Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Оказание первой помощи

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Оказание первой помощи»
Возраст обучающихся: 12-16 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Кировский Е.В.,
педагог дополнительного
образования

г. Североуральск
1

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик…………………………………………3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………..3
1.2.Цель и задачи программы…………………………………………………...5
1.3.Планируемые результаты……………………………………………………6
1.4.Содержание общеразвивающей программы…………………………….....8
2. Комплекс организационно-педагогических условий……………………....12
2.1.Календарный учебный график…………………………………………......12
2.2.Условия реализации программы…………………………………………..12
2.3.Форма аттестации и оценочные материалы………………………………14
Список литературы…………………………………….……………………….16

2

1. Комплекс основных характеристик
1.1 Пояснительная записка
Направленность: социально-гуманитарная
Актуальность
Проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную
значимость. Потеря здоровья у молодых девушек и юношей становится угрозой
для здоровья нации, что не может не сказаться на демографическом потенциале
страны, поэтому охрана здоровья – важная государственная задача. Родителей,
педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения:
распространение среди подростков вредных привычек, а «болезни поведения»
стали проблемой современности. Важно, чтобы просвещение подростков было
своевременным, поэтому необходимо вовремя сформировать положительное
отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё
поведение и здоровье.
Программа способствует углублению знаний школьников по основам
медицинских знаний, выработке дополнительных умений и навыков
диагностирования заболеваний, оказания первой доврачебной медицинской
помощи пострадавшим, выполнению некоторых предписаний врача по уходу за
больным. С другой стороны, программа направлена на углубление понимания
школьников биохимических и физиологических процессов, протекающих на
уровне организма человека, различения нормы и патологии. На сегодняшний день
в школах России нет универсальной системы массового обучения медицинским
аспектам оказания первой помощи. Информацию об опасности тех или иных
состояний, охраны здоровья и медицинской терминологии современный человек
получает из научно- популярной литературы или теле- и радиопередач, которые
зачастую носят формальный характер.
Не секрет, какими колоссальными потерями оборачивается подобное
невежество для каждого из нас, сколько человеческих жизней уносится из-за
безграмотности тех, кто оказывается рядом с пострадавшим. Для решения этой
проблемы предлагается программа «Первая медицинская помощь», назначение
которой - дать ту сумму неформальных знаний и навыков, которые позволят
каждому человеку сохранить своё здоровье и оказать первую медицинскую
помощь пострадавшим.
Отличительные особенности
Содержание программы имеет особенности, обусловленные, задачами
развития, обучения и воспитания учащихся, социальными требованиями к
уровню развития их личностных и познавательных качеств, психологическими
возрастными особенностями учащихся. Содержание и структура курса
обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьников,
развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, привитие
самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к людям.
3

Отличительные особенности программы:
 успешность:
обучения
определяется
способностью
ребенка
самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а
не иначе. И как результат – осознанное поведение в реальных опасных
условиях.
 доступность: учебный материал должен быть изложен в доступной
форме.
 наглядность: при обучении личной безопасности необходимы
наглядные средства: плакаты, видеофильмы, чтобы дети могли увидеть,
услышать и потрогать, тем самым реализовав потребность в познании.
 единство воспитания и обучения: на всех этапах обучения необходимо
воспитывать у детей культуру безопасности. Программа содействует
сохранению единого образовательного пространства.
Адресат
 Возраст обучающихся: 12-16 лет
 Численность группы: до 15 обучающихся
 В реализации данной программы участвуют обучающиеся не имеющие
медицинских противопоказаний. Программа не предусматривает
конкурсного отбора.
Режим занятий: 2 часа в неделю. Продолжительность занятий в
группах устанавливается в соответствии с санитарными нормами и
правилами и рассчитана в академических часах (академический час –
40 минут) с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Объем общеразвивающей программы: 76 часов
Срок освоения: 1 год
Уровневость: стартовый уровень
Формы обучения: индивидуальные, групповые, фронтальные,
коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и
внеклассные, школьные и внешкольные формы обучения.
Виды занятий: комбинированные, лекции, коллоквиумы, экскурсии,
обучающие игры, презентации, проектирование, круглый стол,
ролевые игры.
Формы подведения результатов: Опрос, контрольное занятие,
ситуативные игры, практические занятия, контрольные упражнения,
игра-испытание, самоанализ.

