Рабочая программа курса внеурочной деятельности Хор "Веселые нотки"

Пояснительная записка
Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт,
свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоциональноэстетическое развитие личности ребенка. Занятия в вокальном кружке способствуют
развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха,
развитию творческой фантазии.
Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в
духовно – нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании,
особенно, когда члены вокального кружка принимают участие в конкурсах патриотической
песни, организуют концерты.
Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый
педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию
голосового аппарата ребенка и способствуют формированию и становлению всесторонне
и гармонично развитой личности ребенка.
Данная программа разработана и модифицирована с учетом следующих документов:
-Закон об образовании РФ от 21.12.2012 г. № 273-ФЗ су четом изменений от
23.07.2013 г.
-Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по
реализации государственной политики в области образования и науки»
Дополнительная программа внеурочной деятельности «Весёлые нотки» рассчитана на
один год обучения.
Отличительные особенности данной программы состоят в том, что обучающиеся
знакомятся с песенным репертуаром родного края.
Актуальность в том, что данная программа пользуется спросом у детей.
Срок реализации программы – 1 год. Возраст детей, на которых рассчитана
программа – 7 – 11 лет.
Направленность программы – художественная.
Новизна заключена в том, что данный хоровой репертуар позволяет воздействовать на
эмоциональную сферу восприятия детей, делая более восприимчивым их музыкальный слух,
и развивает музыкальную культуру детей.
Актуальность программы обусловлена тем, что хоровая музыка и пение играют
важную роль в воспитании детей и формировании их музыкальной культуры.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия хором
дают возможность объединить обучающихся с различными слуховыми и голосовыми
данными для воспитания гармонически развитой личности.
Особенности набора детей: наличие вокальных данных и желание самого ребенка
заниматься в вокальном кружке.
Цель программы: развития творческих способностей детей посредством музыки.
Основные задачи в работе кружка:
- Образовательные: постановка голоса, формирование вокально - хоровых навыков,
знакомство с вокально-хоровым репертуаром.
- Воспитательные: воспитание
организованности,
внимания,
естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки
сценического поведения.
- Развивающие: развитие музыкальных способностей и потребностей младших
школьников в хоровом и сольном пении, а так же развитие навыков эмоционального,
выразительного пения.
Режим занятий.
Общее количество часов в год – 136
Количество часов в неделю – 4

Периодичность в неделю – 2 раза.
Продолжительность занятия – 2 часа.
Формы организации работы:
-фронтальная;
-индивидуальная;
-групповая.
Виды занятий:
-беседы
-практическая работа
-отчетные концерты
Ожидаемые результаты:
Личностные:
-развитие эстетического вкуса
-культура поведения
-культура общения артистичность
Предметные:
-выразительно исполнять различные по характеру
вокальные произведения -умение
петь в ансамбле
-умение петь сольно
-развитие необходимых певческих качеств (голоса, интонации,
пластики, ритмичности)
Формы подведения итогов реализации программы:
Учет успеваемости обучающихся проводится преподавателем на основе текущих
занятий, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий (знание текста,
умение пропеть мелодию нотами). При оценке обучающегося также учитывается его участие
в выступлениях хорового коллектива.
Учебно-тематический план
№
Наименование
Количество часов
раздела
1.
2.

Певческая установка.
Певческое дыхание.
Музыкальный
звук.
Высота звука. Работа над
звуковедением
и
чистотой интонирования.

3.

4.
5.

Работа
над
дикцией
и артикуляцией
Формирование чувства
ансамбля.
Формирование сценической
культуры. Работа с
фонограммой.
Итого:

Всего

Теория

Практика

18

4

14

26

6

20

28

3

25

30

5

25

34

4

30

136

22

114

Содержание программы
Работа над певческой установкой и дыханием (18 часов).
Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед
началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед
началом пения в зависимости от характера
исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения;
различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но
также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение
выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз
на «цепном дыхании).

1.

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой
интонирования (26 часов).
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно
мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах
(головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем
диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.

2.

Работа над дикцией и артикуляцией (28 часа).
Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество
произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот,
правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней
челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении:
напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных
гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.

3.

4.
Формирование чувства ансамбля (30 часов).
Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических
ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении
простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач:
интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая
устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком
(шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при
сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных
двухголосных песен без сопровождения.

5.
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой (34 часов).
Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью
аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму
– заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога –
подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также
необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя
на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические
способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике.
Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую
деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
Примерный список исполняемых произведений:

1.
2.
3.
4.

«Здравствуй, школа» – Л. Мельникова
«Пролетели каникулы летние»
«Посвящение учителям» (гимн) – В. Греметчук
«Мы вместе» – Е. Ермолов

5. «Ах, мамочка» - народная
6. «Вальс для мамы»
7. «Нарисовать мечту» - О. Газманов
8. «Маршируют полки» - м. С. Маркова, с. С. Войно-Панченко
9. «Баллада о красках» - м. О. Фельцман, с. Р. Рождественский
10. «Рисуют мальчики войну» - сл. Ж. Бичевская, м. А. Богословский
11. «Юность моя» - м. П. Ермишева, Сл. Л. Ошанина
12. «Служить России суждено тебе и мне» - курсантская
Календарный учебный график
Тема занятия

Часы

№
Раздел 1. Певческая установка. Певческое дыхание (18)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.
9.

