью элементарных
музыкальных инструментов (игрушек), развитие восприятия неречевых
звучаний окружающего мира, развитие восприятия и воспроизведения устной
речи обучающихся, и предоставляет его администрации образовательной
организации. Кроме этого, желательно, чтобы данный педагогический
работник принимал участие в обследовании восприятия и воспроизведения
устной речи, проводимом на индивидуальных занятиях «Формирование
речевого слуха и произносительной стороны речи», участвовал в ежегодном
составлении характеристики слухоречевого развития каждого обучающегося
(совместно с педагогическим работником, ведущим индивидуальные занятия
и музыкально-ритмические занятия).
Организация фронтальных занятий по развитию слухового восприятия и
техники
речи
предполагает
постоянное
пользование
обучающимися
индивидуальными средствами слухопротезирования (с учетом аудиологопедагогических рекомендаций).
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФАОП НОО
«Развитие слухового восприятия и техника речи» (фронтальные занятия)
являются обязательным предметом коррекционно - развивающей области
внеурочной деятельности. «Развитие слухового восприятия и техника речи»
проводятся в 1-2 классах по одному часу в неделю. Продолжительность
занятия в 1 классе составляет 35 минут, во 2 классе - 40 минут. При
составлении расписания рекомендуется равномерное распределение занятий в
течение учебной недели.
Часы коррекционно-развивающей области не входят в предельно
допустимую учебную нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация
данной области осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную
деятельность (количество часов на коррекционно-развивающую область
должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения)
(пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
Образовательная
организация
вправе самостоятельно
определять
технологии, способы организации деятельности обучающихся в процессе
освоения курсов коррекционно-развивающей области.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ТЕХНИКА РЕЧИ»
ВАРИАНТ 2.2 (учебный план № 1)
Примерное распределение часов на курсы,
входящие в коррекционно-развивающую область
Предметные
области
Классы
Учебные предметы
Внеурочная деятельность (включая
коррекционно-развивающую область)
Коррекционно-развивающая область, из них:
1. Формирование речевого слуха и
произносительной стороны устной речи
(индивидуальные занятия)
2. Развитие слухового восприятия и техника
речи (фронтальные занятия)
3. Музыкально-ритмические занятия
(фронтальные занятия)
Итого
I
Количество часов в неделю
II
III
IV
3
3
Все
го
2
2
10
1
1
2
2
2
2
8
5
5
5
5
20
2
1 КЛАСС
(1 час в неделю, 33 ч. в год)
Содержание работы по развитию слухового восприятия и техники речи
включает восприятие речевых и неречевых звучаний, музыки; закладывает
основы представлений слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно
имплантированных обучающихся о многообразии и богатстве мира звуков,
способствует формированию и совершенствованию навыков восприятия
и воспроизведения ритмико-интонационной структуры звучащей речи,
различных неречевых звучаний, музыки и шумов, формированию навыков
практической ориентации в звучащем мире. Создаются предпосылки
к формированию
навыков
общения
слабослышащих,
позднооглохших
и кохлеарно имплантированных обучающихся с окружающими при помощи
не только внятной, но и эмоционально-выразительной речи, повышается их
культурный уровень.
Содержание фронтального занятия по развитию слухового восприятия и
технике речи включает два раздела: развитие слухового восприятия и техника
речи.
Развитие слухового восприятия
Работа по развитию слуха включает:
•
развитие слухового восприятия речевых и неречевых звучаний,
музыки, ритмико-интонационной структуры звучащей речи, различных
шумов, формирование навыков практической ориентации в звучащем мире;
•
восприятие слухозрительно и на слух (с индивидуальными
слуховыми аппаратами и без них, с кохлеарными имплантами) знакомого и
необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала
(фраз, слов, словосочетаний); восприятие и воспроизведение текстов
диалогического и монологического характера, отражающих типичные
ситуации общения в учебной и внеурочной деятельности;
•
восприятие речи с помощью звукоусиливающей аппаратуры
стационарного типа, FM-системы, индивидуальных аппаратов, кохлеарных
имплантов. Восприятие шёпотной речи (со слабослышащими I и II степени,
а также
кохлеарно
имплантированными
обучающимися)
на
слух
(без слухового аппарата, с кохлеарным имплантом);
•
восприятие на слух небольших текстов, содержание которых
близко личному опыту и наблюдениям учащихся; понимание содержания
текста и выделение его главной мысли. Восприятие на слух фраз, содержащих
незнакомые
слова,
словосочетания;
восприятие
на
слух
текстов
с
незнакомыми по значению словами, разъясняемыми контекстом. Восприятие
на слух информации по радио, телевидению;
•
произнесение
отработанного
речевого
материала
голосом
нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, достаточно внятно
и
естественно,
эмоционально,
реализуя
сформированные
навыки
воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи,
используя естественные невербальные средства коммуникации (мимику лица,
позу, пластику и т. д.), соблюдая речевой этикет; осуществление самоконтроля
произносительной стороны речи, знание орфоэпических правил, их
соблюдение в речи, реализация в самостоятельной речи сформированных
речевых навыков;
•
неречевой
материал
содержит
разные
по
акустическим
характеристикам звуки: на начальных этапах обучения это контрастные
звучания (высокочастотные — низкочастотные); на последующих этапах
обучения — близкие в частотном диапазоне звучания. Восприятие неречевых
звучаний производится по темам «Звуки природы», «Транспорт», «Дикие
животные», «Домашние животные», «Музыкальные игрушки», «Перелётные
птицы», «Зимующие птицы», «Насекомые», «Бытовые шумы» и т. д.;
•
восприятие и различение на слух музыки. Формирование
первоначальных знаний о музыке; опыта хорового исполнительства (во время
речитативного пения); формирование первичных знаний о композиторах.
Таким образом, на занятиях закладывается основа для применения
навыков устной коммуникации и приобретенного опыта в восприятии
неречевых звуков окружающего мира и музыки в учебной и различных видах
внеурочной деятельности, в том числе совместной со слышащими детьми
и взрослыми.
Восприятие и различение на слух речи. Обучающиеся воспринимают на
слух с помощью стационарной звукоусиливающей аппаратуры / FM-системы
и без неё, с помощью слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов
(на оптимальном расстоянии) знакомый по значению речевой материал (слова,
словосочетания, фразы):
1)
обиходно-разговорного характера, относящегося к организации учебной
деятельности типа: Как ты слышишь? Как зовут твою учительницу? Какой
сейчас урок? Различение имен и фамилий обучающихся; простейших
приказаний и поручений; вопросов; целевых установок (будем слушать, будем
говорить, будем играть и т. д.);
2)
речевого материала, относящегося к изучению общеобразовательных
предметов по темам «Школа», «Учебные вещи», «Игрушки», «Овощи»,
«Фрукты», «Осень» и др.
Обучающиеся определяют темп и характер речи учителя (громко, тихо,
быстро,
медленно);
различают
и
воспринимают
ритм
простейших
слогосочетаний типа: та, па, таТА, Папа, таТАта, папаПА, Татата и т. д.;
определяют и воспроизводят ритм слов; определяют количество слогов
в словах, устанавливают их последовательность (односложные, двухсложные,
трёхсложные
слова)
из
вышеперечисленных
тем;
начало
и конец
словосочетаний; воспринимают речевой материал с электронного носителя
(сказки, стихи, рассказы).
Примерный материал для восприятия: К.И. Чуковский. «Мухацокотуха». Русская народная сказка «Лиса и журавль». Английская народная
сказка «Три поросёнка», перевод С. Михалкова.
