Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Школа тайн и открытий

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Школа тайн и открытий»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 7-12 лет
Срок реализации: 4 года

Автор-составитель (разработчик): Безердик Даниела Ивановна,
педагог дополнительного образования

г. Североуральск, 2023 год

1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.1.
2.2
3

Оглавление
Оглавление
Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы. Учебно-тематический план
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Форма аттестации и оценочные материалы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение № 1. Учебный план на 2021-2022 учебный год
Приложение № 2. Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год
Приложение № 3. Пример вводного тестирования
Приложение № 4. Лист оценки обучающихся в рамках промежуточного
контроля при решении практических задач, кейсов, проведении бесед
Приложение № 5. Лист оценки презентаций обучающихся в рамках
промежуточного контроля
Приложение № 6. Лист оценки итогового проекта
Приложение № 7. Диагностика поведенческих характеристик
обучающихся, автор Дж. Рензулли
Приложение № 8. Анкета «Оценка уровня учебной мотивации», автор
Лусканова Н.Г.
Приложение № 9. Мониторинг достижения обучающимися личностных
результатов
Приложение № 10. Мониторинг достижения обучающимися
метапредметных результатов

1
1
3
4
7
8
10
11
13
15
16
17
19
20
21
22
24
30
31

1. Комплекс основных характеристик
1.1 Пояснительная записка
Направленность: Естественнонаучная
Актуальность
Программа знакомит детей с окружающим миром. Занятия направлены на
формирование у школьников поисково-познавательной, исследовательской
деятельности, которая позволяет не только систематизировать и расширить
имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и дает
возможность им через эксперимент «примерить» на себя новые роли: лаборанта,
исследователя. Обучающиеся изучают свойства различных веществ, совершают
открытия. Многие природные явления благодаря опытам станут более понятными и
привлекательными. Каждый эксперимент – это ответ на вопрос из мира детства: «Как
растения пьют воду?», «Почему кипит вода?», «Что такое круговорот воды в природе?»
и др. Изучение природы учит детей наблюдать, предполагать, работать в команде,
формировать собственное мнение, делать выводы и умозаключения, доказывать свою
точку зрения.
Отличительные особенности
Обучающиеся изучают свойства различных веществ, совершают открытия.
Многие природные явления благодаря опытам станут более понятными и
привлекательными. Каждый эксперимент – это ответ на вопрос из мира детства: «Как
растения пьют воду?», «Почему кипит вода?», «Что такое круговорот воды в природе?»
и др. Изучение природы учит детей наблюдать, предполагать, работать в команде,
формировать собственное мнение, делать выводы и умозаключения, доказывать свою
точку зрения.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа
тайн и открытий» позволяет организовать планомерную работу с обучающимися в
естественнонаучном направлении; развитию, реализации творческого потенциала.
Технологии, применяемые в работе по данной программе, позволяют
обучающимся более глубоко и разносторонне познакомится с миром вокруг нас..
Использование педагогических технологий: здоровье сберегающие технологии,
проектные методы, технология использования игровых методов (ролевых, деловых и
других видов обучающих игр), информационно- коммуникационные технологии,
технология проблемного обучения.
Адресат
• Возраст обучающихся: 7-12 лет
• Численность группы: до 15 обучающихся
• В реализации данной программы участвуют обучающиеся не имеющие
медицинских противопоказаний. Программа не предусматривает
конкурсного отбора.
Режим занятий: 1 час в неделю. Продолжительность занятий в группах
устанавливается в соответствии с санитарными нормами и правилами и
рассчитана в академических часах (академический час – 40 минут) с учетом
возрастных особенностей обучающихся.

Объем общеразвивающей программы: 156 часов
Срок освоения: 4 года
Уровневость: базовый уровень
Формы обучения: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные,
парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и
внешкольные формы обучения.
Виды занятий: комбинированные, лекции, коллоквиумы, экскурсии,
обучающие игры, презентации, проектирование, круглый стол, ролевые
игры.
Формы подведения результатов: участие детей в выставках различных
уровней; конкурсах, фестивалях, конференциях; защите творческих работ и
др.
1.2 Цель и задачи программы
Цель Программы – создать условия для развития познавательного интереса
ребенка через всестороннее знакомство с окружающим миром посредством
разработки научно-исследовательских проектов.
Задачи Программы:
Обучающие:
• расширять знания об основных физических свойствах веществ и явлениях
природы;
• формировать навыки проведения экспериментально-опытной деятельности;
• научить выделять в любом природном процессе взаимосвязи, делать выводы из
проведенных опытов и экспериментов.
Развивающие:
• развивать воображение, внимание, наблюдательность, логическое мышление;
• развивать интерес к экспериментально-опытной деятельности.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к природе;
• воспитывать чувство личной ответственности, чувство партнёрства со
сверстниками для достижения единой цели.
Содержание общеразвивающей программы

1.3

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
год обучения. Модуль № 1

1
№

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации

п/п
1
2
3
4

Учимся учиться
Время. Погода. Небо.
Вещество, пространство,
конструкции.
Растения. Животные.
Здоровье и безопасность
Энергия и коммуникации.
Промежуточная аттестация. Минипроект.
Итого

5
6

Всего Теория Практика
/ контроля
8
4
4
8
4
4
6
3
3
Защита творческих
работ
8
2
6
Защита творческих
работ
5
2
3
4
2
2
Конференция

39

17

22

год обучения. Модуль № 2

2
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего Теория Практика

1
2

Учимся учиться
Время. Погода. Небо.

5
9

3
5

2
4

3
4
5

Вещество, пространство, конструкции.
Растения. Животные.
Здоровье и безопасность

4
4
6

1
2
3

3
2
3

6
7

Питание и продукты
Ориентирование на местности.
Транспорт. Промежуточная аттестация.
Мини-проект.
Итого

3
7

1
4

2
3

39

19

20

Формы
аттестации /
контроля
Защита творческих
работ

Защита творческих
работ
Конференция

год обучения. Модуль № 3

3
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Название раздела, темы
Учимся учиться
Время. Погода. Небо.
Вещество, пространство,
конструкции.
Растения. Животные.
Здоровье и безопасность
Питание и продукты
Энергия и коммуникации.
Промежуточная аттестация. Минипроект.
Итого

Количество часов
Формы аттестации
/ контроля
Всего Теория Практика
5
3
2
9
5
4
Защита творческих
работ
4
1
3
4
6

2
3

2
3

3
7

1
4

2
3

39

19

20

Защита творческих
работ
Конференция

год обучения. Модуль № 4

4
№

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

п/п

Всего Теория Практика

1
2

Учимся учиться
Время. Погода. Небо.

