Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Юные инспектора дорожного движения

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Юные инспектора дорожного движения»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 7-15 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель (разработчик): Кировский Евгений
Владимирович, педагог дополнительного образования

г. Североуральск, 2023 год

1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.1.
2.2
3

Оглавление
Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы. Учебно-тематический план
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Форма аттестации и оценочные материалы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение № 1. Учебный план на 2021-2022 учебный год
Приложение № 2. Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год
Приложение № 3. Лист оценки презентаций обучающихся в рамках
промежуточного контроля
Приложение № 4. Лист оценки итогового проекта
Приложение № 5. Диагностика поведенческих характеристик
обучающихся, автор Дж. Рензулли
Приложение № 6. Анкета «Оценка уровня учебной мотивации», автор
Лусканова Н.Г.
Приложение № 7. Мониторинг достижения обучающимися личностных
результатов
Приложение № 8. Мониторинг достижения обучающимися
метапредметных результатов

1
1
3
4
7
8
10
11
13
15
16
17
20
21
24
30
31

1. Комплекс основных характеристик
1.1 Пояснительная записка
Направленность: социально-гуманитарная
Актуальность
Охрана жизни и здоровья детей – это приоритетная задача как государства в
целом, так и каждой образовательной организации в частности. Обществу сегодня
необходима система образования, обеспечивающая детей навыками безопасного
поведения в разных сферах жизни.
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожнотранспортного травматизма в Свердловской области обусловлена высокими
статистическими показателями дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП) с
участием школьников. Во многом безопасность пешеходов зависит от соблюдения
ими правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей Правилам
безопасного поведения на дорогах.
Образовательные организации являются основными звеньями системы
формирования у учащихся необходимых знаний, умений и навыков безопасного
поведения, поэтому большая роль в области профилактики детского дорожнотранспортного травматизма (далее – ДДТТ) отводится дополнительному образованию
обучающихся. Необходимо отметить, что в рамках дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы представляется возможным
устранить существующие противоречия между необходимостью системной работы по
профилактике ДДТТ и спецификой учебных планов, образовательных программ
начального и основного общего образования.
Отличительные особенности
Программа построена по принципам непрерывности и преемственности процесса
в области профилактики детского дорожно- транспортного травматизма и основам
оказания первой доврачебной помощи на протяжении длительного периода
формирования и социального становления личности ребенка, наставничество старших
над младшими, работа в отрядах по реализации социально значимых акций.
Адресат
• Возраст обучающихся: 7-15 лет
• Численность группы: до 15 обучающихся
• В реализации данной программы участвуют обучающиеся не имеющие
медицинских противопоказаний. Программа не предусматривает
конкурсного отбора.
• В программе учтены возрастные и индивидуальные особенности
обучающихся в возрасте от 7 до 10 лет и от 11 до 15 лет. Для детей 7 – 10
лет характерны любознательность, впечатлительность, потребность
ощущать себя облеченными ответственностью, потребность в познании
окружающего мира. В возрасте 11-15 лет учащиеся начинают готовиться
к выбору дальнейшего пути в жизни, формируется социальное сознание,
думают, как добиться успеха и реализовать свой потенциал, излагают свое
мнение о различных общественных вопросах и проблемах. У подростков

