СОДЕРЖАНИЕ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Пояснительная записка ....3 Цели и задачи 4 Организация и структура волонтёрского отряда ..6 Направления деятельности ..7 Содержание программы ..7 Учебно-тематический план .9 План работы на 2024/2025 учебный год ..11 Условия реализации программы ...12 Ожидаемые результаты работы 13 Критерии эффективности реализации программы .14 1 1. Пояснительная записка Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно общенациональной программе развития воспитания детей в Российской Федерации, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. В современном обществе на уровне законодательной власти Российской Федерации предусматривается активное участие детей и молодёжи в общественно-значимых мероприятиях. Именно в подростковом возрасте активизируются мыслительные процессы, раскрываются новые грани творческой деятельности, ребёнок свободно высказывает свою точку зрения, стремится к самостоятельности и независимости, становится активным участником событий, происходящих в обществе. Процесс воспитания активности необходимо строить на принципах сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. В условиях сложного периода экономической и социальной нестабильности, межнациональных конфликтов, социального неравновесия во многих сферах жизни, общество остро нуждается в восстановлении утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с раннего детства. На смену традиционным формам организации досуговой деятельности подрастающего поколения пришли новые методы социализации и активизации подростков – волонтёрское движение. Безусловно, волонтёрская деятельность – активная форма вовлечения подрастающего поколения в социальную деятельность, а также один из способов формирования социальной и политической компетенции подростков и молодёжи. Основная идея развития дополнительной общеобразовательной программы волонтёрского отряда МАОУ СОШ № 1 - воспитать новое поколение детей, способных оказать помощь в любую минуту, осознающих, насколько они могут быть полезными для общества, строящих отношения друг с другом и окружающими людьми на доверии и понимании, оказывающих реальную помощь, основанную на уважении к человеку. Участниками программы волонтёрского движения являются не только подростки, но и ребята младшего возраста, так как комплексная программа направлена на формирование активной гражданской позиции, способствует созданию мотивации на принятие активной социальной роли тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей. Дополнительная общеобразовательная программа волонтёрского отряда «Всегда на связи!¬ создана для обучающихся 5-11 классов МАОУ СОШ № 1 и рассчитана на 1 год. Занятия проводятся два раза в неделю, делятся на теоретические и практические. Практические занятия проводятся в форме игр, социальных акций, флеш-мобов, познавательных мероприятий, круглых столов, форумов, экологических десантов, проведение праздничных мероприятий, организация субботников, проведение социально-значимых мероприятий Ребята 2 ведут активную работу с жителями Североуральского городского округа. Волонтёры придумали название и эмблему отряда, организовали инициативную группу школьников, которые являются генераторами идей. Ежегодно добровольцы составляют план работы на новый учебный год, где прописываются все запланированные мероприятия. Проанализировав результаты добровольческой деятельности, можно сделать вывод, что работа в волонтёрском отряде помогает ребятам изменить свой духовный мир. Подростки постепенно обретают самоуважение, становятся уверенными в себе и привлекательными для окружающих. Волонтёрская деятельность способствует изменению мировоззрения школьников. Ребята посредством добровольческой деятельности развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении, осознают свою полезность и нужность, получают благодарность за свой труд, развивают в себе важные личностные качества. Стоит отметить, что на сегодняшний день работа волонтёрского движения популяризировалась. Одним из важнейших направлений программы является привлечение в деятельность волонтёрского отряда подростков «группы риска¬. В конце учебного года подводятся итоги: насколько успешно были проведены мероприятия, над чем предстоит поработать в следующем учебном году. Волонтёры передают сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, ребята обучаются сами. Таким образом, можно сделать вывод, что дополнительная общеобразовательная программа волонтёрского отряда «Всегда на связи!