Рабочая программа начального общего образования для обучающихся с ТНР (вариант 5.2) Обучение грамоте

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 К АООП НОО ТНР

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 1

Рабочая программа начального общего образования для
обучающихся с ТНР (вариант 5.2)
Обучение грамоте
1 (дополнительный) - 1 класс

Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА........................................................................................................... 3
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ................................................................................................................ 7
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (пропедевтический уровень)................................... 8
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ................ 9
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ....................................................................................................... 9
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ..................................................................................................... 10
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ............................................................................................. 11
I отделение ........................................................................................................................................ 11
1 (дополнительный) класс (231 час) ........................................................................................... 11
1 класс. (63 часа). ......................................................................................................................... 17
II отделение....................................................................................................................................... 22
1 класс (198 часов) ....................................................................................................................... 22
ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ:................................................. 30

Федеральная рабочая программа для обучающихся с ТНР (вариант 5.2) учебного
предмета «Обучение грамоте» (предметная область «Русский язык и литературное
чтение») включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые
результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета,
характеристику психологических предпосылок к его изучению обучающимися; место в
структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению
планируемых результатов и к структуре тематического планирования.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются
для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования.
Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных
действий — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно
формировать средствами учебного предмета «Обучение грамоте» с учётом возрастных
и речевых особенностей обучающихся с ТНР на уровне начального общего
образования1.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за
весь период обучения грамоте, а также предметные достижения обучающегося за
каждый год обучения.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем
разделам, выделенным в содержании обучения каждого класса, раскрывается
характеристика деятельности, методы и формы организации обучения, которые
целесообразно использовать при изучении того или иного раздела. Также в
тематическом планировании представлены способы организации дифференцированного
обучения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа учебного предмета «Обучение грамоте» на уровне
начального общего образования для обучающихся с ТНР (вариант 5.2) составлена на
основе требований к результатам освоения программы начального общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования для обучающихся (далее — ФГОС НОО)1, а также ориентирована на целевые
приоритеты, сформулированные в Федеральной программе воспитания.
Обучение грамоте является не только средством приобретения первоначальных
навыков правильного чтения и грамотного письма, но также одним из способов
формирования устной речи, благодаря развитию познавательных процессов, наблюдениям
и обобщениям в области речевых звуков.
Письменная речь (чтение и письмо) представляет собой более сложную форму
речевой деятельности. Овладение чтением и письмом характеризует более высокий уровень
речевого развития. Вместе с тем овладение навыком чтения и письма требует достаточно
высокого уровня сформированности устной речи, языковых обобщений (фонематических,
лексических, морфологических, синтаксических).
В процессе овладения чтением и письмом обучающийся переходит от практического
владения устной речью к осознанию языковых процессов.
Ведущим методом обучения грамоте обучающихся с ТНР является звуковой
аналитико-синтетический метод.
Процесс обучения грамоте обучающихся с ТНР подразделяется на два периода:
1

C учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции
регулятивных (определённые волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление
терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных
универсальных учебных действий (способность вербальными средствами устанавливать
взаимоотношения), их перечень дан в специальном разделе «Совместная деятельность».

подготовительный или добукварный; букварный.
В подготовительный период формируются необходимые речевые и неречевые
предпосылки обучения грамоте. Для успешного овладения чтением и письмом
обучающиеся должны уметь анализировать предложения на слова, осуществлять слоговой
и фонематический анализ, дифференцировать звуки на слух и в произношении, иметь
достаточный словарный запас, владеть достаточным уровнем развития грамматического
строя речи, уметь отвечать на вопросы о прочитанном педагогическим работником тексте,
составлять простые предложения. Овладению буквенными обозначениями предшествует
работа по развитию двигательных умений (развитие тонкой ручной моторики) и анализу
зрительно-пространственных отношений, обеспечивающих подготовку кинестетического и
зрительного анализаторов к восприятию и письму букв и их элементов, и умение
ориентироваться на странице тетради, классной доске, а также формирование
графомоторных навыков, необходимых для дальнейшего воспроизведения букв.
В букварный период ведется работа по обучению первоначальным навыкам чтения
и письма.
Последовательность изучения звуков и букв обучающимися с ТНР определяется
следующим образом – от правильно произносимых звуков (и соответствующих им букв) к
наиболее трудным по артикуляции, далее к мягким согласным, звонким согласным,
аффрикатам.
В процессе работы большая роль отводится звукослоговому и звукобуквенному
анализу слов, который дает возможность наблюдать способы обозначения мягкости
согласных звуков на письме, замечать несоответствие между произношением и
написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой, развивать
орфографическую зоркость.
В ходе обучения чтению и письму проводится анализ печатного и письменного
образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с
другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов
букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с
печатного образца.
При обучении грамоте необходимо привлечь внимание обучающихся к речи, ее
звуковой стороне, научить выделять из речевого потока отдельные слова, познакомить с
основной функцией слова – обозначением предмета, действия, признака предмета.
Обучающиеся учатся определять общие, повторяющиеся слова в предложениях, дополнять
предложение словом, определять место того или иного слова в предложении.
Лишь после закрепления представлений о слове как значимой единице речи
рекомендуется переходить к анализу звуко-слогового состава слова.
В процессе развития слогового анализа выделяются 3 этапа:
определение слогового состава слова с опорой на вспомогательные приемы
(отхлопывание, отстукивание);
определение слогового состава слова с опорой на гласные звуки;
определение количества слогов во внутренней речи (например, по заданию
подобрать слова с двумя слогами).
Работа по анализу звуковой структуры слова проводится с учетом онтогенетической
последовательности появления различных форм звукового анализа в процессе речевого
развития и содержит:
узнавание звука на фоне слова;
выделение первого и последнего звука в слове и определение места звука в слове
(начало, середина, конец слова);
определение последовательности, количества, позиционного места звука в слове по
отношению к другим звукам (какой по счету звук в слове, перед каким звуком, после какого
звука слышится).
Навык узнавания звука на фоне слова в серии заданий по выделению 5 - 6 звуков