Восприятие и различение на слух неречевых звучаний. В процессе
обучения слабослышащие, позднооглохшие и кохлеарно имплантированные
школьники воспринимают и различают на слух неречевые звучания
(музыкальные игрушки, шумы). Определяют источник звучания с помощью
музыкальных игрушек: барабан — дудка, гармонь — бубен, звучащие
игрушки; направление звука (спереди, сзади, справа, слева); число звуковых
сигналов и воспроизводят их количество на инструменте (барабане,
металлофоне, бубне и т.д.). Воспроизводят силу звучания инструмента;
долготу и краткость звучания. Различают и воспроизводят слитное
и прерывистое звучание; шумы (в количестве 2—4) по темам «Звуки
природы», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Дикие животные»,
«Дикие птицы», «Игрушки», «Транспорт».
Восприятие и различение музыки, песен. Обучающиеся на занятиях
различают музыкальные ритмы (марш, вальс, польку), сопровождают их
прослушивание
движением,
дирижированием;
определяют
характер
музыкальных ритмов (весёлый — грустный, спокойный – бодрый) и средства
музыкальной выразительности (быстрый — медленный, громкий — тихий,
плавный — резкий); отличают музыку от песни; хоровое исполнение
от сольного.
Примерный музыкальный материал для слушания: В. А. Моцарт
«Менуэт». И. Дунаевский «Марш» (из кинофильма «Весёлые ребята»).
Ф. Шопен «Вальс». П. Чайковский «Времена года» («Октябрь», «Январь»,
«Апрель»). К. Бобеску «Лес». М. Блантер, сл. М. Исаковского «Колыбельная».
С. Прокофьев «Сказочка». П. Чайковский «Детский альбом» («Болезнь
куклы», «Марш деревянных солдатиков», «Баба-Яга»). Т. Потапенко, сл. Н.
Найдёновой «Песенки-загадки о животных». Э. Григ «Птичка». Т. Попатенко,
сл. М. Ивенса «Скворушка прощается». М. Глинка «Марш Черномора». П.
Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». Е. Камбурова, сл. А.
Барто «Песенки для малышей»: «Кораблик», «Зайка», «Грузовик», «Бычок»,
«Мишка», «Слон». Ф. Шопен «Вальс». П. Чайковский «Итальянская полька».
С. Дворецкий «Марш». П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков». Р.
Шуман «Смелый наездник». П. Чайковский «Камаринская». М. Качурбина
«Мишка с куклой». С. Прокофьев «Марш», русская народная песня «Ах вы,
сени».
Восприятие и различение песен. Примерный материал: Песни
В. Шаинского: «Белые кораблики», «Антошка», «Чебурашка», «Песенка
крокодила Гены», «Улыбка», «Белочка»; Л. Бекман, сл. Р. Кудашёвой
«Ёлочка», «В лесу родилась ёлочка», «Дед Мороз».
Техника речи
Работа над техникой речи включает:
•
выработку умения самостоятельно распределять дыхательные паузы,
выделяя синтагмы при чтении, при пересказе текста, соблюдать подвижность
ударения сообразно изменению формы слова;
•
формирование произносительной стороны речи, подразумевающее
отработку правильного произношение звуков речи и их сочетаний в словах,
дифференцированное
произношения
звуков
в
слогах
и
словах,
дифференцированное произношение звуков, родственных по артикуляции,
в ходе их усвоения.
Фронтальное занятие по развитию слухового восприятия и технике
речи проводится в специально оборудованном слуховом классе, с
использованием
имплантов.
индивидуальных
Возможно
слуховых
использование
аппаратов,
на
занятиях
кохлеарных
стационарной
звукоусиливающей аппаратуры / радио класса (FM-системы).
2 КЛАСС
(1 час в неделю, 34 ч. в год).
Занятие по развитию слухового восприятия и технике речи проводится
в
специально
оборудованном
слуховом
классе,
с использованием
индивидуальных слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов. Возможно
использование на занятиях стационарной звукоусиливающей аппаратуры /
радио класса (FM-системы).
Содержание фронтального занятия по развитию слухового восприятия и
технике речи включает: 1) восприятие и различение речевых и неречевых
звучаний; 2) восприятие и различение музыки; 3) формирование фонетически
внятной, выразительной устной речи обучающихся.
Формирование
речевого
слуха
и
речи
у
слабослышащих,
позднооглохших и кохлеарно имплантированных обучающихся тесно связано
между собой. Формирование устной речи происходит на слуховой
и слухозрительной основе. В свою очередь, навыки восприятия речи на слух
совершенствуются в процессе формирования произношения. На фронтальных
занятиях речевое поведение детей формируется на основе активного
использования развивающегося слухового и слухозрительного восприятия
устной
речи
при
постоянном
применении
различных
типов
электроакустической аппаратуры (стационарных устройств, индивидуальных
слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов).
Со
слабослышащими,
позднооглохшими
и
кохлеарно
имплантированными обучающимися работа по развитию слухоречевых
навыков
предусматривает:
выработку
слухозрительной
основы
для восприятия устной речи с помощью слуховых аппаратов (и без них) или
кохлеарных имплантов; интенсивное развитие остаточного слуха; усиление
слухового
компонента в слухозрительном восприятии
устной речи;
обогащение и уточнение представлений о речевых и неречевых звуках;
развитие связной речи; совершенствование навыков речевого общения как
одного из важнейших факторов социальной адаптации; формирование
навыков коммуникативного общения.
Развитие слухового восприятия
Содержание работы по развитию восприятия речевых и неречевых
звучаний, музыки закладывает основы представлений слабослышащих,
позднооглохших
и
кохлеарно
имплантированных
обучающихся
о многообразии и богатстве мира звуков, способствует формированию
и совершенствованию навыков восприятия и воспроизведения ритмикоинтонационной структуры звучащей речи, различных неречевых звучаний,
музыки и шумов, формированию навыков практической ориентации
в звучащем мире. Создаются предпосылки к формированию навыков общения
слабослышащих,
школьников
с
позднооглохших
окружающими
и
при
кохлеарно
помощи
не
имплантированных
только
внятной,
но и эмоционально-выразительной речи, повышается их культурный уровень.
С обучающимися работа по развитию слухового восприятия проводится
на трёх уровнях: различение, опознавание и распознавание.
Различение — восприятие обучающимися на слух речевого и неречевого
материала, который использовался в процессе слуховой тренировки, т. е.
знакомого
по
звучанию.
Различение
осуществляется
в ситуации
ограниченного наглядного выбора при использовании материальных опор
(предметов, картинок, табличек, макетов, схем и т. д.).
Опознавание
—
восприятие
обучающимися
на
слух
речевого
и неречевого материала, знакомого по звучанию вне ситуации наглядного
выбора.
Распознавание — восприятие обучающимися на слух речевого
и неречевого материала, незнакомого по звучанию вне ситуации наглядного
выбора.
В основе работы по развитию слуха лежит слуховая тренировка
восприятия устной речи, неречевых звучаний и музыки с помощью
индивидуальных слуховых аппаратов (и без них) или с помощью кохлеарных
имплантов. При этом большое внимание уделяется устной речи обучающихся,
которая сопровождает слуховую работу в виде отчётов, повторений, ответов
на вопросы и т. д.
Развитие
речевого
слуха
осуществляется
на
основе
дифференцированного содержания обучения восприятию речи на слух
в зависимости от особых образовательных потребностей обучающихся
в отношении характера речевого материала, способа его предъявления,
а также
условий,
в которых
осуществляется
слуховая
тренировка.
На фронтальных занятиях речевой материал предъявляется или сразу на слух,
или после короткой тренировки в восприятии его слухозрительно.
Обучающимся со значительным снижением слуха в области основных
речевых частот и низким уровнем развития речи речевой материал
предъявляется сначала слухозрительно, а потом на слух.
