Рабочая программа по элективному курсу Теория познания

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Факультативного курса «Теория познания»

г. Североуральск
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа факультативного курса «Теория познания» для 11 класса составлена на
основе:
1. примерной основной образовательной программы основного общего образования от 8
апреля 2015 г. № 1/15,
2. Федерального государственного образовательного стандарта Основного общего образования;
3. ООП ООО МАОУ СОШ № 1
4. учебным планом школы
5. календарным учебным графиком
6. авторской программой В.И.Уколова. Программы общеобразовательных учреждений.
М.Просвещение.2009г.
Отличительные особенности рабочей программы, по сравнению с авторской не предусмотрены
НАПРАВЛЕННОСТЬ КУРСА
Целью реализации рабочей образовательной программы среднего общего образования элективного курса «Теория познания» является формирование представлений о месте и роли гносеологической проблематики в истории философии и других наук, выявление теоретикопознавательных основ научного мировоззрения, системы знаний о современной картине мира,
освоение основных приемов и методов познавательной деятельности.
Главными задачами реализации программы являются:
– сформировать у обучающихся систему представлений о гносеологии как теории познания, целостное мировоззрение (теоретическое представление о тенденциях и процессах в естественнонаучном познании);
– выработать у обучающихся систему знаний и представлений о специфике философского и
научного познания;
– научить понимать и иметь представление о сущности различных концепций, определяющих
облик современной философии и естествознания ;
– научить осознавать проблемы развития различных сфер бытия и способов их познания в их
связи с основными концепциями естествознания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Программа курса рассчитана на 34 часа для профильных и универсальных классов старшей
школы. Она направлена на освоение учащимися основ философских знаний, представленных
различными взглядами на философию, ее роли и места в жизни общества.
Новизна и специфика программы курса состоит в обращении внимания на то, что универсальные ценности и тенденции современного мира должны в полной мере опираться на исторический опыт человечества, ориентировать учащегося на такие ценности как личность,
свобода, ответственность, мораль. Способствовать всестороннему развитию личности
школьников. Данный курс предлагает учить не философии, философствованию в лучшем
смысле этого слова. Представлены основы философских знаний, различные взгляды на философию, ее место и роль в жизни.
Изучение философских вопросов и воззрений, касающихся проблем человека, познания мира, перспектив развития общества достаточно актуально. Именно в старшем школьном возрасте формируется самосознание, появляется чувство неповторимости, индивидуальности,
формируются профессиональные и познавательные интересы. Поэтому углубленное изучение вопросов гносеологии в классах гуманитарного и социального профиля вполне оправданно. Содержание курса способствует формированию мировоззрения старшеклассников,
дает ответы на вопросы о мире, обществе, человеке, формирует ценностное отношение к миру и самому себе. Гуманитарно-философская проблематика пробуждает интерес к «вечным
вопросам», к осмыслению себя и своего места в мире.

Элективный курс помогает развитию познавательных интересов, исследовательских умений,
способствует формированию нравственных ценностей личности. Многие идеи, сформулированные представителями различных религий и философами в течение тысячелетий, подсказывают направления поиска путей сохранения цивилизации, преодоления жестокости и
насилия, способствуют нравственному становлению личности.
Элективный курс предназначен раскрыть мир мудрости как бы с двух сторон: со стороны уже имеющегося видения наиболее сущностных проблем постижения тайн бытия и сознания и со стороны способов и форм возникновения и решения проблем мироздания, что
имеет немалую познавательную ценность для учащихся, поскольку направленно активизирует мыслительную деятельность школьников.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА «Теория познания» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа данного курса в 11 классе рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано представление
об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации.
В процессе познания всеобщей истории школьники знакомятся с универсальными ценностями
современного мира — гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся
смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в
истории, познакомиться с примерами героизма и самоотверженности во имя общества. В этом
заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают
опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории,
изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества: всё
это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на том, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему. Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного
понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет
устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительных знаниях по истории и применении полученных знаний на практике; условиями
работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Теория познания»
Содержание рабочей программы по элективного курса «Теория познания» в 10 классе направлено на достижение планируемых результатов освоения обучающимися всех компонентов, составляющих содержательную основу основной образовательной программы среднего общего образования.
Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной
вклад рабочей программы в развитие личности обучающихся, их способностей.
В структуре планируемых результатов выделяются следующие группы:

1. Личностные результаты.
2. Метапредметные результаты (представлены всеми группами УУД).
3. Предметные результаты.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных
перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и
судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам;
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому
от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и
свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог
с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для
их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к
лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми
в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и
мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных
планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни
образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности.
Метапредметные результаты освоения рабочей программы (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей
для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны
других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных
и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения рабочей программы:
В результате изучения элективного курса «Теория познания» на уровне среднего общего образования обучающийся научится:
– раскрывать роль развития научной онтологии и теории познания в интеграции достижений
фундаментальных наук и построении научной картины мира;
– характеризовать основные современные тенденции и направления в исследовании познания;
– выявлять ключевые проблемы и достижения современных исследований в области теории познания;
– различать многообразие форм и способов познания.
Обучающийся получит возможность научиться:

