Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 1
Рабочая программа
начального общего образования
обучающихся с ОВЗ
(вариант 2.2, учебный план № 1)
Обществознание и естествознание (Окружающий мир)
(для 1-4 класса общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы)
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………3
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С
ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ», «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»…………………… 10
1 КЛАСС………………………………………………………………………… 10
2 КЛАСС………………………………………………………………………….12
3 КЛАСС………………………………………………………………………….14
4 КЛАСС………………………………………………………………………….17
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НА УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………………20
Личностные результаты обучения
Метапредметные результаты обучения
Предметные результаты обучения
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ………………………………………..31
1 КЛАСС (66 ч.)…………………………………………………………………31
2 КЛАСС (34 ч.)…………………………………………………………………33
3 КЛАСС (34 ч.)…………………………………………………………………38
4 КЛАСС (34 ч.)…………………………………………………………………43
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа отражает вариант конкретизации требований
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ) (вариант 2.2, учебный план № 1) по предметной области
«Обществознание и естествознание (Окружающий мир»)» и обеспечивает
обозначенную в нём содержательную составляющую по данному учебному
предмету.
Федеральная
«Обществознание
рабочая
и
программа
естествознание
по
предметной
(Окружающий
мир»)»
области
включает:
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета,
характеристику
психологических
предпосылок
к
его
изучению
слабослышащими и позднооглохшими младшими школьниками; место в
структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания,
планируемым результатам и тематическому планированию.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ по
варианту 2.2 (учебный план № 1) основными задачами реализации содержания
учебных предметов предметной области «Обществознание и естествознание
(Окружающий мир»)» являются:
• формирование основных представлений об окружающем мире;
• развитие представлений о себе и круге близких людей;
• преодоление ограниченности представлений о предметах и явлениях
окружающего мира посредством обогащения предметной деятельности
слабослышащего и позднооглохшего обучающегося, организации
практического ознакомления и целенаправленных наблюдений;
• воспитание у обучающихся интереса к познанию и восприятию мира
природы, в том числе звуков окружающего мира;
• актуализация, расширение и интегрирование знаний об окружающем
мире в условиях целенаправленного развития вербальных средств
коммуникации и словесно-логического мышления обучающегося;
• развитие
слухозрительного
воспроизведения
восприятия
тематической
и
и
достаточно
терминологической
внятного
лексикой,
используемой при изучении данного предмета;
• формирование умений использовать знания об окружающем мире для
осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в
конкретных природных и климатических условиях;
• развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости
во взаимодействии с миром живой и неживой природы. Формирование
знаний о человеке, умений осуществлять жизнедеятельность в
соответствии с принятыми в обществе нравственными нормами,
представлениями о здоровом образе жизни;
• развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание
общности и различий с другими;
• формирование первоначальных представлений о социальной жизни:
профессиональных и социальных ролях людей;
• формирование представлений об обязанностях и правах самого ребёнка,
его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего
государства, труженика;
• развитие представлений о социокультурной жизни лиц с нарушенным
слухом;
• практическое усвоение социальных ритуалов и форм социального
взаимодействия,
соответствующих
возрасту
и
полу
ребёнка,
требованиям его безопасности, продуктивного взаимодействия с
другими людьми, трудового взаимодействия;
• развитие стремления к достижениям в учёбе, труде, поиску друзей,
способности к организации личного пространства и времени (учебного
и свободного), стремления задумываться о будущем;
• накопление
положительного
общественной
жизни,
опыта
сотрудничества,
положительного
участия
в
опыта
трудового
достаточно
внятного
терминологической
лексики,
взаимодействия;
• развитие
слухозрительного
воспроизведения
восприятия
тематической
и
и
используемой при изучении данного предмета.
Предметная область «Обществознание и естествознание (Окружающий
мир»)» представлена учебными предметами Ознакомление с окружающим
миром» в 1 – 2 классах и «Окружающий мир» в 3-4 классах. Учебные предметы
«Ознакомление с окружающим миром» и «Окружающий мир» неразрывно
связанны между собой общими целями, содержанием, методами обучения,
тематикой
и
требованиями
к
преодолению
речевого
недоразвития
обучающихся.
Содержание
обучения
в
каждом
классе
завершатся
перечнем
универсальных учебных действий познавательных, коммуникативных и
регулятивных, которые возможно формировать средствами окружающего
мира с учётом возрастных особенностей обучающихся. В 1 и 2 классах
предлагается пропедевтический уровень формирования универсальных
учебных действий, так как их становление на уровне начального общего
образования только начинается.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
Организация образовательного процесса на учебных предметах
направлена на развитие речевого слуха обучающихся, что позволяет
максимально активизировать их учебную деятельность, в особенности
речевую,
регулировать
соотношение
между
фронтальными
и
самостоятельными видами работы, варьировать объём и сложность учебных
заданий в зависимости от индивидуальных возможностей детей. Основным
способом восприятия учебного материала на уроке является слухозрительный. Однако материал, относящийся к организации учебной
деятельности, специфические выражения и слова, отражающие содержание
текущего урока, предлагаются учащимся для восприятия только на слух.
Специфика предметной области состоит в том, что указанные предметы
имеют ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере
обществоведческие и природоведческие знания, и дают обучающемуся с
нарушением слуха материал естественных и социально-гуманитарных наук,
необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших
взаимосвязях.
Цель изучения учебных предметов области «Обществознание и
естествознание» - формирование целостной картины мира и осознание места
в нем человека на основе единства рационально-научного познания и
эмоционально-ценностного осмысления обучающимся личного опыта, опыта
общения с людьми, обществом и природой.
Содержание предметов «Ознакомление с окружающим миром» и
«Окружающий мир» направлено на формирование личностного восприятия
обучающегося, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и
культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых,
активных,
компетентных
граждан, ориентированных
как
на
личное
благополучие, так и на созидательное обустройство окружающего природного
и социального мира.
Обучающиеся овладевают основами практико-ориентированных знаний
о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные
связи в окружающем мире, на многообразном материале природы и культуры
родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у
обучающихся фундамента экологической, и культурологической грамотности
и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в
природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и
людей, правила здорового образа жизни. Это позволит обучающимся освоить
основы
адекватного
природо-
и
культуросообразного
поведения
в
окружающей природной и социальной среде. Наряду с другими предметами
эти курсы играют значительную роль в развитии и воспитании личности.
Существенная особенность учебного предмета состоит в том, что в нем
заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных
связей всех дисциплин начального образования. Предметы «Ознакомление с
окружающим миром», «Окружающий мир» создают чувственную основу для
успешного усвоения знаний по другим дисциплинам, постепенно приучая
обучающихся к эмоционально-оценочному и к рационально-научному
постижению окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в
их единстве и взаимосвязях дает обучающемуся ключ к осмыслению личного
опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми
и предсказуемыми, давая обучающемуся возможность найти свое место в
ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих
личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым
обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие, что
особенно важно для обучающихся с ОВЗ.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру явялется раскрытие роли человека
в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания
и освоения общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди»,
«Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем
является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и
оценки возникшей ситуации.