Развитие речевого слуха обучающихся проводится с использованием
разных видов речевой деятельности на речевом материале различной степени
сложности. Речевой материал, предъявляемый на занятии, в основном должен
быть знаком обучающимся по значению. Вместе с тем постепенно включается
и незнакомый по значению материал. При обучении восприятию на слух
речевых единиц (фраза, словосочетание, слово) на занятии ученикам
предъявляется грамматически и семантически неоднородный речевой
материал. Речевой материал подбирается не по грамматическому или
фонетическому принципу. Решающим признаком, по которому речевой
материал включается в слуховую тренировку, является смысловая, социальная
значимость, его необходимость в общении, употребляемость в бытовых
ситуациях и в ходе учебно-воспитательного процесса.
Восприятие и различение на слух речи. Направление включает в себя
восприятие на слух с помощью слуховых аппаратов или кохлеарных
имплантов (на оптимальном для обучающихся расстоянии) знакомого
по значению речевого материала (слов, словосочетаний, фраз, небольших
текстов):
1) обиходно-разговорного характера, относящегося к организации
учебной деятельности, целевые установки;
2) относящегося к изучению общеобразовательных предметов по темам:
«До свидания, лето!», «Ягоды», «Грибы», «Осенний лес», «Осень»,
«Перелётные птицы», «Как звери готовятся к зиме», «Зима», «Зимние забавы»,
«Зимующие птицы», «День защитника Отечества», «Мамы всякие нужны»,
«Транспорт», «Весна», «Насекомые», «Весной в лесу», «Наша страна –
Россия».
Обучающиеся должны уметь не только воспринимать ранее пройденный
материал, но и вести диалог с одноклассниками и учителем класса. При
восприятии речевого материала применяются различные виды работы,
которые учитель подбирает в зависимости от индивидуальных возможностей
обучающихся и цели занятия, с учётом дидактического принципа «от простого
к сложному»: выполнение поручений на практическом материале и отчёт;
использование речевых игр; ответы на вопросы; восприятие слова или фразы
и выбор соответствующей картинки; составление или выбор из фразы
словосочетаний по схеме; повторение предложения, подсчёт количества слов;
дополнение тематического ряда слов; дополнение — распространение —
сокращение предложений;
запоминание слов и повторение в той же
последовательности; определение пропущенного слова в условиях учебной
ситуации; выделение звуков в начале слов и составление из них нового слова;
составление предложения с опорными словами; восприятие в предложении
слов с перемещающимся логическим ударением и воспроизведение их;
восприятие
интонационных
деформированного
структур
предложения
или
предложения;
текста
с
восстановление
опорой
на картинки;
использование учебной («подсказывающей») ситуации в мини-инсценировках
с включением кратких диалогов; составление рассказа по серии картинок;
составление рассказа по картине (открытой, закрытой, конструктивной),
макету, презентации; деление текста на части; составление плана рассказа;
выборочный пересказ или пересказ всего текста, воспринятого на слух;
пересказ текста с включением диалогических единств; озаглавливание текста;
слуховые диктанты.
Работая над ритмико-интонационной структурой речи, обучающиеся
определяют и воспроизводят темп и характер речи учителя и одноклассников;
начало и конец предложения; количество слов в предложении и их
последовательность; воспроизводят ритм слов в предложении; определяют и
воспроизводят паузы в предложении; воспринимают и воспроизводят
логическое ударение в предложении; речевой материал с записи (сказки,
стихи, рассказы).
Примерный материал для восприятия с записи: русская народная сказка
«Гуси-лебеди», К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Доктор Айболит», Ю.
Энтин «Бременские музыканты», русская народная сказка «По щучьему
велению», В. Бианки «Заяц на дереве», «Синичкин календарь».
Восприятие и различение на слух неречевых звучаний. Во время работы
в этом направлении у обучающихся совершенствуются умения воспринимать
и различать на слух неречевые звучания (музыкальные игрушки, шумы).
Обучающиеся определяют направление звука (слева, справа, сзади, спереди);
высоту тона (высокий - низкий), длительность звука (долгий - короткий), силу
звука (громкий - тихий); определяют и воспроизводят темп звучания (быстрый
- медленный) и ритм звучания (чередование долгих и коротких звуков,
акцентов); отличают музыку от разговора, музыку от пения, пение от
разговора; различают голоса учителей и одноклассников. Различают шумы
(в количестве от 3 до 5) по темам: «Голоса животных и птиц», «Шум
городского
транспорта», «Звуки
леса, поля», «Погодные изменения
в природе» и т. д.
Восприятие и различение музыки. Во время работы над восприятием
и различением
музыки
и
песен
обучающиеся
различают
характер
и настроение музыкальных ритмов, музыкального произведения (песни
известных композиторов, современные танцевальные мелодии, классические
произведения); отличают хоровое исполнение от сольного.
Примерный музыкальный материал для слушания: М. Мусоргский
«Балет невылупившихся птенцов», «Гном» (из фортепьянного цикла
«Картинки с выставки»), П. Чайковский «Подснежник» (из цикла «Времена
года»), С. Прокофьев «Шутка», И. Дунаевский «Полька» (из кинофильма
«Кубанские казаки»), В. Калинников «Грустная песенка», Г. Свиридов
«Метель», И. Дунаевский «Увертюра» (из кинофильма «Дети капитана
Гранта»), П. Чайковский «Сентиментальный вальс», К. Дебюсси «Серинге»,
И. С. Бах «Шутка», детский хор: И. Дунаевский, сл. В. Лебедева-Кумача.
«Весёлый ветер», женский хор: П. Чайковский «Девицы-красавицы…» (хор из
оперы «Евгений Онегин»), мужской хор: русская народная песня «Калинка»,
смешанный хор: Н. Римский-Корсаков «Ах, во поле липонька» (хор из оперы
«Снегурочка»), Н. Мясковский «Марш», М. Глинка «Краковяк», Ф. Шопен
«Вальсы», М. Глинка «Полька», Д. Тухманов «День Победы, цыганская
народная мелодия «Цыганочка», русская народная мелодия «Кадриль».
Восприятие и различение песен. Примерный материал: В. Шаинский
«Вместе весело шагать», «Голубой вагон», «Дважды два четыре»,
Г. Островский «Калоши».
Техника речи
Формирование
у слабослышащих
произносительной
и
позднооглохших
стороны
устной
обучающихся
речи
осуществляется
на полисенсорной основе с опорой на различные анализаторы (слуховой,
зрительный, двигательный, тактильный). При этом постановка и коррекция
звуков
речи
проводится
учителем-дефектологом
на индивидуальных
занятиях, а на фронтальных — осуществляется только закрепление
и автоматизация уже поставленных звуков.
Формирование произносительных навыков у обучающихся в первую
очередь происходит на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на
слухозрительной
и
слуховой
основе.
Для
закрепления
правильного
произношения на фронтальных занятиях используется такой методический
приём, как фонетическая ритмика. Наиболее часто этот приём используется во
время проведения фонетических (речевых) зарядок в начале занятия.
Работа по формированию произносительной стороны речи проводится
со
звукоусиливающей
аппаратурой
индивидуального
пользования
(индивидуальными слуховыми аппаратами, кохлеарными имплантами)
на разнообразном
речевом
материале
различной
степени
сложности
с использованием разных видов речевых действий и на речевом материале,
который знаком обучающимся по значению и грамматическому оформлению.
Подбор
речевого
произношения,
материала
выбор
заданий
для
закрепления
учитель
и
осуществляет
правильного
с
учётом
индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся, а также
с учётом
дидактического
принципа
«от
простого
к
сложному»
и в соответствии с требованиями аналитико-синтетического метода обучения
произношению (разложение фразы на слова, слова на слоги, звуки
с последующим их слиянием, соблюдение соотношения между упражнениями
на материале звуков, слогов, целых слов и фраз).
Применение
разных
видов
речевых
действий
(подражание
—
сопряжённое и отражённое проговаривание; чтение; ря́довая речь, называние
предметов, действий, картинок; ответы на вопросы; самостоятельная речь)
предусматривает реализацию важнейшего дидактического принципа: переход
от более простых видов речевых действий к более сложным, требующим от
обучающихся определённой меры самостоятельности и приближающим их к
естественным ситуациям речевого общения.
