ПРИЛОЖЕНИЕ 1 К АООП ООО УО Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 Рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 коррекционного курса «Логопедические занятия» (для 6 класса) ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................. 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ....................................................................... 5 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................... 8 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 12 2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» (далее Коррекционный курс) составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Коррекционный курс относится к коррекционно-развивающей области «коррекционные занятия и ритмика» и являются обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 6 классе рассчитана на 71 час (34 учебные недели) и составляет 2 часа в неделю в форме групповых занятий; 1 час в неделю отводится на индивидуальные коррекционные занятия (по отдельному плану) – 3 часа в неделю: 9 часов – на обследование (с 01сентября по 15 сентября – 6 часов, с 25 мая по 30 мая - 3 часа). 62 часа – на коррекционные групповые логопедические занятия. Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 6 классе определяет следующую цель и задачи: Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика, коррекция дисграфии и дислексии различной этиологии; обеспечение речевой практики в рамках изучаемых правил, по предмету «Русский язык». 3 Задачи коррекционного курса: − повышать уровень речевого и общего психического развития обучающихся; − осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок; − закреплять практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности; − расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем окружении; − вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма; − обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии. Программа построена на основе учебника для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, авторы: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. Русский язык. 6 класс. – М.: «Просвещение», 2022 г. 4 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к усвоению речевых норм, учит использованию их в различных ситуациях. Рабочая программа с одной стороны, представляет собой платформу для успешного усвоения и правильного применения обучающимися грамматических правил, а с другой стороны - закрепление учебного материала. Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом, нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее совершенствование лексико-грамматических средств языка (уточнение и расширение словаря, свободное, активное и адекватное использование его в целях устного общения, развитие и совершенствование грамматического строя речи), на отработку навыков чтения и письма, формирование умений и навыков устного связного высказывания и в дальнейшем, на их основе, – предпосылок к развитию умений и навыков составления развёрнутых письменных текстов. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более высоком уровне, усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические темы. Обучение основано на принципе системно - деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного подхода, жизненными компетенциями, поэтапного формирования умственных действий. Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов: − практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки; 5 − наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами; − словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка. Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов: Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности обучающихся, формирования навыков четкого произношения, при восприятии речевых образцов, особенно в контексте интересных для ребенка видов деятельности. Продуктивные методы используются при построении высказываний, различных видов рассказа, пересказа и выполнения творческих заданий. Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и темпа усвоения программного материала обучающимися. В структуру занятия могут входить: − упражнения для развития артикуляционной моторики; − упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; − дыхательная гимнастика; − коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков; − формирование фонематических процессов; − работа со словами, звуко-слоговой анализ слов; − работа над предложением, текстом; − обогащение и активизация словарного запаса. Специфическим и очень важным структурным компонентом логопедических занятий является самоконтроль звукопроизношения. 6 Содержание разделов № Название раздела п/п Количество Контрольные часов работы 2 1. Обследование устной и письменной речи 9 2. Звуки и буквы 1 3. Согласные звуки и буквы 4 4. Предложение. Текст 3 5. Состав слова 11 6. Приставка и предлог 3 7. Слово 20 8. Связная устная речь 18 9. Работа над выразительностью чтения 2 Итого: 71 2 7 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: − принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; − развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных − способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых − контактов, обмене информацией; − умение вступать в контакт и общаться со сверстниками по теме занятий в урочное и внеурочное время; − умение произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; − умение обращаться за помощью и принимать помощь; − умение договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников в спорной ситуации; − развитие мотивации к овладению устной речью. Предметные: Минимальный уровень: − выделять имя прилагательное, определять падежные окончания; − грамматически правильно связывать слова в предложении; − производить звуко-слоговой анализ и синтез слова; − быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль; − пользоваться различными способами словообразования и словоизменения; − писать под диктовку простой текст; 8 − осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение; − составлять рассказ на определенную тему. Достаточный уровень: − уметь располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться словарем; − дифференцировать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки; − проверять написание звонких и глухих согласных путем изменения формы слова или подбора родственных слов; − находить однокоренные слова; − делать морфемный анализ слов; − образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов; − дифференцировать приставки и предлоги; − объяснять лексическое значение слов; − грамматически правильно оформлять предложения, интонационно правильно произносить их; − строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение; − читать правильно, осознанно, выразительно целыми словами, используя логические ударения, читать «про себя»; − работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную мысль. − владеть отдельными видами пересказов; − уметь составлять рассказы на заданную тему, по серии картин; − писать под диктовку тексты (50-55 слов); − активизировать усвоенную лексику через речевую практику. 9 Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл - минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла - значительная динамика. В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. Система оценивания является безотметочной, в то же время учительлогопед постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого. Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в форме устного опроса (индивидуального, фронтального), письменных работ, тестирования. Итоговые работы могут состоять из списывания, диктанта. Учитель-логопед анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых ошибок. Заполняется речевая карта обучающегося, карта результатов мониторинга. Проводится мониторинг состояния устной и письменной речи: первичное (на начало года); итоговое (конец года). 10 В основу организации процедуры логопедического мониторинга устной речи обучающихся положена методика Т. А. Фотековой. Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения более дифференцированного результата. Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности. Предлагается 4 уровня успешности: − высокий – 100 - 80%; − выше среднего – 79,9 -65%; − средний – 64,9 - 45%; − низкий – 44,9% и ниже. На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий отследить динамику его речевого развития. 11 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема курса Предметное содержание Кол-во часов № Дифференциация видов деятельности обучающихся Минимальный уровень Достаточный уровень Обследование устной и письменной речи – 6 часов 1. Обследование экспрессивной стороны речи 2. Обследование экспрессивной стороны речи 3. Обследование импрессивной стороны речи 4. Обследование импрессивной стороны речи 5. Обследование навыка чтения 1 Понимание обращенной речи. Выполнение предъявленных на слух словесных инструкций различной сложности Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Умеют воспроизводить 1 слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно. Составляют предложения 1 Понимание обращенной по предметным картинречи. кам с помощью учителяВыполнение предъявляемых логопеда. 1 на слух словесных инструкСоставляют простой расций различной сложности сказ по серии картинок 1 Чтение текстов. Ответы на вопросы учителя-логопеда. Пересказ прочитанного (прослушанного) текста Читают простой текст целыми словами. Отвечают на вопросы с опорой на картинку Отвечают на вопросы учителялогопеда. Произносят звуки, слоги, слова и фразы. Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения. Понимают смысл различных логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления. Составляют фразы по сюжетным картинкам. Составляют рассказ по серии сюжетных картинок Читают текст правильно, целыми словами, осознанно, соблюдая паузы на знаках препинания. Отвечают на вопросы учителялогопеда распространенным предложением. Пересказывают прочитанный текст 6. 7. 8. Обследование навыка письма Гласные и согласные звуки и буквы. Их различение Парные звонкие и глухие согласные звуки на конце и в середине слова 1 1 1 Написание диктанта Пишут под диктовку доступный текст после предварительного разбора Звуки и буквы – 1 час Сравнение и различение Различают на слух гласных и согласных зву- гласные и согласные ков на слух и в собственбуквы с опорой на схемы. ном произношении. Подбирают слова на Развитие умения слышать гласные и согласные заданный звук в ряду дру- звуки с помощью гих звуков. учителя-логопеда. Выделение звука на фоне Определяют полного слова. наличие/отсутствие Обозначение звука услов- гласного/согласного в ным значком. слове с опорой на Подбор слов, начинаюнаглядность. щихся с заданного звука Определяют (гласного/согласного). последовательность Определение последовазвуков в словах с тельности звуков в словах. помощью учителяРазвитие слухового вослогопеда приятия Согласные звуки и буквы – 4 часа Сравнение звонких и глу- Изменяют слова по хих согласных звуков по образцу с помощью артикуляции. учителя-логопеда. Умеют писать под диктовку текст Сравнивают и различают гласные и согласные звуки. Выявляют особенности звуков при произношении. Различают на слух гласные и согласные буквы. Умеют находить заданную гласную и согласную букву из ряда букв. Подбирают слова на гласные и согласные звуки. Определяют наличие/отсутствие гласного/согласного в слове. Определяют последовательность звуков в словах Сравнивают произношение и написание согласных на конце и в середине слова. 13 9. Тренировочные упражнения на правописание слов с парными звонкими и глухими согласными 1 10. Слова с непроизносимыми согласными звуками в словах 1 11. Правописание непроизносимых согласных звуков 1 12. Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме. Грамматическое оформле- 1 Развитие умения объяснять Вставляют пропущенные правописание слов со буквы с опорой на звонкими глухими соглас- наглядность. ными звуками на конце и в Умеют закончить середине слов. предложение по картинке Отработка способов проверки написания слов с помощью словоизменения и словообразования. Обогащение словарного запаса. Развитие фонематического слуха и восприятия Развитие умения подбиНаходят слова с рать проверочные слова непроизносимыми и для проверки непроизносомнительными симых согласных. согласными с помощью Развитие навыка словоиз- учителя-логопеда. менения и словообразова- Образуют слова с ния. непроизносимыми Обогащение словарного согласными от данных запаса. слов по образцу. Развитие фонематического Вставляют пропущенную слуха и восприятия. согласную, опираясь на Развитие орфографической проверочное слово зоркости Предложение. Текст – 3 часа Составление предложений Составляют предложение из слов, данных в началь- из разрозненных слов, ной форме. соблюдая нормы Упражнения в грамматисогласования с помощью ческом оформлении пред- учителя-логопеда. Изменяют слова по образцу, подбирая проверочные слова. Вставляют пропущенные буквы, подбирая проверочные слова. Умеют закончить предложение, выбрав подходящее слово по смыслу Находят слова с непроизносимыми и сомнительными согласными. Вставляют пропущенные буквы, подбирая проверочные слова. Объясняют правописание слов. Составляют словосочетания. Пишут слова с непроизносимыми согласными под диктовку Составляют предложение из разрозненных слов, соблюдая нормы согласования. Отвечают на вопрос учителялогопеда, используя данные слова и 14 13. 14. ние предложений ложений. Произнесение предложений с различной интонацией. Развитие умения составлять предложения по опорному слову с заданным количеством слов. Формирование навыков зрительного и слухового вербального анализа Отвечают на вопрос учителя-логопеда, используя данные слова и соблюдая правильный порядок слов. Передают интонацию голосом с опорой на знаки в конце предложения соблюдая правильный порядок слов. Выделяют голосом слова, важные по смыслу предложения. Называют слова, которые нужно писать с заглавной буквы. Выделяют подлежащее и сказуемое. Умеют передать различную интонацию конца предложения Составление предложений 1 из слов. Объединение их в связный текст Тренировочные упражне1 ния по закрепление навыка составления предложений из слов и объединения их в связный текст Составление связного текста из отдельных предложений. Закрепление умения составлять предложения, соблюдая правильный порядок слов. Определение темы текста. Развитие умения придумать заголовок к тексту. Развитие ориентировки в языковом материале С помощью учителялогопеда и наводящих вопросов устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на вопрос учителя-логопеда простым предложением. Составляют предложения из данных слов с помощью опорных схем Умеют устанавливать причинноследственные связи между явлениями и событиями. Выделяют признаки связного текста. Отвечают на вопросы учителялогопеда полным грамматически правильно оформленным предложением. Составляют предложения из данных слов. Располагают предложения в правильном порядке. Могут озаглавить текст 15 15. Корень как показатель лексического значения слова 1 16. Часть слова - приставка 1 17. Образование слов с помощью приставки 1 Состав слова – 11 часов Роль корня как значимой Выделяют корень в слочасти слова. вах с помощью учителяОбщее лексическое значе- логопеда. ние родственных слов. Подбирают однокоренПодбор однокоренных ные слова из слов для слов к данным словам. справок. Называние слов с общим Называют однокоренные корнем. слова с опорой на сюжетВыделение корня в словах. ную картинку. Дифференциация слов с Исключают “лишние” одинаковым корнем, но слова, не подходящего по разным смысловым значе- смыслу к группе роднием. ственных слов с помоРазвитие навыка словооб- щью учителя-логопеда разования и подбора однокоренных слов. Расширение словарного запаса за счет уточнения значения слов Определение смыслового значения приставок. Закрепление знаний о правописании приставок. Развитие умения образовывать слова приставочным способом. Изменение лексического значения слова с помощью Находят часть слова, стоящую перед корнем. Выделяют приставку в словах с помощью учителя-логопеда. Образовывают слова приставочным способом, с опорой на наглядный материал. Выделяют в каждом «гнезде» родственных слов главное, несущее основной смысл, от которого образованы все слова данной группы. Находят и выделяют корень в словах. Умеют подобрать однокоренные слова по корню слова. Выделяют на слух однокоренные слова. Умеют различать слова с одинаковым корнем, но разным смысловым значением. Образовывают однокоренные слова. Исключают “лишние” слова (слов), не подходящего по смыслу к группе родственных слов Умеют дать определение приставки. Выделяют приставку в словах, обозначают ее графически. Образовывают слова приставочным способом. Составляют словосочетания и предложения с образованными словами. Подбирают к именам существитель- 16 18. Часть слова – суффикс 1 19. Образование слов с помощью суффиксов 1 приставок. Выделение приставки в словах. Развитие умения составлять словосочетания и предложения со словами. Обогащение словарного запаса. Развитие слухового внимания и логического мышления Закрепление понятия «суффикс» и навыка образования слов при помощи различных суффиксов. Выделение общей части образованных слов. Закрепление знаний о правописании суффиксов. Определение смыслового значения суффиксов. Изменение лексического значения с помощью суффиксов. Развитие умения составлять словосочетания и предложения со словами. Обогащение словарного запаса. Развитие слухового внимания и логического мышления Составляют словосочета- ным подходящие по смыслу глаголы ния со значением движения Образовывают слова приставочносуффиксальным способом с опорой на картинный материал. Выделяют приставки и суффиксы с помощью учителя-логопеда. Составляют словосочетания с образованными словами Умеют дать определение суффикса. Образовывают слова с при помощи суффиксов. Выделяют суффикс в словах, обозначают его графически. Составляют