достаточно сформирована информационная компетенция и учебные
умения.
Режим занятий: 2 часа в неделю. Продолжительность занятий в группах
устанавливается в соответствии с санитарными нормами и правилами и
рассчитана в академических часах (академический час – 40 минут) с учетом
возрастных особенностей обучающихся.
Объем общеразвивающей программы: 78 часов
Срок освоения: 1 год
Уровневость: базовый уровень
Формы обучения: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные,
парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и
внешкольные формы обучения.
Виды занятий: комбинированные, лекции, коллоквиумы, экскурсии,
обучающие игры, презентации, проектирование, круглый стол, ролевые
игры.
Формы подведения результатов: участие детей в выставках различных
уровней; конкурсах, фестивалях, конференциях; защите творческих работ и
др.
1.2 Цель и задачи программы
Цель Программы – предупреждение детского дорожно-транспортного
травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди
обучающихся.
Задачи Программы:
Обучающие:
• сформировать знания по правилам дорожного движения и оказанию первой
доврачебной помощи, умение обучающихся применять их в повседневной
жизни;
• сформировать ключевые компетенции и компетенции в области безопасного
поведения на дорогах в условиях дорожно-транспортной среды, пропаганды
безопасности дорожного движения среди сверстников;
• сформировать правовую грамотность участников дорожного движения
Развивающие:
• развивать у обучающихся умение ставить и решать задачи, способность к
самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального
выбора, к принятию ответственности за их результаты;
• сформировать потребность участия в общественно полезной деятельности;
• развитие мотивации к самосовершенствованию, к творческой деятельности.
Воспитательные:
• воспитать ответственное отношение к соблюдению правил безопасного

поведения в дорожно-транспортной среде;
• воспитать убежденность и активность в пропаганде добросовестного
выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента
сохранения жизни;
• развивать
трудолюбие,
способность
к
преодолению
целеустремленность и настойчивость в достижении результата.

трудностей,

• формировать готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
• формировать нравственные нормы и ценности в поведении и сознании;
• формировать сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
• сформировать у обучающихся устойчивую мотивацию к ведению здорового
образа жизни, способность к самостоятельному физическому, нравственному
самосовершенствованию;
1.3

Содержание общеразвивающей программы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№
п./
п.
1

Название раздела, темы

Количество часов
Формы
всего теория практика аттестации/
контроля
тестирование
2
2

4

Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности.
Диагностика уровня знаний по
ПДД, сформированности
практических навыков
применения ПДД.
Обеспечение безопасности
дорожного движения
Я – участник дорожного
движения
Мои друг – велосипед

5

Первая медицинская помощь

10

2

8

6

«Дорожный патруль»

10

-

10

7

Промежуточная аттестация. Итоговый 2
проект
Всего
78

2
3

18

10

8

тестирование

18

10

8

собеседование

18

10

8

Участие в
соревнованиях
«Безопасное колесо»
Тестирование,
практическое
занятие
участие в фестивале
«Созвездие юных
талантов»,
презентации,
Итоговый проект

2
34

44

Содержание учебно-тематического плана
Теоретические сведения

Практическая деятельность

Вводное занятие
Инструктаж по технике безопасности.

Диагностика уровня знаний по ПДД,
сформированности практических
навыков применения
ПДД.
Обеспечение безопасности дорожного движения
Классификация дорожных знаков, Дорога, виды дороги, Дидактические игры, тестирование,
виды дорожной разметки, Виды транспорта,
ролевые игры, создание схем
классификация транспорта. Перекрестки: виды.
маршрутного пути
Светофор, виды.
Я – участник дорожного движения
Правила поведения в общественном(личном)транспорте.
Дорожно-транспортные происшествия, виды,отличие.

Ролевые игры, разбор дорожных
ситуаций

Мои друг – велосипед
Велосипед, строение. Правила для велосипедистов.
Правила вождения.

Участие в Муниципальном
конкурсе «Безопасное колесо»

Первая медицинская помощь
Порядок оказания первой доврачебной помощи
Практикум по оказанию первой
Классификация возможных травм при ДТП,
медицинской помощи
Автомобильная аптечка первой медицинской помощи:
состав, применение.
Способы транспортировки пострадавших
«Дорожный патруль»
Подготовка выступлений обучающихся к
мероприятиям

Выступление агитбригады, проведение
рейдов по соблюдениюПДД, акции
Участие в фестивале «Созвездие
юных талантов»