Предметная область «Обществознание и естествознание (Окружающий
мир»
представляет
обучающимся
широкую
панораму
природных
и
общественных явлений как компонентов единого мира. На следующем этапе
образования этот материал будет изучаться дифференцированно на различных
уроках: физики, химии, биологии, географии, литературы. В рамках же данной
предметной области благодаря интеграции естественно-научных и социальногуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с
возрастными особенностями обучающегося младшего школьного возраста,
решены задачи экологического образования и воспитания, формирования
системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения,
патриотизма,
общекультурное
опирающегося
единство
на
этнокультурное
российского
общества
многообразие
как
и
важнейшее
национальное достояние России.
Таким образом, предметная область «Обществознание и естествознание
(Окружающий мир)» создает прочный фундамент для изучения значительной
части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Постоянное внимание при изучении учебных предметов «Ознакомление
с окружающим миром» и «Окружающий мир» уделяется накоплению и
систематизации у обучающихся представлений о предметах и явлениях
ближайшего окружения, общественной жизни, формированию навыков
правильного поведения (в семье, в школе, на улице, в общественных местах,
на природе). Ограниченное, а подчас и искаженное представление
обучающегося с нарушением слуха об окружающем мире, о той среде, где
обучающийся живет, определяет необходимость построения курса таким
образом, чтобы овладение знаниями происходило при одновременном
формировании речи и словесного мышления. Чем богаче предметная
деятельность обучающегося, чем больше он видит, наблюдая за окружающим,
чем чаще педагогический работник привлекает его внимание к различным
объектам и явлениям, тем активнее обучающийся в познании мира, тем
эффективнее осуществляется воспитание коммуникативных качеств его
личности, являющихся составной частью результата социальной адаптации.
Учебные
предметы
предметной
области
«Обществознание
и
естествознание (Окружающий мир)», наряду с другими предметами основных
образовательных областей, составляют обязательную часть учебного плана по
варианту 2.2 (учебный план № 1). Изучение предметов обязательной части
учебного
плана
государственную
образовательную
для
всех
образовательных
аккредитацию
программу
для
и
организаций,
реализующих
слабослышащих
и
имеющих
адаптированную
позднооглохших
обучающихся по варианту 2.2 (учебный план № 1) предусмотрено в учебное
(урочное) время. Увеличение учебных часов, отводимых на изучение
отдельных учебных предметов обязательной части учебного плана, может
быть произведено за счет другой части учебного плана, формируемой
участниками образовательных отношений и обеспечивающей реализацию
особых
(специфических)
образовательных
потребностей,
а
также
индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Рабочая программа реализует право учителя расширять, углублять,
изменять, формировать содержание обучения, определять последовательность
изучения материала, распределять учебные часы по разделам, темам, урокам в
соответствии с поставленными целями. При необходимости в течение
учебного года учитель может вносить в рабочую программу коррективы:
изменять последовательность уроков внутри темы, изменять порядок
изучения тем в пределах одного класса, переносить сроки проведения
контрольных работ и др., делая при этом соответствующие примечания в листе
коррекции в конце рабочей программы.
Общее число часов, рекомендованных для изучения предметной
области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир») на уровне
начального образования по варианту 2.2 (учебный план № 1) отводится всего
168 часов: из них: в 1 классе — 66 часов, во 2 классе — 34 часа, 3 классе —
34 часа, 4 классе — 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ
С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ», «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
ВАРИАНТ 2.2 (учебный план № 1)
Примерное распределение часов на предметы, входящие в
предметную область «Обществознание и естествознание»
Предметные
Классы
области
Учебные предметы
Обязательная часть
Обществознание и Ознакомление с
естествознание
окружающим миром
(Окружающий
Окружающий мир
мир)
Всего
III
IV
Всего
I
II
2
1
-
-
1
1
2
2
1
1
1
5
3
1 КЛАСС
Ознакомление с окружающим миром
(2 часа в неделю, 66 часов в год)
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный
коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы,
согласия, взаимной помощи.
Совместная деятельность с одноклассниками — учёба, игры, отдых. Рабочее
место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного
оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы
на учебном месте.
Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи,
их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд
и отдых. Домашний адрес.
Россия — наша Родина. Москва — столица России. Символы России (герб,
флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае.
Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные
объекты родного края.
Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.
Человек и природа
Природа — среда обитания человека. Природа и предметы, созданные
человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам,
уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края.
Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды) по
термометру.
Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой.
Правила нравственного и безопасного поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние,
краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и
культурные растения. Части растения (называние, краткая характеристика
значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.
Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и
другие). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о
домашних питомцах.
Правила безопасной жизнедеятельности
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового
питания и личной гигиены.
Правила безопасности в быту: пользование
бытовыми электроприборами, газовыми плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода
(дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).
Безопасность
в
информационно-коммуникационной
сети
«Интернет»
(электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть
«Интернет».
2 КЛАСС
Ознакомление с окружающим миром
(1 час в неделю, 34 часа в год)
Человек и общество.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте.
Государственные символы России. Москва — столица России. Святыни
Москвы — святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и
другие. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с
Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и другие). Герб Москвы.
Расположение Москвы на карте. Города России. Россия — многонациональное
государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край,
его природные и культурные достопримечательности. Значимые события
истории родного края.
Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона.
Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в
жизни человека и общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы
родословного древа, истории семьи.
Правила
культурного
поведения
в
общественных
местах.
Доброта,
справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям
других людей — главные правила взаимоотношений членов общества.
Человек и природа.
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения.
Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля
отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли:
глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон
горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным
природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с
помощью компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и
культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни
растений.
Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные,
пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в
природе. Годовой ход изменений в жизни животных.
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и
животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы.
Правила нравственного поведения на природе.
Правила безопасной жизнедеятельности.
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий,
двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи
и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как
условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе
(маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах
пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила
безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на
остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки
безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной
помощи. Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в
информационно-коммуникационной сети «Интернет» (коммуникация в
мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в
информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
3 КЛАСС
Окружающий мир
(1 час в неделю, 34 часа в год)
Человек и общество.
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и
связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша
Родина — Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России,
родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего
региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к
культуре, традициям своего народа и других народов, государственным
символам России.
Семья — коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и
расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное
отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно
значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей
родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры — символы стран, в
которых они находятся.
Человек и природа.
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество.
Разнообразие веществ в окружающем мире.
Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости,
газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений,
животных,
человека.
Вода.
Свойства
воды.
Состояния
воды,
её
распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной
жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные
породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека,
бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые
родного края (2-3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и
хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных
грибов, Грибы съедобные и несъедобные. Разнообразие растений.
Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды.
Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений.
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух,
вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного
края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана
растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от
условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы,
птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия,
необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль
животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая
характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе:
растения пища и укрытие для животных; животные распространители плодов
и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные
сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений). Правила
нравственного поведения в природных сообществах.
Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека.
Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная,
кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности
организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности.
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка,
динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о
здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого
дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей
части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и
других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома,
предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения
пассажира
железнодорожного,
водного
и
авиатранспорта
(правила
безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в
вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).
Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
(ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной
информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах)
в
условиях
контролируемого
доступа
в
информационно-
телекоммуникационную сеть «Интернет».
4 КЛАСС
Окружающий мир
(1 час в неделю, 34 часа в год)
Человек и общество.
Конституция — Основной закон Российской Федерации.
Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент
Российской Федерации — глава государства. Политико-административная
карта
России.
Общая
характеристика
родного
края,
важнейшие
достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических
событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками.
Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День
весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День
Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к
культуре,
истории,
традициям
своего
народа
и
других
государственным символам России.
История Отечества. «Лента времени» и историческая карта.
народов,
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны
в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство,
Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда,
духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические
времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных
ценностей. Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного
наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры.
Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края.
Личная ответственность каждого человека за сохранность историкокультурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо
от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа.
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения,
опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце ближайшая
к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.
Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года, Формы земной
поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное
обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности
поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный
поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра
России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края
(названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в
России и за рубежом (2-3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны
(климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей,
влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в
природных зонах.
Некоторые
доступные
для
понимания
экологические
проблемы
взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды,
воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила
нравственного поведения в природе. Международная Красная книга
(отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности.
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной
инфраструктуры города; правила безопасного поведения в общественных
местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного
поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и
средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других
средств индивидуальной мобильности. Безопасность в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (поиск достоверной информации,
опознавание
государственных
развлекательных
порталов)
в
образовательных
условиях
ресурсов
контролируемого
информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
и
детских
доступа
в
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты обучения
Личностные результаты освоения программы по окружающему миру
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
1)
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России;
понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей
страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные представления
о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как
члена общества;
2)
духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их
взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в
обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных
отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения
и
доброжелательности;
применение
правил
совместной
деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых
форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям;
3)
эстетического воспитания:
понимание
художественной
особой
культуры,
роли
России
проявление
в
развитии
уважительного
общемировой
отношения,
восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в
продуктивной
и
преобразующей
деятельности,
в
разных
видах
художественной деятельности.
4)
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в
окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта
эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью;
5)
трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям;
6)
экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических
норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий,
приносящих ей вред;
7)
ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса,
активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в
расширении своих знаний, в том числе с использованием различных
информационных средств.
В результате изучения окружающего мира на уровне начального общего
образования
у
обучающегося
будут
сформированы
познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
Метапредметные результаты
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в
изменяющейся действительности; на основе наблюдений доступных объектов
окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами
(часть целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для
сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по
определённому
признаку;
определять
классификации,
классифицировать
существенный
предложенные
признак
объекты;
для
находить
закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного алгоритма; выявлять недостаток
информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану
или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять
интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; определять
разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных вопросов; формулировать с помощью учителя цель
предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов,
событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; моделировать
ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и
неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента
времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и
другое); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами
(часть — целое, причина — следствие); формулировать выводы и подкреплять
их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта,
измерения, исследования).
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать
источник получения информации с учётом учебной задачи; находить в
предложенном источнике информацию, представленную в явном виде,
согласно заданному алгоритму; распознавать достоверную и недостоверную
информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа
её проверки; находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую, аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать
графически представленную информацию: схему, таблицу, иллюстрацию;
соблюдать
правила
информационной
безопасности
в
условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть
«Интернет» (с помощью учителя); анализировать и создавать текстовую,
видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной
задачей; фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт,
выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения,
оценивать выступления участников; признавать возможность существования
разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё
мнение; приводить доказательства своей правоты; соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста
о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать
устные
и
письменные
тексты
(описание,
рассуждение,
повествование); конструировать обобщения и выводы на основе полученных
результатов
наблюдений
и
опытной
работы,
подкреплять
их
доказательствами; находить ошибки и восстанавливать деформированный
текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной
жизни;
готовить
небольшие
публичные
выступления
с
возможной
презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и другое) к тексту выступления.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по
решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных
действий и операций.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля
и самооценки как части регулятивных универсальных учебных действий:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать
свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть
возможность
возникновения
трудностей
и
ошибок,
предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских
ситуациях, опасных для здоровья и жизни; объективно оценивать результаты
своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать
целесообразность выбранных способов действия,
при необходимости
корректировать их.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения
учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании
краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе
изученного материала по окружающему миру); коллективно. строить действия
по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться;
выполнять
правила
совместной
деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого
участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов,
при их возникновении мирно разрешать их без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
Предметные результаты
1 класс
К концу 1 класса обучающиеся научатся:
•
правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
различать флаг и герб России;
•
узнавать некоторые достопримечательности столицы;
•
называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи.
Проводить опыты с водой, снегом и льдом;
•
различать изученные объекты природы (камни, растения, животных,
созвездия); различать овощи и фрукты;
•
определять с помощью атласа-определителя растения и животных.
Сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам.
Использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
•
различать животных холодных и жарких районов. Различать прошлое,
настоящее и будущее;
•
называть дни недели и времена года в правильной последовательности.
Соотносить времена года и месяцы;
•
объяснять причины возникновения дождя и ветра. Перечислять цвета
радуги в правильной последовательности. Соблюдать правила поведения в
природе;
•
правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки. Подбирать
одежду для разных случаев;
•
правильно
обращаться
с
электричеством
и
электроприборами.
Правильно переходить улицу;
•
соблюдать правила безопасной езды на велосипеде. Различать виды
транспорта;
•
Соблюдать правила безопасности в транспорте.
2 класс
К концу 2 класса обучающиеся научатся:
•
находить Россию на карте мира, на карте России — Москву, свой регион
и его главный город;
•
узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн,
герб, флаг) и своего региона;
•
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов, государственным символам России;
•
соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию,
рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
•
приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников
народов родного края; важных событий прошлого и настоящего родного края;
трудовой деятельности и профессий жителей родного края;
•
проводить,
соблюдая
правила
безопасного
труда,
несложные
наблюдения и опыты с природными объектами, измерения;
•
приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры,
иллюстрирующие значение природы в жизни человека;
•
описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные
культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные
экспонаты);
•
описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные
природные объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты;
•
группировать изученные объекты живой и неживой природы по
предложенным признакам;
•
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних
признаков;
•
ориентироваться на местности по местным природным признакам,
Солнцу, компасу;
•
создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и
обществе;
•
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и
обществе;
•
соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе,
оценивать примеры положительного и негативного отношения к объектам
природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней;
•
соблюдать
правила
безопасного
поведения
в
школе,
правила
безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро;
•
соблюдать режим дня и питания;
•
безопасно использовать мессенджеры в условиях контролируемого
доступа в информационно-коммуникационную сеть «Интернет»;
•
безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с
помощью учителя (при необходимости).
