РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ 5 КЛАСС Пояснительная записка По данным мировой статистики, число речевых расстройств неуклонно растёт, поэтому актуальность проблемы своевременной коррекции речевых нарушений принимает глобальный характер. В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребёнка. Недостатки речи у детей имеют сложную структуру и стойкий характер. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированность связной речи. Как правило, у таких детей дисграфия переплетается с дизорфографией. Стойкие и многочисленные ошибки, называемые дизорфографией не являются случайными и требуют квалифицированной коррекционной работы для их преодоления. Такую работу должен вести учитель-логопед. Только знание и понимание механизмов таких нарушений может привести к положительному результату в коррекционной работе. В связи с вышеизложенным основной практической задачей школьного логопеда является помощь учащимся в овладении программным материалом по русскому языку. Программа составлена для обучающихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья. Приведено тематическое планирование, которое характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия возможной результативности коррекционной работы. Количество часов может меняться в зависимости от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребёнка, психофизиологических особенностей ребёнка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребёнком занятий, качества и скорости усвоения материала. Также возможны исключения и добавление изучаемых тем. В начале каждого занятия выполняется при необходимости артикуляционная гимнастика и упражнения для автоматизации звуков в словах и предложениях. 1. Планируемые результаты освоения курса В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования. Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Личностные результаты обучающегося 5 класса: - Применять гигиенические правила письма при выполнении заданий. - Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. - Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. - Адекватно воспринимать оценку учителя-логопеда. Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (обследование) исследования два раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Предметные результаты Минимальный уровень: - производить разбор слова с опорой на представленный образец и схему; - уметь различать, выделять существительное в тексте, изменять существительное по падежам; - уметь списывать текст с печатного образца; - уметь дифференцировать гласные и согласные звуки; - уметь делить слова на слоги; - уметь пользоваться алфавитом при расположении слов в алфавитном порядке; Достаточный уровень: - знать составные части слова; - уметь разбирать слова по составу с использованием опорных схем; - находить и решать орфографические задачи; - писать изложения повествовательных текстов с элементами рассуждения после предварительного разбора; - пользоваться орфографическим словарем. Планируемый результат – достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе. Цель программы: - провести коррекционное обучение с учениками 5 класса по коррекции недостатков устной и письменной речи Задачи коррекционного обучения: - выработать достаточно прочные навыки грамотного письма; - повысить уровень общего речевого развития путём уточнения, расширения и активизации словаря обучающихся; развития навыков словоизменения и словообразования; развития связной устной и письменной речи; - развить логическое и образное мышление; - развить устойчивый интерес к урокам русского языка. 2. Содержание программы: Программа рассчитана на весь курс обучения, с часовой нагрузкой в 68 часов (2 раза в неделю). В зависимости от особенностей речевого нарушения у учеников и их психофизического развития учитель-логопед организует фронтальные, групповые или индивидуальные занятия. 3. Методы и приёмы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение ошибок в письменной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Это различные упражнения по развитию мышления и воображения; игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись; восстановление пропущенных букв; поиск слов на изучаемое правило; самостоятельный поиск орфографических ошибок; запись под диктовку. Для усвоения программы используются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических знаний, проблемно-поисковый. Тематическое планирование по логопедической коррекции для обучающихся в 5 классе на 2023 – 2024 учебный год № 1 2,3 4,5 6,7 8,9 10,11 12,13 14,15 16,17 18,19 20 21 22,23 Тема коррекционного занятия Обследование состояния произносительной, лексикограмматической сторон речи, связной речи. Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений. Развитие фонематического анализа и синтеза Гласные звуки и буквы Ударение. Роль ударения. Проверяемые безударные гласные в корне слова. Гласные после шипящих и Ц. Согласные звуки и буквы Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях (на конце и в середине слова) Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных двумя способами: гласными второго ряда и мягким знаком. Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак. Дифференциация разделительного мягкого и твёрдого знаков. Непроизносимые согласные. Удвоенные согласные. Проверочная работа Морфемика и словообразование Основа слова и окончание. Корень слова. Однокоренные слова. Кол-во часов 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2 24,25, Приставка. Роль приставки в изменении значения слова. Слова с 26 приставками, противоположными и близкими по значению. 27,28 Суффикс. Образование качественных прилагательных с помощью различных суффиксов (-н-, -ив-, -лив-,-чик-, -оват-, -еват-). 29,30 Образование относительных прилагательных (-ов-,-ев-, -н-, -ян-, ск-, -енн-). 31 Образование притяжательных прилагательных (-инн-, …). 32 Проверочная работа Словоизменение Имя существительное 33 Изменение существительных по числам. 34,35 Изменение существительных по падежам, в том числе существительных на –ии, -ие, -ия (В.п., Р.п., Т.п.) 36,37 Изменение существительных по падежам, в том числе существительных на –ии, -ие, -ия (Д.п., П.п.) 38 Закрепление пройденного Имя прилагательное 39,40 Род имён прилагательных. 41 Изменение прилагательных по числам. 42,43 Согласование прилагательных с существительными в роде. 44,45 Согласование прилагательных с существительными в числе. 46,47 Изменениепо падежам прилагательных с основой на шипящие –ц, -ий, -ья, -ье, -ов, -ин. 48 Закрепление пройденного Глагол 49,50 Изменение глаголов по временам. 51 Изменение глаголов по числам. 52,53 Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. 54 Согласование глаголов с существительными в числе. 55,56 Согласование глаголов прошедшего времени с именем существительным. 57 Закрепление пройденного 58 Проверочная работа Развитие анализа структуры предложения 59-61 Предложение. Грамматическая основа. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. 62,63 Обращение. 64,65 Прямая и косвенная речь. 66,67 Проверочная работа. Работа над ошибками. 68 Диагностика устной речи. Обобщающее занятие. Всего: 3 2 2 1 1 1 2 2 1 2 1 2 2 2 1 2 1 2 1 2 1 1 3 2 2 2 1 68 часов