СОДЕРЖАНИЕ 1. 2. 3. 4. 5. 6. Пояснительная записка …………………………………………………....3 Цели и задачи ………………………………………………………………4 Организация и структура отряда …………………..……………………..4 Учебно-тематический план ………………………………………….……10 Тематическое планирование ………………………………………………14 Ожидаемые результаты работы ……………………………………………19 2 Пояснительная записка. Любой педагог, работающий с детским коллективом, сталкивается с проблемой его формирования с целью долгосрочной деятельности и жизни этого коллектива как работоспособной единицы. Людей может объединить только вера или идея. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является приоритетным направлением деятельности организаций социальной сферы. Это предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами и общественными организация. Военно-патриотический отряд юных пограничников Североуральска «Заслон» рассматривается как коллектив детей, действующий на принципах самоуправления, который в течение года работает непрерывно, реализует социально-значимые дела, участвует в соревнованиях, различных операциях. Постепенно учащиеся станут предлагать какие-то свои дела и мероприятия в план работы организации, и, самое главное, они будут сами готовить эти дела и проводить. Жизнь подрастающего поколения станет более разнообразной. Многие коллективно творческие дела станут традиционными для нашей организации. К примеру: День школьного самоуправления, подготовка и проведение Дня знаний, Посвящение в первоклассники, проведение Нового года и т.д. Так что самоуправление в рамках всей организации станет логическим продолжением работы юнармейского отряда. Совет отряда может в будущем стать, к примеру, в войти в совет старшеклассников, что даст возможность активизировать воспитательную работу в школе и повысить ее результативность. Основными формами деятельности отряда станут военно-спортивные игры, военно-патриотические клубы и профильные специализированные формирования обучающихся, спартакиады по военно-прикладным видам спорта, вахты памяти и походы по местам боевой славы, а также посты у Вечного огня, обелисков и мемориалов. Основная задача военно-патриотического отряда — воспитать здоровых, патриотически настроенных граждан России, а не кадры для Вооруженных сил В нашей стране более пяти тысяч организаций патриотической направленности, тех, кто любит и хочет заниматься нашей историей, тех, кто верит, что у нашей страны великое будущее, тех, кто верит в нашу молодежь, в школьников, в подрастающее поколение». Цель: Совершенствование системы патриотического воспитания учеников в школе, что способствует формированию высокого патриотического сознания. Основные задачи: 1. Воспитание патриотизма и подготовка молодежи к военной службе. 2. Пропаганда героических традиций Русской армии. 3 3. Ориентация на выбор воинской специальности, рода войск, профессии офицера, силовых структур, спасателя, пожарного, социального работника. 4. Формирование качеств, необходимых при действиях в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях. 5. Проведение мероприятий по оздоровлению учащихся. Основой данной программы является военно-патриотическое воспитание подростков. Практические и теоретические знания, полученные в кружке, споспособствуют формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Учащиеся сформируют правильное представление о роли государства в области обороны, о Вооруженных Силах и других силовых структурах РФ, о военной службе, быте военнослужащих, их правах и обязанностях, готовности осознанно выполнить свой священный долг по защите отечества с оружием в руках. Учащиеся будут знать и гордится историей своей Родины, станут достойными гражданами Российской Федерации. Занятия в клубе ориентируют подростков на выбор дальнейшей профессии, а именно службе в рядах Вооруженных Силах и других силовых структурах РФ. Практические занятия помогут физическому развитию подростков, учащиеся получат первоначальные навыки военной службы. Педагогическая целесообразность: Реализация задач деятельности военно-патриотического кружка будет происходить не только через организацию учебного процесса, но и через организацию и проведение различных социальных акций, мероприятий, уроков мужества с привлечением участников и ветеранов различных военных конфликтов. Концепция программы основана на идее морально-психологического и физического развития учащихся. Цель: вовлечение детей в военно-патриотическую деятельность, формирование в них толерантного отношения к окружающим, любви к Родине и положительного образа гражданина Российской Федерации. Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач: - формирование у подростков глубокого осознания патриотизма; - воспитание в молодёжи доброго отношения к окружающим; - формирование положительного образа гражданина; - изучение исторического прошлого страны, через организацию, участие в различных мероприятиях, а также встречи с интересными людьми, частниками различных событий; - проведение мероприятий по оздоровлению учащихся; - формирование ЗУН военно-прикладной направленности, необходимых для службы в ВС РФ; - организация свободного времени и занятости подростков; 4 Программа рассчитана на 33 часов, реализуется в 10-11 классах общеобразовательного учреждения, 1 час в неделю. Срок реализации программы – 1 год. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 11 - 16 лет. Для успешного освоения программы количество обучающихся в группе не должно превышать 15-20 человек. Занятия по данной программе проводятся педагогом дополнительного образования, с привлечением учителя физической культуры, сотрудников ГИБДД, медицинского работника школы. Занятия проводятся, как со всей группой, так и по подгруппам, индивидуально. Для организации занятий необходимо специально оборудованное помещение (спортивный зал) или спортивная площадка. Во время каникул образовательная деятельность может видоизменяться (проведение соревнований по подвижным и спортивным играм, турниров, малых спортивных олимпиад). Освоение программы заканчивается проведением соревнований и конкурсов, соревнованием по стрельбе из пневматического оружия, участие в городском соревновании «Школа выживания», в соревнованиях по морским и армейским военно-прикладным видам спорта. Гибкость содержания и структуры программы обусловлена: - возможностью её использования при различных уровнях оснащения материально-технической спортивной базы учреждения; - возможностью использования как программы в целом, так и отдельных ее модулей; - возможностью её использования в иных форматах (внеурочная деятельность, физкультурно-спортивный кружок в системе дополнительного образования, в рамках школьных каникул, спортивно-массовые мероприятия пр.). Формы и режим работы: На занятиях клуба используется разнообразное изложение материала патриотической направленности: отрывки из книг, документы с их одновременным показом, прослушивание и просмотр аудио- и видеоматериалов по темам занятий, приглашение специалистов, ветеранов ВОВ и другие. В основном используются две формы работы: групповая и индивидуальная. При организации внеучебной работы: праздников, конференций, фестивалей, акций и т.д. используются массовые формы работы. Кроме того, занятия проводятся в форме лекций, семинаров, экскурсий, соревнований. Практические занятия включают в себя: - шефство над ветеранами ВОВ; - благотворительную деятельность для людей, пострадавших от техногенных и иных событий; - шефство над могилами ветеранов; Ожидаемые результаты: Выпускаясь из военно-патриотического кружка подросток должен: - осознавать сущность патриотизма; - проявлять уважительное отношение к окружающим; 5 - знать историческое прошлое своей страны; -иметь практические навыки военно-прикладной, медицинской, противопожарной и гражданской деятельности; - самостоятельно уметь организовывать мероприятие; - иметь осознание необходимости и желание службы в Вооружённых силах Российской Федерации. Формы и методы работы Формы организации занятий: - практические занятия (групповые, индивидуальные и сводные) - проведение турниров, соревнований, эстафет, малых олимпиад по подвижным играм на свежем воздухе и в спортивном зале. Приёмы и методы обучения на занятиях. - педагогические технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса (педагогика сотрудничества); - педагогические технологии на основе эффективности управления и организации образовательного процесса (групповые технологии, технологии индивидуального обучения); - педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (практические игровые технологии). Реализация данных технологий осуществляется через следующие организационные формы: - беседы о культуре народов России, их подвигах в годы ВОВ; - практические занятия по освоению военно-прикладных видов спорта; - организация соревнований по стрельбе, разборке автомата. Обучение знаниям, умениям и навыкам по военно-прикладной подготовке при реализации программы строится на дидактических принципах: Принцип сознательности – осмысленное вдумчивое отношение к занятиям, понимание изучаемого материала, оценка своих сил и возможностей, критическое отношение к своим действиям на тренировках и соревнованиях, понимание и сознательное выполнений требований, связанных с тренировкой, соблюдение режима. Принцип активности – стремление расширить свои знания, самостоятельно анализировать ошибки на соревнованиях, своевременно проводить разминку и т.