Рабочая программа внеурочной деятельности _Лабораторный практикум по физике_

Приложение № 4 к ООП – ОП ООО
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ФИЗИКЕ»
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Целенаправленная
внеурочная
деятельность
создает
возможность
для
дифференцированного и вариативного образования, позволяет реализовать маршруты
индивидуального развития в соответствии с потребностями и интересами ребенка.
В данное издание входит материал для подготовки образовательной программы
образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного
общего образования по физике в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом (ФГОС). Курс рассчитан в 6 классе на 1 четверть, 1 час в неделю.
Всего 8 часов.
Обучение осуществляется при поддержке Центра образования естественно-научной
направленности «Точка роста», который создан для развития у обучающихся естественнонаучной, математической, информационной грамотности, формирования критического и
креативного мышления, совершенствования навыков естественно-научной направленности, а
также для практической отработки учебного материала по учебному предмету «Физика».
Планируемые результаты изучения курса.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной
деятельности
Ожидаемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
внеурочной деятельности «Занимательные опыты по физике».
Общие предметные результаты обучения:
• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и
умение качественно объяснять причину их возникновения;
• умения пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и
выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять
обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц;
• научиться наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих явлений,
делать выводы;
• научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр),
собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов,
представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе
эмпирические закономерности;
• умения применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений и
решению простейших задач;
• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия и
создания простых технических устройств, решения практических задач повседневной
жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и
охраны окружающей среды;
• умение применять знания по физике при изучении других предметов естественноматематического цикла;
• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в
объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и
духовной культуры людей;
• развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений
устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинноследственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы,
формулировать выводы;
• коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в
дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и
другие источники информации.
Метапредметные результаты обучения:

• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей
деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
• овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода
научного познания при изучении явлений природы;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в
словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное
содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и
излагать их;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий для
решения познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право
другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими
методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей,
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Личностные результаты обучения:
• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого
общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу
общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и
изобретений, к результатам обучения;
• приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и
самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в
соответствии с жизненными потребностями и интересами;
• приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы,
конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную
точку зрения по обсуждаемому вопросу.
В процессе освоения программы «Лабораторный практикум по физике» у обучающихся
формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные
учебные действия.
•
•
•

Познавательные:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя схемы-опоры, ПК,
учебный текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять
причины и следствия простых явлений.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и
формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков).

•

•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•

•

Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных
логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на
основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать
информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Личностные:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости
и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения
здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки
других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и
благополучия людей на Земле.
Знания основных принципов и правил отношения к живой и неживой природе, основ
здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий.
Реализация установок здорового образа жизни.
Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы.
Эстетического отношения к живым и неживым объектам.
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех
людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы
и педагога, как поступить.
Регулятивные:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Проговаривать последовательность действий на занятии. Средством формирования этих
действий служит технология проблемного диалога на этапе знакомства с новым явлением.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности группы на занятиях. Средством формирования этих действий служит
технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Уметь организовывать здоровье-сберегающую жизнедеятельность (танцевальные
минутки, гимнастика для глаз и т.д.).

Коммуникативные
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
• умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• слушать и понимать речь других, средством формирования этих действий служит
технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
• в дискуссии уметь вы двинуть аргументы и контраргументы;
• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения и корректировать его;
• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
• совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), средством
формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
• привлечение родителей к совместной деятельности.
Метапредметными результатамиявляется формирование универсальных учебных
действий (УУД).
•
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности,
применение основных методов познания (системно-информационный анализ,
моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
•
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,
теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными
действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной
проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или
явлений;
•
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей,
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
•
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
•
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий для
решения познавательных задач;
•
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике;
•
использование различных источников для получения научной информации.
•
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в
словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать
полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное
содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и
излагать его;
•
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право
другого человека на иное мнение;
•
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими
методами решения проблем.
•

Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная.
Критерии и показатели оценки знаний обучающихся:
- иметь достаточный теоретический уровень знаний по настоящей программе;