При закреплении правильного произношения применяются различные
виды работы: изолированное произнесение звука; выделение ударного слога в
слогосочетаниях, воспроизведение ритма слов; повторение слогов, слов и фраз
за учителем; чтение слогов, слов, фраз, текстов-миниатюр; вставка
пропущенной буквы в слова и фразы; подбор слов на заданный звук;
составление
словосочетаний,
предложений
из
слов;
чтение
текстов
стихотворений; чтение и отгадывание загадок; называние картинок; ответы на
вопросы по картинкам; решение математических примеров; дополнение
словосочетаний и предложений по картинке; составление словосочетаний
и предложений по подстановочным таблицам на основе чтения или чтения
и называния картинки; использование ролевых игр; побуждение к речевым
действиям; воспроизведение в предложении слов с перемещающимся
логическим
ударением;
воспроизведение
интонационных
структур
предложения; составление рассказа по картинке (серии картин), по вопросам,
опорным словам и др.; озвучивание продуктов совместной деятельности
учителя и ученика (мультфильмов, диафильмов и т. п.).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты обучения
Личностные результаты освоения курсов коррекционно-развивающей
области
характеризуют
готовность
обучающихся
руководствоваться
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения.
Личностные результаты включают ценностные отношения обучающегося
к окружающему миру, другим людям, а также к самому себе как субъекту
учебно-познавательной деятельности (осознание её социальной значимости,
ответственность, установка на принятие учебной задачи). Личностные
результаты предполагают готовность и способность обучающегося с
нарушением слуха к обучению, включая мотивированность к познанию и
приобщению к культуре общества, и должны отражать приобретение
первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
•
мотивация к овладению устной речью, устной коммуникацией;
•
развитие речевого поведения, готовности применять приобретенный
опыт в восприятии и воспроизведении устной речи в учебной и внеурочной
деятельности, в том числе совместной со слышащими людьми;
•
развитие мотивов к постоянному пользованию индивидуальными
средствами слухопротезирования (индивидуальными слуховыми аппаратами,
кохлеарными имплантами, кохлеарным имплантом и индивидуальным
слуховым
аппаратом)
с
учетом
индивидуализированных
аудиолого-
педагогических рекомендаций;
•
выбор средств общения, использование речевых конструкций, форм,
типичных для разговорной речи;
•
представление об особых способах коммуникации людей с нарушением
слуха между собой;
•
мотивация овладения устной речью с целью повышения речевой
активности;
•
ответственное отношение к учению;
•
освоение социальных ролей, социальных норм, правил поведения;
•
умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
•
способность
к
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
доброжелательности, пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
•
приобретение
навыков
социокультурной
адаптации,
включая
понимание жизненных ситуаций, в которых звучит музыка, используются
различные виды музыкально-исполнительской деятельности;
•
развитие
эстетического
взгляда
на
мир,
духовно-нравственных
и этических чувств, эмоционального отношения к искусству;
•
развитие мотивов овладения устной речью, достижения высоких
результатов в области её восприятия и воспроизведения, активной устной
коммуникации;
•
воспитание целостного, социально ориентированного взгляда на мир
в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов
и религий;
•
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
•
формирование этических потребностей, ценностей и чувств;
•
развитие
личностного
мотивов
смысла
учебной
учения;
деятельности
навыки
и
сформированность
сотрудничества
с
учителем
и сверстниками;
•
развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных действий,
которые обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также
становление способности к самообразованию и саморазвитию. В результате
освоения содержания различных предметов, курсов, модулей обучающиеся
овладевают рядом междисциплинарных понятий, а также различными
знаково-символическими средствами, которые помогают обучающимся
применять знания как в типовых, так и в новых, нестандартных учебных
ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие познавательные
универсальные учебные действия:
•
способность воспринимать и анализировать поступающую речевую
информацию;
•
осуществлять вероятностное прогнозирование речевой информации
на основе воспринятых элементов речи, их анализа и синтеза с опорой
на коммуникативную ситуацию, речевой и внеречевой контекст;
•
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и других) в соответствии с содержанием
конкретного коррекционного курса внеурочной деятельности;
•
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими
существенные
связи
и
отношения
между
объектами
и процессами;
•
умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии
с содержанием конкретного коррекционного курса внеурочной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие коммуникативные
универсальные учебные действия:
•
желание и умение вступать в устную коммуникацию с детьми
и взрослыми в знакомых обучающимся типичных жизненных ситуациях при
решении учебных, бытовых и социокультурных задач;
•
готовность признавать возможность существования различных точек
зрения и право каждого иметь свою;
•
умение вести диалог, излагая свое мнение и аргументируя свою точку
зрения и оценку событий;
•
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;
•
активное использование доступных (с учетом особенностей речевого
развития) речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
•
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности.
•
умение осуществлять общение в разных видах учебной и внеурочной
деятельности на основе устной речи,
•
умение моделировать собственные высказывания с учетом ситуации
общения и речевых партнеров,
•
умение выражать собственные мысли и чувства в устных высказываниях
в соответствии с нормами русского языка,
•
умение активно участвовать в диалоге при использовании знакомой
лексики разговорного и учебно-делового характера,
•
умение
выражать
в
устных
высказываниях
непонимание
при
затруднении в восприятии речевой информации,
•
умение говорить внятно и естественно, реализуя сформированные
произносительные умения.
У обучающегося будут сформированы следующие регулятивные
универсальные учебные действия:
•
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиском средств ее осуществления;
•
формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
определять
наиболее
эффективные
способы
достижения
результата;
•
формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
•
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться
о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
•
умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
1 класс
К концу 1 класса обучающиеся научатся:
•
воспринимать на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов
и без них или с помощью кохлеарного импланта / кохлеарных имплантов
речевой материал (слова, словосочетания, фразы, тексты разных жанров
и стилей, материал обиходно-разговорного характера, связанный с учебной
деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов); шёпотную
речь
(обучающиеся
с
I—II
степенью
тугоухости,
кохлеарно
имплантированные обучающиеся);
•
воспринимать на слух с помощью индивидуальных аппаратов или
кохлеарного импланта текстов (до 5 – 10 предложений), содержание которых
близко личному опыту и наблюдениям обучающихся;
•
произносить слитно, на одном выдохе, рядов слогов (папа-папа,
папапапапапа), слов, словосочетаний и фраз из 4—6 слогов (первое
полугодие), из 7—8 слогов (второе полугодие), правильное выделять
синтагмы
при
помощи
дыхательных
пауз
в
процессе
чтения,
при воспроизведении текста, выученного наизусть, в самостоятельной речи;
•
изменять силу голоса в связи со словесным ударением, громкость
и высоту собственного голоса (по подражанию и произвольно);
•
изменять высоту и силу голоса при воспроизведении предложений
по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное;
по
интонации
—
восклицательное,
невосклицательное
(сопряжённо,
отражённо, в отработанном материале — самостоятельно);
•
изменять высоту и силу голоса в зависимости от расстояния
до собеседника и необходимости соблюдать тишину (громко, тихо, шёпотом);
•
соблюдать подвижность ударения при изменении грамматической
формы слова;
•
дифференцированно произносить гласные и согласные звуки в слогах,
словах, фразах;
•
правильно произносить имеющиеся в речи и вызванные звуки;
•
приближённо произносить с использованием допустимых замен ещё
не усвоенные звуки;
•
произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, тембра, силы, с
соблюдением звукового состава (точно или приближенно), с использованием
допустимых звуковых замен;
•
соблюдать
в
речи
правила
орфоэпии
(сопряжёно,
отражённо,
по надстрочному знаку, в самостоятельной речи);
•
произносить фразы в темпе, близком к естественному (отражённо
и самостоятельно); изменять темп произношения (быстро, медленно);
•
воспроизводить
предложения
по
повествовательное,
вопросительное,
восклицательное,
невосклицательное
цели
побудительное;
высказывания:
по
(сопряжённо,
интонации:
отражённо,
в отработанном материале самостоятельно);
•
воспринимать слухозрительно и на слух знакомого и необходимого
в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала (фраз, слов,
словосочетаний);
•
воспринимать
и
воспроизводить
тексты
диалогического
и монологического характера, отражающих типичные ситуации общения
в учебной и внеурочной деятельности;
•
использовать освоенный словарный запас и грамматические средства
для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
•
определять темп и характер речи учителя (громко, тихо, быстро,
медленно);
•
различать и воспринимать ритм простейших слогосочетаний;
•
определять и воспроизводить ритм слов;
•
определять
количество
слогов
в
словах,
устанавливать
их
последовательность (односложные, двухсложные, трёхсложные слова);
•
определять начало и конец словосочетаний;
•
воспринимать речевой материал с электронного носителя (сказки, стихи,
рассказы);
•
воспринимать на слух и словесно определять неречевые звучания
окружающего мира: социально значимых бытовых и городских шумов;
голосов животных и птиц; шумов, связанных с явлениями природы, и др.;
•
определять на слух количество звуков, продолжительность их звучания
(кратко, долго), характер звуковедения (слитно или неслитно), темп
(нормальный, быстрый, медленный), громкость (нормально, громко, тихо),
ритм, высоту звучания (высокая, средняя, низкая);
•
применять приобретённый опыт в восприятии неречевых звуков
окружающего мира, музыки и навык устной коммуникации в учебной
и различных видах внеурочной деятельности, в том числе совместной
со слышащими детьми и взрослыми;
•
эмоционально воспринимать музыку (в исполнении учителя,
в аудиозаписи и видеозаписи), определять характер, жанр, доступные
средства
музыкальной
выразительности
в
прослушиваемых
произведениях классической и современной музыки;
•
знать
названия
прослушиваемых
произведений,
фамилий
композиторов, названия музыкальных инструментов;
•
владеть тематической и терминологической лексикой, связанной
с музыкально-ритмической деятельностью, в том числе её восприятием
и достаточно внятным и естественным воспроизведением при реализации
произносительных возможностей;
воспроизводить ритмы, предложные учителем (марша, вальса).