словосочетания и предложения с образованными словами 17 20. Образование слов с помощью суффиксов и приставок 1 Закрепление знаний и практических способов словообразования. Формирование умения определять способ словообразования. Обогащение словарного запаса. Развитие слухового внимания и логического мышления. Образовывают слова приставочно-суффиксальным способом с опорой на картинный материал. Выделяют приставки и суффиксы с помощью учителялогопеда. Составляют словосочетания образованными словами Образовывают слова приставочно-суффиксальным способом. Находят и обозначают графически приставки и суффиксы. Составляют словосочетания и предложения с образованными словами 21. Сложные слова 1 Образовывают сложные слова, отвечая на вопрос учителя-логопеда. Составляют словосочетания с образованными словами. Находят сложные слова в словосочетаниях и выделяют корни с помощью учителялогопеда Знают понятие сложного слова. Образовывают сложные слова. Образовывают слова из двух основ. Составляют словосочетания и предложения с образованными словами. Находят сложные слова в словосочетаниях и предложениях, объясняют свой выбор. Выделяют корни в сложных словах. Пишут сложные слова под диктовку Образовывают сложные слова, отвечая на вопрос учителя-логопеда. Составляют словосочетания с образованными словами. Находят сложные слова в словосочетаниях и выделяют корни с помощью учителялогопеда 18 22. Безударные гласные в словах 1 23. Способы проверки безударных гласных в корне слова 1 24. Две безударные гласные, проверяемые ударением 1 Закрепление правописания безударных гласных звуков в корне слова, проверяемых ударением. Подбор проверочных слов. Запись слов с пропущенными буквами. Запись слов с безударными гласными под диктовку. Расширение и активизация словарного запаса. Развитие фонематического слуха и восприятия Закрепление правописания двух безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением. Подбор проверочных слов. Постановка ударения в проверочных словах. Развитие умения вставлять две пропущенные безударные гласные. Расширение и активизация словарного запаса. Развитие фонематического слуха и восприятия Выделяют безударную гласную в словах. С помощью учителя – логопеда подбирают проверочные слова и называют нужную гласную букву Выделяют в слове безударную гласную. Умеют подобрать проверочные слова к слову с безударной гласной. Расширяют словарный запас через накопление «гнезд» родственных слов. Записывают под диктовку слова разной степени сложности и подбирают к ним проверочные слова Выделяют безударные гласные в словах. С помощью учителя – логопеда подбирают проверочные слова и называют нужные гласные буквы. Ставят ударение в проверочных словах Находят две безударные гласные в словах. Умеют подобрать проверочные слова к слову с двумя безударными гласными. Ставят ударение в проверочных словах. Расширяют словарный запас через накопление «гнезд» родственных слов. Записывают под диктовку слова с двумя безударными гласными в корне 19 25. Непроверяемые безударные гласные (словарные слова) 26. Предлог, как самостоятельное слово. Составление словосочетаний с предлогами 1 1 Постановка ударения в словах, выделение безударной гласной. Отработка умения правильного написания слов с непроверяемыми безударными гласными. Развитие умения работать со словарными словами. Развитие орфографической зоркости Ставят ударение в словах. Выделяют безударную гласную с помощью учителялогопеда. Вставляют пропущенные безударные гласные с опорой на словарные слова Приставка и предлог – 3 часа Различают пространственЗакрепление представления о предлоге, как самоное значение предлогов. стоятельной единицы реВыполняют инструкции чи. учителя-логопеда. Развитие навыка распоПравильно используют знавания и написания предлоги с помощью учипредлогов. теля-логопеда при составСоставление словосочелении словосочетаний таний с предлогами. Развитие и уточнение пространственных представлений Ставят ударение в словах. Находят и выделяют безударную гласную. Вставляют пропущенные буквы. Умеют проверить правильность написания по словарю. Пишут слова под диктовку Правильно пишут предлоги со словами, объясняя раздельное написание. Умеют найти и исправить ошибки в употреблении предлогов. Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Соединяют пары слов с помощью предлогов, образуя словосочетания Вставляют пропущенные предлоги в словосочетания 20 27. Различение предлогов и приставок в словосочетаниях и предложениях 28. Тренировочные упражнения по различению предлогов и приставок в словосочетаниях и предложениях 1 29. Грамматические признаки слов, обозначающих предмет – имя существительное 1 1 Выделяют приставки и Закрепление знаний о предлоги. предлогах и приставках. Составляют словосочетаДифференциация предлония с предлогами и пригов и приставок. ставками с опорой на карРазвитие умения выдетинный материал. лять приставку и предлог. Вставляют подходящие по Развитие умения прасмыслу приставки и предвильно употреблять прилоги в предложения с поставки и предлоги в речи. мощью учителя-логопеда Формирование навыка слитного написания приставки и раздельного написания предлога. Развитие орфографической зоркости Слово - 20 часов Закрепление понятия о слоКлассифицируют и называх, обозначающих предмет. вают с помощью учителяСовершенствование навыка логопеда имена существидифференциации одушевлен- тельные и ставят к ним ного и неодушевленного правильный вопрос. предмета. Называют предмет по его Развитие умения ставить во- признаку и действию с прос к имени существитель- помощью учителяному. логопеда. Обогащение и расширение Дифференцируют одусловарного запаса. шевленные и неодушевРазвитие зрительного внималенные предметы с опония и памяти рой на картинный материал. Выделяют приставки и предлоги. Составляют словосочетания с предлогами и приставками. Вставляют подходящие по смыслу приставки и предлоги в предложения. Исправляют допущенные ошибки, подбирая подходящую по значению приставку. Составляют предложения из слов