Приложение № 4 к ООП – ОП ООО Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ФИЗИКЕ» ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Целенаправленная внеурочная деятельность создает возможность для дифференцированного и вариативного образования, позволяет реализовать маршруты индивидуального развития в соответствии с потребностями и интересами ребенка. В данное издание входит материал для подготовки образовательной программы образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования по физике в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Курс рассчитан в 6 классе на 1 четверть, 1 час в неделю. Всего 8 часов. Обучение осуществляется при поддержке Центра образования естественно-научной направленности «Точка роста», который создан для развития у обучающихся естественнонаучной, математической, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления, совершенствования навыков естественно-научной направленности, а также для практической отработки учебного материала по учебному предмету «Физика». Планируемые результаты изучения курса. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности Ожидаемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Занимательные опыты по физике». Общие предметные результаты обучения: • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и умение качественно объяснять причину их возникновения; • умения пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц; • научиться наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы; • научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов, представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические закономерности; • умения применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений и решению простейших задач; • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды; • умение применять знания по физике при изучении других предметов естественноматематического цикла; • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей; • развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинноследственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы; • коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации. Метапредметные результаты обучения: • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; • овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы; • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать их; • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. Личностные результаты обучения: • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры; • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; • формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения; • приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами; • приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу. В процессе освоения программы «Лабораторный практикум по физике» у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. • • • Познавательные: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя схемы-опоры, ПК, учебный текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях; Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Личностные: Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать потребность и готовность к самообразованию. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Знания основных принципов и правил отношения к живой и неживой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий. Реализация установок здорового образа жизни. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Эстетического отношения к живым и неживым объектам. Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Проговаривать последовательность действий на занятии. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе знакомства с новым явлением. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятиях. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Уметь организовывать здоровье-сберегающую жизнедеятельность (танцевальные минутки, гимнастика для глаз и т.д.). Коммуникативные самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). • слушать и понимать речь других, средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). • в дискуссии уметь вы двинуть аргументы и контраргументы; • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории); • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах. • привлечение родителей к совместной деятельности. Метапредметными результатамиявляется формирование универсальных учебных действий (УУД). • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности; • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений; • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию; • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; • использование различных источников для получения научной информации. • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем. • Формы организации учебной деятельности: - индивидуальная; - групповая; - коллективная. Критерии и показатели оценки знаний обучающихся: - иметь достаточный теоретический уровень знаний по настоящей программе; - владеть рабочими приемами при работе с простейшими измерительными инструментами и приборами; - применять полученные знания на практике; - соблюдать технические и технологические требования к образовательному процессу; - проявлять познавательную активность и творческий подход, самостоятельность; - учиться коллективным формам сотрудничества. Методы обучения: 1. Вербальные: рассказ, беседа, объяснение. 