Рабочая программа внеурочного курса Урал. Человек. Истоки

Приложение №4 к ООП – ОП ООО
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Североуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочного курса
Урал. Человек. Истоки
основное общее образование

Североуральск, 2024

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ............................................................................................... 2
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Урал. Человек. Истоки» ............................................................................................ 8
Личностные результаты: ......................................................................................... 8
Метапредметные результаты .................................................................................. 9
Предметные результаты ........................................................................................ 11
Содержание курса внеурочной деятельности «Урал.Человек. Истоки» ............. 12
Тематическое планирование .................................................................................... 21

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика
Рабочая программа внеурочной деятельности «Урал. Человек. Истоки
(далее – Программа) для 5-6 классов составлена на основе положений и
требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования, утвержденном приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования», а также с учетом:
– федеральной рабочей программы воспитания, утвержденной приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 г. № 1014
«Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования»;
– Концепции преподавания
учебного курса «История России»
в
образовательных
организациях,
реализующих
основные
общеобразовательные
программы
(утверждена
решением
Коллегии
Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 23 октября
2020 г.);
– письма Министерства культуры Российской Федерации от 28.02.2017 №
49-01.1-39-НМ «О направлении Методических рекомендаций по отнесению
историко-культурных территорий к объектам культурного
наследия в виде достопримечательного места»;
– письма
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Информационно-методическим письмом об организации внеурочной
деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего и основного общего
образования»);
– федеральной рабочей программы по истории для 5–9 классов
образовательных организаций.
При разработке данной
нормативные документы:

программы

использовались

следующие
3

1. Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах
культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской
Федерации» (с дополнениями и изменениями);
2. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
3. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
Актуальность программы «Урал.Человек. Истоки»
Актуальность курса внеурочной деятельности «Урал.Человек. Истоки »
обусловлена необходимостью формирования российской гражданской
идентичности, патриотизма, приобщения обучающихся к исторической памяти
многих поколений россиян и любви к малой Родине.
Создание программы продиктовано важностью стоящих перед школой
задач исторического просвещения подрастающего поколения россиян,
формирования у них способности к восприятию и бережному отношению к
историческому и культурному наследию, сохранения исторической памяти о
подвигах и достижениях предков, о ключевых исторических событиях и их
участниках.
Основное внимание в программе уделено современным подходам к
организации деятельности, нацеливающих школьников не на пассивное
восприятие сообщаемой педагогом информации, а на самостоятельный поиск и
исследование, формирующие умение работать с многообразными источниками
исторической и современной информации.
Программа ориентирована на расширение и дополнение знаний,
получаемых обучающимися в ходе изучения учебного курса «История России»,
призвана обеспечить целостное и эмоционально окрашенное восприятие
отечественной истории посредством обращения
к знаковым личностям
и памятным событиям из истории родного края и малой родины.
Цель курса «Урал. Человек. Истоки»
Курс
имеет
историко-просветительскую
цель,
ориентирован
на сохранение исторической памяти, понимание общности исторических судеб
4

различных народов и регионов России, Урала, формирование у обучающихся
личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему своей страны на
примере памятных мест родного края и малой родины.
Основные задачи курса «Урал. Человек. Истоки»
– дать дополнительные знания по отечественной истории, акцентируя
внимание на единстве исторических судеб различных народов и регионов
России при сохранении уникальности их развития и культурной самобытности;
– расширить знания обучающихся об отечественной истории посредством
привлечения внимания к хорошо известным, знаковым для их родного края
достопримечательным местам, связанным с историей
формирования народов и иных этнических общностей России, с историческими
(в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических
личностей;
– стимулировать познавательный интерес обучающихся к материальным,
культурным и духовным ценностям предыдущих поколений,
развивать умения поисковой, исследовательской, аналитической работы
на основе
широкого круга источников и
в
первую очередь –
на региональном материале;
– способствовать осознанию обучающимися
своей социальной
идентичности одновременно как граждан России и жителей своего края
посредством сообщения информации о личностях, событиях, процессах и
памятных местах, наиболее значимых для истории страны, региона, местности;
– формировать у обучающихся личностное, эмоционально окрашенное
восприятие прошлого, понимание «человеческого измерения истории»
посредством изучения памятных мест, связанных с деятельностью выдающихся
соотечественников – деятелей в сферах искусства, науки, политики, военного
дела и др.;
– формировать у обучающихся способность определять историкоархитектурную, художественную, научную и мемориальную ценность
достопримечательных, памятных мест края,
выявлять их
значение
для истории и культуры России, региона, местности;
– способствовать развитию у обучающихся понимания историкокультурной ценности памятных мест края и необходимости сохранения
5