Имеют представление об именах существительных, ставят к ним правильный вопрос. Называют предмет по его признаку и действию. Выделяют имена существительные среди других слов. Дифференцируют одушевленные и неодушевленные предметы. Изменяют слова по числам 21 30. Слова, обозначающие предметы – имена существительные. Антонимы 1 Закрепление и расширение понятия «антонимы». Подбор слов-антонимов к именам существительным. Выбор слов - антонимов из предложенных слов Игра «Подбери пару». Составление предложений с антонимами. Расширение пассивного и активного словарного запаса 31. Подбор антонимов к слову, нахождение антонимов в предложении и тексте 1 Совершенствование навыка правильного распознавания, подбора и употребления слов-антонимов в речи. Развитие умения закончить предложение словомантонимом. Развитие слухового внимания. Обогащение и активизация словарного запаса Закрепление понятия «синонимы». Развитие умения подбирать слова синонимы к именам существительным. Игра «Подбери словечко». Составление предложений 32. Слова, обозначающие предметы – имена существительные. Синонимы 1 Изменяют слова по образцу Читают по карточке определение понятия «антонимы». Подбирают словаантонимы к именам существительным с опорой на наглядный материал. Подбирают к словам, обозначающим предмет слова-антонимы из слов для справок Подбирают к именам существительным словаантонимы с помощью учителя-логопеда. Находят в предложении антонимичные пары с помощью учителя-логопеда Дают определение понятия «синонимы». Подбирают словасинонимы к именам существительным с помощью учителя-логопеда. Подбирают к словам, обо- Знают определение понятия «антонимы». Подбирают слова-антонимы к словам, обозначающим предметы. Находят в ряду слов слова антонимы. Выписывают выделенные слова, обозначающие предметы и подбирают к ним антонимы. Составляют предложения со словами антонимами Подбирают к словам, обозначающим предметы словаантонимы. Находят в предложении и тексте антонимичные пары. Умеют закончить предложение, подобрав антонимы к нужным словам Объясняют лексическое значение понятия «синонимы». Подбирают слова-синонимы к словам, обозначающим предметы. Выбирают в ряду слов словасинонимы. 22 33. Подбор синонимов к слову, нахождение синонимов в предложении и тексте 1 34. Слова, обозначающие предметы – имена существительные. Многозначность - слова омонимы 1 с синонимами. Расширение пассивного и активного словарного запаса Развитие умения подбирать к именам существительным синонимы. Обоснование выбора синонимов. Развитие умения заменить в предложении и тексте слово на синонимичное, устраняя повторяющееся слово. Расширение словарного запаса. Развитие слухового внимания Формирование представлений о словах омонимах. Работа над семантикой слова (соотнесение слова и предмета). Чтение стихотворений с многозначными словами. Развитие умения слышать в речи и выделять многозначные слова. Развитие чувства языка. Расширение пассивного и активного словарного запаса значающим предмет, слова синонимы из слов для справок Составляют предложения со словами синонимами Соотносят близкие по значению слова с использованием наглядности. Подбирают синонимы к словам, заменяя их в предложении, используя слова для справок. Составляют предложения со словами синонимами Читают текст, заменяя слова на синонимы, используя слова для справок Читают по карточке определение понятия «омонимы». Находят многозначные слова по картинкам, объясняют значение слов. Составляют словосочетания из слов омонимов Соотносят близкие по значению слова. Подбирают синонимы к словам, заменяя их в предложении. Списывают предложения парами, находят и подчеркивают в предложениях каждой пары синонимы. Читают текст, заменяя слова на синонимы Знают определение понятия «омонимы». Читают стихотворение, находят слова омонимы, объясняют значение каждого слова. Составляют словосочетания и предложения из слов омонимов. Находят в тексте многозначные слова, заменяют их словами синонимами 23 35. Грамматические признаки слов, обозначающих признак предмета – имя прилагательное 1 Определение синтаксической роли имени прилагательного в речи. Закрепление умения ставить к имени прилагательному вопрос. Развитие практического навыка в подборе имен прилагательных Развитие слухового внимания и памяти Умеют классифицировать и называть с помощью учителя-логопеда слова, обозначающие признак предмета и ставить к ним правильный вопрос. Выделяют имена прилагательные из ряда слов с помощью учителя-логопеда Подбирают к именам существительным подходящие по смыслу слова, обозначающие признаки. Ставят вопрос к именам прилагательным. Выделяют имена прилагательные из ряда слов. Умеют закончить предложения, подбирая по смыслу подходящие слова признаки 36. Согласование имен прилагательных с именем существительным в роде, числе (в именительном падеже) 1 Определение рода имен прилагательных с помощью вопросов. Закрепление согласования имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. Образование новых слов, обозначающие признак предмета от имен существительных. Развитие орфографической зоркости и чувства языка Соотносят имена существительные с соответствующими именами прилагательными с опорой на картинный материал, записывают словосочетания. Согласуют имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. Заканчивают предложения, используя имена прилагательные, выделяя голосом их окончания Подбирают к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные нужного рода и числа, составляют словосочетания. Образуют однокоренные имена прилагательные от имен существительных. Заканчивают предложения, используя имена прилагательные, выделяя голосом их окончания. Записывают текст, вставив в предложения подходящие по смыслу прилагательные 24 37. Согласование имен прилагательных с именем существительным в родительном и винительном падежах 38. Согласование имен прилагательных с именем существительным в дательном падеже 39. Согласование имен прилагательных с именем существительным в творительном падеже 