(последовательно), например, а, у, м, ж, р. Работа над каждым звуком начинается с анализа
сюжетной картинки. В процессе беседы по картинке выделяется и оречевляется
обучающимися соответствующее звукоподражание (а-а - плачет ребенок, у-у - воет волк,
м-м - мычит теленок, ж-ж - жужжит жук, р-р - рычит собака).
После воспроизведения звукоподражания обучающиеся учатся слышать этот звук в
односложных и двухсложных словах, включающих данный звук и не включающих его
(например, определяют, слышится ли жужжание жука в словах жук, окно, пожар, мыло,
жираф).
Выделение первого и последнего звука в односложных – двухсложных словах,
определение места звука: начало, середина, конец.
Прежде всего обучающиеся учатся выделять первый ударный гласный из слова (Оля,
Аня, Уля), далее формируется умение выделять первый согласный (не взрывной) из
односложных слов (например, звук м в словах мак, мох, мал).
В дальнейшем обучающиеся учатся выделять глухой взрывной звук в конце слова
(кот, мак), сонорный звук в конце слова (дым, дом, сон, сын).
Определение последовательности, количества и места звука в слове. Эта форма
фонематического анализа является наиболее сложной и формируется у обучающихся с ТНР
длительное время. Вместе с тем определение последовательности, количества и места
звуков в слове представляет собой важную предпосылку для успешного овладения чтением
и письмом.
Развитие этой формы фонематического анализа рекомендуется проводить в
букварный период в два этапа: развитие фонематического анализа простых односложных
слов (без стечений согласных); развитие фонематического анализа двух-трехсложных слов.
Развитие фонематического анализа односложных слов необходимо проводить с
учетом поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин):
а) выполнение действия фонематического анализа с опорой на внешние действия
(графические схемы и фишки); б) выполнение действия фонематического анализа в
речевом плане; в) анализ звукового состава слова по представлению.
На первом этапе предполагается использование картинок, готовой графической
схемы, фишек. Анализируя хорошо знакомые слова (например, ум, ах, мак, дом),
обучающиеся последовательно выделяют звуки и закрывают клеточки фишками.
На втором этапе обучающиеся определяют звуковую структуру односложных слов
только в речевом плане, без опоры на готовую графическую схему.
На третьем этапе обучающиеся выполняют задание на фонематический анализ в
умственном плане (например, выбирают картинки, в названии которых 3 звука, подбирают
слова, в которых 3 звука).
В процессе анализа звуко-слоговой структуры двух-трехсложных слов обучающиеся
знакомятся с понятием слог, со слоговым составом слова, анализируют звуковую структуру
более сложных слов, усваивают слогообразующую роль гласных.
Фонематический анализ двух-трехсложных слов проводится параллельно по следам
слогового анализа.
Предусматривается постепенное усложнение речевого материала, предлагаемого
обучающимся для звукового анализа: односложные слова без стечений согласных; слова
типа мама, муха; слова типа сахар, каток; слова со стечением согласных в середине слова
(мурка, кошка); односложные слова со стечением согласных в начале слова (двор, стол);
односложные слова со стечением согласных в конце слова (волк, парк); двухсложные слова
со стечением согласных в начале слова (крыша).
Введение обучающихся в мир языка начинается со знакомства со словом, его
значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативноречевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы
(фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные
представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять

последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся
осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги,
находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь
на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе
формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твердых и мягких
звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках
письма обучающиеся усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной
посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их
буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих;
знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не
обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в
непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают
орфографическое чтение (читаю, как написано); работают со слоговыми таблицами и
слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с
различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Обучающиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения
приветствия, благодарности, прощания и т. д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций
общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с
формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих
способностей обучающихся. В этот период обучающиеся начинают читать литературные
тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе
которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
С национальными, региональными, этнокультурными особенностями обучающиеся
знакомятся на отдельных уроках. Это способствует расширению знаний обучающихся об
окружающей действительности родного края, обогащению и расширению словаря,
воспитанию у обучающихся чуткого и внимательного отношения к слову.
На начальном этапе обучения грамоте в букварном периоде уроки могут носить
смешанный характер. Примерно со 2-3 ей недели букварного периода уроки грамоты
подразделяются на уроки чтения и письма. Их соотношение определяется возможностями
обучающихся конкретного класса..
Взаимосвязь уроков «Обучения грамоте» с предметами коррекционных курсов.
Уроки обучения грамоте тесно связаны с такими коррекционными курсами как:
«Произношение», «Развитие речи», «Индивидуальные и подгрупповые логопедические
занятия». В ходе реализации коррекционного курса «Произношение» отрабатываются
навыка языкового и фонематического анализа, каждый звук сначала изучается в процессе
коррекционных занятий «Произношение» в словах и фразах различной сложности,
дифференцируется от других звуков, а затем на уроках обучения грамоте изучается
соответствующая буква.
В процессе реализации курса «Развитие речи» формируется языковая база,
обеспечивающая успешное освоение материалов уроков «Обучение грамоте» - лексика,
грамматика, элементарный языкового анализа, простейшие формы связной
монологической и диалогической речи.
Особое значение имеет взаимосвязь с индивидуальными и подгрупповыми
логопедическими занятиями, на которых формируется артикуляционная база, формируется
звукопроизношение, развивается фонематическое восприятие, и звуко-слоговая структура
слова, а также преодолеваются другие недостатки, препятствующие успешному обучению
грамоте. Изучение букв возможно только при условии наличия нормативного
произношения соответствующего звука у состава класса. Исключение составляют
обучающиеся с наличием грубых отклонений в строении и двигательных функций
артикуляционного аппарата.

Общее количество часов на обучение грамоте» в I отделении составляет 294 часов
(в 1 (дополнительном) классе – 231 час, в 1 классе – 63 часа)2. Из них добукварный период
составляет – как минимум – 35 часов. Во II отделении – 190 часов (из них 24 часа –
добукварный период).
При необходимости количество часов в неделю на учебный предмет «Обучение
грамоте» может быть увеличено за счет части часов учебного плана, формируемых
участниками образовательных отношений.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.
Содержание обучения в I и II отделениях идентично.
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения.
Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов,
различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных
твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.
Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным
способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости‒мягкости
согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости
предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву,
обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со
скоростью, соответствующей индивидуальному темпу обучающегося. Осознанное чтение
слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами
в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения
на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под
диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой
моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на
пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических
норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и
предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и
последовательности правильного списывания текста. Проверка написанного при помощи
сличения с текстом - образцом и послогового чтения написанных слов.
Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале
предложения, точка в конце). Выработка навыка писать большую букву в именах людей и
кличках животных.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для
анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов,
изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в
Продолжительность обучения грамоте в I отделении может быть сокращена до 33 недель по решению
психолого-педагогического консилиума при наличии обучающихся, прошедших дошкольную подготовку и
имеющих ОНР III уровня, с последующим переводом этих обучающихся во 2 класс. В этом случае
рекомендуется использовать тематическое планирование 1 класса II отделенияю
2

соответствии с заданной интонацией.
Знакомство
с
правилами
правописания
и
их
Орфография.
применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
7. Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении
вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного
характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий,
наблюдений.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (пропедевтический уровень)

Изучение содержания учебного предмета «Обучение грамоте» способствует работе
над метапредметных результатов на пропедевтическом уровне:
1. Познавательные универсальные учебные действия:
а) базовые логические действия:
по заданному алгоритму сравнивать звуки в соответствии с учебной задачей;
сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей;
устанавливать основания для сравнения звуков, слов (на основе образца);
характеризовать звуки по заданным признакам; приводить примеры гласных
звуков; твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных; подбирать слова с заданным
звуков;
сравнивать графические образы печатных и письменных букв.
б) базовые исследовательские действия:
проводить изменения звукобуквенной модели по предложенному педагогическим
работником правилу, подбирать слова к модели;
формулировать выводы о соответствии звукового и буквенного состава слова;
использовать алфавит для самостоятельного упорядочивания списка слов.
в) работа с информацией:
выбирать источник получения информации: уточнять написание слова по
орфографическому словарику учебника; место ударения в слове по перечню слов,
отрабатываемых в учебнике.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде на доступном уровне с учетом структуры и степени
выраженности речевого дефекта;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения
нормы речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога;
воспринимать разные точки зрения;
в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу;
на доступном уровне с учетом структуры и тяжести выраженности речевого
дефекта строить устное речевое высказывание об обозначении звуков буквами; о
звуковом и буквенном составе слова по заданному алгоритму, по вопросам
педагогического работника.
3. Регулятивные универсальные учебные действия:

а) самоорганизация:
выстраивать последовательность учебных операций при проведении
звукобуквенного анализа слова по заданному алгоритму, в том числе, с опорой на
материализованные опоры;
выстраивать последовательность учебных операций при списывании;
удерживать учебную задачу при проведении звукобуквенного анализа, при
обозначении звуков буквами, при списывании текста, при письме под диктовку;
б) самоконтроль:
находить указанную ошибку, допущенную при проведении звукобуквенного
анализа, при письме под диктовку или списывании слов, предложений;
оценивать правильность написания букв, соединений букв, слов, предложений.
в) совместная деятельность:
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить план действий по
её достижению, распределять роли, договариваться, учитывать интересы и
мнения участников совместной работы;
ответственно выполнять свою часть работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Обучение грамоте» на уровне
начального общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты.
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через
изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
—
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения народов России;
—
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно­этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с
которыми идёт работа на уроках русского языка.
—

