Пояснительная записка Рабочая программа (далее – Программа) дополнительного образования детей «Школьный музей» разработана в соответствии с: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании» (ред. от 02.07.2021 г.). 2. Федеральный закон от 26 мая 1996 г. №54-ФЗ «О Музейном фонде» (ред. от 11.06.2021 г.). 3. Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. №64-ФЗ «О культурных ценностях» (ред. от 11.06.2021 г.). 4. Указ Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. 5. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11 «Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений». 6. Методические рекомендации по организации экскурсий для обучающихся, включая экскурсии по историко-культурной, научно-образовательной и патриотической тематике от 10.06.2022 г. 7. Методические рекомендации Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи. 8. Положение о паспортизации школьных музеев Российской Федерации от 29 апреля 2021 г. 9. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 12 марта 2003 года № 28-51-18116 «О деятельности музеев образовательных учреждений». Программа «Школьный музей» предполагает обучение детей основам краеведения, музейного дела и экскурсионной деятельности в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея. Курс рассчитан на 1 год обучения. Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается во взаимосвязанности краеведческой, музееведческой и экскурсионной составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время. Обучающиеся также смогут овладеть навыками гидаэкскурсовода, подготовить собственную экскурсию и реализовать ее в качестве экскурсовода. Школьный этнографический музей в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания учащихся. Он развивает чувство причастности к судьбе малой родины, воспитывает у школьников любовь и уважение к родному краю, своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему. Музей выступает важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций. Работа школьного музея способствует реализации компетентностного подхода в воспитании и предполагает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций: - ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки, принимать; решения; - общекультурных: духовно-нравственные основы жизни и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, самовыражение личности; - учебно–познавательных: владение способами анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных ситуациях, креативность; - информационных: владение современными средствами информации и информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать, отбирать и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать и критически осмысливать ее; - коммуникативных: владение различными способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными социальными ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных умений, успешная социализация в обществе, умение работать в проектной команде; - личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения. Цель программы - осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея. Задачи программы: - образовательные: расширить и углубить знания по истории и культуре родного края, страны на основе знакомства с материалами музея; развивающие: приобщить школьников к исследовательской деятельности, развить познавательный интерес к изучению истории и культуры; - воспитательные: воспитать гражданственность, любовь к Родине, почитание и уважение к народным традициям и обычиям, ощущение своих корней, преемственность поколений, ответственность за судьбу своего народа и его культуры, формирование национальной терпимости, активную жизненную позицию. Принципы реализации программы: - деятельностный подход – ребенок развивается в деятельности; - принцип обеспечения успешности; - принцип дифференциации; - компетентностный подход – воспитание направлено на формирование ключевых компетенций личности ребенка. Педагогические технологии: Работа музея строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании: - метод проекта; - ученического исследования; - образовательных путешествий; - технологии коллективных творческих дел; - технологии проблемного обучения; -метод кейса. Ведущие направления деятельности: 1. Организационная и методическая работа. 2. Поисково-исследовательская работа. 3. Экспозиционная и учетно-хранительная работа. 4. Экскурсионно-массовая работа. 5. Учебно-образовательная и воспитательная. 6. Работа с фондами. 7. Информационно-технологическая работа. 8. Участие в конкурсных и проектных мероприятиях городского, областного и всероссийского уровней. Данные направления реализуются на различных уровнях: - учебном; - внеклассном; - социально-проектном. Формы работы в школьном музее Учебная работа: Воспитательная работа: - практическая работа на местности - уроки мужества, акции; - кружки, экскурсии, походы; - изучение исторических событий - учебные экскурсии вне музея - экскурсии, встречи в музее - встречи с тружениками тыла, интересными людьми разных профессий - уроки в музее - встречи, сборы, собрания - экскурсии в музее Учебная работа может проводиться как в очном, так и в дистанционном формате. Ожидаемые результаты программы 1. Наличие локальной нормативной правовой базы деятельности школьного музея. 2. Систематизация работы школьного музея. 3. Получение целостной картины по истории развития района, города, области, школы и ее традиций. 4. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания. 5.Эффективно действующая система взаимодействия с различными общественными организациями. 