3 класс
К концу 3 класса обучающиеся научатся:
•
различать государственную символику Российской Федерации (гимн,
герб, флаг);
•
проявлять уважение к государственным символам России и своего
региона;
•
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов;
•
соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
•
приводить примеры памятников природы, культурных объектов и
достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой
историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного
искусства;
•
проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;
•
показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
•
различать расходы и доходы семейного бюджета;
•
распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их в окружающем мире;
•
проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты
с природными объектами с использованием простейшего лабораторного
оборудования и измерительных приборов;
•
соблюдать безопасность проведения опытов;
•
группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить
простейшую классификацию;
•
сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и
неживой природы;
•
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и
явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные
свойства;
•
использовать различные источники информации о природе и обществе
для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
•
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и
природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе,
организме человека;
•
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе
коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать
выводы;
•
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания
о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями
(презентацией);
•
соблюдать
правила
безопасного
поведения
пассажира
железнодорожного, водного и авиатранспорта;
•
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к
двигательной активности и принципы здорового питания;
•
соблюдать основы профилактики заболеваний;
•
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
•
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
•
безопасно
контролируемого
использовать
доступа
в
персональные
данные
в
условиях
информационно-коммуникационную
сеть
«Интернет»;
•
ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении
в мессенджерах.
4 класс
К концу 4 класса обучающиеся научатся:
•
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов, государственным символам России;
•
соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
•
показывать на физической карте изученные крупные географические
объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию
России);
•
показывать на исторической карте места изученных исторических
событий; находить место изученных событий на «ленте времени»;
•
знать
основные
права
и
обязанности
гражданина
Российской
Федерации; соотносить изученные исторические события и исторических
деятелей веками и периодами истории России;
•
рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных
событиях истории России, наиболее известных российских исторических
деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и
родного края;
•
описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя
их существенные признаки, в том числе государственную символику России и
своего региона;
•
проводить по предложенному (самостоятельно составленному) плану
или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с
объектами
природы
с
использованием
простейшего
лабораторного
оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного
труда;
•
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы
по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
•
группировать изученные объекты живой и неживой природы,
самостоятельно выбирая признак для группировки;
•
проводить простейшие классификации;
•
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних
признаков и известных характерных свойств;
•
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения
простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи,
смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины
смены природных зон);
•
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия
в России и за рубежом (в пределах изученного);
•
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
•
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания
о природе и обществе;
•
использовать различные источники информации для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы;
•
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
•
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и
жизни человека;
•
соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов
транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах,
торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях,
библиотеках и других);
•
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде,
самокате и других средствах индивидуальной мобильности;
•
осуществлять
безопасный
поиск
образовательных
ресурсов
и
верифицированной информации в информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет»;
•
соблюдать
правила
безопасного
для
здоровья
электронных образовательных и информационных ресурсов.
использования
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Ознакомление с окружающим миром
1 класс (66 часов)
№ Тема, раздел
Программное содержание
Методы и формы организации обучения.
курса
Характеристика деятельности обучающихся
1
Человек и Школьные
традиции
и
праздники. Экскурсия по школе, знакомство с помещениями.
общество. Классный, школьный коллектив, совместная Обсуждение ситуаций по теме, например, «Правила
(16 ч.)
деятельность.
Одноклассники, поведения в классе и в школе». Беседа по теме,
взаимоотношения между ними; ценность например, «Как содержать рабочее место в порядке».
дружбы, взаимной помощи.
Рабочее место школьника.
Правила безопасной работы на учебном
месте, режим труда и отдыха.
Россия. Москва — столица России. Народы Просмотр
и
обсуждение
иллюстраций,
России.
видеофрагментов и других материалов (по выбору)
Первоначальные сведения о родном крае. на темы «Москва — столица России», «Экскурсия по
Название своего населённого пункта Москве».
(города, села), региона. Культурные Экскурсии,
целевые
прогулки,
просмотр
объекты родного края. Труд людей. иллюстраций,
видеофрагментов
и
других
Ценность и красота рукотворного мира. материалов (по выбору) на тему «Москва — столица
Правила поведения в социуме.
России»,
о
родном
крае,
труде
людей.
Рассматривание и описание изделий народных
промыслов родного края и народов России.
Беседа по теме, например, «Правила поведения в
учреждениях культуры — в театре, музее,
библиотеке».
Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и Работа
с
иллюстративным
материалом:
фамилии членов семьи, их профессии.
рассматривание фото, репродукций на тему
Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. «Семья».
2
Человек
и природа.
(37 ч.)
Совместный труд и отдых. Домашний адрес. Учебный диалог по теме, например, «Что такое
семья». Рассказы детей по теме, например, «Как
наша семья проводит свободное время».
Природа и предметы, созданные человеком. Учебный диалог по теме, например, «Почему люди
Природные
материалы.
Бережное должны оберегать и охранять природу». Обсуждение
отношение к предметам, вещам, уход за ситуаций по теме, например, «Правила поведения в
ними.
природе». Экскурсии по теме, например, «Сезонные
Неживая и живая природа. Погода и изменения в природе, наблюдение за погодой».
термометр. Наблюдение за погодой своего Практическая работа по теме, например, «Измеряем
края.
температуру».
Сезонные
изменения
в
природе. Работа с иллюстративным материалом: «Живая и
Взаимосвязи между человеком и природой. неживая природа».
Правила нравственного и безопасного
поведения в природе.
Растения
ближайшего
окружения Экскурсия. Сравнение внешнего вида деревьев,
(узнавание, называние, краткое описание). кустарников, трав. Определение названия по
Лиственные
и
хвойные
растения. внешнему виду дерева. Работа с иллюстративным
Дикорастущие и культурные растения.
материалом: деление растений на две группы —
дикорастущие и культурные. Учебный диалог.
Части растения (называние, краткая по теме, например, «Чем различаются дикорастущие
характеристика значения для жизни и культурные растения?». Практическая работа по
растения): корень, стебель, лист, цветок, теме, например, «Найдите у растений их части».
плод, семя. Комнатные растения, правила Рассматривание и зарисовка разнообразия частей
содержания и ухода.
растения: разные листья, разные цветки и плоды,
разные корни (по выбору). Практическая работа по
теме, например, «Учимся ухаживать за растениями
уголка природы».
