(1-5)\x7e2

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 К АООП НОО
ДЛЯ СЛАБОВЯДЯЩИХ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
(для слабовидящих обучающихся 1-5 классов образовательных
организаций)

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА...................................................................... 3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ................................. 3
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РАЗВИТИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ......................................................... 5
МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РАЗВИТИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.................. 7
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РАЗВИТИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ......................................................... 7
1 КЛАСС ............................................................................................................ 7
2 КЛАСС ............................................................................................................ 9
3 КЛАСС .......................................................................................................... 11
4 КЛАСС .......................................................................................................... 13
5 КЛАСС .......................................................................................................... 15
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО
КУРСА «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» НА
УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ........................................ 19
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .................................................................... 19
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ......................................................... 20
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .................................................................... 21
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РАЗВИТИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ....................................................... 23

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная

рабочая

программа

коррекционного

курса

«Развитие

коммуникативной деятельности» для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы
начального общего образования слабовидящих обучающихся разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(вариант 4.2 АООП НОО для слабовидящих обучающихся), Федеральной
адаптированной образовательной программы начального общего образования
для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2 ФАОП НОО).
ОБЩАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

КОРРЕКЦИОННОГО

КУРСА

«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Коррекционный
направлен

на

курс

«Развитие

формирование

у

коммуникативной

слабовидящих

деятельности»

обучающихся

навыков

коммуникации для установления контактов с окружающими, развитие
потребности в общении, овладение вербальными и невербальными средствами
коммуникации, навыками их использования в различных коммуникативных
ситуациях, возникающих в повседневной жизни, нормами и правилами общения,
его

культурой,

обучение

использованию

нарушенного

зрения

в

коммуникативной деятельности, при восприятии и воспроизведении неречевых
способов общения, адекватное восприятие образов других людей на основе их
мимики и пантомимики, расширение и обогащение социального опыта. Курс
обеспечивает развитие межличностного взаимодействия между обучающимися
с нарушенным и сохранным зрением. В рамках освоения программного
содержания

курса

слабовидящие

обучающиеся

смогут

расширить

и

совершенствовать опыт самовыражения в речи, мимике, жестах и пантомимике,
а также с помощью взгляда.

Слабовидящим обучающимся характерны специфические трудности в
развитии коммуникативной деятельности, обусловливающие снижение уровня
сформированности коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте.
Слабовидение ограничивает основной канал поступления информации, которая
характеризует партнера по общению, искажает ее, снижает ее качество и объем,
что приводит к возникновению затруднений в получении обратной связи с ним.
У слабовидящих обучающихся наблюдаются неполнота, недостаточность, а в
ряде случаев и неадекватность внешних эмоциональных проявлений. Среди
таких проявлений: бедность и замедленность выразительных движений,
нечеткость,

упрощенность

мимики,

жестов

и

пантомимики.

Внешние

проявления эмоций могут сочетаться с навязчивыми движениями. У
слабовидящих обучающихся часто отмечаются трудности в восприятии,
интерпретации и воспроизведении невербальных средств общения. Наряду с
трудностями в формировании невербальных средств коммуникации, у
слабовидящих обучающихся отмечаются специфические особенности в
развитии языковых средств общения, к числу которых относятся: некоторое
снижение динамики развития и накопления языковых средств, недостаточный
запас слов, обозначающих признаки предметов и пространственные отношения,
трудности вербализации зрительных впечатлений, овладения языковыми
средствами речи (фонематический состав, словарный запас, грамматический
строй). Специфика развития языковых средств речи, прежде всего, проявляется
в нарушениях соотношения слова и образа, которое характеризуется
недостаточной связью речи с ее предметным содержанием, вербализмом и
формализмом речи. Перечисленные трудности определяют необходимость
целенаправленной и систематической коррекционной работы по развитию у
слабовидящих обучающихся коммуникативной деятельности на уровне
начального общего образования. При этом, важно отметить, что у слабовидящих
обучающихся речь должна выполнять компенсаторную функцию.
Содержание курса «Развитие коммуникативной деятельности» включает
многообразие форм и способов овладения языком и речью, другими видами

