Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность"

Пояснительная записка
Рабочая программа «Формирование читательской грамотности» составлена
на основе Федерального государственного образовательного стандарта, учебного
плана
МАОУСОШ№1, образовательной программы основного общего
образования с учетом авторской программы на основе примерных программ
внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией:
Орг А.О.
Рабочая программа ориентирована на использование сборника «Теория и
практика образования в современном мире: материалы VII Mеждунар. науч.
конф.» (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.) под ред. Г.Д.Ахметовой. — СПб.: Свое
издательство,
2015г.
Программа курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с
текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО). Авторы: Васильева В. В., Ежова Е. В.
Программа рассчитана для обучающихся 8 класса, возраст 13-14 лет.
Программа рассчитана на 34 часа в год, занятия проводятся 1 раз в неделю
по 1 академическому часу.
Планируемые результаты изучения программы внеурочной деятельности
Содержание внеурочной деятельности духовно-нравственного направления
«Формирование
читательской
грамотности»
обеспечивает
реализацию
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностными результатами являются:
1. готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в
повседневной жизни для поиска и исследования информации, представленной
в различной форме;
2. способность характеризовать собственные знания и умения по предметам,
формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и
практических задач могут быть им успешно решены;
3. познавательный интерес к различной информации; читательский интерес.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
⚫ способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения
информационного
наполнения,
устанавливать
количественные
и
пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм
поиска необходимой информации, определять логику решения практической и
учебной задач;
⚫ умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков
(символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной
задачи.
⚫ Учитывая специфику курса «Формирование читательской грамотности»,
предметные результаты его изучения являются достижениями всех без
исключения учебных предметов на ступени основного общего образования.
Предметными результатами обучающихся являются:

1. ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
-определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую
позицию;
-выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и
общему смыслу текста;
-формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
-подбирать аргументы, формулировать выводы;
-составлять разные виды планов;
-объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;
-сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать
соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной
вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и
т. д.;
2. находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами,
определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения
информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они
тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу
информации в тексте);
3. решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие
полного икритического понимания текста:
− определять назначение разных видов текстов;
− ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную вданный
моментинформацию;
− различать темы и подтемы специального текста;
− выделять не только главную, но и избыточную информацию;
− прогнозировать последовательность изложения идей текста;
− сопоставлять разные точки зрения и разные источ-ники информации по
заданной теме;
− выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
− формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определённой позиции;
− понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
4. анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе
чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
5. структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;
6. преобразовывать текст, используя новые формы представления информации:
диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к
другому;
7. интерпретировать текст:
− сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного
характера;
− обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
− делать выводы из сформулированных посылок;
− выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления
иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста
(использованных языковых средств и структуры текста).
9. откликаться на содержание текста:
− связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других
источников;
− оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о
мире;
− находить доводы в защиту своей точки зрения;
10. откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и
его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
11. на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность
получаемой информации, пробелы в информации и находить пути
восполнения этих пробелов;
12. в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять
одержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
13. использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для
обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою
точку зренияо полученном сообщении (прочитанном тексте).
14. критически относиться к рекламной информации;
15. находить способы проверки противоречивой информации;
16. определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или
конфликтной ситуации.
8.

Коммуникативные универсальные учебные действия:
• формулировать собственное мнение и позицию;
• задавать вопросы;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности.
Такой
подход
позволяет
реализовывать
требования
федерального
государственного образовательного стандарта общего образования.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»12ч
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология
текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов
(разговорный стиль, художественный стиль,

официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных
стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр,
структуру, языковые средства текста.
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения
читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста,
основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации,
конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события,
содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте.
Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.
Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде.
Упорядочивание информации по задан - ному основанию. Существенные
признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды
чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в
соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари.
Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для
поиска нужной информации.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»14ч
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по
содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании
текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей
текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и
обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на
основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа
на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из
сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный
текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу.
Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение
последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6-7 шагов
(на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных
текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего
использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о
прочитанном. Создание небольших собственных письменных текстов по
предложенной теме, представление одной и той же информации разными
способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию.
Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Раздел «Работа с текстом: оценка информации» - 9ч

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация.
Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или
избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в
учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения.
Сопоставление различных точек зрения на информацию.
Тематическое планирование.
№ п/п Наименование разделов и тем
1.
2.
3.
4.

Работа с текстом: поиск информации
понимание прочитанного
Работа
с
текстом:
преобразование
интерпретация информации
Работа с текстом: оценка информации
Итого

Количество
часов
и 12
и 14
8
34

Приложение к рабочей программе
по внеурочной деятельности
«Формирование читательской грамоты»
8 класс
Календарно-тематическое планирование
№
урок
а

Наименование
раздела и тема

Характеристика
основных видов
деятельности
ученика

Плановы
е сроки
прохожд
ения

Скоррект
ированны
е
сроки
прохожде
ния
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного (12)
1.
Находит
и
Восприятие на слух и
извлекает
понимание различных
информацию
из
видов сообщений.
различных текстов
2.
Применяет
информацию,
Типология
текстов. извлечённую
из
Речевая ситуация.
текста,
для
решения
разного рода задач.
3.
ФункциональноАнализирует и
стилевая
интегрирует
дифференциация
информацию

4.

