Рабочая программа Искусство

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Факультативного курса

Искусство
среднее общее образование
уровень общего образования

10-11
классы

г. Североуральск
2023

Пояснительная записка.
Рабочая программа факультативного курса «Искусство» для 10-11-х классов составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования, на основе основной образовательной программы среднего общего образования,
авторской программы Данилова Г.И. Искусство. Базовый уровень: 10–11 классы: рабочая программа
/ Г. И. Данилова. — М.: Дрофа, 2017. — 86 с.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся» в
форме, утвержденной планом внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 1.
Форма обучения – очная, по необходимости (в период неспокойной эпидемиологической
обстановки или в форс-мажорных обстоятельствах) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий согласно "Положению о реализации общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий МАОУ СОШ № 1.
Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются:
•
образовательные онлайн-платформы;
•
цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах;
•
видеоконференции; вебинары;
•
Skype–общение; e-mail;
•
облачные сервисы;
•
электронные носители мультимедийных приложений к учебникам;
•
электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об
образовательной деятельности.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности ориентирована на использование
учебно-методического комплекта:
1. Данилова, Г.И. Искусство. 10 кл.: Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. организаций
/ Г.И. Данилова. - М.: Дрофа, 2018.
2. Данилова, Г.И. Искусство. 11 кл.: Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. организаций
/ Г.И. Данилова. - М.: Дрофа, 2019.
Курс внеурочной деятельности «Искусство» реализуется 2 года (10-11 классы). В программе отражены приоритетные направления и задачи по духовно-нравственному воспитанию.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
—
формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах бытия искусства;
—
развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство;
—
накопление разнообразного и неповторимого опыта эстетического переживания;
—
формирование творческого отношения к проблемам;
—
развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
—
гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности;
—
подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной
траектории.
Метапредметные результаты:
— формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;
— выявление причинно-следственных связей;
— поиск аналогов в бытии и динамике развития искусства;
— развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;
— формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;
— применение методов познания через художественный образ;
— использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;
— определение целей и задач учебной деятельности;

— выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;
— самостоятельная оценка достигнутых результатов.
Предметные результаты:
— наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;
— восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;
— осознание места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
— усвоение системы общечеловеческих ценностей; ориентация в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
— усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условности языка искусства;
— различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественной
формы от цели творческого замысла;
— классификация изученных объектов и явлений культуры, структурирование изученного материала,
информации, полученной из разных источников;
— осознание ценности и места отечественного искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;
— уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;
— формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства
с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах
произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи;
— развитие индивидуального художественного вкуса; расширение своего эстетического кругозора;
— умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение
диалоговых форм общения с произведениями искусства;
— реализация своего творческого потенциала; использование различных художественных материалов и выразительных средств искусства в своем творчестве.
Планируемые результаты освоения курса:
В результате изучения курса ученик научится понимать:
• основные виды и жанры искусства;
• изученные направления и стили мировой художественной культуры;
• шедевры мировой художественной культуры;
• особенности языка различных видов искусства.
Ученик сможет научиться:
• узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
• устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
• пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
• выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выбора путей своего культурного развития;
• организации личного и коллективного досуга;
• выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
• самостоятельного художественного творчества.

Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание курса. 10 класс:
I. Художественная культура первобытного мира.
Роль мифа в культуре Древние образы и символы. Искусство первобытного человека. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Первые художники Земли. Древнейшие сооружения человечества. Музыка, танец и пантомима.
II. Художественная культура Древнего мира.
Искусство Древней Передней Азии. Возникновение письменности. Архитектура Месопотамии.
Изобразительное искусство. Музыкальное искусство. Архитектура Древнего Египта. Пирамиды «жилища вечности» фараонов. Храмы и гробницы.
Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. Скульптурные памятники. Рельефы и
фрески. Сокровища гробницы Тутанхамона.
Музыка, театр и поэзия. Эгейское искусство. Шедевры архитектуры. Фрески Кносского дворца.
Вазопись стиля Камарес. Архитектурный облик Древней Эллады. Архитектура архаики: греческая
ордерная система (обобщение ранее изученного). Архитектура классики: Афинский Акрополь. Архитектура эллинизма: Пергамский алтарь. Изобразительное искусство Древней Греции. Скульптура и вазопись архаики. Изобразительное искусство классического периода. Скульптурные шедевры эллинизма.
Архитектурные достижения Древнего Рима. Архитектура периода Римской республики. Шедевры
архитектуры эпохи Римской империи. Изобразительное искусство Древнего Рима. Римский скульптурный портрет. Фресковые и мозаичные композиции. Театр и музыка Античности. Трагики и
комедиографы греческого театра. Театральное и цирковое искусство Древнего Рима. Музыкальное
искусство Античности.
III. Художественная культура Средних веков.
Мир византийского искусства. Достижения архитектуры. Мерцающий свет мозаик. Искусство иконописи. Музыкальное искусство. Архитектура западноевропейского Средневековья.
Романский стиль архитектуры. Архитектура готики (обобщение ранее изученного).
Изобразительное искусство Средних веков. Скульптура романского стиля. Скульптура готики. Искусство витража. Театр и музыка Средних веков. Литургическая драма. Средневековый фарс. Достижения музыкальной культуры. Музыкально-песенное творчество трубадуров, труверов и миннезингеров.
Искусство Киевской Руси. Архитектура Киевской Руси. Изобразительное искусство. Развитие русского регионального искусства. Искусство Великого Новгорода. Искусство Владимиро-Суздальского княжества. Творчество Феофана Грека. Искусство Московского княжества.
Искусство единого Российского государства. Искусство периода образования государства. Творчество Дионисия. Искусство периода утверждения государственности. Искусство России на пороге Нового времени.
Театр и музыка Древней Руси. Возникновение профессионального театра. Музыкальная культура.
IV. Художественная культура Ренессанса
Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения. Джотто — «лучший в мире
живописец». Живопись Раннего Возрождения. В мире образов Боттичелли. Скульптурные шедевры Донателло. Архитектура итальянского Возрождения. Флорентийское чудо Брунеллески. Великие архитекторы эпохи Возрождения.
Титаны Высокого Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи. Бунтующий гений Микеланджело. Рафаэль — «первый среди великих». Мастера венецианской живописи. Творчество
Беллини и Джорджоне. Художественный мир Тициана. Творчество Веронезе и Тинторетто. Искусство Северного Возрождения. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Живопись нидерландских и немецких мастеров. В мире фантасмагорий Босха. Творческие искания Брейгеля. Творчество Дюрера.
Музыка и театр эпохи Возрождения. Музыкальная культура. Итальянская комедия дель арте. Театр
Шекспира.

