ПРИЛОЖЕНИЕ 1 К АООП ООО УО Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 Рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Профильный труд» («Столярное дело») (для 6 класса) Североуральск 2024 г. ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................. 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ...................................................................... 7 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .............................................................. 9 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 13 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I. Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Столярное дело») составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Профильный труд» («Столярное дело») относится к предметной области «Технология» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Столярное дело») в 6 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 34 учебные недели и составляет 206 часов в год (6 часов в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Профильный труд» («Столярное дело»). Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) в процессе формирования их трудовой культуры. Задачи обучения: − развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности); 3 − обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства; − расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека; − расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей; − расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; − ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве; − ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки; − формирование представлений производственного процесса, о производстве, деятельности структуре производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям, с которыми связаны профили трудового обучения в образовательной организации; − ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья обучающихся; − формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде; 4 − формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности; − совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности; − коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи); − коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); − коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений; − развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); − формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации; − формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности. Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Столярное дело») в 6 классе определяет следующие задачи: − формирование знаний о санитарно-гигиенических требованиях к рабочим местам; оборудовании рабочих мест и правил работы за ними; − формирование знаний о пиломатериалы: виды, использование, названия; − формирование знаний о дереве: основные части; − формирование знаний о правилах техники безопасности при работе ручным столярным инструментом; − формирование знаний о правилах техники безопасности при работе на сверлильном станке; 5 − формирование знаний о техническом рисунке, эскизе и чертеж; назначение, выполнение простейших чертежей, обозначение размеров; − формирование знаний об устройстве и применении столярных инструментов и приспособлений; − формирование умений работать ручным столярным инструментом; − формирование умений читать простейшие чертежи; − формирование умений делать разметку столярным угольником и линейкой, рейсмусом; − формирование умений выполнять соединение врезкой, угловое концевое соединение вполдерева, УК-1, УС-3. 6 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение профильному труду в 6 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками. В 6 классе обучающиеся: − знакомятся с построением чертежей деталей изделия; − знакомятся с правилами техники безопасности при строгании и отделке изделий; − изучают устройство столярного рейсмуса; − знакомятся с геометрической резьбой по дереву; − изучают основные свойства столярного клея; − продолжают изучать основные породы древесины; − знакомятся со столярными инструментами (стамеска, долото); − учатся анализировать свои действия и их результаты. Обучение профильному труду в 6 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками. Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения профильного труда к практикотеоретическому изучению, с учётом значимости усваиваемых знаний и умений в формировании жизненных компетенций. Программа по профильному труду включает теоретические и практические занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного материала и постепенного ввода нового. 7 Содержание разделов № Название темы Кол-во Контрольные часов работы, тесты 1. Изготовление изделия из деталей круглой формы. 6 2. Строгание. 6 3. Геометрическая резьба по дереву 7 4. Изготовление подставки под горячее 13 5. 8 8. Угловое концевое соединение брусков вполдерева. Изготовление рамки Работа на сверлильном станке с использованием материалов отходов Криволинейное пиление. Обработка криволинейной кромки. Изготовление полочки Долбление сквозного и несквозного гнезда 9. Свойства основных пород древесины 4 6. 7. 4 1 (тест) 1 6 4 10. Угловое серединное соединение на шип одинарный сквозной УС-3 11. Изготовление столярного угольника 7 1 (тест) 12. Повторение материала 3 1 72 4 4 Итого 8 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: − сформированность начальных представлений о собственных возможностях; − овладение начальными трудовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; − формирование установки на безопасный образ жизни, наличие мотивации к творческому труду; − сформированность начальных навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками на уроках профильного труда; − воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. Предметные: Минимальный уровень: − знать правила техники безопасности; − понимать значимость организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину; − знать названия некоторых материалов изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту; − иметь представления об основных свойствах используемых материалов; − знать правила хранения материалов и санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами; − уметь отобрать (с помощью учителя) материалы и инструменты, необходимые для работы; − иметь представления о принципах действия, общем устройстве верстака, столярного угольника, столярной ножовки, рашпиля, драчевого напильника, шлифовальной шкурки, электровыжигателя, ручной дрели, 9 коловорота, шила, рубанка, лучковой пилы, лобзика, сверлильного станка, долота, стамески, киянки, рейсмуса; − владеть базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов; − читать (с помощью учителя) технологическую карту, чертеж, используемые в процессе изготовления изделия; − иметь представления о разных видах профильного труда; − заботливо и бережно относиться к общественному достоянию; − участвовать (под руководством учителя) в совместной работе в группе; − соблюдать в процессе выполнения трудовых заданий порядок и аккуратность. Достаточный уровень: − знать правила техники безопасности и соблюдать их; − понимать значимость организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину и умение организовывать своё рабочее место; − производить самостоятельный отбор материала и инструментов, необходимых для работы; − определять возможности различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствами в зависимости от задач предметно-практической деятельности; − экономно расходовать материалы; − планировать предстоящую практическую работу; − знать оптимальные и доступные технологические приемы ручной и машинной обработки столярных материалов в зависимости от их свойств и поставленных целей; 10 − осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; − уметь определять виды пиломатериалов, знать их свойства; − понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности. Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл - минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла - значительная динамика. Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. предметных результатов учитывается уровень При оценке самостоятельности обучающегося и особенности его развития. Теоретическая часть: Оценка «5» ставится, если: − теоретический материал усвоен в полном объёме; − изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии. Оценка «4» ставится, если: − в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, − материал изложен неточно, 11 − применялись дополнительные наводящие вопросы. Оценка «3» ставится, если: − в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, − ответ не самостоятельный, − дополнительные наводящие вопросы. Оценка «2» не ставится Практическая часть: Оценка «5» ставится если: − качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям − работа выполнена самостоятельно. Оценка «4» ставится если: − к качеству выполненной работы имеются замечания; − качество частично не соответствует технологическим требованиям; − работа выполнена самостоятельно. Оценка «3» ставится если: − качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям; − работа выполнена с помощью учителя. Оценка «2» не ставится. 12 IV. Тема урока Программное содержание 1 Вводное занятие. Вводный инструктаж по технике безопасности 1 2 Строгание бруска квадратного сечения 1 3 Разметка центра на торце заготовки 1 Кол-во часов № ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Дифференциация видов деятельности Минимальный уровень Достаточный уровень Изготовление изделия из деталей круглой формы-6 часов Знакомство с задачами обучения в Повторяют правила 6 классе, с планом работы на год. поведения в мастерской, Продолжение формирования умеют организовать представлений о профессии рабочее место с помощью столяр. учителя Повторение правила техники безопасности. Умение организовать рабочее место Повторение правил подготовки к Размечают и работе рубанка и шерхебеля. выстрагивают брусок Знакомство с правилами разметки квадратного сечения с бруска квадратного сечения. помощью учителя Разметка и строгание бруска квадратного сечения Повторение правил разметки центра, диагонали. Нахождение центра квадрата, прямоугольника. Разметка центра на торце заготовки Находят центр квадрата, прямоугольника. Размечают центр на торце заготовки с помощью учителя Знакомятся с задачами обучения в 6 классе, с планом работы на год. Расширяют представление о профессии столяр. Организуют рабочее место Повторяют правила подготовки к работе рубанка и шерхебеля. Знакомятся с правилами разметки бруска квадратного сечения. Размечают и выстрагивают брусок квадратного сечения Повторяют правила разметки центра, диагонали. Находят центр квадрата, прямоугольника. Размечают центр на торце заготовки 13 4 Сострагивание ребер указки 1 Повторение правил техники безопасности при работе с рубанком. Сострагивание ребер восьмигранника заготовки, заострение к одному концу 5 Обработка рашпилем и шлифование 1 Повторение правил техники безопасности при работе с рашпилем, шлифовальной шкуркой. Обработка рашпилем, напильником и шлифовальной шкуркой указки 6 Анализ выполненного изделия. Проверка готовой продукции 1 Знакомство с правилами проверки готовой продукции круглой формы. Контроль качества изделия. Приемы исправления брака. Анализ выполненного изделия 7 Заготовка для будущего изделия. Измерение заготовки, определение припусков 1 Повторяют правила техники безопасности при работе с рубанком. Сострагивают ребра восьмигранника заготовки, заостряют к одному концу с помощью учителя Повторяют правила техники безопасности при работе с рашпилем, шлифовальной шкуркой. Обрабатывают рашпилем, напильником и шлифовальной шкуркой указку Знакомятся с правилами проверки готовой продукции круглой формы. Контролируют качество изделия с помощью учителя Строгание -6 часов Знакомство со столярным Знакомятся с правилами рейсмусом: виды, устройство, безопасной работы назначение. рейсмусом. Знакомство с правилами Измеряют заготовки, безопасной работы рейсмусом. определяют размеры Измерение заготовки, определение припусков на обработку с размеров припусков на обработку помощью учителя Повторяют правила техники безопасности при работе с рубанком. Сострагивают ребра восьмигранника заготовки, заостряют к одному концу Повторяют правила техники безопасности при работе с рашпилем, шлифовальной шкуркой. Обрабатывают рашпилем, напильником и шлифовальной шкуркой указку Знакомятся с правилами проверки готовой продукции круглой формы. Контролируют качество изделия. Исправляют брак. Анализируют выполненное изделие Знакомятся со столярным рейсмусом: виды, устройство, назначение. Знакомятся с правилами безопасной работы рейсмусом. 