Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 1
Рабочая программа
начального общего образования
обучающихся с ОВЗ
(вариант 2.2, учебный план № 1)
Литературное чтение
(для 1-4 класса общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы)
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………………….3
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»…10
2 КЛАССС
3 КЛАСС
4 КЛАСС
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НА УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………….. 21
Личностные результаты обучения
Метапредметные результаты обучения
Предметные результаты обучения
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ………………………………………..30
2 КЛАССС
3 КЛАСС
4 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное
чтение» предметной области «Русский язык и литературное чтение» включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы и тематическое планирование.
Данная федеральная рабочая программа на уровне начального общего
образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся составлена на
основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2, учебный план № 1), и
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Федеральной
программе воспитания.
Реализация АООП (вариант 2.2, учебный план № 1) обеспечивает
слабослышащим и позднооглохшим обучающимся уровень начального
общего образования, способствующий на этапе основного общего
образования
достижению
итоговых
результатов,
сопоставимых
с
требованиями ФГОС основного общего образования, что позволяет им
продолжить
образование,
получить
профессиональную
подготовку,
содействует наиболее полной социальной адаптации и интеграции в
обществе.
Учебный предмет «Литературное чтение» применительно к уровню
начального общего образования по варианту 2.2 (учебный план № 1)
представлен в 2 – 4 классах после завершения работы по обучению грамоте.
Благодаря
чтению
художественной
литературы
обучающиеся
приобщаются к гуманистическим культурным ценностям, что является
важным для формирования гармонично развитой личности, отличающейся
потребностью в познании себя и других, обогащении эмоционального и
духовного опыта, в конструктивном взаимодействии с окружающим миром.
Уроки литературного чтения стимулируют развитие у слабослышащих
и позднооглохших обучающихся словесной речи, представляющей собой
базовую ценность в языковом сознании личности. Являясь важнейшим
средством общения и инструментом познания, речь выступает в качестве
жизненной опорой для субъекта, обеспечивая овладение языковой картиной
мира, а также способностью формировать и выражать мысли, поддерживать
конструктивные интеракции с окружающими людьми, осваивать социальный
опыт. Овладение обучающимися словесной речью является средством
коррекции и компенсации имеющегося у них вторичного нарушения.
Чтение, являясь одним из ведущих видов речевой и мыслительной
деятельности, выступает на уровне начального общего образования в качестве
средства обучения, развития и воспитания. Знания о жизни природы и
общества, первые сведения из истории Родины, нравственные понятия, нормы
поведения и обобщения – все это, почерпнутое в чтении, закладывает
мировоззренческие основы развивающейся личности ребёнка. Особенно
значима функция книги и чтения в процессе обучения слабослышащих и
позднооглохших обучающихся, контакты которых с окружающим миром
ограничены, а знания обеднены.
Задачами обучения чтению являются:
постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии
с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения;
соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения (при
наличии возможности - с учётом особых образовательных потребностей
обучающихся);
осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объёму и жанру произведений);
определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое,
выборочное);
умение находить в тексте необходимую информацию; понимание
особенностей
разных
видов
чтения:
факта,
описания,
дополнения
высказывания.
общее представление о разных видах текста (художественный, учебный,
научно-популярный) и их сравнение;
практическое освоение умения отличать текст от набора предложений;
прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению;
определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на
смысловые части, их озаглавливание;
умение работать с разными видами информации;
участие в коллективном обсуждении прочитанного;
формирование библиографической культуры: знакомство с первыми
книгами; элементами и типами книг; видами информации в книге;
формировать умение выбирать книги на основе рекомендованного
списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке;
определение
особенностей
художественного
текста:
своеобразие
выразительных средств языка (с помощью педагогического работника);
понимание
нравственного
содержания
прочитанного,
осознание
мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм
морали;
воспроизведение текста с использованием выразительных средств
языка: (по вопросам педагогического работника), рассказ по иллюстрациям,
пересказ;
составление характеристики героя произведения с использованием
художественно-выразительных средств данного текста; анализ (с помощью
педагогического работника) мотива поступка персонажа; сопоставление
поступков героев по аналогии или по контрасту; выявление авторского
отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев (с
помощью педагогического работника);
знакомство с разными видами пересказа художественного текста:
подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей по
визуальным опорам);
формирование умения работать с учебными, научно-популярным и
другими текстами;
знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста:
установление причинно-следственных связей;
нахождение в тексте средств выразительности: синонимов, антонимов,
эпитетов, сравнений, метафор, гипербол;
формирование общего представления о композиционных особенностях
построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание
(пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев);
узнавание,
различение,
выделение
особенностей
стихотворного
произведения (ритм, рифма);
знакомство с разными жанрами произведений;
обучение
интерпретации
текста
литературного
произведения
в
творческой деятельности обучающихся.
На выполнение этих задач направлена цель – формирование культуры
чтения обучающихся, что является составной частью общекультурного
развития человека.
Обучение чтению на уроках дополняется внеклассным чтением
обучающихся,
где
продолжает
формироваться
интерес
к
книгам,
положительное отношение к самостоятельному чтению, осуществляется
дальнейшее
речевое
и
общее
развитие
детей.
Предусматривается
формирование умений самостоятельно ориентироваться в книге, работать
над заданиями к тестам, обращаться к оглавлению книги и т.д. Знания о
книгах и их авторах приобретаются детьми в процессе непосредственной
практической деятельности. При отборе произведений для внеклассного
чтения следует учитывать интересы обучающихся.
Содержание материала по литературному чтению представлено
произведениями русской и современной художественной и
научно-
популярной литературы, устного народного творчества, охватывает важные в
образовательно-воспитательном
отношении
стороны
окружающей
обучающегося действительности и обеспечивает необходимую подготовку
для изучения систематического курса литературы на этапе основного общего
образования. Для каждого обучения в программе выделяются разделы: 1)
умения и навыки чтения, работа над текстом и связной речью; 2) внеклассное
чтение.
Повышению
эффективности
обучения
чтению
способствует
целенаправленный подбор текстов, обеспечивающих общее и речевое
развитие и одновременно вызывающих у детей интерес к этому виду
речевой деятельности.
Тематика чтения (как и количество часов), указанная в программе,
является примерной и может быть частично изменена с учётом
региональных
особенностей,
условий
обучения,
личностных
характеристик детей класса.
При обучении чтению следует иметь в виду особую значимость
воспитания эстетического отношения к читаемому произведению. Не
запоминание сюжета, идей, характеров литературных героев, а получение
эстетического наслаждения от чтения должно привлекать читателя к книге.
Необходимо помочь слабослышащему и позднооглохшему обучающемуся
эстетически воспринять читаемое. Каждое произведение или даже отрывок из
него должно осваиваться обучающимися как художественная ценность, а не
только как источник знаний.
Продвижение обучающихся в умственном, нравственном, эстетическом,
речевом развитии обеспечивается путём усвоения постепенно (от класса к
классу) усложняющихся по содержанию, языку и оформлению произведений
и книг.
В центре внимания на уроках литературного чтения должно быть
изучаемое
художественное
произведение,
его
содержание,
идейная
направленность и изобразительные средства языка.
Большая часть времени (30-35 минут) на уроках литературного чтения
отводится чтению и работе над текстом. Беседы, рассказы, предваряющие
чтение, должны быть тесно связаны с содержанием произведений, возбуждать
интерес к ним, эмоционально настраивать обучающихся и помогать
правильному восприятию этих произведений.
Для активизации обучающихся на уроке и повышения их интереса к
чтению
необходимо
использовать
методы,
развивающие
творческую
активность, воображение и фантазию, создавать игровые ситуации;
практиковать задания творческого характера (чтение по ролям, пересказ от
имени
героев,
домысливание
его
судьбы,
продолжение
рассказа,
сопоставление произведений с репродукциями картин, с музыкальными
произведениями и др.).
Начиная со 2 класса ведется систематическая работа над языком
художественных
использовать
произведений.
сравнения,
художественных
Обучающихся
эпитеты,
произведений
в
побуждают
различные
собственных
обороты
активно
речи
письменных
из
работах.
Необходимо поощрять осмысленное заучивание стихов.
Обучение чтению предполагает использование на уроках жизненного
опыта обучающихся, который обучающиеся получают во время экскурсий,
посещения культурных мероприятий, наблюдений за природой, общественной
жизнью, трудом взрослых.