Разные
группы
животных
(звери, Игра-соревнование по теме, например, «Кто больше
3
Правила
безопасной
жизни.
(7 ч.)
Резерв 6 часов
насекомые, птицы, рыбы и др.). Домашние и назовёт насекомых (птиц, зверей…)».
дикие животные (различия в условиях Наблюдения
за
поведением
животных
в
жизни). Забота о домашних питомцах.
естественных условиях: повадки птиц, движения
зверей, условия обитаний насекомых (во время
экскурсий,
целевых
прогулок,
просмотра
видеоматериалов).
Логическая задача: найди ошибку в иллюстрациях —
какое животное попало в эту группу неправильно.
Рассказы детей по теме, например, «Мой домашний
питомец».
Необходимость соблюдения режима дня, Беседа по теме, например, «Что такое режим дня»:
правил здорового питания и личной обсуждение режима дня первоклассника. Рассказ
гигиены. Правила безопасности в быту:
учителя: «Что такое правильное питание».
пользование бытовыми электроприборами, Практическое занятие (при наличии условий) в
газовыми плитами.
кабинете технологии: «Правила пользования газовой
Дорога от дома до школы.
и электроплитой». Составление памятки по теме,
Правила безопасного поведения пешехода например, «Телефоны экстренных служб».
(дорожные знаки, дорожная разметка, Дидактическая игра по теме, например, «Правила
дорожные сигналы).
поведения на улицах и дорогах, дорожные знаки».
Безопасность
в
информационнотелекоммуникационной сети «Интернет»
(электронный дневник и электронные
ресурсы
школы)
в
условиях
контролируемого
доступа
в
информационно- телекоммуникационную
сеть «Интернет».
Последовательность тематических блоков и выделенное количество учебных часов на их изучение носят
рекомендательный характер и могут быть скорректированы с учётом резервных уроков для обеспечения возможности
реализации дифференциации содержания с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Ознакомление с окружающим миром
2 класс ( 34 часа)
№ Тема, раздел
Программное содержание
курса
1
Человек
Наша Родина — Россия, Российская
и общество. Федерация. Россия и её столица на карте.
(8 ч.)
Государственные
символы
России,
символика своего региона. Москва —
столица. Достопримечательности Москвы.
Страницы истории Москвы. Города России.
Свой регион и его столица на карте
Российской
Федерации.
Россия
—
многонациональное государство. Народы
России, их традиции, обычаи, праздники.
Родной край, его природные и культурные
достопримечательности. Значимые события
истории родного края. Свой регион и его
главный город на карте. Хозяйственные
занятия, профессии жителей родного края.
Значение труда в жизни человека и
общества.
Методы и формы организации обучения.
Характеристика деятельности обучающихся
Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций,
чтение текстов о федеративном устройстве России,
о многонациональном составе населения страны.
Игра-путешествие по теме, например, «Работаем
экскурсоводами, проводим экскурсии по Москве,
Санкт-Петербургу». Рассказ учителя по теме,
например, «История возникновения Москвы».
Работа с картой: Россия, Москва, Санкт-Петербург,
наш регион на карте Российской Федерации.
Чтение текстов учебника о народах России, об их
традициях, обычаях, праздниках.
Составление сообщения об истории родного края
(при помощи взрослых, с использованием
дополнительных источников информации).
Учебный диалог по теме, например, «Зачем человек трудится?».
Дидактическая
игра
по
теме,
например,
«Профессии города и села». Логическая задача по
Семья — коллектив. Семейное древо.
Семейные
ценности
и
традиции.
Совместный труд и отдых. Участие детей в
делах семьи.
Правила
культурного
поведения
в
общественных
местах.
Доброта,
справедливость, честность, уважение к
чужому мнению и особенностям других
людей
—
главные
правила
взаимоотношений членов общества.
2
Человек
и природа.
(17 ч.)
Наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и
созвездия, наблюдения звёздного неба.
Планеты.
Чем Земля отличается от других планет.
Условия жизни на Земле. Изображения
Земли: глобус, карта, план. Карта мира.
Материки, океаны.
Определение сторон
горизонта при помощи компаса. Компас, его
устройство, ориентирование на местности.
теме, например, «Разделим картинки на три
группы: профессии, которые есть только в городе;
профессии села; профессии, которые есть и в селе,
и в городе».
Учебный диалог по теме, например, «Послушаем
друг друга, расскажем о своей семье». Обсуждение
обязанностей в семье, семейных традиций,
совместный труд и отдых.
Практическая работа по теме, например,
«Составление схемы родословного древа семьи».
Учебный диалог по теме, например, «Оцени себя —
умеешь ли ты сдерживать эмоции?». Анализ
ситуаций, раскрывающих примеры гуманного
отношения к людям. Работа в группе: работа с
пословицами, сравнение и группировка слов по
противоположному значению (добрый — злой,
смелый — трусливый, правдивый — лживый и
другие).
Учебный диалог по теме, например, «Чем Земля
отличается от других планет».
Просмотр
и
обсуждение
иллюстраций,
видеофрагментов и других материалов (по выбору)
на тему «Звёздное небо. Созвездия».
Практическая работа с глобусом. Рассказ учителя,
работа с текстом учебника: описание и особенности
океанов и материков на Земле. Практическая работа
с картой: «Как показывать объекты на настенной
карте».
Многообразие
растений.
Деревья,
кустарники, травы. Дикорастущие и
культурные растения. Связи в природе.
Годовой ход изменений в жизни растения.
Мир животных (фауна). Насекомые, рыбы,
птицы,
звери,
земноводные,
пресмыкающиеся: общая характеристика
(особенности внешнего вида, движений,
питания, размножения).
Сезонная жизнь животных.
Красная книга России, её значение,
отдельные представители растений и
животных Красной книги. Заповедники,
природные парки. Охрана природы.
Экскурсия
в
парк:
сравнение
деревьев,
кустарников, трав. Игра-соревнование по теме,
например, «Кто больше вспомнит названий
деревьев».
Коммуникативная
деятельность:
описание растений по иллюстрациям и живым
объектам.
Классификация
растений
(по
иллюстрациям): дикорастущие — культурные.
Практическая работа по теме, например,
«Рассматривание растений, обсуждение условий
благополучного роста и развития растения».
Работа в группах с иллюстративным материалом:
составление коллективного рассказа по теме,
например, «Каким бывает растение в разные
сезоны».
Дидактическая игра по теме, например, «Угадай
животное по описанию». Логическая задача по
теме, например, «Найди ошибку — какое животное
попало в эту группу случайно». Учебный диалог с
использованием иллюстративного материала по
теме, например, «Как живут животные в разные
времена года». Ролевая игра по теме, например,
«Собрание в лесу — кто как готовится к зиме».
Работа в группах: подготовьте вопросы о жизни
животных для других групп.