14 Измеряют заготовки, определяют размеры припусков на обработку Выбирают лицевую Знакомятся с лицевой стороной сторону. бруска: выбор, обозначение, Строгают лицевую часть и последовательность строгания лицевую кромку с прямоугольной заготовки. помощью учителя. Выбирают лицевую сторону. Определяют виды брака Строгают лицевую часть и при строгании и способы лицевую кромку. его устранения с Знакомятся с контролем помощью учителя выполнения работы линейкой и угольником. Определяют виды брака при строгании и способы его устранения Знакомятся с приемами Знакомятся с приемами отпиливания бруска. отпиливания бруска. Размечают и отпиливают Размечают и отпиливают брусок в размер с брусок в размер помощью учителя 8-9 Строгание лицевой части и лицевой кромки. Контроль выполнения работы линейкой и угольником 2 Знакомство с лицевой стороны бруска: выбор, обозначение, последовательность строгания прямоугольной заготовки. Выбор лицевой стороны. Строгание лицевой части и лицевой кромки. Знакомство с контролем выполнения работы линейкой и угольником. Знакомство с видами брака при строгании, способами устранения 10 Отпиливание бруска в размер по длине 1 Знакомство с приемами отпиливания бруска. Разметка и отпиливание бруска в размер 11- Особенности 12 проверки качества выполненной работы при строгании. Тест 2 Знакомство с особенностями Коллективно проверяют проверки качества выполненной выполненную работу работы при строгании. Коллективная проверка выполненной работы Знакомятся с особенностями проверки качества выполненной работы при строгании. Коллективно проверяют выполненную работу 15 Геометрическая резьба по дереву-7 часов Знакомство с резьбой по дереву: Знакомятся с резьбой по назначение, виды, материал, дереву: назначение, виды, инструменты, геометрические материал, инструменты, узоры и рисунки. геометрические узоры и Составление геометрических рисунки узоров в тетради Знакомство с правилами Знакомятся с правилами нанесения геометрического нанесения рисунка на поверхность геометрического рисунка оструганной заготовки. на поверхность Знакомство с приемами оструганной заготовки. составления геометрических Наносят геометрический узоров. рисунок на поверхность Нанесение геометрического заготовки с помощью рисунка на поверхность заготовки учителя 13 Резьба по дереву 1 14 Нанесение геометрического рисунка на поверхность заготовки 1 15- Вырезание 18 геометрического орнамента 4 Вырезание геометрического орнамента ножом или косяком. Знакомство с правилами техники безопасности при резьбе. Знакомство с возможным браком при выполнении работы 19 Отделка готового изделия 1 Знакомство с техникой отделки морилкой, анилиновыми красителями. Знакомство с правилами техники безопасности при работе с морилкой, анилиновыми красителями. Знакомятся с резьбой по дереву: назначение, виды, материал, инструменты, геометрические узоры и рисунки. Составляют геометрические узоры в тетради Знакомятся с правилами нанесения геометрического рисунка на поверхность оструганной заготовки. Знакомятся с приемами составления геометрических узоров. Наносят геометрический рисунок на поверхность заготовки Вырезают геометрический Вырезают геометрический орнамент ножом или орнамент ножом или косяком. косяком с помощью Знакомятся с правилами учителя. техники безопасности при Знакомятся с правилами резьбе. техники безопасности при Знакомятся с возможным резьбе браком при выполнении работы Знакомятся с техникой Знакомятся с техникой отделки отделки морилкой, морилкой, анилиновыми анилиновыми красителями. красителями. Знакомятся с правилами Знакомятся с правилами техники безопасности при техники безопасности при работе с морилкой, работе с морилкой, анилиновыми красителями. 16 Шлифование и отделка готового изделия морилкой или анилиновыми красителями 20 Планирование работы. Технический рисунок подставки 21- Выстругивание 22 заготовок подставки по заданным размерам 1 2 анилиновыми красителями. Шлифуют и отделывают готовое изделия морилкой или анилиновыми красителями с помощью учителя Изготовление подставки под горячее- 13 часов Повторение правил построения Повторяют правила чертежа и технического рисунка построения чертежа и поставки. технического рисунка Составление плана изготовления поставки. подставки в коллективной беседе. Составляют план Подбор и подготовка материала. изготовления подставки в Изготовление шаблонов коллективной беседе. Подбирают и готовят материал Повторение правил подготовки Строгают заготовки по рубанка и шерхебеля к работе. заданным размерам с Строгание заготовок по заданным помощью учителя. размерам. Выпиливают заготовки по Повторение размеров припусков