Инструктаж по ТБ.
2
Певческая установка сидя и стоя.
Посадка певца, положение корпуса головы. Навыки пения
2
Певческое дыхание.
2
Дыхание перед началом пения.
2
Одновременный вдох и начало пения
2
Различные характеры дыхания.
2
Различные характеры дыхания перед началом пения в
2
зависимости
перед характером исполняемого
произведения: медленное, быстрое.
Дыхание и дыхательная гимнастика
2
Смена дыхания в процессе пения.
2
Раздел 2. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над
звуковедением и чистотой интонирования (26)

Музыкальный звук. Высота звука.
Работа над звуковедением.
Работа над звуковедением и чистотой
интонирования.
Естественный свободный звук без крика
Естественный свободный звук без напряжения.
Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского
голоса.
16. Умением использовать головной и грудной регистры.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

2
2
2
2
2
2
2

17. Мягкая атака звука.
2
18. Округление гласных. Способы их формирования в
2
различных регистрах.
19. Округление гласных. Способы
их
формирования
в 2
различных регистрах (головное звучание).
20. Смена дыхания в процессе пения, различные
2
приёмы дыхания
21. Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания. Пение 2
выдержанного звука
22. Исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» 2
дыхании
Раздел 3. Работа над дикцией и артикуляцией (28)
23. Работа над
дикцией
и
артикуляцией.
2
24. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые 2
определяют качество произнесения

Дата
проведения

25. Правильное положение губ
26. Освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти
27. Освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти,
свободное положение языка во рту.
28. Формирование
чувства
ансамбля. Выработка
активного унисона
29. Чистое
и
выразительное интонирование
диатонических
ступеней
лада
30. Устойчивое
интонирование
одноголосого
пения
при
сложном аккомпанементе.
31. Быстрое и чёткое выговаривание согласных
32. Инструктаж по ТБ.
Стремление к чистоте звучания неударных гласных
33. Напевность гласных, умение их округлять
34. Работа над особенностями произношения при пении
35. Формировать у детей культуры поведения на сцене.
36. Работа над выразительным исполнением песни и созданием
сценического образа.
Раздел 4. Формирование чувства ансамбля (30)
37. Формирование чувства ансамбля.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.

52.
53.
54.
55.
56.
57.

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2

Формирование сценической культуры.
2
Дикция, артикуляция, слово.
2
Сольное исполнение.
2
Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах 2
при соотношении простейших длительностей
Работа над ровным звучанием во всём диапазоне
2
детского голоса
Работа над особенностями произношения при пении
2
Умением использовать головной регистр.
2
Умением использовать грудной регистр
2
Повторение песен. Работа над выразительностью
2
Работа над совершенствованием вокально навыков.
2
Работа над выразительным исполнением песен.
2
Совершенствование вокально-хоровых навыков. Работа с 2
солистами.
Элементы танцевальных движений. Дробный шаг. Притопы.
2
Кружения на месте.
Повторение песен. Совершенствование вокально-хоровых
2
навыков.
Раздел 5. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой (34)
Формирование сценической
культуры. Особенности
2
сценической культуры
Пение несложных двухголосных песен без сопровождения
2
Работа с фонограммой
2
Пение несложных двухголосных песен под фонограмму.
2
Развитие артистических способностей детей, их
умения 2
согласовывать пение с ритмическими движениями
Работа над выразительным исполнением песни и
2
созданием сценического образа.

58. Работа над особенностями произношения при пении
59. Движения для ног. «Простой хороводный шаг», «Переменный

2
2

60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

шаг», «Шаг с притопом».
Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах
при соотношении простейших длительностей
Бережное отношение к голосу.
Формирование качества звука. Интонация
Серьезная и легкая музыка.
Работа над развитием вокально-хоровых навыков.
Современные детские песни.
Повторение песен. Работа над развитием вокально-хоровых
навыков.
Работа над выразительностью.
Урок-концерт

Методическое обеспечение
Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:
Ноутбук, телевизор.
Методические,
пособия
по
вокалу,
сборники
для вокальных ансамблей.

2
2
2
2
2
2
2
2
2

произведений

Основные способы и формы работы с детьми
индивидуальные и групповые
теоретические и практические.
Конкретные формы занятий вокального кружка:
учебные занятия,
беседы,
игры,
концерты.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:
словесные,
наглядные,
практические,
объяснительно – иллюстративные

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Используемая литература:
Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2012г
Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.
Огороднов Д., «Музыкально-певческое
воспитание детей.»
«Музыкальная
Украина», Киев, 1989г.
Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной
школы, «Музыка», Москва, 1997г.
Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2013г.
Струве Г. «Школьный хор М.1981г.
Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального
образования детей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».