—

Духовно-нравственного воспитания:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей

народа;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
—
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и
чувств;
—
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка).
—

Эстетического воспитания:
—
уважительное отношение и

интерес

к

художественной

культуре,

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов;
—
осознание важности русского языка как средства общения и
самовыражения.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
—
бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении
норм речевого этикета и правил общения.
Трудового воспитания:
—
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках обучения грамоте),
интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов,
с которыми идёт работа на уроках обучения грамоте.
Экологического воспитания:
—
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами;
—
неприятие действий, приносящих вред природе.
Ценности научного познания:
—
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной
научной картины мира);
—
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность
и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению
русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения программы учебного предмета «Обучение

грамоте»:
развитие функций фонематической системы;
развитие базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения
и письма;
умение различать понятия «предложение», «слово», «слог», «звук»;
умение анализировать структуру простого предложения и слова;
знание русского алфавита;
умение различать зрительные образы букв;
усвоение гигиенических требований при письме;
умение графически правильно воспроизводить зрительные образы букв и слов,
простые предложения;
овладение разборчивым, аккуратным почерком;
первоначальное овладение навыком письма;
овладение послоговым чтением, правильным пониманием читаемых слов,
предложений, текстов;
овладение языковыми обобщениями (фонематическими, морфологическими,
синтаксическими);
овладение предпосылками для формирования навыков орфографически грамотного
письма.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I отделение

1 (дополнительный) класс (231 час)
№
п/п

Тема, раздел
курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся

Добукварный период (35 часов)3
1.

2

3

Развитие речи

Различение слова и предложения.
Работа с предложением:
выделение слов, изменение их
порядка, распространение
предложения. Слова-названия
предмета, Слова- название
действий предмета, слованазвания качества предмета.
Восприятие слова как объекта
изучения, материала для анализа.
Наблюдение над значением слова.
Выявление слов, значение
которых требует уточнения.
Активизация словарного запаса.

Фонетика

Звуки речи. Дифференциация
гласные-согласные звуки.
Гласные: ударные-безударные.
Согласные: мягкие-твердые,
глухие- звонкие. Установление
последовательности звуков в
слове, определение количества
звуков. Звуко-слоговой анализ и
синтез слова на основе развития

Специальные часы на разделы не выделяются. Все темы реализуются параллельно.

Совместная работа под руководством учителя: составление
предложения с заданным словом, по заданным словам.
Игровое упражнение «Снежный ком»: распространение
предложений с добавлением слова по цепочке.
Игра «Живые слова» (обучающиеся играют роль слов в
предложении, идёт перестановка слов в предложении,
прочтение получившегося).
Моделирование предложения: определение количества
слов в предложении и обозначение каждого слова
полоской.
Работа с моделью предложения: изменение предложения в
соответствии с изменением модели.
Конструирование предложения по схеме, по
вопросам, с опорой на сюжетную картинку.
Выделение слов, обозначающих предметы, действия предмета,
качества предмета. Понятие о синтаксических вопросах, о
связи слов в предложении.
Дифференциация оппозиционных звуков.
Выделение звука в слове, определение места звука в слове.
Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими
звуками. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми
моделями: построение модели звукового состава слова,
подбор слов, соответствующих заданной модели.
определение последовательности, количества, позиционного места
звука в слове по отношению к другим звукам (какой по счету звук в
слове, перед каким звуком, после какого звука слышится).

фонематического восприятия.
Осознание единства звукового
состава слова и его значения.
Установление
числа
и
последовательности звуков в слове.
Сопоставление слов, различающихся
одним или несколькими звуками.
Усвоение терминов «звук»,
«слово», «гласный звук», «согласный
звук», «мягкий звук», «твердый звук»,
«слог». Усвоение слогообразующей
рели гласных.

3

Графика

Формирование
психофизиологических
предпосылок письма.
Правильное удерживание ручки,
подготовка к работе в тетрадях,
копирование графических
элементов, письмо элементов
букв, критерии оценки
результатов работы. Ориентация
на листе бумаги (в тетради,
учебнике, альбоме), определение
пространственного соотношения
графических элементов,

Выделение начального ударного гласного из слов (Оля, утка).
Определение последовательности гласного в ряду из 2 - 3 гласных: [ а ],
[ у ]; [ а ], [ о ], [ у ].
Анализ и синтез обратных слогов; выделение последнего согласного из
слов (кот).
Выделение слогообразующего гласного из слов типа: мох, пух и т.д.
Анализ и синтез прямых слогов типа са, су. Выделение первого
согласного и слогообразующего гласного из слов типа сани, совы и т.д.
Звуковой анализ слов типа суп, нос и т.п. (составление схем).
Членение слов на слоги, составление слоговой схемы односложного,
двусложного и трехсложного слова.
Звуко-слоговой анализ слов типа сова, косы и т.п. (составление схем).
звукового анализа: односложные слова без стечений согласных; слова
типа мама, муха; слова типа сахар, каток; слова со стечением согласных
в середине слова (мурка, кошка)
определение слогового состава слова с опорой на вспомогательные
приемы (отхлопывание, отстукивание);
определение слогового состава слова с опорой на гласные звуки;
определение количества слогов во внутренней речи (например, по
заданию подобрать слова с двумя слогами).
«Чтение» слов с опорой на звуковую схему.
Преобразование слов с опорой на схему (добавить звук, заменить звук,
убрать звук).
Упражнения на удерживание ручки. Штрихование
геометрических фигур, письмо элементов букв, их
соединений, серий элементов, работа в прописях, критерии
оценки результатов работы (соответствие образцам, размер,
аккуратность, наличие наклона, расстояние между
элементами).
Ориентация право-лево, верх-низ на собственном теле, в
окружающей среде, на плоскости листа.
Подсчет клеточек, строчек, понятие «красная строка»,
«поля». Ориентация при проведении звукового анализа в
последовательном расположении условных обозначений
(материализованных опор): предшествующий, последующий,
справа от, слева от, между. Аналогичная ориентация в

последовательности звуков в
составе слова.

звуковом составе слова без внешних опор в словах простого
звуко-слогового состава, типа «осы», «муха», «палка».

Букварный период (196 часов)
1.

2

Развитие речи
(изучается
параллельно с
разделами «Чтение»
и «Письмо»)

Фонетика
(изучается
параллельно с
разделами «Чтение»
и «Письмо»)

Понимание прочитанного текста при
Работа с серией сюжетных картинок, выстроенных в
самостоятельном чтении вслух и при
правильной последовательности: анализ изображённых
его прослушивании.
событий, обсуждение сюжета, составление устного рассказа
Составление небольших рассказов с опорой на картинки.
повествовательного характера по серии Анализ прослушанного (прочитанного) текста с
сюжетных
картинок,
материалам опорой на иллюстрацию, вопросы.
собственных игр, занятий, наблюдений.
Звуки речи. Осознание единства
звукового состава слова и его значения.
Установление
числа
и
последовательности звуков в слове.
Сопоставление слов, различающихся
одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков,
гласных ударных и безударных,
согласных твёрдых и мягких, звонких и
глухих.
Слог
как
минимальная
произносительная единица. Деление
слов на слоги. Определение места
ударения.