заданным размерам с на обработку. помощью учителя. Выпиливание заготовок по Повторяют правила заданным размерам. применения Повторение правил применения шлифовальной шкурки. шлифовальной шкурки. Шлифуют заготовки Шлифование заготовок Шлифуют и отделывают готовое изделия морилкой или анилиновыми красителями Повторяют правила построения чертежа и технического рисунка поставки. Составляют план изготовления подставки в коллективной беседе. Подбирают и готовят материал. Изготовляют шаблоны Повторяют правила подготовки рубанка и шерхебеля к работе. Строгают заготовки по заданным размерам. Повторяют размеры припусков на обработку. Выпиливают заготовки по заданным размерам. Повторяют правила применения шлифовальной шкурки. Шлифуют заготовки 17 23 Разметка пазов на брусках подставки 1 Повторение последовательности изготовления соединения врезкой. Запиливание заготовок на определенную глубину. Разметка пазов одновременно на нескольких деталях Запиливают заготовки на определенную глубину. Размечают пазы одновременно на нескольких деталях с помощью учителя 24 Выполнение пазов на деталях подставки 1 Выполнение пазов при помощи ножовки. Удаление стамеской подрезанного материала. Необходимость плотной подгонки соединений 25 Соединение и подгонка деталей подставки. Предупреждение неисправимого брака 26 Соединение и подгонка деталей подставки. Предупреждение неисправимого брака 27 Соединение и подгонка деталей подставки. Предупреждение неисправимого брака 1 Повторение правил подгонки деталей подставки рашпилем, надфилем. Соединение деталей, подгонка деталей надфилем, рашпилем. Предупреждение брака при изготовлении пазов Выполняют пазы при помощи ножовки. Удаляют стамеской подрезанный материал. Плотно подгоняют соединения с помощью учителя Повторяют правила подгонки деталей подставки рашпилем, надфилем. Соединяют детали, подгоняют детали надфилем, рашпилем с помощью учителя 1 Повторяют последовательность изготовления соединения врезкой. Запиливают заготовки на определенную глубину. Размечают пазы одновременно на нескольких деталях Выполняют пазы при помощи ножовки. Удаляют стамеской подрезанный материал. Плотно подгоняют соединения Повторяют правила подгонки деталей подставки рашпилем, надфилем. Соединяют детали, подгоняют детали надфилем, рашпилем. Предупреждают брак при изготовлении пазов 1 18 28 Соединение и подгонка деталей подставки. Предупреждение неисправимого брака 29- Нанесение рисунка 30 для выжигания на подставку 3132 3334 1 Повторяют правила Повторяют правила нанесения нанесения рисунка для рисунка для выжигания. выжигания. Наносят рисунок на изделие с Наносят рисунок на помощью копировальной изделие с помощью бумаги копировальной бумаги с помощью учителя Отделка изделия 2 Повторение правил техники Повторяют правила Повторяют правила техники безопасности при выжигании. техники безопасности при безопасности при выжигании. Отделка изделия выжиганием выжигании. Отделывают изделие Отделывают изделие выжиганием выжиганием с помощью учителя Угловое концевое соединение брусков вполдерева. Изготовление рамки -8 часов Разметка и 2 Знакомство с угловым концевым Знакомятся с угловым Знакомятся с угловым выпиливание шипов соединением. концевым соединением. концевым соединением. рамки Шип: назначение, размеры Наносят линии разметки Изучают назначение, (длина, ширина, толщина), на детали рамки с размеры (длина, ширина, элементы (боковые грани, помощью учителя толщина), элементы заплечники). (боковые грани, заплечники) Знакомство с правилами разметки шипа. деталей при выполнении Знакомятся с правилами соединения. разметки деталей при Нанесение линий разметки на выполнении соединения. детали рамки Наносят линии разметки на детали рамки 2 Повторение правил нанесения рисунка для выжигания. Нанесение рисунка на изделие с помощью копировальной бумаги 19 35- Подгонка 36 соединения рамки Знакомятся с правилами и приемами подгонки углового концевого соединения. Подгоняют угловое концевое соединение вполдерева. Знакомятся с приемами исправления брака. Исправляют брак 37- Нанесение клея на 4 Знакомятся со столярным 40 детали рамки. клеем: виды, свойства. Проверка Знакомятся с прямоугольности последовательностью соединения, подготовки клея к работе. прессование рамки Знакомятся с условиями прочного склеивания деталей: плотность подгонки деталей, сухой материал, прессование, скорость выполнения операций. Наносят клей на детали рамки. Проверяют прямоугольность соединения, прессуют рамку Работа на сверлильном станке с использованием материалов отходов-4 часов 41 Сверлильный станок: 1 Знакомство со сверлильным Знакомятся со Знакомятся со сверлильным устройство, станком: устройство, назначение. сверлильным станком: станком: устройство, назначение Рассматривание устройства устройство, назначение. назначение. сверлильного станка, называние и Рассматривают Рассматривают устройство показ деталей. устройство сверлильного сверлильного станка, станка, называют и называют и показывают показывают детали. детали. 