Рабочая программа курса внеурочной деятельности Школьный музей

Пояснительная записка
Рабочая программа (далее – Программа) дополнительного образования детей
«Школьный музей» разработана в соответствии с:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании» (ред. от
02.07.2021 г.).
2. Федеральный закон от 26 мая 1996 г. №54-ФЗ «О Музейном фонде» (ред. от
11.06.2021 г.).
3. Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. №64-ФЗ «О культурных ценностях»
(ред. от 11.06.2021 г.).
4. Указ Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
5. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и
социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11
«Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и
развитию детских краеведческих объединений».
6.
Методические рекомендации по организации экскурсий для
обучающихся, включая экскурсии по историко-культурной, научно-образовательной
и патриотической тематике от 10.06.2022 г.
7.
Методические рекомендации Об использовании государственных
символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи.
8.
Положение о паспортизации школьных музеев Российской Федерации
от 29 апреля 2021 г.
9.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 12 марта
2003 года № 28-51-18116 «О деятельности музеев образовательных учреждений».
Программа «Школьный музей» предполагает обучение детей основам
краеведения, музейного дела и экскурсионной деятельности в процессе создания и
обеспечения деятельности школьного музея.
Курс рассчитан на 1 год обучения.
Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом
плане. Специфика организации занятий по программе заключается во
взаимосвязанности краеведческой, музееведческой и экскурсионной составляющих
курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения
истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами.
Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания
и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и
проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики
проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий
и в свободное время. Обучающиеся также смогут овладеть навыками гидаэкскурсовода, подготовить собственную экскурсию и реализовать ее в качестве
экскурсовода.
Школьный этнографический музей в соответствии со своим профилем
расширяет и углубляет знания учащихся. Он развивает чувство причастности к
судьбе малой родины, воспитывает у школьников любовь и уважение к родному
краю, своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему. Музей выступает
важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует
сохранению и укреплению школьных традиций.

Работа школьного музея способствует реализации компетентностного подхода в
воспитании и предполагает формирование у учащихся следующих ключевых
компетенций:
- ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать
свою роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки,
принимать;
решения;
- общекультурных: духовно-нравственные основы жизни и человечества,
культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и
традиций, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, самовыражение
личности;
- учебно–познавательных: владение способами анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных
ситуациях, креативность;
- информационных: владение современными средствами информации и
информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать,
отбирать и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать
и критически осмысливать ее;
- коммуникативных: владение различными способами взаимодействия с
окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными
социальными ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных
умений, успешная социализация в обществе, умение работать в проектной команде;
- личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое
саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения.
Цель программы - осуществление воспитания, обучения, развития и социализации
школьников средствами музея.
Задачи программы:
- образовательные: расширить и углубить знания по истории и культуре родного
края,
страны
на
основе
знакомства
с
материалами
музея;
развивающие: приобщить школьников к исследовательской деятельности, развить
познавательный
интерес
к
изучению
истории
и
культуры;
- воспитательные: воспитать гражданственность, любовь к Родине, почитание и
уважение к народным традициям
и обычиям, ощущение своих корней,
преемственность поколений, ответственность за судьбу своего народа и его
культуры, формирование национальной терпимости, активную жизненную
позицию.
Принципы реализации программы:
- деятельностный подход – ребенок развивается в деятельности;
- принцип обеспечения успешности;
- принцип дифференциации;
- компетентностный подход – воспитание направлено на формирование ключевых
компетенций личности ребенка.
Педагогические технологии:
Работа музея строится на использовании педагогических технологий,
обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании:
- метод проекта;
- ученического исследования;
- образовательных путешествий;

- технологии коллективных творческих дел;
- технологии проблемного обучения;
-метод кейса.
Ведущие направления деятельности:
1. Организационная и методическая работа.
2. Поисково-исследовательская работа.
3. Экспозиционная и учетно-хранительная работа.
4. Экскурсионно-массовая работа.
5. Учебно-образовательная и воспитательная.
6. Работа с фондами.
7. Информационно-технологическая работа.
8. Участие в конкурсных и проектных мероприятиях городского, областного и
всероссийского уровней.
Данные направления реализуются на различных уровнях:
- учебном;
- внеклассном;
- социально-проектном.
Формы работы в школьном музее
Учебная работа:
Воспитательная работа:
- практическая работа на местности - уроки мужества, акции;
- кружки, экскурсии, походы;
- изучение исторических событий
- учебные экскурсии вне музея
- экскурсии, встречи в музее
- встречи с тружениками тыла,
интересными людьми разных
профессий
- уроки в музее
- встречи, сборы, собрания
- экскурсии в музее
Учебная работа может проводиться как в очном, так и в дистанционном
формате.
Ожидаемые результаты программы
1. Наличие локальной нормативной правовой базы деятельности школьного музея.
2. Систематизация работы школьного музея.
3. Получение целостной картины по истории развития района, города, области,
школы и ее традиций.
4. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания.
5.Эффективно
действующая
система
взаимодействия
с
различными
общественными организациями.
6. Организация экскурсионно-массовой работы: экскурсии, уроки, индивидуальные
посещения, тематические вечера, встречи, передвижные выставки.
7. Повышение уровня мотивации учащихся к изучению истории родного края.
8. Приобщение учащихся к исследовательской работе.
9. Влияние на выбор профессии учащимися.
10.Социализация школьников.