Дифференциация оппозиционных звуков и соответствующих
им букв по фонетическому и артикуляционному сходству.
Проведение звукового анализа с опорой на
материализованные опоры в свернутом виде, с последующим
переходом в умственный план. Звуко-слоговой анализ
односложных слов со стечениями двух согласных в начале,
конце слова и на границе слогов, трех и четырехсложных
слов без стечений согласных и со стечениями согласных,
произношение которых не расходится с написанием.
Преобразование звуковой схемы слова.
Дидактические игры по развитию фонематического слуха,
речевого внимания, звукового анализа, классификация слов
по общему звуку, подбор слов на определенный звук,
соотнесение схемы и слова, анализ слов, отличающихся по
звуковому составу по заданному алгоритму. Выделение
гласных из состава слова, определение места ударного
гласного, сравнение слов, отличающихся ударным словом,
типа «зáмок – замóк».
Совместная работа: характеристика особенностей гласных,
согласных звуков, обоснование своей точки зрения,
выслушивание одноклассников.
Контроль этапов своей работы, оценка процесса и
результата выполнения задания.
Комментированное выполнение упражнения по определению

3

Графика (изучается
параллельно с
разделами «Чтение»
и «Письмо»)

Знакомство с печатными и
письменными вариантами букв: а,
у, м, х, о, с, п, к, в, т, н, ы, з, л, э, и,
ш, р, ж, е, б, д, г, ф, я, ь (как
показатель мягкости), ю, ё.
Различение звука и буквы: буква как
знак звука. Овладение позиционным
способом обозначения звуков буквами.
Твердые и мягкие согласные в
сочетании с «ы» и «и». Функция букв е,
ё, ю, я. Мягкий знак как показатель
мягкости предшествующего согласного
звука.
Совершенствование
умения
ориентироваться в реальном и условном
пространстве (квазипространственные
представления).

Чтение 84 часа

Формирование навыка слогового чтения
(ориентация на букву, обозначающую
гласный
звук).
Плавное
орфографическое слоговое чтение со
скоростью,
соответствующей
индивидуальному темпу обучающегося.
Осознанное
чтение
слов,
словосочетаний,
предложений
и
коротких текстов с пройденными
буквами. Чтение с интонациями и
паузами в соответствии со знаками
препинания. Развитие осознанности и

количества слогов в слове, приведение доказательства.
Работа в парах: подбор слов с заданным количеством слогов.
Дифференцированное задание: подбор слова с заданным
ударным гласным звуком.
Анализ графических образов букв, моделирование
графических образов букв с использованием подручных
средств (бумага, проволока, счетные палочки, пластилин и
до.).
Дифференциация графически сходных печатных и
письменных букв.
Игровое упражнение найди нужную букву среди других букв
(в том числе перевернутых букв), допиши букву,
Совместная работа: по заданному алгоритму анализ функций
гласных как показателей твердости и мягкости
предшествующих согласных.
Дифференциация функций гласных второго ряда в
зависимости от места их положения: в начале слова, после
согласного, после гласного.
Развитие умения ориентироваться на листе тетради (правый
верхний угол, нижний левый угол и проч., отступить справы,
отступить слева, красная строка, отсчет строк и клеточек в
различных направлениях, копирование геометрических
фигур, узоров из счетных палочек).
Отработка техники чтения обратных, прямых, закрытых
слогов, слогов со стечениями согласных. Работа со
слоговыми таблицами.
Чтение слогов и простых слов с постепенным наращиванием
букв и морфем слева и справа.
Соотнесение схемы слова и печатного слова, работа с
разрезной азбукой по следам звукового анализа.
Преобразование буквенного состава для получения нового
слова. Игры типа «Поле чудес», живые слова.
Работа над осмыслением читаемого. Соотнесение
прочитанного слова (словосочетания, предложения) и
картинки. Соблюдение строчки при чтении. Соблюдение пауз

выразительности чтения на материале на точках и других знаках препинания. Соблюдение
небольших текстов и стихотворений.
вопросительной и восклицательной интонации.
Семантизация слогов (в каких словах можно найти данный
слог). Составление слов из отдельных слогов (игры:
«Наборщик», «Слова рассыпались», «Живые слова»).
Поиски заданного слова среди других слов, в предложении, в
коротких текстах, представленных в печатном виде.
Совместная работа: ответы на вопросы по прочитанному
тексту, отработка умения находить в тексте нужную
информацию. Совместная работа: подробный пересказ
прочитанного текста с опорой на иллюстрацию, вопросы,
опорные слова.
Письмо - 112

Овладение начертанием письменных
прописных (заглавных) и строчных
букв. Письмо букв, буквосочетаний,
слогов,
слов,
предложений
с
соблюдением гигиенических норм.
Овладение разборчивым, аккуратным
письмом. Письмо под диктовку слов и
предложений, написание которых не
расходится с их произношением.
Усвоение
приёмов
и
последовательности
правильного
списывания
текста.
Проверка
написанного при помощи сличения с
текстом - образцом и послогового
чтения написанных слов.
Правильное оформление написанных
предложений (большая буква в начале
предложения, точка в конце).
Письмо
под
диктовку
слов
и
предложений, написание которых не
расходится с их произношением из
пройденных букв. Усвоение приемов и

Упражнения на развитие графических навыков
(штрихование, работа по трафаретам, в прописях). Отработка
письма элементов букв и их соединений. Критерии оценки
выполненной работы. Формирование навыков самоконтроля
и устойчивой произвольной деятельности.
Совместная работа: анализ поэлементного состава букв.
Игровое упражнение «Конструктор букв», направленное
на составление буквы из элементов.
Моделирование (из пластилина, из проволоки) букв.
Игровое упражнение «Назови букву», направленное на
различение букв, имеющих оптическое и кинетическое
сходство.
Игровое упражнение «Что случилось с буквой»: анализ
деформированных букв, определение недостающих
элементов.
Практическая работа: контролировать правильность
написания буквы, сравнивать свои буквы с предложенным
образцом.
Упражнение: запись под диктовку слов и предложений,
состоящих из трёх — пяти слов со звуками в сильной
позиции. Работа в парах: соотнесение одних и тех же слов,
написанных печатным и письменным.

последовательности
правильного
списывания текста.
Понимание функции небуквенных
графических средств: пробела между
словами.

Упражнение: списывание письменными буквами
слова/предложения/короткого текста, написанного
печатными буквами (письменными буквами) по заданному
алгоритму.
Усвоение правила оформления предложения.

Слово и
предложение
(изучается
параллельно с
разделами «Чтение»
и «Письмо»)

Восприятие слова как объекта изучения,
материала для анализа. Наблюдение над
значением слова.
Различение слова и предложения.
Работа с предложением: выделение
слов, изменение их порядка. Интонация
в
предложении.
Моделирование
предложения в соответствии с заданной
интонацией.

Орфография и
пунктуация.
(изучается
параллельно с
разделом
«Письмо»).