природно-культурных ландшафтов, памятных объектов археологического и
культурного наследия, историко-градостроительной и природной среды как
достояния региона и страны в целом;
– формировать
у
обучающихся
чувство
принадлежности
к богатейшему общероссийскому культурно-историческому пространству,
уважение к культурным достижениям и лучшим традициям (боевым, трудовым,
художественным, нравственным и др.) народов России и края.
Место курса «Урал. Человек. Истоки»
Программа курса рассчитана на 8 часов, которые могут быть реализованы
в течение одного учебного года в составе
группы (класса)
из обучающихся 5-6 классов.
Программа является содержательным и
методическим ориентиром
для составления педагогами рабочих программ и их реализации во внеурочной
деятельности. Предложенные в программе элементы содержания и алгоритм
деятельности обучающихся могут быть конкретизированы (детализированы
или обобщены) с учетом преобладающего возрастного состава учебной группы,
условий школьной информационно-образовательной среды и возможностей
доступа к работе с краеведческими материалами.
При проведении занятий предусмотрены такие формы работы, как
беседы, дискуссии, виртуальные экскурсии и др.
Особенностью программы является привлечение и активное использование
в образовательном процессе традиционных источников информации (учебники по
истории края, ресурсы местных библиотек и краеведческих музеев) и современных
цифровых

информационных

ресурсов

(порталы

и

сайты

историко-

просветительской и историко-культурной направленности – Открытые данные
Министерства культуры Российской Федерации, Археолог.РУ, Культура.РФ,

История.РФ и др.), которые содержат текстовые, видео- и фотоматериалы
о памятных историко-культурных объектах и наиболее значимых событиях
и личностях российской и региональной истории.
Содержательные элементы программы предполагают организацию вокруг
них поисково-исследовательской деятельности обучающихся, результаты
которой могут быть оформлены в виде учебных исследований и проектов и
представлены для презентации и оценки в рамках основного курса обучения
«История России».
6

Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной
рабочей программы воспитания, предполагает объединение учебной и
воспитательной деятельности педагогов, нацелена на достижение всех
основных групп образовательных результатов – личностных, метапредметных,
предметных.
Программа
носит
историко-просветительскую
и
гражданскопатриотическую направленность, что позволяет обеспечить достижение
следующих целевых ориентиров воспитания на уровне основного общего
образования:
– осознанное принятие обучающимися своей российской гражданской
идентичности
в
поликультурном,
многонациональном
и
многоконфессиональном российском обществе;
– понимание обучающимися своей сопричастности к прошлому,
настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской
государственности на основе исторического просвещения, российского
национального исторического сознания;
– проявление обучающимися уважения к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам,
традициям народов, проживающих в родной стране;
– сознательное отношение и проявление обучающимися уважения
к духовно-нравственным ценностям российского общества, к достижениям
России в науке и искусстве, к боевым подвигам и трудовым достижениям,
к героям и защитникам Отечества в прошлом и современности.

7

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Урал.Человек. Истоки»
Содержание

программы

«Урал.Человек.

Истоки»

направлено

на

достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
– гражданское воспитание: активное участие в жизни местного
сообщества, родного края, страны; представление о правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность
к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи; неприятие действий, наносящих ущерб социальной
и природной среде;
– патриотическое воспитание: осознание российской гражданской
идентичности

в

поликультурном

и

многоконфессиональном

обществе,

проявление интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации,
своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей
Родины – России, к боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к историческому и природному наследию, памятникам, традициям
разных народов нашей страны;
– духовно-нравственное воспитание: представление о традиционных
духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные
ценности и нормы

современного российского общества в ситуациях

нравственного выбора;
– эстетическое воспитание: восприимчивость к традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации
и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства,
роли этнических культурных традиций и народного творчества;
– физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального

благополучия:

осознание

ценности

жизни;

умение

осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
8

собственным
рефлексии;

эмоциональным

состоянием;

сформированность

навыка

– трудовое воспитание: установка на активное участие в решении
практических задач в рамках организации, города, края; уважение к труду
и результатам трудовой деятельности;
– экологическое воспитание: ориентация
на применение знаний
из социальных наук для решения задач в области окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры;
– ценность научного познания: ориентация в деятельности на
современную систему научных представлений; овладение основными навыками
исследовательской деятельности; осмысление значения истории как знания о
развитии человека и общества, о социальном, культурном
и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками
познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование
и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного
общественного сознания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные учебные познавательные действия:

