Рабочая программа курса Лингвистический практикум 8 класс

Пояснительная записка
Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции,
что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9
классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и
общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение
основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке
языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученыхрусистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачи изучения элективного курса:
обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования
ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной
и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительнореферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе
представленных в электронном виде;
анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского
языка;
создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
редактирование собственного текста;
применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка,
использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
соблюдение в практике письма основных норм языка;
использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и
письменного текста.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт
условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в
системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта у учащихся в процессе
изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные
умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Для учащихся с ОВЗ в виду психологических особенностей детей, с целью усиления
практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая
включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и
пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия,
представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
2

развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о
времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи
между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать;
развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и
письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция
нарушений
в
развитии
эмоционально-личностной
сферы: развитие
инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения
преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование
адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование
умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений
устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи;
развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция
индивидуальных пробелов в знаниях.
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Контроль знаний осуществляется по итогам
изучения основных разделов в виде практических работ.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны,
творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения
школьного образования;
Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на
основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
Владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность
действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью
свёрнутости;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
3

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам,
применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
Коммуникативно - целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах,
обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.
Предметные результаты:
Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального
языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни
человека и общества;
Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в
целом;
Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
Освоение базовых основ лингвистики;
Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,
основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
Проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Содержание программы
Тема 1. Построение сжатого изложения (6ч.)
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение
сжатого изложения. Редактирование изложения.
Обучающиеся должны знать: основные правила работы с текстом.
Обучающиеся должны уметь: точно определять круг предметов и явлений действительности,
отражаемой в тексте;
адекватно воспринимать авторский замысел; вычленять главное в информации; сокращать
текст различными способами; правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
4

Тема 2. Средства выразительности речи (2ч.)
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы,
антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная
лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные
суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты);
синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов,
сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительновыразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного
синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Обучающиеся должны знать: основные средства выразительности.
Обучающиеся должны уметь: различать средства выразительности; находить в тексте
средства выразительности; анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 3. Стилистика русского языка (2ч.)
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический,
разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов:
функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация
языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Обучающиеся должны знать: основные сведения по стилистике русского языка.
Обучающиеся должны уметь: определять стилистическую принадлежность слов и
выражений; работать со стилистическими синонимами.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 4. Нормы русской орфографии (4ч.)
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов.
Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических
норм.
Обучающиеся должны знать: орфографические правила.
Обучающиеся должны уметь: использовать знания по орфографии при анализе
предложенного текста. Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа
Тема 5. Морфемика и словообразование (1ч.)
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные
морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные
морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.
Основные способы образования слов.
Обучающиеся должны знать: виды морфем; морфемный и словообразовательный анализы
слова.
Обучающиеся должны уметь: использовать знания по морфемике и словообразованию при
анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 6. Морфология (1ч.)
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее
грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Обучающиеся должны знать: систему частей речи в русском языке.
Обучающиеся должны уметь: использовать знания по морфологии при анализе
предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 7. Синтаксические и пунктуационные нормы (10ч.)
5

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в
сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Обучающиеся должны знать: синтаксические и пунктуационные нормы.
Обучающиеся должны уметь: использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе
предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.
Тема 8. Построение сочинения-рассуждения (6ч. + 2 ч. на итоговое тестирование)
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор
обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для
обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста
и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста.
Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и
рассуждения на основе анализа текста.
Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического
положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста;
правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.

Тематическое планирование курса
№

Наименование раздела

Тема занятия

1

Построение сжатого
изложения (6 часов.)

Структура экзаменационной работы по
русскому языку.
Построение сжатого изложения.
Этапы работы над изложением.
Содержательные и языковые способы
сокращения текста.
Сжатое изложение.
Редактирование изложения.
Диагностическое тестирование.
Средства выразительности речи.

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Средства выразительности
речи ( 2 часа)
Стилистика русского языка
( 2 часа)
Нормы русской орфографии
(4 часа)

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1

Средства выразительности речи.
Стилистика русского языка.

1
1

Стилистика русского языка.
Нормы русской орфографии.

1
1

Орфограммы в корне.
Орфограммы в приставках и суффиксах.

1
1
6

14
15

Морфемика и
словообразование (1 час)

16

Морфология (1 час)

17

Синтаксис и пунктуационные
нормы (10 часов)

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Построение сочинения рассуждения ( 6 часов)

28
29
30
31
32
33
34

Итоговое тестирование ( 2
часа)

Н – нн в различный частях речи.
Морфемика и
словообразование. Морфемный и
словообразовательный разбор.
Морфология, морфологические признаки
частей речи.
Словосочетание. Виды подчинительной
связи (согласование, управление,
примыкание).
Виды односоставных предложений.
Грамматическая основа и способы
выражения подлежащего и сказуемого.
Характеристика предложений,
синтаксический разбор.
Вводные слова и обращения.
Обособленные определение и приложения.
Обособленные обстоятельства.
Сложные предложения
Знаки препинания в сложных
предложениях.
Способы связи в сложных грамматических
конструкциях.
Структура сочинения-рассуждения. Этапы
работы над сочинением.
Учимся формулировать тезис.
Учимся аргументировать.
Учимся писать вывод сочинения –
рассуждения.
Построение сочинения-рассуждения.
Редактирование сочинения-рассуждения.
Итоговое тестирование

1
1

Анализ итогового тестирования

1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

7

Лист корректировки рабочей программы
№

Раздел

Тема

Планируе
м.
Кол-во
часов

Причина
Способ
Тема после
корректировки корректировки корректировки

Колво
часов

дата

согласовано

8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».