Программа определяет умения, которые необходимо формировать у
обучающихся в определённые периоды обучения, тематику чтения (с
примерным распределением учебных часов).
Поскольку предметная область «Русский язык и литературное чтение»
представлена как интегративная область, результаты освоения предметной
области «Русский язык и литературное чтение» (учебных предметов «Русский
язык», «Литературное чтение») могут быть оценены только в совокупности,
как целостный единый результат овладения языком. Выделение отдельных
предметных результатов не предусматривается.
По окончании обучения на уровне НОО обучающиеся должны достигать
следующих обобщенных предметных результатов в освоении адаптированных
программ предметной области «Русский язык и литературное чтение»:
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление
национальной культуры и основное средство человеческого общения,
осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации, языка межнационального общения;
практическое овладение языком как средством общения (в условиях
предметно-практической,
учебной
и
различных
внеурочных
видов
деятельности), включая владение грамотой, основными речевыми формами и
правилами их применения;
использование словесной речи (в устной и письменной формах) для
решения жизненных и образовательных задач;
владение устно-дактильной формой речи как вспомогательной;
умения выбрать адекватные средства вербальной и невербальной
коммуникации в зависимости от собеседника (слышащий, слабослышащий,
глухой);
сформированность позитивного отношения к правильной устной и
письменной речи, стремления к улучшению качества собственной словесной
речи;
овладение
орфографическими
знаниями
и
умениями,
каллиграфическими навыками;
сформированность интереса к чтению доступных литературных
произведений, наличие положительного читательского опыта и личных
читательских предпочтений;
овладение
техникой
чтения
вслух
(реализуя
возможности
воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи) и про
себя;
владение элементарными приемами анализа и интерпретации текста,
понимание смысла прочитанного, участие в обсуждении текста, оценивание
поступков героев;
овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое).
Учебные предметы предметной области «Русский язык и литературное
чтение», наряду с другими предметами основных образовательных областей,
составляют обязательную часть учебного плана по варианту 2.2 (учебный план
№ 1).
Изучение предметов обязательной части учебного плана для всех
образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию и
реализующих
адаптированную
образовательную
программу
для
слабослышащих и позднооглохших обучающихся по варианту 2.2 (учебный
план № 1) предусмотрено в учебное (урочное) время. Увеличение учебных
часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной
части учебного плана, может быть произведено за счет другой части учебного
плана,
формируемой
участниками
образовательных
отношений
и
обеспечивающей реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
При реализации адаптированной программы по варианту 2.2 (учебный
план № 1) учебный процесс необходимо осуществлять на основе специальных
учебников и учебных пособий, адресованных обучающимся с нарушением
слуха. В качестве учебно-методического сопровождения учебного процесса
возможно использовать материалы учебников для общеобразовательных
организаций при обязательной адаптации их содержания с учётом особых
образовательных потребностей, общего и речевого развития обучающихся с
нарушением слуха.
При реализации адаптированной программы по варианту 2.2 (учебный
план № 1) используются учебники для общеобразовательных организаций при
адаптации
по
необходимости
их
содержания
с
учётом
особых
образовательных потребностей, общего и речевого развития обучающихся с
нарушением слуха.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ»
ВАРИАНТ 2.2 (учебный план № 1)
Примерное распределение часов на предметы, входящие в
предметную область «Русский язык и литературное чтение»
Предметные
Классы
области
Учебные предметы
I
Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
6
литературное
Обучение грамоте
6/4
чтение
Формирование
0/2
грамматического строя
речи
II
III
IV
Всего
4
3
4
2
4
1
18
Грамматика и
правописание
Литературное чтение
Развитие речи
Всего
-
2
2
3
4
10
4
3
11
4
3
11
3
3
10
11
13
42
2 КЛАСС
Навыки чтения
Правильное, выразительное, сознательное, плавное чтение целыми
словами без искажения и пропусков. Слоговое чтение сложных, трудных
для произношения слов. Соблюдение соответствующего темпа (50-60 слов
в минуту к концу года). Соблюдение правил орфоэпии, указанных в
программе по обучеиию произношению, правильных ударений в знакомых
словах;
чтение
незнакомых
слов
с
проставленным
ударением.
Соблюдение правильной интонации в предложениях с соответствующими
знаками препинания (точка, вопросительный знак, восклицательный знак).
Выразительное чтение с соблюдением пауз между предложениями и частями
текста (после подготовки с учителем). Выделение при чтенииважных по
смыслу слов. Чтение знакомого текста про себя.
Работа с текстом
Пересказ содержания прочитанного текста (сначала по вопросам
учителя);
подготовка
к
самостоятельному
пересказу.
Описание
содержания иллюстрации к тексту с использованием слов и выражений
текста. Ответы на вопросы, устанавливающие причинно-следственные
отношения, последовательность действий, оценку поступков и др.
Деление текста на части по вопросам. Определение (с помощью учителя)
основной мысли прочитанного по отдельным вопросам. Выделение
действующих лиц. Выбор из текста (с помощью учителя) слов и
предложений, характеризующих события, действующих лиц, картины
природы. Чтение текста по ролям (с драматизацией и без неё).
Заучивание
стихотворений и отрывков из прочитанных произведений (9-10 в год).
Ориентировка в книге.
Нахождение нужного произведения в оглавлении книги. Использование
условных обозначений при работе с книгой. Усвоение правил обращения с
книгой.
Знакомство с новым рассказом до чтения (умение найти фамилию
автора, заглавин произведения, рассмотреть иллюстрации, определить
примерное содержание книги) Определение призких по тематике рассказов,
умение найти в учебнике произведения одного автора.
Знание основных элементов книги: переплёт (обложка), корешок,
страницы, заглавие, оглавление (содержание).
Внеклассное чтение.
Круг чтения или учебный материал. Чтение доступных по содержанию
рассказов, сказок. Работа с книгой (знания, умения, навыки). Знание названия
произведения, фамилии автора. Выделение из текста незнакомых слов и
различение значения слов в контексте. Развитие приобретённых на уроках
чтения умений рассказывать о прочитанном, давать простейшую оценку
поступков героев. Сообщение о своих наблюдениях, случаях из жизни (по
аналогии с прочитанным). Обсуждение прочитанного (формирование умения
пересказать товарищам прочитанное и понять рассказанное товарищами).
Ориентировка в оглавлении и на страницах книги. Соблюдение правил
гигиены чтения и правил обращения с книгой. Знание основных элементов
книги: переплёт (обложка), корешок, страницы, заглавие, оглавление
(содержание).
Обогащение опыта творческой деятельности:
1. Обогащение опыта эстетического восприятия:
•
формировать способность воспринимать красоту природы, человека
и предметного мира;
•
развивать способности радоваться и удивляться в процессе общения
с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире;
•
формировать умение передавать впечатления от общения с
природой в устной речи.
2. Развитие умения выразить свои впечатления:
•
проводить игры со словами;
•
коллективно сочинять различные истории;
•
составлять рассказы на свободные темы.
3. Развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с
помощью упражнений:
•
рисование красками;
•
словесными описаниями;
•
рассказ по собственному рисунку;
•
придумывание своей концовки.
4. Обогащение опыта эстетического восприятия произведений
художественной литературы:
•
приобщать к миру поэзии;
•
развивать поэтический вкус.
5. Активизация способности полноценно воспринимать художественное
произведение: знатьсредства художественной выразительности (эпитеты,
сравнение);
жанры
литературных
произведений
(сказка,
рассказ,
стихотворение); жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка).
Круг чтения и опыт читательской деятельности
Произведения устного народного творчества.
Произведения выдающихся представителей русской литературы (В. А.
Жуковский, И. А. Крылов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А.
А. Фет, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, С. А. Есенин, В. В.
Маяковский); классиков советской детской литературы; произведения
современной отечественной (с учётом многонационального характера
России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими
школьниками.
Научно-популярная,
справочно-энциклопедическая
литература.
Детские периодические издания.
Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые
фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть;
стихотворение; басня.
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о
труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и
др.
3 КЛАСС
Навыки чтения.
Правильное, выразительное, сознательное, плавное чтение целыми
словами. Слоговое чтение сложных, трудных для произношения слов.
Соблюдение правил орфоэпии, указанных в программе по обучению
произношению, правильных ударений в знакомых словах; чтение незнакомых
слов с проставленным ударением. Соблюдение правильной интонации в
предложениях в соответствии со знаками препинания (точка, вопросительный
знак, восклицательный знак), пауз между предложениями и частями текста.