40. Согласование имен прилагательных с именем существительным в предложном падеже 1 1 1 1 Закрепление синтаксической функции падежей при согласовании имен существительных с именами прилагательными. Развитие умения находить в предложении сочетания имени существительного с именем прилагательным. Правильное употребление предлогов при составлении словосочетаний имен прилагательных с именем существительным в предложении и тексте. Развитие орфографической зоркости и чувства языка Согласовывают имена существительные с именами прилагательными в падеже с помощью наводящих вопросов. Умеют выделить из предложения сочетания существительного с прилагательным и поставить правильный вопрос от имени существительного с помощью учителя-логопеда Согласовывают имена существительные с именами прилагательными в падеже. Умеют выделить из предложения сочетания существительного с прилагательным и поставить правильный вопрос от имени существительного. Выделяют окончания имен прилагательных. Вставляют пропущенные окончания прилагательных в предложении и тексте. Вставляют пропущенные имена прилагательные в предложение и текст, соблюдая предложно-падежные конструкции 25 41. Притяжательные прилагательные 1 Развитие навыка словообразования притяжательных прилагательных. Упражнения в постановке вопросов с вопросительными местоимениями. Согласование притяжательных прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже. Расширение пассивного и активного словарного запаса Образуют притяжательные прилагательные с помощью суффиксов по образцу. Составляют словосочетания с притяжательными прилагательными по картинкам. Отвечают на вопросы учителя-логопеда 42. Сравнительная степень прилагательных 1 Употребление в речи прилагательных в сравнительной степени. Развитие навыка образования сравнительной степени прилагательных. Обогащение и активизация словарного запаса Образовывают различные формы степеней сравнения прилагательных с помощью опорной таблицы или по образцу. Составляют словосочетания с прилагательными в сравнительной степени Образуют притяжательные прилагательные с помощью суффиксов. Составляют словосочетания с притяжательными прилагательными. Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением с соблюдением орфографических норм Умеют исправить ошибку, правильно согласовывая в словосочетании прилагательное с именем существительным Образовывают различные формы степеней сравнения прилагательных. Находят в предложении прилагательные в сравнительной степени. Составляют словосочетания с прилагательными в сравнительной степени. Умеют закончить предложение по смыслу, используя прилагательные в сравнительной степени 26 43. Слова, обозначающие признаки предметов, имена прилагательные. Антонимы 1 Закрепление и расширение понятия «антонимы». Подбор слов-антонимов к именам прилагательным. Выбор слов - антонимов из предложенных слов Игра «Подбери пару». Составление предложений с антонимами. Расширение пассивного и активного словарного запаса Читают по карточке определение понятия «антонимы». Подбирают словаантонимы к именам прилагательным с опорой на наглядный материал. Подбирают к словам, обозначающим признак предмета слова-антонимы из слов для справок 44. Подбор антонимов к слову, нахождение антонимов в предложении и тексте 1 Подбирают к именам существительным словаантонимы с помощью учителя-логопеда. Находят в предложении антонимичные пары с помощью учителя-логопеда 45. Слова, обозначающие признаки предметов, имена прилагательные. Синонимы 1 Совершенствование навыка правильного распознавания, подбора и употребления слов-антонимов в речи. Развитие умения закончить предложение словомантонимом. Развитие слухового внимания. Обогащение и активизация словарного запаса Закрепление понятия «синонимы». Развитие умения подбирать слова синонимы к именам прилагательным. Игра «Подбери словечко». Дают определение понятия «синонимы». Подбирают словасинонимы к именам прилагательным с помощью учителя-логопеда. Знают определение понятия «антонимы». Подбирают слова-антонимы к словам, обозначающим признак предмета. Находят в ряду слов слова антонимы. Выписывают выделенные слова, обозначающие признак предмета и подбирают к ним антонимы. Составляют предложения со словами антонимами Подбирают к словам, обозначающим признак предмета слова-антонимы. Находят в предложении и тексте антонимичные пары. Умеют закончить предложение, подобрав антонимы к нужным словам Объясняют лексическое значение понятия «синонимы». Подбирают слова-синонимы к словам, обозначающим признак предмета. Выбирают в ряду слов слова- 27 46. Подбор синонимов к слову, нахождение синонимов в предложении и тексте 1 47. Слова, обозначающие признаки предметов, имена прилагательные. Многозначность имен прилагательных 1 Составление предложений с синонимами. Расширение пассивного и активного словарного запаса Развитие умения подбирать к именам прилагательным синонимы. Обоснование выбора синонимов. Развитие умения заменить в предложении и тексте слово на синонимичное, устраняя повторяющееся слово. Расширение словарного запаса. Развитие слухового внимания Закрепление представлений о словах омонимах. Формирование умения определять лексическое значение слов-омонимов Чтение стихотворений с многозначными словами. Развитие умения слышать в речи и выделять многозначные слова. Правильное построение высказывания в соответствии с его значением. Расширение пассивного и активного словарного запаса. Развитие чувства языка Подбирают к словам, обозначающим признак предмета, слова синонимы из слов для справок синонимы. Составляют предложения со словами синонимами Соотносят близкие по значению слова с использованием наглядности. Подбирают синонимы к словам, заменяя их в предложении, используя слова для справок. Составляют предложения со словами синонимами Читают текст, заменяя слова на синонимы, используя слова для справок Читают по карточке определение понятия «омонимы». Находят многозначные слова по картинкам, объясняют значение слов. Составляют словосочетания из слов омонимов