4

1.2 Цель и задачи программы
Цель программы – расширение знаний по медицине и использование
их для оказания первой медицинской помощи.
Задачи программы:
Образовательные:
 формировать у обучающихся прочных и осознанных навыков
оказания первой доврачебной медицинской помощи;
 формировать алгоритма оптимальных действий в опасной и
чрезвычайной ситуации различного характера.
 актуализировать знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека
 формировать знаний о симптомах некоторых, наиболее часто
встречающихся патологических состояний человека.
 формировать умений оказывать неотложную медицинскую помощь.
 формировать у учащихся правильного отношения к своему здоровью.
Развивающие:
 развивать положительных морально-волевых качеств личности
подростка;
 формировать культуру здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья учащихся;
 формировать чувства ответственности за свою жизнь и жизнь
окружающих;
Воспитательные:
 формировать активной гражданской
позиции подростков,
приобщение к вопросам личной и коллективной безопасности;
 мотивировать подростков к предотвращению чрезвычайных
ситуаций, оказанию само и взаимопомощи, умелым и быстрым действиям в
любой ситуации; формирование чувства патриотизма, любви к Родине.

5

1.3 Планируемые результаты



















Личностные:
развитие любознательности;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
воспитание ответственного отношения к своему здоровью;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения
в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории;
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности.
формирование гармонично развитой личности с активной гражданской
позицией, обладающей желанием и необходимыми навыками для
преобразовательной деятельности в области профилактики травматизма,
инфекционных болезней и последствий нездорового образа жизни;
формирование таких нравственных качеств, как милосердие, сострадание,
соучастие;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни;
воспитание ответственного отношения к личному здоровью и здоровью
окружающих.

Метапредметные:
 умение работать с разными источниками медицинской информации
 умение сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку
зрения, отстаивать свою позицию;
 способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях
и поступках по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих.
В
результате
освоения
содержания
кружка
у
учащихся
6

предполагается
формирование
универсальных
учебных
действий
(познавательных, регулятивных. коммуникативных, личностных).
Познавательные УУД: в предлагаемом курсе кружка изучаемые
определения и правила становятся основой формирования умений выделять
признаки и свойства объектов. В процессе поиска решения у учеников
формируются и развиваются основные мыслительные операции (анализа,
синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать
разнообразные явления, обосновывать этапы решения учебной задачи.
производить анализ и преобразование информации.
Регулятивные УУД: содержание кружка позволяет развивать и эту группу
умений. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель
своей деятельности. планировать её, самостоятельно двигаться по заданному
плану, оценивать и корректировать полученный результат.
Коммуникативные УУД: в процессе изучения материала кружка
осуществляется знакомство с медицинским языком, формируются речевые
умения: дети учатся высказывать суждения с использованием медицинских
терминов и понятий. формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения
задания, доказательства верности или неверности выполненного действия,
обосновывают этапы решения учебной задачи.
Предметные:
 освоение правил оказания первой доврачебной медицинской помощи
при различных видах повреждений;
 умение анализировать возможные последствия различных повреждений и
травм;
 отработка приемов оказания первой доврачебной медицинской помощи;
 овладение манипуляционной техникой.

7

1.4 Содержание общеразвивающей программы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п\п

Тематический
блок

1
2

Введение
Основы
здорового образа
жизни

3

Инфекционные
заболевания.
Меры их
предупреждения.
Пищевые
отравления

4

Оказание первой
медицинской
помощи

Количество часов

Разделы

всего теор.
1
1
Виды медицинской и 10
8
доврачебной
помощи
Личная и
общественная
гигиена
Гигиена как наука о
сохранении здоровья
людей.
Понятия об
12
10
инфекционных
болезнях, их
предупреждение.
Респираторные
и
простудные
заболевания.
Правила
ухода за
больными
Гигиена питания.
Пищевые отравления
и их профилактика.
Значение
дезинфекции
Значение
24
12
перво
йпомощи и правила
её
оказания.
Способы
искусственного
дыхания.
Непрямо
й
массаж сердца
Укусы
насекомых,
собак,
ядовиты
хзмей
Раны и травмы Виды
кровотечений.
Вывихи, переломы,
ушибы, растяжения.

8

Формы
контроля

практ.
2

Беседа
Тест Опрос

2

12

Тест, опрос

5

Азбука выживания

Ожоги
и
обморожение
Опасность на воде
Обморок и удушье
Факторы риска.
28
Основы безопасности.
Поведение в
экстремальных
ситуациях.
Поведение в
экстремальных
ситуациях.
Выживание
в
автономном походе.
Социальнопсихологическая
подготовка
Выживание в
различных ЧС.