•
•
применение приобретенного опыта в восприятии неречевых звуков
окружающего мира и навыков устной коммуникации в учебной и различных
видах
внеурочной
деятельности
(при
использовании
индивидуальных
слуховых аппаратов), в том числе совместной со слышащими обучающимися и
взрослыми.
2 класс
К концу 2 класса обучающиеся научатся:
•
воспринимать на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов
и без них или с помощью кохлеарного импланта / кохлеарных имплантов
речевой материал (слова, словосочетания, фразы, тексты разных жанров
и стилей, материал обиходно-разговорного характера, связанный с учебной
деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов); шёпотную
речь
(обучающиеся
с
I—II
степенью
тугоухости,
кохлеарно
имплантированные обучающиеся);
•
воспринимать на слух с помощью индивидуальных аппаратов или
кохлеарного импланта тексты, содержание и объём (до 9 – 11 предложений)
которых зависят от индивидуальных особенностей обучающихся;
•
произносить
слитно,
на
одном
выдохе,
ряда
слогов,
слов,
словосочетаний и фраз из 9—10 слогов, выделяя дыхательными паузами
необходимые
синтагмы
(сопряжённо
с
учителем,
по
подражанию,
по графическому знаку, самостоятельно в знакомых фразах);
•
правильно выделять синтагмы при помощи дыхательных пауз
в процессе чтения, при воспроизведении текста, выученного наизусть,
в самостоятельной речи;
•
изменять силу голоса в связи со словесным ударением, громкость
и высоту собственного голоса (по подражанию и произвольно);
•
изменять высоту и силу голоса при воспроизведении предложений
по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное;
по
интонации
—
восклицательное,
невосклицательное
(сопряжённо,
отражённо, в отработанном материале самостоятельно);
•
изменять высоту и силу голоса в зависимости от расстояния
до собеседника и необходимости соблюдать тишину (громко, тихо, шёпотом);
•
изменять высоту и силу голоса в связи с логическим ударением
в вопросах
и
ответах
самостоятельно,
(по
подражанию,
руководствуясь
указанием
в отработанном
учителя,
материале
подчёркиванием
в вопросах и ответах главного слова);
•
соблюдать логическое ударение в диалоге, в текстах, заучиваемых
наизусть;
•
соблюдать подвижность ударения при изменении грамматической
формы слова;
•
дифференцированно произносить гласные и согласные звуки в слогах,
словах, фразах;
•
правильно произносить имеющиеся в речи и вызванные звуки;
•
произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, тембра, силы, с
соблюдением звукового состава, с использованием допустимых звуковых
замен, слов со стечением согласных, с соблюдением словесного ударения
(отражённо, по надстрочному знаку, самостоятельно);
•
соблюдать в речи правила орфоэпии (отражённо, по надстрочному
знаку, самостоятельно);
•
определять количество слогов в дву-, трёх-, четырёх-, пятисложных
словах, ударный и безударный слог; определять место ударного слога;
•
разделять звуки речи на гласные и согласные; согласные звуки
на звонкие и глухие;
•
воспроизводить четырёх-, пятисложных знакомые слова с соблюдением
их звукового состава, с выделением словесного ударения и правил орфоэпии
(самостоятельно);
•
воспроизводить
четырёх-,
пятисложные
незнакомые
слова
с соблюдением их звукового состава, с выделением словесного ударения;
•
делать паузы, выделяя синтагмы (сопряженно с учителем, затем
по подражанию и на основе графического знака в тексте) во фразах, состоящих
из большого количества слогов;
•
произносить фразы в темпе, близком к естественному (отражённо
и самостоятельно); изменять темп произношения (быстро, медленно);
•
воспроизводить
повествовательное,
предложения
вопросительное,
восклицательное,
по
цели
побудительное;
невосклицательное
высказывания:
по интонации
(сопряжённо,
—
отражённо,
в отработанном материале самостоятельно);
•
выражать
с
помощью
усвоенного
словарного
запаса
и грамматических средств свои мысли и чувства в процессе речевого
общения;
•
умение строить связные, грамматически правильно оформленные
высказывания.
•
определять и
воспроизводить темп и
характер
речи
учителя
и обучающихся;
•
определять
начало
и
конец
предложений,
количество
слов
в предложении и их последовательность;
•
воспроизводить ритм слов в предложении, паузы, логическое ударение;
•
определять направления звука; высоту тона;
•
отличать музыку от разговора, музыку от пения, пение от разговора;
•
различать голоса учителей и одноклассников;
•
различать ритмы и воспроизводить их;
•
различать шумы (в количестве от 3 до 5) по темам: «Голоса животных
и птиц», «Шум городского транспорта», «Звуки леса, поля», «Погодные
изменения в природе» и т. д.
•
различать характер музыкальных ритмов, музыкального произведения;
отличать хоровое исполнение от сольного;
•
на слух и слухозрительно воспринимать речь окружающих,
а также использовать её при коммуникации;
•
осуществлять контроль за собственным произношением;
•
владеть фонетически внятной, членораздельной, выразительной
устной речью;
•
применение приобретенного опыта в восприятии неречевых звуков
окружающего мира и навыков устной коммуникации в учебной и различных
видах внеурочной деятельности (при использовании индивидуальных
слуховых аппаратов), в том числе совместной со слышащими обучающимися
и взрослыми.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальные занятия)
(1 час в неделю, 33 ч. в год)
Тема1
Предметное содержание
Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся
I четверть – 9 часов
Работать со словарём по теме. Воспринимать на слух
До свидания, лето! Лето. Летние забавы.
Ударение. Ритм слова. Ритм
и слухозрительно слова, словосочетания, фразы по теме.