- владеть рабочими приемами при работе с простейшими измерительными инструментами и
приборами;
- применять полученные знания на практике;
- соблюдать технические и технологические требования к образовательному процессу;
- проявлять познавательную активность и творческий подход, самостоятельность;
- учиться коллективным формам сотрудничества.
Методы обучения:
1. Вербальные: рассказ, беседа, объяснение.
2. Наглядные: иллюстрации, демонстрации.
3. Практические: продуктивная деятельность;
4. Репродуктивные, проблемно-поисковые: упражнения, повторение, конструирование;
5. Эвристические: проектная деятельность.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
1. Выполнение лабораторных работ.
Общие указания к выполнению лабораторных
работ
1. Работайте с приборами аккуратно. Выполняйте
правила пользования приборами.
2. При оформлении лабораторной работы
напишите в тетради:
а) название работы;
б) задание;
в) результаты измерений в соответствии
с ходом работы;
г) ответы на вопросы (если они есть в задании);
д) выводы из наблюдений или измерений.
2. Защита проектов.
Схема работы над проектом.
• Определение темы работы, цели и задачи исследования;
• Выдвижение гипотезы: какой результат планируется получить;
• Определение и выбор теоретических и практических методов изучения:
к теоретическим относятся: сравнительный анализ литературы, методы активизации
мышления (мозговой штурм, метод контрольных вопросов, синтетика, системный анализ
проблем);
к практическим методам относятся: наблюдение, анкетирование, тестирование,
интервьюирование, собеседование, метод ранжирования и рейтинговой оценки, эксперимент);
• обсуждение и анализ первых результатов, (свести вместе в виде таблиц, диаграмм);
• на основе математической статистики формулируются выводы;
• определяются дальнейшие пути исследования;
• подготовка к защите или презентации проекта, где выделяются такие моменты как
наглядность, доступность изложения материала, ораторское искусство, завершенность
выступления, умение четко и логично ответить на задаваемые вопросы.
3.
Участие детей в конкурсах и соревнованиях, проводимых по итогам
прохождения основных разделов программы.

II. Содержание курса.
Тема I. (1 часов) Мы познаем мир, в котором живем
Цель: Сформировать представление о природе и человеке – части природы. Помочь усвоить
основные представления о физической картине мира, понятия физической величины, измерении,
виды измерений, величины таблицы СИ.
Содержание темы :
1. Вводный инструктаж по ТБ и ППБ в кабинете физики.
Природа. Явления природы.
2. Физика- наука о природе.
3. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория.
4. Физические величины и их измерения. Лабораторная работа №1
«Изготовление линейки и ее использование.»
5. Лабораторная работа №2 «Определение цены деления измерительных приборов».
В результате изучения Темы I вам необходимо
Знать понятия: природа, явления природы, физические величины, наблюдение, опыт,
измерительный прибор.
Уметь: определять цену деления измерительного прибора, использовать физические
приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин. Выражать
результаты в СИ
При освоении темы I необходимо:
▪ уделить особое внимание правилам по ТБ и ППБ в кабинете физики;
▪ выполнить лабораторные работы № 1 -2
Тема II Простейшие измерения. (1час)
Цель: Научить учащихся обращаться с измерительными приборами. Уметь оформить отчёт
по лабораторной работе. Развивать навыки практической деятельности, закрепить навык по
определению цены деления, делать вывод по результатам работы.
Содержание темы :
1. Измерение линейных размеров тел. Лабораторная работа №3 «Измерение размеров
бруска»
2. Разработка проекта.
В результате изучения Темы II вам необходимо
Знать: правило пользования линейкой, мерным цилиндром.
Уметь: экспериментально определять цену деления прибор , измерять объем тела с
помощью мензурки
При освоении темы II необходимо:
•
•

уделить особое внимание правилам определения цены деления приборов;
подготовить проект по выбранной теме, выполнить лабораторные работы № 3-4.

Тема III. (1часов) Из чего все состоит?
Цель: создать представления у учащихся об атомах и молекулах, строении вещества, о
характеристиках вещества.
Содержание темы :
1. Характеристики тел и веществ. Наблюдение тел и веществ. Сравнение характеристик
физических тел.
2. Строение атома. Атомы и ионы. Строение вещества. Наблюдение различных
состояний вещества.

3.
4.
5.
6.
7.

Масса. Лабораторная работа №5 «Измерение массы тела на рычажных весах».
Температура. Лабораторная работа №6 «Измерение температуры воды и воздуха».
Строение вещества. Наблюдение делимости вещества.
Движение частиц вещества. Наблюдение явления диффузии.
Защита проекта.

В результате изучения Темы III вам необходимо
Знать понятия: положение о том, что все тела состоят из молекул, которые находятся в
непрерывном беспорядочном движении и взаимодействии, для объяснения диффузии в
жидкостях и газах, различия между агрегатными состояниями вещества, масса, температура.
Уметь: пользоваться рычажными весами и термометром для измерения массы и
температуры тела
При освоении темы III необходимо:
• уделить особое внимание правила работы с рычажными весами;
• подготовить проект по выбранной теме, выполнить лабораторные работы № 5-6
Тема IV. (1час) Движение и время.
Цель: Познакомиться с различными видами механического движения. Сформировать
представление о механическом движении, траектории, понятия пути и времени, понятие
скорости.
Содержание темы :
1. Механическое движение. Наблюдение относительности механического движения
2. Путь и время
3. Скорость. Лабораторная работа № 7 «Вычисление скорости движения шарика.»
4. Разработка проекта.
В результате изучения Темы IV вам необходимо
Знать понятия: относительность механического движения, путь, время, скорость.
Уметь: измерять и вычислять физические величины время, расстояние, скорость.
При освоении темы IVнеобходимо:
• подготовить проект по выбранной теме, выполнить лабораторную работу № 7
Тема V. (1 час) Взаимодействия.
Цель: сформировать первоначальное представление о понятии сила, показать различную
природу сил, прививить интерес к природным явлениям.
Содержание темы :
1. Сила как характеристика взаимодействия. Всемирное тяготение. Сила тяжести.
2. Деформация. Сила упругости. Наблюдение различных видов деформации.
Наблюдение возникновения силы упругости при деформации. Исследование
зависимости силы упругости от деформации
3. Я использую блок и рычаг
4. Электрические силы. Наблюдение электризации различных тел и их взаимодействия.
5. Магнитное взаимодействие. Изучение свойств магнита.
7«Влияние атмосферного давления на живые организмы» Рассказ учителя как живые
организмы используют атмосферное давление на примере присосок.
8Условия плавания тел. Выяснение условия плавания тел.
9.Разработка и защита проекта.
В результате изучения Темы V вам необходимо