Чтение знакомого текста про себя.
Работа с текстом
Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем
предложений, подтверждающих устное высказывание; оценка прочитанного.
Воспроизведение содержание текста по вопросам учителя или картинному
плану.Подробный рассказ содержания прочитанного (по вопросам учителя).
Описание содержания иллюстрации к тексту с использованием слов и
выражений текста. Ответы на вопросы, устанавливающие причинноследственные отношения, последовательность действий, оценку поступков и
др.
Определение (с помощью учителя) основной мысли прочитанного.
Выделение действующих лиц. Рассказа; нахождение в тексте предложений,
соответствующих содержанию иллюстраций.
Устное
рисование
картинок
к
тексту.
Раскрытие
содержания
иллюстраций к произведению; соотнесение их с отрывками
Чтение текста по ролям (с драматизацией и без неё). Различение рассказа,
стихотворения, сказки.
Деоение текста на части, озаглавоивание их, выяснение основного смысла
прочитанного (с помощью учителя). м
Наблюдение
за
художественными
изобразительно-выразительными
особенностями
средствами:
эпитетами
текста,
его
сравнениями,
метафорами (без названия терминов). Сопоставление слов, близких по
значению; понимание значения слов и выражений в тексте и различение
простейших случаев многозначности слов; отыскивание в тексте (с помощью
учителя слов и выражений, характеризующих события, действующих лиц,
картины природы, и воссоздание на этой основе соответствующих словестных
картинок.
Заучивание стихотворений наизусть.
Ориентировка в книге.
Нахождение нужного произведения в оглавлении книги. Использование
условных обозначений при работе с книгой. Усвоение правил обращения с
книгой, нахождение в нем названия нужного произведения, умение
пользоватьсяяя заданиями и вопросами к читаемому произведению (с
помощью учителя).
Знакомство с новым рассказом до чтения (умение найти фамилию
автора, заглавин произведения, рассмотреть иллюстрации, определить
примерное содержание книги) Определение призких по тематике рассказов,
умение найти в учебнике произведения одного автора.
Знание основных элементов книги: переплёт (обложка), корешок,
страницы, заглавие, оглавление (содержание).
Внеклассное чтение.
Круг чтения, или учебный материал. Чтение доступных по содержанию
рассказов, сказок.
Работа с книгой (знания, умения, навыки). Знание названия произведения,
фамилии автора.
Выделение из текста незнакомых слов и различение значения слов в
контексте.
Развитие приобретённых на уроках чтения умений рассказывать о
прочитанном, давать простейшую оценку поступков героев. Сообщение о
своих наблюдениях, случаях из жизни (по аналогии с прочитанным).
Обсуждение прочитанного (формирование умения пересказать товарищам
прочитанное и понять рассказанное товарищами).
Обогащение опыта творческой деятельности:
1. Обогащение опыта эстетического восприятия:
•
формировать способность воспринимать красоту природы, человека
и предметного мира;
•
развивать способности радоваться и удивляться в процессе общения
с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире;
•
формировать умение передавать впечатления от общения с
природой в устной речи.
2. Развитие умения выразить свои впечатления:
•
проводить игры со словами;
•
коллективно сочинять различные истории;
•
составлять рассказы на свободные темы.
3. Развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с
помощью упражнений:
•
рисование красками;
•
словесными описаниями;
•
рассказ по собственному рисунку;
•
придумывание своей концовки.
4. Обогащение опыта эстетического восприятия произведений
художественной литературы:
•
приобщать к миру поэзии;
•
развивать поэтический вкус.
5. Активизация способности полноценно воспринимать художественное
произведение: знать средства художественной выразительности (эпитеты,
сравнение);
жанры
литературных
произведений
(сказка,
рассказ,
стихотворение); жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка).
Круг чтения и опыт читательской деятельности
Произведения устного народного творчества.
Произведения выдающихся представителей русской литературы (А. С.
Пушкин, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, С. А. Есенин, Г. А. Скребицкий, Е.
И. Чарушин) и классиков советской детской литературы; произведения
современной отечественной (с учётом многонационального характера
России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими
школьниками.
Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература.
Детские периодические издания.
Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые
фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть;
стихотворение; басня.
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о
труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и
др.
4 КЛАСС
Навыки чтения
Сознательное, правильное, выразительное чтение целыми словами с
использованием основных средств выразительности (пауз, логических
ударений, тона и темпа чтения), с помощью которых обучающийся выражает
понимание смысла читаемого текста и своё отношение к его содержанию.
Темп чтения незнакомого текста 85-95 слов в минуту.
Работа с текстом
Установление
последовательности
действия
в
произведении
и
осмысление взаимосвязи описываемых в нем соьытий, подкрепление
правильного ответа на вопрос выборочным чтением. Самостоятельное
деление текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного,
определение смысла всего произведения в целом.
Составление плана прочитанного и краткая передача его содержания с
помощью учителя. Словесное рисование картин к жудожественным текстам.
Подробный пересказ с отчётливо выраженным сюжетомс соблюдением
помледовательности изложения. Описание содержания иллюстрации к тексту
с использованием слов и выражений текста. Ответы на вопросы,
устанавливающие причинно-следственные отношения, последовательность
действий, оценку поступков и др. Определение (с помощью учителя) основной
мысли прочитанного. Выделение действующих лиц. Чтение текста по ролям.
Сопоставление и осмвсление поступков героев, мотивов их по (с помощью
учителя). ступков
Воспитание
внимательного
отношения
к
авторскому
слову
в
художественном произведении. Самостоятельное нахождение в тексте слов и
выражений, которые использует автор для изображения действующих лиц,
природы
и
описания
событий.
Наблюдение
за
художественными
особенностями текста. Его изобразительно-выразительными средствами:
эпитетами, спавнениями, метафорами (без названия терминов)
Установление последовательности действий в рассказе. Кмение
передавать содержание иллюстрации к тексту. Самостоятельный подробный
пересказ прочитанного. Деление текста на части по вопросам. Определение (с
помощью учителя) основной мысли прочитанного по отдельным влпросам.
Выбор из текста слов и
предложений, характеризующих события,
действующих лиц, картины природы.
Сопоставление прочитанного со своими наблюдениями. Умение
поставить вопросы к отдельным предложениям из текста.
Внимательное отношение к языку художественных произведений,
понимание образных выражений, используемых в нем. Совершенствование
звуковой культуры речи, овладение литератуным произношением слов.
Знакомство с особеностями жанров художественных произведений: сказка
(элемнт чудесного, фаетастического), басня (действующие лица басни,
подразумеваемый смысл – аллегория, нравоучение – мораль)Ю стихотворение
(созвучие окончания строк – рифма, чередование ударных и безударных
слогов – ритм)
Ориентировка в книге.
Самостоятельное нахождение произведения по его названию и
оглавлению. Отыскивание в учебнике произведения одного и того же
автора, произведений, близких по тематике. Самостоятельное пользование
учебными заданиями к тексту.
Внеклассное чтение.
Знание элементов книги: титульный лист, оглавление, предисловие
(аннотация), послесловие. Умение определять примерное содержание
незнакомой книги по её элементам. Умение ориентироваться в книге одного
автора или однотемных книгах разных авторов, выбирать книгу по теме
урока, характеризовать ее в целом. Знание 2-3 книг каждого из писателейя, с
которыми знакомились на уроке.
Закрепление читательских навыков, связанных с работой над текстом,
особенно умения выделить законченную по смыслу часть (эпизод) текста и
передать её, воспользовавшись любым освввоенным видом пересказа.
Формирование умения пользоваться рекомендательным списком и
тематической/ электронной картотекой.
Знакомство с новыми видами литератуных проектов, игр.
Правильно записать на карточку нужную книгу, статью из газеты или
журнала.
Формирование
умения
целеноправленно
читать
литературу
и
использовать её на уроках по всем учебным предметам и во внеурочное
время.
Обогащение опыта творческой деятельности:
1. Обогащение опыта эстетического восприятия:
•
формировать способность воспринимать красоту природы, человека
и предметного мира;
•
развивать способности радоваться и удивляться в процессе общения
с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире;
•
формировать умение передавать впечатления от общения с
природой в устной речи.
