Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Шахматы

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Шахматы»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 7-16 лет
Срок реализации: 4 года

Автор-составитель (разработчик): Батарлыков
Алексей Алексеевич, педагог дополнительного образования

г. Североуральск, 2023 год

1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.1.
2.2
3

Оглавление
Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы. Учебно-тематический план
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Форма аттестации и оценочные материалы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение № 1. Учебный план на 2021-2022 учебный год
Приложение № 2. Календарный учебный график на 2021-2022 учебный
год
Приложение № 3. Пример тестирования
Приложение № 4. Диагностика поведенческих характеристик
обучающихся, автор Дж. Рензулли
Приложение № 5. Анкета «Оценка уровня учебной мотивации», автор
Лусканова Н.Г.
Приложение № 6. Мониторинг достижения обучающимися личностных
результатов
Приложение № 7. Мониторинг достижения обучающимися
метапредметных результатов

1
1
3
4
7
8
10
11
13
15
16
17
19
20
21
22

1. Комплекс основных характеристик
1.1 Пояснительная записка
Направленность: Физкультурно-спортивная
Актуальность
Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к
интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном
рынке труда. Но, если навыки работы с конкретным техническим устройством
можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то логическое мышление,
способность к анализу и синтезу, не развитые в определенные природой сроки,
таковым и останется. Актуальность программы продиктована требованиями
времени.
Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального
развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях
ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы,
воспитывают целеустремлённость, терпение и характер.
Шахматная игра оказывает большое положительное влияние на учебу в
школе, способствует повышению успеваемости, развитию коммуникативных
навыков, повышению общественной активности ребят. Шахматный спорт улучшает
память, развивает счетные способности ребенка, обогащает его фантазию и
расширяет его мировоззрение.
В будущем дети смогут применять полученные знания в колледжах и
институтах, играя в шахматных турнирах. Шахматные занятия пригодятся при
изучении истории и культуры, ориентируя детей на выбор интеллектуальных видов
труда, дисциплинируют ребят, развивают трудолюбие, настойчивость в
достижении цели.
Программа является модифицированной, разработана на основе авторской
программы педагога, заслуженного тренера России И. Сухина, имеет
физкультурно-спортивную направленность и представляет комплексное решение
проблем шахматного образования: самостоятельное выполнение и творческое
осмысление ряда актуальных тем в области тактики и стратегии на основе
классических образцов, умение анализировать собственные партии и шедевры
мастеров, использование Интернет-ресурса.
Отличительные особенности
Программа направлена не только на запоминание материала, но и на
умение анализировать и сравнивать различные партии, искать методы исправления
недостатков своей игры и понимания позиции, что в конечном итоге приводит к
творческому и спортивному росту учащихся. Реализация программы
осуществляется с использованием методических пособий, шахматной
энциклопедии. Предлагает использование методов решения шахматных задач и
композиций как вспомогательного инструмента для обучения учащихся
практическому пониманию реальных позиций. Программа предполагает
использование компьютеров как средство исправления ошибок в игре. Материал
программы строится на новом представлении о взаимодействии фигур, сочетая

гибкость и универсальность педагогических методов. Методические особенности
реализации программы подразумевает сочетание возможности развития
индивидуальных
творческих
способностей
и
формирование
умений
взаимодействовать в коллективе, работать в группе.
Приоритетом
данной
программы является изучение классического наследия и современности, умение
самостоятельно мыслить, приобретение способности к саморазвитию и
самообразованию.
Адресат
• Возраст обучающихся: 7-16 лет
• Численность группы: до 10 обучающихся
• В реализации данной программы участвуют обучающиеся не имеющие
медицинских противопоказаний. Программа не предусматривает
конкурсного отбора.
Режим занятий: 2-4 часа в неделю. Продолжительность занятий в
группах устанавливается в соответствии с санитарными нормами и
правилами и рассчитана в академических часах (академический час – 40
минут) с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Объем общеразвивающей программы: 546 часа, из них:
- 1-й год обучения – 78 часа (периодичность занятий – 1 раз в неделю по 2
часа);
- 2-й – 4-й года обучения – 156 часа (периодичность занятий – 2 раза в
неделю по 2 часа).
Срок освоения: 4 года
Уровневость
Первый год обучения (стартовый уровень) направлен на ознакомление
учащихся с основами шахматной культуры, изучение названий и ходов фигур, а
также дается необходимая теоретическая и практическая база, формируются
навыки участия в соревнованиях со сверстниками, навыки работы с шахматной
литературой для начинающих.
Второй год обучения (базовый уровень) предполагает расширение знаний и
усовершенствование навыков работы с шахматной доской и шахматными часами.
Учащиеся знакомятся с основными этапами развития шахматной культуры на
примерах выдающихся мастеров: А. Петрова и М. Чигорина. В плане теоретической
подготовки учащиеся знакомятся с Итальянской партией, Русской партией,
Королевским гамбитом.
Третий и четвертый года обучения (продвинутый уровень) предусматривает
более сложный материал по стратегиям: Центр пешечный и фигурный, Активность