19

9

Ситуативныеигры.
Контрольные
упражнения

1
34

Тестирование

Противопожарная
подготовка.
6

Итоговое занятие

2
ИТОГО:

9

76

42

Содержание учебно-тематического плана
1. Введение.
Теория. Цель, задачи и содержание программы. Организация теоретического и
практического обучения: правила внутреннего распорядка, режим занятий, правила
поведения и безопасного труда в учебном классе, на рабочем месте. Понятие
милосердие. Опрос.
2. Основы здорового образа жизни
Теория.
Виды медицинской и доврачебной помощи
Иметь представление о средствах оказания первой доврачебной помощи.
Познакомиться с содержанием медицинской (домашней) аптечки. Личная и
общественная гигиена. Гигиена как наука о сохранении здоровья людей. Факторы
внешней среды и их влияние на здоровье людей. Роль проветривания и влажной уборки
в комнате. Текущая и генеральная уборка.
Практика.
Тестирование по пройденному материалу. Викторина. Разбор аптечки.
3. Инфекционные заболевания. Меры их предупреждения. Пищевые отравления
Теория.
 Понятия об инфекционных болезнях, их предупреждение.
 Респираторные и простудные заболевания. Профилактика ОРЗ, ОРВИ. Значение
закаливания.
 Правила ухода за больными. Значение для человека распорядка дня, режима
питания, активного отдыха, сна. Гигиеническое значение ухода за кожей,
волосами, ногтями, полостью рта. Значение своевременной смены постельного и
нательного белья.
 Гигиена питания. Физиологические нормы питания. Белки, жиры, углеводы,
минеральные вещества, витамины. Режим питания.
 Пищевые отравления и их профилактика. Кормление больного. Профилактика
инфекционных болезней. Значение дезинфекции. Отравления препаратами
бытовой химии. Различать предметы бытовой химии. Знать приемы оказания
первой доврачебной помощи при отравлениях препаратами бытовой химии.
Пищевые отравления, меры предупреждений и первая помощь. Виды первой
доврачебной помощи при пищевых отравлениях.
Практика.
Тестирование по пройденному материалу. Ситуативные игры. Решение задач.
4. Оказание первой медицинской помощи.
Теория.
 Сущность и задачи первой медицинской помощи (ПМП). Последовательность и
правила оказания первой помощи. Формирование представления о способах
искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
 Первичная обработка раны при укусах насекомых, собак и ядовитых змей.
 Направление пострадавшего в травмпункт для оказания помощи. Зависимость
состояния от места укуса змеи. Наибольшая опасность от укуса в шею, голову при
прокусывании вен. Помощь, удаление яда из раны, госпитализация. Общая
картина в зависимости от дозы яда и индивидуальной чувствительности (числа
10

укусов). Общие симптомы, первая помощь, удаление жала, обработка раны,
прикладывание холода.
 Понятия о ранах и травмах различного рода.
 Научить отличать по признакам артериальное и венозное кровотечение;
угрожающее жизни и неопасное кровотечения. Способы временной остановки
кровотечений. Правила наложения жгута, ватно-марлевой повязки. Правила
наложения стерильных повязок на рану.
 Ожоги, причины, виды, степени. Оказание первой медицинской помощи.
Обморожение. Воздействие низких температур на организм. Первая помощь.
Обморок. Измерение артериального давления.
 Вывихи, переломы, ушибы, растяжения. Оказание ПМП с использованием
подручных средств для иммобилизации конечностей. ПМП при ушибах и
растяжениях.
 Беда на воде. Отравление угарным газом.
Практика.
Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи в заданной
ситуации. Решение задач.
5. Азбука выживания
Теория:
 Окружающая среда: природная, производственная и бытовая, факторы риска.
Организация спасательного дела в России. Российская система предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Единая диспетчерская служба.
 Понятия опасности и определение опасных факторов. Чрезвычайные ситуации
(ЧС) природного характера – землетрясения, смерчи, наводнения, лавины, сели,
камнепады, обвалы. ЧС техногенного характера – аварии, катастрофы, пожары и
др. ЧС экологического характера – эпидемии, пандемиии др. Выживание в
природной среде. Жизнедеятельность при отсутствии пищи, воды, при
замерзании, при нехватке кислорода.
 Дружба и взаимовыручка в команде. Значение психологической подготовки,
реакция людей на стрессовые ситуации. Развитие памяти, простой мышечной
реакции. Страх и способы его преодоления. Внимание, память и мышление –
необходимые факторы выживания. Оптимальные и экстремальные условия
жизнеобитания человека. Порог выживаемости человека (условия, время,
возможность возвращения к жизни). Возможные последствия для организма
человека, пребывающего в экстремальных условиях.
 Классификация пожаров. Пожары в жилых помещениях, производственных
помещениях. Средства защиты от огня. Характеристика поражающих факторов.
Практика:
Создание условно чрезвычайных ситуаций, действия в них, разбор и исправление
ошибок. Отработка действий в природной среде при введении вводных по условному
выживанию, разбор и исправление ошибок. Игры, развивающие психические функции,
психологическую устойчивость, игры на снятие напряжения горения.