2. Развитие умения выразить свои впечатления:
•
проводить игры со словами;
•
коллективно сочинять различные истории;
•
составлять рассказы на свободные темы.
3. Развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с
помощью упражнений:
•
рисование красками;
•
словесными описаниями;
•
рассказ по собственному рисунку;
•
придумывание своей концовки.
4. Обогащение опыта эстетического восприятия произведений
художественной литературы:
•
приобщать к миру поэзии;
•
развивать поэтический вкус.
5.
Активизация
художественное
выразительности
способности
произведение:
(эпитеты,
полноценно
знать
сравнение);
средства
жанры
воспринимать
художественной
литературных
произведений (сказка, рассказ, стихотворение); жанры фольклора (загадка,
пословица, небылица, считалка).
Круг чтения и опыт читательской деятельности
Произведения устного народного творчества.
Произведения выдающихся представителей русской литературы (А. С.
Пушкин, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, С. А. Есенин, Г. А. Скребицкий, Е.
И. Чарушин) и классиков советской детской литературы; произведения
современной отечественной (с учётом многонационального характера
России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими
школьниками.
Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература.
Детские периодические издания.
Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые
фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть;
стихотворение; басня.
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о
труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и
др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НА
УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты обучения
Личностные результаты освоения программ комплексного предмета
«Литературное чтение» («Чтение и развитие речи», «Литературное чтение»)
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения. Личностные
результаты включают ценностные отношения обучающегося к окружающему
миру, другим людям, а также к самому себе как субъекту учебнопознавательной
деятельности
(осознание
её
социальной
значимости,
ответственность, установка на принятие учебной задачи). Личностные
результаты предполагают готовность и способность ребёнка с нарушением
слуха к обучению, включая мотивированность к познанию и приобщению к
культуре общества и должны отражать приобретение первоначального опыта
деятельности обучающихся, в части:
1) гражданско-патриотического воспитания:
осознание себя гражданином своей страны, ощущение себя сопричастным
общественной
жизни
(на
уровне
школы,
семьи,
города,
страны);
формирование чувства гордости за свою родину; применение в обучающих и
реальных
жизненных
ситуациях
собственного
опыта
и
расширение
представлений о социокультурной жизни слышащих детей и взрослых, лиц с
нарушениями слуха;
2) духовно-нравственного воспитания:
представление о нравственно-этических ценностях, развитие и проявление
этических чувств, стремление проявления заботы и внимания по отношению к
окружающим людям и животным; осознание правил и норм поведения, правил
взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа
(класс,
школа,
семья,
учреждение
культуры
и
пр.);
развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах; способность давать элементарную
нравственную оценку собственному поведению и поступкам других людей
(сверстников, одноклассников); умение выражать свое отношение к
результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится / не
нравится; что получилось / что не получилось); принятие факта существования
различных мнений; умение не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций (в урочной и внеурочной деятельности, при коллективных
играх, оценивании деятельности одноклассников, обсуждении разных мнений,
сравнении результата работ), готовность конструктивно разрешать конфликты
посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
3) эстетического воспитания:
проявление интереса к культурным достижениям своей страны, разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование
полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных
видах художественной деятельности;
4) физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:
адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении (умение адекватно оценивать свои
силы; пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами, необходимыми
ассистивными средствами в разных ситуациях; специальной тревожной
кнопкой на мобильном телефоне; написать при необходимости СМСсообщение и другое); установка на безопасный, здоровый образ жизни;
5) трудового воспитания (в том числе по направлениям формирования
учебной деятельности и сотрудничества):
принятие и освоение социальной роли обучающегося, наличие мотивов
учебной деятельности; приобщение к культуре общества, понимание значения
и ценности трудовой и творческой деятельности человека; бережное
отношение к результату чужого труда; наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям; стремление к организованности и аккуратности в
процессе
учебной
деятельности,
проявлению
учебной
дисциплины;
стремление к использованию приобретенных знаний и умений в аналогичных
и новых ситуациях, в том числе в предметно-практической деятельности, к
проявлению творчества в самостоятельной и коллективной учебной и
внеурочной деятельности; готовность и стремление к сотрудничеству со
сверстниками на основе коллективной творческой деятельности; владение
навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
для решения практических и творческих задач; способность к социальной
адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации
возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную
коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой
речи с лицами, имеющими нарушения слуха; свободный выбор доступных
средств общения по ситуации и с учётом возможностей других членов
коллектива; умение включаться в разнообразные повседневные бытовые и
школьные дела, готовность участвовать в повседневных делах наравне со
взрослыми;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной
жизни; умения включаться в разнообразные повседневные бытовые и
школьные дела, вступать в общение в связи с решением задач учебной и
внеурочной деятельности);
6) экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе; принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих
ей вред; проявление элементарной экологической грамотности;
7) ценности научного познания:
любознательность, стремление к расширению собственных навыков общения
и накоплению общекультурного опыта; формирование целостного, социально
ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии;
положительное отношение к школе, к учебной деятельности, понимание
смысла учения; осмысленность в усвоении учебного материала, устойчивый
интерес к получению новых знаний; любознательность, стремление к
расширению собственных представлений о мире и человеке в нем; стремление
к
дальнейшему
общекультурного
развитию
опыта;
собственных
способность
навыков
и
регулировать
накоплению
собственную
деятельность, направленную на познание окружающей действительности и
внутреннего мира человека.
Метапредметные результаты обучения
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных действий,
которые обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также
становление способности к самообразованию и саморазвитию. В результате
освоения содержания различных предметов, курсов, модулей обучающиеся
овладевают рядом междисциплинарных понятий, а также различными
знаково-символическими средствами, которые помогают обучающимся
применять знания как в типовых, так и в новых, нестандартных учебных
ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие познавательные
универсальные учебные действия:
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование
знаково-символических
средств
представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач;
освоение способов решения проблем поискового и творческого
характера;
активное использование доступных (с учетом особенностей речевого
развития обучающихся с нарушением слуха) речевых средств и средств
информационно-коммуникационных
технологий
коммуникативных и познавательных задач;
(ИКТ)
для
решения
использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии
с
коммуникативными
и
познавательными
задачами
и
технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с
помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме
измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое
выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, логичного построения речевых высказываний в соответствии с
задачами коммуникации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
владение навыками определения и исправления специфических ошибок
(аграмматизмов) в письменной и устной речи;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и других) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета.
У обучающегося будут сформированы следующие коммуникативные
универсальные учебные действия:
желание и умение вступать в устную коммуникацию с детьми и
взрослыми в знакомых обучающимся типичных жизненных ситуациях при
решении учебных, бытовых и социокультурных задач;
готовность признавать возможность существования различных точек
зрения и право каждого иметь свою;
умение вести диалог, излагая свое мнение и аргументируя свою точку
зрения и оценку событий;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;
активное использование доступных (с учетом особенностей речевого
развития) речевых средств и средств информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, логичного построения речевых высказываний в соответствии с
задачами коммуникации;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие регулятивные
универсальные учебные действия:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиском средств ее осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
определять
наиболее
эффективные
способы
достижения
результата;
формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться
о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты обучения
2 КЛАСС
К концу 2 класса обучающиеся научатся:
•
осознанно читать вслух (темп чтения — ориентировочно не менее
50 слов в минуту) или про себя (ориентировочно 55—65 слов в
минуту);
•
находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение);
•
делить текст на смысловые части, озаглавливать их, составлять
простой план произведения;
•
выделять главную мысль прочитанного произведения;
•
определять тему произведения;
•
сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и
по плану;
•
отвечать на вопросы по содержанию картины художника;
•
составлять описание природы, предметов;
•
пересказывать текст подробно и выборочно;
•
высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою
позицию;
•
выразительно читать диалоги, читать по ролям;
•
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
•
воссоздавать художественные образы литературного произведения,
•
различать элементы книги: обложку, оглавление, титульный лист,
иллюстрацию, аннотацию.