– базовые логические действия: выявлять и характеризовать
существенные признаки объектов (явлений); систематизировать и обобщать
исторические факты; выявлять характерные признаки исторических явлений;
раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события,
ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать
выводы;
– базовые исследовательские действия: проводить по самостоятельно
составленному плану небольшое исследование на основе регионального
материала; систематизировать и анализировать исторические факты,
осуществлять реконструкцию исторических событий; самостоятельно
формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
исследования, определять новизну и обоснованность полученного результата;
– работа с информацией: применять различные методы, инструменты
и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников;
9

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления; осуществлять анализ учебной и
внеучебной исторической информации, извлекать информацию из источника;
высказывать суждение о достоверности и значении информации источника.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
– общение: участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого,
раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и
аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном
тексте; публично представлять результаты выполненного исследования,
проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия
в школе и социальном окружении;
– совместная деятельность: участвовать в групповых формах работы;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные
учебные исследования и проекты по истории на основе регионального
материала; определять свое участие в общей работе, координировать свои
действия с другими членами группы, оценивать полученные результаты и свой
вклад в общую работу.
Универсальные учебные регулятивные действия:
– самоорганизация: ориентироваться в различных подходах принятия
решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой); составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;
– самоконтроль: владеть способами самоконтроля и рефлексии;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в
сложившейся ситуации; вносить коррективы в деятельность; оценивать
соответствие результата цели и условиям;
– эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека,
понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций;

– принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его
мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого.
10

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
– целостные представления об историческом пути России и входящих
в нее народов, о месте и роли России в мировой истории;
– базовые знания
отечественной истории;

об

основных

этапах

и

ключевых

событиях

– способность применять понятийный аппарат исторического знания
и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий
и явлений прошлого и современности;
– умение работать с основными видами современных источников
исторической информации и с историческими (аутентичными) письменными,
изобразительными и вещественными источниками;
– способность представлять устное и письменное описание событий,
явлений, процессов истории родного края, истории России и их участников,
основанное на знании исторических фактов, дат, понятий;
– владение приемами оценки значения исторических событий и
деятельности исторических личностей в отечественной, в том числе
региональной истории;
– способность применять исторические знания в общении как основу
диалога в поликультурной, многонациональной и многоконфессиональной
среде;
– умение устанавливать взаимосвязь событий, явлений, процессов
прошлого с важнейшими событиями ХХ – начала XXI в.;
– осознание необходимости сохранения исторических и культурных
памятников своей страны и своего региона.

11

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Урал.Человек. Истоки»
Тема 1. «Откуда есть пошла…» Историческая память и памятные места:
понятия, специфика, примеры (1 ч)
Историческая память как представления о прошлом, закрепленные в
схематизированных образах (объективированная память) и в социальной,
коллективной практике (память в действии). Историческая память как средство
осознания российской гражданской идентичности.
Мемориальные (памятные) объекты как один из способов сохранения
исторической памяти народа. Памятники, ансамбли, достопримечательные
(памятные) места как основные виды объектов культурного наследия России:
общее и особенное. Достопримечательные места как культурно-природные
территориальные комплексы, имеющие историко-культурную ценность. Связь
со значимыми историческими процессами/событиями и деятельностью
выдающихся личностей как главный отличительный признак памятного места.
Российские объекты из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Важность сохранения объектов природного и культурного наследия
России и края.
Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации
как важный источник информации о памятных местах России и края.
Тема 2. «…История, вооруженная лопатой». Археологические объекты
края, связанные со значимыми процессами и событиями начального
периода истории Урала (1 ч)
Археология как отрасль исторической науки, изучающая прошлое
человечества по вещественным источникам. Объекты археологического
12

наследия как частично или полностью скрытые в земле и под водой следы
существования человека в прошлых эпохах, включающие все предметы и
культурные слои.
Электронная
археологическая
карта
России
как
важнейший
информационный ресурс для изучения археологического наследия страны.
Специфика поиска, анализа и отбора информации о памятных местах России и
края на цифровых археологических картах России и регионов.
Объекты археологического наследия края до I н.э. (каменный, бронзовый,
железный века) и связанные с ними процессы и события древнейшей истории.
Сайты региональных и местных краеведческих музеев как важные
источники информации для изучения историко-культурного наследия края.
Важность использования региональных информационных ресурсов в качестве
источников информации для изучения историко-культурного наследия страны
и края.
Объекты археологического наследия края I–XVI вв. н. э. и связанные с
ними процессы и события древней и средневековой истории России.
Работа с традиционными и цифровыми информационными ресурсами:
специфика поиска, отбора и использования материалов из различных
источников информации (учебные, научные, СМИ, «сетевые» и др.). Объекты
археологического наследия края XVII–XIХ вв. и связанные с ними значимые
процессы и события новой истории России.