2. Наглядные: иллюстрации, демонстрации. 3. Практические: продуктивная деятельность; 4. Репродуктивные, проблемно-поисковые: упражнения, повторение, конструирование; 5. Эвристические: проектная деятельность. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы 1. Выполнение лабораторных работ. Общие указания к выполнению лабораторных работ 1. Работайте с приборами аккуратно. Выполняйте правила пользования приборами. 2. При оформлении лабораторной работы напишите в тетради: а) название работы; б) задание; в) результаты измерений в соответствии с ходом работы; г) ответы на вопросы (если они есть в задании); д) выводы из наблюдений или измерений. 2. Защита проектов. Схема работы над проектом. • Определение темы работы, цели и задачи исследования; • Выдвижение гипотезы: какой результат планируется получить; • Определение и выбор теоретических и практических методов изучения: к теоретическим относятся: сравнительный анализ литературы, методы активизации мышления (мозговой штурм, метод контрольных вопросов, синтетика, системный анализ проблем); к практическим методам относятся: наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование, собеседование, метод ранжирования и рейтинговой оценки, эксперимент); • обсуждение и анализ первых результатов, (свести вместе в виде таблиц, диаграмм); • на основе математической статистики формулируются выводы; • определяются дальнейшие пути исследования; • подготовка к защите или презентации проекта, где выделяются такие моменты как наглядность, доступность изложения материала, ораторское искусство, завершенность выступления, умение четко и логично ответить на задаваемые вопросы. 3. Участие детей в конкурсах и соревнованиях, проводимых по итогам прохождения основных разделов программы. II. Содержание курса. Тема I. (1 часов) Мы познаем мир, в котором живем Цель: Сформировать представление о природе и человеке – части природы. Помочь усвоить основные представления о физической картине мира, понятия физической величины, измерении, виды измерений, величины таблицы СИ. Содержание темы : 1. Вводный инструктаж по ТБ и ППБ в кабинете физики. Природа. Явления природы. 2. Физика- наука о природе. 3. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория. 4. Физические величины и их измерения. Лабораторная работа №1 «Изготовление линейки и ее использование.» 5. Лабораторная работа №2 «Определение цены деления измерительных приборов». В результате изучения Темы I вам необходимо Знать понятия: природа, явления природы, физические величины, наблюдение, опыт, измерительный прибор. Уметь: определять цену деления измерительного прибора, использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин. Выражать результаты в СИ При освоении темы I необходимо: ▪ уделить особое внимание правилам по ТБ и ППБ в кабинете физики; ▪ выполнить лабораторные работы № 1 -2 Тема II Простейшие измерения. (1час) Цель: Научить учащихся обращаться с измерительными приборами. Уметь оформить отчёт по лабораторной работе. Развивать навыки практической деятельности, закрепить навык по определению цены деления, делать вывод по результатам работы. Содержание темы : 1. Измерение линейных размеров тел. Лабораторная работа №3 «Измерение размеров бруска» 2. Разработка проекта. В результате изучения Темы II вам необходимо Знать: правило пользования линейкой, мерным цилиндром. Уметь: экспериментально определять цену деления прибор , измерять объем тела с помощью мензурки При освоении темы II необходимо: • • уделить особое внимание правилам определения цены деления приборов; подготовить проект по выбранной теме, выполнить лабораторные работы № 3-4. Тема III. (1часов) Из чего все состоит? Цель: создать представления у учащихся об атомах и молекулах, строении вещества, о характеристиках вещества. Содержание темы : 1. Характеристики тел и веществ. Наблюдение тел и веществ. Сравнение характеристик физических тел. 2. Строение атома. Атомы и ионы. Строение вещества. Наблюдение различных состояний вещества. 3. 4. 5. 6. 7. Масса. Лабораторная работа №5 «Измерение массы тела на рычажных весах». Температура. Лабораторная работа №6 «Измерение температуры воды и воздуха». Строение вещества. Наблюдение делимости вещества. Движение частиц вещества. Наблюдение явления диффузии. Защита проекта. В результате изучения Темы III вам необходимо Знать понятия: положение о том, что все тела состоят из молекул, которые находятся в непрерывном беспорядочном движении и взаимодействии, для объяснения диффузии в жидкостях и газах, различия между агрегатными состояниями вещества, масса, температура. Уметь: пользоваться рычажными весами и термометром для измерения массы и температуры тела При освоении темы III необходимо: • уделить особое внимание правила работы с рычажными весами; • подготовить проект по выбранной теме, выполнить лабораторные работы № 5-6 Тема IV. (1час) Движение и время. Цель: Познакомиться с различными видами механического движения. Сформировать представление о механическом движении, траектории, понятия пути и времени, понятие скорости. Содержание темы : 1. Механическое движение. Наблюдение относительности механического движения 2. Путь и время 3. Скорость. Лабораторная работа № 7 «Вычисление скорости движения шарика.» 