3 КЛАСС
К концу 3 класса обучающиеся научатся:
•
называть авторов изученных произведений, основное содержание
изученных литературных произведений;
•
читать правильно, осознанно, достаточно бегло, целыми словами; темп
чтения — 65–80 слов в минуту;
•
находить интонацию (темп, логическое ударение, паузу, тон чтения),
соответствующую содержанию читаемого текста;
•
выделять в тексте слова автора, действующих лиц;
•
определять (с помощью учителя) основную мысль прочитанного;
•
самостоятельно находить произведение по его названию в содержании
учебника, отыскивать в учебной книге произведения, близкие по
тематике;
•
устанавливать
последовательность
событий
в
произведении
и
осмысливать взаимосвязи описываемых в нём событий;
•
подкреплять правильные ответы на вопросы выборочным чтением;
•
готовить
подробный,
выборочный
пересказ
прочитанного
с
использованием приёмов устного рисования и иллюстраций;
•
составлять план прочитанного и кратко пересказывать его содержание с
помощью учителя;
•
делить текст на части по вопросам;
•
выбирать из текста (с помощью учителя) слова и предложения,
характеризующие события, действующих лиц, картины природы;
•
сопоставлять прочитанное со своими жизненными наблюдениями;
•
уметь ставить вопросы к отдельным предложениям из текста;
•
понимать
эмоционально-нравственные
переживания
героев
произведений.
4 КЛАСС
К концу обучения в 4 класса обучающийся научится:
• ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и
точного
восприятия
слова,
быстроты
понимания
прочитанного
(скорость чтения не менее 90 слов в минуту);
• понимать
содержание
прочитанного
понимать
содержание
прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать
смысловые связи между частями прочитанного текста, определять
главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
•
передать содержание прочитанного в виде краткого, полного,
выборочного, творческого пересказа;
•
придумывать начало повествования или его возможное продолжение и
завершение;
• составлять план к прочитанному;
•
вводить в пересказы повествования элементы описания, рассуждения и
цитаты из текста;
•
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и
бытовые описания;
•
самостоятельно
или
с
помощью
учителя
давать
простейшую
характеристику основным действующим лицам произведения;
• называть названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших
фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей классиков;
•
читать наизусть не менее 10 стихотворений классиков отечественной и
зарубежной литературы;
•
называть не менее 5-6 народных сказок, уметь их пересказывать;
• называть более 5 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их
смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно их употребить;
•
полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание
читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа
товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего
он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими
доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
• давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы,
учебного задания;
• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
Литературное чтение (136 ч)1
Тематическое планирование2
Характеристика деятельности обучающихся
Вводный урок по курсу литературное чтение (1 ч)
Введение. Знакомство с учебником по
литературному чтению.
Рассматривать иллюстрации, соотносить их
содержании с содержанием текста в учебнике.
Знать и применять систему условных обозначений
при выполнении заданий.
Находить нужную главу и нужное произведение в
содержании учебника.
Предполагать на основе названия содержание
главы.
Самое великое чудо на свете (3 ч)
Книги, прочитанные летом.
Старинные и современные книги.
Высказывание о книгах К Ушинского,
М.Горького, Л.Толстого.
Классификация высказываний.
Напутствие читателю Р.Сефа.
Прогнозировать содержание раздела. Планировать
работу с произведением на уроке.
Представлять выставку книг, прочитанную летом.
Представлять любимую книгу и любимых героев.
Ориентироваться в пространстве школьной
библиотеки.
Находить нужную и интересную книгу по
тематическому каталогу в библиотеке.
Рассказывать о прочитанной книге по плану,
разработанному коллективно.
Составлять список прочитанных книг.
Участвовать в коллективном проекте «О чём
может рассказать школьная библиотека».
Находить нужную информацию о библиотеке в
различных источниках информации.
Готовить выступление на заданную тему.
Читать вслух с постепенным переходом на чтение
про себя.
Устное народное творчество (8ч)
Устное народное творчество.
Пословицы и поговорки. Пословицы
русского народа. В.Даль – собиратель
пословиц русского народа. Рифма.
Потешки и прибаутки, считалки и
небылицы - малые жанры устного
народного творчества. Ритм
Загадки - малые жанры устного
народного творчества.
Сказки. Русские народные сказки.
«Петушок и бобовое зернышко», «У
страха глаза велики». «Лиса и
тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из
топора», «Гуси-лебеди
Прогнозировать содержание раздела. Планировать
работу с произведением в соответствии с
условными обозначениями видов деятельности.
Читать вслух с постепенным переходом на чтение
про себя, выражая настроение произведения, с
выражением, опираясь на ритм произведения.
Объяснять смысл пословиц.
Придумывать рассказ по пословице; соотносить
содержание рассказа с пословицей.
Находить различия в потешках и прибаутках,
сходных по теме.
Находить слова, которые помогают представить
героя произведений устного народного творчества.
Литературное чтение. 2 класс. В 2 частях - КлимановаЛ.Ф., Горецкий В.Г, Голованова М.В. и др.
Подбор текстов для чтения, их объем, количество и последовательность изучения не являются жестко
регламентированными и могут корректироваться учителем с учетом состава класса и региональных
особенностей.
1
2
Анализировать загадки, соотносить загадки и
отгадки.
Характеризовать героев сказки, соотносить
качества с героями сказок.
Соотносить пословицу и сказочный текст,
определять
последовательность
событий,
составлять план.
Рассказывать сказку (по иллюстрации, по плану, от
лица другого героя сказки).
Придумывать свои собственные сказочные сюжеты.
Люблю природу русскую. Осень (7 ч)
Образ осени в загадках. Соотнесение
загадки и отгадки.
Лирические стихотворения
Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева,
А.Фета, А Толстого, С.Есенина.
Читать стихотворения, передавая с помощью
интонации настроение поэта, сравнивать стихи
разных поэтов на одну тему; выбирать
понравившиеся, объяснять свой выбор.
Сравнивать
художественный
и
научнопознавательный текст.
Объяснять выражения в лирическом тексте,
придумывать собственные сравнения.
Представлять картины осенней природы.
Составлять палитру прочитанного стихотворения с
помощью красок.
Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного
текста.
Находить
средства
художественной
выразительности; подбирать свои собственные
придуманные слова; создавать с помощью слова
собственные картины.
Исправлять допущенные ошибки при повторном
чтении.
Русские писатели (13 ч)
А.С.Пушкин. Вступление к поэме
«Руслан и Людмила». Лирические
стихотворения. «Сказка о рыбаке и
рыбке».
И.А.Крылов. Басни. Нравственный
смысл басен И.А.Крылова.
Басни и рассказы Л.Н.Толстого.
Читать произведения вслух с постепенным
переходом на чтение про себя, называть волшебные
события в сказках.
Отличать басню от стихотворения и рассказа.
Знать особенности басенного текста.
Соотносить пословицы и смысл басенного текста.
Характеризовать героев басни с опорой на текст.
Находить авторские сравнения и подбирать свои
сравнения.
Определять
действия,
которые
помогают
представить неживые предметы как живые.
Объяснять словесные выражения в лирическом
тексте.
Представлять картины природы.
Воспринимать
на
слух
художественные
произведения.
Характеризовать героев рассказа и сказки на основе
анализа их поступков, авторского отношения к ним;
собственных впечатлений о герое.
О братьях наших меньших (8 ч)
Веселые стихи о животных.
А.Шибаева, Б.Заходера,
И.Пивоваровой, В.Берестова. Рифма.
Научно-популярный текст.
Н.Сладкова. Рассказы о животных
М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова,
В.Бианки.
Читать вслух с постепенным переходом на чтение
про себя.
Пересказывать подробно по плану произведение.
Видеть красоту природы, изображённую в
художественных произведениях.
Определять героев произведения; характеризовать
их.
Выражать своё собственное отношение к героям,
давать нравственную оценку поступкам.
Из детских журналов (3 ч)
Произведения детских журналов. Игра
в стихи. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.
Введенский. Проект: «Мой любимый
детский журнал»
Подбирать заголовок в соответствии с
содержанием, главной мыслью.
Читать вслух с постепенным переходом на чтение
про себя.
Воспринимать на слух прочитанное.
Отличать журнал от книги.
Находить нужную информацию по заданной теме.
Создавать собственный журнал устно, описывать
его оформление.
Придумывать необычные вопросы для детского
журнала и ответы к ним.
Рисовать иллюстрации для собственного детского
журнала.
Писать (составлять) свои рассказы и стихи для
детского журнала.
Люблю природу русскую. Зима (8 ч)
Зимние загадки.
Лирические стихотворения И.Бунина,
К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева,
С.Есенина, С,Дрожжина.
Русская народная сказка. Два Мороза.
Новогодняя быль. С.Михалков.
Веселые стихи о зиме. А.Барто,
А.Прокофьева.