5
9

3
5

2
4

3
4
5

Вещество, пространство, конструкции.
Растения. Животные.
Здоровье и безопасность

4
4
6

1
2
3

3
2
3

6
7

Питание и продукты
Ориентирование на местности.
Транспорт. Промежуточная аттестация.
Итоговый проект.
Итого

3
7

1
4

2
3

39

19

20

аттестации /
контроля
Защита творческих
работ

Защита творческих
работ
Конференция

Содержание учебно-тематического плана
1 год обучения. Модуль № 1
Теория: Учебный календарь и дежурство по классу. Заводим список ответственности
и учебный календарь. Разрабатывается внешний вид и содержание.
Практика: заводим друзей. Съемка фильма, в котором дети берут интервью у своих
одноклассников.
Теория: что я умею делать сам и чему хочу научиться.
Практика: Съемка фильма, в котором дети рассказывают, что они умеют делать и чему
хотят научиться.
Теория: Карта понятия. Погода и знаки для погоды. Создание первой карты понятия Погода.
Практика: Разработка знаков для обозначения погоды.
Теория: Дождь.
Практика: Делаем дождевики.
Теория: Как можно увидеть ветер?
Практика: Конструируем устройство ветроуказателя.
Теория: Линейные измерения.
Практика: Делаем рулетку. Измерение длин объектов при помощи разных мерок.
Размечаем опытный участок при помощи рулеток, сделанных своими руками.
Определяем растения, животных и другие объекты опытного участка.
Теория: Сушка растений. Строение растений.
Практика: Изучение строения растений, собранных на школьном участке.
Теория: Безопасное поведение. Правила безопасного поведения в школе и на улице.
Мыльные пузыри.
Практика: конструируем устройство для пускания мыльных пузырей.
Теория: Моя семья.
Практика: Создание проекта «Моя семья»
Теория: Пять чувств человека. Изучение органов чувств. Сходства и различия.
Практика: Сортировка по свойствам. Сортировка по назначению.
Теория: Живое и неживое. Классификация окружающий предметов по принципу
«Живое-неживое».
Практика: Работа над картой понятия «Растения». Работа над картой понятия
«Животные».

Теория: Термометр и температура. Изучение принципа работы термометра.
Практика: Измерение температуры различных веществ. Наблюдение за снегом.
Теория: Мы растём.
Практика: Измерение роста, веса и площади ладони и стопы
Теория: Зубы. Как мы жуём. Уход за зубами.
Практика: Построение карты роста зубов. Правила ухода за полостью рта.
Теория: Питомцы. Карта понятий «Питомцы». Правила ухода.
Практика: Проращивание семени гороха, боба. Жизненный цикл растений. Изучение
строение семени фасоли. Проращивание и посадка. Выращивание фасоли на
подоконнике.
Теория: Восход и заход. Север, юг, запад, восток.
Практика: Конструирование компаса. Стороны горизонта. Наблюдение за движением
тени.
Теория: День и ночь. Дни недели. Времена года. Изучение календаря и его структуры.
Модель цифровых часов. Чтение времени. Часы и минуты.
Практика: Моделирование цифровых часов. Делаем часы. (проект) Делаем часы
своими руками: песочные, водные и др.
Теория: Лента времени.
Практика: Моделирование ленты времени.
Теория: Микробы. Моем руки. Изучаем микробов.
Практика: Чем лучше мыть руки? (эксперимент)
Теория: Экономим воду. Экономим электричество. Как экономить воду и
электричество?
Практика: Эксперимент по разложению отходов. Закапываем отходы.
Теория: Разворачиваем учебный календарь. Инвентаризация понятий и навыков.
2 год обучения. Модуль № 2
Теория: Карта понятия «Чему мы научились в 1 классе?». Список ответственности и
учебный календарь. Разрабатывается внешний вид и содержание. Предположения о
будущем. Планы на будущее. Календарь планирования. Что я умею делать сам и чему
хочу научиться.
Практика: Построение личных планов Подведение итогов за прошлый год.
Теория: Временагода и
восход-заход
солнца.
Графики.
Практика: Наблюдение за восходом и заходом солнца. Фиксация наблюдений в
графической форме.
Теория: Дружба. Почему надо соблюдать очередь и делиться.
Практика: Делаем простейших кукол (носки, бумага) для разыгрывания конфликтных
ситуаций и способов их разрешения.
Теория: График температуры. Организация наблюдений за температурой, графиком
температуры. Скорость и направление ветра.
Практика: Конструирование флюгера.
Теория: Разложение.
Практика: Откапываем отходы. Анализ результатов
Теория: Защита вещей от разложения.
Практика: Повторное закапывание отходов.
Теория: Создание ленты времени. Решение задач на временные промежутки.
Практика: Делаем модель аналоговых часов. Определяем время по обычным часам.
Теория: Правила безопасного поведения в школе и на улице.