фигур, виды пешечной структуры, открытые и полуоткрытые линии. Учащиеся
изучают многие тактические приемы и способы их применения: двойной удар,
отвлечение и завлечение, рентген, жертва. Учащиеся узнают основные этапы
развития шахматной культуры на примерах У. Андерсена и Ф. Б. Филидора, Х.
Капабланки, А.А. Алехина, А. Е. Карпова. В плане теоретической подготовки
учащиеся познакомятся с Защитой Филидора, Дебютом ферзевых пешек, Дебютом
Сокольского, Кара-Канн, Сицилийской защитой, Защитой Бенони. Получают опыт
игры с партнерами своего возраста и зрелыми шахматистами. Научатся работать
самостоятельно, заниматься исследовательской работой, получат умение
анализировать сложные позиции и решать задачи на мат на 4-5 ходов, пользоваться
шахматной энциклопедией.
Формы обучения: индивидуальные, групповые, фронтальные,
коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и
внеклассные, школьные и внешкольные формы обучения.
Виды занятий: комбинированные, лекции, коллоквиумы, экскурсии,
обучающие игры, презентации, проектирование, круглый стол, ролевые
игры.
Формы подведения результатов: участие детей в выставках различных
уровней; конкурсах, фестивалях, конференциях; защите творческих работ
и др.
1.2 Цель и задачи программы
Цель Программы – развитие творческого мышления и умственных
способностей ребенка, его положительных личностных качеств посредством
изучения шахматной культуры.
Задачи Программы:
Обучающие:
• ознакомить с историей шахмат;
• обучить правилам игры;
• дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, ознакомить с
правилами соревнований и правилами турнирного поведения;
Развивающие:
• развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и
другие положительные качества личности;
• сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;
• формировать навыки запоминания;
• вводить в мир логической красоты и образного мышления;

Воспитательные:
• прививать навыки самодисциплины;
• совершенствовать важные качества личности ребенка: гуманность,
нравственность, ответственность и самостоятельность в принимаемых
решениях;
• воспитывать у учащихся чувство патриотизма и бережное отношение к
культурному и духовному наследию прошлого;
•

удовлетворять интересы детей в интеллектуальном общении.
Содержание общеразвивающей программы

1.3

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
й год обучения

1№

Наименование темы

1
2
3
4
5
6
7

Вводное занятие
Основы стратегии
Основы тактики
Испанская партия
Ферзевый гамбит
Анализ позиций
Шахматный турнир

8
9
10
11
12
13

Староиндийская защита
Пирца-Уфимцева защита
Решение задач и композиций
Французская защита
Новоиндийская защита
Промежуточная аттестация
Итого:

Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
1
2
2
2
4
2
6
8
3
5
8
2
6
8
2
1
3
2
2
4
2
3
2
2
2
1
26

3
5
4
5
5
1
52

5
8
6
7
7
2
78

Формы
аттестации/контроля
Анкетирование
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Заполнение
турнирной таблицы
Педагогическое
наблюдение;
Выполнение
тестовых заданий
Анкетирование

й год обучения

2№

Наименование темы

1
2
3
4
5
6
7

Вводное занятие
Итальянская партия
Английское начало
Анализ позиций
Защита Грюнфельда
Русская партия
Шахматный турнир

8

Дебют Рети

Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
1
2
4
8
12
4
9
13
2
11
13
6
11
17
4
11
15
1
2
3
5

11

16

Формы
аттестации/контроля
Анкетирование
Педагогическое
наблюдение

Заполнение
турнирной таблицы
Педагогическое

9
10
11
12
13

Голландская защита
Решение задач и композиций
Королевский гамбит
Анализ позиций эндшпиля
Промежуточная аттестация

6
1
4
2
1

11
7
10
9
1

17
8
14
11
2

Итого:

41

115

156

наблюдение;
Выполнение
тестовых заданий
Анкетирование
Заполнение
итоговой турнирной
таблицы