Нормативно-локальная база деятельности школьного музея:
- Устав школы;
- Положение о школьном музее;
- План работы школы на учебный год;
- План работы музея на учебный год;
- Рабочая программа дополнительного образования детей.
Основные этапы реализации программы
Срок реализации программы 1 год.
Общее количество часов – 136 часов.
Документация музея:
- инвентарная книга;
- журнал регистрации посещений.
Управление реализацией программы:
- директор школы;
- руководитель музея;
- заместитель директора школы по воспитательной работе;
- совет музея.
Содержание программы курса дополнительного образования
«Школьный музей»
(136 часов)
Тема 1. Основы музееведения (14 часов)
О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы
Теоретические занятия. Инструктажи
Цели, задачи, участники музейного движения, проекта «Школьный музей».
Принцип работы школьного музея: связь с современностью, учебноисследовательская и поисковая работа, связь с общественностью.
Великие музеи России и мира.
Современные музеи (виртуальные экспозиции).
Раздел 2. Источники и материалы для музейной работы (20 часов)
Работа в школьной и районной библиотеке, музеях предприятий района. Встречи с
участниками исторических событий, работниками музеев, известными людьми
района и города.
Работа с историческими источниками.
Основные источники по истории: книги и брошюры по изучаемой теме,
воспоминания участников исторических событий, вещественные памятники
Наследие в школьном музее
Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования
наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как
комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов
наследия как способ их охраны и использования. Атрибуция экспонатов.
История местности. Первые упоминания местности в официальных источниках.
Основные вехи истории района в контексте истории города, области, государства.
Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края.

О творчестве наших земляков: поэтов, писателей, художников, композиторов
Литературная гостиная.
Презентации, проекты о знаменитых людях города, области.
Раздел 3. Структура и организация музея (42 часа)
Функции школьного музея
Полифункциональность школьного музея: детский клуб; общественная организация,
объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория
педагогов и учащихся; способ документирования истории природы и общества
родного края; форма сохранения и представления материальных и духовных
объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей.
Организация школьного музея
Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение
учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права
и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного
музея.
Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея,
руководителя школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их
руководителей.
Моя семья и родной край
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив.
Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление
родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей
архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов. Составление презентации,
видеороликов
Наша школа в истории города.
История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и
выпускники школы, их след в истории города. Публикации о школе, её учителях и
выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Выявление педагогов и
выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и
выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с
педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного города. Ведение
исторической хроники и летописи школы.
Комплектование фондов школьного музея
Организация
поисково-собирательской
работы.
Выбор
темы
музейнокраеведческого исследования. Планирование работы. Изучение события, явления.
Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной
информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного
значения. Обеспечение научной и физической сохранности находок.
Структура и состав собрания школьного музея: основной и научновспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования
фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение

сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы
хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды
государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в
школьном музее.
Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию
основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и
персональных коллекций.
Учет и описание музейных предметов
Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных
фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи,
паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.
Ролевая игра-практикум по разработке системы документов учёта и описания
музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов.
Экспозиция школьного музея
Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций: тематическая,
систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Основные приёмы
экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных
предметов в экспозиционном использовании.
Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Тексты в музейной экспозиции
Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных
текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в
экспозиции.
Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения
текстов в экспозиции.
Военная и трудовая слава земляков
Военные традиции земляков. Жители родного города – участники ВОВ и других
военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные
реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России.
Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы – кадровых военных или
прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и
знакомых. Книга Памяти.
Раздел 4. Школа юного экскурсовода (36 часов)
Экскурсионная работа в школьном музее
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия
музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы
подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и
популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода:
речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Портфель экскурсовода.
Технологическая карта экскурсии.
Сторителлинг и мастерство экскурсовода
Школьные музеи города

Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Проведение
экскурсий.
Создание презентаций и виртуальных экскурсий, онлайн-квизов и квестов на
основе собранного материала
Раздел 5. Музейные, краеведческие и экскурсионные проекты (24 часа)
Совместные проекты с государственными и общественными организациями.
Подготовка к конкурсу исследовательских работ.
Заседание Совета и актива школьного музея.
Школьные, городские и областные мероприятия.
Индивидуальные консультации по темам проектов и конкурсов (по плану).
Список литературы:
1. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2016 г.
2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2017.
3. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,2015.
4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.М.:Просвещение,2015г.
5. Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.СПб.,2017.
6. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории
школы/Преподавание истории в школе, 2, 2015 г.
7. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 2016г.
8. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2017г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».