п. Принцип систематичности и последовательности – соблюдение трех правил: от простого к сложному, от легкого к сложному, от известного к неизвестному. Принцип наглядности – основными средствами соблюдения этого принципа является показ, изучение упражнений с кратким объяснением. Принцип доступности – в занятиях очень важно учитывать возраст, физическую подготовленность, без знаний индивидуальных особенностей трудно определить нагрузку, выбрать средства тренировки, совершенствовать техническое мастерство. 6 Принцип прочности - Получаемые в процессе обучения и тренировки знания, умения, навыки должны прочно усваиваться и закрепляться. Достигается это повторением пройденного материала параллельно с изучением нового, регулярные занятия и достаточно частые повторения упражнений формируют полноценные навыки. Развивают физические качества. Основные направления деятельности Совершенствование процесса патриотического воспитания. Развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий. Воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества. Развитие методических основ патриотического воспитания Методическими основами патриотического воспитания предусматривается: - разработка методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности патриота; - изучение и обобщение педагогического опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику. Сотрудничество с представителями общественных организаций в интересах патриотического воспитания предусматривает: - создание условий для участия общественных организаций в работе по патриотическому воспитанию в школе; - совместная работа с общественными организациями; - участие детей в районных культурных событиях, в шефской работе. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОТРЯДА ЮНЫХ ПОГРАНИЧНИКОВ СЕВЕРОУРАЛЬСКА «ЗАСЛОН» (для обучающихся 10-11 классов) № СОДЕРЖАНИЕ Количество часов п\п 1 2 3 4 Введение в образовательную программу кружка Военно-историческая подготовка История малой Родины и родной Свердловской области Беседа по теме «Гордость Уральской земли». История Вооруженных Сил России. Всего 1 Теория 1 Практика 9 7 2 Контроль 1 1 1 7 Зарождение и становление ВС русского государства. Первые русские солдаты, офицеры, женщины офицеры, 5 сестра милосердия Ратная история Советского Союза, 1 история его Вооруженных Сил. 6 7 8 9 Первые Герои Советского Союза. История русского оружия. История жизни и деятельности 1 1 конструкторов, военачальников. Экскурсия в музей города и флота, музей подводной лодки «К21». Участники и герои ВОВнаши земляки. 1 1 Народ и армия в годы ВОВ. Война в Заполярье. Подвиги солдат и офицеров Российской Армии и ВМФ в мирное 10 время. История военной символики, военной 1 8 формы (презентация). Основы военной службы 11 Огневая подготовка 11 2 0,5 9 Общее устройство и принцип работы стрелкового оружия (пневматическое 12 оружие, макет АК-74). Приемы и правила стрельбы. 1 Производство стрельбы. Меры 13 безопасности при стрельбе. Топографическая подготовка 1 Магнитный азимут. Компас. Определение азимутов на местные предметы и движение по азимуту икомпасу. Правила автономного 14 выживания. Медицинская подготовка 0,5 Основы медицинских знаний. Виды ран и травм. Растяжения, вывихи, переломы конечностей, ожоги различной степени тяжести, 15 переохлаждение, пищевое отравление. Виды кровотечений. Виды 1 9 повязок и 16 способы их наложение. Сердечный приступ. Алгоритм 1 искусственного дыхания легких. Эвакуация и транспортировка 17 пострадавшего в полевых условиях. Строевая подготовка 1 Строи и управление ими. Обязанности солдата перед построением и в строю. Строевые приёмы и движение без 18 19 20 21 оружия. Обязанности командиров перед построением и в строю. Строевая стойка и повороты на месте, построение из одной шеренги в две и обратно. Движение строевым шагом. Повороты в движении. Строевой шаг. Отдания воинского приветствия на месте и в движении. Ответ на приветствие в движении. Выход из строя, подход к начальнику. 1 1 1 1 Возвращение в строй совершенствование строевых 10 22 приемов Развёрнутый строй. Походный строй. Построение отделения в развёрнутый строй. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни 23 ЧС природного характера 1 5 5 1 Землетрясения, оползни, сели, обвалы, 24 наводнения. Способы защиты. Аварии на объектах народного 1 хозяйства, потенциально опасныеобъекты в нашем городе. Способы 25 защиты. Правила пожарной безопасности 1 Противопожарный режим в школе, в квартире на даче. Первичные средства 26 пожаротушения Правила дорожного движения 1 Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Движения пешеходов, 11 на велосипеде, на мопеде 27 Дорожные знаки. Прикладная физическая подготовка 28 Передвижение по пересеченной 29 3 1 3 1 местности в пешем порядке Упражнения для развития общей выносливости 30 Комплексное физическое упражнение: Подготовка к конкурсам и 1 1 3 3 соревнованиям 31 Подготовка к участию в конкурсе 32 33 1 «Школа безопасности» Подвижные игры в спортивном зале. Подготовка к соревнованиям 1 1 «Безопасное колесо», «Зарница». Участие в конкурсах, проектах, 2 2 праздниках. Традиционно-массовые мероприятия 34 14 20 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Раздел 1. Вводное занятие. Вводный инструктаж. Тема 1.1. Вводное занятие. Вводный инструктаж. Теория 1 час. Знакомство с группой. Проведение вводного инструктажа. Постановка цели и задачи отряда. На занятии используется учебный фильм. 12 Раздел 2. Военно-историческая подготовка. Тема 2.1. История малой Родины и родной Свердловской области. Теория 1 час. Изучение страниц истории. Тема 2.2. Беседа по теме «Гордость родной земли». Практика 1 час. Экскурсия по историческому музею. Тема 2.3. История Вооруженных Сил России. Зарождение и становление ВС русского государства. Первые русские солдаты, офицеры, женщины офицеры, сестра милосердия. Теория 1 час. Изучение страниц истории. На занятии используется учебный фильм. Тема 2.4. Ратная история Советского Союза, история его Вооруженных Сил. Первые Герои Советского Союза . Теория 1 час. Изучение страниц истории. На занятии используется презентация. Тема 2.5. История русского оружия. Теория 1 час. Изучение страниц истории. На занятии используется презентация. Тема 2.6. История жизни и деятельности конструкторов, военачальников. Теория 1 час .Изучение страниц истории. На занятии используется учебный фильм. Тема 2.7. Экскурсия в музей. Практика 1 час. Тема 2.8. Участники и герои ВОВ-наши земляки. Народ и армия в годы ВОВ. Теория 1 час. Изучение страниц истории. На занятии используется презентация. Тема 2.9. Подвиги солдат и офицеров Российской Армии и ПВ в мирное время. Теория 1 час. Изучение страниц истории. На занятии используется презентация. Раздел 3. Основы военной службы . Правовая основа военной службы. Воинская обязанность и военная служба граждан. Огневая подготовка. Тема 3.1. Общее устройство и принцип работы стрелкового оружия (пневматическое оружие, макет АК-74). Теория 1 час. Изучение устройства и принципа работы пневматического оружия на примере МР-654 (Макаров) и малогабаритного макета автомата Калашникова (АК74). Изучаются материальная часть автомата и пистолета. На занятии используется учебные плакаты. Тема 3.2.Приемы и правила стрельбы. Производство стрельбы. Меры безопасности при стрельбе. Практика 1 час. Изучение приемов и основ подготовки к стрельбе, мер безопасности при стрельбе. Проводится инструктаж. На занятии используется учебные плакаты. Топографическая подготовка. Тема 3.3. Магнитный азимут. Компас. Определение азимутов на местные предметы и движение по азимуту и компасу. Правила автономного выживания. Практика 1 час. Изучение компаса и его применение на местности. На занятии используется учебные плакаты. Медицинская подготовка. Тема 3.4. Основы медицинских знаний. Виды ран и травм. Растяжения, вывихи, переломы конечностей, ожоги различной степени тяжести, переохлаждение, пищевое отравление. 13 Теория 1 час. Изучение основ оказания первой медицинской доврачебной помощи при растяжениях, переломах, ожогах, переохлаждения, пищевом отравлении, порезах. Занятие будет проходить в теоретической форме. На занятии используется учебный фильм и презентация. Тема 3.5. Виды кровотечений. Виды повязок и способы их наложение. Практика 1 час. Изучение основ оказания первой медицинской доврачебной помощи при кровотечениях. Занятие будет проходить в практической форме. На занятии используется учебный фильм и презентация. Тема 3.6. Сердечный приступ. Алгоритм искусственного дыхания легких. Эвакуация и транспортировка пострадавшего в полевых условиях. Практика 1 час. Изучение основ оказания первой медицинской доврачебной помощи при сердечном приступе. Занятие будет проходить в практической форме. На занятии используется учебный фильм и презентация. Строевая подготовка Тема 3.7. Строи и управление ими. Обязанности солдата перед построением и в строю. Теория 1 час. Изучение определения строя, развернутого и походного строя, обязанностей солдата перед построением и в строю. Занятие будет проходить в теоретической форме. Тема 3.8. Обязанности командиров перед построением и в строю. Строевая стойка и месте, построение из одной шеренги в две и обратно. Практика 1 час. Изучение методики действия поворотов, построения из одной шеренги в две и обратно в составе отделения на месте. Занятие будет проходить в практической форме. Тема 3.9. Движение строевым шагом. Повороты