коммуникации, их использование в различных сферах жизнедеятельности и
общения. Коррекционный курс «Развитие коммуникативной деятельности»
носит ярко выраженную практико-ориентированную направленность. Особое
внимание уделяется формированию навыков невербальной коммуникации,
обучению использованию в коммуникативной деятельности невербальных
средств общения с помощью нарушенного зрения. Необходимо учить
слабовидящих обучающихся воспроизведению, употреблению и пониманию
выразительных движений на зрительной основе. Работа по формированию у
слабовидящих

обучающихся

навыков

невербальной

коммуникации

предполагает обучение правильному воспроизведению и употреблению
неречевых способов общения под контролем зрения с учетом зрительных
возможностей, степени выраженности и характера нарушения зрения,
индивидуальных особенностей зрительной системы, определяющих своеобразие
зрительного восприятия. Кроме того, в процессе преподавания курса проводится
специальная работа по овладению обучающимися правилами и нормами
общения со взрослыми и сверстниками в различных коммуникативных
ситуациях.

Реализация

обучающимися

содержания

начальными

взаимодействия,

а

также

навыками
работы

курса

обеспечивает

межличностного
в

команде,

овладение

и

социального

как

важнейших

надпрофессиональных компетенций. На коррекционных занятиях по развитию
коммуникативной деятельности используются подгрупповая и индивидуальная
формы работы.
ЦЕЛИ

ИЗУЧЕНИЯ

КОРРЕКЦИОННОГО

КУРСА

«РАЗВИТИЕ

КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Целью изучения коррекционного курса «Развитие коммуникативной
деятельности»

является

формирование

у

слабовидящих

обучающихся

компенсаторных способов преодоления специфических коммуникативных
трудностей посредством овладения навыками вербальной и невербальной

коммуникации, освоения правил и норм общения, а также расширения и
обогащения опыта межличностного и социального взаимодействия.
Задачи:
•

Ознакомление с ролью общения в жизни человека;

•

ознакомление с компенсаторной ролью и функциями общения и речи

в жизни слабовидящих;
•

развитие

потребности

в

общении,

повышение

мотивации

коммуникативной деятельности;
•

формирование культуры общения;

•

овладение правилами и нормами общения со взрослыми и

сверстниками в различных коммуникативных ситуациях;
•

формирование навыков вербальной и невербальной коммуникации;

•

обучение

правильному

воспроизведению,

употреблению

и

пониманию неречевых способов общения с помощью зрения, формирование
механизмов произвольного воспроизведения выразительных движений, мимики
и жестов;
•

развитие навыков восприятия и использования взгляда в процессе

общения;
•

обучение

способам

адекватного

выражения

эмоциональных

состояний с помощью неречевых средств;
•

обучение использованию коммуникативных навыков в проблемных

ситуациях и в совместной деятельности;
•

обучение зрительному восприятию образов других людей на основе

их мимики и пантомимики;
•

развитие навыков межличностного и социального взаимодействия в

различных видах деятельности;
•

преодоление

вербализма

и

формализма

речи

посредством

соотнесения слова, установления связи речи с ее предметным содержанием;

•

обучение навыкам конструктивного взаимодействия при работе в

группе, команде.
МЕСТО

КОРРЕКЦИОННОГО

КУРСА

«РАЗВИТИЕ

КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На

изучение

коррекционного

курса

«Развитие

коммуникативной

деятельности» в начальной школе отводятся часы внеурочной деятельности
учебного плана, входящие в коррекционно-развивающую область. При
реализации варианта 4.2 ФАОП НОО коррекционный курс «Развитие
коммуникативной деятельности» изучается в 1-5 классах. Время, отводимое на
проведение одного коррекционного занятия, составляет 40 минут.
СОДЕРЖАНИЕ

КОРРЕКЦИОННОГО

КУРСА

«РАЗВИТИЕ

КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1 КЛАСС
Общение и его роль в жизни человека.
Общение в жизни человека. Человек как адресат и адресант общения.
Базовые нормы и правила общения. Культура общения. Базовые средства
речевого и неречевого общения. Отдельные ситуации общения. Роль и
компенсаторные

функции

общения

и

речи

в

жизни

слабовидящих.