– выявлять, анализировать и интерпретировать источники и данные истории философии и
науки и современных научных исследований по проблематике теории познания;
– анализировать и интерпретировать современные научные достижения;
– выявлять и применять современные методы научного познания;
– выявлять и формулировать закономерности формирования и развития научной онтологии и
теории познания аргументировать собственную позицию в учебном процессе.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА, С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА УСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Введение (2 часа)
Особенности изучения курса «Теория познания». Место гносеологии в структуре философского
знания. Предмет, метод и задачи гносеологии.
Этапы развития представлений о мире (4 часа)
Поиски первооснов бытия в античной натурфилософии: Платон, Аристотель. Теологические
учения Средневековья. Философия эпохи Возрождения. Онтологические учения в новоевропейской философии. Немецкая классическая философия о первоосновах и развитии бытия. Основные направления философской мысли ХХ в.
Природа сознания. Происхождение и законы мышления (6 часов)
Сознание как отражение, сознание как конструирование, сознание как социокультурное явление.
Структура сознания (когнитивная, эмоциональная, мотивационно-волевая сферы). Общественное
и индивидуальное сознание. Сознание, и самосознание. Сознание и бессознательное. Происхождение и развитие мышления. Законы мышления.
Средства и истоки познания. Проблема познаваемости мира (5 часов)
Средства и истоки познания. Проблема познаваемости мира. Многообразие типов и форм познания. Субъект и объект познания, их взаимодействие. Границы и возможности познания.
Проблема истины (6 часов)
Истина как цель познания и ценность. Абсолютное и относительное, субъективное и объективное в истине. Истина и заблуждение. Истина и ложь. Знание и вера. Проблема критериев истины.
Научное познание, его особенности (10 часов)
Наука как вид духовного производства, ее отличие от других видов познания. Идеалы, нормы и
критерии научного познания в истории человеческой культуры. Структура научного познания.
Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Основные формы функционирования
и развития научного знания: факт, проблема, идея, гипотеза, теория. Методы научного познания
и их классификация. Закономерности и движущие силы развития науки. Научные революции.
Проблема дифференциации и интеграции наук. Специфика научного познания социальногуманитарной сферы.
Резервный час (1 час)

СТРУКТУРА КУРСА И КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
№
Тема
1. Введение
2. Этапы развития представлений о мире
3. Природа сознания. Происхождение и законы мышления
4. Средства и истоки познания. Проблема познаваемости мира
5. Проблема истины
6. Научное познание, его особенности
7. Резервный час
Итого:

Кол-во часов
2
4
6
5
6
10
1
34

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№
1

Тема
Особенности изучения курса «Теория познания».
Предмет, метод и задачи гносеологии.

2

Место гносеологии в структуре философского знания.

3
4

Античная философия
Философские и теологические учения Средневековья и Нового времени.
Основные направления философской мысли ХХ в.
Семинар по теме «Великие философы в истории»
Сознание. Структура сознания.
Общественное и индивидуальное сознание. Сознание и самосознание
Сознание и бессознательное
Происхождение и развитие мышления. Законы мышления
Практикум по теме «Сознание. Мышление»
Обобщение по теме «Сознание. Мышление»
Многообразие типов и форм познания.

5
6
7
8
9
10
11
12
13

Основные виды деятельности
Эссе на тему: «Место и роль гносеологии в философии и науке».
Подготовка докладов «Вспомогательные обществоведческие дисциплины»;
Реферат
Реферат
Работа с дополнительными листочками
Доклады «Происхождение человека»;
Выполнение рисунков;
Интеллектуальные игры;
Составить конспект
Подборка материала к практикуму
Сообщение об известных мыслителях Средневековья
«Я археолог» - исследование экспозиций музея в Каире; Виртуальное путешествие в долину Гиза;

14 Семинар по теме «Проблема познаваемости мира, варианты решения проблемы».
15 Субъект и объект познания, их взаимодействие
16 Границы и возможности познания
17 Обобщение по теме «Проблема познаваемости мира»
18 Истина как цель познания и ценность.

Реферат об известных ученых 20 века

19 Истина и заблуждение. Истина и ложь. Знание и вера.

Решение КИМов

20 Проблема критериев истины

Решение КИМов

Исследовательская работа
Работа с лекционным материалом
Анкетирование
Решение КИМов

21 Практикум по теме «Специфика критериев истинности знания в Решение КИМов

естественных, гуманитарных и технических науках».
22 Обобщение по теме «Проблема истины».
23 Современные философы
24 Наука как вид духовного производства, ее отличие от других видов
познания.

Решение КИМов
Решение КИМов
Решение КИМов

25 Идеалы, нормы и критерии научного познания в истории челове- Решение КИМов
ческой культуры.
26 Структура научного познания. Эмпирический и теоретический
Решение КИМов
уровни научного познания
27 Структура научного познания. Эмпирический и теоретический
уровни научного познания

Решение КИМов

28 Основные формы функционирования и развития научного знания:
факт, проблема, идея, гипотеза, теория.

Решение КИМов

29 Практикум по теме «Научное знание»

Решение КИМов

30 Методы научного познания и их классификация
31 Закономерности и движущие силы развития науки

Решение КИМов
Решение КИМов

32 Семинар по теме «Научные революции»

Решение КИМов

33 Проблема дифференциации и интеграции наук. Специфика научного познания социально-гуманитарной сферы.

Решение КИМов

34 Резервный час

Решение КИМов

•

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методическое обеспечение

1. Аверьянова, Ю. И. «Введение в философию. 10—11 классы», - М.: Экзамен
2. Анкин, Д. В. Теория познания : учеб. пособие – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та
3. Пронина, Е.Н. Философия: учебник, — М. : МГУП им. Ивана Федорова

•

Интернет-ресурсы
1. Всемирная история в Интернете htt://www.hrono.ru
2.Древний мир htt://www.ancient.ru/
3.Древняя Греция http://ellada/spb.ru/
4.Древний Рим http://ancientrome.ru/
5.История стран и цивилизаций htt://www.istorya.ru
6.Библиотека античной литературы http://cyrill.newmail.ru
7.Первобытное искусство http://vm/kemsu.ru

•

Материально-техническое обеспечение

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, принтер.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».