Знакомство с правилами
правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после
шипящих в сочетаниях жи, ши
(в положении под ударением),
прописная буква в начале
предложения, в именах
собственных (именах людей,
кличках животных); перенос
слов по слогам без стечения

Совместная работа: придумывание предложения с заданным
словом.
Игровое упражнение «Снежный ком»: распространение
предложений с добавлением слова по цепочке.
Игра «Живые слова» (обучающиеся играют роль слов в
предложении, идёт перестановка слов в предложении,
прочтение получившегося).
Моделирование предложения: определение количества и
последовательности слов в предложении с опорой на
условные обозначения во внешнем и в свернутом плане.
Самостоятельная работа: определение количества слов в
предложении, с опорой на внешние опоры.
Работа с моделью предложения: изменение предложения в
соответствии с изменением модели.
Выделение предлогов в составе предложения.
Конструирование предложения по заданной
модели, по опорным словам. Восстановление
деформированных предложений. Восстановление
предложений с пропущенными словами.
Совместный анализ текста на наличие в нём слов с
буквосочетаниями жи, ши.
Упражнение: выписывание из текста слов с буквосочетания
ми жи, ши.
Упражнение: запись предложения, составленного из
набора слов по следам совместной работы по анализу
словесного состава, а таже звуко-буквенного анализа
отдельных слов, с правильным оформлением начала и
конца предложения, с соблюдением пробелов между
словами. Комментированная запись предложений с
обязательным объяснением случаев употребления

согласных; знаки препинания
в конце предложения.

заглавной буквы.
Игра «Кто больше»: подбор и запись имён собственных
на заданную букву.
Практическая работа: списывание и запись под диктовку с
применением изученных правил.
Словарные слова: заучивание, поиск словарных слов в
предложениях и текстах, запись под диктовку.
Практический анализ способов написания слов с
безударными гласными: сравнение написания этих гласных
под ударением и в безударном положении в формах слова.
Правила написания предлогов.

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности
обучающихся
Совместная работа под руководством учителя: составление
предложения с заданным словом, по заданным словам.
Игровое упражнение «Снежный ком»: распространение
предложений с добавлением слова по цепочке.
Игра «Живые слова» (обучающиеся играют роль слов в
предложении, идёт перестановка слов в предложении,
прочтение получившегося).
Моделирование предложения: определение количества
слов в предложении в умственном плане.
Работа с моделью предложения: изменение предложения в
соответствии с изменением модели.
Конструирование предложения по схеме, по
вопросам, с опорой на сюжетную картинку.
Выделение слов, обозначающих предметы, действия предмета,
качества предмета. Классификация слов, относящихся к
данным частям речи.
Постановка вопросов к словам.
Понятие о синтаксических вопросах, о связи слов в
предложении.
Деление коротких текстов (2-3 предложения) на

1 класс. (63 часа).
№ п/п

Тема, раздел курса

Программное содержание

1

Развитие речи
(изучается параллельно
с разделами «Чтение»
и «Письмо»)

Различение слова и предложения.
Работа с предложением:
выделение слов, изменение их
порядка, распространение
предложения. Слова-названия
предмета, Слова- название
действий предмета, слованазвания качества предмета.
Восприятие слова как объекта
изучения, материала для
анализа. Наблюдение над
значением слова. Выявление
слов, значение которых требует
уточнения.
Совместная работа по
словообразованию и
морфемному анализу (без
введения терминологии).
Активизация словарного запаса.

2

Фонетика (изучается
параллельно с
разделами «Чтение» и
«Письмо»)

Звуки речи. Осознание единства
звукового состава слова и его значения.
Установление
числа
и
последовательности звуков в слове.
Сопоставление слов, различающихся
одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных
звуков, гласных ударных и безударных,
согласных твёрдых и мягких, звонких и
глухих.
Слог
как
минимальная
произносительная единица. Деление
слов на слоги. Определение места
ударения.

3

Графика (изучается
параллельно с
разделами «Чтение» и
«Письмо»)

Знакомство с печатными и
письменными вариантами букв:
Й, разделительный мягкий знак, Ъ
Ч, Ц, Щ.
Различение звука и буквы: буква как
знак звука. Овладение позиционным
способом обозначения звуков буквами.
Алфавит.
Совершенствование умения
ориентироваться в реальном и
условном пространстве

предложения.
Подсчет предложений в печатном тексте.
Дифференциация оппозиционных звуков и соответствующих
им букв по фонетическому и артикуляционному сходству.
Проведение звукового анализа в умственном плане. Звукослоговой анализ трех и четырехсложных слов со стечениями
согласных, произношение которых не расходится с
написанием.
Преобразование звуковой схемы слова.
Дидактические игры по развитию фонематического слуха,
речевого внимания, звукового анализа, классификация слов
по общему звуку, подбор слов на определенный звук,
соотнесение схемы и слова, анализ слов, отличающихся по
звуковому составу по заданному алгоритму. Выделение
гласных из состава слова, определение места ударного
гласного.
Самостоятельная работа: характеристика особенностей
гласных, согласных звуков, обоснование своей точки
зрения, выслушивание одноклассников.
Контроль этапов своей работы, оценка процесс а и
результата выполнения задания.
Комментированное выполнение упражнения по определению
количества слогов в слове, выделению ударного слога,
приведение доказательства. Подбор слова с заданным звукослоговым составом.
Упражнения на развитие графических навыков
(штрихование, работа по трафаретам, в прописях). Отработка
письма элементов букв и их соединений. Критерии оценки
выполненной работы. Формирование навыков самоконтроля
и устойчивой произвольной деятельности.
Анализ графических образов букв, моделирование
графических образов букв с использованием подручных
средств (бумага, проволока, счетные палочки, пластилин и
до.).
Дифференциация графически сходных печатных и
письменных букв.

3

Чтение – 27 часов

(квазипространственные
представления).

Игровое упражнение найди нужную букву среди других букв
(в том числе перевернутых букв), допиши букву,
Совместная работа: по заданному алгоритму анализ функций
гласных как показателей твердости и мягкости
предшествующих согласных.
Рассказ учителя об истории русского алфавита. Совместные
игры: «Найди слово в словаре», Какая буква пропала (с
опорой на таблицу», «Буквы перепутались» (фрагмент из 4-5
букв с опорой на таблицу). Определение последовательности
букв в алфавите: предшествующая, последующая, справа,
слева, между (с опорой на таблицу).
Развитие умения ориентироваться на листе тетради (правый
верхний угол, нижний левый угол и проч., отступить справы,
отступить слева, красная строка, отсчет строк и клеточек в
различных направлениях, копирование геометрических
фигур, узоров из счетных палочек).

Формирование
навыка
слогового
чтения
(ориентация
на
букву,
обозначающую гласный звук). Плавное
орфографическое слоговое чтение со
скоростью,
соответствующей
индивидуальному
темпу
обучающегося. Осознанное чтение
слов, словосочетаний, предложений и
коротких текстов с пройденными
буквами. Чтение с интонациями и
паузами в соответствии со знаками
препинания. Развитие осознанности и
выразительности чтения на материале
небольших текстов и стихотворений.

Закрепление навыка чтения обратных, прямых, закрытых
слогов, слогов со стечениями согласных. Работа со
слоговыми таблицами.
Соотнесение схемы слова и печатного слова, работа с
разрезной азбукой по следам звукового анализа.
Преобразование буквенного состава для получения нового
слова. Игры типа «Поле чудес», «Живые слова».
Работа над осмыслением читаемого. Соотнесение
прочитанного слова (словосочетания, предложения) и
картинки. Составление предложений со словами
(семантизация слова в контексте). Соблюдение строчки при
чтении. Соблюдение пауз на точках и других знаках
препинания. Соблюдение вопросительной и восклицательной
интонации.
Семантизация слогов (в каких словах можно найти данный
слог). Составление слов из отдельных слогов (игры:
«Наборщик», «Слова рассыпались», «Живые слова»).
Поиски заданного слова среди других слов, в предложении, в
коротких текстах, представленных в печатном виде.

Совместная работа: ответы на вопросы по прочитанному
тексту, отработка умения находить в тексте нужную
информацию.
Совместная работа: подробный пересказ прочитанного текста
с опорой на иллюстрацию, вопросы, опорные слова.