в движении. Практика 1 час. Изучение методики действия строевым шагом и поворотов в составе отделения в движении. Занятие будут проходить в практической форме. Тема 3.10. Строевой шаг. Отдания воинского приветствия на месте и в движении. Ответ на приветствие в движении. Практика 1 час. Изучение методики действия строевого шага и отдания воинского приветствия на месте и в движении в составе отделения. Занятие будет проходить в практической форме. Тема 3.11. Выход из строя, подход к начальнику. Возвращение в строй совершенствование строевых приемов. Практика 1 час. Изучение методики действия выхода из строя, подхода к начальнику. И возвращения в строй. Занятие будет проходить в практической форме. Тема 3.12. Развёрнутый строй. Походный строй. Построение отделения в развёрнутый строй. Практика 1 час. Изучение методики действия построения отделения в развёрнутый и походный строй в составе отделения. Занятие будет проходить в практической форме. Раздел 4. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни ЧС природного характера. Тема 4.1. Землетрясения, оползни, сели, обвалы, наводнения. Способы защиты. 14 Теория 1 час. Изучение способов и мер защиты при землетрясении, оползне, селе, обвале, наводнении. На занятии используется учебный фильм и презентация. ЧС техногенного характера. Тема 4.2. Аварии на объектах народного хозяйства, потенциально опасные объекты в нашем городе. Способы защиты. Теория 1 час. Изучение защиты населения от последствий аварий на объектах народного хозяйства, потенциально опасных объектах. На занятии используется учебный фильм и презентация. Тема 4.3. Правила пожарной безопасности. Противопожарный режим в школе, в квартире, на даче. Первичные средства пожаротушения. Теория 1 час. Изучение правил пользования первичными средствами пожаротушения. На занятии используется учебный фильм и презентация. Правила дорожного движения. Тема 4.4 Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Движения пешеходов, на велосипеде, на мопеде. Теория 1 час. Изучение обязанностей пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Тема 4.5 Дорожные знаки. Теория 1 час. Изучение дорожных знаков. На занятии используется презентация. Раздел 5. Прикладная физическая подготовка. Тема 5.1. Передвижение по пересеченной местности в пешем порядке Практика 1 час. На занятии изучается правила передвижение по пересеченной местности в пешем порядке. Занятия делятся на практическую и теоретическую части. Тема 5.2. Упражнения для развития общей выносливости Практика 1 час. На занятии рассматривается методика развития общей выносливости. Изучается методика бега на короткие и длинные дистанции. Занятия делится на практическую и теоретическую части. В дальнейшем ребята выполняют самостоятельную работу, демонстрируя раз в месяц свои достижения. Тема 5.3. Комплексное физическое упражнение Практика 1 час. На занятии ребята изучают методику комплексного физического упражнения. Занятия делятся на практическую и теоретическую части. В дальнейшем ребята выполняют самостоятельную работу, демонстрируя раз в месяц свои достижения Раздел 6. Подготовка к конкурсам и соревнованиям. Практика 3 часа Раздел 7.Участие в конкурсах, проектах, праздниках. Традиционномассовые мероприятия. Практика 3 часа. Ожидаемые результаты реализации программы: Сохранение и укрепление здоровья детей, подростков. Создание условий для доступности занятий физической культурой и спортом; 15 Развитие социально-активной личности и воспитание гражданской ответственности, патриотизма у воспитанников школы; Создание самостоятельной альтернативной системы тренировок, соревнований для детей, подростков, не вовлеченных в сферу деятельности спортивных школ. Результаты внеурочной спортивно - оздоровительной деятельности школьников распределяются по трем уровням: 1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни ) : приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике безопасности при занятии спортом, о способах и средствах самозащиты; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о приятных в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры; о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации досуга других людей; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации. 2.Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям. 3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации спортивно оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших и организации их досуга ; опыта волонтерской деятельности ; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других. При достижении трех уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появления эффектов воспитания и социализации подростков. 16