предложения.
Работать над ритмом слов, фраз.
Песня. Музыка. Детский, женский,
Проводить игры на развитие слухового внимания.
мужской голос.
Воспринимать на слух песню «Вместе весело шагать».
По лесным
Лес. Разноцветные листья. Осеннее небо.
Работать со словарём по теме. Воспринимать на слух
тропинкам
Деревья и кустарники. Время года – осень. и слухозрительно слова, словосочетания и фразы по теме.
Ударение. Ритм слова. Ритм
Работать над восприятием и воспроизведением ритма слов и фраз
предложения.
по теме.
Музыкальные произведения. Песня
Воспринимать на слух песню «Вместе весело шагать». Петь песню
«Вместе весело шагать».
«Вместе весело шагать» (речитативное пение)
Осенние цветы
Цветы. Разноцветные цветы. Приметы
Работать со словарём по теме. Составлять фразы по теме. Работать
осени.
над ритмом слов, фраз по теме.
Ударение. Ритм слова. Ритм
Проводить игры на развитие слухового внимания.
предложения.
Воспринимать на слух звучание музыкальных игрушек (барабан,
Музыкальные игрушки (барабан, бубен,
бубен, дудка).
дудка).
Грибы
Грибы. Съедобные, несъедобные. Время
Работать со словарём по теме. Составлять фразы по теме.
года – осень.
Работать над ритмом слов, фраз по теме.
Ритм слов, ритм фразы.
Отгадывать загадки по теме.
Музыкальные игрушки (барабан, бубен,
Участвовать в играх на развитие слухового внимания.
Выделенные темы носят рекомендательный характер и могут быть скорректированы с учётом слухоречевого развития обучающихся и особенностей
общеобразовательной организации.
1
34
дудка, маракасы).
Воспринимать на слух звучание музыкальных игрушек (барабан,
бубен, дудка, маракасы).
II четверть – 7 часов
Восприятие сказки Сказка К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Работать с текстом сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха»:
(К.И. Чуковский
Различение разных голосов.
различать речь разных дикторов; находить воспринятый на слух
«Муха-Цокотуха») Нотирование текста. Ритм слова, фразы.
отрывок в тексте; нотировать стихотворный текст; выразительно
Интонация.
читать отрывки из сказки.
Восприятие отрывков из сказки.
Выразительное чтение отрывков из сказки.
Восприятие
Сказка К. И. Чуковского «Тараканище».
Работать с текстом сказки К. И. Чуковского «Тараканище»:
фрагментов сказки. Различение разных голосов.
различать речь разных дикторов; находить начало и конец
(К.И. Чуковский
Нотирование текста. Ритм слова, фразы.
воспринятого текста; определять количество предложений
«Тараканище»)
Интонация.
в тексте, слов в предложении, звуков в слове; нотировать
Восприятие отрывков из сказки.
стихотворный текст; выразительно читать отрывки из сказки.
Выразительное чтение отрывков из сказки.
Приметы зимы
Зима. Время года – зима. Приметы зимы.
Работать со словарем по теме. Воспринимать на слух
Зимние слова и выражения.
и слухозрительно слова, словосочетания и фразы по теме.
Ритм слова, фразы. Интонация.
Нотировать небольшой по объёму стихотворный текст
Восприятие текста. Нотирование текста.
(С.Я. Маршак «Декабрь»).
Выразительное чтение отрывков
Участвовать в играх на развитие слухового внимания.
стихотворения С. Я. Маршак «Декабрь».
Воспринимать на слух новогоднюю песню «Маленькая ёлочка».
Песня «Маленькая ёлочка». Различение
Различать голоса исполнителей песни: женский голос, мужской
голосов разных исполнителей: женского,
голос, детский голос.
мужского и детского.
Новогоднее ассорти Зима. Новый год. Сказочные зимние слова Воспринимать на слух и слухозрительно слова, словосочетания
и выражения.
и фразы по теме. Работать над восприятием и воспроизведением
Восприятие небольших текстов.
ритма слов и фраз, небольших текстов по теме (нотировать тексты,
Нотирование текста. Ритм слова, фразы.
выразительно их читать).
Интонация.
Отгадывать загадки по теме.
Выразительное чтение небольших текстов. Проводить игры на развитие слухового внимания.
Песня «В лесу родилась ёлочка». Различение Воспринимать на слух новогоднюю песню «В лесу родилась
голосов разных исполнителей: женского
ёлочка». Различать сольное исполнение песни от хорового,
и детских голосов. Различение сольного
различать голоса исполнителей: женский голос от детских голосов.
35
исполнения песни от хорового.
III четверть – 10 часов
Время года – зима. Зимние забавы.
Нотирование текста. Ритм слова, фразы.
Интонация.
Выразительное чтение небольшого текста.
Восприятие отрывков из текста.
Восприятие неречевых звучаний (сильный
ветер, вьюга).
Песня «Кабы не было зимы».
Зимующие птицы Зимующие птицы.
Ритм слова, словосочетания, фразы.
Логическое ударение. Интонация.
Восприятие на слух текста и различение
голосов разных дикторов.
Нотирование текста. Выразительное чтение
отрывков из текста.
Восприятие голосов зимующих птиц.
Наша армия родная Защитники Отечества.
Ритм слова, словосочетания, фразы по теме.
Логическое ударение. Интонация.
Восприятие небольшого текста.
Нотирование текста. Выразительное чтение
отрывка из текста.
Военный марш. Темп, ритм, характер
музыкального произведения.
Международный
Весенний праздник. Семья.
женский день.
Ритм слова, словосочетания, фразы по теме.
Семья
Логическое ударение. Интонация.
Музыкальные произведения.
Песня. Темп. Исполнитель
Зимние забавы
Воспринимать на слух и слухозрительно слова, словосочетания
и фразы по теме.
Нотировать небольшой по объёму текст.
Отгадывать загадки по теме.
Воспринимать на слух неречевые звучания (сильный ветер,
вьюга).
Проводить игры на развитие слухового внимания.
Воспринимать на слух песню «Кабы не было зимы».
Работать со словарём по теме.
Воспринимать на слух текст «Старый воробей Сидор» (отрывок
из рассказа К. Г. Паустовского «Стальное колечко»). Различать
речь разных дикторов; находить начало и конец воспринятого
текста; определять количество предложений в тексте, слов
в предложении, звуков в слове; нотировать текст; выразительно
читать отрывки из текста.
Воспринимать и различать голоса зимующих птиц.
Работать со словарём по теме. Воспроизводить ритм слов, фраз
(графически) по теме.
Воспринимать на слух небольшие по объёму тексты (Л. А. Кассиль
«Памятник советскому солдату» и др.). Нотировать воспринятые
на слух отрывки рассказа. Передавать логическое ударение
и нужную интонацию при чтении отрывков рассказа.
Воспринимать на слух военные марши. Определять характер, темп,
ритм разных военных маршей.
Работать с текстом стихотворения Е. А. Благининой «Посидим
в тишине». Воспринимать текст на слух с аудиозаписи.
Воспроизводить на слух ритм несложных четверостиший.
Нотировать текст стихотворения. Выразительно читать стихотворение,
передавать логическое ударение и интонацию.
36
Весна
Воспринимать на слух песни, посвящённые маме, определять их
характер, темп, ритм. Определять голос исполнителя. Отличать
хоровое выступление от сольного.
Время года – весна. Приметы весны.
Работать со словарём по теме. Воспринимать на слух
Ритм слова, словосочетания, фразы по теме. и слухозрительно слова, фразы по теме. Различать и
Логическое ударение. Интонация.
воспроизводить ритм слов, словосочетаний, предложений.
Неречевые звучания: капель, дождь, гроза. Воспринимать на слух материал обиходно-разговорного
Музыкальные инструменты (барабан, бубен, характера.
дудка). Долгота и краткость звучания.