Соотносить загадки и отгадки.
Читать выразительно, отражая настроение
стихотворения.
Соотносить пословицы с главной мыслью
произведения.
Сравнивать произведения разных поэтов на одну
тему.
Рисовать словесные картины зимней природы с
опорой на текст стихотворения.
Наблюдать за жизнью слов в художественном
тексте.
Понимать особенности были и сказочного текста.
Сравнивать и характеризовать героев произведения
на основе их поступков, использовать слова
антонимы для их характеристики.
Писатели детям (14 ч)
К.Чуковский. Сказки. «Путаница».
«Радость». «Федорино горе». Рифма.
С.Я.Маршак. Герои произведений
С.Маршака «Кот и лодыри».
А.Л.Барто. Стихи. Заголовок
стихотворения. Настроение
стихотворения.
Н.Н.Носов. Юмористические рассказы
для детей.
Определять смысл произведения.
Соотносить смысл пословицы с содержанием
произведения.
Объяснять лексическое значение некоторых слов
на основе словаря учебника и толкового словаря.
Определять особенности юмористического
произведения; характеризовать героя, используя
слова-антонимы.
Находить слова, которые с помощью звука
помогают представить образ героя произведения.
Рассказывать о героях, отражая собственное
отношение к ним; выразительно читать
юмористические эпизоды из произведения.
Составлять план произведения, пересказывать
текст подробно на основе плана.
Пересказывать текст подробно на основе
картинного плана, высказывать своё мнение.
Я и мои друзья (9 ч)
Стихи о дружбе и друзьях.
В.Берестова, Э.Мошковской,
В.Лунина.
Рассказы. Н.Булгакова, Ю.Ермолаева,
В.Осеевой
Определять последовательность событий в
произведении.
Придумывать продолжение рассказа.
Соотносить основную мысль рассказа,
стихотворения с пословицей.
Объяснять нравственный смысл рассказов.
Объяснять и понимать поступки героев.
Понимать авторское отношение к героям и их
поступкам; выразительно читать по ролям.
Составлять план рассказа; пересказывать по плану.
Оценивать свой ответ в соответствии с образом.
Составлять короткий рассказ на предложенную
тему.
Люблю природу русскую. Весна (9 ч)
Весенние загадки.
Лирические стихотворения
Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока,
И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой,
Э.Мошковской.
Читать стихотворения и загадки с выражением,
передавать с помощью интонации, темпа чтения,
силы голоса.
Отгадывать загадки.
Соотносить отгадки с загадками.
Сочинять собственные загадки на основе опорных
слов прочитанных загадок.
Представлять картины весенней природы.
Находить слова в стихотворении, которые
помогают представить героев.
Объяснять отдельные выражения в лирическом
тексте.
Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов.
Придумывать самостоятельно вопросы к
стихотворению.
И в шутку и всерьёз (9 ч)
Веселые стихи Б.Заходера,
Э.Успенского, В.Берестова,
И.Токмаковой.
Веселые рассказы для детей
Э.Успенского, Г.Остера,
В.Драгунского.
Понимать особенности юмористического
произведения.
Анализировать заголовок произведения.
Сравнивать героев произведения; характеризовать
их поступки, используя слова с противоположным
значением.
Восстанавливать последовательность событий на
основе вопросов.
Пересказывать подробно на основе вопросов
учебника; выразительно читать отрывки из них.
Инсценировать стихотворение и фрагменты
рассказов.
Пересказывать весёлые рассказы.
Придумывать собственные весёлые истории.
Литература зарубежных стран (10 ч)
Американские, английские,
французские, немецкие народные
песенки в переводе С.Маршака,
В.Викторова, Л.Яхнина.
Ш.Перро «Кот в сапогах». «Красная
шапочка».
Г.-Х. Андерсен. «Принцесса на
горошине». Герои зарубежных сказок.
Эни Хогарт. «Мафин и паук».
Проект: «Мой любимый писательсказочник».
Сравнивать песенки разных народов с русскими
песенками; находить общее и различия.
Объяснять значение незнакомых слов.
Определять героев произведений.
Сравнивать героев зарубежных сказок с героями
русских сказок, находить общее и различия.
Давать характеристику героев произведения.
Сравнивать сюжеты литературных сказок разных
стран.
Составлять план сказки, определять
последовательность событий.
Пересказывать подробно сказку на основе
составленного плана, называть волшебные события
и предметы в сказках.
Участвовать в проектной деятельности.
Создавать свои собственные проекты.
Инсценировать литературные сказки зарубежных
писателей.
Находить книги зарубежных сказочников в
школьной и домашней библиотеках; составлять
списки книг для чтения летом (с учителем).
Внеклассное чтение - 34 часа (в год)
3 КЛАСС3
Литературное чтение (136 ч)
Тематическое планирование4
Характеристика деятельности
обучающихся
Знакомство с учебником (1 час)
Знакомство с учебником.
Учебник, обложка, переплет, оглавление,
содержание и др.
Ориентироваться в учебнике по
литературному чтению.
Рассматривать иллюстрации,
соотносить их содержание с содержанием
текста в учебнике.
Знать и применять систему условных
обозначений при выполнении заданий.
Находить нужное произведение в
содержании учебника.
Предполагать на основе названия
содержание главы.
Пользоваться словарем в конце учебника.
Планировать работу с произведением,
выбирать виды деятельности на уроке.
Читать вслух.
Литературное чтение. 3 класс. В 2 частях – Климанова Л.Ф. и др.
Подбор текстов для чтения, их объем, количество и последовательность изучения не являются жестко
регламентированными и могут корректироваться учителем с учетом состава класса и региональных
особенностей.
3
4
Воспринимать на слух прочитанное. .
Самое великое чудо на свете (3 часа)
Рукописные книги Древней Руси.
Первопечатник Иван Федоров.
Познакомятся с историей создания книг.
Отличать рукописные и печатные книги.
Размышлять, почему книгу называют
великим чудом.
Находить необходимую информацию о
книге.
Планировать работу с произведением,
выбирать виды деятельности на уроке.
Читать вслух.
Воспринимать на слух прочитанное.
Устное народное творчество (10 часов)
Русские народные песни.
Докучные сказки. Сочинение докучных
сказок.
Русская народная сказка «Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка»
Русская народная сказка «Иван-царевич и
Серый Волк»
Русская народная сказка «Сивка-Бурка»
Проект «Сочиняем волшебную сказку».
Анализировать песни, загадки, соотносить
загадки и отгадки.
Распределять загадки и пословицы по
тематическим группам.
Интонировать предложения на основе знаков
препинания. Уметь отличать докучные
сказки от других видов сказок, называть их
особенности, называть виды прикладного
искусства.
Различать малые жанры устного народного
творчества.
Характеризовать героев сказки.
Соотносить пословицу и сказочный текст.
Определять последовательность событий,
составлять план, находить слова.
Анализировать особенности авторских
выразительных средств, соотносить их с
жанром произведения.
Сравнивать героев и анализировать их
поступки.
Определять присказку, концовку, зачин
Выражать своё собственное отношение к
героям, давать нравственную оценку
поступкам.
Поэтическая тетрадь 1 (8 часов)
Проект «Как научиться читать стихи».
Ф. Тютчев «Весенняя гроза»
Ф. Тютчев «Листья».
А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»,
«Зреет рожь над жаркой нивой…»
И. Никитин: «Полно, степь моя, спать
беспробудно»; «Встреча зимы»
И. Суриков «Детство»
И. Суриков «Зима».
Размышлять над прочитанным.
Ориентироваться в стихотворении
Читать стихотворение, передавая с
помощью интонации настроение поэта,
сравнивать стихи разных поэтов на одну
тему; выбирать понравившиеся, объяснять
свой выбор.
Различать стихотворный и прозаический
текст
Выразительно читать небольшие
стихотворные произведения.
Наблюдать: проводить разметку текста,
стихотворения, определять логические
ударения, слова для выделения голосом,
паузы – логические и психологические с
помощью учителя и самостоятельно.
Анализировать особенности авторских
выразительных средств, соотносить их с
жанром произведения. Заучивать
стихотворения наизусть
Великие русские писатели (23 часа)
А.С. Пушкин. «За весной, красой
природы»
А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода»
А.С. Пушкин «Опрятней модного
паркета»
А.С. Пушкин «Зимнее утро»
А.С. Пушкин «Зимний вечер»
А. С. Пушкин «Зимний вечер»
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
И. Крылов «Мартышка и Очки»
И. Крылов «Зеркало и Обезьяна»
И. Крылов «Ворона и Лисица»
М. Лермонтов «Горные вершины…» «На
севере диком стоит одиноко…».