1.4 Планируемые результаты
Предметные (обучающие):
• знать правила дорожного движения и уметь оказывать первую доврачебную
помощь, применять их в повседневной жизни;
• применять ключевые компетенции и компетенции в области безопасного
поведения на дорогах в условиях дорожно-транспортной среды,
пропагандировать безопасность дорожного движения среди сверстников;
• демонстрировать правовую грамотность участников дорожного движения.
Метапредметные (развивающие):
• вести здоровый образ жизни, стремиться к самостоятельному физическому,
нравственному самосовершенствованию;
• уметь самостоятельно ставить и решать задачи, действовать на основе
морального выбора, принимать ответственность за их результаты;
• принимать участие в общественно полезной и творческой деятельности;
Личностные (воспитательные):

• ответственно относиться к соблюдению правил безопасного поведения в
дорожно-транспортной среде;
• активно пропагандировать добросовестное выполнение правил дорожного
движения, как необходимого элемента сохранения жизни;
• преодолевать трудности, быть целеустремленными, настойчивыми и
ответственными в достижении результата.
• соблюдать нравственные нормы и ценности в поведении и сознании;
• сознательно относиться к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1

Условия реализации программы

Материально-технические обеспечение
Программа реализуется при условии наличия следующего:
• просторного, светлого помещения не менее чем на 16 посадочных мест,
оснащённого в соответствии с требованиями СанПиН 2.4. 3648-20;
• специальное оборудование: электрофицированный светофор; компьютер,
мультимедийная установка, настольные игры по ПДД, макеты дорожных знаков,
видеофильмы, презентации по ПДД, аптечка первой помощи (автомобильная),
снаряды для фигурного вождения велосипеда; учебные стенды: дорожные знаки;
светофорное регулирование; дорожное движение в городе; азбука дорожного
движения; первая помощь при дорожно- транспортных происшествиях;
обязанности
велосипедиста;
плакаты:
сигналы
светофора;
первая
реанимационная и первая медицинская помощь.
Информационное обеспечение: видео-, фотоматериалы, репродукции, альбомы,
журналы, книги.
Кадровое обеспечение: реализация программы осуществляется педагогом
дополнительного образования, имеющим высшее или среднее профессиональное
образование, обладающим профессиональными знаниями в сфере декоративноприкладного
творчества.
Педагогу
необходимо
знать
специфику
дополнительного образования, иметь практический опыт в сфере организации
интерактивной деятельности детей.
Методические материалы
Реализация программы объединения «ЮИД» базируется на дидактических
принципах:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем
более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь
впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в
нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом
вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме,
реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической
основы);
• “от простого к сложному” (изучив дорожные знаки, ребенок применяет свои
знания в повседневной жизни).

•

Методы обучения
словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж);
наглядные методы (учебные и методические наглядные пособия, дидактические
материалы: схемы, дорожные знаки, настольные игры, карточки, и др.);
практические методы;
метод педагогического наблюдения (опросы, беседы, метод анализа результатов
деятельности, метод контроля, самоконтроля и самооценки);
метод познавательной игры.

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Приемы обучения:
наглядный показ различных дорожных ситуаций;
беседа о верном и неверном поведении на дороге;
разучивание стихов, песен;
моделирование дорожной ситуации;
изготовление наглядной агитации, макетов;
рисование, занятия по прикладному и техническому творчеству;
просмотр документальных и учебных фильмов;
работа с учебной и специальной литературой;
совместное патрулирование дорог с инспекторами ГИБДД;
рефлексия, обобщение и осознание полученного опыта.

•
•
•
•

Педагогические технологии
• педагогика сотрудничества
• информационно-коммуникационная (мультимедиа, Интернет)
• технология личностно-ориентированного обучения
Данная программа может быть эффективно реализована во взаимосвязи учебноинформационного и методического обеспечения, что в целом обеспечивает
результативность процесса обучения и воспитания, эффективность деятельности
средствами информационно- коммуникационного сопровождения.
2.2 Форма аттестации и оценочные материалы
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся по программе осуществляется согласно календарному
учебному графику.
Диагностика: мониторинг освоения детьми настоящей Программы
проводится руководителем 2 раза в год (в середине и в конце учебного года)и
определяется с помощью устного опроса, тестирования, наблюдения, проектных
работ. Тестирование в совокупности с наблюдением педагога за обучающимися
оценивается по трем уровням: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.