текстов (разговорный для
принятия
стиль,
решения
художественный
стиль,
официальноделовой
стиль,
научный стиль).
Принимает
решение на
Языковые особенности
основе оценки и
разных стилей речи.
интерпретации
Жанр текста.
информации

5.

Оценивает
информацию и
принимает
Понимание текста с
решение
в
опорой на тип, стиль,
условиях
жанр, структуру и
неопределённости
языковые средства.
и
многозадачности

6.

Осознанное
чтение
текстов
с
целью
удовлетворения
интереса,
приобретения
читательского опыта,
освоения
и
использования
информации.

7.
Текст, тема текста, основная мысль, идея.
Авторская позиция.
8.
Способы
связи
предложений в тексте.
Средства
связи
предложений в тексте.
9.

Находит
и
извлекает
информацию
из
различных текстов

Применяет
информацию,
извлечённую
из
текста,
для
решения
разного рода задач.
Анализирует и
интегрирует
информацию
для
принятия
решения

Смысловые
части Принимает
текста,
микротема, решение на

абзац, план текста.

основе оценки и
интерпретации
информации

10.

Оценивает
информацию и
Простой, сложный, тепринимает
зисный
план.
решение
в
Понимание
условиях
информации,
неопределённости
представленной
в
и
неявном виде.
многозадачности

11.

Разные
способы
представления
информации:
словесно,
в
виде
символа,
таблицы,
схемы, знака.

12.

Оценивает
информацию и
Использование
принимает
формальных
решение
в
элементов
текста
условиях
(подзаголовки, сноски)
неопределённости
для поиска нужной
и
информации.
многозадачности

Находит
и
извлекает
информацию
из
различных текстов

«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (14)
13.
Подробный и сжатый
пересказ (устный и
письменный).
14.
Находит
и
Вопросы
по извлекает
содержанию текста.
информацию
из
различных текстов
15.
Применяет
информацию,
Формулирование
извлечённую
из
выводов, основанных
текста,
на содержании текста.
для
решения
разного рода задач.
16.
Аргументы,
Анализирует и
подтверждающие
интегрирует

вывод.

17.

Соотнесение фактов с
общей идеей текста,
установление связей,
не показанных в тексте
напрямую.

18.
Составление
на
основании
текста
небольшого
монологического
высказывания
в
качестве ответа на
поставленный вопрос.
19.

20.

Преобразование
(дополнение)
информации
из
сплошного текста в
таблицу.
Преобразование
таблицы в связный текст,
информации,
полученной из схемы, в
текстовую задачу

21.
Составление схем с
опорой
на
прочитанный текст.
22.
Составление схем с
опорой
на
прочитанный текст.
23.

информацию
для
принятия
решения
Принимает
решение на
основе оценки и
интерпретации
информации
Оценивает
информацию и
принимает
решение
в
условиях
неопределённости
и
многозадачности
Находит
и
извлекает
информацию
из
различных текстов
Находит
и
извлекает
информацию
из
различных текстов
Применяет
информацию,
извлечённую
из
текста,
для
решения
разного рода задач.
Анализирует и
интегрирует
информацию
для
принятия
решения

Формирование списка Принимает
используемой
решение на
литературы и других основе оценки и

информационных
источников.

интерпретации
информации

Создание собственных Оценивает
письменных
информацию и
материалов на основе принимает
прочитанных текстов: решение
в
выписки
из условиях
прочитанных текстов с неопределённости
учётом
цели
их и
дальнейшего
многозадачности
использования,
небольшие письменные
аннотации к тексту,
отзывы
о
прочитанном.
25.
Создание небольших
Находит
и
письменных текстов извлекает
по предложенной теме, информацию
из
представление одной и различных текстов
той же информации
разными способами,
составление
инструкции
к
выполненному
действию.
26.
Выступление
перед Оценивает
аудиторией
информацию и
сверстников
с принимает
небольшими
решение
в
сообщениями,
условиях
используя
неопределённости
иллюстративный ряд и
(плакаты,
многозадачности
презентацию).
Раздел «Работа с текстом: оценка информации» (9)
27.
Оценка
содержания, Находит
и
языковых
извлекает
особенностей и струк- информацию
из
туры текста.
различных текстов
28.
Выражение
Применяет
собственного мнения о информацию,
прочитанном и его извлечённую
из
аргументация.
текста,
24.

29.

для
решения
разного рода задач.
Анализирует и
интегрирует
Достоверность
и
информацию
недостоверность
для
принятия
информации в тексте.
решения

30.
Недостающая
избыточная
информация.

Принимает
решение на
или
основе оценки и
интерпретации
информации

31.

Оценивает
информацию и
принимает
Пути
восполнения решение
в
недостающей инфор- условиях
мации.
неопределённости
и
многозадачности

32.

Участие в учебном
диалоге
при
обсуждении
прочитанного
или
прослушанного текста.

33.
Соотнесение позиции
автора
текста
с
собственной
точкой
зрения.
34.
Сопоставление
различных
зрения
информацию.

точек
на

Находит
и
извлекает
информацию
из
различных текстов
Применяет
информацию,
извлечённую
из
текста,
для
решения
разного рода задач.
Анализирует и
интегрирует
информацию
для
принятия
решения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».