Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школьный музей"

Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования общекультурного
направления
«Школьный музей»
разработана на основе требований
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования.
Внеурочная
деятельность
является
составной
частью
учебновоспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени
учащихся. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности.
Однако, наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от
обучения часы.
Одной из важнейших задач современной школы России является
воспитание патриотизма у учащихся. Важнейшая миссия педагога – воспитать у
юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему
народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство
национального самосознания.
У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом,
выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство,
могущество, независимость.
С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.
Цели:
Целью деятельности кружка является создание условий для достижения
учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и
формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий
для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от
учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию
социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие
здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской
ответственностью
и
правовым
самосознанием,
подготовленной
к
жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую
практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
формирование уважительного отношения к нравственным ценностям
прошлых поколений,
развитие коммуникативных компетенций, навыков исследовательской
работы учащихся,
поддержка и развитие творческих способностей детей.
формировать у учащихся гражданско-патриотические качества
Основными задачами организации внеурочной деятельности детей
являются:

-усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы
время;
-организовать
деятельность учащихся
города

общественно-полезную
и
досуговую
совместно с досугово-культурными учреждениями

- способствовать ранней профилизации учащихся: знакомство с основами
музейного дела и экскурсионной деятельности.
-оказать помощь в поисках «себя»;
-создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере
внеурочной деятельности;
-развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
-создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
-развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
-расширить рамки общения с социумом;
-воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.
- формировать личностное, эмоционально окрашенное отношение к
историческим фактам, воспитать любовь и уважение к прошлому своей страны;
- расширять исторический кругозор;
- сохранять и поддерживать традиции образовательного учреждения,
формирующие особый «дух» школьного сообщества;
- служить целям совершенствования образовательного процесса средствами
дополнительного обучения;
- воспитывать познавательные интересы и способности;
- способствовать овладению учащимися
поисковой, исследовательской деятельности;

практическими

навыками

- способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных
способностей учащихся;
Принципы программы:
· Включение учащихся в активную деятельность.
· Доступность и наглядность.
· Связь теории с практикой.
· Учёт возрастных особенностей.
· Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

· Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к
сложному).
Ожидаемые результаты программы.
Через систему краеведческой работы школа предполагает
воспитывать в будущем гражданине России:
•

чувство гражданственности и патриотизма,
принадлежность к своей нации, гордость за свою Родину;
•

гордости

за

высокий нравственный и культурный потенциал, способность
корректировать своё общение с окружающими в соответствии с ситуацией,
умение строить свою жизнь гармонично и нравственно
•

чувство личной ответственности за все происходящее в
окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в
общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;
•

способность к творчеству, потребность в углубленном изучении
какой – либо отрасли науки, умение самостоятельно добывать новые знания
•

физическое совершенство; умение избегать всего, что может
вредить здоровью, адаптироваться и сознательно выбирать здоровый образ
жизни.
•

Воспитание социальной ответственности и компетентности:
позитивное
гражданина;
•

отношение,

сознательное

принятие

роли

умение дифференцировать, принимать или не принимать
информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета исходя
из традиционных духовных ценностей и моральных норм;
•

первоначальные навыки практической деятельности в составе
различных социокультурных групп конструктивной общественной
направленности;
•

сознательное понимание своей принадлежности к социальным
общностям (семья, классный и школьный коллектив, сообщество
городского или сельского поселения, неформальные подростковые
общности и др.), определение своего места и роли в этих сообществах;
•

знание о различных общественных и профессиональных
организациях, их структуре, целях и характере деятельности;
•

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:
ценностное отношение к школе, своему селу, городу, народу,
России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества;
желание
•

• знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;
продолжать
российского народа;
•

героические

традиции

многонационального

начальный опыт применения знаний в труде, общественной
жизни, в быту;
•

умение применять знания, умения и навыки для решения
проектных и учебно-исследовательских задач;
•

умение организовать процесс самообразования, творчески и
критически работать с информацией из разных источников;
•

начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и
коллективных комплексных учебно-исследовательских проектов; умение
работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских
группах;
•

умение планировать трудовую деятельность, рационально
использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать
порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе
при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
•

Направления реализации программы
1. Создание оптимального педагогически организованного пространства
проведения учащимися свободного времени.
2. Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в
свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.
3. Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в
свободное от учёбы время.
4. Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.
5. Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное
время.
Содержание курса программы
Вводное занятие.
Знакомство с понятием «музей». Знакомство с программой работы.
Инструктаж по технике безопасности.
Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей.
Понятие «школьный музей». Профили школьных музеев. Принцип работы
школьного музея: связь с современностью, учебно-исследовательская и поисковая
работа, связь с общественностью, ветеранами, проживающими в микрорайоне
школы, ветеранами педагогического труда, родителями.

Где и как собирать материалы для музея.
Работа в библиотеке, государственном музее, архиве. Встречи с
участниками исторических событий, работниками музеев, известными людьми
города.
Как записывать воспоминания. Краеведческий дневник.
Проведение встреч, запись воспоминаний и рассказов. Точность и
достоверность записей. Правила фиксирования воспоминаний, рассказов.
Требования к ведению краеведческого дневника
Изучение архивных документов.
Обращение с найденными документами предметами. Необходимость их
полной сохранности.
Как оформить выставку, музейную экспозицию.
Содержание экспозиции школьного музея. Этапы создания музейной
экспозиции: изучение и отбор материалов, изготовление текстов, аннотаций,
элементов оформления. Оформление постоянных и временных выставок, сменных
стендов, передвижных выставок
Как подготовить доклад, экскурсию
Выбор темы доклада, экскурсии, изучение различных источников
информации, подготовка текста. Отбор экспонатов в зависимости от темы
доклада или экскурсии.
Как вести экскурсию
Маршрут экскурсии. Использование различных методов и приемов в ходе
экскурсии. Приемы сравнительной и мыслительной реконструкции. Требования к
языку экскурсовода.
Краеведение. Историческое прошлое нашего края.
Славное прошлое Красносельского района.
Научно-исследовательская деятельность школьного музея.
Подготовка научно-исследовательских работ.
Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного
уровня
Календарно-тематическое планирование.
№
п
/п

Тема

Колич
ество часов
Всего

Вводное
1.
занятие. Инструктаж по ТБ. Что такое
музей.
Основы
1.
музейных знаний.

1
1

О чем будет рассказывать школьный музей. Его
основные разделы
Где
1. и как собирать материалы для музея.
Экскурсия
1.
в школьный музей, знакомство с фондом
музея.

1
1

Работа
1.
с историческими источниками.

1

Изучение
1.
архивных документов

1

Реставрация
1.
экспонатов в условиях школьного музея

1

Как
1. оформить выставку, музейную экспозицию

1

Как
1. подготовить доклад, экскурсию

1

Методы
1.
проведения экскурсий

1

Краеведение
1.

3

Историческое прошлое нашего края.
Методика
1.
проведения социологического опроса

1

Секреты
1.
хорошего интервью

1

Правила
1.
дневник

записи

воспоминаний. Краеведческий

Научно-исследовательская
1.
деятельность
школьного музея. Подготовка научно-исследовательских
работ
для
участия
в
конференции,
районном
конкурсе творческих работ по краеведению
Итого
1.

Учебно-методическое сопровождение:

1
18

34

1.
Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии
занятий/ Под ред. Н.М. Ланковой - М.: ВЛАДОС,2001.
2. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2,
2016 г.
3. Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2017.
4. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,2015.
5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.М.:Просвещение, 2015 г.
Материально техническое обеспечение:
Фонд школьного музея, мультимедийное оборудование (компьютер,
проектор)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».