Тема 3. «Сидя на санях, помыслил я…» Памятные места края, связанные с
выдающимися личностями Руси, России и Урала XII–XVII вв. (1 ч)
Культурное пространство как сфера взаимодействия различных
ценностей культуры и специфические отношения между людьми, которые
воплощаются в материальных и духовных носителях и создают своеобразную
духовную атмосферу в определенную историческую эпоху.
Формирование единого культурного пространства как духовная основа
сохранения прочных связей русских земель в период раздробленности (XII–ХV
вв.). Вопрос о роли личности в истории и его
важность для понимания специфики человеческой
истории, ее отличия
от природной эволюции.
Памятные места и мемориальные объекты на территории края, связанные

с деятельностью выдающихся деятелей политики,
религии, культуры
XII–ХV вв.
Формирование единого централизованного государства как важнейшая
тенденция цивилизационного развития России в XVI–XVII вв. Памятные места
и мемориальные объекты на территории края, связанные с деятельностью
выдающихся политических и религиозных деятелей XVI–XVII вв.
Историческая значимость для России вопроса колонизации и освоения
новых земель в XVI–XVII в. Памятные места и мемориальные объекты на
территории края, связанные с деятельностью выдающихся землепроходцев,
деятелей искусства и науки XVI–XVII вв.

Тема 4. «О, ваши дни благословенны! Дерзайте…» Памятные места края,
связанные со знаковыми событиями и личностями российской истории
XVIII в. (1 ч)
Превращение России в империю и особенности имперской политики.
Внешняя политика России XVIII в.: основные направления и достижения.
Памятные места и мемориальные объекты на территории края, связанные
с важнейшими событиями военной истории России XVIII в.
Превращение России в одну из ведущих сил системы международных
отношений как важная тенденция развития страны в XVIII в. Памятные места
и мемориальные объекты на территории края, связанные с деятельностью
выдающихся первооткрывателей, исследователей новых земель в XVIII в.
Тема 5. «Жизнь свою за други своя…» Памятные места края, связанные с
событиями военной истории России XIХ – начала ХХ в. (1 ч)
Россия в системе внешнеполитических отношений XIХ в.: противоречия,
конфликты, итоги. Отечественная война 1812 г.

и Крымская

1853–1855 гг. как ключевые события политической

и военной истории

России XIX

война

в., как источники проявления несгибаемого народного духа

и героизма.
Нарастание глобальных противоречий в мировой политике в конце XIХ –
начале ХХ в.: причины и главные противоборствующие силы. Роль и место
России на международной арене до начала, во время и после окончания Первой
мировой войны. Первая мировая война как судьбоносное событие в истории
России начала ХХ века.
Места воинской славы и мемориальные объекты на территории края,
связанные с событиями и личностями героев фронта и тыла в годы русскояпонской и Первой мировой войн начала ХХ века.
Тема 6. «Мой друг, Отчизне посвятим…» Памятные места края, связанные
с выдающимися

личностями истории России

XIХ –

начала

ХХ в. (1 ч)
Модернизация

как исторический процесс

перехода

общества

от традиционного (аграрного) уклада жизни к структуре общества, основанного
на индустриальных, демократических, урбанистических и светских началах.

Политическая, экономическая и культурная модернизация России XIХ – начала
ХХ в.: причины, основные события и результаты.
«Золотой» и «серебряный» века русской литературы. Выдающиеся
достижения российской художественной культуры XIХ – начала ХХ в. и ее
вклад в развитие мировой культуры. Памятные места и мемориальные объекты
на территории края, связанные с деятельностью выдающихся деятелей
литературы и искусства России XIХ – начала ХХ в.

Тема7 . «…У ней особенная стать…» Культурно-природные ландшафты
края,

связанные

с

важнейшими

социально-экономическими

и

культурными процессами в истории России (XV — начала XХ в.) (3 ч)
Культурно-природный ландшафт как пространство, на котором наглядно
представлено

совместное

творчество

человека

и

природы,

отражены

многолетние процессы традиционной организации окружающей человека
среды.