Использование в коммуникативной деятельности нарушенного зрения и всех
анализаторов.
Формирование образа человека.
Формирование зрительных представлений о себе и собственного образа.
Развитие

психомоторного

образования

«схема

тела».

Приобретение

первоначального опыта самовыражения. Формирование зрительного образа
другого человека. Имя человека. Внешний облик человека. Речь и голос

человека. Базовые эмоции человека и их выражение. Движения человека в
ситуации

общения.

Образ

человека

и

деятельность.

Приобретение

первоначального опыта зрительного восприятия и понимания партнера по
общению.
Развитие

навыков

невербальной

коммуникации.

Невербальные

средства общения.
Развитие знаний и умений в области невербальной коммуникации. Развитие
мышц

лица,

тела.

Знакомство

с

понятиями

«Мимика»,

«Жесты»,

«Пантомимика». Кинетические (жесты, мимика) средства общения. Роль взгляда
в общении. Коммуникативные функции взгляда. Ознакомление с основными
эмоциональными состояниями и способами их выражения через мимику, жесты,
позы и комплексные выразительные движения. Первоначальные зрительные
представления о мимических, и пантомимических средствах невербального
общения.
Развитие навыков вербальной коммуникации. Вербальные средства
общения.
Знакомство с интонационными и фонационными (тембр, громкость речи)
средствами общения. Приобретение первоначальных знаний в области
вербальной коммуникации. Формирование знаний о средствах вербальной
коммуникации: слово, предложение. Развитие речевой культуры. Формирование
первоначальных представлений о диалоге как форме речевого общения.
Развитие способности выражать свои мысли, чувства.
Формирование

знаний

и

умений

в

области

социального

взаимодействия.
Формирование знаний и умений привлечь внимание к себе, к предмету,
вступать во взаимодействие, предлагать, брать предметы и др. Развитие
зрительных

пространственных,

предметно-пространственных,

социально-

бытовых представлений и умений, актуальных для социального взаимодействия
с партнером по общению. Развитие координации совместных с партнером
действий. Понятие «Виртуальное общение».

Формирование

компенсаторных

способов

устранения

коммуникативных трудностей.
Развитие зрительного и слухового восприятия как способов ориентации в
коммуникативной

ситуации.

Развитие

воображения.

Приобретение

первоначального опыта в использовании нарушенного зрения в ситуацию
общения. Приобретение первоначального опыта очередности высказываний.
Роль эмоций в процессе общения. Формирование базовых речевых моделей.
Соотнесение слова с его зрительным чувственным образом, речи с ее
предметным содержанием.
2 КЛАСС
Закрепление навыков, освоенных в 1 классе.
Общение и его роль в жизни человека
Общение в жизни человека. Человек как адресат и адресант общения.
Нормы и правила общения. Культура общения. Средства речевого и неречевого
общения. Ситуации общения. Виды взаимодействия с партнёром по общению.
Роль и компенсаторные функции общения и речи в жизни слабовидящих.
Использование в коммуникативной деятельности нарушенного зрения и всех
анализаторов.
Формирование образа человека
Формирование зрительных представлений о себе и собственного образа.
Развитие психомоторного образования «Схема тела». Приобретение опыта
самовыражения. Формирование зрительного образа другого человека. Имя
человека. Внешний облик человека. Взгляд. Речь и голос человека. Эмоции
человека (базовые эмоции) и их экспрессивное выражение. Движения и действия
человека в ситуации общения. Образ человека в соответствии с его
деятельностью и родом занятий. Приобретение опыта зрительного восприятия и
понимания партнера по общению.
Развитие

навыков

невербальной

коммуникации.

Невербальные

средства общения.
Развитие знаний и умений в области невербальной коммуникации. Развитие
мышц лица, тела. Мимика, жесты, пантомимика. Кинетические (жесты, мимика)
средства общения. Роль взгляда в общении. Коммуникативные функции взгляда.
Ознакомление с основными эмоциональными состояниями и способами их
выражения через мимику, жесты, позы и комплексные выразительные движения.
Зрительные представления о мимических, и пантомимических средствах
невербального

общения.