Содержание курса. 11 класс:
I. Художественная культура 17 – 18 веков
Эстетика и главные темы искусства барокко. Архитектурные шедевры Л. Бернини и В.В. Растрелли. Формирование новых жанров живописи. Соединение барочных и реалистических тенденций
в живописи Голландии и Фландрии (П.-П. Рубенс, Рембрандт ван Рейн, Вермер Делфтский, Ф. Халс,
«малые голландцы»). Музыкальная культура и театр барокко («взволнованный стиль» итальянской
оперы, И.-С. Бах, Г. Гендель, А. Вивальди, партесный концерт, духовная музыка М.С. Березовского
и Д.С. Бортнянского). Искусство рококо (мастера «галантного жанра» и декоративно-прикладное
искусство).
Эстетика классицизма. Архитектура, изобразительное искусство и театр раннего классицизма
во Франции (дворец в Версале, К. Рен, Н. Пуссен, Мольер, П. Корнель, Ж. Расин). Просветительский
классицизм и его мастера (Ж.-Л.Давид, А. Канова, Ж.-А. Гудон, П. Бомарше). Композиторы Венской
классической школы: К. Глюк, Й. Гайдн, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен.
«Архитектурный театр» Москвы В.И. Баженова и М.Ф. Казакова. Архитектурный облик
Санкт-Петербурга и его окрестностей. Русский ампир. Искусство портрета (И.И. Никитин, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, Б.-К. Растрелли, Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Русский драматический театр и его творцы (А.П. Сумароков, Ф.Г. Волков, Д.И. Фонвизин, театр крепостных актеров).
II. Художественная культура начала 19 века
Эстетика романтизма. Романтизм в живописи: Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. Гойя, К.-Д. Фридрих, У. Тёрнер. Романтизм в музыке и идея синтеза искусств (Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф.
Лист, Г. Берлиоз, Р. Вагнер и др.). Западноевропейский театр романтизма и его мастера.
Романтизм в русском изобразительном искусстве (О.А. Кипренский, К.П. Брюллов, И.К. Айвазовский). Романтизм в русском театре и музыке.
Художественные принципы реализма. Основные жанры западноевропейской реалистической
живописи (Г.Курбе, К.Коро, О.Домье). Натурализм во французской литературе и театре (Э.Золя).
Реалистические искания на оперной сцене (Д.Верди, Ж.Бизе).
Русский живописный реализм (А.А.Иванов, П.А.Федотов, художники-передвижники). Шедевры музыкальной культуры: М.И. Глинка, композиторы «Могучей кучки», П.И. Чайковский. Реалистические завоевания русской драматической сцены (М.С. Щепкин, театр А.Н. Островского и А.П.
Чехова).
III. Художественная культура конца 19 века начала 20 века.
Импрессионизм и постимпрессионизм и их выразительные средства. Пейзажи впечатления
(К. Моне, К.Писсаро), портретный и бытовой жанр (Э. Мане, О.Р енуар, Э. Дега, П. Гоген), натюрморт (П. Сезанн, В. Ван-Гог). Русские последователи импрессионистов (К.А. Коровин, В.А. Серов,
И.Э. Грабарь). Импрессионизм в музыке К.Дебюсси и М.Равеля.
Художественные принципы символизма. Символ и аллегория в искусстве. Поэзия символизма и ее влияние на различные виды художественного творчества. Мастера живописи (М.А. Врубель, В.Э. Борисов-Мусатов, художники «Мира искусства», А. Бёклин, Г. Моро, М. Чюрлёнис и др.).
Символизм в музыке и театре (А.Н. Скрябин, В.Э. Мейерхольд, М. Метерлинк).
Художественные принципы модерна и идея синтеза искусств. Модерн в архитектуре и изобразительном искусстве. Национальное своеобразие русского модерна (Ф.О. Шехтель и др.).
(модернизм, конструктивизм, экспрессионизм, сюрреализм, неоклассицизм, социалистический реализм, авангардизм, постмодернизм) и их преломление в различных видах искусства.
Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э.
Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. Театральная
культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке).
IV. Художественная культура 20 века
Становление и расцвет мирового кинематографа. Основные тенденции развития художественной культуры конца XX века.

Синтез искусств -- особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос - Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка
(Битлз - «Жёлтая подводная лодка, Пинк Флойд - «Стена»); электро-акустическая музыка (лазерное
шоу Ж.-М. Жарра). Массовое искусство.

Тематическое планирование
10 класс:
№ п/п
Раздел/Тема
1
Художественная культура первобытного мира
2
Художественная культура Древнего мира
3
Художественная культура Средних веков
4
Художественная культура Ренессанса
Всего

Кол-во часов
2
8
11
14
35

11 класс:
№ п/п
Раздел/Тема
Кол-во часов
1
Повторение изученного в 10 классе: Художественная куль2
тура Древнего мира, Средних веков. Художественная культура Ренессанса
2
Художественная культура Нового времени
17
3
Художественная культура конца XIX - XX вв.
15
Всего
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».