Культурно-природные

ландшафты

как

отражение

культурного

многообразия, социальной неоднородности, экономической многоукладности
российского общества.
Примеры наиболее распространенных в России видов ландшафтов:
земледельческо-промысловый и охотничий ландшафт Русского Севера;
помещичье-крестьянский ландшафт средней полосы России; промышленный
ландшафт Урала, Центрально-Промышленного и Северо-Западного районов
России.
Памятные места России и края – выдающиеся образцы монастырского
ландшафта (XV–XIХ вв.). Православные, буддистские, исламские природноархитектурные комплексы и связанные с ними значимые исторические
процессы/события.
Традиционное

(аграрное)

и

индустриальное

общество:

основные

признаки и специфика проявления на российской почве. Памятные места
России

и

края

промыслового

–

выдающиеся

ландшафта

образцы

(XVI–XIХ

вв.)

традиционных
и

поселенческо-

помещичье-крестьянского

ландшафта (XVIII – начала XХ в.)
Индустриализация в России и связанные с ней изменения в культуре
и образе жизни населения. Памятные места России и края – выдающиеся
образцы промыслового и промышленного ландшафта протоиндустриальной
и индустриальной эпохи (XVIII – первой половины XХ в.).
17

Тема 8. «Никто не забыт, ничто не забыто» Памятные места края,
связанные с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной
войны (1941–1945 гг.) (1 ч)
Великая Отечественная война как крупнейший вооруженный конфликт в
истории человечества и судьбоносное событие российской истории.
Места воинской славы и мемориальные объекты на территории края,
связанные с военными событиями и боевым героизмом в годы Великой
Отечественной войны (1941–1945 гг.).
Вклад СССР в разгром фашистской Германии. Важность недопущения
намеренного искажения и фальсификации истории Второй мировой войны.
Памятные места и мемориальные объекты на территории края, связанные
с

увековечиванием

памяти

выдающихся

государственных

деятелей,

военачальников и воинов – героев Великой Отечественной войны.
Вопрос о личном и коллективном вкладе в победу над врагом. Важность
недопущения односторонности в оценках исторических событий и процессов.
Памятные места и мемориальные объекты на территории края, связанные с
увековечиванием героизма тружеников тыла в годы Великой Отечественной
войны.
Итоги Великой
Победы советского

Отечественной войны и
народа над фашизмом.

историческая цена
Важность сохранения

памятных мест и проявления уважения к памяти героев, участников и жертв
войны.
Памятные места и мемориальные объекты на территории края, связанные
с увековечиванием памяти советских людей – жертв фашизма.

18

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Темы

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

1. «Откуда есть Мемориальные (памятные) объекты как один Объяснять содержание понятий: историческая память;
пошла…»
из способов сохранения исторической
мемориальные объекты; памятник; ансамбль; памятное
(1 час)

2. «…История,
вооруженная
лопатой»
(1 часа)

памяти народа. Памятники, ансамбли,
достопримечательные (памятные) места как
основные виды объектов культурного
наследия России: общее и особенное. Связь
со значимыми историческими событиями
и личностями как признак памятного места.
Объекты природного и культурного

(достопримечательное) место; объект природного
наследия; объект культурного наследия.
Осуществлять поиск, критический анализ и отбор
информации, раскрывающей содержание основных
терминов по теме, содержащей сведения об основных
объектах природного и культурного наследия России.
Приводить примеры, объяснять различие объектов

наследия России: примеры, признаки,
важность их сохранения.
Портал открытых данных Министерства
культуры Российской Федерации как
важный источник информации о памятных
местах России и края

природного и культурного наследия России.
Давать аргументированную оценку тезису
о необходимости сохранения исторической памяти
для народа и конкретного человека

Электронная археологическая карта России
как важнейший информационный ресурс
для изучения археологического наследия
России и края.

Объяснять содержание понятий: археология; объект
археологического наследия; памятник истории
и культуры.
Осуществлять поиск, критический анализ и отбор
21

Темы

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Объекты археологического наследия края
до I н. э. (каменный, бронзовый, железный
века) и связанные с ними процессы и
события древнейшей истории

информации, раскрывающей содержание основных
терминов по теме, сообщающей сведения об объектах
археологического наследия России и края.
Приводить примеры известных объектов

Сайты региональных и местных
краеведческих музеев как важные
источники информации для изучения
историко-культурного наследия края.

