Рабочая программа курса внеурочной деятельности Краеведение

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Краеведение» разработана на основании
Нормативно-правовых документов Федерального уровня:
1. Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации (от 21.12.2012, от
25.11.2013 №317-ФЗ, от 05.05.2014 №84-ФЗ);
2. СанПин 2.42.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательном учреждении;
нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации;
3. Письмо Минобрнауки от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной
деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования ориентирован на достижение основного результата образования - развитие на
основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности
обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его
готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Согласно возрастной периодизации Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина в младшем
подростковом возрасте происходит смена ведущей учебной деятельности на ведущую
деятельность общения, у подростков постепенно меняются приоритеты, на первое место
выходит интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности. Возникает
желание найти себя, свое место в коллективе, формируется самооценка-то, как подросток видит
себя фоне своих друзей, класса, компании, сравнивает себя с другими. Основная потребность –
быть частью группы, получать ее поддержку, чувствовать единство. В учебной деятельности
происходит снижение мотивации. Умственная активность младших подростков велика и для
развития способностей учащихся необходимо включать их в деятельность, причем в
групповую. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом
играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. В
учебной деятельности происходит снижение мотивации к учению.
Таким образом, перед учителем встает задача – сохранения и повышения уровня
мотивации к изучению географии, как основу интегрированного курса «Краеведение» для
достижения образовательного результата, формирование у школьников целостного
представления о своём крае, сохранения и развития социально-экономических и культурных
достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций.
Для решения данных задач предлагаю программу внеурочной деятельности
«Краеведение», которая предназначена для подростков низко мотивированных на изучение
географии.
Программа внеурочной деятельности «Краеведение» разработана в соответствии с
приоритетными направлениями развития образования РФ, Свердловской области. В проекте
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на 2015-2025 г.г.» определяется
основа стратегии - это базовые национальные ценности российского общества, закрепленные
Конституцией Российской Федерации: патриотизм–любовь к России, к своему народу, к своей
малой Родине, служение Отечеству; …природа–эволюция, родная земля, заповедная природа,
планета Земля, экологическое сознание…».
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации»
подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность
поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание
бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание
патриотов России…».
При составлении программы внеурочной деятельности были использованы материалы
курсов повышения квалификации.

Программа внеурочной деятельности «Краеведение»
Программа
внеурочной
деятельности
«Краеведение»
относится
к
общеинтеллектуальному направлению, основана на системно-деятельностном и личностноориентированном подходах и направлена на осмысление личностных перспектив учащихся. В
рамках системно-деятельностного подхода учащиеся учатся работать самостоятельно в
сотрудничестве, у них формируется необходимость в поиске новых способов решения
поставленных задач, что способствует развитию способностей школьников в творческом и
деятельностном начале.
Личностно-ориентированный
подход,
целью
которого
является
развитие
индивидуальности ученика, направлен на интеллектуальное и нравственное развитие личности.
Поскольку центром всей образовательной системы является индивидуальность ребенка, то и
методическую основу представляет индивидуализация и дифференциация учебного процесса.
Ребенок не может осознать себя гражданином России, не осознав себя жителем конкретного
региона, в данном случае Североуральского городского округа, с ее природными и
культурными особенностями, а внеурочные занятия по географии и краеведению способствуют
развитию у обучающихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Академик
Российской академии образования, историк и краевед С.О. Шмидт следующим образом
раскрывает это понятие: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам
нашим, к родной земле…». Практическая направленность данной программы позволяет
учащимся усваивать знания в деятельности. Новизна программы в том, что основное
внимание уделяется географическому содержанию заданий, которые включают материал, не
содержащийся в базовых программах.
Таким образом, перед учителем встает задача – создание условий для социализации
личности, развитие их творческого и деятельностного начала, а также установления
сотрудничества в системе «учитель-ученик».
Цель
программы
- формирование
гражданско-патриотических
ценностей,
экологической культуры и бережного отношения к историческому и культурному наследию
своей малой Родины.
Содержание предполагает решение следующих задач:
•
формировать у обучающихся представления о краеведении, как о предмете
исторического и культурного развития общества;
•
прививать школьникам умения и навыки поисковой деятельности, учить
наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал;
•
развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить
работать в группах, координировать деятельность;
•
формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
•
способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к
историческим, культурным и природным ценностям;
•
воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со
сверстниками.
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается
формирование универсальных учебных действий, позволяющих достигать личностных,
предметных и метапредметных результатов.
При достижении личностных результатов у школьников будут сформированы:
•
готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
•
высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
•
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную
деятельность и взаимодействие с её участниками;
•
формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание
чувства гордости за достижения своих односельчан;