11

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график

№
п/п

Основные характеристики образовательного процесса

1

Количество учебных недель

38

2

Количество учебных дней

38

3

Количество часов в неделю

2

4

Количество часов

76

5

Недель в I полугодии

16

6

Недель во II полугодии

22

7

Начало занятий

20
сентября

8

Выходные дни

31 декабря9 января

9

Окончание учебного года

31 мая

2.2 Условия реализации программы
Материально-технические обеспечение
Программа реализуется при условии наличия следующего:
 просторного, светлого помещения не менее чем на 16 посадочных мест,
оснащённого в соответствии с требованиями СанПиН 2.4. 3648-20;
 специальное оборудование:
 тематические папки 2 шт.
 наглядные пособия, изготовленные педагогами и детьми, а также готовые
наглядные пособия 5 шт.
 методические разработки мероприятий 3 шт.
 нетбуки для учащихся
 интерактивный комплекс
 бинт
 жгут
 шины
 аптечка первой помощи
12







манекен
санитарные салфетки для проведения искусственной вентиляции легких
пенополиэтиленовый коврик
поясной ремень
транспортировочная сумка
Информационное обеспечение: видео-, фотоматериалы, репродукции, альбомы,
журналы, книги.
Кадровое обеспечение: реализация программы осуществляется педагогом
дополнительного образования, имеющим высшее или среднее
профессиональное образование, обладающим профессиональными знаниями в
сфере декоративно-прикладного творчества. Педагогу необходимо знать
специфику дополнительного образования, иметь практический опыт в сфере
организации интерактивной деятельности детей.

Методические материалы
Использование методов на занятиях:
 методы практико-ориентированной деятельности (упражнения, тренинги);
 словесные методы (объяснение, беседа, диалог, консультация);
 метод наблюдения (визуально, зарисовки, рисунки);
 наглядный метод: метод иллюстраций: показ плакатов, таблиц, картин, карт,
зарисовок на доске;
 метод демонстраций: демонстрация опытов, компьютер;
 практические: упражнения.
Особая
группа
–
это активные методы
обучения: методы,
при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый
характер.
Использование учителем активных методов обучения предполагает:
 глубоко продуманные учебные цели;
 высокий уровень включенности учеников;
 анализ и обсуждение приобретённого детьми опыта или полученной информации.
Использование различных форм организации образовательного процесса:
 занятия в кабинете (тематические, игровые, интегрированные, итоговые);
 фронтальная (коллективная);
 групповая;
 индивидуальная.
При фронтальной форме организации учебной деятельности педагог работает со
всей группой. Но, в отличие от урочной деятельности, на кружке царит более
раскрепощённая, доверительная обстановка, и все дети с удовольствием включаются в
учебный процесс, могут высказать своё мнение, поделиться опытом. Допускается
свободный диалог.
Следующая форма организации учебной деятельности – групповая.
Индивидуальная форма – применяется постоянно. Школьники готовят доклады,
рефераты, выступления, участвуют в различных конкурсах. Работают по
индивидуальным заданиям с дидактическим материалом, проводят практическую
13

работу (наблюдения, опыты).
По окончании каждой темы проводятся: опрос, зачёт, защита рефератов
Данная программа может быть эффективно реализована во взаимосвязи учебноинформационного и методического обеспечения, что в целом обеспечивает
результативность процесса обучения и воспитания, эффективность деятельности
средствами информационно- коммуникационного сопровождения.
2.3 Форма аттестации и оценочные материалы
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся по программе осуществляется согласно календарному
учебному графику.
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации:
 входной контроль проводится в форме тестирования с целью выявления
возможностей обучающихся;
 текущий контроль успеваемости проводится по окончании изучения каждой темы
учебного плана программы.
Методы контроля:
 наблюдение за качеством выполнения заданий обучающимися;
 срез теоретических знаний по темам программы (опрос);
 участие в выставочно-конкурсной деятельности.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится по окончании учебного
года. Диагностика результатов проводится в форме тестирования и оценки выполнения
контрольных заданий.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончании обучения по
программе.
Методы контроля:
 наблюдение за качеством выполнения заданий обучающимся;
 срез теоретических знаний по темам программы (устный опрос);
 контрольное выполнение заданий (итоговая выставка);
 участие в конкурсах различного уровня.
Показатели оценки результатов освоения программы:
 теоретическая подготовка обучающихся по программе (владение терминологией,
знание основных предметных областей учебного плана программы);
 практическая подготовка обучающихся по программе;
14

 участие в образовательном процессе (посещение занятий).

15

Список литературы
Перечень литературы для педагога и родителей:
1. Туризм
и
краеведение.
Программы для системы
дополнительного образования детей. Общая редакция -Константинов Ю.С.
М.: ФЦДЮТиК, 2014.
2. Учебник спасателя, под общей редакцией Ю.Л. Воробьева Краснодар «Сов.
Кубань»,2002.
3. Юные туристы–спасатели. Программы для дополнительного образования детей
Дрогов И.А. М. ЦДЮТиК,2004.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».