Формирование

умения

продуцировать

и

интерпретировать невербальные средства общения.
Развитие навыков вербальной коммуникации. Вербальные средства
общения.
Знакомство с интонационными и фонационными (темп речи, заполнение
пауз) средствами общения. Управление тембром и громкостью речи.
Приобретение знаний в области вербальной коммуникации. Формирование
знаний о средствах вербальной коммуникации: слово, предложение. Развитие и
повышение речевой культуры. Формирование представлений о диалоге как
форме речевого общения. Развитие способности выражать свои мысли, чувства
идеи, способности понимать, что было сказано или сделано для тебя. Основы
риторики.

Формирование

умения

продуцировать

и

интерпретировать

вербальные средства общения.
Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия
Формирование умений привлечь внимание к себе, к предмету, к явлению,
к другому человеку, предлагать общение и вступать во взаимодействие, брать
предметы и др. Совершенствование зрительных пространственных, предметнопространственных, социально-бытовых представлений и умений, актуальных
для социального взаимодействия с партнером по общению. Развитие
координации совместных с партнером действий. Тифлотехнические средства и
тифлоинформационные технологии, используемые для виртуального общения.
Формирование

компенсаторных

коммуникативных трудностей.

способов

устранения

Развитие зрительного, осязательного и слухового восприятия как способов
ориентации в коммуникативной ситуации. Формирование умений моделировать
ситуацию общения. Развитие воображения. Расширение опыта в использовании
нарушенного

зрения

взаимодействия.

в

Развитие

различные

ситуации

способности

к

общения,

социального

координации

очерёдности

высказываний. Развитие регулирующей функции эмоций в процессе общения.
Формирование речевых моделей. Формирование представлений о нормах
поведения в определенных местах и ситуациях. Соотнесение слова с его
зрительным чувственным образом, речи с ее предметным содержанием.
3 КЛАСС
Закрепление и отработка навыков, освоенных в 1 и 2 классах.
Общение и его роль в жизни человека.
Общение в жизни человека. Расширение представлений о нормах и
правилах общения. Культура общения. Средства речевого и неречевого общения.
Ситуации общения. Виды взаимодействия с партнером по общению. Роль и
компенсаторные

функции

общения

и

речи

в

жизни

слабовидящих.

Использование в коммуникативной деятельности нарушенного зрения и всех
анализаторов.
Формирование образа человека
Зрительные представления о себе и собственный образ. Психомоторное
образование «схема тела». Обогащение опыта самовыражения. Формирование
зрительного образа другого человека. Внешний облик человека. Речь и голос
человека. Эмоции человека (базовые эмоции) и их экспрессивное выражение.
Движения и действия человека в ситуации общения. Расширение и обогащение
опыта зрительного восприятия и понимания партнера по общению.
Развитие

навыков

средства общения.

невербальной

коммуникации.

Невербальные

Расширение знаний и умений в области невербальной коммуникации.
Развитие мышц лица, тела. Мимика, жесты, пантомимика. Кинетические (жесты,
мимика, поза) средства общения. Обучение восприятию и использованию
взгляда в коммуникативной деятельности (прищуривание глаз, опускание век и
др.). Основные эмоциональные состояния и способы их выражения через
мимику, жесты, позы и комплексные выразительные движения. Расширение
зрительных представлений о мимических, и пантомимических средствах
невербального общения. Упражнения и закрепление выразительных движений в
этюдах и игровой деятельности, в различных коммуникативных ситуациях.
Перенос неречевых способов общения в самостоятельную коммуникативную
деятельность. Продуцирование и интерпретация невербальных средств общения.
Развитие навыков вербальной коммуникации. Вербальные средства
общения.
Практика применения интонационных и фонационных (тембр, темп,
громкость речи, заполнение пауз) средств общения. Управление темпом речи.
Расширение знаний в области вербальной коммуникации. Расширение знаний о
средствах вербальной коммуникации: слово, предложение. Развитие и
совершенствование речевой культуры. Диалог как форма речевого общения.
Применение умения выражать свои мысли, чувства идеи, способности понимать,
что было сказано или сделано для тебя. Обучение умениям и навыкам риторики.
Продуцирование и интерпретация вербальных средств общения.
Формирование

знаний

и

умений

в

области

социального

взаимодействия.
Совершенствование умений привлечь внимание к себе, к предмету, к
явлению,

к

другому

человеку,

предлагать

общение

и

вступать

во

взаимодействие, брать предметы и др. Совершенствование зрительных
пространственных,

предметно-пространственных,

социально-бытовых

представлений и умений, актуальных для социального взаимодействия с
партнером по общению. Совершенствование навыков координации совместных
с

партнером

действий.

