Рабочая программа внеурочной деятельности _Лабораторный практикум по биологии_

Приложение № 4 к ООП – ОП ООО
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ»
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Целенаправленная
внеурочная
деятельность
создает
возможность
для
дифференцированного и вариативного образования, позволяет реализовать маршруты
индивидуального развития в соответствии с потребностями и интересами ребенка.
В данное издание входит материал для подготовки образовательной программы
образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного
общего образования по физике в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом (ФГОС). Курс рассчитан в 5 классе на 1 четверть, 1 час в неделю.
Всего 8 часов.
Планируемые результаты
Личностными результатами обучения являются:
• сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и
творческих способностей учащихся;
• готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории естественно
- научного направления;
сформированность понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

•
•

•

•
•
•

•
•
•

Метапредметными результатами обучения является сформированность:
Регулятивных УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознаннго выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательных УУД:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения:
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; • умение работать с
разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в
различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических
словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
умение представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

• развитие основ смыслового чтения при решении практико-ориентированных заданий ОГЭ:
умение ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов, резюмировать главную идею текста, критически оценивать содержание и форму
текста.
• совершенствование
компетентности
в
области
использования,
информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетенции) при подготовке
индивидуальных проектов.
Коммуникативных УУД:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты обучения:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей в таблицах и
микропрепаратах, устанавливать и объяснять взаимосвязь между особенностями
строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• распознавать части скелета и основные мышцы на наглядных пособиях;
• объяснять механизм свертывания и переливания крови;
• выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;
использовать методами биологической науки в изучении организма человека:
наблюдение и описание биологических объектов и процессов, постановка биологических
экспериментов и объяснение их результатов, проведение измерений и простых
экспериментов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• усвоение основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.
3. В сфере трудовой деятельности:
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами
(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при переломах, при кровотечениях,
• при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных
заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, проведения наблюдений за состоянием
собственного организма;
• исследовать в экспериментальной практике и объяснять особенности строения и
функционирования систем органов человека,

• уметь объяснять меры профилактики легочных заболеваний, нарушения работы
органов пищеварительной системы, заболеваний мочевыделительной системы, роли
витаминов, гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами,
обувью и одеждой.
Пятиклассник научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма
человека, их практическую значимость;
• применять методы биологической науки при изучении организма человека:
проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить
несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по
изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с
млекопитающими
животными,
сравнивать
клетки,
ткани,
процессы
жизнедеятельности
организма
человека;
выявлять
взаимосвязи
между
особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• публично представлять результаты исследовательской деятельности;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об
организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния
факторов риска на здоровье человека; Восьмиклассник получит возможность
научиться:
• использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных
заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием
собственного организма, составлять рацион питания людей с различными
энергетическими затратами;
• реализовывать установки здорового образа жизни;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
собственному здоровью и здоровью других людей;
• находить в учебной и научно - популярной литературе информацию об организме
человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов,
презентаций; • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих;
последствия влияния факторов риска на здоровье человека

Содержание Человек и его здоровье (8 ч)
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы
жизнедеятельности человека.
Нервная система человека. Рефлекс. Состав центрального и периферического отделов
нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного
мозга.
Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.
Дыхание. Система дыхания.
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Кровь и
кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в
жизнедеятельности организма. Взаимосвязь систем внутренней среды организма:

крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды
иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет. Кровеносная система. Сердце.
Работа и регуляция.
Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Структурно
функциональные единицы органов.
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.
Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Структурно
функциональные единицы органов.
Покровы тела и их функции.
Размножение и развитие организма человека. Система размножения.
Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды.
Структурно функциональные единицы органов. Наследование признаков у человека.
Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Структурно-функциональные
единицы органов.
Органы чувств, их роль в жизни человека. Структурно-функциональные единицы
органов. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные
и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность
мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека.
Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики
человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к
накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение
интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы
деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент,
характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
Предупреждение
инфекционных
заболеваний.
Профилактика:
отравлений,
вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых
паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней;
травматизма; ожогов, обморожений, нарушения зрения и слуха.
Приемы оказания первой доврачебной помощи при отравлении некачественными
продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом, спасении
утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата, ожогах,
обморожениях, повреждении зрения.

Тематическое планирование
№

Наименование темы урока

Кол-во
часов

1

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий
план строения и процессы жизнедеятельности человека.
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий
план строения и процессы жизнедеятельности человека.

1

2

Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в
пищеварении
Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в
пищеварении.

1

3

Дыхание. Система дыхания.
Дыхание. Система дыхания. Практическая работа № 2:
«Решение тестовых заданий по темам:
«Система пищеварения, дыхание»

1

4

Внутренняя среда организма
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая
жидкость. Группы крови. Иммунитет.

1

5

Обмен веществ и превращение энергии Обмен веществ и
превращение энергии. Практическая работа № 3: «Решение
тестовых заданий по темам: «Внутренняя среда организма»,
«Транспорт веществ» и «Обмен веществ»

1

6

Практическая работ № 4: «Решение тестовых заданий по
темам «Система выделения», «Покровы тела», «Размножение
и развитие человека»

1

7

Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания.
Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания.

1

8

Приемы оказания первой помощи при неотложных
ситуациях.
Приемы оказания первой помощи при неотложных
ситуациях. Практическая работа № 6: «Решение тестовых
заданий по темам: «Психология и поведение человека»,
«Гигиена. Здоровый образ жизни», «Приемы оказания первой
помощи»

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».