Учебный диалог по теме, например, «Что такое
Красная книга?». Просмотр и обсуждение
иллюстраций,
видеофрагментов
и
других
материалов (по выбору) на тему: «Растения и
Правила
природе.
3
нравственного
поведения
на животные Красной книги».
Рассказ учителя: «Растения и животные нашего
края, занесённые в Красную книгу». Коллективное
составление памятки по теме, например, «Правила
поведения в заповедных местах». Работа в группе:
чтение текстов учебника и использование
полученной
информации
для
подготовки
собственного рассказа о Красной книге.
Коллективное составление плана рассказа о редком
растении и животном.
Правила
Здоровый образ жизни: режим дня Учебный диалог по теме, например, «Зачем нужен
безопасной (чередование сна, учебных занятий, режим дня? Почему нужно правильно питаться?».
жизнедеятел двигательной активности) и рациональное Беседа по теме, например, «Что может случиться на
ьности.
питание (количество приёмов пищи и прогулке, на игровой площадке, дома и в школе,
(6 ч.)
рацион питания). Физическая культура, если не соблюдать правила безопасности». Ролевая
закаливание, игры на воздухе как условие игра по теме, например, «Мы — пешеходы».
сохранения и укрепления здоровья. Правила Анализ дорожных ситуаций. Работа в паре:
безопасности в школе (маршрут до школы, соотнесение изображений и названий дорожных
правила поведения на занятиях, переменах, знаков. Практическая работа по теме, например,
при приёмах пищи, а также на пришкольной «Учимся
соблюдать
изученные
правила
территории).
Правила
безопасного безопасности под руководством инструктора
поведения пассажира наземного транспорта ГИБДД или учителя».
и метро. Номера телефонов экстренной Обсуждение
с
опорой
на
иллюстрации
помощи.
потенциальных опасностей бытовых предметов и
Правила поведения при пользовании ситуаций. Беседа по теме, например, «Правила
компьютером.
поведения в общественном транспорте».
Безопасность
в
информационно- Практическая работа (при наличии условий) по
телекоммуникационной сети «Интернет» теме,
например,
«Правила
пользования
(коммуникация
в
мессенджерах
и компьютером».
социальных
группах)
в
условиях
контролируемого
доступа
в
информационно-телекоммуникационную
сеть «Интернет».
Резерв 3 часа
Последовательность тематических блоков и выделенное количество учебных часов на их изучение носят
рекомендательный характер и могут быть скорректированы с учётом резервных уроков для обеспечения возможности
реализации дифференциации содержания с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Окружающий мир
3 класс ( 34 часа)
№
Тема,
Программное содержание
Методы и формы организации обучения.
раздел курса
Характеристика деятельности обучающихся
1
Человек
Общество — совокупность людей, которые Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций на
и общество. объединены общей культурой и связаны тему: «Что такое общество». Просмотр и
(10 ч.)
друг с другом совместной деятельностью во обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и
имя общей цели. Наша Родина — других материалов (по выбору) на тему: «Жизнь
Российская
Федерация
— народов нашей страны».
многонациональная страна. Особенности Ролевая игра по теме, например, «Встречаем гостей
жизни, быта, культуры народов Российской из разных республик РФ»: рассказы гостей об их
Федерации.
Уникальные
памятники крае и народах, рассказы для гостей о родном крае.
культуры (социальные и природные Просмотр
и
обсуждение
иллюстраций,
объекты) России, родного края. Города видеофрагментов и других материалов (по выбору)
Золотого кольца России. Государственная по теме, например, «Уникальные памятники
символика Российской Федерации (гимн, культуры России».
герб, флаг) и своего региона.
Работа в группе: чтение текстов учебника и
Уважение к культуре, истории, традициям использование полученной информации для
своего народа и других народов.
подготовки собственного рассказа о памятниках
культуры России.
Моделирование маршрута по Золотому кольцу с
использованием
фотографий
достопримечательностей, сувениров и т. д.
Составление сообщения о городах Золотого кольца
России
с
использованием
дополнительных
источников информации (дифференцированное
задание).
Семья — коллектив близких, родных людей. Учебный диалог по теме, например, «Для чего
Поколения в семье. Взаимоотношения в создаётся семья», «Почему семью называют
семье:
любовь,
доброта,
внимание, коллективом».
поддержка. Семейный бюджет, доходы и Работа в группах: коллективный ответ на вопрос
расходы семьи.
«Какие бывают семьи?».
Рассказ учителя: «Что такое семейный бюджет».
Беседа по теме, например, «Доходы и расходы
семьи». Практическая работа по теме, например,
«Моделирование
семейного
бюджета»
(дифференцированное задание).
Страны и народы мира на карте. Памятники Практическая работа с картой: страны мира. Работа
природы и культуры — символы стран, в в группах: самостоятельное составление описания
которых они находятся.
любой страны или народа мира (с использованием
дополнительной литературы и ресурсов Интернета).
«Путешествие
по
странам
мира»
(достопримечательности отдельных стран мира, по
выбору детей): рассматривание видеоматериалов,
2
Человек
и природа.
(17 ч.)
Вещество.
Разнообразие
веществ
в
окружающем мире. Твёрдые тела, жидкости,
газы, их свойства.
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха.
Значение для жизни. Вода. Свойства воды.
Состояния воды, её распространение в
природе, значение для жизни.
Круговорот воды в природе. Охрана
воздуха, воды. Горные породы и минералы.
Полезные ископаемые, их значение в
хозяйстве человека. Полезные ископаемые
родного края (2—3 примера). Почва, её
состав, значение для живой природы и
хозяйственной деятельности человека.
Царства природы.
Бактерии, общее представление. Грибы:
строение шляпочного гриба; съедобные и
несъедобные грибы.
Разнообразие
растений.
Зависимость
жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и
развитие растений. Особенности питания и
дыхания растений.
Роль растений в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к растениям.
Условия, необходимые для жизни растения
слайдов, иллюстраций. Символы стран, с которыми
знакомятся дети.
Практические работы (наблюдение и опыты) с
веществами:
текучесть,
растворимость,
окрашиваемость и другое.
Упражнения: классификация тел и веществ,
сравнение естественных и искусственных тел;
классификация твёрдых, жидких и газообразных
веществ.
Демонстрация учебных экспериментов: состояния
воды, свойства воздуха. Рассказ учителя, анализ
схемы круговорота воды в природе.
Практические работы: горные породы и минералы —
название, сравнение, описание.
Экскурсия: почвы (виды, состав, значение для жизни
природы и хозяйственной деятельности людей).
Рассказ учителя (чтение текста учебника) о
бактериях. Рассматривание и описание особенностей
внешнего вида бактерий.
Работа с иллюстративным материалом по теме,
например, «Какие грибы мы не положим в корзинку». Рисование схемы: «Шляпочный гриб». Рассказ
учителя: «Чем грибы отличаются от растений».
Работа в группе: классификация растений из списка,
который предложили одноклассники. Коллективное
создание схемы по теме, например, «Условия жизни
растений». Рассказ-рассуждение о жизни растений.