В конце каждого учебного года можно проследить динамику усвоения и
успеваемости каждого обучающегося.
Мониторинг образовательных результатов.
Критерии
1. 1.
Теоретическая
подготовка
1.1 Теоретические
знания по каждому
модулю

адение специальной
терминологией

2. Практическая
подготовка
актические навыки и
умения

адение специальным
оборудованием и
оснащением

Показатели
Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям

Осмысленностьи
правильность
использования
специальной
терминологии

Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям

Отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения

Количество баллов
Минимальный уровень –
учащийся владеет менее чем ½
объема знаний, предусмотренных
программой (1-3 балла)
Средний уровень – объем
усвоенных знаний составляет
более ½ (4-7 баллов)
Максимальный уровень – освоен
практически весь объем знаний,
предусмотренных программой за
конкретный период (8-10 баллов)
Минимальный уровень –
учащийся, как правило, избегает
применять специальные термины
(1-3 балла)
Средний уровень – учащийся
сочетает специальную
терминологию с бытовой (4-7
баллов)
Максимальный уровень –
специальные термины
употребляет осознанно и в их
полном соответствии с
содержанием (8-10 баллов)
Минимальный уровень –
учащийся овладел менее чем ½
предусмотренных умений и
навыков (1-3 балла)
Средний уровень – объем
усвоенных навыков и умений
составляет более ½ (4-7 баллов)
Максимальный уровень –
учащийся овладел практически
всеми умениями и навыками,
предусмотренными программой
(8-10 баллов)
Минимальный уровень –
учащийся испытывает серьезные
затруднения при работе с
оборудованием (1-3 балла)
Средний уровень – работает с
оборудованием с помощью
педагога (4-7 баллов)
Максимальный уровень –
работает с оборудованием
самостоятельно, не испытывая
особых затруднений (8-10
баллов)

Методы
диагностики
Наблюдение,
опрос, беседа

Письменные
задания,
опрос

Анализ
выполнения
текущих и
итоговых работ

Анализ
выполнения
текущих и
итоговых работ

орческие навыки

Креативность
в выполнении
практических
заданий

Начальный уровень развития
креативности – учащийся в
состоянии выполнить лишь
простейшие практические
задания (1-3 балла)
Репродуктивный уровень –
выполняет задания на основе
образца (4-7 баллов)
Творческий уровень – выполняет
практические задания с
элементами творчества (8-10
баллов)

Анализ
выполнения
текущих и
итоговых работ,
участие в
выставках и
соревнованиях

Система отслеживания результатов, обучающихся выстроена
следующим образом:
− промежуточный контроль по первому году обучения (Приложение 3);
− защита итогового проекта (Приложение 4);
Способы проверки уровня освоения тем: опрос, тестирование, выполнение
упражнений, беседа, практические работы, презентации, решение задач-кейсов.
Промежуточный контроль осуществляется посредством тестирования и
проведением бесед по теме, решением задач-кейсов, а также оценкой промежуточных
мини-проектов путем презентации обучающимся или командой обучающихся
проделанной над проектом работы перед одноклассниками и педагогом.
Защита итогового проекта осуществляется путем выступления- презентации
обучающимся или командой обучающихся перед одноклассниками и родителями.
Презентация должна включать в себя тему проекта, его цели и задачи, результаты,
методы и средства, которыми были достигнуты полученные результаты, описание
навыков и программного обеспечения, которым овладели обучающиеся. Презентация
может быть выполнена любым удобным наглядным показательным способом
(видеоролик, презентация и т.п.). Проекты и портфолио обучающихся могут быть
представлены на тестовых стендах и опробованы желающими.
Итоговый проект оценивается формируемой комиссией. Состав комиссии (не
менее 3-х человек): педагог (в обязательном порядке), администрация учебной
организации, педагоги других направлений обучения. Приветствуется привлечение ITпрофессионалов.
При анализе результатов стоит учитывать, что при низком уровне знаний
учащемуся будет сложно осваивать новые знания и выполнять практические заданий
второго года обучения. При среднем и высоком уровне знаний обучение на базовом
уровне будет более продуктивным, повысится вероятность успешного окончаниякурса.
Компонентами оценки итогового годового проекта являются (по мере убывания
значимости): качество итогового годового проекта, отзыв руководителя проекта,
уровень презентации и защиты проекта. Если проект выполнен группойобучающихся,
то при оценивании учитывается не только уровень исполнения проекта в целом, но и