2 Знакомство с правилами и приемами подгонки углового концевого соединения. Подгонка углового концевого соединения вполдерева. Знакомство с приемами исправления брака. Исправление брака Знакомство со столярным клеем: виды, свойства. Знакомство с последовательностью подготовки клея к работе. Знакомство с условиями прочного склеивания деталей: плотность подгонки деталей, сухой материал, прессование, скорость выполнения операций. Нанесение клея на детали рамки. Проверка прямоугольности соединения, прессование рамки Знакомятся с правилами и приемами подгонки углового концевого соединения. Подгоняют угловое концевое соединение вполдерева с помощью учителя Знакомятся со столярным клеем: виды, свойства. Наносят клей на детали рамки. Проверяют прямоугольность соединения, прессуют рамку с помощью учителя 20 42 Правила безопасной работы на сверлильном станке 1 Знакомство с правилами безопасной работы на сверлильном станке. Работа на сверлильном станке с точным соблюдением правил безопасной работы. Знакомятся с правилами безопасной работы на сверлильном станке. Работают на сверлильном станке с точным соблюдением правил безопасной работы с помощью учителя Знакомятся с правилами безопасной работы на сверлильном станке. Работают на сверлильном станке с точным соблюдением правил безопасной работы. 21 43- Зажимной 44 назначение, устройство. сверл патрон: Виды 45- Подготовка 46 выкружной пилы к работе. Пиление по кривым линиям 47- Контроль 48 прямоугольности пропила в направлении толщины доски Знакомятся с зажимным патроном: устройство, назначение. Настраивают сверлильный станок. Знакомятся с правилами сверления сквозных и несквозных отверстий. Показывают и называют виды сверл. Определяют диаметр отверстия. Обозначают диаметр отверстия на чертеже. Сверлят сквозные и несквозные отверстия сверлами с цилиндрическим хвостовиком Криволинейное пиление. Обработка криволинейной кромки. 6 часов 2 Знакомство с пилой выкружной Знакомятся с пилой Знакомятся с пилой (для криволинейного пиления). выкружной (для выкружной (для Подготовка выкружной пилы к криволинейного криволинейного пиления). работе. Пиление по кривым линиям пиления). Готовят выкружную пилу к Пилят по кривым работе. линиям с помощью Пилят по кривым линиям учителя 2 Знакомство с правилами Знакомятся с правилами Знакомятся с правилами криволинейного пиления. криволинейного криволинейного пиления. Постоянный контроль пиления. Постоянно контролируют прямоугольности пропила в Постоянно прямоугольность пропила в процессе работы. контролируют процессе работы. прямоугольность 2 Знакомство с зажимным патроном: устройство, назначение. Настройка сверлильного станка. Знакомство с правилами сверления сквозных и несквозных отверстий. Знакомство с видами сверл. Знакомство с понятием диаметр отверстия. Обозначение диаметра отверстия на чертеже. Сверление сквозных и несквозных отверстий сверлами с цилиндрическим хвостовиком Знакомятся с зажимным патроном: устройство, назначение. Сверлят сквозные и несквозные отверстия сверлами с цилиндрическим хвостовиком с помощью учителя 22 49- Строгание 50 выпуклых кромок. 