Пояснительная записка Рабочая программа «Формирование читательской грамотности» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана МАОУСОШ№1, образовательной программы основного общего образования с учетом авторской программы на основе примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией: Орг А.О. Рабочая программа ориентирована на использование сборника «Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Mеждунар. науч. конф.» (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.) под ред. Г.Д.Ахметовой. — СПб.: Свое издательство, 2015г. Программа курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО). Авторы: Васильева В. В., Ежова Е. В. Программа рассчитана для обучающихся 8 класса, возраст 13-14 лет. Программа рассчитана на 34 часа в год, занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Планируемые результаты изучения программы внеурочной деятельности Содержание внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Формирование читательской грамотности» обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностными результатами являются: 1. готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования информации, представленной в различной форме; 2. способность характеризовать собственные знания и умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены; 3. познавательный интерес к различной информации; читательский интерес. Метапредметными результатами обучающихся являются: ⚫ способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; ⚫ умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи. ⚫ Учитывая специфику курса «Формирование читательской грамотности», предметные результаты его изучения являются достижениями всех без исключения учебных предметов на ступени основного общего образования. Предметными результатами обучающихся являются: 1. ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: -определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию; -выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; -формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; -подбирать аргументы, формулировать выводы; -составлять разные виды планов; -объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте; -сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.; 2. находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); 3. решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного икритического понимания текста: − определять назначение разных видов текстов; − ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную вданный моментинформацию; − различать темы и подтемы специального текста; − выделять не только главную, но и избыточную информацию; − прогнозировать последовательность изложения идей текста; − сопоставлять разные точки зрения и разные источ-ники информации по заданной теме; − выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; − формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; − понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. 4. анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления. 5. структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов; 6. преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому; 7. интерпретировать текст: − сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; − обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; − делать выводы из сформулированных посылок; − выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). 9. откликаться на содержание текста: − связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; − оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; − находить доводы в защиту своей точки зрения; 10. откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения; 11. на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; 12. в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять одержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; 13. использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зренияо полученном сообщении (прочитанном тексте). 14. критически относиться к рекламной информации; 15. находить способы проверки противоречивой информации; 16. определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации. 8. Коммуникативные универсальные учебные действия: • формулировать собственное мнение и позицию; • задавать вопросы; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования. СОДЕРЖАНИЕ Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»12ч Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по задан - ному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»14ч Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6-7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги). Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). Раздел «Работа с текстом: оценка информации» - 9ч Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. Тематическое планирование. № п/п Наименование разделов и тем 1. 2. 3. 4. Работа с текстом: поиск информации понимание прочитанного Работа с текстом: преобразование интерпретация информации Работа с текстом: оценка информации Итого Количество часов и 12 и 14 8 34 Приложение к рабочей программе по внеурочной деятельности «Формирование читательской грамоты» 8 класс Календарно-тематическое планирование № урок а Наименование раздела и тема Характеристика основных видов деятельности ученика Плановы е сроки прохожд ения Скоррект ированны е сроки прохожде ния Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного (12) 1. Находит и Восприятие на слух и извлекает понимание различных информацию из видов сообщений. различных текстов 2. Применяет информацию, Типология текстов. извлечённую из Речевая ситуация. текста, для решения разного рода задач. 3. ФункциональноАнализирует и стилевая интегрирует дифференциация информацию 4. текстов (разговорный для принятия стиль, решения художественный стиль, официальноделовой стиль, научный стиль). Принимает решение на Языковые особенности основе оценки и разных стилей речи. интерпретации Жанр текста. информации 5. Оценивает информацию и принимает Понимание текста с решение в опорой на тип, стиль, условиях жанр, структуру и неопределённости языковые средства. и многозадачности 6. Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. 7. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. 8. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. 9. Находит и извлекает информацию из различных текстов Применяет информацию, извлечённую из текста, для решения разного рода задач. Анализирует и интегрирует информацию для принятия решения Смысловые части Принимает текста, микротема, решение на абзац, план текста. основе оценки и интерпретации информации 10. Оценивает информацию и Простой, сложный, тепринимает зисный план. решение в Понимание условиях информации, неопределённости представленной в и неявном виде. многозадачности 11. Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака. 12. Оценивает информацию и Использование принимает формальных решение в элементов текста условиях (подзаголовки, сноски) неопределённости для поиска нужной и информации. многозадачности Находит и извлекает информацию из различных текстов «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (14) 13. Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). 14. Находит и Вопросы по извлекает содержанию текста. информацию из различных текстов 15. Применяет информацию, Формулирование извлечённую из выводов, основанных текста, на содержании текста. для решения разного рода задач. 16. Аргументы, Анализирует и подтверждающие интегрирует вывод. 17. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. 18. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. 19. 20. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование таблицы в связный текст, информации, полученной из схемы, в текстовую задачу 21. Составление схем с опорой на прочитанный текст. 22. Составление схем с опорой на прочитанный текст. 23. информацию для принятия решения Принимает решение на основе оценки и интерпретации информации Оценивает информацию и принимает решение в условиях неопределённости и многозадачности Находит и извлекает информацию из различных текстов Находит и извлекает информацию из различных текстов Применяет информацию, извлечённую из текста, для решения разного рода задач. Анализирует и интегрирует информацию для принятия решения Формирование списка Принимает используемой решение на литературы и других основе оценки и информационных источников. интерпретации информации Создание собственных Оценивает письменных информацию и материалов на основе принимает прочитанных текстов: решение в выписки из условиях прочитанных текстов с неопределённости учётом цели их и дальнейшего многозадачности использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. 25. Создание небольших Находит и письменных текстов извлекает по предложенной теме, информацию из представление одной и различных текстов той же информации разными способами, составление инструкции к выполненному действию. 26. Выступление перед Оценивает аудиторией информацию и сверстников с принимает небольшими решение в сообщениями, условиях используя неопределённости иллюстративный ряд и (плакаты, многозадачности презентацию). Раздел «Работа с текстом: оценка информации» (9) 27. Оценка содержания, Находит и языковых извлекает особенностей и струк- информацию из туры текста. различных текстов 28. Выражение Применяет собственного мнения о информацию, прочитанном и его извлечённую из аргументация. текста, 24. 29. для решения разного рода задач. Анализирует и интегрирует Достоверность и информацию недостоверность для принятия информации в тексте. решения 30. Недостающая избыточная информация. Принимает решение на или основе оценки и интерпретации информации 31. Оценивает информацию и принимает Пути восполнения решение в недостающей инфор- условиях мации. неопределённости и многозадачности 32. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. 33. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. 34. Сопоставление различных зрения информацию. точек на Находит и извлекает информацию из различных текстов Применяет информацию, извлечённую из текста, для решения разного рода задач. Анализирует и интегрирует информацию для принятия решения