¬ играет важную роль в нравственном становлении обучающихся, оказывает влияние на активность их жизненной позиции, поднимает общий уровень эрудиции, помогает приобрести определённые умения и навыки. Отличительные особенности общеобразовательной программы волонтерскогоотряда от уже существующих образовательных программ определяются тесным взаимодействием волонтерского объединения с общественными организациями через совместное проведение мероприятий, поддержка инициативности подростков и молодежи для решения социальнозначимых проблем. 2. Цели и задачи. Цель программы: формирование у обучающихся нравственных и коммуникативных личностных качеств путем вовлечения их в добровольческую общественную деятельность, которая способствует самореализации личности ребенка и повышению уровня социальной адаптации. Задачи программы: Предметные: развивать знания и умения, позволяющие подросткам лучше понимать себя, свой внутренний мир; 3 обучать школьников методикам проведения досуговых мероприятий; знакомить обучающихся с технологией проведения социальной акции; обучать подростков основам работы с различными видами информации; обучать методике социального проектирования; расширять навыки работы с информацией; осуществлять подготовку волонтеров для работы с людьми различных социальных категорий. Метапредметные: формировать первичные организаторские умения и навыки; развивать коммуникативные качества, умение работать в команде, группе; развивать уверенность в себе, в собственных силах; формировать устойчивые организаторские умения и навыки, развивать лидерские качества; расширять опыт общения, развивать навыки взаимодействия с людьми различных социальных категорий; развивать умения оценивать результаты своей деятельности, навыки самоанализа и самооценки Личностные: формировать активную гражданскую позицию; прививать нравственные качества личности: милосердие, доброту, отзывчивость; формировать потребность в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья; содействовать осознанию личной ответственности за происходящее в семье, школе, городском округе, стране; воспитывать потребность в добровольческой деятельности, формировать отношение к социальному служению как к норме жизни; создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества; развивать активную деятельность. Актуальность программы. В настоящее время важным элементом молодежной политики является возрождение патриотизма среди молодежи путем вовлечения их в волонтерскую деятельность. Актуальность дополнительной общеобразовательной программы волонтерского отряда «Всегда на связи!¬ опирается на необходимость подготовки молодежных лидеров – организаторов волонтерской деятельности на современном этапе развития общества, привлечение молодежи к решению важнейших социально-значимых задач в процессе осуществления добровольческой деятельности, что будет способствовать формированию активной гражданской позиции юных граждан, росту уверенности в собственных силах и упрочению связей между поколениями. 4 Новизна программы. Развитие молодежного добровольческого движения входит в число приоритетных направлений государственной молодежной политики. Добровольчество является одним из эффективных способов получения молодежью новых знаний, развития навыков общественной деятельности, формирования нравственных ценностей, активной гражданской позиции. 3. Организация и структура волонтёрского отряда. Куратор волонтёрского отряда – Каримова Алла Валерьевна, педагог дополнительного образования. • Основой волонтёрского движения является отряд обучающихся – добровольцев из числа школьников 5-11 классов. • Ежегодно проводятся заседания волонтёрского отряда, на которых заслушиваются отчёты о деятельности волонтёров и подводятся итоги о выполненной работе за прошедший год. Права и обязанности членов отряда Волонтѐр имеет право: • Выбрать тот вид добровольческой деятельности, который отвечает его потребностям и устремлениям. • Участвовать в форумах общественных молодёжных объединений. • Вносить предложения при обсуждении форм и методов осуществления волонтерской деятельности. • На признание и благодарность за свой труд. • Получение дополнительных заданий, необходимых волонтеру для выполнения возложенных на него задач. • Отказаться от выполнения задания (с объяснением уважительной причины) • Прекратить свою деятельность о волонтерском объединении (по уважительной причине). Волонтѐр обязан: • Четко и добросовестно выполнять порученную ему работу. • Знать, уважать и следовать целям и принципам волонтерского движения. Соблюдать принцип конфиденциальности (не распространять не предназначенные для разглашения сведения, а также информацию о личной жизни просвещаемых людей). • Следовать инструкциям, выданным ему при инструктаже. • Воздерживаться от выступления в качестве представителя учреждения, если только это не делается с согласия и предварительного одобрения. • Уведомить о своем желании прекратить волонтерскую деятельность в организации не менее чем за 2 недели. • Куратор имеет право: • Требовать от волонтера отчет за проделанную работу. 