Практика: Создание плакатов.
Теория: Размножение насекомых. Метаморфоз. Полный и неполный метаморфоз.
Практика: Наблюдение за насекомыми.
Теория: Водопровод. Как вода приходит в наш дом?
Практика: Рисуем путь воды в наши дома. Экскурсия в школьный подвал.
Тестирование воды. Проверка продуктов на содержание воды.
Теория: Изучаем свойства воздуха.
Практика: Конструируем и устанавливаем измеритель глубины снега. График роста и
таяния снежного покрова.
Теория: Откуда продукты в магазине?
Практика: Экскурсия в супермаркет. Карта продуктов.
Теория: Пищевые группы. Три группы продуктов: для роста, сил и здоровья. Молоко
и молочные продукты. Состав молока.
Практика: Делаем творог и масло.
Теория: Фазы Луны. Лунный цикл. Восход и заход Луны.
Практика: Мы растём. Измерение роста, веса и площади ладони и стопы.
Теория: Микробы и болезни. Как передаются болезни?
Практика: Создание модели микробов и съемка мультфильма про микробов.
Практика: Конструирование чашечных весов. Взвешивание. Изучаем почву. Анализ
почвы.
Теория: Сад и огород на подоконнике. Организация огорода на подоконнике.
Практика: Выбор растений, подготовка почвы, посадка, необходимый уход.
Теория: Карта понятий «Транспортная система». Виды транспорта.
Практика: Строим посёлок. Делаем план поселка. Прокладываем дороги в посёлке.
Задания на ориентирование по плану. Работаем с графиками. Анализ наблюдений за
солнцем, температурой, снегом.
Теория: Разворачиваем
учебный календарь. Инвентаризация понятий.
3 год обучения. Модуль № 3
Теория: Чему мы научились во 2 классе? Учебный календарь и дежурство по классу.
Практика: Совместная работа (сотрудничество). Помоги себе сам; помощь другим.
Теория: Погода. Температура.
Практика: Конструирование дождемеров и снегомеров. Построение графика высоты
снежного покрова. Наблюдение за восходом и заходом Солнца. Построение и анализ
графика. Выкапывание отходов. Анализ результатов. Делаем компост. Наблюдение за
компостом: температура, внешний вид, реакция.
Теория: Строение цветка. Опыление растений. Дыхание. Как мы дышим. Строение
органов дыхания. Модель лёгких.
Практика: Демонстрируем процесс дыхания. Измеряем объем лёгких.
Теория: Курение и здоровье. Частота пульса. Как возникает пульс? Кровообращение.
Сердце, вены, артерии. Малый и большой круги кровообращения.
Практика: Измеряем свой пульс до и после нагрузки.
Теория: Фазы Луны.
Практика: Построение графика восхода и захода Луны. Работа с графиком. Делаем
модель приполярного участка неба. Как по звездам определить стороны горизонта на
небе? Теория: Изучаем созвездия.
Практика: Диаграмма роста. Карта роста зубов. Строим графики роста, веса и зубов
за три года.

Теория: Чему мы уже научились? Инвентаризация понятий и навыков.
Практика: Планируем мини-огорода. Планируем посадку огорода на подоконнике.
Выбор растений, места, почвы. Уход и наблюдение за огородом.
Теория: Составляем меню семьи на неделю. Пищевые группы.
Практика: Измерение объёма. Делаем мерные стаканчики. Измеряем кислотность. Ph
различных объектов. Знакомство со шкалой кислотности. Измерение кислотности
почвы и других веществ.
Теория: Кислоты и щелочи. Свойства кислот и щелочей. Вещества в кислоте и щелочи.
Нейтрализация. Растворы и растворение.
Практика: Проверка различных веществ на растворимость.
Теория: Кристаллизация.
Практика: Выращивание кристаллов из соли, сахара и медного купороса.
Поликристаллы и монокристаллы.
Теория: Дождь в банке. Испарение и конденсация.
Практика: Делаем пропеллер. Принципы конструирования пропеллера.
Конструирование установки по подъёму груза, в основании которой пропеллер,
управляемый другим пропеллером.
Теория: Чему мы учились в 3 классе. Инвентаризация понятий и навыков.
4 год обучения. Модуль № 4
Теория: Чему мы научились во 3 классе? Учебный календарь и дежурство по классу.
Практика: Совместная работа (сотрудничество). Помоги себе сам; помощь другим.
Теория: Погода. Облака. Восход – заход Солнца.
Практика: Фиксирование наблюдений в графике.
Теория: Ветер. Направление и скорость. Осадки.
Практика: Наблюдение за температурой. Работа с графиком температур.
Теория: Длина дня и ночи. Делаем часы «день-ночь».
Практика: Разложение. Выкапываем отходы. Анализируем результаты. Делаем
компост из пищевых отходов. Собираем макулатуру. Делаем бумагу из макулатуры.
Практика: Конструируем модель системы пищеварения человека.
Теория: Изучаем систему пищеварения человека.
Практика: Рассчитываем длину кишечного тракта человека.
Теория: Водопровод.
Практика: Рисуем путь воды в наши дома. Экскурсия в школьный подвал.
Измерение массы. Конструируем весы. Делаем гири для весов. Собираем камни.
Теория: Изучаем камни: внешний вид, вес, объем. Твердость камней и удельный вес.
Инструменты из камней.
Практика: Делаем инструменты из камней. Конструируем лодку.
Теория: Как мы выросли за год? Графики роста, веса, роста зубов. Анализ графиков.
О вреде алкоголя, курения и наркотиков.
Практика: Делаем опыты на трение.
Теория: Изучаем энергию падающего объекта.
Практика: Огород на подоконнике. Выбираем семена. Организация места. Посадка
огорода. Распределение обязанностей.
Теория: Земля круглая или плоская? Ищем доказательства каждого предположения.
Изучаем планеты.
Практика: Наблюдаем за планетами. Изучаем путь солнечной тени. Гномон.
Теория: Когда бывает полдень? Ищем время истинного полдня. Время года и Солнца.

Находим связь. Лунные фазы. Почему меняются лунные фазы?
Затмения. Из-за чего бывают затмения? Где мы находимся на Земле или во Вселенной?
Изучаем строение яйца и развитие цыпленка.
Практика: Уход за цыплятами. Выращивание цыплят.
Теория: Анатомия рыбы. Изучаем внутреннееи внешнее строение рыбы.
Практика: Чистим рыбу.
Теория: Как кислород и воздух влияет на огонь? Возможно ли горение без кислорода.
Что узнали за 4 класс. Инвентаризация понятий и навыков.
Планируемые результаты

1.4

Личностные результаты
•
•
•
•
•
•

Формирование системного взгляда на мир, умения применять знания в жизни.
Формирование уважительного отношения к иной точке зрения.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты

•
•

•
•

•
•

•
•

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование и развитие навыков продуктивной совместной работы.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Формирование умения планировать структуру своих действий, необходимых
для достижения заданной цели, при помощи фиксированного набора средств.
Формирование умения своевременно обращаться к различным инструментам
(компьютер) при решении задачи из любой области, организовывать поиск,
хранение и обмен информацией, необходимой для решения поставленной
задачи.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта

•

интересов сторон и сотрудничества.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Предметные результаты