Воспринимать на слух и различать звуки природных явлений
(капель, дождь, гроза).
Определять и воспроизводить долготу и краткость звучания
музыкальных инструментов (игрушек): барабана, бубна, дудки.
IV четверть – 8 часов
День космонавтики Космонавты.
Количество слогов в слове, ударный слог.
Ритм слова, словосочетания, фразы.
Логическое ударение. Интонация.
Восприятие небольшого текста, отрывков
из этого текста. Нотирование текста.
Выразительное чтение текста.
Песня о Родине, В. И. Лебедев-Кумач.
Перелётные птицы Перелетные птицы. Время года – весна.
Ритм слова, словосочетания, фразы.
Логическое ударение. Интонация.
Восприятие небольшого текста, отрывков
из этого текста. Выразительное чтение
текста.
Восприятие неречевых звучаний (голоса
перелётных птиц).
Музыкальные инструменты (барабан, дудка,
металлофон). Долгота и краткость звучания.
День Победы
День Победы.
Ритм слова, словосочетания, фразы.
Работать со словарём по теме. Воспринимать на слух
и слухозрительно слова, фразы по теме. Различать и
воспроизводить ритм слов по теме. Определять количество слогов
в слове, выделять ударный слог. Отвечать на вопросы обиходноразговорного характера.
Воспринимать небольшой текст и отрывки из этого текста.
Нотировать текст. Выразительное читать текст.
Воспринимать на слух «Песню о Родине» В. И. Лебедева-Кумача
Работать со словарём по теме. Воспринимать на слух и
слухозрительно слова, фразы по теме. Воспроизводить ритм слов,
фраз по теме (графически).
Воспринимать небольшой текст и отрывки из этого текста.
Нотировать текст. Выразительное читать текст.
Воспринимать на слух и различать голоса перелётных птиц.
Воспринимать и различать на слух звучание музыкальных
инструментов (барабан, дудка, металлофон). Определять долготу
и краткость звучания музыкальных инструментов (запись
звучания, музыкальные игрушки).
Работать со словарём по теме.
Воспринимать на слух и слухозрительно слова, фразы по теме.
37
Насекомые
Логическое ударение. Интонация.
Восприятие небольшого текста.
Нотирование текста. Выразительное чтение
текста.
Восприятие неречевых звучаний (шум
военной техники: самолёты, танки и др.).
Песня «День Победы» Д. Ф. Тухманова.
Время года – лето. Летние увлечения.
Ритм слова, словосочетания, фразы.
Логическое ударение. Интонация.
Восприятие небольших текстов по теме.
Нотирование текста.
Выразительное чтение небольшого текста.
Восприятие неречевых звучаний (жужжание
пчелы, мухи, шмеля).
Музыкальные инструменты (бубен,
металлофон, дудка, барабан). Долгота
и краткость звучания.
Различать и воспроизводить ритм слов по теме.
Определять количество слогов, выделять ударный слог.
Воспринимать небольшой текст по теме. Определять количество
предложений в тексте. Нотировать воспринятый на слух текст,
выразительно читать этот текст.
Воспринимать и различать шум военной техники.
Воспринимать на слух песню «День Победы» Д. Ф. Тухманова.
Работать со словарём по теме. Воспринимать на слух и
слухозрительно слова, фразы по теме. Различать и воспроизводить
ритм слов по теме. Определять количество слогов, выделять
ударный слог. Отвечать на вопросы обиходно-разговорного
характера.
Воспринимать небольшой текст по теме. Нотировать текст,
воспринятый на слух, выразительно читать этот текст.
Воспринимать и различать звуки насекомых (жужжание пчелы,
мухи, шмеля).
Воспринимать на слух звуки музыкальных инструментов,
определять и воспроизводить долготу и краткость звучания
(бубен, металлофон, дудка, барабан).
2 КЛАСС
Развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальные занятия)
(1 час в неделю, 34 ч. в год)
Тема2
Предметное содержание
До свидания, лето! Лето. Летние забавы.
Ударение. Ритм слова. Ритм
Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся
I четверть – 9 часов
Работать со словарём по теме. Воспринимать на слух
и слухозрительно слова, словосочетания, фразы по теме.
Выделенные темы носят рекомендательный характер и могут быть скорректированы с учётом особенностей слухоречевого развития обучающихся и
общеобразовательной организации.
2
38
По лесным
тропинкам
Осенние цветы
Грибы
предложения.
Песня. Музыка. Детский, женский,
мужской голос.
Лес. Разноцветные листья. Осеннее небо.
Деревья и кустарники. Время года – осень.
Ударение. Ритм слова. Ритм
предложения.
Музыкальные произведения. Песня
«Вместе весело шагать».
Цветы. Разноцветные цветы. Приметы
осени.
Ударение. Ритм слова. Ритм
предложения.
Музыкальные игрушки (барабан, бубен,
дудка).
Грибы. Съедобные, несъедобные. Время
года – осень.
Ритм слов, ритм фразы.
Музыкальные игрушки (барабан, бубен,
дудка, маракасы).
Работать над ритмом слов, фраз.
Проводить игры на развитие слухового внимания.
Воспринимать на слух песню «Вместе весело шагать».
Работать со словарём по теме. Воспринимать на слух
и слухозрительно слова, словосочетания и фразы по теме.
Работать над восприятием и воспроизведением ритма слов и фраз
по теме.
Воспринимать на слух песню «Вместе весело шагать». Петь песню
«Вместе весело шагать» (речитативное пение)
Работать со словарём по теме. Составлять фразы по теме. Работать
над ритмом слов, фраз по теме.
Проводить игры на развитие слухового внимания.
Воспринимать на слух звучание музыкальных игрушек (барабан,
бубен, дудка).
Работать со словарём по теме. Составлять фразы по теме.
Работать над ритмом слов, фраз по теме.
Отгадывать загадки по теме.
Участвовать в играх на развитие слухового внимания.
Воспринимать на слух звучание музыкальных игрушек (барабан,
бубен, дудка, маракасы).
II четверть – 7 часов
Восприятие сказки Сказка К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Работать с текстом сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха»:
(К.И. Чуковский
Различение разных голосов.
различать речь разных дикторов; находить воспринятый на слух
«Муха-Цокотуха») Нотирование текста. Ритм слова, фразы.
отрывок в тексте; нотировать стихотворный текст; выразительно
Интонация.
читать отрывки из сказки.
Восприятие отрывков из сказки.
Выразительное чтение отрывков из сказки.
Восприятие
Сказка К. И. Чуковского «Тараканище».
Работать с текстом сказки К. И. Чуковского «Тараканище»:
фрагментов сказки. Различение разных голосов.
различать речь разных дикторов; находить начало и конец
(К.И. Чуковский
Нотирование текста. Ритм слова, фразы.
воспринятого текста; определять количество предложений
«Тараканище»)
Интонация.
в тексте, слов в предложении, звуков в слове; нотировать
Восприятие отрывков из сказки.
стихотворный текст; выразительно читать отрывки из сказки.
39
Выразительное чтение отрывков из сказки.
Приметы зимы
Зима. Время года – зима. Приметы зимы.
Работать со словарем по теме. Воспринимать на слух
Зимние слова и выражения.
и слухозрительно слова, словосочетания и фразы по теме.
Ритм слова, фразы. Интонация.
Нотировать небольшой по объёму стихотворный текст
Восприятие текста. Нотирование текста.
(С.Я. Маршак «Декабрь»).
Выразительное чтение отрывков
Участвовать в играх на развитие слухового внимания.
стихотворения С. Я. Маршак «Декабрь».
Воспринимать на слух новогоднюю песню «Маленькая ёлочка».
Песня «Маленькая ёлочка». Различение
Различать голоса исполнителей песни: женский голос, мужской
голосов разных исполнителей: женского,
голос, детский голос.
мужского и детского.