5 Требовать уважительного отношения к руководителю и к тем, с кем общается. • Отказаться от услуг волонтера при невыполнении им обязательств, нарушении дисциплины, некорректном поведении в отношении других активистов. • Предоставлять возможность для получения волонтером дополнительного образования, необходимого ему для успешного осуществления его деятельности. • Куратор обязан: • Создать волонтеру все необходимые ему условия труда. • Разъяснять волонтеру его права и обязанности. • Обеспечить безопасность волонтера (проинструктировать его о необходимой технике безопасности). • Разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе волонтерской деятельности. • Проводить обучающие семинары и тренинги. 4. Направления деятельности. Программа предполагает работу по следующим направлениям: • социальное (оказание шефской помощи воспитанникам дошкольных образовательных учреждений, обучающимся начальной школы, детям из малообеспеченных и неблагополучных семей, людям с ограниченными возможностями, ветеранам и пожилым людям); • здоровьесбережение (проведение флеш-мобов, социальных акций, спортивных мероприятий, а также создание социальных проектов, направленных на укрепление физического здоровья человека, на формирование негативного отношения к вредным привычкам); • досуговая деятельность (организация и проведение тематических мероприятий); • экологическое воспитание (проведение субботников, лекториев, тренингов, озеленение территории МАОУ СОШ № 1, благоустройство пришкольной территории, разработка и реализация проектов экологической направленности, проведение экодесантов). 5. Содержание программы. № п/п 1. Название раздела, темы Форма организации занятия Проведение инструктажа по Фронтальная, технике безопасности. групповая, Знакомство с дополнительной индивидуальная Форма аттестации (контроля) Тестирование 6 2. общеобразовательной программой волонтерского отряда «Всегда на связи!¬ Классификация понятий: Групповая, добровольчество, основные индивидуальная направления волонтёрской деятельности 3. Особенности волонтёрского территории Федерации 4. Игровые технологии в работе Фронтальная, волонтёра групповая, индивидуальная Информационные технологии Групповая, в работе волонтёров индивидуальная 5. развития Фронтальная, движения на индивидуальная Российской 6. Основы проведения Фронтальная, социальных акций групповая, индивидуальная 7. Психологическая подготовка волонтёров, направленная на развитие навыков взаимодействия и сотрудничества Принципы взаимодействия с людьми разных социальных групп 8. – Групповая, индивидуальная Фронтальная, групповая 9. Толерантность взаимоуважения взаимовыручки основа Фронтальная, и индивидуальная 10. Основы проведения Фронтальная, социальных мероприятий групповая, индивидуальная Создание проекта «Волонтёрская деятельность как одна из форм социального служения¬ Создание видеоролика «Волонтёром может стать каждый¬ Разработка игрового квеста Создание школьной газеты «Я – волонтёр!¬ Проведение социальной акции «Присоединяйтес ь к нам!¬ Разработка лидерского тренинга Разработка мероприятия для людей пожилого возраста Разработка мероприятия «В единстве народов сила России¬ Защита социальных проектов, проведение общешкольного 7 11. Заключительное занятие Групповая, индивидуальная мероприятия Представление отчётов о проделанной работе, создание летописи волонтёрского отряда 6. Учебно-тематический план. № Наименование раздела, темы Количество часов Форма п/п Всего Теория Практика аттестации (контроля) Раздел 1. Введение в образовательную программу 1.1. Проведение инструктажа по 2 1 1 Тестирован технике безопасности. ие 1.2. Введение в образовательную 2 1 1 Дискуссия «Я выбрал программу Знакомство с этот путь дополнительной не зря¬. общеобразовательной программой волонтерского отряда «Всегда на связи!¬ Раздел 2. Волонтёрство (добровольчество). Основные понятия. 2.1. Классификация основных 4 2 2 Интеллекту понятий: добровольчество, альная игра направления волонтёрской «Интересн деятельности. Истоки ые факты зарождения добровольческой из истории деятельности. добровольч ества¬ Раздел 3. Особенности развития волонтерского движения на территории РФ 3.1. Добровольческие объединения 4 2 2 Практическ на территории РФ. ая работа «На благо общества¬ 3.2. Законодательные нормы. 