Использование

тифлотехнических

средств

и

тифлоинформационных технологий в виртуальном общении. Особенности,
правила, нормы и культура виртуального общения.
Формирование

компенсаторных

способов

устранения

коммуникативных трудностей.
Развитие зрительного, осязательного и слухового восприятия как способов
ориентации в коммуникативной ситуации. Формирование умений моделировать
ситуацию общения. Развитие воображения. Расширение опыта использования
нарушенного зрения в ситуации общения, социального взаимодействия.
Совершенствование способности к координации очередности высказываний.
Развитие регулирующей функции эмоций в процессе общения. Использование
речевых моделей. Совершенствование представлений о нормах поведения в
определенных местах и ситуациях. Соотнесение слова с его зрительным
чувственным образом, речи с ее предметным содержанием.
4 КЛАСС
Закрепление и отработка навыков, освоенных в 1, 2, 3 классах.
Общение и его роль в жизни человека.
Общение в жизни человека. Расширение и закрепление представлений о
нормах и правилах общения. Культура общения. Средства речевого и неречевого
общения. Кейсы коммуникативных ситуаций. Виды взаимодействия с партнером
по общению. Роль и компенсаторные функции общения и речи в жизни
слабовидящих. Практика использования в коммуникативной деятельности
нарушенного зрения и всех анализаторов.
Формирование образа человека
Зрительные представления о себе. Целостный собственный образ и его
компоненты.

Закрепление

Психомоторного

образования

«схема

тела».

Расширение и применение накопленного опыта самовыражения. Зрительные
образы окружающих людей и их дифференциация по внешнему облику, речи, и
голосу. Эмоции человека (базовые эмоции) и их экспрессивное выражение.

Движения и действия человека в ситуации общения. Расширение и применение
зрительного опыта восприятия и понимания партнера по общению.
Развитие

навыков

невербальной

коммуникации.

Невербальные

средства общения.
Расширение и применение знаний и умений в области невербальной
коммуникации. Развитие мышц лица, тела. Мимика, жесты, пантомимика.
Кинетические (жесты, мимика, поза) средства общения. Использование и
восприятие взгляда в общении. Основные эмоциональные состояния и способы
их выражения через мимику, жесты, позы и комплексные выразительные
движения.

Закрепление

пантомимических
закрепление

зрительных

средствах

выразительных

представлений

невербального
движений

в

о

мимических,

и

общения.

Упражнения

и

различных

коммуникативных

ситуациях, возникающих в повседневной жизни, при решении проблемных
коммуникативных задач. Использование неречевых способов общения в
самостоятельной

коммуникативной

деятельности.

Продуцирование

и

интерпретация невербальных средств общения.
Развитие навыков вербальной коммуникации. Вербальные средства
общения.
Практика применения интонационных и фонационных (тембр, темп,
громкость речи, заполнение пауз) средств общения. Применение знаний в
области

вербальной

коммуникации.

Применение

средств

вербальной

коммуникации в соответствии с коммуникативной ситуацией и решаемой
коммуникативной задачей. Развитие и совершенствование речевой культуры.
Отработка и закрепление навыков ведения диалога. Инициирование и
поддержание диалога. Применение умения выражать свои мысли, чувства идеи,
способности понимать, что было сказано или сделано для тебя. Риторика.
Ведение дискуссии. Аргументация собственной позиции и точки зрения. Учет
противоположной точки зрения оппонента. Монолог как форма речи. Развитие
навыков

публичного

выступления.

вербальных средств общения.