й год обучения

3№

Наименование темы

Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
1
2
4
9
13
4
9
13
3
9
12
4
11
15
5
12
17
1
2
3

1
2
3
4
5
6
7

Вводное занятие
Защита Филидора
Скандинавская защита
Анализ позиций
Защита Алехина
Славянская защита
Шахматный турнир

8
9
10
11
12
13

Дебют ферзевых пешек
Творчество М. Ботвинника
Решение задач и композиций
Дебют Сокольского
Творчество А. Карпова
Промежуточная аттестация

4
4
4
2
1

11
14
8
11
8
2

15
18
8
15
10
3

Итого:

37

88/17

156

Формы
аттестации/контроля
Анкетирование
Педагогическое
наблюдение

Заполнение
турнирной таблицы
Педагогическое
наблюдение;
выполнение
тестовых заданий;
творческий проект
Анкетирование;
заполнение
итоговой турнирной
таблицы

й год обучения

4№

Наименование темы

1
2
3
4
5
6
7

Вводное занятие
Защита Каро-Канн
Сицилианская защита
Анализ позиций
Каталонское начало
Творчество Г. Каспарова
Шахматный турнир

8
9

Защита Бенони
Творчество Х. Капабланки

Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
1
2
4
10
14
5
9
14
3
9
12
4
11
15
7
2
9
1
2
3
4
4

11
12

15
16

Формы
аттестации/контроля
Анкетирование
Педагогическое
наблюдение

Заполнение
турнирной таблицы
Педагогическое
наблюдение;

10
11
12

Решение задач и композиций
Творчество Р. Фишера
Творчество А. Алехина

1
4
3

15
12
6

16
16
9

13

Промежуточная аттестация

1

2

3

Итого:

42

114

156

выполнение
тестовых заданий;
исследовательский
проект
Анкетирование;
заполнение
итоговой турнирной
таблицы

Содержание учебно-тематического плана
1й год обучения
1)
Вводное занятие
Теория: Содержание работы объединения и план занятий. Шахматы – спорт,
искусство и наука. О необходимости шахмат в современной культуре. Практика:
Инструктаж по технике безопасности. Вводная диагностика (анкетирование).
2)
Основы стратегии
Теория: История в шахматной игре. Ее роль. Основные этапы истории и стратегии
игры.
Практика: Практическая игра.
3)
Основы тактики
Теория: Доска в шахматной игре. Ее роль. Основные тактические приемы: двойной
удар.
Практика: Тактические приемы. Условия применения. Построение детьми в группе
1-2 тактических приемов.
4)
Испанская партия
Теория: Ходы фигур. О разнообразии дебютных позиций. Динамичность.
Практика: Тематическая практическая игра.
5)
Ферзевый гамбит
Теория: О солидности и надежности дебюта. О полноправной игре черными
фигурами. Об универсальности позиций, о классической простоте дебютных
позиций. О полноправной игре черными фигурами. Об универсальности позиций, о
классической простоте построения.
Практика: Тематический разбор партий с учащимися по теме: «Ферзевый гамбит».
6)
Анализ позиций
Теория: Его величество «Король». Роль короля. Цели и задачи анализа. Главные
методы.
Практика: Анализ собственных партий. Анализ классических партий.
7)
Шахматный турнир
Теория: Особенности проведения шахматных турниров. Оценка знаний учащихся.
Практика: Подведение итогов за I – е полугодие. Определение победителей,

лидеров группы по результатам турнира. Подсчет очков.
8)
Старо- индийская защита
Теория: Об исключительной динамичности и остроте позиций, об оригинальности
ситуаций. Импровизации. О сложности и неустойчивости оценок. Классическое
наследие прошлого и настоящего времени.
Практика: Демонстрация партий, разбор партий с учащимися, тематическая
практическая игра.
9)
Пирца-Уфимцева защита
Теория: Угроза-шах. Универсальность позиций этой защиты, их многообразие.
Устойчивость. О широком применении угрозы шаха. Классическое наследие: М. М.
Ботвинник, Д. И. Бронштейн, А. Е. Карпов.
Практика: Демонстрация партий, разбор партий с учащимися, тематическая
практическая игра.
10)
Решение задач и композиций
Теория: О необходимости решения задач. Знакомство с творчеством шахматных
композиторов. Решение в группе классических позиций.
Практика: Решение в группе классических позиций.
11)
Французская защита
Теория: О многообразии возникающих позиций, о разном характере борьбы в них.
Оригинальные ситуации.
Практика: Способы и методы защиты. разыгрывание дебюта, миттельшпиля,
эндшпиля.
12)
Новоиндийская защита
Теория: Пат. Ничья. Особенности защиты. Надежность. Контроль за центром,
возможности упрощения и ничейные позиции.
Практика: Классическое наследие: А. А. Алехин, М.М. Ботвинник, Т. В. Петросян,
С. А. Фурман, Г. К. Каспаров, А. Е. Карпов.
13) Итоговое занятие
Теория: Оценка знаний учащихся. Подведение итогов за II полугодие. Итоги за год.
Практика: Турнир. Определение победителей, лидеров группы по результатам
соревнования. Подсчет очков.
2- й год обучения
1)
Вводное занятие
Теория: Содержание работы объединения и план занятий. Шахматы спорт и
искусство и наука. О необходимости шахмат в современной культуре.
Инструктаж по технике безопасности.
Практика: вводная диагностика (анкетирование).
2)
Итальянская партия
Теория: О гибкости построения. О возможности трансформации дебюта в

