Пояснительная записка Рабочая программа дополнительного образования общекультурного направления «Школьный музей» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Внеурочная деятельность является составной частью учебновоспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако, наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения часы. Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость. С этими задачами прекрасно справляется школьный музей. Цели: Целью деятельности кружка является создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. формирование уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развитие коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержка и развитие творческих способностей детей. формировать у учащихся гражданско-патриотические качества Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются: -усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время; -организовать деятельность учащихся города общественно-полезную и досуговую совместно с досугово-культурными учреждениями - способствовать ранней профилизации учащихся: знакомство с основами музейного дела и экскурсионной деятельности. -оказать помощь в поисках «себя»; -создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности; -развить опыт творческой деятельности, творческих способностей; -создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; -развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; -расширить рамки общения с социумом; -воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся. - формировать личностное, эмоционально окрашенное отношение к историческим фактам, воспитать любовь и уважение к прошлому своей страны; - расширять исторический кругозор; - сохранять и поддерживать традиции образовательного учреждения, формирующие особый «дух» школьного сообщества; - служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения; - воспитывать познавательные интересы и способности; - способствовать овладению учащимися поисковой, исследовательской деятельности; практическими навыками - способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся; Принципы программы: · Включение учащихся в активную деятельность. · Доступность и наглядность. · Связь теории с практикой. · Учёт возрастных особенностей. · Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности. · Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). Ожидаемые результаты программы. Через систему краеведческой работы школа предполагает воспитывать в будущем гражданине России: • чувство гражданственности и патриотизма, принадлежность к своей нации, гордость за свою Родину; • гордости за высокий нравственный и культурный потенциал, способность корректировать своё общение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение строить свою жизнь гармонично и нравственно • чувство личной ответственности за все происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни; • способность к творчеству, потребность в углубленном изучении какой – либо отрасли науки, умение самостоятельно добывать новые знания • физическое совершенство; умение избегать всего, что может вредить здоровью, адаптироваться и сознательно выбирать здоровый образ жизни. • Воспитание социальной ответственности и компетентности: позитивное гражданина; • отношение, сознательное принятие роли умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм; • первоначальные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности; • сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, классный и школьный коллектив, сообщество городского или сельского поселения, неформальные подростковые общности и др.), определение своего места и роли в этих сообществах; • знание о различных общественных и профессиональных организациях, их структуре, целях и характере деятельности; • Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания: ценностное отношение к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание • • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним; продолжать российского народа; • героические традиции многонационального начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту; • умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и учебно-исследовательских задач; • умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией из разных источников; • начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных комплексных учебно-исследовательских проектов; умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах; • умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; • Направления реализации программы 1. Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени. 2. Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий. 3. Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время. 4. Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время. 5. Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время. Содержание курса программы Вводное занятие. Знакомство с понятием «музей». Знакомство с программой работы. Инструктаж по технике безопасности. Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей. Понятие «школьный музей». Профили школьных музеев. Принцип работы школьного музея: связь с современностью, учебно-исследовательская и поисковая работа, связь с общественностью, ветеранами, проживающими в микрорайоне школы, ветеранами педагогического труда, родителями. Где и как собирать материалы для музея. Работа в библиотеке, государственном музее, архиве. Встречи с участниками исторических событий, работниками музеев, известными людьми города. Как записывать воспоминания. Краеведческий дневник. Проведение встреч, запись воспоминаний и рассказов. Точность и достоверность записей. Правила фиксирования воспоминаний, рассказов. Требования к ведению краеведческого дневника Изучение архивных документов. Обращение с найденными документами предметами. Необходимость их полной сохранности. Как оформить выставку, музейную экспозицию. Содержание экспозиции школьного музея. Этапы создания музейной экспозиции: изучение и отбор материалов, изготовление текстов, аннотаций, элементов оформления. Оформление постоянных и временных выставок, сменных стендов, передвижных выставок Как подготовить доклад, экскурсию Выбор темы доклада, экскурсии, изучение различных источников информации, подготовка текста. Отбор экспонатов в зависимости от темы доклада или экскурсии. Как вести экскурсию Маршрут экскурсии. Использование различных методов и приемов в ходе экскурсии. Приемы сравнительной и мыслительной реконструкции. Требования к языку экскурсовода. Краеведение. Историческое прошлое нашего края. Славное прошлое Красносельского района. Научно-исследовательская деятельность школьного музея. Подготовка научно-исследовательских работ. Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня Календарно-тематическое планирование. № п /п Тема Колич ество часов Всего Вводное 1. занятие. Инструктаж по ТБ. Что такое музей. Основы 1. музейных знаний. 1 1 О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы Где 1. и как собирать материалы для музея. Экскурсия 1. в школьный музей, знакомство с фондом музея. 1 1 Работа 1. с историческими источниками. 1 Изучение 1. архивных документов 1 Реставрация 1. экспонатов в условиях школьного музея 1 Как 1. оформить выставку, музейную экспозицию 1 Как 1. подготовить доклад, экскурсию 1 Методы 1. проведения экскурсий 1 Краеведение 1. 3 Историческое прошлое нашего края. Методика 1. проведения социологического опроса 1 Секреты 1. хорошего интервью 1 Правила 1. дневник записи воспоминаний. Краеведческий Научно-исследовательская 1. деятельность школьного музея. Подготовка научно-исследовательских работ для участия в конференции, районном конкурсе творческих работ по краеведению Итого 1. Учебно-методическое сопровождение: 1 18 34 1. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий/ Под ред. Н.М. Ланковой - М.: ВЛАДОС,2001. 2. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2016 г. 3. Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2017. 4. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,2015. 5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.М.:Просвещение, 2015 г. Материально техническое обеспечение: Фонд школьного музея, мультимедийное оборудование (компьютер, проектор)