Рабочая программа учебного курса - Основы финансовой грамотности

Приложение № 4
ООП-ОП СОО
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1

Рабочая программа
учебного курса «Основы финансовой грамотности»

Среднее общее образование
Срок освоения
учебного предмета: 67 часов

г. Североуральск, 2021

Структура рабочей программы
1. Планируемые результаты освоения учебного курса.
2. Содержание учебного курса.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
1. Планируемые результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и
способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить
жизненные планы;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих
в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные
права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая
и политическая грамотность;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям,
в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в
том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам
трудовой деятельности;

- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в
области использования информационнокоммуникационных технологий
- входить в информационную среду образовательной организации, в том числе
через сеть Интернет, размещать в информационной среде различные информационные
объекты;
- использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для
поиска необходимых книг;
- искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы
данных, в частности, использовать различные определители;
- сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет
информационные объекты и ссылки на них;
- осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его
смыслом средствами текстового редактора;
- форматировать текстовые документы (установка параметров страницы
документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров
страниц);
- создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками,
слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
- работать с особыми видами сообщений: диаграммами, картами и т.д.;
- осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве
образовательной организации (получение и выполнение заданий, получение
комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
- использовать возможности электронной почты и социальных сетей для обучения;
- соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением
относиться к частной информации и информационным правам других людей;
- соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет;
- различать безопасные ресурсы сети Интернет и ресурсы, содержание которых
несовместимо с задачами воспитания и образования или нежелательно.
Предметные результаты:

Выпускник научится:

- характеризовать и иллюстрировать конкрегными примерами группы потребностей
человека;
- различать экономические явления и процессы общественной жизни;
- выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов;
- понимать влияние инфляции на повседневную жизнь;
- применять способы анализа индекса потребительских цен;
- анализировать несложные ситуации, связанные с гражданскими, трудовыми
- правоотношениями в области личных финансов;
- объяснять проблему ограниченности финансовых ресурсов;
- знать и конкретизировать примерами виды налогов;
различать сферы применения различных форм денег;

характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;
грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
различать виды ценных бумаг;
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера относительно
личной финансовой безопасности, полученную из доступных источников,
систематизировать,
анализировать полученные данные;
определять практическое назначение основных элементов банковской системы;
различать виды кредитов и сферу их использования;
• уметь рассчитывать процентные ставки по кредиту;
• разумному и безопасному финансовому поведению;
• применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг;
• выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники
информации;
• применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической
деятельности и повседневной жизни;
• анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов из источников
различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст,
таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
• сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый
план;
• грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических
действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и
гражданина; • применять полученные экономические знания для эффективного
исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и акционера;
• использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных
на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;
• определять воздействие факторов, влияющих на валютный курс;
• применять полученные теоретические и практические знания для эффективного
использования основных социально-экономических ролей наемного работника и
налогоплательщика в конкретных ситуациях;
• оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;
• применять полученные теоретические и практические знания для определения
экономически рационального поведения;
• оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные
последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
• разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на
основе полученных знаний по финансовой грамотности и ценностных ориентиров.