4. Разработка проекта. В результате изучения Темы IV вам необходимо Знать понятия: относительность механического движения, путь, время, скорость. Уметь: измерять и вычислять физические величины время, расстояние, скорость. При освоении темы IVнеобходимо: • подготовить проект по выбранной теме, выполнить лабораторную работу № 7 Тема V. (1 час) Взаимодействия. Цель: сформировать первоначальное представление о понятии сила, показать различную природу сил, прививить интерес к природным явлениям. Содержание темы : 1. Сила как характеристика взаимодействия. Всемирное тяготение. Сила тяжести. 2. Деформация. Сила упругости. Наблюдение различных видов деформации. Наблюдение возникновения силы упругости при деформации. Исследование зависимости силы упругости от деформации 3. Я использую блок и рычаг 4. Электрические силы. Наблюдение электризации различных тел и их взаимодействия. 5. Магнитное взаимодействие. Изучение свойств магнита. 7«Влияние атмосферного давления на живые организмы» Рассказ учителя как живые организмы используют атмосферное давление на примере присосок. 8Условия плавания тел. Выяснение условия плавания тел. 9.Разработка и защита проекта. В результате изучения Темы V вам необходимо Знать: понятия сила (тяжести, трения, упругости, архимедова), вес, невесомость, действие и противодействие, деформация, условия равновесие тел, электризация тел, плавание тел, Уметь: измерять силы, наэлектризовывать различные тела. Приводить примеры практического использования физических знаний: о силах Всемирного тяготения, трения, упругости, электрических и магнитных силах. Тема VI. (1часа) Звуковые явления. Цель: Сформировать понятия: звук, источники звука, звуковые волны; установить причинно-следственную связь между колеблющимся телом и звуковыми колебаниями; определить значение звука в жизни человека, природе и технике. Содержание темы 1.Звук. «Причина возникновения звуков». Опыты с хрустальным бокалом. Изготовление телефона. На нитку нанизываем два стаканчика дном друг другу завязываем узел. Один говорит другой слушает. Делаем выводы как распространяется звук. 2.Способность слышать звук. Музыкальные звуки. В результате изучения Темы VI вам необходимо знать понятия: звук, источники звука, эхо, громкость и высота звука. Уметь: объяснять, как возникает звук, как устроены музыкальные инструменты Тема VII. (2часа) Световые явления. Цель: Сформировать представление о свете и его значении для жизни на Земле. Получение тени и полутени. Познакомить с явлением отражения света. Содержание темы 1. Что такое свет? Источники света. Прямолинейное распространение света. 2. Образование тени. Лунные и солнечные затмения. 3. Цвета. Смешивание цветов 4. Составление кластера «Физика вокруг нас». В результате изучения Темы VII вам необходимо знать понятия: прямолинейность распространения света. Уметь: объяснять природу света. При освоении темы VII необходимо: • подготовить проект по выбранной теме. III.Календарно-тематическое планирование № урока 1/1 1/2 Дата прохожТема урока дения темы Тема I. (1 час) Мы познаем мир, в котором живем Вводный инструктаж по ТБ и ППБ в кабинете физики. Природа. Явления природы. Физические величины и их измерения. Лабораторная работа №1 «Изготовление линейки и ее использование.» Оборудование Лабораторная работа №2 «Определение цены деления измерительных приборов». Тема II . Простейшие измерения. (1час) 2 4 Измерение линейных размеров тел. Лабораторная работа №3 «Измерение размеров бруска», Лабораторная работа №4 «Измерение объема тел правильной и неправильной формы.» Тема III. (1 час) Из чего все состоит? Температура. Лабораторная работа №5 «Измерение температуры воды и воздуха». оборудование для лабораторных работ и ученических опытов Цифровая лаборатория ученическая ( физика) Цифровой датчик температуры. Тема V. (1 час) Взаимодействия. 5 «Явление смачивания жидкостью тел. Загадка Мюнхгаузена». С помощью пипетки капаем воду на листок бумаги листок намазанный парафином, наблюдаем, как капелька катается по листку. Рассматриваем куски материала проделываем то же определяем какие кусочки намокают с каких вода скатывается. Тоже с крыльев птиц, листочков растении. Делаем выводы. Тема VI. (1час) Звуковые явления. 6 Звук. «Причина звуков» возникновения Опыты с бокалом. телефона Тема VII. (2часа) Световые явления. 7 Что такое свет? Источники света. Прямолинейное распространение света. 8 Образование тени. Лунные и солнечные затмения. хрустальным Изготовление Оборудование для лабораторных работ и ученических опытов Оценка лабораторной работы: Работа считается выполненной, если вы: Выполняете работу в «отлично» с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений. Самостоятельно и рационально монтируете необходимое оборудование. Все опыты проводите в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов. Соблюдает требования правил техники безопасности Правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления. Правильно выполняете анализ погрешностей. Работа считается выполненной «хорошо», если выполнены требования выше перечисленные требования, но было допущено 2-3 недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета. Работа считается выполненной «удовлетворительно» , если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки Используемая литература Ш95 Физика: программа внеурочной деятельности для основной школы: 5-6 класс / Е. М. Шулежко, А. Т. Шулежко. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 40 с. : ил.