архитектурного наследия России и края, раскрывать
связь объектов со значимыми процессами и событиями
истории России на начальном этапе.
Систематизировать в цифровом формате в виде

Объекты археологического наследия края
I–XVI вв. н. э. и связанные с ними процессы
и события древней и средневековой истории
России

таблицы или инфографики информацию различных
источников об объектах археологического наследия
края.
Давать аргументированную оценку историко-

Работа с традиционными и цифровыми

культурной ценности объектов археологического

информационными ресурсами: специфика
поиска, отбора и использования материалов.
Объекты археологического наследия края
XVII–XIХ вв. и связанные с ними значимые
процессы и события новой истории России

наследия края, степени их сохранности.
Формулировать и обсуждать предложения
по сохранению (реставрации, реконструкции)
и развитию территорий, на которых расположены
объекты археологического наследия края

22

Темы
3. «Кто к нам
с мечом
придет…»
(1 часа)

Основное содержание
Русские земли под постоянной внешней
угрозой с Востока и Запада в XIII–XVII вв.:
причины, основные события, итоги.
Наиболее известные места ратной славы,
связанные с событиями российской истории
XIII–XVII вв.
Места ратной славы и мемориальные
объекты на территории края, связанные
с борьбой Руси с внешней агрессией
в XIII–XVI вв.
Важность сохранения территории и
«фоновых» пространств (ландшафтов)
памятных мест и достоверной исторической
реконструкции известных событий.
Места ратной славы и мемориальные
объекты на территории края, связанные
с борьбой России против иностранного
завоевания и за укрепление границ
государства в XVII в.

Основные виды деятельности обучающихся
Объяснять содержание понятий: рать; места ратной
славы; фоновое пространство; историческая
реконструкция.
Осуществлять поиск, критический анализ и отбор
информации, раскрывающей содержание основных
терминов по теме, содержащей сведения о местах
ратной славы и мемориальных объектах края,
связанных с борьбой Руси/России за независимость
и укрепление своих границ в XIII–XVII вв.
Приводить примеры наиболее известных мест ратной
славы России и края, раскрывать связь памятных мест
и мемориальных объектов края со значимыми
процессами и событиями в истории XIII–XVII вв.
Систематизировать в цифровом формате в виде
таблицы или инфографики информацию различных
источников о местах ратной славы и мемориальных
объектах края, связанных с военной историей
Руси/России XIII–XVII вв.
Давать аргументированную оценку историкокультурной ценности мест ратной славы и
мемориальных объектов края, связанных с военной
историей Руси/России XIII–XVII вв.
23

Темы

4. «Сидя
на санях,
помыслил я…»
(1 часа)

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся
Формулировать и обсуждать предложения
по сохранению мемориальных объектов (реставрации,
реконструкции) и развитию территорий мест ратной
славы края

Формирование единого культурного
пространства как духовная основа
сохранения прочных связей русских земель
в период раздробленности (XII–ХV вв.).
Памятные места и мемориальные объекты
на территории края, связанные
с деятельностью выдающихся деятелей
политики, религии, культуры

Объяснять содержание понятий: раздробленность;
единое централизованное государство; культурное
пространство; историческая личность.
Осуществлять поиск, критический анализ и отбор
информации, раскрывающей содержание основных
терминов по теме, содержащей сведения о памятных
местах и мемориальных объектах края, связанных
с деятельностью известных исторических личностей

XII–ХV вв.

XII–XVII вв.

Формирование единого централизованного
государства как важнейшая тенденция
цивилизационного развития России

Приводить примеры наиболее известных памятных
мест и мемориальных объектов края, раскрывать их
связь со значимыми процессами и событиями в истории

в XVI–XVII вв.
Памятные места и мемориальные объекты
на территории края, связанные с
деятельностью выдающихся политических
и религиозных деятелей XVI–XVII вв.

XII–XVII вв.
Систематизировать в цифровом формате в виде
таблицы или инфографики информацию различных
источников о памятных местах и мемориальных
объектах края, связанных с деятельностью известных
24

Темы

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Историческая значимость для России
вопроса колонизации и освоения новых
земель в XVI–XVII в.
Памятные места и мемориальные объекты

исторических личностей XII–XVII вв.
Давать аргументированную оценку историкокультурной ценности памятных мест и мемориальных
объектов края, связанных с деятельностью известных

на территории края, связанные
с деятельностью выдающихся
землепроходцев, деятелей искусства и науки
XVI–XVII вв.

исторических личностей XII–XVII вв.
Формулировать и обсуждать предложения
по сохранению мемориальных объектов (реставрации,
реконструкции) и развитию территорий памятных мест
края, связанных с жизнедеятельностью известных
исторических личностей XII–XVII вв.

5. «О, ваши дни Превращение России в империю и
благословенны! особенности имперской политики.
Дерзайте…»
Памятные места и мемориальные объекты

Объяснять содержание понятий: империя; регулярная
армия; имперская политика; эпоха дворцовых
переворотов; Просвещение.