6. Организация экскурсионно-массовой работы: экскурсии, уроки, индивидуальные посещения, тематические вечера, встречи, передвижные выставки. 7. Повышение уровня мотивации учащихся к изучению истории родного края. 8. Приобщение учащихся к исследовательской работе. 9. Влияние на выбор профессии учащимися. 10.Социализация школьников. Нормативно-локальная база деятельности школьного музея: - Устав школы; - Положение о школьном музее; - План работы школы на учебный год; - План работы музея на учебный год; - Рабочая программа дополнительного образования детей. Основные этапы реализации программы Срок реализации программы 1 год. Общее количество часов – 136 часов. Документация музея: - инвентарная книга; - журнал регистрации посещений. Управление реализацией программы: - директор школы; - руководитель музея; - заместитель директора школы по воспитательной работе; - совет музея. Содержание программы курса дополнительного образования «Школьный музей» (136 часов) Тема 1. Основы музееведения (14 часов) О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы Теоретические занятия. Инструктажи Цели, задачи, участники музейного движения, проекта «Школьный музей». Принцип работы школьного музея: связь с современностью, учебноисследовательская и поисковая работа, связь с общественностью. Великие музеи России и мира. Современные музеи (виртуальные экспозиции). Раздел 2. Источники и материалы для музейной работы (20 часов) Работа в школьной и районной библиотеке, музеях предприятий района. Встречи с участниками исторических событий, работниками музеев, известными людьми района и города. Работа с историческими источниками. Основные источники по истории: книги и брошюры по изучаемой теме, воспоминания участников исторических событий, вещественные памятники Наследие в школьном музее Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования. Атрибуция экспонатов. История местности. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории района в контексте истории города, области, государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края. О творчестве наших земляков: поэтов, писателей, художников, композиторов Литературная гостиная. Презентации, проекты о знаменитых людях города, области. Раздел 3. Структура и организация музея (42 часа) Функции школьного музея Полифункциональность школьного музея: детский клуб; общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и учащихся; способ документирования истории природы и общества родного края; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей. Организация школьного музея Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея. Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, руководителя школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей. Моя семья и родной край Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий. Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов. Составление презентации, видеороликов Наша школа в истории города. История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории города. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного города. Ведение исторической хроники и летописи школы. Комплектование фондов школьного музея Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейнокраеведческого исследования. Планирование работы. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения. Обеспечение научной и физической сохранности находок. Структура и состав собрания школьного музея: основной и научновспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее. Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций. Учет и описание музейных предметов Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки. Ролевая игра-практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов. Экспозиция школьного музея Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании. Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые. Тексты в музейной экспозиции Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции. Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции. Военная и трудовая слава земляков Военные традиции земляков. Жители родного города – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России. Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы – кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Книга Памяти. Раздел 4. Школа юного экскурсовода (36 часов) Экскурсионная работа в школьном музее Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Портфель экскурсовода. Технологическая карта экскурсии. Сторителлинг и мастерство экскурсовода Школьные музеи города Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Проведение экскурсий. Создание презентаций и виртуальных экскурсий, онлайн-квизов и квестов на основе собранного материала Раздел 5. Музейные, краеведческие и экскурсионные проекты (24 часа) Совместные проекты с государственными и общественными организациями. Подготовка к конкурсу исследовательских работ. Заседание Совета и актива школьного музея. Школьные, городские и областные мероприятия. Индивидуальные консультации по темам проектов и конкурсов (по плану). Список литературы: 1. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2016 г. 2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2017. 3. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,2015. 4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.М.:Просвещение,2015г. 5. Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.СПб.,2017. 6. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе, 2, 2015 г. 7. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 2016г. 8. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2017г.