2 Знакомство с исправимым и неисправимым браком при пилении. Исправление брака при пилении пропила в процессе работы с помощью учителя Знакомство с особенностями строгания выпуклых кромок. Строгание выпуклых кромок деталей полочки. Знакомство с различными видами рубанков: применение, особенности строения. Применение различных видов рубанка Знакомятся с особенностями строгания выпуклых кромок. Строгают выпуклые кромки деталей полочки с помощью учителя Знакомятся с исправимым и неисправимым браком при пилении. Исправляют брак при пилении Знакомятся с особенностями строгания выпуклых кромок. Строгают выпуклые кромки деталей полочки. Знакомятся с различными видами рубанков: применение, особенности строения. Применяют различные виды рубанка 23 Долбление сквозного и несквозного гнезда -4 часов Знакомство с правилами построения Знакомятся с гнездом чертежа с невидимыми линиями как элементом контура чертежа. столярного соединения. Знакомство с гнездом как Знакомятся с правилами элементом столярного соединения. разметки несквозного Знакомство с правилами разметки гнезда. несквозного гнезда. Размечают несквозное Разметка несквозного гнезда гнездо учебного бруска с учебного бруска помощью учителя 51 Разметка несквозного гнезда учебного бруска 1 52 Столярное долото: назначение, устройство 1 Знакомство с долотом: устройство, назначение. Сравнение со стамеской, определение качества заточка. Знакомство с проверкой и заточкой долота. Знакомство с правилами безопасной работы с долотом 53- Последовательность 54 долбления несквозного гнезда учебного бруска 2 Гнездо долбления: виды (сквозное, глухое), размеры (длина, ширина, глубина) Знакомство с креплением детали при долблении. Знакомство с последовательностью долбления несквозного гнезда. Долбление несквозного гнезда Знакомятся с правилами построения чертежа с невидимыми линиями контура чертежа. Знакомятся с гнездом как элементом столярного соединения. Знакомятся с правилами разметки несквозного гнезда. Размечают несквозное гнездо учебного бруска Знакомятся с долотом: Знакомятся с долотом: устройство, назначение. устройство, назначение. Сравнивают со Сравнивают со стамеской, стамеской, определяют определяют качество качество заточки. заточки. Знакомятся с проверкой Знакомятся с проверкой и и заточкой долота. заточкой долота. Выполняют правила Выполняют правила безопасной работы с безопасной работы с долотом долотом Знакомятся с креплением Изучают понятие гнездо детали при долблении. долбления»: виды (сквозное, Знакомятся с глухое), размеры (длина, последовательностью ширина, глубина) долбления несквозного Знакомятся с креплением гнезда. детали при долблении. Долбят несквозное Знакомятся с гнездо с помощью последовательностью учителя долбления несквозного гнезда. 24 Долбят несквозное гнездо 55- Свойства основных 56 пород древесины 2 57- Лабораторная работа. 58 Определение древесных пород по образцам древесины 2 Свойства основных пород древесины-4 часа Знакомство с хвойными и Знакомятся с хвойными лиственными породами деревьев: (сосна, ель, пихта, промышленное применение, места лиственница, кедр), произрастания, свойства древесины лиственными (дуб, (твердость, прочность, цвет, ясень, бук, клен, вяз, текстура). береза, осина, ольха, Составление таблицы свойств липа, тополь) породами разных сортов древесины и запись в деревьев, тетрадь промышленным применением, местами произрастания, свойствами древесины (твердость, прочность, цвет, текстура). Составляют таблицу свойств разных сортов древесины и записывают в тетрадь Знакомство с признаками Знакомятся с признаками определения пород древесины. определения пород Определение древесных пород по древесины. образцам древесины Определяют древесные породы по образцам древесины с помощью учителя Знакомятся с хвойными (сосна, ель, пихта, лиственница, кедр), лиственными (дуб, ясень, бук, клен, вяз, береза, осина, ольха, липа, тополь) породами деревьев, промышленным применением, местами произрастания, свойствами древесины (твердость, прочность, цвет, текстура). Составляют таблицу свойств разных сортов древесины и записывают в тетрадь Знакомятся с признаками определения пород древесины. Определяют древесные породы по образцам древесины 25 Угловое серединное соединение на шип одинарный сквозной 7 часов 1 Знакомство с соединением УС- Знакомятся с соединением Знакомятся с соединением 3: применение, элементы УС-3: применение, элементы УС-3: применение, элементы (торцевая грань шипа, боковые (торцевая грань шипа, (торцевая грань шипа, грани шипа, заплечики, боковые грани шипа, боковые грани шипа, толщина, ширина, длина шипа; заплечики, толщина, ширина, заплечики, толщина, ширина, глубина и стенка проушины) длина шипа; глубина и стенка длина шипа; глубина и стенка Повторение правила черновой проушины) проушины) разметки, размер припусков на Подбирают материал. Повторяют правила черновой обработку. Делают черновую разметку разметки, размер припусков Подбор материала. с помощью учителя на