испанскую партию и защиту 4-х коней. О богатом историческом опыте дебюта.
Практика: Использование дебютной энциклопедии. Практический разбор партий в
энциклопедии.
3)
Английское начало
Теория: Главная стратегическая идея дебюта, тактические нюансы ведения борьбы.
Позиционное маневрирование.
Практика: Практическая игра. Спарринги.
4)
Анализ позиций
Теория: Роль анализа. Цели и задачи анализа. Главные методы.
Практика: Анализ собственных партий. Анализ детских партий. Анализ
классических партий.
5)
Защита Грюнфельда
Теория: Главные идеи дебюта. Основные стратегические направления борьбы.
Сильные и слабые пункты.
Практика: Анализ партий автора дебюта. Классическое наследие: Р. Б. Фишер,
Т.В. Петросян. Разбор партий.
6)
Русская партия
Теория: Главная идея дебюта. Разнообразие возможностей для белых и черных
фигур. Разбор партий А.Е. Карпова и А.Д. Петрова.
Практика: Главная идея дебюта. Разнообразие возможностей для белых и черных
фигур. Разбор партий А.Е. Карпова и А.Д. Петрова.
7)
Шахматный турнир
Теория: Оценка знаний учащихся. Подведение итогов за I – е полугодие.
Практика: Определение победителей, лидеров группы по результатам турнира.
Подсчет очков.
8)
Дебют Рети
Теория: О новаторских идеях дебюта. Главный стратегический принцип
построения. Система английская- как основное оружие борьбы в данном дебюте.
Практика: Партии автора Р.А. Рети, их анализ. Игра с заданной позиции.
9)
Голландская защита
Теория: Особенности защиты. От защиты к контригре, о возможности прямой атаки
короля. О широком применении дебюта на всех уровнях.
Практика: Знакомство партиями М.М. Ботвинника, Д.И. Бронштейна. Практическая
игра по образцу.
10) Решение задач и композиций
Теория: О необходимости решения задач. Знакомство с творчеством шахматных
композиторов.
Практика: Коллективное решение классических позиций.
11) Королевский гамбит

Теория: О динамичности и остроте позиций, об оригинальном соотношении
материала. О богатом историческом опыте дебюта. О сложности и неустойчивости
оценки позиции.
Практика: Разбор и анализ партий Д.И. Бронштейна. Игра учащихся в группе с
заданной позиции.
12) Анализ позиций эндшпиля
Теория: О роли эндшпиля в шахматной партии. Активность фигур. Значение пешек.
Задачи короля. Виды эндшпиля. Ничейные позиции.
Практика: Использование книги тренера М.И. Дворецкого «Школа высшего
мастерства». Практический разбор данных партий.
13) Итоговое занятие
Теория: Правила турнира. Оценка знаний учащихся. Подведение итогов за II
полугодие. Итоги за год.
Практика: Турнир. Определение победителей, лидеров группы по результатам
соревнования. Подсчет очков.
3- й год обучения
1)
Вводное занятие
Теория: Содержание работы объединения и план занятий. Шахматы и спорт и
искусство и наука. О необходимости шахмат в современной культуре.
Практика: Инструктаж по технике безопасности.
2)
Защита Филидора
Теория: Старинное начало. Прочное, но пассивное построение. Партии мастеров 18го и 19-го века.
Практика: Современное понимание защиты. Практическая игра с заданной позиции.
3)
Скандинавская защита
Теория: Острое начало. Фактор времени: борьба за темп. Использование дебюта в
ответственных поединках.
Практика: Классическое наследие: А.Е. Карпов, В.М. Милов. Практический разбор
партий данных гроссмейстеров.
4)
Анализ позиций
Теория: Роль анализа. Цели и задачи анализа. Главные методы.
Практика: Анализ собственных партий. Анализ детских партий. Анализ
классических партий.
5)
Защита Алехина
Теория: Фигурная борьба за центр. Маневренная игра. Борьба с пешечным центром.
Нестандартное соотношение материала.
Практика: Классическое наследие: А.А. Алехин. Разбор избранных партий А. А.
Алехина.
6)
Славянская защита

