Рабочая программа курса Лингвистический практикум 8 класс

Приложение № 1 к ООП – ОП ООО
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Североуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
Лингвистический практикум
основное общее образование

Составитель: школьное методическое
объединение учителей русского языка

Североуральск, 2024

Пояснительная записка
Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции,
что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9
классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и
общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение
основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке
языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученыхрусистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачи изучения элективного курса:
обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования
ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной
и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительнореферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе
представленных в электронном виде;
анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского
языка;
создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
редактирование собственного текста;
применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка,
использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
соблюдение в практике письма основных норм языка;
использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и
письменного текста.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт
условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в
системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта у учащихся в процессе
изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные
умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Для учащихся с ОВЗ в виду психологических особенностей детей, с целью усиления
практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая
включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и
пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия,
представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания;
2

формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о
времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи
между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать;
развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и
письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция
нарушений
в
развитии
эмоционально-личностной
сферы: развитие
инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения
преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование
адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование
умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений
устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи;
развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция
индивидуальных пробелов в знаниях.
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Контроль знаний осуществляется по итогам
изучения основных разделов в виде практических работ.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны,
творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения
школьного образования;
Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на
основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
Владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность
действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью
свёрнутости;
3

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам,
применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
Коммуникативно - целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах,
обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.
Предметные результаты:
Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального
языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни
человека и общества;
Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в
целом;
Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
Освоение базовых основ лингвистики;
Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,
основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
Проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Содержание программы
Тема 1. Построение сжатого изложения (6ч.)
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение
сжатого изложения. Редактирование изложения.
Обучающиеся должны знать: основные правила работы с текстом.
Обучающиеся должны уметь: точно определять круг предметов и явлений действительности,
отражаемой в тексте;
адекватно воспринимать авторский замысел; вычленять главное в информации; сокращать
текст различными способами; правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
4

Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Тема 2. Средства выразительности речи (2ч.)
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы,
антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная
лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные
суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты);
синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов,
сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительновыразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного
синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Обучающиеся должны знать: основные средства выразительности.
Обучающиеся должны уметь: различать средства выразительности; находить в тексте
средства выразительности; анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 3. Стилистика русского языка (2ч.)
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический,
разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов:
функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация
языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Обучающиеся должны знать: основные сведения по стилистике русского языка.
Обучающиеся должны уметь: определять стилистическую принадлежность слов и
выражений; работать со стилистическими синонимами.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 4. Нормы русской орфографии (4ч.)
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов.
Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических
норм.
Обучающиеся должны знать: орфографические правила.
Обучающиеся должны уметь: использовать знания по орфографии при анализе
предложенного текста. Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа
Тема 5. Морфемика и словообразование (1ч.)
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные
морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные
морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.
Основные способы образования слов.
Обучающиеся должны знать: виды морфем; морфемный и словообразовательный анализы
слова.
Обучающиеся должны уметь: использовать знания по морфемике и словообразованию при
анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 6. Морфология (1ч.)
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее
грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Обучающиеся должны знать: систему частей речи в русском языке.
Обучающиеся должны уметь: использовать знания по морфологии при анализе
предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 7. Синтаксические и пунктуационные нормы (10ч.)
5

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в
сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Обучающиеся должны знать: синтаксические и пунктуационные нормы.
Обучающиеся должны уметь: использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе
предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.
Тема 8. Построение сочинения-рассуждения (6ч. + 2 ч. на итоговое тестирование)
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор
обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для
обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста
и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста.
Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и
рассуждения на основе анализа текста.
Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического
положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста;
правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.

Тематическое планирование курса
№

Наименование раздела

Тема занятия

1

Построение сжатого
изложения
Построение сжатого
изложения

Структура экзаменационной работы по
русскому языку.
Построение сжатого изложения.
Этапы работы над изложением.

3

Построение сжатого
изложения

Содержательные и языковые способы
сокращения текста.

1

4

Построение сжатого
изложения

Сжатое изложение.

1

5

Построение сжатого
изложения

Редактирование изложения.

1

6

Построение сжатого
изложения

Диагностическое тестирование.

1

7

Средства выразительности
речи

Средства выразительности речи.

1

2

Количество
часов
1
1

6

Средства выразительности речи.

1

9

Средства выразительности
речи
Стилистика русского языка

Стилистика русского языка.

1

10

Стилистика русского языка

Стилистика русского языка.

1

11

Нормы русской орфографии

Нормы русской орфографии.

1

12

Нормы русской орфографии

Орфограммы в корне.

1

13

Нормы русской орфографии

Орфограммы в приставках и суффиксах.

1

14

Нормы русской орфографии

Н – нн в различный частях речи.

1

15

Морфемика и
словообразование

1

16

Морфология

17

Синтаксис и пунктуационные
нормы

18

Синтаксис и пунктуационные
нормы

Морфемика и
словообразование. Морфемный и
словообразовательный разбор.
Морфология, морфологические признаки
частей речи.
Словосочетание. Виды подчинительной
связи (согласование, управление,
примыкание).
Виды односоставных предложений.

19

Синтаксис и пунктуационные
нормы

Грамматическая основа и способы
выражения подлежащего и сказуемого.

1

20

Синтаксис и пунктуационные
нормы

Характеристика предложений,
синтаксический разбор.

1

21

Синтаксис и пунктуационные
нормы

Вводные слова и обращения.

1

22

Синтаксис и пунктуационные
нормы

Обособленные определение и приложения.

1

23

Синтаксис и пунктуационные
нормы

Обособленные обстоятельства.

1

24

Синтаксис и пунктуационные
нормы

Сложные предложения

1

25

Синтаксис и пунктуационные
нормы

Знаки препинания в сложных
предложениях.

1

26

Синтаксис и пунктуационные

Способы связи в сложных грамматических
конструкциях.

1

8

1
1

1

7

нормы
27
28
29
30
31
32
33
34

Построение сочинения рассуждения
Построение сочинения рассуждения
Построение сочинения рассуждения
Построение сочинения рассуждения
Построение сочинения рассуждения
Построение сочинения рассуждения
Итоговое тестирование
Итоговое тестирование

Структура сочинения-рассуждения. Этапы
работы над сочинением.
Учимся формулировать тезис.

1

Учимся аргументировать.

1

Учимся писать вывод сочинения –
рассуждения.
Построение сочинения-рассуждения.

1

Редактирование сочинения-рассуждения.

1

Итоговое тестирование
Анализ итогового тестирования

1
1

1

1

8

Лист корректировки рабочей программы
№

Раздел

Тема

Планируе
м.
Кол-во
часов

Причина
Способ
Тема после
корректировки корректировки корректировки

Колво
часов

дата

согласовано

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».