4 2 2 Диалоговая Регулирование волонтерской площадка «Закон и деятельности. волонтёр¬ Раздел 4. Игровые технологии в работе волонтёра. 4.1. Лидерские качества волонтера. 2 1 1 Игровая программа. Понятие. 4 1 3 Принципы отбора игроков. Алгоритм построения игровых 8 4.2. 5.1. 5.2. 6.1. 7.1. 7.2. заданий. Основные требования к ведущему. Разработка и проведение игровых программ. Жизненные ценности 2 2 Раздел 5. Информационные технологии в работе волонтёров Принципы создания и 3 2 1 оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Изготовление 2 2 информационного буклета «Я – лидер!¬ Раздел 6. Основы проведения социальных акций Разработка и проведение 6 2 4 Проведение благотвори социальных и тельной благотворительных акций. акции «Дарим тепло¬ Раздел 7. Психологическая подготовка волонтёров, направленная на развитие навыков взаимодействия и сотрудничества Развитие навыков 2 1 1 беседа сотрудничества и взаимодействия. Эффективные приемы общения. 4 2 2 Деловая Взаимопомощь. игра Бесконфликтное общение, «Успех приемы выхода из конфликта. роста¬ Раздел 8. Принципы взаимодействия с людьми разных социальных групп 8.1. Психологические 3 2 1 особенности работы с людьми разного возраста. 8.2. Ролевые игры и ситуационные 5 1 4 задачи Раздел 9. Толерантность – основа взаимоуважения и взаимовыручки 9.1. Роль толерантности в 3 1 2 Диалоговая современном обществе. площадка Взаимопомощь и «Мы взаимовыручка. разные, но в этом наша сила!¬ Раздел 10. Основы проведения социальных мероприятий 9 10.1. Разработка социально2 значимых и тематических 4 мероприятий. 10.2. Проведение общешкольного 6 1 мероприятия Раздел 11. Заключительное занятие 11.1. Круглый стол «Наши успехи¬ 5 ИТОГО 68 26 2 5 5 42 7. План работы на 2022/2023 учебный год № Мероприятия 1 Организационное заседание волонтёрского отряда «Всегда на связи!¬ 2 Разработка плана мероприятий на учебный год 3 Теоретические и практические занятия с членами волонтёрского отряда 4 «Мы выбираем ЗОЖ!¬ - познавательная игра для школьников младшего и среднего возраста 5 Организация и проведение праздничных мероприятий, приуроченных к Дню учителя, Дню народного единства 6 Оказание помощи воспитанникам МАДОУ № 23 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Сроки сентябрь сентябрь 1 раз в четверть 1 раз в четверть октябрь, ноябрь В течении года Проведение членами волонтёрского отряда интерактивного ноябрь мероприятия «СПИД – угроза обществу¬ для школьников старшего возраста Распространение информационных буклетов «Продли линию декабрь жизни¬ среди жителей Североуральского городского округа Оказание шефской помощи обучающимся начальной школы в декабрь подготовке новогоднего представления Организация и проведение новогоднего представления для декабрь обучающихся 5-6 классов «Новогодний калейдоскоп¬ Проведение конкурсов рисунков для школьников младшего В течении и среднего возраста года Оказание адресной помощи семьям, оказавшимся в трудной февраль жизненной ситуации Организация и проведение праздничных мероприятий, февраль приуроченных к 23 февраля Оказание шефской помощи обучающимся начальной школы в май организации и проведении мероприятий, посвящённых 9 мая Ведение летописи работы волонтёрского отряда в течение года 10 16 Проведение флеш-мобов «Я, ты, он, она – вместе сильная в течение страна!¬ для школьников младшего и среднего возраста года 17 Проведение конкурса рисунков «Экология и мы¬ в течение года 18 Распространение информационных буклетов «Наркотик – май твой злейший враг¬ среди жителей СГО 19 Участие в акции «Зелёная Россия¬ сентябрь, май 20 Благоустройство пришкольной территории в течение года 21 Оказание помощи ветеранам, вдовам, труженикам ВОВ, а в течение также детям войны года 22 Участие в квестах, мероприятиях муниципального уровня в течение года 23 Разработка и реализация социально-значимых проектов в течение года 24 Подведение итогов работы ежемесячно 25 Представление отчётов о выполненной работе за год май 8. Условия реализации программы Материально-технические обеспечение Программа реализуется при условии наличия следующего: • просторного, светлого помещения не менее чем на 16 посадочных мест, оснащённого в соответствии с требованиями СанПиН 2.4. 