Практическая работа в паре по теме, например,
(свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение
роста растений, фиксация изменений.
Растения родного края, названия и краткая
характеристика. Охрана растений.
Разнообразие
животных.
Зависимость
жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и
развитие животных (рыбы, птицы, звери,
пресмыкающиеся,
земноводные).
Особенности питания животных. Цепи
питания.
Условия, необходимые для жизни животных
(воздух, вода, тепло, пища). Роль животных
в природе и жизни людей, бережное
отношение человека к животным. Охрана
животных. Животные родного края, их
названия.
Природные сообщества: лес, луг, пруд.
Взаимосвязи в природном сообществе.
Создание человеком природных сообществ
для хозяйственной деятельности, получения
продуктов питания (поле, сад, огород).
«Размножения растений (побегом, листом, семенами)».
Охраняемые растения родного края (наблюдение,
рассматривание иллюстраций).
Дидактическая игра по теме, например, «Каких
животных мы знаем». Коллективное составление
схемы по теме, например, «Разнообразие
животных».
Упражнения: опиши животное, узнай животное,
найди ошибку в классификации животных.
Учебный диалог по теме, например, «Как животные
питаются». Составление и анализ цепей питания.
Работа в парах: характеристика животных по
способу размножения (на основе справочной
литературы), подготовка презентации.
Моделирование стадий размножения животных (на
примере земноводных, рыб). Рассказ учителя по
теме, например, «Как человек одомашнил
животных». Рассказы детей по теме, например, «Мой
домашний питомец». Просмотр и обсуждение
иллюстраций,
видеофрагментов
и
других
материалов (по выбору) на тему «Охрана
животных».
Работа со словарём: определение значения слова
«сообщество». Рассказ учителя по теме, например,
«Что такое природное сообщество». Учебный диалог
по теме, например, «Особенности леса (луга,
водоёма) как сообщества». Сравнение понятий:
Природные сообщества родного края
(примеры).
Правила поведения в лесу, на водоёме, на
лугу.
3
Человек — часть природы. Общее
представление о строении тела человека.
Системы органов (опорно-двигательная,
пищеварительная,
дыхательная,
кровеносная, нервная, органы чувств), их
роль в жизнедеятельности организма.
Гигиена отдельных органов и систем
органов человека.
Измерение температуры тела человека,
частоты пульса.
Правила
Здоровый образ жизни; забота о здоровье и
безопасной безопасности
окружающих
людей.
жизнедеятел Безопасность во дворе жилого дома
ьности.
(внимание к зонам электрических, газовых,
(4 ч.)
тепловых подстанций и других опасных
объектов;
предупреждающие
знаки
безопасности).
Транспортная безопасность пассажира
разных
видов
транспорта,
правила
поведения на вокзалах, в аэропортах, на
борту самолёта, судна. Безопасность в
информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет» (ориентировка в признаках
естественные
сообщества,
искусственные
сообщества. Беседа по теме, например, «Для чего
человек создает новые сообщества?». Обсуждение
ситуаций, раскрывающих правила положительного и
отрицательного отношения к природе.
Обсуждение текстов учебника, объяснения учителя:
«Строение тела человека». Рассматривание схемы
строения тела человека: называние, описание
функций разных систем органов.
Практическая работа по теме, например, «Измерение
температуры тела и частоты пульса».
Практическая
работа
по
теме,
например,
«Рассматривание знаков (опасно, пожароопасно,
взрывоопасно;
внимание
—
автопогрузчик;
электрический ток; малозаметное препятствие;
падение с высоты), коллективное объяснение их
значения». Анализ ситуаций по теме, например,
«Что может произойти, если…». Ролевая игра по
теме, например, «Расскажи малышу, как нужно
вести себя на игровой и спортивной площадке».
Рассказ учителя по теме, например, «Правила
поведения в транспорте, на вокзалах, в аэропортах,
на борту самолета, судна». Работа в группах:
составление памятки по теме, например, «Правила
мошенничества
в
Сети;
защита
персональной информации) в условиях
контролируемого
доступа
в
информационно-телекоммуникационную
сеть «Интернет».
поведения в аэропортах, на борту самолета, судна
(по выбору группы)».
Учебный диалог по теме, например, «Как обеспечить
безопасность при работе в информационнотелекоммуникационной
сети
“Интернет”».
Обсуждение результатов проектной деятельности по
теме, например, «Что такое здоровый образ жизни и
как его обеспечить».
Резерв 3 часа
Последовательность тематических блоков и выделенное количество учебных часов на их изучение носят
рекомендательный характер и могут быть скорректированы с учётом резервных уроков для обеспечения возможности
реализации дифференциации содержания с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Окружающий мир
4 класс (34 часа)
№
Тема,
Программное содержание
Методы и формы организации обучения.
раздел курса
Характеристика деятельности обучающихся
1
Человек и Государственное устройство РФ (общее Работа с политико-административной картой
общество
представление). Конституция — Основной Российской
Федерации:
определение
(16 ч.)
закон Российской Федерации. Права и местонахождения республик Российской Федерации,
обязанности
гражданина
Российской краёв, крупнейших областей и городов России.
Федерации.
Президент
Российский Чтение статей Конституции Российской Федерации о
Федерации — глава государства. Политико- правах граждан Российской Федерации. Рассказ
административная карта России. Города учителя по теме, например, «Забота о детстве —
России.
главная особенность нашего государства».
Общая характеристика родного края: Чтение и обсуждение текстов учебника, объяснения
природа, главный город, важнейшие
достопримечательности,
знаменитые
соотечественники.
Государственные
праздники в жизни российского общества:
Новый год, День защитника Отечества,
Международный женский день, День весны
и труда, День Победы, День России, День
народного единства, День Конституции.
Праздники и памятные даты своего региона.
Характеристика отдельных исторических
событий, связанных с ним.
История Отечества. «Лента времени» и
историческая карта.
Наиболее важные и яркие события
общественной и культурной жизни страны в
разные исторические периоды: государство
Русь, Московское государство, Российская
империя, СССР, Российская Федерация.
Картины
быта,
труда;
духовнонравственные и культурные традиции
людей в разные исторические времена.
Выдающиеся люди разных эпох как
носители базовых национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка
Всемирного культурного наследия в России
и за рубежом (3—4 объекта). Охрана
памятников истории и культуры. Посильное
участие в охране памятников истории и
учителя. Игра-соревнование по теме, например,
«Знаем ли мы свой родной край?». Рассказ учителя о
важнейших страницах истории родного края.
Обсуждение докладов и презентаций учащихся
(дифференцированное задание) по теме, например,
«Мой родной край».
Учебный
диалог
по
теме,
например,
«Государственные праздники России». Работа в
парах по теме, например, «Рассказ о любом празднике
Российской Федерации или своего региона».