5

Письмо – 36 часов

Овладение начертанием письменных
прописных (заглавных) и строчных
букв. Письмо букв, буквосочетаний,
слогов,
слов,
предложений
с
соблюдением гигиенических норм.
Овладение разборчивым, аккуратным
письмом. Письмо под диктовку слов и
предложений, написание которых не
расходится с их произношением.
Усвоение
приёмов
и
последовательности
правильного
списывания
текста.
Проверка
написанного при помощи сличения с
текстом - образцом и послогового
чтения написанных слов.
Правильное оформление написанных
предложений (большая буква в начале
предложения, точка в конце).
Письмо под диктовку слов и
предложений, написание которых не
расходится с их произношением из
ранее пройденных букв. Усвоение
приемов
и
последовательности
правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных
графических средств: пробела между
словами, знака переноса.

6

Слово и предложение

Восприятие

слова

как

Совместная работа: анализ поэлементного состава букв.
Игровое упражнение «Конструктор букв», направленное на
составление буквы из элементов.
Моделирование (из пластилина, из проволоки) букв.
Игровое упражнение «Назови букву», направленное на
различение букв, имеющих оптическое и кинетическое
сходство.
Игровое упражнение «Что случилось с буквой»: анализ
деформированных букв, определение недостающих
элементов.
Практическая работа: контролировать правильность
написания буквы, сравнивать свои буквы с предложенным
образцом.
Упражнение: запись под диктовку слов и предложений,
состоящих из трёх — пяти слов со звуками в сильной
позиции. Работа в парах: соотнесение одних и тех же слов,
написанных печатным и письменным шрифтом.
Упражнение: списывание письменными буквами
слова/предложения/короткого текста, написанного
печатными буквами (письменными буквами) по заданному
алгоритму.
Усвоение правила оформления предложения.

объекта Совместная работа: придумывание предложения с заданным

7

(изучается параллельно
с разделами «Чтение»
и «Письмо»).

изучения, материала для анализа.
Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения.
Работа с предложением: выделение
слов, изменение их порядка. Интонация
в
предложении.
Моделирование
предложения в соответствии с заданной
интонацией.

Орфография и
пунктуация.
(изучается параллельно
с разделом «Письмо»).

Знакомство с правилами
правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после
шипящих в сочетаниях жи, ши,
ча, ща, чу, щу (в положении под
ударением), прописная буква в
начале предложения, в именах
собственных (именах людей,
кличках животных); перенос
слов по слогам без стечения
согласных; знаки препинания
в конце предложения.
Правила переноса слова (без
стечения согласных на границе
слогов).

словом.
Игровое упражнение «Снежный ком»: распространение
предложений с добавлением слова по цепочке.
Игра «Живые слова» (обучающиеся играют роль слов в
предложении, идёт перестановка слов в предложении,
прочтение получившегося).
Моделирование предложения: определение количества и
последовательности слов в предложении с опорой на
условные обозначения во внешнем и в свернутом плане.
Самостоятельная работа: определение количества слов в
предложении в умственном плане.
Работа с моделью предложения: изменение предложения в
соответствии с изменением модели.
Выделение предлогов в составе предложения.
Конструирование предложения по заданной
модели, по опорным словам. Восстановление
деформированных предложений. Восстановление
предложений с пропущенными словами.
Совместный анализ текста на наличие в нём слов с
буквосочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Упражнение: выписывание из текста слов с буквосочетания
ми жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Упражнение: запись предложения, составленного из
набора слов
по следам совместной работы по анализу словесного
состава, а таже звуко-буквенного анализа отдельных слов,
с правильным оформлением начала и конца предложения,
с соблюдением пробелов между словами.
Комментированная запись предложений с обязательным
объяснением случаев употребления заглавной буквы.
Игра «Кто больше»: подбор и запись имён собственных
по заданным критериям.
Практическая работа: списывание и запись под диктовку с
применением изученных правил.
Словарные слова: заучивание, поиск словарных слов в
предложениях и текстах, запись под диктовку.

Практический анализ способов написания слов с
безударными гласными: сравнение написания этих гласных
под ударением и в безударном положении в формах слова.
Правила написания предлогов.
II отделение

1 класс (198 часов)
№ Тема, раздел
п/п курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся

Добукварный период (24 часа)4

4

Развитие речи

Различение слова и предложения.
Работа с предложением: выделение
слов, изменение их порядка,
распространение предложения.
Слова-названия предмета, Слованазвание действий предмета, слованазвания качества предмета.
Восприятие слова как объекта
изучения, материала для анализа.
Наблюдение над значением слова.
Выявление слов, значение которых
требует уточнения. Активизация
словарного запаса.

Фонетика

Звуки речи. Дифференциация гласныесогласные звуки. Гласные: ударныебезударные. Согласные: мягкиетвердые, глухие- звонкие.

Специальные часы на разделы не выделяются. Все темы реализуются параллельно.

Совместная работа под руководством учителя: составление
предложения с заданным словом, по заданным словам.
Игровое упражнение «Снежный ком»: распространение
предложений с добавлением слова по цепочке.
Игра «Живые слова» (обучающиеся играют роль слов в
предложении, идёт перестановка слов в предложении,
прочтение получившегося).
Моделирование предложения: определение количества
слов в предложении и обозначение каждого слова
полоской.
Работа с моделью предложения: изменение предложения в
соответствии с изменением модели.
Конструирование предложения по схеме, по
вопросам, с опорой на сюжетную картинку.
Выделение слов, обозначающих предметы, действия предмета,
качества предмета. Понятие о синтаксических вопросах, о
связи слов в предложении.
Дифференциация оппозиционных звуков.
Выделение звука в слове, определение места звука в слове.
Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими
звуками. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми

Установление последовательности
звуков в слове, определение
количества звуков. Звуко-слоговой
анализ и синтез слова на основе развития
фонематического восприятия.
Осознание
единства
звукового
состава слова и его значения. Установление
числа и последовательности звуков в слове.
Сопоставление слов, различающихся одним
или несколькими звуками.
Усвоение терминов «звук», «слово»,
«гласный звук», «согласный звук», «мягкий
звук», «твердый звук», «слог». Усвоение
слогообразующей рели гласных.

Графика

Формирование психофизиологических
предпосылок письма.
Правильное удерживание ручки,
подготовка к работе в тетрадях,
копирование графических элементов,
письмо элементов букв, критерии
оценки результатов работы.
Ориентация на листе бумаги (в

моделями: построение модели звукового состава слова,
подбор слов, соответствующих заданной модели.
определение последовательности, количества, позиционного места
звука в слове по отношению к другим звукам (какой по счету звук в
слове, перед каким звуком, после какого звука слышится).
Выделение начального ударного гласного из слов (Оля, утка).
Определение последовательности гласного в ряду из 2 - 3 гласных: [ а ],
[ у ]; [ а ], [ о ], [ у ].
Анализ и синтез обратных слогов; выделение последнего согласного из
слов (кот).
Выделение слогообразующего гласного из слов типа: мох, пух и т.д.
Анализ и синтез прямых слогов типа са, су. Выделение первого
согласного и слогообразующего гласного из слов типа сани, совы и т.д.
Звуковой анализ слов типа суп, нос и т.п. (составление схем).
Членение слов на слоги, составление слоговой схемы односложного,
двусложного и трехсложного слова.
Звуко-слоговой анализ слов типа сова, косы и т.п. (составление схем).
звукового анализа: односложные слова без стечений согласных; слова
типа мама, муха; слова типа сахар, каток; слова со стечением согласных
в середине слова (мурка, кошка)
определение слогового состава слова с опорой на вспомогательные
приемы (отхлопывание, отстукивание);
определение слогового состава слова с опорой на гласные звуки;
определение количества слогов во внутренней речи (например, по
заданию подобрать слова с двумя слогами).
«Чтение» слов с опорой на звуковую схему.
Преобразование слов с опорой на схему (добавить звук, заменить звук,
убрать звук).
Упражнения на удерживание ручки. Штрихование
геометрических фигур, письмо элементов букв, их
соединений, серий элементов, работа в прописях, критерии
оценки результатов работы (соответствие образцам, размер,
аккуратность, наличие наклона, расстояние между
элементами).
Ориентация право-лево, верх-низ на собственном теле, в
окружающей среде, на плоскости листа.