Продуцирование

и

интерпретация

Формирование

знаний

и

умений

в

области

социального

взаимодействия.
Совершенствование умений привлечь внимание к себе, к предмету, к
явлению,

к

другому

взаимодействие.

человеку,

предлагать

Совершенствование

общение

зрительных

и

вступать

во

пространственных,

предметно-пространственных, социально-бытовых представлений и умений,
актуальных для социального взаимодействия с партнером по общению.
Применение и закрепление навыков координации совместных с партнером
действий. Понятия «Коллектив», «Группа», «Команда». Формирование навыков
взаимодействия в коллективе. Работа в паре, группе, команде. Умение
договариваться при совместном выполнении заданий, решении общих задач.
Распределение функций, действий, видов деятельности, обязанностей и
поручений. Коммуникация и профессионально-трудовая деятельность человека.
Профессии, связанные с широким использованием коммуникативных навыков.
Практика применения умений и навыков виртуального общения. Обмен
визуальным мультимедийным контентом в мессенджерах.
Формирование

компенсаторных

способов

устранения

коммуникативных трудностей.
Практика применения осязательного и слухового восприятия как способа
ориентации в коммуникативной ситуации. Моделирование ситуаций общения.
Развитие воображения. Применение опыта использования нарушенного зрения в
ситуации

общения,

координации

социального

очередности

взаимодействия.

высказываний.

Применение

Использование

навыков

регулирующей

функции эмоций в процессе общения. Использование речевых моделей.
Совершенствование представлений о нормах поведения в определенных местах
и ситуациях. Соотнесение слова с его зрительным чувственным образом, речи с
ее предметным содержанием.
5 КЛАСС

Закрепление и отработка навыков, освоенных в 1, 2, 3, 4 классах.
Общение и его роль в жизни человека.
Общение в жизни человека. Закрепление представлений о нормах и
правилах общения. Соблюдение культуры общения. Средства речевого и
неречевого общения. Кейсы коммуникативных ситуаций. Виды взаимодействия
с партнером по общению. Роль и компенсаторные функции общения и речи в
жизни

слабовидящих.

Практика

использования

в

коммуникативной

деятельности нарушенного зрения и всех анализаторов.
Формирование образа человека
Закрепление зрительных представлений о себе. Целостный собственный
образ и его компоненты. Закрепление Психомоторного образования «схема
тела». Практика применения опыта самовыражения. Зрительные образы
окружающих людей и их дифференциация по внешнему облику, речи, и голосу.
Эмоции человека (базовые эмоции) и их экспрессивное выражение. Движения и
действия человека в ситуации общения. Практика применения опыта
зрительного восприятия и понимания партнера по общению в различных
коммуникативных ситуациях.
Развитие

навыков

невербальной

коммуникации.

Невербальные

средства общения.
Практика применения знаний и умений в области невербальной
коммуникации. Тренировка мышц лица, тела. Мимика, жесты, пантомимика.
Кинетические (жесты, мимика, поза) средства общения. Практика использования
и восприятия взгляда в общении. Отработка и закрепление навыков
использования неречевых способов выражения основных эмоциональных
состояний человека через мимику, жесты, позы и комплексные выразительные
движения.

Закрепление

пантомимических
закрепление

зрительных

средствах

выразительных

представлений

невербального
движений

в

о

мимических,

и

общения.

Упражнения

и

различных

коммуникативных

ситуациях, возникающих в повседневной жизни, при решении проблемных
коммуникативных задач. Использование неречевых способов общения в

самостоятельной коммуникативной деятельности. Отработка и закрепление
навыков продуцирования и интерпретации невербальных средств общения.
Развитие навыков вербальной коммуникации. Вербальные средства
общения.
Отработка и закрепление навыков интонационных и фонационных (тембр,
темп, громкость речи, заполнение пауз) средств общения. Применение знаний в
области

вербальной

коммуникации.

Применение

средств

вербальной

коммуникации в соответствии с коммуникативной ситуацией и решаемой
коммуникативной

задачей.

Соблюдение

культуры

речи.