•
•
•
•
•
•
•

Формирование первоначальных научных представлений об окружающем мире.
Развитие умений и навыков исследовательской работы.
Развитие умения проводить наблюдения, систематический сбор и фиксацию
данных наблюдения.
Формирование умений выдвигать гипотезы и формулировать вопросы.
Приобретение навыка ставить эксперименты и объяснять полученные
результаты.
Готовить отчеты о результатах проектной и исследовательской деятельности.
Развитие навыков научного моделирования.
2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1

Условия реализации программы

Материально-технические обеспечение
Программа реализуется при условии наличия следующего:
• просторного, светлого помещения не менее чем на 16 посадочных мест,
оснащённого в соответствии с требованиями СанПиН 2.4. 3648-20;
• при реализации программы используются наборы для образовательноисследовательской деятельности, которые в себя включают:
✓ методические пособия по экспериментальной и исследовательской
деятельности (для детей различных возрастных групп);
✓ контейнеры различного размера для хранения опытного материала;
✓ контейнеры и различные ёмкости для проведения исследовательской
деятельности;
✓ песочные часы;
✓ микроскопы с аксессуарами;
✓ увеличительные стекла, лупа и другое;
✓ лабораторные образцы (насекомые, семена и др)
✓ лабораторная посуда (штативы, пробирки, мензурки и другое).
Возможно использование интернет-источников, презентаций, фотоаппарата,
аудио аппаратуры.
Информационное обеспечение: видео-, фотоматериалы, репродукции,
альбомы, журналы, книги.
Кадровое обеспечение: реализация программы осуществляется педагогом
дополнительного образования, имеющим высшее или среднее
профессиональное образование, обладающим профессиональными знаниями в
сфере декоративно-прикладного творчества. Педагогу необходимо знать
специфику дополнительного образования, иметь практический опыт в сфере
организации интерактивной деятельности детей.

Методические материалы
К программе прилагаются раздаточные, дидактические и наглядные материалы:
инструкционные карты, карточки заданий, инструкций по технике безопасности.
Методические разработки учебных занятий:
✓ собственные методические разработки
✓ разработки игр, кроссвордов, тестов по терминологии предмета изучения;
✓ разработки бесед-обсуждений фильмов;
✓ конспекты открытых занятий;
✓ лекционный материал для занятий;
2.2 Форма аттестации и оценочные материалы
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся по программе осуществляется согласно календарному
учебному графику.
Диагностика: мониторинг освоения детьми настоящей Программы
проводится руководителем 2 раза в год (в середине и в конце учебного года)и
определяется с помощью устного опроса, тестирования, наблюдения, проектных
работ. Тестирование в совокупности с наблюдением педагога за обучающимися
оценивается по трем уровням: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.
В конце каждого учебного года можно проследить динамику усвоения и
успеваемости каждого обучающегося.
Мониторинг образовательных результатов.
Критерии
1. Теоретическая
подготовка
1.1
Теоретические
знания по
каждому модулю

адение
специальной
терминологией

Показатели
Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям

Осмысленностьи
правильность
использования
специальной
терминологии

Количество баллов
Минимальный уровень –
учащийся владеет менее чем ½
объема знаний,
предусмотренных программой
(1-3 балла)
Средний уровень – объем
усвоенных знаний составляет
более ½ (4-7 баллов)
Максимальный уровень –
освоен практически весь объем
знаний, предусмотренных
программой за конкретный
период (8-10 баллов)
Минимальный уровень –
учащийся, как правило, избегает
применять специальные
термины (1-3 балла)
Средний уровень – учащийся
сочетает специальную
терминологию с бытовой (4-7
баллов)
Максимальный уровень –
специальные термины
употребляет осознанно и в их
полном соответствии с
содержанием (8-10 баллов)

Методы
диагностики
Наблюдение,
опрос, беседа

Письменные
задания,
опрос

2. Практическая
подготовка
актические навыки
и умения

адение
специальным
оборудованием и
оснащением

орческие навыки

Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям

Отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения

Креативность
в выполнении
практических
заданий

Минимальный уровень –
учащийся овладел менее чем ½
предусмотренных умений и
навыков (1-3 балла)
Средний уровень – объем
усвоенных навыков и умений
составляет более ½ (4-7 баллов)
Максимальный уровень –
учащийся овладел практически
всеми умениями и навыками,
предусмотренными программой
(8-10 баллов)
Минимальный уровень –
учащийся испытывает
серьезные затруднения при
работе с оборудованием (1-3
балла)
Средний уровень – работает с
оборудованием с помощью
педагога (4-7 баллов)
Максимальный уровень –
работает с оборудованием
самостоятельно, не испытывая
особых затруднений (8-10
баллов)
Начальный уровень развития
креативности – учащийся в
состоянии выполнить лишь
простейшие практические
задания (1-3 балла)
Репродуктивный уровень –
выполняет задания на основе
образца (4-7 баллов)
Творческий уровень –
выполняет практические
задания с элементами
творчества (8-10 баллов)

Анализ
выполнения
текущих и
итоговых работ

Анализ
выполнения
текущих и
итоговых работ

Анализ
выполнения
текущих и
итоговых работ,
участие в
выставках и
соревнованиях

Система отслеживания результатов, обучающихся выстроена
следующим образом:
Первый год обучения:
− входная диагностика в форме анкетирования (Приложение 3);
− промежуточный контроль по первому году обучения (Приложение 4);
− защита промежуточного мини-проекта (Приложение 5);
Способы проверки уровня освоения тем: опрос, тестирование, выполнение
упражнений, беседа, практические работы, презентации, решение задач-кейсов.
Промежуточный контроль осуществляется посредством тестирования и
проведением бесед по теме, решением задач-кейсов, лист оценки которых
представлен в Приложении 4, а также оценкой промежуточных мини-проектов