Соотносят близкие по значению слова. Подбирают синонимы к словам, заменяя их в предложении. Списывают предложения парами, находят и подчеркивают в предложениях каждой пары синонимы. Читают текст, заменяя слова на синонимы Знают определение понятия «омонимы». Читают стихотворение, находят слова омонимы, объясняют лексическое значение каждого слова. Дифференцируют имена прилагательные (прямое и переносное значение слова). Составляют словосочетания и предложения из слов омонимов. Находят в тексте многозначные слова, заменяют их словами синонимами 28 48. Слова, обозначающие признаки предметов, имена прилагательные. Образные слова и выражения 1 49. Устное сочинение. Составление описательного рассказа по вопросам 50. Устное сочинение. Составление описательного рассказа по вопросам 1 1 Подбирают подходящее по Формирование умения смыслу имя прилагательопределять прямое и переное, используя слова для носное значение слов. справок Развитие правильного употребления образных слов и выражений Расширение пассивного и активного словарного запаса. Развитие чувства языка Связная устная речь – 18 часов Отвечают на вопросы учиРазвитие умения составтеля-логопеда простым лять описательный распредложением. сказ по вопросам учитеЧитают составленные ля-логопеда. предложения. Формирование умения Предлагают название рассоставлять полный ответ сказа на вопрос учителялогопеда, учитывая связь слов в тексте. Развитие умения устанавливать связь заголовка с темой текста. Развитие умения использовать в тексте распространённые и сложные предложения. Развитие навыков устной связной речи Умеют подбирать прилагательные к именам существительным, основанные на сходстве и сравнении. Подбирают подходящее по смыслу имя прилагательное. Находят в связном тексте образные сравнения имен прилагательных Отвечают на вопросы учителялогопеда распространенным предложением. Умеют объяснять лексическое значение слов. Грамотно, четко и последовательно составляют описательный рассказ. Предлагают название рассказа. Пересказывают рассказ 29 51. Устное сочинение. Составление описательного рассказа опорным словам и картинкам 52. Устное сочинение. Составление описательного рассказа опорным словам и картинкам 53. Устное сочинение. Составление описательного рассказа по мнемотаблицам 1 1 1 Развитие умения составлять описательный рассказ, по опорным словам, и картинкам. Составление связного высказывания, по опорным словам, и словосочетаниям. Обогащение и развитие словарного запаса на материале группы родственных слов. Обогащение и развитие словарного запаса. Развитие умения обращать внимание на смысловую связь между предложениями. Развитие навыков устной связной речи Развитие умения составлять описательный рассказ с использованием мнемотаблиц. Читают опорные слова и словосочетания. Подбирают родственные, однокоренные слова. Предлагают название рассказа. Рассматривают картинку и составляют по ней предложения, опираясь на опорные слова/словосочетания Читают опорные слова и словосочетания. Подбирают родственные, однокоренные слова. Предлагают название рассказа. Рассматривают картинку и составляют по ней предложения, опираясь на опорные слова/словосочетания. Грамотно, четко и последовательно составляют описательный рассказ. Пересказывают рассказ Отгадывают загадку по лексической теме с опорой на предметную картинку. Отвечают на вопросы учи- Отгадывают загадку по лексической теме. Отвечают на вопросы учителялогопеда распространенным 30 Устное сочинение. Составление описательного рассказа по опорным схемам-рисункам 1 Обогащение и развитие словарного запаса. Развитие умения использовать в тексте распространённые предложения. Развитие навыков устной связной речи 55. Устное сочинение. Составление описательного рассказа предмета (с опорой на предметную картинку) 56. Устное сочинение. Составление описательного рассказа предмета (с опорой на предметную картинку) 1 Развитие умения составлять описательный рассказ предмета с опорой на предметную картинку. Обогащение и развитие словарного запаса. Развитие умения использовать в тексте распространённые или сложные предложения. Развитие монологической речи 57. Устное сочинение. Составление описательного рассказа предмета (без опоры на предметную картинку) 58. Устное сочинение. Составление описа- 1 54. 1 1 Развитие умения составлять описательный рассказ предмета с опорой на предметную картинку. Развитие умения использовать в тексте распространённые или сложные предложения. теля-логопеда простым предложением, опираясь на символы, изображенные в мнемотаблице и наводящие вопросы учителя-логопеда. Предлагают название рассказа предложением, опираясь на символы, изображенные в мнемотаблице. Подбирают слова-признаки, опираясь на знаковую схему. Предлагают название рассказа. Грамотно, четко и последовательно составляют описательный рассказ. Пересказывают рассказ Рассматривают предметРассматривают предметную ную картинку. картинку. Подбирают слова-признаки, Подбирают слова-признаки, которые характеризуют которые характеризуют предпредметную картинку по метную картинку по разным разным признакам с помопризнакам. щью наводящих вопросов Отвечают на вопросы учителяучителя-логопеда. логопеда распространенным Отвечают на вопросы учипредложением. теля-логопеда простым Предлагают название рассказа. предложением. Грамотно, четко и последоваПредлагают название растельно составляют описасказа тельный рассказ. Пересказывают рассказ Отгадывают название Отгадывают название предпредмета по описанию мета по описанию учителяучителя-логопеда. логопеда. Определяют тему рассказа. Определяют тему рассказа. Подбирают словаПодбирают слова-признаки, признаки, которые хараккоторые характеризуют предтеризуют предмет по размет по разным признакам. ным признакам с помоНазывают опорные слова и 31 Развитие навыков устной связной речи. Обогащение и развитие словарного запаса тельного рассказа предмета (без опоры на предметную картинку) 59. Устное сочинение. Составление описательного рассказа по плану 60. Устное сочинение. Составление