Пояснительная записка Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученыхрусистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Задачи изучения элективного курса: обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе; применение обобщённых знаний и умений при анализе текста; углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой. Механизм формирования лингворечевой компетенции: использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительнореферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде; анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики; анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями; анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности; тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка; создание сочинения-рассуждения по данному тексту; редактирование собственного текста; применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение в практике письма основных норм языка; использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В соответствии с требованиями государственного стандарта у учащихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные. Для учащихся с ОВЗ в виду психологических особенностей детей, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления. Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); 2 развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени. Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике. Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Планируемые результаты освоения курса Личностные результаты: Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты: Владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; 3 соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.); Коммуникативно - целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметные результаты: Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; Освоение базовых основ лингвистики; Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка; Проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста; Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Содержание программы Тема 1. Построение сжатого изложения (6ч.) Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. Обучающиеся должны знать: основные правила работы с текстом. Обучающиеся должны уметь: точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; адекватно воспринимать авторский замысел; вычленять главное в информации; сокращать текст различными способами; правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания. Контроль знаний: построение сжатого изложения. 4 Тема 2. Средства выразительности речи (2ч.) Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительновыразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности. Обучающиеся должны знать: основные средства выразительности. Обучающиеся должны уметь: различать средства выразительности; находить в тексте средства выразительности; анализировать текст с точки зрения средств выразительности. Контроль знаний: тренировочные упражнения. Тема 3. Стилистика русского языка (2ч.) Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Обучающиеся должны знать: основные сведения по стилистике русского языка. Обучающиеся должны уметь: определять стилистическую принадлежность слов и выражений; работать со стилистическими синонимами. Контроль знаний: тренировочные упражнения. Тема 4. Нормы русской орфографии (4ч.) Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм. Обучающиеся должны знать: орфографические правила. Обучающиеся должны уметь: использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста. Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа Тема 5. Морфемика и словообразование (1ч.) Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова. Основные способы образования слов. Обучающиеся должны знать: виды морфем; морфемный и словообразовательный анализы слова. Обучающиеся должны уметь: использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста. Контроль знаний: тренировочные упражнения. Тема 6. Морфология (1ч.) Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Самостоятельные и служебные части речи. Обучающиеся должны знать: систему частей речи в русском языке. Обучающиеся должны уметь: использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста. Контроль знаний: тренировочные упражнения. Тема 7. Синтаксические и пунктуационные нормы (10ч.) 5 Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм. Обучающиеся должны знать: синтаксические и пунктуационные нормы. Обучающиеся должны уметь: использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста. Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа. Тема 8. Построение сочинения-рассуждения (6ч. + 2 ч. на итоговое тестирование) Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста. Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении. Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы. Тематическое планирование курса № Наименование раздела Тема занятия 1 Построение сжатого изложения (6 часов.) Структура экзаменационной работы по русскому языку. Построение сжатого изложения. Этапы работы над изложением. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Сжатое изложение. Редактирование изложения. Диагностическое тестирование. Средства выразительности речи. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Средства выразительности речи ( 2 часа) Стилистика русского языка ( 2 часа) Нормы русской орфографии (4 часа) Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 Средства выразительности речи. Стилистика русского языка. 1 1 Стилистика русского языка. Нормы русской орфографии. 1 1 Орфограммы в корне. Орфограммы в приставках и суффиксах. 1 1 6 14 15 Морфемика и словообразование (1 час) 16 Морфология (1 час) 17 Синтаксис и пунктуационные нормы (10 часов) 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Построение сочинения рассуждения ( 6 часов) 28 29 30 31 32 33 34 Итоговое тестирование ( 2 часа) Н – нн в различный частях речи. Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология, морфологические признаки частей речи. Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). Виды односоставных предложений. Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого. Характеристика предложений, синтаксический разбор. Вводные слова и обращения. Обособленные определение и приложения. Обособленные обстоятельства. Сложные предложения Знаки препинания в сложных предложениях. Способы связи в сложных грамматических конструкциях. Структура сочинения-рассуждения. Этапы работы над сочинением. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать. Учимся писать вывод сочинения – рассуждения. Построение сочинения-рассуждения. Редактирование сочинения-рассуждения. Итоговое тестирование 1 1 Анализ итогового тестирования 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 Лист корректировки рабочей программы № Раздел Тема Планируе м. Кол-во часов Причина Способ Тема после корректировки корректировки корректировки Колво часов дата согласовано 8 9