путем презентации обучающимся или командой обучающихся проделанной над
проектом работы перед одноклассниками и педагогом (Приложение 5).
Защита итогового проекта осуществляется путем выступления- презентации
обучающимся или командой обучающихся перед одноклассниками и
родителями. Презентация должна включать в себя тему проекта, его цели и
задачи, результаты, методы и средства, которыми были достигнуты полученные
результаты, описание навыков и программного обеспечения, которым овладели
обучающиеся. Презентация может быть выполнена любым удобным наглядным
показательным способом (видеоролик, презентация и т.п.). Проекты и портфолио
обучающихся могут быть представлены на тестовых стендах и опробованы
желающими.
Итоговый проект оценивается формируемой комиссией. Состав комиссии (не
менее 3-х человек): педагог (в обязательном порядке), администрация учебной
организации, педагоги других направлений обучения. Приветствуется
привлечение IT-профессионалов.
При анализе результатов стоит учитывать, что при низком уровне знаний
учащемусябудетсложноосваиватьновыезнания и выполнятьпрактическиезаданий
второго года обучения. При среднем и высоком уровне знаний обучение на базовом
уровне будет более продуктивным, повысится вероятность успешного окончания
курса.
Компонентами оценки итогового годового проекта являются (по мере убывания
значимости): качество итогового годового проекта, отзыв руководителя проекта,
уровень презентации и защиты проекта. Если проект выполнен группой
обучающихся, то при оценивании учитывается не только уровень исполнения
проекта в целом, но и личный вклад каждого из авторов. Решение принимается
коллегиально. Лист оценивания итогового проекта представлен в Приложении 6.
Минимальное количество баллов, которое возможно получить по результатам
промежуточного контроля по первому году обучения - 1 балл, максимальное –
25 баллов.
Минимальное количество баллов, которое возможно получить по результатам
защиты промежуточного мини-проекта - 1 балл, максимальное – 25
баллов.
Минимальное количество баллов, которое возможно получить по результатам
защиты итогового проекта - 1 балл, максимальное – 50 баллов.
Сумма баллов результатов промежуточного контроля и защиты итогового
проекта переводится в один из уровней освоения образовательной программы
согласно таблице 4:
Таблица 4

Баллы, набранные
учащимся.
1-39

Уровень
освоения
Низкий

40-79

Средний

80-100

Высокий

Второй и третий год обучения:
− промежуточный контроль по предществующему году обучения (Приложение
4);
− защита промежуточного мини-проекта (Приложение 5);
Определение уровня знаний, умений и навыков необходимых при приеме на
2-й и 3-й год обучения представлен в виде теста (Приложение 3). Тест проводится
в начале учебного года, при поступлении на курс. Тест не предусмотрен для
обучающихся, успешно окончивших первый год обучения, имеющих высокие
показатели усвоения материала, степень владения навыками и проявляющими
желание и заинтересованность продолжить обучениепо направлению.
Способы проверки уровня освоения тем: опрос, тестирование, выполнение
упражнений, беседа, практические работы, презентации, решение задач-кейсов.
Промежуточный контроль осуществляется посредством тестирования и
проведением бесед по теме, решением задач-кейсов, лист оценки которых
представлен в Приложении 4, а также оценкой промежуточных мини-проектов
путем презентации обучающимся или командой обучающихся проделанной над
проектом работы перед одноклассниками и педагогом (Приложение 5).
Защита итогового проекта осуществляется путем выступления- презентации
обучающимся или командой обучающихся перед одноклассниками и
родителями. Презентация должна включать в себя тему проекта, его цели и
задачи, результаты, методы и средства, которыми были достигнуты полученные
результаты, описание навыков и программного обеспечения, которым овладели
обучающиеся. Презентация может быть выполнена любым удобным наглядным
показательным способом (видеоролик, презентация и т.п.). Проекты и портфолио
обучающихся могут быть представлены на тестовых стендах и опробованы
желающими.
Итоговый проект оценивается формируемой комиссией. Состав комиссии (не
менее 3-х человек): педагог (в обязательном порядке), администрация учебной
организации, педагоги других направлений обучения. Приветствуется
привлечение IT-профессионалов.
При анализе результатов стоит учитывать, что при низком уровне знаний
учащемусябудетсложноосваиватьновыезнания и выполнятьпрактическиезаданий
второго года обучения. При среднем и высоком уровне знаний обучение на базовом
уровне будет более продуктивным, повысится вероятность успешного окончания
курса.
Компонентами оценки итогового годового проекта являются (по мере убывания
значимости): качество итогового годового проекта, отзыв руководителя проекта,
уровень презентации и защиты проекта. Если проект выполнен группой
обучающихся, то при оценивании учитывается не только уровень исполнения
проекта в целом, но и личный вклад каждого из авторов. Решение принимается
коллегиально. Лист оценивания итогового проекта представлен в Приложении 6.
Минимальное количество баллов, которое возможно получить по результатам

промежуточного контроля по первому году обучения - 1 балл, максимальное –
25 баллов.
Минимальное количество баллов, которое возможно получить по результатам
защиты промежуточного мини-проекта - 1 балл, максимальное – 25
баллов.
Минимальное количество баллов, которое возможно получить по результатам
защиты итогового проекта - 1 балл, максимальное – 50 баллов.
Сумма баллов результатов промежуточного контроля и защиты итогового
проекта переводится в один из уровней освоения образовательной программы
согласно таблице 4:
Таблица 4

Баллы, набранные
учащимся.
1-39

Уровень
освоения
Низкий

40-79

Средний

80-100

Высокий

Четвертый год обучения:
− промежуточный контроль - диагностика поведенческих характеристик
обучающихся (Приложение 7);
− защита промежуточного проекта (Приложение 5);
− защита итогового проекта (Приложение 6).
Определение уровня знаний, умений и навыков необходимых при приеме на
3-й год обучения представлен в виде теста (Приложение 7). Тест проводится в
начале учебного года, при поступлении на курс. Тест не предусмотрен для
обучающихся, успешно окончивших первый год обучения, имеющих высокие
показатели усвоения материала, степень владения навыками и проявляющими
желание и заинтересованность продолжить обучениепо направлению.
Промежуточный контроль осуществляется посредством тестирования и
проведением беседы по теме, решением задач-кейсов, лист оценки которых
представлен в Приложении 6, а также оценкой промежуточных мини-проектов
путем презентации обучающимся или командой обучающихся проделанной над
проектом работы перед одноклассниками и педагогом (Приложение 5).
Защита итогового проекта осуществляется путем выступления- презентации
обучающимся или командой обучающихся перед одноклассниками и
родителями. Презентация должна включать в себя тему проекта, его цели и
задачи, результаты, методы и средства, которыми были достигнуты полученные
результаты, описание навыков и программного обеспечения, которым овладели
обучающиеся. Презентация может быть выполнена любым удобным наглядным
показательным способом (видеоролик, презентация и т.п.). Проекты и портфолио