(1 часа)

на территории края, связанные
с важнейшими событиями военной истории
России XVIII в.

Осуществлять поиск, критический анализ и отбор
информации, раскрывающей содержание основных
терминов по теме, содержащей сведения о памятных

Роль личности в истории страны: специфика
петровского времени и «эпохи дворцовых
переворотов».
Памятные места и мемориальные объекты

местах и мемориальных объектах края, связанных
с событиями военной истории России и деятельностью
известных исторических личностей XVIII в.
Приводить примеры наиболее известных памятных

на территории края, связанные

мест и мемориальных объектов края, раскрывать их
25

Темы

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

с деятельностью выдающихся политических, связь со значимыми событиями военной истории
военных и религиозных деятелей XVIII в.
России, а также деятельностью известных исторических
Эпоха Просвещения в России XVIII в.:
специфика воплощения западноевропейских
идей на российской почве.
Памятные места и мемориальные объекты
на территории края, связанные
с деятельностью выдающихся деятелей

личностей XVIII в.
Систематизировать в цифровом формате в виде
таблицы или инфографики информацию различных
источников о памятных местах и мемориальных
объектах края, связанных со значимыми событиями
военной истории России и жизнедеятельностью

искусства и науки XVIII в.

известных исторических личностей XVIII в.

Превращение России в одну из ведущих сил
системы международных отношений как
важная тенденция развития страны в XVIII в.
Памятные места и мемориальные объекты

Давать аргументированную оценку историкокультурной ценности памятных мест и мемориальных
объектов края, связанных со значимыми событиями
военной истории России и деятельностью известных

на территории края, связанные
с деятельностью выдающихся
первооткрывателей, исследователей
и освоителей новых земель XVIII в.

исторических личностей XII–XVII вв.
Формулировать и обсуждать предложения
по сохранению мемориальных объектов (реставрации,
реконструкции) и развитию территорий памятных мест
края, связанных с со значимыми событиями военной
истории России и деятельностью известных
исторических личностей XVIII в.

26

Темы
6. «Жизнь свою
за други
своя…»
(1 часа)

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Россия в системе внешнеполитических
отношений XIХ в.: противоречия,
конфликты, итоги.
Места воинской славы и мемориальные

Объяснять содержание понятий: Отечественная война;
Крымская война; Первая мировая война; места
воинской славы.
Осуществлять поиск, критический анализ и отбор

объекты на территории края, связанные
с важнейшими событиями, героизмом
русской армии и населения во время
Отечественной войны 1812 г. и европейского
освободительного похода 1813–1815 гг.

информации, раскрывающей содержание основных
терминов по теме, содержащей сведения о местах
воинской славы и мемориальных объектах края,
связанных с событиями военной истории России
XIХ – начала ХХ в.

Места воинской славы и мемориальные
объекты на территории края, связанные
с важнейшими событиями и героизмом
русской армии в военных кампаниях XIХ в.:

Приводить примеры наиболее известных мест воинской
славы и мемориальных объектов края, раскрывать их
связь со значимыми событиями военной истории

война с Турцией за независимость Греции;
Крымская война; война с Турцией
за независимость балканских народов

России XIХ – начала ХХ в.
Систематизировать в цифровом формате в виде
таблицы или инфографики информацию различных
источников о местах воинской славы и мемориальных

Нарастание глобальных противоречий
в мировой политике в конце XIХ –
начале ХХ в. Роль и место России
на международной арене до начала, во время

объектах края, связанных со значимыми событиями
военной истории России XIХ – начала ХХ в.
Давать аргументированную оценку историкокультурной ценности мест воинской славы

и после окончания Первой мировой войны.

и мемориальных объектов края, связанных
27

Темы

7. «Мой друг,
Отчизне
посвятим…»
(1 часа)

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Места воинской славы и мемориальные
объекты на территории края, связанные
с событиями и личностями героев фронта
и тыла в годы русско-японской и Первой

со значимыми событиями военной истории России
XIХ – начала ХХ в.
Формулировать и обсуждать предложения
по сохранению мемориальных объектов (реставрации,

мировой войн начала ХХ в.

реконструкции) и развитию территорий памятных мест
края, связанных с со значимыми событиями военной
истории России XIХ – начала ХХ в.