личный вклад каждого из авторов. Решение принимается коллегиально.
Минимальное количество баллов, которое возможно получить по результатам
промежуточного контроля по первому году обучения - 1 балл, максимальное – 25
баллов.
Минимальное количество баллов, которое возможно получить по результатам
защиты промежуточного мини-проекта - 1 балл, максимальное – 25
баллов.
Минимальное количество баллов, которое возможно получить по результатам
защиты итогового проекта - 1 балл, максимальное – 50 баллов.
Сумма баллов результатов промежуточного контроля и защиты итогового
проекта переводится в один из уровней освоения образовательной программы согласно
таблице 4:
Таблица 4
Баллы, набранные учащимся.

Уровень освоения

1-39

Низкий

40-79

Средний

80-100

Высокий

Перечень диагностического материала для осуществления мониторинга
личностных и метапредметных планируемых результатов
1. Анкета «Оценка уровня учебной мотивации», автор Лусканова Н.Г.
(Приложение № 6);
2. Мониторинг достижения обучающимися метапредметных результатов
(Приложение № 8);
3. Мониторинг достижения обучающимися личностных результатов
(Приложение № 7)
4. Диагностика поведенческих характеристик обучающихся (Приложение № 5)

Приложение № 1
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Юные
инспектора дорожного движения»

Учебный план по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Юные инспектора дорожного движения» на 2023-2024 учебный год
№
1

2
3
4
5
6
7
Всего:

Название темы
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Диагностика уровня знаний по ПДД, сформированности
практических навыков применения ПДД.
Безопасность дорожного движения
Обеспечение безопасности дорожного движения
Мои друг – велосипед
Первая медицинская помощь
«Дорожный патруль»
Промежуточная аттестация. Итоговый проект

Общее количество
часов
2

18
18
18
10
10
2

78

Приложение № 2
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Юные
инспектора дорожного движения»

Календарный учебный график по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Юные инспектора дорожного движения» на 20232024 учебный год
Год
обучения

1 год

Дата
начала
обучения
по
программе
01.09.2023

Дата
окончания
обучения
по
программе
03.06.2024

Всего
учебных
недель

Количество
учебных
часов

Режим
занятий

39

78

2 раза в
неделю по 1
часу

Продолжительность каникул в течение учебного года: 01.01.2024-10.01.2024.
Выход на занятия 11.01.2024

Приложение № 3
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Юные инспектора дорожного
движения»

Лист оценки обучающихся в рамках промежуточного контроля
прирешении практических задач, кейсов, проведении бесед.

РЕЗУЛЬТАТ

Эффективная работа в команде
(при командном взаимодействии)

Бережное отношение к
материально-техническим
ценностям, соблюдение техники
безопасности.

п/п

Владение подходами

№

Применение практических
навыков первой помощи

ФИО

Знание правил дорожного
движения

ПОКАЗАТЕЛИ

1
2
3
4
5
6

Каждый показатель соответствует числу от 1 до 5, где 1 – результат не
удовлетворителен, 5 –отличный результат. Итоговый результат выставляется
путем вычисления среднего арифметического числа всех показателей.
Максимальное количество баллов –25.