М. Лермонтов «Утес», «Осень».
Детство Л. Толстого (из воспоминаний
писателя)
Л. Толстой «Акула»
Л. Толстой «Прыжок»
Л. Толстой «Лев и собачка»
Л. Толстой «Какая бывает роса на траве».
«Куда девается вода из моря?»
Использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и
повседневной жизни: читать вслух текст,
построенный на изученном языковом
материале,
соблюдая
правила
произношения
и
соответствующую
интонацию.
Знать названия, основное содержание
изученных литературных произведений;
имена, фамилии их авторов.
Заучивать стихотворения с помощью
иллюстрации и опорных слов.
Выразительно читать по книге стихи и
басни
перед
аудиторией
(с
предварительной
самостоятельной
подготовкой).
Читать осознанно текст художественного
произведения «про себя» (без учета
скорости).
Определять тему и главную мысль
произведения.
Пересказывать текст.
Приводить примеры художественных
произведений
разной
тематики
по
изученному материалу.
Аргументировать свою позицию с
привлечением текста произведения.
Сравнивать тексты. Описание.
Рассуждение.
Поэтическая тетрадь 2 (4 часа)
Н. Некрасов «Славная осень!..» «Не ветер
бушует над бором…»
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
К. Бальмонт «Золотое слово»
Творчество И. Бунина.
«Детство»; «Полевые цветы»; «Густой
зелёный ельник у дороги»
Планировать работу с произведением,
выбирать виды деятельности на уроке.
Читать вслух. Воспринимать на слух
прочитанное. Контролировать своё чтение.
Сравнивать содержание и иллюстрации к
ним.
Определять героев произведения;
характеризовать их.
Выражать своё собственное отношение к
героям, давать нравственную оценку
поступкам.
Знать названия, основное содержание
изученных литературных произведений;
имена, фамилии их авторов.
Знать основные литературоведческие
понятия: рифм, рифма;
изобразительные
художественные
средства.
Отвечать на вопросы по содержанию
произведения.
Характеризовать выразительные средства.
Заучивать стихотворение с помощью
иллюстраций и опорных слов;
Читать
стихотворные
произведения
наизусть (по выбору).
Литературные сказки (6 часов)
Д. Мамин-Сибиряк: «Алёнушкины
сказки»; «Сказка про храброго Зайца –
Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий
Хвост»
В. Гаршин «Лягушка-путешественница»
В. Одоевский «Мороз Иванович»
Знать названия, основное содержание
изученных литературных произведений;
имена, фамилии их авторов.
Знать отличие литературной сказки от
фольклорной.
Составлять небольшое монологическое
высказывание с опорой на авторский текст.
Оценивать события, героев произведения.
Создавать небольшой устный текст на
заданную тему.
Различать
жанры
художественной
литературы (сказка, рассказ, басня), сказки
народные и литературные.
Восстанавливать авторский текст по
опорным словам.
Были - небылицы (7 часов)
М. Горький «Случай с Евсейкой»
К. Паустовский «Растрепанный воробей»
А. Куприн «Слон».
Составлять небольшое монологическое
высказывание с опорой на авторский текст.
Оценивать события, героев произведения
Передавать их содержание по вопросам.
Уметь различать жанры художественных
произведений.
Учиться находить в тексте слова и
выражения, подтверждающие
высказанную мысль, составлять план для
краткого и полного пересказов.
Планировать работу с произведением,
выбирать виды деятельности на уроке.
Читать вслух. Воспринимать на слух
прочитанное. Контролировать своё чтение.
Сравнивать художественный и научнопознавательный тексты.
Определять последовательность событий.
Пересказывать подробно по плану
произведение.
Сравнивать содержание и иллюстрации к
ним.
Определять героев произведения;
характеризовать их.
Выражать своё собственное отношение к
героям, давать нравственную оценку
поступкам.
Учиться рассказывать о прочитанных
рассказах, читать произведения по ролям
Поэтическая тетрадь 1 (5 часов)
С. Черный «Что ты тискаешь утенка?»
С. Черный «Воробей», «Слон».
А. Блок «Ветхая избушка»
А. Блок «Сны», «Ворона»
С.Есенин «Черемуха»
Знать названия, основное содержание
изученных литературных произведений;
имена, фамилии их авторов.
Знать основные литературоведческие
понятия: рифм, рифма.
Знать изобразительные художественные
средства.
Читать вслух текст стихотворения,
соблюдая правила произношения и
соответствующую интонацию.
Читать
стихотворные
произведения
наизусть.
Учиться находить в стихотворениях яркие,
образные слова и выражения.
Люби живое (10 часов)
М. Пришвин «Моя Родина»
И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
В. Белов «Малька провинилась».
В. Белов. «Еще раз про Мальку».
В. Бианки «Мышонок Пик»
Б. Житков «Про обезьянку»
В. Астафьев «Капалуха».
В. Драгунский «Он живой и светится»
Знать основное содержание текста, их
авторов; стили текстов, их различия.
Использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и
повседневной жизни для высказывания
оценочных суждений о прочитанном
произведении (герое, событии).
Уметь пересказывать текст.
Составлять небольшое монологическое
высказывание с опорой на авторский текст;
Создавать небольшой устный текст на
заданную тему.
Читать вслух. Воспринимать на слух
прочитанное. Контролировать своё чтение.
Сравнивать содержание и иллюстрации к
ним.
Учиться озаглавливать текст, описывать
характер и поведение героев рассказа.
Поэтическая тетрадь 2 (6 часов)
C. Маршак «Гроза днем», «В лесу над
росистой поляной…»
А. Барто «Разлука».
А. Барто «В театре».
С. Михалков «Если»
Е. Благинина «Кукушка», «Котенок».
Учиться анализировать поэтическое
изображение птиц в стихах; выразительно
читать стихотворения;
использовать интонацию; читать
стихотворные произведения наизусть.
Учиться находить рифму в произведении,
сравнивать и
составлять небольшое монологическое
высказывание с опорой на авторский текст
оценивать события, героев произведения.
Различать стихотворный и прозаический
тексты.
Наблюдать за жизнью слов в
художественном тексте.
Объяснять интересные выражения в
лирическом тексте.
Заучивать стихи наизусть.
Собирай по ягодке - наберешь кузовок (9 часов)
Б. Шергин «Собирай по ягодке –
наберешь кузовок»
А. Платонов «Цветок на земле»
А. Платонов «Еще мама»
М. Зощенко «Золотые слова»
М. Зощенко «Великие путешественники»
Н. Носов «Федина задача»
Н. Носов «Телефон»
Использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и
повседневной жизни для высказывания
оценочных суждений о прочитанном
произведении
(герое
произведения,
событии).
Знать названия, основное содержание
изученных литературных произведений,
их авторов.
Понимать эмоционально-нравственных
переживания героев произведений.
Участвовать в диалоге при обсуждении
произведения.
Строить
небольшие
монологические
высказывания:
рассказ
о
своих
впечатлениях
по
прочитанному
произведению (о героях, событиях).
Оценивать события, героев произведения.
По страницам детских журналов (5 часов)
Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».
Ю. Ермолаев «Проговорился»
Ю. Ермолаев «Воспитатели»
Г. Остер «Вредные советы», «Как
получаются легенды».
Р. Сеф «Веселые стихи»
Знать названия, основное содержание
изученных литературных произведений, их
авторов.
Знать названия нескольких детских
периодических изданий.
Знать отличие журналов от книги.
Читать вслух текст, построенный на
изученном языковом материале, соблюдая
правила
произношения
и
соответствующую интонацию.
Читать осознанно текст художественного
произведения «про себя».
Создавать небольшие письменные ответы
на поставленный вопрос по прочитанному
произведению.
Ориентироваться в журналах.
Зарубежная литература (5 часов)
Древнегреческий миф: «Храбрый
Персей»
Г. Андерсен «Гадкий утёнок»
Знать названия, основное содержание
изученных литературных произведений, их
авторов.
Самостоятельно и по заданию находить в
тексте с определенной целью отдельные
отрывки, эпизоды, выражения, слова
(выборочное чтение).
Инсценировать
и
пересказывать
полюбившиеся эпизоды.