описательного рассказа по плану 1 61. Устное сочинение. Составление рассказа по серии сюжетных картинок 62. Устное сочинение. Составление рассказа по 1 1 1 Развитие умения составлять описательный рассказ по плану. Развитие умения использовать в тексте распространённые или сложные предложения. Развитие навыков устной связной речи. Обогащение и развитие словарного запаса Развитие умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Развитие умения использовать в тексте распространённые или сложные щью наводящих вопросов учителя-логопеда. Отвечают на вопросы учителя-логопеда простым предложением. Предлагают название рассказа словосочетания для составления рассказа. Подбирают синонимы к словам. Отвечают на вопросы учителялогопеда распространенным предложением. Предлагают название рассказа. Грамотно, четко и последовательно составляют описательный рассказ. Пересказывают рассказ Читают предложенный Читают предложенный учиучителем-логопедом план телем-логопедом план описаописательного рассказа. тельного рассказа. Выделяют основную тему Выделяют основную тему рассказа. рассказа. Отвечают на вопросы учиОтвечают на вопросы учитетеля-логопеда простым ля-логопеда распространенпредложением. ным предложением или Предлагают название рассложным предложением. сказа Предлагают название рассказа. Грамотно, четко и последовательно составляют рассказ. Пересказывают рассказ, учитывая связь предложений в тексте Рассматривают серию сюРассматривают серию сюжетжетных картинок. ных картинок. Располагают сюжетные кар- Располагают сюжетные картинки в правильной после- тинки в правильной последодовательности. вательности. Определяют тему рассказа. Определяют главную мысль 32 серии сюжетных картинок 63. Устное сочинение. Составление рассказа по серии сюжетных картинок 64. Устное сочинение. Составление рассказа по серии сюжетных картинок 65. Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке 66. Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке 1 предложения. Развитие навыков устной связной речи. Обогащение и развитие словарного запаса 1 1 1 Развитие умения составлять рассказ по сюжетной картинке. Определение и раскрытие темы текста. Составление связного высказывания, используя разнообразные языковые средства. Развитие навыков монологической речи Обогащение и развитие словарного запаса Рассматривают каждую картинку и составляют по ней простые предложения. Предлагают название рассказа рассказа. Рассматривают каждую картинку и составляют по ней распространенные предложения. Предлагают название рассказа. Грамотно, четко и последовательно составляют рассказ. Пересказывают рассказ, учитывая связь предложений в тексте Рассматривают сюжетную Рассматривают сюжетную каркартинку. тинку. Определяют основную тему Определяют основную тему рассказа. рассказа. Предлагают название расНазывают опорные слова и сказа. словосочетания для составлеСоставляют простые предния рассказа. Подбирают силожения. нонимы к словам. Записывают составленный Предлагают название рассказа. рассказ по образцу Составляют распространенные или сложные предложения. Грамотно, четко и последовательно составляют рассказ, учитывая связь предложений в тексте. Пересказывают рассказ, Записывают коллективно составленный рассказ 33 67. Диалог. Чтение по ролям 68. Логическое ударение. Интонационное ударение 69. Обследование экспрессивной и импрессивной стороны речи 1 1 1 Работа над выразительностью чтения – 2 часа Знакомство с понятием «диа- Читают по карточке опрелог». деление понятия «диаРазвитие умения построения лог». диалога с целью сообщения Читают диалог. информации. Отвечают на вопросы к Ответы на вопросы к диало- диалогу. гу. Проигрывают диалог Развитие интонационной выразительности речи. Проигрывание (инсценировка) диалога. Развитие умения выражать эмоциональное состояние героев. Развитие чувства языка Развитие навыков выразиЧитают текст выразительно тельного чтения. после предварительного Выделение логического и ин- разбора. тонационного ударения. Слушают и выделяют слоРабота над интонационной во, на котором сделано ловыразительностью речи. гическое ударение. Развитие навыков связной Читают предложения с праустной речи вильной интонацией. Обследование устной и письменной речи – 3 часа Понимание обращенной речи. Умеют отвечать на вопросы Выполнение предъявляемых учителя-логопеда. на слух словесных инструкВоспроизводят слоговые ций различной сложности цепочки, слова, словосочетания, предложения сопря- Умеют дать определение понятию «диалог» Читают диалог. Отвечают на вопросы полным предложением к диалогу. Разыгрывают сценку (инсценируют), используя диалог. Пересказывают диалог по ролям Читают текст выразительно. Умеют выделять логическим ударением главное во фразе в зависимости от ее смысла. Соблюдают паузу, интонацию в вопросах, ответах, при чтении и пересказе связных текстов Умеют отвечать на вопросы учителя-логопеда. Произносят и воспроизводят звуки, слоги, слова и фразы. Произносят, воспроизводят 34 женно и отраженно. Составляют фразы по предметным картинкам с помощью учителя-логопеда 70. Обследование устной речи 1 Чтение слов, предложений, простых текстов. Ответы на вопросы учителялогопеда. Пересказ прочитанного текста 71. Обследование письменной речи 1 Написание диктанта. Работа над ошибками звуки, слоги, слова и фразы.Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения. Понимают смысл различных логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления. Составляют фразы по предметным, сюжетным картинкам. Составляют рассказ по серии сюжетных картинок Читают доступный текст. Читают текст правильно, праОтвечают на вопросы с по- вильно, целыми словами, осомощью наводящих вопросов знано, соблюдая паузы на знаучителя-логопеда ках препинания. Пересказывают прочитанный материал Пишут под диктовку проУмеют писать под диктовку стой текст после предвари- текст. тельного разбора совместно Умеют находить допущенные с учителем-логопедом ошибки и исправлять их после предварительного анализа и разбора учителем-логопедом 35