Приложение № 4
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Юные инспектора дорожного
движения»

Приложение № 5
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Юные инспектора дорожного
движения»

ДИАГНОСТИКА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБУЧАЮЩИХСЯ
Авторы: Дж. Рензулли и соавторы, в адаптации Л.В. Поповой
Возраст детей: 12-17 лет
Цель: Эта шкала составлена для того, чтобы педагог мог оценить
характеристики, обучающихся в познавательной, мотивационной, творческой и
лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к
другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто вы наблюдали у
обучающегося проявление каждой из характеристик. Так как четыре шкалы
представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам
не суммируются.
Инструкция: пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и
обведите соответствующую цифру согласно следующему описанию:
1 – если вы почти никогда не наблюдали этой характеристики; 2 – если вы
наблюдаете эту характеристику время от времени; 3 – если вы наблюдаете эту
характеристику довольно часто; 4 – если вы наблюдаете эту характеристику почти
все время.
Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам.
Ваша оценка должна отражать, насколько часто Вы наблюдали проявление каждой
из характеристик. Так как четыре шкалы представляют относительно разные
стороны поведения, оценки по разным шкалам не суммируются. Далее следуйте
инструкции в таблице, чтобы узнать результаты.
Пример расчета результатов:
№

Утверждение

Выберите цифру

1.

Обладает необычно большим для этого возраста запасом слов; 1
использует термины с пониманием; речь отличается богатством
выражений, беглостью, сложностью.

2.

3.

2

3

4

Обладает большим запасом информации по разнообразным
темам (выходящим за пределы обычных интересов детей этого
1
возраста).

2

3

4

Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.

2

3

4

1

4.

5.

Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается
понять «как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль
вопросов (в отличие от вопросов, направленных на получение 1
фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений или действий
людей.
Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно "видит больше" или
"извлекает больше", чем другие, из рас- сказа, фильма, из того,
1
что происходит

2

3

4

2

3

4

Шаг 1. Подсчитайте число обведенных цифр по каж- дой колонке:

-

4

6

4

Шаг 2. Полученные значения умножьте на соответ- ствующий
коэффициент:

х1

х2

х3

х4

Шаг 3. Сложите полученные числа:

-

8

18

16

Шаг 4. Общий показатель равен:

42

! После каждой шкалы есть интерпретация выраженности характеристик у
обучающегося.
ШКАЛА I. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИКА.
№
1.

2.

Утверждение

Выберите цифру

Обладает необычно большим для этого возраста запасом слов;
использует термины с пониманием; речь отличается богатством
1
выражений, беглостью, сложностью.

2

3

4

1

2

3

4

Обладает большим запасом информации по разнообразным темам
(выходящим за пределы обычных интересов детей этого возраста).

3.

Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.

1

2

3

4

4.

Легко схватывает причинноследственные связи; пытается понять 1
«как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль вопросов (в
отличие от вопросов, направленных на получение фактов); хочет
знать, что лежит основе явлений или действий людей.

2

3

4

5.

Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно "видит больше" или
"извлекает больше", чем другие, из рассказа, фильма, из того, что
1
происходит.

2

3

4

х2

х3

х4

Шаг 1. Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке:
Шаг

2.

Полученные

значения

умножьте

на

соответствующий х1

коэффициент:
Шаг 3. Сложите полученные числа:
Шаг 4. Общий показатель равен:

Интерпретация Шкалы I:
0 - 10 баллов – низкий показатель
11 – 20 баллов – пониженный показатель
21 – 40 баллов – средний показатель
41-65 баллов – повышенный показатель
66-80 баллов – высокий показатель
ШКАЛА II. МОТИВАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
№

Утверждение

Выберите цифру

Полностью уходит» в определенные темы, проблемы; настойчиво
стремиться к завершению начатого (трудно привлечь к другой теме,
1
заданию).

2

3

4

2.

Легко впадает в скуку от обычных заданий.

1

2

3

4

3.

Стремиться к совершенству; отличается самокритичностью.

1

2

3

4

4.

Предпочитает
работать
самостоятельно;
минимального направления от педагога.

лишь 1

2

3

4

5.