воспитание уважительного отношения к истории, любви к родному краю,
своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям;
•
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой
жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды
обитания.
При достижении предметных результатов у школьников будут сформированы:
•
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в
природе и обществе;
•
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего
мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);
•
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности;
•
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование
умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
При достижении метапредметных результатов у школьников будут сформированы:
•
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
•
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в
сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
- оценивать правильность выполнения действия;
- носить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и
учета характера сделанных ошибок.
•
Познавательные УДД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы;
- строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
- учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из текстов разных видов как способность применять для
решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение,
обобщение, анализ, доказательства и др.).
В процессе реализации программы «Краеведение» формируются следующие компетенции:
Ценностно-смысловая (формирование ценностных ориентаций в соответствии с
отечественными традициями духовности и нравственности, определение направления своих
личных интересов, соответствующих, интересам общества).
Общекультурная (знание национальной и общечеловеческой культуры, толерантность).
Учебно-познавательная (способность получать знания; готовность к самообразованию, осуществлению информационного поиска, к умению извлекать информацию из любого
источника).
Коммуникативная (умение работать в команде, владение различными социальными
ролями в коллективе, умение представить результат своей работы).
•

Формы проведения занятий
Программа внеурочной деятельности «Краеведение» основана на групповой, парной и
индивидуальной формах работы. При организации групповой и парной работы предусмотрено
применение технологии обучения в сотрудничестве. Во время занятий осуществляется
индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся.
Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных
занятий со школьниками, так и возможность организовать занятия крупными блоками-слетами,
экскурсиями, походами, с учетом возрастных, психологических и индивидуальных
особенностей обучающихся. Место проведения занятий определяется спецификой тем:
теоретические и практические занятия могут проходить как в школе, так и в музеях,
библиотеках, учреждениях поселка и на открытом пространстве.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» основана на
следующих принципах:
•
принцип природосообразности;
•
принцип деятельностный и личностный подходы;
•
принцип патриотической направленности;
•
принцип партнерство;
•
принципы экологического гуманизма и краеведческой направленности;
•
принцип поддержки самоопределения воспитанника.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий
с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследования, экскурсии,
работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми,
смотры-конкурсы, фотовыставки, походы с осмотром краеведческих объектов, коллективные
творческие дела. Занятия проводятся не только в классе, но и вне стен школы – в музее, на
улице, в лесу и т.д. В программе используются следующие технологии и
методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие
технологии, игровые и ИКТ технологии, краеведо-туристические и проектные технологии.
Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия, рассчитана на
обучающихся 5-6 классов. Содержание и методика преподавания данного курса направлены на
развитие школьника с учётом психологических особенностей детей данного возрастного
периода. Ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим
для себя новые знания. Срок реализации 1 год. Содержание программы ориентировано на
добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 1 занятие в
неделю с продолжительностью в 45 мин. каждое. При необходимости выездных занятий и
присутствия участников программы на общешкольных мероприятиях количество часов
автоматически увеличивается в эти дни и сокращается в другие. В каникулярное время
проводятся, по мере необходимости, индивидуальные и групповые консультации, а также
опытно-экспериментальная деятельность обучающихся.
Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и
предусматривает:
- участие в конкурсах и конференциях исследовательских работ разного уровня;
- разработка и защита собственного проекта;
- создание презентаций - представлений по изученной теме;
- фотовыставки;
- оценочные листы личных достижений (групп);
- портфолио – является итоговым оцениванием.
Работа с родителями
-индивидуальные встречи, консультации с родителями в течение года;
-посещение родителями различных выставок, мероприятий;
-проведение занятий совместно с родителями.
Тематическое планирование

