Рабочая программа логопедических занятий по предупреждению и коррекции устной и письменной речи (для 5 класса)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И
КОРРЕКЦИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
5 КЛАСС

Пояснительная записка
По данным мировой статистики, число речевых расстройств неуклонно растёт,
поэтому актуальность проблемы своевременной коррекции речевых нарушений
принимает глобальный характер.
В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению
количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой.
Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии
ребёнка. Недостатки речи у детей имеют сложную структуру и стойкий характер.
Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них
нарушаются
процессы
формирования
фонематического
восприятия,
фонематического анализа и синтеза, аграмматизмы при словообразовании и
словоизменении, несформированность связной речи. Как правило, у таких детей
дисграфия переплетается с дизорфографией. Стойкие и многочисленные ошибки,
называемые
дизорфографией
не
являются
случайными
и
требуют
квалифицированной коррекционной работы для их преодоления. Такую работу
должен вести учитель-логопед. Только знание и понимание механизмов таких
нарушений может привести к положительному результату в коррекционной работе.
В связи с вышеизложенным основной практической задачей школьного логопеда
является помощь учащимся в овладении программным материалом по русскому
языку.
Программа составлена для обучающихся 5 класса с ограниченными возможностями
здоровья. Приведено тематическое планирование, которое характеризуется
гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности
прогнозирования с точностью до занятия возможной результативности
коррекционной работы.
Количество часов может меняться в зависимости от степени выраженности
речевого
недоразвития,
компенсаторных
возможностей
ребёнка,
психофизиологических особенностей ребёнка, состояния его интеллекта,
регулярности посещения ребёнком занятий, качества и скорости усвоения
материала. Также возможны исключения и добавление изучаемых тем. В начале
каждого занятия выполняется при необходимости артикуляционная гимнастика и
упражнения для автоматизации звуков в словах и предложениях.

1.

Планируемые результаты освоения курса

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом
социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели
современного образования.
Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые
ценностные установки.
Личностные результаты обучающегося 5 класса:
- Применять гигиенические правила письма при выполнении заданий.
- Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других

людей; нравственному содержанию поступков.
- Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям
искусства.
- Адекватно воспринимать оценку учителя-логопеда.
Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые
(обследование) исследования два раза в год с внесением последующих корректив в
содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные
маршруты коррекции.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- производить разбор слова с опорой на представленный образец и схему;
- уметь различать, выделять существительное в тексте, изменять существительное
по падежам;
- уметь списывать текст с печатного образца;
- уметь дифференцировать гласные и согласные звуки;
- уметь делить слова на слоги;
- уметь пользоваться алфавитом при расположении слов в алфавитном порядке;
Достаточный уровень:
- знать составные части слова;
- уметь разбирать слова по составу с использованием опорных схем;
- находить и решать орфографические задачи;
- писать изложения повествовательных текстов с элементами рассуждения после
предварительного разбора;
- пользоваться орфографическим словарем.
Планируемый результат – достижение каждым ребёнком уровня речевого развития,
соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в
усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и
обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.
Цель программы:
- провести коррекционное обучение с учениками 5 класса по коррекции
недостатков устной и письменной речи
Задачи коррекционного обучения:
- выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;
- повысить уровень общего речевого развития путём уточнения, расширения и
активизации словаря обучающихся; развития навыков словоизменения и
словообразования; развития связной устной и письменной речи;
- развить логическое и образное мышление;
- развить устойчивый интерес к урокам русского языка.

2.
Содержание программы:
Программа рассчитана на весь курс обучения, с часовой нагрузкой в 68 часов (2
раза в неделю).
В зависимости от особенностей речевого нарушения у учеников и их
психофизического развития учитель-логопед организует фронтальные, групповые
или индивидуальные занятия.
3.
Методы и приёмы коррекционной работы направлены на
совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение ошибок в
письменной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с
формированием полноценной речи. Это различные упражнения по развитию
мышления и воображения; игры, направленные на коррекцию внимания, памяти,
фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию полноценных
речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись;
восстановление пропущенных букв; поиск слов на изучаемое правило;
самостоятельный поиск орфографических ошибок; запись под диктовку.
Для усвоения программы используются основные методы обучения: наглядный,
словесный, метод практических знаний, проблемно-поисковый.
Тематическое планирование по логопедической коррекции
для обучающихся в 5 классе на 2023 – 2024 учебный год
№
1
2,3

4,5
6,7
8,9
10,11
12,13
14,15
16,17
18,19
20
21
22,23

Тема коррекционного занятия
Обследование состояния произносительной, лексикограмматической сторон речи, связной речи.
Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант
слогов, слов, предложений.
Развитие фонематического анализа и синтеза
Гласные звуки и буквы
Ударение. Роль ударения. Проверяемые безударные гласные в
корне слова.
Гласные после шипящих и Ц.
Согласные звуки и буквы
Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях (на конце
и в середине слова)
Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных
двумя способами: гласными второго ряда и мягким знаком.
Разделительный мягкий знак.
Разделительный твёрдый знак. Дифференциация разделительного
мягкого и твёрдого знаков.
Непроизносимые согласные.
Удвоенные согласные.
Проверочная работа
Морфемика и словообразование
Основа слова и окончание.
Корень слова. Однокоренные слова.

Кол-во часов
1
2

2
2

2
2
2
2
2
2
1
1
2

24,25, Приставка. Роль приставки в изменении значения слова. Слова с
26
приставками, противоположными и близкими по значению.
27,28 Суффикс. Образование качественных прилагательных с помощью
различных суффиксов (-н-, -ив-, -лив-,-чик-, -оват-, -еват-).
29,30 Образование относительных прилагательных (-ов-,-ев-, -н-, -ян-, ск-, -енн-).
31
Образование притяжательных прилагательных (-инн-, …).
32
Проверочная работа
Словоизменение
Имя существительное
33
Изменение существительных по числам.
34,35 Изменение существительных по падежам, в том числе
существительных на –ии, -ие, -ия (В.п., Р.п., Т.п.)
36,37 Изменение существительных по падежам, в том числе
существительных на –ии, -ие, -ия (Д.п., П.п.)
38
Закрепление пройденного
Имя прилагательное
39,40 Род имён прилагательных.
41
Изменение прилагательных по числам.
42,43 Согласование прилагательных с существительными в роде.
44,45 Согласование прилагательных с существительными в числе.
46,47 Изменениепо падежам прилагательных с основой на шипящие –ц,
-ий, -ья, -ье, -ов, -ин.
48
Закрепление пройденного
Глагол
49,50 Изменение глаголов по временам.
51
Изменение глаголов по числам.
52,53 Изменение глаголов по родам в прошедшем времени.
54
Согласование глаголов с существительными в числе.
55,56 Согласование глаголов прошедшего времени с именем
существительным.
57
Закрепление пройденного
58
Проверочная работа
Развитие анализа структуры предложения
59-61 Предложение. Грамматическая основа. Второстепенные члены
предложения. Однородные члены предложения.
62,63 Обращение.
64,65 Прямая и косвенная речь.
66,67 Проверочная работа. Работа над ошибками.
68
Диагностика устной речи. Обобщающее занятие.
Всего:

3
2
2
1
1

1
2
2
1
2
1
2
2
2
1
2
1
2
1
2
1
1
3
2
2
2
1
68 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».