Проявлять артистичность,
эмоциональность, выразительность при
чтении и инсценировании зарубежной
литературы.
Создавать
письменные
ответы
на
поставленные вопросы.
Выделять в тексте главное, анализировать,
находить ответы на вопросы.
Четко, ясно, развернуто излагать свои
мысли в устной и письменной форме.
Внеклассное чтение 34 часа в год
4 КЛАСС5
Литературное чтение (102 ч)
Тема6
Характеристика деятельности обучающихся
Летописи. Былины. Жития (4 ч)
Былина. «Ильины три
поездочки». «Три поездки
Ильи Муромца»
Летопись. «И повесил
Олег щит свой на вратах
Царьграда».
«Житие Сергия
Радонежского»
А.С. Пушкин. Биография
А.С. Пушкин «Няне».
А.С. Пушкин «Унылая
пора! Очей очарованье!»
А.С. Пушкин «Туча».
А.С. Пушкин «Сказка о
мёртвой царевне»
М.Ю. Лермонтов.
Биография
М.Ю. Лермонтов «АшикКериб».
Знать жанр устного народного творчества «былина».
Определять тему и главную мысль произведения,
пересказывать текст, использовать приобретённые умения
для самостоятельного чтения книг.
Знать жанр «летопись».
Проводить
сравнительный
анализ
летописи
и
стихотворения.
Высказывать оценочные суждения о прочитанном
произведении.
Знать жанр устного народного творчества «житие».
Определять тему и главную мысль произведения,
пересказывать текст, использовать приобретённые умения
для самостоятельного чтения книг.
Чудесный мир классики (10 ч)
Знать биографию автора, основные факты из жизни
писателя.
Читать стихотворение наизусть, отвечать на вопросы по
тексту. Находить в тексте эпитеты, сравнения, повторы,
противопоставления.
Читать стихотворение наизусть, отвечать на вопросы по
тексту.
Находить в тексте эпитеты, сравнения, повторы,
противопоставления.
Читать стихотворение наизусть, отвечать на вопросы по
тексту. Находить в тексте эпитеты, сравнения, повторы,
противопоставления.
Составлять небольшое монологическое высказывание с
опорой на авторский текст.
Оценивать события, героев произведения, отвечать на
вопросы.
Знать биографию автора, основные факты из жизни
писателя.
Составлять небольшое монологическое высказывание с
опорой на авторский текст, оценивать события, героев
Литературное чтение. 4 класс. В 2 частях – Климанова Л.Ф. и др.
Подбор текстов для чтения, их объем, количество и последовательность изучения не являются жестко
регламентированными и могут корректироваться учителем с учетом состава класса и региональных
особенностей.
5
6
Л.Н. Толстой «Детство».
А.П. Чехов «Мальчики».
Ф.И. Тютчев «Как
неожиданно и ярко»
А.А. Фет «Весенний
дождь»
А.А. Фет «Бабочка»
Е.А. Баратынский «Весна,
весна! как воздух чист!..»
Е.А. Баратынский «Где
сладкий шепот»
И.С. Никитин «В синем
небе плывут над полями».
Н.А. Некрасов «В зимние
сумерки».
И.А. Бунин «Листопад»
В.Ф. Одоевский «Городок
в табакерке».
П.П. Бажов «Серебряное
копытце».
С.Т. Аксаков «Аленький
цветочек»
Е.Л. Шварц «Сказка о
потерянном времени».
В.Ю. Драгунский
«Главные реки».
произведения, отвечать на вопросы, делить текст на
составные части, составлять его простой план.
Читать осознанно вслух тексты художественных
произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические
нормы русского литературного языка.
Создавать небольшой устный текст на заданную тему,
читать осознанно вслух тексты художественных
произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические
нормы русского литературного языка, отвечать на вопросы
по тексту.
Поэтическая тетрадь (10 ч)
Читать стихотворение наизусть, отвечать на вопросы по
тексту. Находить в тексте эпитеты, сравнения, повторы,
противопоставления.
Читать стихотворение наизусть, отвечать на вопросы по
тексту. Находить в тексте эпитеты, сравнения, повторы,
противопоставления.
Читать стихотворение наизусть, отвечать на вопросы по
тексту. Находить в тексте эпитеты, сравнения, повторы,
противопоставления.
Составлять небольшое монологическое высказывание с
опорой на авторский текст.
Оценивать события, героев произведения, отвечать на
вопросы.
Читать стихотворение наизусть, отвечать на вопросы по
тексту. Находить в тексте эпитеты, сравнения, повторы,
противопоставления.
Читать стихотворение наизусть, отвечать на вопросы по
тексту. Находить в тексте эпитеты, сравнения, повторы,
противопоставления.
Читать стихотворение наизусть, отвечать на вопросы по
тексту. Находить в тексте эпитеты, сравнения, повторы,
противопоставления.
Составлять небольшое монологическое высказывание с
опорой на авторский текст, оценивать события, героев
произведения, отвечать на вопросы, делить текст на
составные части, составлять его простой план.
Литературные сказки (6 ч)
Знать название, основное содержание. Различать сказки
народные и литературные, отвечать на вопросы по тексту.
Ставить вопросы по содержанию
Выразительно читать, отвечать на вопросы, различать
жанры литературных произведений
Работать с иллюстрациями, анализировать мотивы
поведения героев, пересказывать по плану.
Делу время – потехе час (6 ч)
Различать сказки народные и литературные, оценивать
события, героев произведения и высказывать оценочное
суждение о прочитанном,
Создавать небольшой устный текст на заданную тему,
анализировать образные языковые средства.
В.В. Голявкин «Никакой я
горчицы не ел».
Б.С. Житков «Как я ловил
человечков».
К.Г. Паустовский
«Корзина с еловыми
шишками»
М.М. Зощенко «Ёлка».
М. И. Цветаева «Наши
царства»
М.И. Цветаева «Бежит
тропинка с бугорка».
С. Есенин «Бабушкины
сказки»
Д.Н. Мамин-Сибиряк
«Приемыш».
С.А. Есенин «Лебедушка»
М.М. Пришвин
«Выскочка»
А.И. Куприн «Барбос и
Жулька».
В.П. Астафьев
«Стрижонок Скрип».
И.С. Никитин «Русь».
С.Д. Дрожжин «Родине»
А.В. Жигулин «О,
Родина! В неярком
блеске»
Определять тему и главную мысль произведения, отвечать
на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями,
участвовать в обсуждении произведения.
Страна детства (10 ч)
Высказывать оценочное суждение о прочитанном
произведении. Устанавливать последовательность
действий в произведении и осмысливать взаимосвязи
описываемых событий, подкреплять ответы на вопросы
выборочным чтением.
Отвечать на вопросы, высказывать оценочное суждение о
прочитанном произведении (герое, событии),
анализировать образные языковые средства.
Отвечать на вопросы, высказывать оценочное суждение о
прочитанном произведении (герое, событии),
анализировать образные языковые средства.
Читать осознанно текст художественного произведения,
определять тему и главную мысль произведения, отвечать
на вопросы.
Читать осознанно текст художественного произведения,
определять тему и главную мысль произведения, отвечать
на вопросы.
Читать осознанно текст художественного произведения,
определять тему и главную мысль произведения, отвечать
на вопросы.
Природа и мы (12 ч)
Создавать небольшой устный текст на заданную тему,
читать, соблюдая орфоэпические нормы русского языка.
Определять тему и главную мысль произведения, работать
с иллюстрациями.
Определять тему и главную мысль произведения.
Создавать небольшой устный текст на заданную тему,
читать, соблюдая орфоэпические нормы русского языка.
Составлять небольшой устный текст на заданную тему,
отвечать на вопросы, различать жанры произведений,
работать с иллюстрациями.
Родина (4 ч)
Выразительно читать, участвовать в обсуждении текста.
Выразительно читать, участвовать в обсуждении текста.
Высказывать оценочные суждения о прочитанном
произведении, отвечать на вопросы.
Страна Фантазия (3 ч)
К. Булычев «Путешествие
Определять тему и главную мысль произведения, различать
Алисы»
жанры литературных произведений; читать по ролям,
составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы
поведения героев.
Зарубежная литература (3 ч)
Г.Х. Андерсен
Определять тему и главную мысль произведения, работать с
«Русалочка»
иллюстрациями, отвечать на вопросы
Внеклассное чтение 34 часа в год