Имеет склонность организовывать людей, предметы, ситуацию.

2

3

4

х2

х3

х4

1.

требует

1

Шаг 1. Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке:
Шаг 2. Полученные
коэффициент:

значения

умножьте

на

соответствующий х1

Шаг 3. Сложите полученные числа:
Шаг 4. Общий показатель равен:

Интерпретация Шкалы II:
0 - 10 баллов – низкий показатель
11 – 20 баллов – пониженный показатель
21 – 40 баллов – средний показатель
41-65 баллов – повышенный показатель
66-80 баллов – высокий показатель
ШКАЛА III. ЛИДЕРСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.

№

Утверждение

Выберите цифру

1.

Проявляет ответственность; делает то, что обещает и обычно делает 1
хорошо.

2

3

4

2.

Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми; 1
хорошо себя чувствует, когда его просят показать свою работу
группе.

2

3

4

3.

Ясно выражает свои мысли и чувства; хорошо и обычно понятно 1
говорит.

2

3

4

4.

Любит находится с людьми, общителен и предпочитает не 1
оставаться в одиночестве.

2

3

4

5.

Имеет склонность доминировать среди других; как правило,
руководит деятельностью, в которой участвует.

2

3

4

х2

х3

х4

1

Шаг 1. Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке:
Шаг 2. Полученные значения умножьте на соответству- ющий х1
коэффициент:
Шаг 3. Сложите полученные числа:
Шаг 4. Общий показатель равен:

Интерпретация Шкалы III:
0 - 10 баллов – низкий показатель
11 – 20 баллов – пониженный показатель
21 – 40 баллов – средний показатель
41-65 баллов – повышенный показатель
66-80 баллов – высокий показатель
ШКАЛА IV. ТВОРЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.
№

Утверждение

Выберите цифру

1.

Проявляет большую любознательность в отношении многого;
постоянно задает обо всем вопросы.

1

2

3

4

2.

Выдвигает большое количество идей или решений проблем и 1
ответов на вопросы; предлагает необычные, оригинальные, умные
ответы.

2

3

4

3.

Выражает свое мнение без колебаний; иногда радикален и горяч в
дискуссиях, настойчив.

1

2

3

4

4.

Любит рисковать, имеет склонность к приключениям.

1

2

3

4

5.

Склонность к игре с идеями; фантазирует, придумывает
(«Интересно, что будет, если…»), занят приспособлением,

улучшением и изменением общественных институтов, предметов
и систем.

1

2

3

4

6.

Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, 1
которые не кажутся смешными остальным.

2

3

4

7.

Необычно чувствителен к внутренним импульсам и более открыт
к иррациональному в себе (более свободное выражение
«девчоночьих» интересов у мальчиков, большая независимость у 1
девочек); эмоциональная чувствительность.

2

3

4

8.

Чувствителен к прекрасному; обращает внимание на эстетические 1
стороны жизни.

2

3

4

9.

Не подвержен влиянию группы; приемлет беспоря- док; не
интересуется деталями; не боится быть от- личным от других.

1

2

3

4

10.

Дает конструктивную критику; не склонен
авторитеты без критического изучения.

мать 1

2

3

4

х2

х3

х4

прини-

Шаг 1. Подсчитайте число обведенных цифр по каж- дой колонке:
Шаг 2. Полученные значения умножьте на соответ- ствующий
коэффициент:
Шаг 3. Сложите полученные числа:
Шаг 4. Общий показатель равен:

Интерпретация Шкалы IV:
0 - 30 баллов – низкий показатель
31 – 45 баллов – пониженный показатель
46 – 65 баллов – средний показатель
76 - 100 баллов – повышенный показатель
101 - 160 баллов – высокий показатель

х1

Приложение № 6
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Юные инспектора дорожного
движения»