Политическая, экономическая и культурная
модернизация России XIХ – начала ХХ в.:
причины, основные события и результаты.
Памятные места и мемориальные объекты
на территории края, связанные
с деятельностью выдающихся политических,

Объяснять содержание понятий: модернизация; единое
мемориальное пространство; мемориальный комплекс.
Осуществлять поиск, критический анализ и отбор
информации, раскрывающей содержание основных
терминов по теме, содержащей сведения о памятных
местах и мемориальных объектах края, связанных

военных и религиозных деятелей XIХ –
начала ХХ в.

с деятельностью известных исторических личностей
XIХ – начала ХХ в.

Понятие «единое мемориальное
пространство» и его важность
для понимания целостности
достопримечательного места, его тесной
связи с биографией и деятельностью

Приводить примеры наиболее известных памятных
мест и мемориальных объектов края, раскрывать их
связь с деятельностью известных исторических
личностей XIХ – начала ХХ в.
Систематизировать в цифровом формате в виде

исторической личности.

таблицы или инфографики информацию различных
28

Темы

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Памятные места и мемориальные объекты
на территории края, связанные
с деятельностью выдающихся деятелей
литературы и искусства России XIХ –

источников о памятных местах и мемориальных
объектах края, связанных с деятельностью известных
исторических личностей XIХ – начала ХХ в.
Давать аргументированную оценку историко-

начала ХХ в.

культурной ценности памятных мест и мемориальных

Влияние процесса модернизации на развитие объектов края, связанных с деятельностью известных
научных воззрений на природу и общество.
исторических личностей XIХ – начала ХХ в.
Памятные места и мемориальные объекты
Формулировать и обсуждать предложения по

8. «Никто не
забыт, ничто не
забыто»
(1 часа)

на территории края, связанные
с деятельностью выдающихся российских
ученых, первооткрывателей
и исследователей новых земель XIХ –
начала ХХ в.

сохранению мемориальных объектов (реставрации,
реконструкции) и развитию территорий памятных мест
края, связанных с деятельностью известных
исторических личностей XIХ – начала ХХ в.

Особенности цивилизационного развития
России в советский период истории
(1917–1991 гг.). Причины Второй мировой
и Великой отечественной войны.
Места воинской славы и мемориальные
объекты на территории края, связанные
с военными событиями и боевым героизмом
в годы Великой Отечественной войны
(1941–1945 гг.)

Объяснять содержание понятий: советская история;
Вторая мировая война; фашизм; Великая Отечественная
война; фальсификация истории.
Осуществлять поиск, критический анализ и отбор
информации, раскрывающей содержание основных
терминов по теме, содержащих сведения о памятных
местах и мемориальных объектах края, связанных
с военными событиями и увековечиванием памяти
героев фронта, тыла и жертв фашизма в годы Великой

Вклад СССР в разгром фашистской

Отечественной войны.

Германии. Важность недопущения
намеренного искажения и фальсификации
истории Второй мировой войны.
Памятные места и мемориальные объекты
на территории края, связанные
с увековечиванием памяти выдающихся
государственных деятелей, военачальников
и воинов – героев Великой Отечественной
войны

Приводить примеры наиболее известных памятных
мест и мемориальных объектов края, раскрывать их
связь с ключевыми событиями Великой Отечественной
и Второй мировой войны.
Систематизировать в цифровом формате в виде
таблицы или инфографики информацию различных
источников о памятных местах и мемориальных
объектах края, связанных с ключевыми событиями
Великой Отечественной войны, воинским и трудовым
31

Темы

Основное содержание
Вопрос о личном и коллективном вкладе
в победу над врагом. Важность недопущения
односторонности в оценках исторических
событий и процессов.
Памятные места и мемориальные объекты
на территории края, связанные
с увековечиванием героизма тружеников
тыла в годы Великой Отечественной
войны

Основные виды деятельности обучающихся
героизмом советского народа.
Давать аргументированную оценку историкокультурной ценности памятных мест и мемориальных
объектов края, связанных с ключевыми событиями

Великой Отечественной войны, воинским и трудовым
героизмом советского народа.
Объяснять необходимость борьбы с намеренными
искажениями и фальсификацией истории Великой
Отечественной и Второй мировой войны.
Формулировать и обсуждать предложения
Итоги Великой Отечественной войны
по сохранению мемориальных объектов (реставрации,
и историческая цена победы советского
народа над фашизмом. Важность сохранения реконструкции) и развитию территорий памятных мест
края, связанных с ключевыми событиями Великой
памятных мест и проявления уважения
к памяти героев, участников и жертв войны. Отечественной, воинским и трудовым героизмом
советского народа
Памятные места и мемориальные объекты
на территории края, связанные
с увековечиванием памяти советских
людей – жертв фашизма


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».