2. Содержание учебного курса.
«Личное финансовое планирование»
Основные понятия. Человеческий капитал, деньги, финансы, финансовые цели,
финансовое планирование, горизонт планирования, активы, пассивы, доходы
(номинальные, реальные), расходы, личный бюджет, семейный бюджет, дефицит,
профицит, баланс, SWOT – анализ.
Практикум. Составление личного финансового плана (краткосрочного,
долгосрочного) на основе анализа баланса личного (семейного) бюджета, анализ и
коррекция личного финансового плана.
Депозит
Основные понятия. Сбережения, инфляция, индекс потребительских цен как
способ измерения инфляции, банк, банковский счет, вкладчик, депозит, номинальная и
реальная процентная ставка по депозиту, депозитный договор, банковская карта
(дебетовая, кредитная), банкомат, заемщик, финансовые риски, ликвидность.
Практикум. «Изучаем депозитный договор».
Кредит
Основные понятия. Банковский кредит, заемщик, виды кредита, принципы
кредитования (платность, срочность, возвратность), банковская карта (дебетовая,
кредитная), номинальная процентная ставка по кредиту, полная стоимость кредита (ПСК),
виды кредитов по целевому назначению (потребительский, ипотечный), финансовые
риски заемщика, защита прав заемщика, микрофинансовые организации, кредитная
история, коллекторы. Практикум. «Заключаем кредитный договор».
Расчетно-кассовые операции
Основные понятия. Банковская ячейка, денежные переводы, валютно-обменные
операции, банковские карты (дебетовые, кредитные, дебетовые с овердрафтом), риски при
пользовании банкоматом, риски при использовании интернет-банкинга, электронные
деньги.
Страхование
Основные понятия. Страховые риски, страхование, страховщик, страхователь,
выгодоприобретатель, страховой агент, страховой брокер, виды страхования для
физических лиц (страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское
страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности),
договор страхования, страховая ответственность, страховой случай, страховой полис,
страховая премия, страховой взнос, страховые продукты.
Инвестиции
Основные понятия. Инвестиции, инфляция, реальные и финансовые активы как
инвестиционные инструменты, ценные бумаги (акции, облигации), инвестиционный
портфель, ликвидность, соотношение риска и доходности финансовых инструментов,
ценные бумаги (акции, облигации, векселя) и их доходность, валютная и фондовая биржи.
Практикум. Расчет доходности финансовых инструментов с учетом инфляции.
Пенсии
Основные понятия. Пенсия, государственная пенсионная система в РФ,
Пенсионный фонд РФ и его функции, негосударственные пенсионные фонды, трудовая и
социальная пенсия, корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера
пенсионных накоплений.
Налоги
Основные понятия. Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект,
предмет и объект налогообложения, ставка налога, сумма налога, системы

налогообложения (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная), налоговые льготы,
порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты.
Пирамиды и финансовое мошенничество
Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой
безопасности, виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в интернете,
по телефону, при операциях с наличными.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
10 класс
№
п/п
1
2
3-4

5
6-7
8-9

10-11
12-13
14-15
16
17-18

19-20
21-22
23-24
25-26

27-28
29-30
31-32
33-34

Тема урока
Личное финансовое планирование.
Понятие "финансовая грамотность".
Человеческий капитал
Человеческий капитал. Способы принятия решений в условиях
ограниченности ресурсов. SWOT-анализ как один из способов
принятия решений
Домашняя бухгалтерия
Личный бюджет. Личный финансовый план.
Практикум. Составление личного финансового плана
(краткосрочного, долгосрочного) на основе анализа баланса
личного (семейного) бюджета, анализ и коррекция личного
финансового плана.
Депозит
Банк и банковские депозиты. Сбор информации о банке.
Накопления и инфляция
Банк и банковские продукты. Договор с банком.
Банк и банковские продукты. Договор с банком.
Практикум. «Изучаем депозитный договор».
Кредит
Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц.
Виды банковских кредитов для физических лиц.
Кредит как часть личного финансового плана. типичные
ошибки при использовании кредита.
Кредит как часть личного финансового плана. типичные
ошибки при использовании кредита. Практикум. «Заключаем
кредитный договор».
Расчетно-кассовые операции
Хранение, обмен и перевод денег — банковские операции для
физических лиц.
Виды платежных средств.
Хранение, обмен и перевод денег — банковские операции для
физических лиц.
Виды платежных средств

Кол-во часов

1
1
2

1
2
2

2
2
2
1
1

2
2
2
2

2
2
2
2

11 класс
№
п/п
1-2
3-4
5-6

7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23
24-25
26-27
28

Тема урока
Страхование
Виды страхования в России.
Как использовать страхование в повседневной жизни.
Виды страхования в России. Как использовать страхование в
повседневной жизни.
Инвестиции
Понятие инвестиции, способы инвестирования.
Инвестиции, способы инвестирования.
Фондовый рынок и его инструменты.
Фондовый рынок и его инструменты.
Пенсии
Понятие "пенсия".
Государственная пенсионная система РФ.
Понятие "пенсия". Государственная пенсионная система РФ.
Индивидуальный пенсионный капитал.
Налоги
Налоги, определение понятия.
Налоговая система РФ.
Налоги, определение понятия. Налоговая система РФ.
Формирование индивидуального пенсионного капитала.

Кол-во часов

2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1

Защита от мошеннических действий на финансовом рынке.

29-30

31

32
33

Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила
личной финансовой безопасности, виды финансового
мошенничества
Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила
личной финансовой безопасности, виды финансового
мошенничества
Мошенничества с инвестиционными инструментами.
Финансовые пирамиды.

1

1

1
1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».