внеурочной деятельности «Краеведение»
В том числе
№ Содержание курса

Количество
часов

1 Знакомство с предметом
краеведения.
2 Мой край на карте Родины
3 Улицы нашего поселка.
4 Памятники
нашего
поселка.
5 Школа, в которой я учусь.
6 Природа нашего края
Всего

теория

практика

2

1

1

5
4
4

3
1
2

2
3
2

6
14
35

3
4
14

3
10
21

Содержание программы
Раздел 1. Знакомство с предметом краеведения (2 часа).
Теория: Знакомство с предметом краеведения, с источниками краеведческих знаний:
карта как источник информации, другие источники. Природа – наш второй дом. Правила
безопасного поведения во время занятий и режим работы.
Практика: Викторина «Что я знаю о родном крае».
Раздел 2. «Мой край на карте Родины » (5часов).
Теория: Знакомство с понятиями «область», «округ», «город». Определение территории
и географического положения Свердловской области. Знакомство с картой района, границей,
историей образования. Ознакомление символикой округа,
Практика: Работа в группах на контурной карте, составление буклета «Символика
Североуральского городского округа»
Раздел 3.Улицы нашего посёлка (4 часа).
Теория: Знакомство с улицами и культурными местами города Североуральска, почему
они так названы.
Практика: Пешеходная экскурсия, оформление фотовыставки, составление и защита
проекта «Улицы моего города».
Раздел 4.Памятники нашего поселка (4 часа).
Теория: Знакомство с памятником первопроходцев и мемориалом, посвященный
памяти погибших в Великой Отечественной войне.
Практика: Исследование памятных мест поселка.
Раздел 5.Школа, в которой я учусь (6 часов).
Теория: Что такое школьный музей, его цели? Что можно узнать, посетив школьный
музей? Основание школы. Какой была школа много лет назад. Учителя и ученики – гордость
школы. Встреча с выпускниками школы. Мои родители учились в этой школе. Традиции
школы.
Практика: Экскурсия в школьный музей. Изучение информации сайта школы.
Создание и защита индивидуального (группового) проекта «История школы».
Раздел 6. Природа нашего края (14 часов).
Теория: Знакомство с полезными ископаемыми на территории Североуральского
городского округ
Практика: Составление коллекции «Полезные Североуральского городского округа».
Теория: Знакомство с гидрографической сетью: река Вагран, озеро Светлое.
Практика: Изучение литературных источников о названиях рек и озер.

Теория: Изучение климатических условий нашего населённого пункта: средние
многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое
количество осадков, средняя высота снежного покрова. Ветер, причины его образования.
Практика: Составление прогноза погоды Североуральского городского округа.
Теория: Ознакомление с видовым составом растительного покрова и животного мира
природного комплекса нашей природной зоны. Редкие и исчезающие виды растений и
животных (Красная книга). Птицы. Группы птиц: перелётные, оседлые, кочующие. Зимовка
птиц. Законы об охране природы. Заповедники, заказники, охраняемые территории.
Организации по охране природы.
Практика: Составление интерактивной карты по видовому составу животного мира.
Работа с атласом-определителем по составлению ментальной карты. Создание и защита
индивидуального (группового) буклета «Исчезающие виды растений и животных и способы их
защиты». Экскурсия в заповедник «Денежкин камень».
Ожидаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты внеурочной деятельности «Краеведение» распределяются
по трем уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний,
понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний
об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего
окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих
сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное
рассматривается в неразрывном единстве.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к
базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие
ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и
настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного
социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального
действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и
взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историкогеографической краеведческой информации.
Перечень информационно – методического обеспечения
Печатные пособия:
1.
Различные дидактические материалы по всем темам курса;
2.
Коллекция выставочных работ музея;
3.
Архивные документы;
4.
Фото, видео, аудиоматериалы, ЭОР.
Оборудование:
1.
Карты (интерактивные, ментальные);
2.
Наглядные пособия;
3.
Таблицы с инструкционными картами;
4.
Интернет-ресурсы.
Привлечение и взаимодействие с социальными партнерами
1. Школьный музей;
2. Краеведческий музей Североуральского городского округа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».