Отработка

и

закрепление навыков ведения диалога. Инициирование и поддержание диалога.
Закрепление умения выражать свои мысли, чувства идеи. Риторика. Ведение
дискуссии. Аргументация собственной позиции и точки зрения. Учет
противоположной точки зрения оппонента. Монолог как форма речи.
Совершенствование навыков публичного выступления. Закрепление навыков
продуцирования и интерпретации вербальных средств общения.
Формирование

знаний

и

умений

в

области

социального

взаимодействия.
Закрепление умений привлечь внимание к себе, к предмету, к явлению, к
другому человеку, предлагать общение и вступать во взаимодействие.
Совершенствование

зрительных

пространственных,

предметно-

пространственных, социально-бытовых представлений и умений, актуальных
для социального взаимодействия с партнером по общению. Применение и
закрепление навыков координации совместных с партнером действий.
Совершенствование навыков взаимодействия в коллективе. Работа в паре,
группе, команде. Закрепление умения договариваться при совместном
выполнении заданий, решении общих задач. Распределение функций, действий,
видов деятельности, обязанностей и поручений. Профессии, связанные с
широким

использованием

коммуникативных

навыков.

Использование

коммуникативных навыков в профессиональной деятельности. Межличностное
и социальное взаимодействие в профессионально-трудовом коллективе.

Правила, нормы и культура взаимодействия в профессиональном коллективе.
Отработка и закрепление навыков виртуального общения. Смайлы как
визуальный элемент виртуального общения. Роль смайлов в виртуальном
общении. Виды, Функции и назначение смайлов. Выражение эмоций с помощью
смайлов. Культура и правила использования смайлов в виртуальном общении.
Формирование

компенсаторных

способов

устранения

коммуникативных трудностей.
Практика применения зрительного, осязательного и слухового восприятия
как способов ориентации в коммуникативной ситуации. Моделирование
ситуаций общения. Развитие воображения. Применение опыта использования
нарушенного зрения в ситуации общения, социального взаимодействия.
Применение навыков координации очередности высказываний. Закрепление
навыков использования регулирующей функции эмоций в процессе общения.
Практика выбора использования речевых моделей адекватно коммуникативной
ситуации. Закрепление представлений о нормах поведения в определенных
местах и ситуациях. Соотнесение слова с его зрительным чувственным образом,
речи с ее предметным содержанием.

ПЛАНИРУЕМЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

КОРРЕКЦИОННОГО
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

КУРСА
НА

«РАЗВИТИЕ

УРОВНЕ

ОСВОЕНИЯ

КОММУНИКАТИВНОЙ

НАЧАЛЬНОГО

ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
•

осознание значимости общения в жизни человека и для своего

дальнейшего

развития,

продолжения

образования,

профессионального

самоопределения и профессиональной самореализации;
•

сформированность потребности в общении, в использовании средств

общения;
•

обогащение представлений о себе и своих коммуникативных

возможностях;
•

сформированность представлений о вербальных и невербальных

средствах общения;
•

приобретение первоначального опыта общения;

•

развитие

межличностной

системы

взаимоотношений

между

обучающимися с нарушенным и сохранным зрением;
•

приобретение

опыта

самовыражения

в

мимике,

жестах,

пантомимике, речи;
•

сформированность мотивации к самостоятельности, активности,

социально-бытовой независимости;
•
позитивной

сформированность
оценке

адекватной

окружающих,

социальному взаимодействию.

самооценки,

конструктивному

способности

к

межличностному

и

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
•

личностное самоопределение, восприятие "образа я" как субъекта

коммуникативной деятельности;
•

установление связи между целью коммуникативной деятельности,

мотивом и результатом общения;
•

понимание значения овладения навыками коммуникации для

осмысления социального окружения, своего места в нем;
•

установка на деловое общение, социальное взаимодействие в

учебной и внеурочной деятельности;
•

использование

знаний

и

умений

в

области

вербальной

и

невербальной коммуникации;
•

адекватное использование речевых средств для решения различных

коммуникативных задач, владение диалогической формой речи;
•

моделирование ситуаций общения, социального взаимодействия как

способа устранения коммуникативных трудностей;
•

использование нарушенного зрения, компенсаторных способов для

решения различных коммуникативных задач;
•

постановка вопросов, необходимых для организации собственной

деятельности и сотрудничества с обучающимися с нарушенным и сохранным
зрением;
•

умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с

учётом целей коммуникации, особенностей слушателя.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Слабовидящие обучающиеся осознают значимость общения в жизни
человека и для своего дальнейшего развития, продолжения образования,
профессионального самоопределения и профессиональной самореализации. У
них будет формироваться потребность в общении, в использовании средств
общения.
У