тетради, учебнике, альбоме),
определение пространственного
соотношения графических элементов,
последовательности звуков в составе
слова.

Подсчет клеточек, строчек, понятие «красная строка»,
«поля». Ориентация при проведении звукового анализа в
последовательном расположении условных обозначений
(материализованных опор): предшествующий, последующий,
справа от, слева от, между. Аналогичная ориентация в
звуковом составе слова без внешних опор в словах простого
звуко-слогового состава, типа «осы», «муха», «палка».

Букварный период (174 часа)
1

Развитие речи
(изучается
параллельно с
разделами
«Чтение» и
«Письмо»)

Понимание прочитанного текста при
Работа с серией сюжетных картинок, выстроенных в
самостоятельном чтении вслух и при его
правильной последовательности: анализ изображённых
прослушивании.
событий, обсуждение сюжета, составление устного рассказа
Составление
небольших
рассказов с опорой на картинки.
повествовательного характера по серии Анализ прослушанного (прочитанного) текста с
сюжетных
картинок,
материалам опорой на иллюстрацию, вопросы.
собственных игр, занятий, наблюдений.

2

Развитие речи
(изучается
параллельно с
разделами
«Чтение» и
«Письмо»)

Понимание прочитанного текста при
Работа с серией сюжетных картинок, выстроенных в
самостоятельном чтении вслух и при его
правильной последовательности: анализ изображённых
прослушивании.
событий, обсуждение сюжета, составление устного рассказа
Составление
небольших
рассказов с опорой на картинки.
повествовательного характера по серии Анализ прослушанного (прочитанного) текста с
сюжетных
картинок,
материалам опорой на иллюстрацию, вопросы.
собственных игр, занятий, наблюдений.

3

Фонетика
(изучается
параллельно с
разделами
«Чтение» и
«Письмо»)

Звуки речи. Осознание единства звукового
состава слова и его значения. Установление
числа и последовательности звуков в слове.
Сопоставление слов, различающихся одним
или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков,
гласных ударных и безударных, согласных
твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная
единица. Деление слов на слоги. Определение

Дифференциация оппозиционных звуков и соответствующих
им букв по фонетическому и артикуляционному сходству.
Проведение звукового анализа с опорой на
материализованные опоры в свернутом виде, с последующим
переходом в умственный план. Звуко-слоговой анализ
односложных слов со стечениями двух согласных в начале,
конце слова и на границе слогов, трех и четырехсложных
слов без стечений согласных и со стечениями согласных,
произношение которых не расходится с написанием.
Преобразование звуковой схемы слова.

места ударения.

4

Графика
(изучается
параллельно с
разделами
«Чтение» и
«Письмо»)

Знакомство с печатными и
письменными вариантами букв: а, у, м,
х, о, с, п, к, в, т, н, ы, з, л, э, и, ш, р, ж,
е, б, д, г, ф, я, ь (как показатель
мягкости), ю, ё, й, разделительный
мягкий знак, ъ ч, ц, щ.
Различение звука и буквы: буква как знак
звука. Овладение позиционным способом
обозначения звуков буквами. Твердые и
мягкие согласные в сочетании с «ы» и «и».
Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как
показатель
мягкости предшествующего
согласного звука.
Совершенствование умения ориентироваться
в реальном и условном пространстве
(квазипространственные представления).
Алфавит.

Дидактические игры по развитию фонематического слуха,
речевого внимания, звукового анализа, классификация слов
по общему звуку, подбор слов на определенный звук,
соотнесение схемы и слова, анализ слов, отличающихся по
звуковому составу по заданному алгоритму. Выделение
гласных из состава слова, определение места ударного
гласного, сравнение слов, отличающихся ударным словом,
типа «зáмок – замóк».
Совместная работа: характеристика особенностей гласных,
согласных звуков, обоснование своей точки зрения,
выслушивание одноклассников.
Контроль этапов своей работы, оценка процесса и
результата выполнения задания.
Комментированное выполнение упражнения по определению
количества слогов в слове, приведение доказательства.
Работа в парах: подбор слов с заданным количеством слогов.
Дифференцированное задание: подбор слова с заданным
ударным гласным звуком.
Анализ графических образов букв, моделирование
графических образов букв с использованием подручных
средств (бумага, проволока, счетные палочки, пластилин и
до.).
Дифференциация графически сходных печатных и
письменных букв.
Игровое упражнение найди нужную букву среди других букв
(в том числе перевернутых букв), допиши букву,
Совместная работа: по заданному алгоритму анализ функций
гласных как показателей твердости и мягкости
предшествующих согласных.
Дифференциация функций гласных второго ряда в
зависимости от места их положения: в начале слова, после
согласного, после гласного.
Развитие умения ориентироваться на листе тетради (правый
верхний угол, нижний левый угол и проч., отступить справы,
отступить слева, красная строка, отсчет строк и клеточек в
различных направлениях, копирование геометрических

фигур, узоров из счетных палочек).
Рассказ учителя об истории русского алфавита. Совместные
игры: «Найди слово в словаре», Какая буква пропала (с
опорой на таблицу», «Буквы перепутались» (фрагмент из 4-5
букв с опорой на таблицу). Определение последовательности
букв в алфавите: предшествующая, последующая, справа,
слева, между (с опорой на таблицу).
Развитие умения ориентироваться на листе тетради (правый
верхний угол, нижний левый угол и проч., отступить справы,
отступить слева, красная строка, отсчет строк и клеточек в
различных направлениях, копирование геометрических
фигур, узоров из счетных палочек).
5

Чтение 87 часа

Формирование навыка слогового чтения
(ориентация на букву, обозначающую
гласный звук). Плавное орфографическое
слоговое
чтение
со
скоростью,
соответствующей индивидуальному темпу
обучающегося. Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений и коротких
текстов с пройденными буквами. Чтение с
интонациями и паузами в соответствии со
знаками препинания. Развитие осознанности
и выразительности чтения на материале
небольших текстов и стихотворений.

Отработка техники чтения обратных, прямых, закрытых
слогов, слогов со стечениями согласных. Работа со
слоговыми таблицами.
Чтение слогов и простых слов с постепенным наращиванием
букв и морфем слева и справа.
Соотнесение схемы слова и печатного слова, работа с
разрезной азбукой по следам звукового анализа.
Преобразование буквенного состава для получения нового
слова. Игры типа «Поле чудес», живые слова.
Работа над осмыслением читаемого. Соотнесение
прочитанного слова (словосочетания, предложения) и
картинки. Соблюдение строчки при чтении. Соблюдение пауз
на точках и других знаках препинания. Соблюдение
вопросительной и восклицательной интонации.
Семантизация слогов (в каких словах можно найти данный
слог). Составление слов из отдельных слогов (игры:
«Наборщик», «Слова рассыпались», «Живые слова»).
Поиски заданного слова среди других слов, в предложении, в
коротких текстах, представленных в печатном виде.
Совместная работа: ответы на вопросы по прочитанному
тексту, отработка умения находить в тексте нужную
информацию. Совместная работа: подробный пересказ
прочитанного текста с опорой на иллюстрацию, вопросы,

опорные слова.