Анкета «Оценка уровня учебной мотивации»
Автор: Лусканова Н.Г.
Возраст детей: неограничен
Цель: определение школьной мотивации.
Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» может быть использована при
индивидуальной диагностике, а также применяться для групповой диагностики.
Вопросы адаптированы для использования в организациях дополнительного
образования. При этом допустимы два варианта предъявления:
•
Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов,
а дети должны написать те ответы, которые им подходят.
•
Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор
просит их отметить все подходящие ответы.
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте
выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы.
Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой
способ затруднен для детей 7-8 лет, так как дети еще плохо читают.
Анкета допускает повторные вопросы, что позволяет оценить динамику
мотивации. Снижение уровня мотивации может служить критерием дезадаптации
ребенка в группе, а ее повышение – положительной динамике в обучении и развитии.
Инструкция для индивидуальной формы работы: «Сначала послушай вопрос и
три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который
выражает твоё мнение»
Инструкция для групповой формы работы: «Прочитайте вопрос и из
предложенных вариантов ответа выберите один и отметьте его буквенное значение
на бланке ответов».
Вопросы анкеты:
1)
Тебе нравится заниматься (название обучающейпрограммы)?
1. не очень
2. нравится
3. не нравится
2)
Ты с радостью идешь на дополнительные занятия (название кружка/программы) или тебе часто хочется остаться дома?
1. чаще хочется остаться дома
2. бывает по-разному
3. иду с радостью

3)
Если бы педагог сказал, что завтра на занятия не обязательно приходить
всем ребятам, что желающие могут остаться дома, ты бы пошел на занятия или
предпочел остаться дома?
1. не знаю
2. остался бы дома
3. пошел бы в школу
4)
Тебе нравится, когда у вас отменяют занятия по
(название
программы)?
1. не нравится
2. бывает по-разному
3. нравится
5)
Ты хотел бы, чтобы педагог не давал самостоятельной работы домой?
1. хотел бы
2. не хотел бы
3. не знаю
6)
Ты хотел бы, чтобы занятия стали короче?
1. не знаю
2. не хотел бы
3. хотел бы
7)
Ты часто рассказываешь родителям о том, что происходит на занятиях?
1. часто
2. редко
3. не рассказываю
8)
Ты хотел бы, чтобы твой педагог был менее строгим?
1. точно не знаю
2. хотел бы
3. не хотел бы
9)
У тебя в группе много друзей?
1. мало
2. много
3. нет друзей
10) Тебе нравятся ребята, с которыми ты посещаешь занятия ?
1. нравятся
2. не очень
3. не нравятся
Обработка и интерпретация результатов:
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на
вопросы анкеты.
№ вопроса

Оценка за 1-йответ

Оценка за 2-йответ

Оценка за 3-йответ

1
2
3
4
5

1
0
1
3
0

3
1
0
1
3

0
3
3
0
1

6
7
8
9
10

1
3
1
1
3

3
1
0
3
1

0
0
3
0
0

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень мотивации, учебной
активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно
выполнять все предъявляемые педагогом требования. Ребята четко следуют всем
указаниям педагога, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если
получают неудовлетворительные результаты.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая мотивация.
Подобные показатели имеют большинство ребят 7-8 лет, успешно
справляющихся с образовательной деятельностью. Подобный уровень мотивации
является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к
дополнительным занятиям, но их больше привлекает проектная или похожая
деятельность, нежели сами занятия.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя на дополнительных
занятиях, однако посещают их, чтобы общаться с друзьями, с педагогом.
Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, иучебный
процесс их мало привлекает.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая мотивация.
Эти дети посещают программы дополнительного образования неохотно,
предпочитают пропускать занятия. На занятиях часто занимаются посторонними
делами, играми. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации, испытывают
серьезные затруднения в учебной деятельности.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение кдополнительным
занятиям, учебная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются
с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с ребятами, во
взаимоотношениях с педагогом. Занятия в объединении/секции, нередко
воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них
невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других
случаях ребята могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания,
следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных детейотмечаются
нервно-психические нарушения.

Приложение № 7
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Юные
инспектора дорожного движения»

Приложение № 8
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Юные
инспектора дорожного движения»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».