обучающихся

будут

развиваться

навыки

коммуникации

для

установления контактов с окружающими, обогащаться представления о себе и
своих коммуникативных возможностях, формироваться образы окружающих
людей, развиваться вербальные и невербальные средства общения, расширяться
и обогащаться социальный опыт.
У них будет развиваться межличностное взаимодействие между
обучающимися с нарушенным и сохранным зрением.
Слабовидящие обучающиеся расширят и углубят знания о себе, своих
коммуникативных возможностях.
Обучающиеся приобретут опыт самовыражения в мимике, жестах,
пантомимике, в речи, с помощью взгляда. У них сформируется адекватная
самооценка, способность к конструктивному межличностному и социальному
взаимодействию.
Слабовидящий обучающийся научится:
1. Общение и его роль в жизни человека: понимать роль общения в жизни
человека; понимать основные нормы и правила общения; понимать и
дифференцировать средства речевого и неречевого общения; осознавать роль
нарушенного зрения и всех анализаторов в общении.
2. Формирование образа человека: дифференцировать части тела,
использовать движения тела адекватно ситуации общения; дифференцировать,
узнавать, называть базовые эмоции; использовать некоторые движения и
действия человека в ситуации общения; пользоваться способами обогащения
опыта зрительного восприятия и понимания партнера по общению.

3. Развитие навыков невербальной коммуникации. Невербальные средства
общения: использовать адекватно ситуации невербальную коммуникацию;
практической

дифференциации

двигательно-мышечных

ощущений

в

использовании невербальных средств общения; использовать и воспринимать
взгляд в процессе общения.
4. Развитие навыков вербальной коммуникации. Вербальные средства
общения: использовать адекватно ситуации вербальную коммуникацию и
вербальные средства общения;
Владеть диалогической и монологической формой речи; уметь вести
дискуссию; аргументировать свою точку зрения; выступать публично; задавать
вопросы и отвечать на вопросы; обращаться с просьбами к взрослым и
сверстникам, знакомым и незнакомым людям (в том числе с просьбами о
помощи); использовать свои коммуникативные возможности и способности.
5. Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия:
создавать ситуацию общения; использовать пространственные, социальнобытовые представления, умения и навыки в коммуникативной деятельности;
регулировать совместные с партнером действия; работать в паре, группе,
команде;

договариваться

о

распределении

функций,

действий,

видов

деятельности, поручений; конструктивно взаимодействовать в коллективе;
владеть навыками виртуального общения; уметь пользоваться мессенджерами,
осуществлять обмен мультимедийным контентом, адекватно использовать и
понимать смайлы.
6. Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных
трудностей: осмысленному, целостному и детализированному зрительному,
осязательному и слуховому восприятию для ориентации в коммуникативной
ситуации; моделировать разные ситуации общения; понимать роль нарушенного
зрения в общении и адекватно использовать его в коммуникативной
деятельности; координировать свои действия и высказываний; строить и
использовать речевые модели.

УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ

КОРРЕКЦИОННОГО

КУРСА

«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Для

проведения

занятий

по

коррекционному

курсу

«Развитие

коммуникативной деятельности» необходимо следующее оборудование и
дидактическое обеспечение:
•

объемная шарнирная модель «Деревянный человечек»;

•

рисунки человека на наглядных пособиях;

•

рисунки, изображающие представителей некоторых профессий;

•

модель схемы лица;

•

изображения базовых эмоций человека;

•

модели мимики, поз, жестов человека;

•

атрибуты для создания ситуаций общения;

•

цифровая техника для виртуального общения (компьютер или

ноутбук,

смартфон

со

специальным

программным

обеспечением

для

монологов

и

слабовидящих);
•

аудиозаписи

образцов

коммуникативных ситуаций.

речи,

диалогов,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».