Новогоднее ассорти Зима. Новый год. Сказочные зимние слова Воспринимать на слух и слухозрительно слова, словосочетания
и выражения.
и фразы по теме. Работать над восприятием и воспроизведением
Восприятие небольших текстов.
ритма слов и фраз, небольших текстов по теме (нотировать тексты,
Нотирование текста. Ритм слова, фразы.
выразительно их читать).
Интонация.
Отгадывать загадки по теме.
Выразительное чтение небольших текстов. Проводить игры на развитие слухового внимания.
Песня «В лесу родилась ёлочка». Различение Воспринимать на слух новогоднюю песню «В лесу родилась
голосов разных исполнителей: женского и ёлочка». Различать сольное исполнение песни от хорового,
детских голосов. Различение сольного
различать голоса исполнителей: женский голос от детских голосов.
исполнения песни от хорового.
III четверть – 10 часов
Зимние забавы
Время года – зима. Зимние забавы.
Нотирование текста. Ритм слова, фразы.
Интонация.
Выразительное чтение небольшого текста.
Восприятие отрывков из текста.
Восприятие неречевых звучаний (сильный
ветер, вьюга).
Песня «Кабы не было зимы».
Воспринимать на слух и слухозрительно слова, словосочетания
и фразы по теме.
Нотировать небольшой по объёму текст.
Отгадывать загадки по теме.
Воспринимать на слух неречевые звучания (сильный ветер,
вьюга).
Проводить игры на развитие слухового внимания.
Воспринимать на слух песню «Кабы не было зимы».
40
Зимующие птицы
Зимующие птицы.
Ритм слова, словосочетания, фразы.
Логическое ударение. Интонация.
Восприятие на слух текста и различение
голосов разных дикторов.
Нотирование текста. Выразительное чтение
отрывков из текста.
Восприятие голосов зимующих птиц.
Работать со словарём по теме.
Воспринимать на слух текст «Старый воробей Сидор» (отрывок
из рассказа К. Г. Паустовского «Стальное колечко»). Различать
речь разных дикторов; находить начало и конец воспринятого
текста; определять количество предложений в тексте, слов
в предложении, звуков в слове; нотировать текст; выразительно
читать отрывки из текста.
Воспринимать и различать голоса зимующих птиц.
Наша армия родная Защитники Отечества.
Ритм слова, словосочетания, фразы по теме.
Логическое ударение. Интонация.
Восприятие небольшого текста.
Нотирование текста. Выразительное чтение
отрывка из текста.
Военный марш. Темп, ритм, характер
музыкального произведения.
Международный
Весенний праздник. Семья.
женский день.
Ритм слова, словосочетания, фразы по теме.
Семья
Логическое ударение. Интонация.
Музыкальные произведения.
Песня. Темп. Исполнитель
Весна
Работать со словарём по теме. Воспроизводить ритм слов, фраз
(графически) по теме.
Воспринимать на слух небольшие по объёму тексты (Л. А. Кассиль
«Памятник советскому солдату» и др.). Нотировать воспринятые
на слух отрывки рассказа. Передавать логическое ударение
и нужную интонацию при чтении отрывков рассказа.
Воспринимать на слух военные марши. Определять характер, темп,
ритм разных военных маршей.
Работать с текстом стихотворения Е. А. Благининой «Посидим
в тишине». Воспринимать текст на слух с аудиозаписи.
Воспроизводить на слух ритм несложных четверостиший.
Нотировать текст стихотворения. Выразительно читать стихотворение,
передавать логическое ударение и интонацию.
Воспринимать на слух песни, посвящённые маме, определять их
характер, темп, ритм. Определять голос исполнителя. Отличать
хоровое выступление от сольного.
Время года – весна. Приметы весны.
Работать со словарём по теме. Воспринимать на слух
Ритм слова, словосочетания, фразы по теме. и слухозрительно слова, фразы по теме. Различать
Логическое ударение. Интонация.
и воспроизводить ритм слов, словосочетаний, предложений.
Неречевые звучания: капель, дождь, гроза. Воспринимать на слух материал обиходно-разговорного
Музыкальные инструменты (барабан, бубен, характера.
дудка). Долгота и краткость звучания.
Воспринимать на слух и различать звуки природных явлений
(капель, дождь, гроза).
Определять и воспроизводить долготу и краткость звучания
музыкальных инструментов (игрушек): барабана, бубна, дудки.
41
IV четверть – 8 часов
День космонавтики Космонавты.
Количество слогов в слове, ударный слог.
Ритм слова, словосочетания, фразы.
Логическое ударение. Интонация.
Восприятие небольшого текста, отрывков из
этого текста. Нотирование текста.
Выразительное чтение текста.
Песня о Родине, В. И. Лебедев-Кумач.
Перелётные птицы Перелетные птицы. Время года – весна.
Ритм слова, словосочетания, фразы.
Логическое ударение. Интонация.
Восприятие небольшого текста, отрывков
из этого текста. Выразительное чтение
текста.
Восприятие неречевых звучаний (голоса
перелётных птиц).
Музыкальные инструменты (барабан, дудка,
металлофон). Долгота и краткость звучания.
День Победы
День Победы.
Ритм слова, словосочетания, фразы.
Логическое ударение. Интонация.
Восприятие небольшого текста.
Нотирование текста. Выразительное чтение
текста.
Восприятие неречевых звучаний (шум
военной техники: самолёты, танки и др.).
Песня «День Победы» Д. Ф. Тухманова.
Насекомые
Время года – лето. Летние увлечения.
Ритм слова, словосочетания, фразы.
Логическое ударение. Интонация.
Восприятие небольших текстов по теме.
Нотирование текста.
Работать со словарём по теме. Воспринимать на слух
и слухозрительно слова, фразы по теме. Различать и
воспроизводить ритм слов по теме. Определять количество слогов
в слове, выделять ударный слог. Отвечать на вопросы обиходноразговорного характера.
Воспринимать небольшой текст и отрывки из этого текста.
Нотировать текст. Выразительное читать текст.
Воспринимать на слух «Песню о Родине» В. И. Лебедева-Кумача
Работать со словарём по теме. Воспринимать на слух
и слухозрительно слова, фразы по теме. Воспроизводить ритм
слов, фраз по теме (графически).
Воспринимать небольшой текст и отрывки из этого текста.
Нотировать текст. Выразительное читать текст.
Воспринимать на слух и различать голоса перелётных птиц.
Воспринимать и различать на слух звучание музыкальных
инструментов (барабан, дудка, металлофон). Определять долготу
и краткость звучания музыкальных инструментов (запись
звучания, музыкальные игрушки).
Работать со словарём по теме.
Воспринимать на слух и слухозрительно слова, фразы по теме.
Различать и воспроизводить ритм слов по теме.
Определять количество слогов, выделять ударный слог.
Воспринимать небольшой текст по теме. Определять количество
предложений в тексте. Нотировать воспринятый на слух текст,
выразительно читать этот текст.
Воспринимать и различать шум военной техники.
Воспринимать на слух песню «День Победы» Д. Ф. Тухманова.
Работать со словарём по теме. Воспринимать на слух и
слухозрительно слова, фразы по теме. Различать и воспроизводить
ритм слов по теме. Определять количество слогов, выделять
ударный слог. Отвечать на вопросы обиходно-разговорного
характера.
42
Выразительное чтение небольшого текста.
Восприятие неречевых звучаний (жужжание
пчелы, мухи, шмеля).
Музыкальные инструменты (бубен,
металлофон, дудка, барабан). Долгота
и краткость звучания.
Воспринимать небольшой текст по теме. Нотировать текст,
воспринятый на слух, выразительно читать этот текст.
Воспринимать и различать звуки насекомых (жужжание пчелы,
мухи, шмеля).
Воспринимать на слух звуки музыкальных инструментов,
определять и воспроизводить долготу и краткость звучания
(бубен, металлофон, дудка, барабан).
43
44