Практическая
работа
по
теме,
например,
«Определение по «ленте времени» времени (века), в
котором происходили исторические события».
Работа в паре: анализ исторической карты,
нахождение мест важнейших исторических событий
в жизни России. Обсуждение рассказов учителя,
текста учебника о быте, традициях, культуре Древней
Руси. Экскурсия в художественный музей (при
наличии условий), просмотр видеофрагментов,
иллюстраций и других материалов на темы
«Искусство Древней Руси», «Ремёсла в Древней
Руси», «Образование от Древней Руси до XIX века»,
«Московское государство», «Искусство ХIХ века»,
«Искусство ХХ века» (по выбору).
Учебный диалог по теме, например, «Как выполняли
свой долг защиты Отечества в разные исторические
времена граждане России (на примере Отечественной
культуры
своего
края.
Правила
нравственного
поведения,
культурные
традиции людей в разные исторические
времена.
2
Человек
и природа.
(12 ч.)
Солнце — ближайшая к нам звезда,
источник света и тепла для всего живого на
Земле.
Характеристика планет Солнечной системы.
Естественные спутники планет. Смена дня и
ночи на Земле. Вращение Земли как причина
смены дня и ночи.
Обращение Земли вокруг Солнца и смена
времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы,
холмы, овраги (общее представление,
условное обозначение равнин и гор на
карте).
Равнины
и
горы
России.
Особенности поверхности родного края
войны 1812 г., Великой Отечественной войны
(1941—1945)».
Просмотр видеофрагментов, иллюстраций, чтение
текстов учебников (по выбору) на тему «Объекты
Всемирного культурного наследия в России и за
рубежом». Рассказ учителя о памятниках Всемирного
наследия (например, в России — Московский
Кремль, памятники Новгорода, Кижи, в мире —
Великая Китайская стена, Колизей в Риме, Акрополь
в Греции). Учебный диалог по теме, например, «Как
охраняются памятники истории и культуры».
Обсуждение докладов учащихся о значимых
объектах
культурного
наследия
России
(дифференцированное задание).
Игра-соревнование по теме, например, «Клуб
астрономов»: зададим друг другу вопросы о
Солнечной системе. Обсуждение выступлений
учащихся (дифференцированное задание) о планетах.
Рассматривание и обсуждение схемы «Вращение
Земли вокруг своей оси — причина смены дня и
ночи».
Работа с картой: равнины и горы на территории
Российской Федерации, крупнейшие реки и озёра;
моря, омывающие Россию.
Описание объектов родного края: название, место
расположения, общая характеристика.
(краткая
характеристика
на
основе
наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море,
озеро, пруд); река как водный поток.
Крупнейшие реки и озёра России, моря,
омывающие
её
берега,
океаны.
Использование человеком водоёмов и рек.
Водоёмы и реки родного края: названия,
краткая характеристика.
Наиболее значимые природные объекты
списка Всемирного наследия в России и за
рубежом. Охрана природных богатств:
воды, воздуха, полезных ископаемых,
растительного
и
животного
мира.
Международная Красная книга (3—4
примера).
Правила
нравственного
поведения в природе.
Природные
зоны
России:
общее
представление об основных природных
зонах России: климат, растительный и
животный мир, особенности труда и быта
людей, охрана природы. Связи в природной
зоне.
Учебный диалог по теме, например, «Как люди
используют водоёмы и реки для хозяйственной
деятельности».
Рассказ учителя, работа с иллюстративным
материалом: природные объекты списка Всемирного
наследия в России и за рубежом (например, в России
— озеро Байкал, остров Врангеля, вулканы Камчатки,
Ленские столбы; в мире — остров Пасхи (Чили);
дорога гигантов (Северная Ирландия); бухта Халонг
(Вьетнам); национальный парк Тонгариро (Новая
Зеландия). Обсуждение результатов проектной
деятельности по теме, например, «Объекты
Всемирного наследия в России и в мире».
Рассказ учителя о Международной Красной книге.
Работа в группах по теме, например, «Составление
памятки «Правила поведения в природе».
Учебный диалог по теме, например, «Почему
меняются
природные
зоны?».
Коллективное
формулирование
вывода:
причиной
смены
природных зон является разная освещённость
Солнцем поверхности Земли. Работа с текстом
учебника: особенности разных природных зон.
Работа в паре: анализ схем, иллюстраций по теме,
например, «Какие организмы обитают в природных
зонах», составление рассказа-рассуждения по теме,
например, «Как животные приспосабливаются к
3
Правила
безопасной
жизнедеятел
ьности.
(3 ч.)
Здоровый образ жизни: профилактика
вредных привычек.
Безопасность в городе. Планирование
безопасных
маршрутов
с
учётом
транспортной инфраструктуры города;
правила
безопасного
поведения
велосипедиста (дорожные знаки, дорожная
разметка, сигналы и средства защиты
велосипедиста).
Безопасность
в
информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет» (поиск достоверной
информации опознание государственных
образовательных ресурсов и детских
развлекательных порталов) в условиях
контролируемого
доступа
в
информационно-телекоммуникационную
условиям жизни». Учебный диалог по теме,
например, «Экологические связи в природной зоне».
Моделирование характерных цепей питания в
изучаемой природной зоне.
Рассказ учителя об освоении природных богатств в
природных зонах и возникших вследствие этого
экологических проблемах.
Работа в группах: создание описания одной из
природных зон по самостоятельно составленному
плану
(с
использованием
дополнительной
информации, в том числе из информационнотелекоммуникационной сети «Интернет»)
Учебный диалог по теме, например, «Послушаем
друг друга: как я выполняю правила безопасной
жизни». Работа в группах: составление текста по
теме, например, «Какие опасности можно встретить
на улице, в зонах отдыха, в общественных местах».
Анализ ситуаций по теме, например, «Что может
произойти, если…». Обсуждение результатов работы
групп.
Ролевая игра по теме, например, «Знаем ли мы
правила езды на велосипеде (роли: велосипедисты,
сотрудники ГИБДД, маленькие дети). Рассказ
учителя по теме, например, «Чем может быть опасна
информационно-телекоммуникационная
сеть
«Интернет». Как правильно искать информацию в
информационно-телекоммуникационной
сети
«Интернет».
сеть «Интернет».
Резерв 3 часа
Последовательность тематических блоков и выделенное количество учебных часов на их изучение носят
рекомендательный характер и могут быть скорректированы с учётом резервных уроков для обеспечения возможности
реализации дифференциации содержания с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся.
При
разработке
рабочей
программы
в
тематическом
планировании должны быть учтены возможности использования
электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся
учебно-методическими материалами (мультимедийные программы,
электронные учебники и задачники, электронные библиотеки,
виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых
образовательных
ресурсов),
используемыми
для
обучения
и
воспитания различных групп пользователей, представленными в
электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические
возможности
ИКТ,
содержание
законодательству об образовании.
которых
соответствует