Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Краеведение» разработана на основании Нормативно-правовых документов Федерального уровня: 1. Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации (от 21.12.2012, от 25.11.2013 №317-ФЗ, от 05.05.2014 №84-ФЗ); 2. СанПин 2.42.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательном учреждении; нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации; 3. Письмо Минобрнауки от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования». Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на достижение основного результата образования - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Согласно возрастной периодизации Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина в младшем подростковом возрасте происходит смена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения, у подростков постепенно меняются приоритеты, на первое место выходит интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности. Возникает желание найти себя, свое место в коллективе, формируется самооценка-то, как подросток видит себя фоне своих друзей, класса, компании, сравнивает себя с другими. Основная потребность – быть частью группы, получать ее поддержку, чувствовать единство. В учебной деятельности происходит снижение мотивации. Умственная активность младших подростков велика и для развития способностей учащихся необходимо включать их в деятельность, причем в групповую. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. В учебной деятельности происходит снижение мотивации к учению. Таким образом, перед учителем встает задача – сохранения и повышения уровня мотивации к изучению географии, как основу интегрированного курса «Краеведение» для достижения образовательного результата, формирование у школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально-экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Для решения данных задач предлагаю программу внеурочной деятельности «Краеведение», которая предназначена для подростков низко мотивированных на изучение географии. Программа внеурочной деятельности «Краеведение» разработана в соответствии с приоритетными направлениями развития образования РФ, Свердловской области. В проекте «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на 2015-2025 г.г.» определяется основа стратегии - это базовые национальные ценности российского общества, закрепленные Конституцией Российской Федерации: патриотизм–любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству; …природа–эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание…». В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России…». При составлении программы внеурочной деятельности были использованы материалы курсов повышения квалификации. Программа внеурочной деятельности «Краеведение» Программа внеурочной деятельности «Краеведение» относится к общеинтеллектуальному направлению, основана на системно-деятельностном и личностноориентированном подходах и направлена на осмысление личностных перспектив учащихся. В рамках системно-деятельностного подхода учащиеся учатся работать самостоятельно в сотрудничестве, у них формируется необходимость в поиске новых способов решения поставленных задач, что способствует развитию способностей школьников в творческом и деятельностном начале. Личностно-ориентированный подход, целью которого является развитие индивидуальности ученика, направлен на интеллектуальное и нравственное развитие личности. Поскольку центром всей образовательной системы является индивидуальность ребенка, то и методическую основу представляет индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Ребенок не может осознать себя гражданином России, не осознав себя жителем конкретного региона, в данном случае Североуральского городского округа, с ее природными и культурными особенностями, а внеурочные занятия по географии и краеведению способствуют развитию у обучающихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Академик Российской академии образования, историк и краевед С.О. Шмидт следующим образом раскрывает это понятие: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле…». Практическая направленность данной программы позволяет учащимся усваивать знания в деятельности. Новизна программы в том, что основное внимание уделяется географическому содержанию заданий, которые включают материал, не содержащийся в базовых программах. Таким образом, перед учителем встает задача – создание условий для социализации личности, развитие их творческого и деятельностного начала, а также установления сотрудничества в системе «учитель-ученик». Цель программы - формирование гражданско-патриотических ценностей, экологической культуры и бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины. Содержание предполагает решение следующих задач: • формировать у обучающихся представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества; • прививать школьникам умения и навыки поисковой деятельности, учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал; • развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность; • формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения; • способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям; • воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками. В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий, позволяющих достигать личностных, предметных и метапредметных результатов. При достижении личностных результатов у школьников будут сформированы: • готовность и способность к саморазвитию и самообучению; • высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками; • формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан; воспитание уважительного отношения к истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям; • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания. При достижении предметных результатов у школьников будут сформированы: • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе; • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение); • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. При достижении метапредметных результатов у школьников будут сформированы: • Коммуникативные УУД: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. • Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - оценивать правильность выполнения действия; - носить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. • Познавательные УДД: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - строить речевые высказывания в устной и письменной форме; - учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). В процессе реализации программы «Краеведение» формируются следующие компетенции: Ценностно-смысловая (формирование ценностных ориентаций в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности, определение направления своих личных интересов, соответствующих, интересам общества). Общекультурная (знание национальной и общечеловеческой культуры, толерантность). Учебно-познавательная (способность получать знания; готовность к самообразованию, осуществлению информационного поиска, к умению извлекать информацию из любого источника). Коммуникативная (умение работать в команде, владение различными социальными ролями в коллективе, умение представить результат своей работы). • Формы проведения занятий Программа внеурочной деятельности «Краеведение» основана на групповой, парной и индивидуальной формах работы. При организации групповой и парной работы предусмотрено применение технологии обучения в сотрудничестве. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся. Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовать занятия крупными блоками-слетами, экскурсиями, походами, с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Место проведения занятий определяется спецификой тем: теоретические и практические занятия могут проходить как в школе, так и в музеях, библиотеках, учреждениях поселка и на открытом пространстве. Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» основана на следующих принципах: • принцип природосообразности; • принцип деятельностный и личностный подходы; • принцип патриотической направленности; • принцип партнерство; • принципы экологического гуманизма и краеведческой направленности; • принцип поддержки самоопределения воспитанника. Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследования, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, смотры-конкурсы, фотовыставки, походы с осмотром краеведческих объектов, коллективные творческие дела. Занятия проводятся не только в классе, но и вне стен школы – в музее, на улице, в лесу и т.д. В программе используются следующие технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые и ИКТ технологии, краеведо-туристические и проектные технологии. Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия, рассчитана на обучающихся 5-6 классов. Содержание и методика преподавания данного курса направлены на развитие школьника с учётом психологических особенностей детей данного возрастного периода. Ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания. Срок реализации 1 год. Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 1 занятие в неделю с продолжительностью в 45 мин. каждое. При необходимости выездных занятий и присутствия участников программы на общешкольных мероприятиях количество часов автоматически увеличивается в эти дни и сокращается в другие. В каникулярное время проводятся, по мере необходимости, индивидуальные и групповые консультации, а также опытно-экспериментальная деятельность обучающихся. Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает: - участие в конкурсах и конференциях исследовательских работ разного уровня; - разработка и защита собственного проекта; - создание презентаций - представлений по изученной теме; - фотовыставки; - оценочные листы личных достижений (групп); - портфолио – является итоговым оцениванием. Работа с родителями -индивидуальные встречи, консультации с родителями в течение года; -посещение родителями различных выставок, мероприятий; -проведение занятий совместно с родителями. Тематическое планирование внеурочной деятельности «Краеведение» В том числе № Содержание курса Количество часов 1 Знакомство с предметом краеведения. 2 Мой край на карте Родины 3 Улицы нашего поселка. 4 Памятники нашего поселка. 5 Школа, в которой я учусь. 6 Природа нашего края Всего теория практика 2 1 1 5 4 4 3 1 2 2 3 2 6 14 35 3 4 14 3 10 21 Содержание программы Раздел 1. Знакомство с предметом краеведения (2 часа). Теория: Знакомство с предметом краеведения, с источниками краеведческих знаний: карта как источник информации, другие источники. Природа – наш второй дом. Правила безопасного поведения во время занятий и режим работы. Практика: Викторина «Что я знаю о родном крае». Раздел 2. «Мой край на карте Родины » (5часов). Теория: Знакомство с понятиями «область», «округ», «город». Определение территории и географического положения Свердловской области. Знакомство с картой района, границей, историей образования. Ознакомление символикой округа, Практика: Работа в группах на контурной карте, составление буклета «Символика Североуральского городского округа» Раздел 3.Улицы нашего посёлка (4 часа). Теория: Знакомство с улицами и культурными местами города Североуральска, почему они так названы. Практика: Пешеходная экскурсия, оформление фотовыставки, составление и защита проекта «Улицы моего города». Раздел 4.Памятники нашего поселка (4 часа). Теория: Знакомство с памятником первопроходцев и мемориалом, посвященный памяти погибших в Великой Отечественной войне. Практика: Исследование памятных мест поселка. Раздел 5.Школа, в которой я учусь (6 часов). Теория: Что такое школьный музей, его цели? Что можно узнать, посетив школьный музей? Основание школы. Какой была школа много лет назад. Учителя и ученики – гордость школы. Встреча с выпускниками школы. Мои родители учились в этой школе. Традиции школы. Практика: Экскурсия в школьный музей. Изучение информации сайта школы. Создание и защита индивидуального (группового) проекта «История школы». Раздел 6. Природа нашего края (14 часов). Теория: Знакомство с полезными ископаемыми на территории Североуральского городского округ Практика: Составление коллекции «Полезные Североуральского городского округа». Теория: Знакомство с гидрографической сетью: река Вагран, озеро Светлое. Практика: Изучение литературных источников о названиях рек и озер. Теория: Изучение климатических условий нашего населённого пункта: средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова. Ветер, причины его образования. Практика: Составление прогноза погоды Североуральского городского округа. Теория: Ознакомление с видовым составом растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны. Редкие и исчезающие виды растений и животных (Красная книга). Птицы. Группы птиц: перелётные, оседлые, кочующие. Зимовка птиц. Законы об охране природы. Заповедники, заказники, охраняемые территории. Организации по охране природы. Практика: Составление интерактивной карты по видовому составу животного мира. Работа с атласом-определителем по составлению ментальной карты. Создание и защита индивидуального (группового) буклета «Исчезающие виды растений и животных и способы их защиты». Экскурсия в заповедник «Денежкин камень». Ожидаемые результаты реализации программы Воспитательные результаты внеурочной деятельности «Краеведение» распределяются по трем уровням. 1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве. 2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей. 3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историкогеографической краеведческой информации. Перечень информационно – методического обеспечения Печатные пособия: 1. Различные дидактические материалы по всем темам курса; 2. Коллекция выставочных работ музея; 3. Архивные документы; 4. Фото, видео, аудиоматериалы, ЭОР. Оборудование: 1. Карты (интерактивные, ментальные); 2. Наглядные пособия; 3. Таблицы с инструкционными картами; 4. Интернет-ресурсы. Привлечение и взаимодействие с социальными партнерами 1. Школьный музей; 2. Краеведческий музей Североуральского городского округа