обучающихся могут быть представлены на тестовых стендах и опробованы
желающими.
Способы проверки уровня освоения тем: опрос, тестирование, выполнение
упражнений, наблюдение, беседа, оценка выполненных самостоятельных,
практических работ.
Минимальное количество баллов, которое возможно получить по результатам
промежуточного контроля по второму году обучения - 1 балл, максимальное – 25
баллов.
Минимальное количество баллов, которое возможно получить по результатам
защиты промежуточного мини-проекта - 1 балл, максимальное – 25 баллов.
Минимальное количество баллов, которое возможно получить по результатам
защиты итогового проекта - 1 балл, максимальное – 50 баллов.
Итоговый проект оценивается формируемой комиссией. Состав комиссии (не
менее 3-х человек): педагог (в обязательном порядке), администрация учебной
организации, педагоги других направлений обучения. Приветствуется
привлечение IT-профессионалов.
Компонентами оценки итогового годового проекта являются (по мере убывания
значимости): качество итогового годового проекта, отзыв руководителя проекта,
уровень презентации и защиты проекта. Если проект выполнен группой
обучающихся, то при оценивании учитывается не только уровень исполнения
проекта в целом, но и личный вклад каждого из авторов. Решение принимается
коллегиально. Для оценки проекта членам комиссии рекомендуется использовать
Приложение 6.
Сумма баллов результатов итоговой аттестации и защиты итогового годового
проекта переводится в один из уровней освоения образовательной программы
согласно таблице 5:
Таблица 5

Баллы, набранные
учащимся
1-39 баллов

Уровень
освоения
Низкий

40-79 баллов

Средний

80-100 баллов

Высокий

Перечень диагностического материала для осуществления мониторингаличностных и
метапредметных планируемых результатов
1. Анкета «Оценка уровня учебной мотивации», автор Лусканова Н.Г. (Приложение №
8);
2. Мониторинг достижения обучающимися метапредметных результатов
(Приложение № 10);
5. Мониторинг достижения обучающимися личностных результатов (Приложение №
9)

Приложение № 1
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Школа тайн и открытий»

Учебный план по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Школа тайн и открытий» на 2023-2024 учебный год
год обучения

1
№
п/п

Название раздела, темы
Учимся учиться
Время. Погода. Небо.
Вещество, пространство, конструкции.
Растения. Животные.
Здоровье и безопасность
Энергия и коммуникации. Промежуточная аттестация.
Мини-проект.
Итого

1
2
3
4
5
6

Формы аттестации /
контроля
8
8
6
8
5
4
39

год обучения

2
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Название раздела, темы
Учимся учиться
Время. Погода. Небо.
Вещество, пространство, конструкции.
Растения. Животные.
Здоровье и безопасность
Питание и продукты
Ориентирование на местности. Транспорт. Промежуточная
аттестация. Мини-проект.
Итого

Формы аттестации /
контроля
5
9
4
4
6
3
7
39

год обучения

3
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Название раздела, темы
Учимся учиться
Время. Погода. Небо.
Вещество, пространство, конструкции.
Растения. Животные.
Здоровье и безопасность
Питание и продукты
Энергия и коммуникации. Промежуточная аттестация.
Мини-проект.
Итого

Формы аттестации /
контроля
5
9
4
4
6
3
7
39

год обучения

4
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Название раздела, темы
Учимся учиться
Время. Погода. Небо.
Вещество, пространство, конструкции.
Растения. Животные.
Здоровье и безопасность
Энергия и коммуникации. Промежуточная аттестация.
Мини-проект.
Итого

Формы аттестации /
контроля
8
8
6
8
5
4
39

Приложение № 2
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Школа тайн и открытий»

Календарный учебный график по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Школа тайн и открытий» на 2023-2024 учебный год
Год
обучения

Дата
окончания
обучения
по
программе
03.06.2024

Всего
учебных
недель

Количество
учебных
часов

Режим
занятий

1 год

Дата
начала
обучения
по
программе
01.09.2023

39

39

2 год

01.09.2023

03.06.2024

39

39

3 год

01.09.2023

03.06.2024

39

39

4 год

01.09.2023

03.06.2024

39

39

1 раз в
неделю по 1
часу
1 раз в
неделю по 1
часу
1 раз в
неделю по 1
часу
1 раз в
неделю по 1
часу

Продолжительность каникул в течение учебного года: 01.01.2024-10.01.2024.
Выход на занятия 11.01.2024

Приложение № 3
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Школа тайн и открытий»

Пример вводного тестирования
Материалы:
•
•
•
•
•

Рабочие листы
Трехмерная модель торса человека или презентация
Ножницы
Фломастеры
Скотч

1.
Ответьте на вопросы.
Когда происходит пищеварение?

Какие вы знаете органы пищеварения?

Как связаны между собой органы пищеварения?

2. Выполните задания

1. Как вы думаете, какова длина вашего желудочного тракта?
2. Используйте рулетку для определения пути пищи по желудочному тракту.
Вам понадобятся следующие сведения:
3. Глубина полости рта
4. Длина пищевода от начала глотки до желудка
5. Длина желудка (размером примерно с два кулака)
6. Длина тонкой кишки (примерно в четыре раза больше вашего роста)
7. Примерная высота толстой кишки (от таза до грудной клетки; две длины! +
ширина грудной клетки)
8. Расстояние до ануса
9. Посмотрите на рулетку и запишите, какое значение длины
пищеварительноготракта у вас получилось

Приложение № 4
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Школа тайн и открытий»

Лист оценки обучающихся в рамках промежуточного контроля
прирешении практических задач, кейсов, проведении бесед.

1
2
3
4
5
6

Каждый показатель соответствует числу от 1 до 5, где 1 – результат не удовлетворителен,
5 –отличный результат. Итоговый результат выставляется путем вычисления среднего
арифметического числа всех показателей. Максимальное количество баллов –25.

РЕЗУЛЬТАТ

Эффективная работа в команде
(при командном взаимодействии)

Бережное отношение к
материально-техническим
ценностям, соблюдение техники
безопасности.