Знать: понятия сила (тяжести, трения, упругости, архимедова), вес, невесомость, действие
и противодействие, деформация, условия равновесие тел, электризация тел, плавание тел,
Уметь: измерять силы, наэлектризовывать различные тела. Приводить примеры
практического использования физических знаний: о силах Всемирного тяготения, трения,
упругости, электрических и магнитных силах.

Тема VI. (1часа) Звуковые явления.
Цель: Сформировать понятия: звук, источники звука, звуковые волны; установить
причинно-следственную связь между колеблющимся телом и звуковыми колебаниями;
определить значение звука в жизни человека, природе и технике.
Содержание темы
1.Звук. «Причина возникновения звуков». Опыты с хрустальным бокалом. Изготовление
телефона. На нитку нанизываем два стаканчика дном друг другу завязываем узел. Один
говорит другой слушает. Делаем выводы как распространяется звук.
2.Способность слышать звук. Музыкальные звуки.
В результате изучения Темы VI вам необходимо
знать понятия: звук, источники звука, эхо, громкость и высота звука.
Уметь: объяснять, как возникает звук, как устроены музыкальные инструменты
Тема VII. (2часа) Световые явления.
Цель: Сформировать представление о свете и его значении для жизни на Земле. Получение
тени и полутени. Познакомить с явлением отражения света.
Содержание темы
1. Что такое свет? Источники света. Прямолинейное распространение света.
2. Образование тени. Лунные и солнечные затмения.
3. Цвета. Смешивание цветов
4. Составление кластера «Физика вокруг нас».
В результате изучения Темы VII вам необходимо
знать понятия: прямолинейность распространения света.
Уметь: объяснять природу света.
При освоении темы VII необходимо:
• подготовить проект по выбранной теме.

III.Календарно-тематическое планирование
№
урока

1/1

1/2

Дата прохожТема урока
дения темы
Тема I. (1 час) Мы познаем мир, в котором живем
Вводный инструктаж по ТБ и ППБ в
кабинете физики.
Природа. Явления природы.
Физические величины и их измерения.
Лабораторная работа №1 «Изготовление
линейки и ее использование.»

Оборудование

Лабораторная работа №2 «Определение
цены деления измерительных приборов».
Тема II . Простейшие измерения. (1час)
2

4

Измерение линейных размеров тел.
Лабораторная работа №3 «Измерение
размеров бруска», Лабораторная работа
№4 «Измерение объема тел правильной
и неправильной формы.»
Тема III. (1 час) Из чего все состоит?
Температура. Лабораторная работа №5
«Измерение температуры воды и
воздуха».

оборудование для
лабораторных работ и
ученических опытов

Цифровая лаборатория
ученическая ( физика)
Цифровой датчик
температуры.

Тема V. (1 час) Взаимодействия.
5

«Явление смачивания жидкостью тел.
Загадка Мюнхгаузена».

С помощью пипетки
капаем воду на листок
бумаги
листок
намазанный парафином,
наблюдаем,
как
капелька катается по
листку. Рассматриваем
куски
материала
проделываем то же
определяем
какие
кусочки намокают с
каких вода скатывается.
Тоже с крыльев птиц,
листочков
растении.
Делаем выводы.

Тема VI. (1час) Звуковые явления.
6

Звук.
«Причина
звуков»

возникновения Опыты с
бокалом.
телефона
Тема VII. (2часа) Световые явления.

7

Что такое свет? Источники света.
Прямолинейное распространение света.

8

Образование тени. Лунные и солнечные
затмения.

хрустальным
Изготовление

Оборудование для
лабораторных работ и
ученических опытов

Оценка лабораторной работы:
Работа считается выполненной, если вы:
Выполняете работу в «отлично» с соблюдением необходимой последовательности
проведения опытов и измерений.
Самостоятельно и рационально монтируете необходимое оборудование.
Все опыты проводите в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных
результатов и выводов.
Соблюдает требования правил техники безопасности
Правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики,
вычисления.
Правильно выполняете анализ погрешностей.
Работа считается выполненной «хорошо», если выполнены требования выше перечисленные
требования, но было допущено 2-3 недочета, не более одной негрубой ошибки и одного
недочета.
Работа считается выполненной «удовлетворительно» , если работа выполнена не полностью,
но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод;
если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки

Используемая литература
Ш95 Физика: программа внеурочной деятельности для основной школы: 5-6 класс / Е. М.
Шулежко, А. Т. Шулежко. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 40 с. : ил.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».