обработку. Черновая разметка Подбирают материал. Делают черновую разметку 60 Разметка чистовых 1 Повторение правил разметки Размечают чистовые Повторяют правила разметки заготовок. чистовых заготовок. заготовки. чистовых заготовок. Изготовление Разметка чистовых заготовок. Делают чистовые заготовки Размечают чистовые чистовых заготовок Изготовление чистовых с помощью учителя заготовки. заготовок Делают чистовые заготовки 61 Выполнение 1 Повторение правила Повторяют правила Повторяют правила соединений. выполнения шипа и гнезда для выполнения шипа и гнезда выполнения шипа и гнезда Изготовление шипа углового срединного для углового срединного для углового срединного соединения на шип одинарный. соединения на шип соединения на шип Подбор столярных ножовок для одинарный. одинарный. выполнения шиповых Повторяют правила Подбирают столярные соединения. безопасной работы при ножовки для выполнения Повторение правил безопасной обработке шипа. шиповых соединения. работы при обработке шипа. Изготовляют шипы с Повторяют правила Изготовление шипов помощью учителя безопасной работы при обработке шипа. Изготовляют шипы 59 Подбор материала. Черновая разметка 26 62- Долбление 63 сквозного гнезда 2 Повторение правил долбления гнезда для изготовления УС-3. Долбление гнезда долотом. Отделка стамеской 64 Сборка «насухо» 1 Знакомство с зависимостью прочности соединения от плотности подгонки деталей. Знакомство со значением лицевых сторон деталей при сборке изделия. Повторение правил техники безопасности при сборке изделия. Сборка «насухо» 65 Подгонка и сборка на клей. Тест 1 66 Анализ образца 1 67 Разметка и изготовление деталей угольника 1 68 Соединение деталей угольника угловым 1 Повторяют правила долбления гнезда для изготовления УС-3. Долбят гнездо долотом. Отделывают стамеской с помощь учителя Знакомятся с зависимостью прочности соединения от плотности подгонки деталей. Повторяют правила техники безопасности при сборке изделия. Собирают «насухо» с помощью учителя Повторяют правила долбления гнезда для изготовления УС-3. Долбят гнездо долотом. Отделывают стамеской Знакомятся с зависимостью прочности соединения от плотности подгонки деталей. Знакомятся со значением лицевых сторон деталей при сборке изделия. Повторяют правила техники безопасности при сборке изделия. Собирают «насухо» Знакомство с особенностями Знакомятся с особенностями Знакомятся с особенностями сборки на клей УС-3. сборки на клей УС-3. сборки на клей УС-3. Подгонка и сборка на клей Подгоняют и собирают на Подгоняют и собирают на клей с помощью учителя клей Изготовление столярного угольника-4 часов Анализ образца. Составляют план работы в Анализируют образец. Составление плана работы в совместной беседе и Составляют план работы в совместной беседе и запись в записывают в тетради совместной беседе и тетради записывают в тетради Повторение правил разметки. Повторяют правила Повторяют правила Разметка и изготовление разметки. разметки. деталей угольника Размечают и изготавливают Размечают и изготавливают детали угольника с помощью детали угольника учителя Повторение Соединяют детали угольника Повторяют последовательности угловым концевым последовательность 27 концевым соединением на шип одинарный 69 Окончательная отделка изделия изготовления углового соединением на шип концевого соединения на шип одинарный с помощью одинарный. учителя Соединение деталей угольника угловым концевым соединением на шип одинарный 1 70- Контрольная работа. 3 72 Долбление несквозного отверстия. Тест изготовления углового концевого соединения на шип одинарный. Соединяют детали угольника угловым концевым соединением на шип одинарный Проверка качества работы. Окончательно отделывают Проверяют качество работы. Окончательная отделка изделия. изделие с помощью учителя Окончательно отделывают Анализ выполненного изделие. изделия Анализируют выполненное изделие Повторение материала -3 часа Анализ объекта труда. Повторяют Анализируют объект труда. Повторяют последовательность последовательность Повторяют изготовления изделия. изготовления изделия. последовательность Технологические требования к Долбят несквозное отверстие изготовления изделия. качеству операции. Соблюдают технологические Долбление несквозного требования к качеству отверстия. операции. Анализ выполненной работы Долбят несквозное отверстие. Анализируют выполненную работу 28