п/п

Владение подходами
естественнонаучных исследований

№

Знание принципов
естественнонаучных исследований

ФИО

Знание основных правил и
принципов разработки проектов

ПОКАЗАТЕЛИ

Приложение № 5
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Школа тайн и открытий»

Лист оценки презентаций обучающихся в рамках промежуточного контроля.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Каждый показатель соответствует числу от 1 до 5, где 1 – результат не удовлетворителен,
5 –отличный результат. Итоговый результат выставляется путем вычисления среднего
арифметического числа всех показателей. Максимальное количество баллов –25.

РЕЗУЛЬТАТ

Оценка другими учениками
(при обсуждении с педагогом)

Общий уровень выступления,
подготовленных и
представленных материалов

Умение работать в команде
(при командой реализации)

ФИО

Личностный рост обучающегося
(на основе наблюдений педагога)

п/п

основные научные термины
и правильно их применять

№

Умение распознавать

ПОКАЗАТЕ
ЛИ

Приложение № 6
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Школа тайн и открытий»

Приложение № 7
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Школа тайн и открытий»
ДИАГНОСТИКА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБУЧАЮЩИХСЯ
Авторы: Дж. Рензулли и соавторы, в адаптации Л.В. Поповой
Возраст детей: 12-17 лет
Цель: Эта шкала составлена для того, чтобы педагог мог оценить характеристики, обучающихся в
познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует
оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто вы
наблюдали у обучающегося проявление каждой из характеристик. Так как четыре шкалы представляют
относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам не суммируются.
Инструкция: пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и обведите
соответствующую цифру согласно следующему описанию:
1 – если вы почти никогда не наблюдали этой характеристики; 2 – если вы наблюдаете эту
характеристику время от времени; 3 – если вы наблюдаете эту характеристику довольно часто; 4 – если вы
наблюдаете эту характеристику почти все время.
Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна
отражать, насколько часто Вы наблюдали проявление каждой из характеристик. Так как четыре шкалы
представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам не суммируются. Далее
следуйте инструкции в таблице, чтобы узнать результаты.
Пример расчета результатов:

№

Утверждение

1.

Обладает необычно большим для этого возраста запасом слов;
использует термины с пониманием; речь отличается богатством
выражений, беглостью, сложностью.

2.

Выберите цифру
1

2

3

4

Обладает большим запасом информации по разнообразным
темам (выходящим за пределы обычных интересов детей этого
возраста).

1

2

3

4

3.

Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.

1

2

3

4

4.

Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается
понять «как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль
вопросов (в отличие от вопросов, направленных на получение
фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений или действий
людей.

1

2

3

4

1

2

3

4

-

4

6

4

5.

Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно "видит больше" или
"извлекает больше", чем другие, из рас- сказа, фильма, из того,
что происходит

Шаг 1. Подсчитайте число обведенных цифр по каж- дой колонке:

Шаг 2. Полученные значения умножьте на соответ- ствующий
коэффициент:

х1

х2

х3

х4

Шаг 3. Сложите полученные числа:

-

8

18

16

Шаг 4. Общий показатель равен:

42

! После каждой шкалы есть интерпретация выраженности характеристик у обучающегося.
ШКАЛА I. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИКА.

№
1.

2.

Утверждение
Обладает необычно большим для этого возраста запасом слов;
использует термины с пониманием; речь отличается богатством
выражений, беглостью, сложностью.

Выберите цифру

1

2

3

4

1

2

3

4

Обладает большим запасом информации по разнообразным темам
(выходящим за пределы обычных интересов детей этого возраста).

3.

Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.

1

2

3

4

4.

Легко схватывает причинноследственные связи; пытается понять
«как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль вопросов
(в отличие от вопросов, направленных на получение фактов); хочет
знать, что лежит основе явлений или действий людей.

1

2

3

4

5.

Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно "видит больше" или
"извлекает больше", чем другие, из рассказа, фильма, из того, что
происходит.

1

2

3

4

х1

х2

х3

х4

Шаг 1. Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке:
Шаг 2. Полученные значения умножьте на соответствующий
коэффициент:
Шаг 3. Сложите полученные числа:
Шаг 4. Общий показатель равен:
Интерпретация Шкалы I:
0 - 10 баллов – низкий показатель
11 – 20 баллов – пониженный показатель
21 – 40 баллов – средний показатель
41-65 баллов – повышенный показатель
66-80 баллов – высокий показатель

ШКАЛА II. МОТИВАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

№

Утверждение

Выберите цифру

1.

Полностью уходит» в определенные темы, проблемы; настойчиво
стремиться к завершению начатого (трудно привлечь к другой
теме, заданию).

1

2

3

4

2.

Легко впадает в скуку от обычных заданий.

1

2

3

4

3.

Стремиться к совершенству; отличается самокритичностью.

1

2

3

4

4.

Предпочитает работать самостоятельно; требует лишь
минимального направления от педагога.

1

2

3

4

5.

Имеет склонность организовывать людей, предметы, ситуацию.

1

2

3

4

х1

х2

х3

х4

Шаг 1. Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке:
Шаг 2. Полученные значения умножьте на соответствующий
коэффициент:
Шаг 3. Сложите полученные числа:
Шаг 4. Общий показатель равен:
Интерпретация Шкалы II:
0 - 10 баллов – низкий показатель
11 – 20 баллов – пониженный показатель
21 – 40 баллов – средний показатель
41-65 баллов – повышенный показатель
66-80 баллов – высокий показатель
ШКАЛА III. ЛИДЕРСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.

№

Утверждение

Выберите цифру

1.

Проявляет ответственность; делает то, что обещает и обычно делает
хорошо.

1

2

3

4

2.

Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми;
хорошо себя чувствует, когда его просят показать свою работу
группе.

1

2

3

4

3.

Ясно выражает свои мысли и чувства; хорошо и обычно понятно
говорит.

1

2

3

4

4.

Любит находится с людьми, общителен и предпочитает не
оставаться в одиночестве.

1

2

3

4

5.

Имеет склонность доминировать среди других; как правило,
руководит деятельностью, в которой участвует.

1

2

3

4

х1

х2

х3

х4

Шаг 1. Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке:
Шаг 2. Полученные значения умножьте на соответству- ющий
коэффициент:
Шаг 3. Сложите полученные числа:
Шаг 4. Общий показатель равен:
Интерпретация Шкалы III:
0 - 10 баллов – низкий показатель
11 – 20 баллов – пониженный показатель
21 – 40 баллов – средний показатель
41-65 баллов – повышенный показатель
66-80 баллов – высокий показатель
ШКАЛА IV. ТВОРЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.