6

Письмо – 87
часов

7

Слово и
предложение
(изучается
параллельно с
разделами
«Чтение» и

Овладение
начертанием
письменных
прописных (заглавных) и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений с соблюдением гигиенических
норм. Овладение разборчивым, аккуратным
письмом. Письмо под диктовку слов и
предложений, написание которых не
расходится с их произношением. Усвоение
приёмов и последовательности правильного
списывания текста. Проверка написанного
при помощи сличения с текстом - образцом и
послогового чтения написанных слов.
Правильное
оформление
написанных
предложений (большая буква в начале
предложения, точка в конце).
Письмо под диктовку слов и предложений,
написание которых не расходится с их
произношением из пройденных букв.
Усвоение приемов и последовательности
правильного списывания текста.
Понимание
функции
небуквенных
графических средств: пробела между
словами, знака переноса.

Упражнения на развитие графических навыков
(штрихование, работа по трафаретам, в прописях). Отработка
письма элементов букв и их соединений. Критерии оценки
выполненной работы. Формирование навыков самоконтроля
и устойчивой произвольной деятельности.
Совместная работа: анализ поэлементного состава букв.
Игровое упражнение «Конструктор букв», направленное
на составление буквы из элементов.
Моделирование (из пластилина, из проволоки) букв.
Игровое упражнение «Назови букву», направленное на
различение букв, имеющих оптическое и кинетическое
сходство.
Игровое упражнение «Что случилось с буквой»: анализ
деформированных букв, определение недостающих
элементов.
Практическая работа: контролировать правильность
написания буквы, сравнивать свои буквы с предложенным
образцом.
Упражнение: запись под диктовку слов и предложений,
состоящих из трёх — пяти слов со звуками в сильной
позиции. Работа в парах: соотнесение одних и тех же слов,
написанных печатным и письменным.
Упражнение: списывание письменными буквами
слова/предложения/короткого текста, написанного
печатными буквами (письменными буквами) по заданному
алгоритму.
Усвоение правила оформления предложения.
Восприятие слова как объекта изучения, Совместная работа: придумывание предложения с заданным
материала для анализа. Наблюдение над словом.
значением слова.
Игровое упражнение «Снежный ком»: распространение
Различение слова и предложения. Работа с
предложений с добавлением слова по цепочке.
предложением: выделение слов, изменение
Игра «Живые слова» (обучающиеся играют роль слов в
их порядка. Интонация в предложении.
предложении, идёт перестановка слов в предложении,

8

«Письмо»)

Моделирование предложения в соответствии
с заданной интонацией. Различение слова
и предложения. Работа с
предложением: выделение слов,
изменение их порядка,
распространение предложения.
Слова-названия предмета, Слованазвание действий предмета, слованазвания качества предмета.
Восприятие слова как объекта
изучения, материала для анализа.
Наблюдение над значением слова.
Выявление слов, значение которых
требует уточнения.
Совместная
работа
по
словообразованию и морфемному
анализу (без введения терминологии).
Активизация словарного запаса.

прочтение получившегося).
Моделирование предложения: определение количества и
последовательности слов в предложении с опорой на
условные обозначения во внешнем и в свернутом плане.
Самостоятельная работа: определение количества слов в
предложении, с опорой на внешние опоры.
Работа с моделью предложения: изменение предложения в
соответствии с изменением модели.
Выделение предлогов в составе предложения.
Конструирование предложения по заданной
модели, по опорным словам. Восстановление
деформированных предложений. Восстановление
предложений с пропущенными словами.

Орфография и
пунктуация.
(изучается
параллельно с
разделом
«Письмо»).

Знакомство с правилами
правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих
в сочетаниях жи, ши, ча, ща, чу, щу
(в положении под ударением),
прописная буква в начале
предложения, в именах собственных
(именах людей, кличках животных);
перенос слов по слогам без стечения
согласных; знаки препинания
в конце предложения.
Правила переноса слова (без стечения
согласных на границе слогов).

Совместный анализ текста на наличие в нём слов с
буквосочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Упражнение: выписывание из текста слов с буквосочетания
ми жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Упражнение: запись предложения, составленного из
набора слов
по следам совместной работы по анализу словесного
состава, а таже звуко-буквенного анализа отдельных слов,
с правильным оформлением начала и конца предложения,
с соблюдением пробелов между словами.
Комментированная запись предложений с обязательным
объяснением случаев употребления заглавной буквы.
Игра «Кто больше»: подбор и запись имён собственных
по заданным критериям.
Практическая работа: списывание и запись под диктовку с
применением изученных правил.
Словарные слова: заучивание, поиск словарных слов в

предложениях и текстах, запись под диктовку.
Практический анализ способов написания слов с
безударными гласными: сравнение написания этих гласных
под ударением и в безударном положении в формах слова.
Правила написания предлогов.

При разработке Федеральной рабочей программы в тематическом планировании
должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых)
образовательных
ресурсов,
являющихся учебно­методическими
материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные
библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых
образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп
пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими
дидактические возможности информационно­коммуникационных технологий (ИКТ),
содержание которых соответствует законодательству об образовании.
ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ:

Высокий уровень:
Чтение – обучающийся освоил беглое послоговое чтение (чтение целыми словами с переходом на
послоговое чтение сложных по слоговой структуре слов). Чтение интонированное, выразительное.
Допускает 1-25 неустойчивых ошибки фонологического характера. Понимание прочитанного в
полном объеме.
Письмо - освоил написание всех строчных и заглавных букв, их соединений. Списывание без
ошибок. В диктантах допускает однотипные неустойчивые фонологические замены (не более 1-2
замен). Освоил правила написания гласных после шипящих, употребление имен собственных, а
также обозначения границ предложения.

Достаточный уровень:
Чтение - обучающийся освоил орфографическое послоговое чтение, но при этом допускает
специфические ошибки (не более 3-5 ошибок - смешений по артикуляторно-акустическому или
оптико-графическому типу). Соблюдает интонацию конца предложения. Понимание читаемого
доступно, но при анализе текста требуются опоры, либо другая помощь.
Письмо - обучающийся в основном освоил все графические образы букв, за исключением
редкоупотребительных строчных и прописные, например, прописные Ф, Г, Е, Э и др.. Однако при
наличии соответствующей наглядности с заданиями справляется. Со списываем справляется без
ошибок. В диктантах допускает не более 5 специфических ошибок (2-3 разных типов).
Орфографические правила в рамках программы в основном освоил (может допускать 2-3
орфографических ошибки). Иногда затрудняется в обозначении границ предложения, в написании
предлога с последующим словом.

Недостаточный уровень:
Обучающийся не усвоил программный материал – не выучил помнит все пройденные буквы и не
может их вспомнить даже при использовании внешних опор. Не усвоил способ чтения: послоговое
орфографическое. Допускает более 6 ошибок разнообразных видов. При чтении пропускает
слова, отмечается тенденция к чтению «по догадке» (на основе звуко-буквенных ассоциаций).
Чтение не интонированное, Понимание прочитанного ограничено. На письме допускает не только
специфические ошибки (замены, смешения по артикуляторно-акустическому или оптикографическому типу), но и ошибки, обусловленные несформированностью звукового и языкового
анализа. Орфографические правила, предусмотренные программой, не усвоил.

5

2специфические ошибки однотипного характера оцениваются как 1 ошибка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».