3648-20; • специальное оборудование: компьютер, мультимедийная установка. Информационное обеспечение: видео-, фотоматериалы, репродукции, альбомы, журналы, книги, презентации. Кадровое обеспечение: реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим высшее или среднее профессиональное образование, обладающим профессиональными знаниями в сфере добровольческой и волонтерской деятельности. Педагогу необходимо знать специфику дополнительного образования, иметь практический опыт в сфере организации интерактивной деятельности детей. Методы обучения • словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж); • наглядные методы (учебные и методические наглядные пособия, дидактические материалы; • практические методы; 11 • метод педагогического наблюдения (опросы, беседы, метод анализа результатов деятельности, метод контроля, самоконтроля и самооценки); • метод познавательной игры. Приемы обучения: • наглядный показ различных жизненных ситуаций; • беседа о верном и неверном поведении; • разучивание стихов, песен; • рисование, занятия по прикладному и техническому творчеству; • просмотр документальных и учебных фильмов; • работа с учебной и специальной литературой; • рефлексия, обобщение и осознание полученного опыта. Педагогические технологии • педагогика сотрудничества • информационно-коммуникационная (мультимедиа, Интернет) • технология личностно-ориентированного обучения. Данная программа может быть эффективно реализована во взаимосвязи учебно-информационного и методического обеспечения, что в целом обеспечивает результативность процесса обучения и воспитания, эффективность деятельности средствами информационно- коммуникационного сопровождения. 9. Ожидаемые результаты В ходе реализации программы ожидается: • формирование у молодёжи высоких нравственных качеств, составляющих основу их патриотизма и гражданственности, чувства долга и ответственности за судьбу Отечества; • формирование в ходе совместной деятельности ответственной, адаптированной, здоровой личности; • формирование сплочённого деятельного коллектива волонтёров; • развитие и поддержка основных идей волонтёрского движения; • получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов; • владение знаниями и умение аргументированно отстаивать свою позицию; • формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению; • участие в акциях, флеш-мобах, квестах, социально-значимых мероприятиях и проектах; • создание системы совместной деятельности детей и взрослых, которая позволит достичь социально-позитивных и личностно-значимых для детей результатов, на основе которых возрастает их самоуважение; • формирование у детей личностной ответственности за выполняемую работу. 12 10. Критерии эффективности реализации программы. Способы проверки уровня освоения тем: опрос, тестирование, выполнение упражнений, беседа, практические работы, презентации, решение задач-кейсов. Промежуточный контроль осуществляется посредством тестирования и проведением бесед по теме, решением задач-кейсов, а также оценкой промежуточных мини-проектов путем презентации обучающимся или командой обучающихся проделанной над проектом работы перед одноклассниками и педагогом. Защита итогового проекта осуществляется путем выступления- презентации обучающимся или командой обучающихся перед одноклассниками и родителями. Презентация должна включать в себя тему проекта, его цели и задачи, результаты, методы и средства, которыми были достигнуты полученные результаты, описание навыков и программного обеспечения, которым овладели обучающиеся. Презентация может быть выполнена любым удобным наглядным показательным способом (видеоролик, презентация и т.п.). Проекты и портфолио обучающихся могут быть представлены на тестовых стендах и опробованы желающими. Основные критерии реализации программы: • число постоянных волонтёров в организации; • количество волонтёрских групп; • активно работающие волонтёры (% от общего числа зарегистрированных волонтёров); • разработка и внедрение проектов; • участие во всероссийских акциях; • количество проведённых волонтёрских акций, мероприятий; • узнаваемость организации и волонтёров; • удовлетворение волонтёров от программы; • число нуждающихся, получивших услуги волонтёров; • позитивные отзывы получателей услуг и партнёров; • количество публикаций в СМИ; • процент привлечённых дополнительных средств. Диагностика: мониторинг освоения детьми настоящей Программы проводится руководителем 2 раза в год (в середине и в конце учебного года) и определяется с помощью устного опроса, тестирования, наблюдения, проектных работ. Тестирование в совокупности с наблюдением педагога за обучающимися оценивается по трем уровням: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень. В конце каждого учебного года можно проследить динамику усвоения и успеваемости каждого обучающегося. 13