№

Утверждение

Выберите цифру

1.

Проявляет большую любознательность в отношении многого;
постоянно задает обо всем вопросы.

1

2

3

4

2.

Выдвигает большое количество идей или решений проблем и
ответов на вопросы; предлагает необычные, оригинальные,
умные ответы.

1

2

3

4

3.

Выражает свое мнение без колебаний; иногда радикален и горяч
в дискуссиях, настойчив.

1

2

3

4

4.

Любит рисковать, имеет склонность к приключениям.

1

2

3

4

5.

Склонность к игре с идеями; фантазирует, придумывает
(«Интересно, что будет, если…»), занят приспособлением,
улучшением и изменением общественных институтов, предметов
и систем.

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

6.

Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких
ситуациях, которые не кажутся смешными остальным.

7.

Необычно чувствителен к внутренним импульсам и более открыт
к иррациональному в себе (более свободное выражение
«девчоночьих» интересов у мальчиков, большая независимость у
девочек); эмоциональная чувствительность.

8.

Чувствителен к прекрасному; обращает внимание на
эстетические стороны жизни.

9.

Не подвержен влиянию группы; приемлет беспоря- док; не
интересуется деталями; не боится быть от- личным от других.

1

2

3

4

10.

Дает конструктивную критику; не склонен прини- мать
авторитеты без критического изучения.

1

2

3

4

х1

х2

х3

х4

Шаг 1. Подсчитайте число обведенных цифр по каж- дой колонке:
Шаг 2. Полученные значения умножьте на соответ- ствующий
коэффициент:
Шаг 3. Сложите полученные числа:
Шаг 4. Общий показатель равен:

Интерпретация Шкалы IV:
0 - 30 баллов – низкий показатель
31 – 45 баллов – пониженный показатель
46 – 65 баллов – средний показатель
76 - 100 баллов – повышенный показатель
101 - 160 баллов – высокий показатель

Приложение № 8
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Школа тайн и открытий»
Анкета «Оценка уровня учебной мотивации»
Автор: Лусканова Н.Г.
Возраст детей: неограничен
Цель: определение школьной мотивации.
Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» может быть использована при индивидуальной
диагностике, а также применяться для групповой диагностики. Вопросы адаптированы для использования
в организациях дополнительного образования. При этом допустимы два варианта предъявления:
•
Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны
написать те ответы, которые им подходят.
•
Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все
подходящие ответы.
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи,
так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет
получить более искренние ответы, но такой способ затруднен для детей 7-8 лет, так как дети еще плохо
читают.
Анкета допускает повторные вопросы, что позволяет оценить динамику мотивации. Снижение
уровня мотивации может служить критерием дезадаптации ребенка в группе, а ее повышение –
положительной динамике в обучении и развитии.
Инструкция для индивидуальной формы работы: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа
на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который выражает твоё мнение»
Инструкция для групповой формы работы: «Прочитайте вопрос и из предложенных вариантов
ответа выберите один и отметьте его буквенное значение на бланке ответов».
Вопросы анкеты:
1)
Тебе нравится
заниматься
(название
обучающей программы)?
1.
не очень
2.
нравится
3.
не нравится
2)
Ты с радостью идешь на дополнительные занятия (название кружка/про- граммы) или тебе
часто хочется остаться дома?
1.
чаще хочется остаться дома
2.
бывает по-разному
3.
иду с радостью
3)
Если бы педагог сказал, что завтра на занятия не обязательно приходить всем ребятам, что
желающие могут остаться дома, ты бы пошел на занятия или предпочел остаться дома?
1.
не знаю
2.
остался бы дома
3.
пошел бы в школу
4)
Тебе нравится, когда у вас отменяют занятия по
(название программы)?
1.
не нравится
2.
бывает по-разному
3.
нравится
5)
Ты хотел бы, чтобы педагог не давал самостоятельной работы домой?
1.
хотел бы
2.
не хотел бы
3.
не знаю
6)
Ты хотел бы, чтобы занятия стали короче?
1.
не знаю
2.
не хотел бы
3.
хотел бы
7)
Ты часто рассказываешь родителям о том, что происходит на занятиях?
1.
часто
2.
редко
3.
не рассказываю
8)
Ты хотел бы, чтобы твой педагог был менее строгим?
1.
точно не знаю

2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.

хотел бы
не хотел бы
9)
У тебя в группе много друзей?
мало
много
нет друзей
10)
Тебе нравятся ребята, с которыми ты посещаешь занятия ?
нравятся
не очень
не нравятся
Обработка и интерпретация результатов:
Ключ
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
оценка за 1-йответ
оценка за 2-йответ
оценка за 3-йответ
№
вопроса
1

1

3

0

2

0

1

3

3
4
5
6
7
8

1
3
0
1
3
1

0
1
3
3
1
0

3
0
1
0
0
3

9
10

1
3

3
1

0
0

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые
педагогом требования. Ребята четко следуют всемуказаниям педагога, добросовестны и ответственны,
сильно переживают, если получают неудовлетворительные результаты.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая мотивация.
Подобные показатели имеют большинство ребят 7-8 лет, успешно справляющихся с образовательной
деятельностью. Подобный уровень мотивацииявляется средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к дополнительным занятиям, но их больше
привлекает проектная или похожая деятельность, нежели сами занятия.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя на дополнительных занятиях, однако посещают их,
чтобы общаться с друзьями, с педагогом. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей
степени, иучебный процесс их мало привлекает.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая мотивация.
Эти дети посещают программы дополнительного образования неохотно, предпочитают пропускать
занятия. На занятиях часто занимаются постороннимиделами, играми. Находятся в состоянии
неустойчивой адаптации, испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение кдополнительным занятиям, учебная
дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью,
испытывают проблемы в общении с ребятами, во взаимоотношениях с педагогом. Занятия в
объединении/секции, нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них
невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ребята могут
проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам.
Часто у подобных детейотмечаются нервно-психические нарушения.

Приложение № 9
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Школа тайн и открытий»

Приложение № 10
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Школа тайн и открытий»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».