Теория: Главная идея дебюта: укрепление пешечного центра. Идентичность дебюта
построениям ферзевого гамбита и защиты Канн.
Практика: Коллективное построение детьми позиций.
7)
Шахматный турнир
Теория: Правила проведения шахматного турнира.
Практика: Оценка знаний учащихся. Подведение итогов за I – е полугодие.
Определение победителей, лидеров группы по результатам турнира. Подсчет очков.
8)
Дебют ферзевых пешек
Теория: Редкое начало. Главные стратегические направления развития фигур.
Практика: Поиск возможных планов контригры. Система Колле. Система
Ильина-Женевского.
Практика: Практическое задание детям: найти различие в системах.
9)
Творчество М.М. Ботвинника
Теория: Научный подход к изучению шахмат. Исследование позиций с помощью
компьютера. Глубокое понимание самых различных позиций.
Практика: Методика подготовки спортсмена к матчевым поединкам и турнирам.
Чтение книги в группе.
10) Решение задач и композиций
Практика: О необходимости решения задач. Знакомство с творчеством шахматных
композиторов. Коллективное решение классических позиций.
11) Дебют Сокольского
Теория: Новаторский подход к разыгрыванию дебюта. Возможность
универсального решения развития фигур и выбора типа позиций.
Практика: Позиционное маневрирование и тактическое оформление достижения
равноправной игры. Детские спарринги.
12) Творчество А.Е. Карпова
Теория: Уральский самородок. Богатая турнирная практика чемпиона мира.
Матчевый опыт гроссмейстера. Уникальный и самобытный стиль игры.
Практика: Избранные партии.
13) Итоговое занятие
Теория: Правила турнира. Оценка знаний и умений учащихся. Подведение итогов
за II – е полугодие. Итоги за год.
Практика: Турнир. Определение победителей, лидеров группы по результатам
соревнования. Присвоение спортивных разрядов. Подсчет очков.
4- й год обучения
1)
Вводное занятие
Теория: Содержание работы объединения и план занятий. Шахматы и спорт и
искусство и наука. О необходимости шахмат в современной культуре.
Практика: Инструктаж по технике безопасности.

2) Защита Каро-Канн
Теория: Популярное начало, применяемое шахматистами любой квалификации.
Главные стратегические идеи как основа в выборе плана игры. Тактические
возможности сторон.
Практика: Классическое наследие: М.М. Ботвинник, Д.И. Бронштейн. Разбор
детьми избранных партий.
3)
Сицилийская защита
Теория: Исторические корни дебюта. Бескомпромиссная борьба в любой стадии
партии. Развитие интуитивного мышления. Стратегические цели сторон.
Временной фактор.
Практика: Интерпретация позиций Г.К. Каспаровым и П.Ч. Морфи. Практический
анализ партий гроссмейстеров.
4)
Анализ позиций
Теория: Роль анализа. Цели и задачи анализа. Главные методы. О роли эндшпиля в
шахматной партии. Активность фигур. Значение пешек. Задачи короля. Виды
эндшпиля. Ничейные позиции.
Практика: Использование книги тренера М.И. Дворецкого «Школа высшего
мастерства». Поиск детьми данных позиций в книге.
Практика: Анализ собственных партий. Анализ детских партий. Анализ
классических партий.
5)
Каталонское начало
Теория: Оригинальность дебюта. Различное понимание владения центром.
Практика: Фигурная блокада. Пешечная блокада. Клин. Дебют в партиях чемпиона
мира Т.В. Петросяна.
6) Творчество Г.К. Каспарова
Теория: Особенности дарования Гарри. Проникновение в суть позиции. Стиль игры.
Филигранная техника в любой стадии партии.
Практика: Избранные партии.
7)
Шахматный турнир.
Теория: Правила турнира. Оценка знаний учащихся. Подведение итогов за I – е
полугодие.
Практика: Определение победителей, лидеров группы по результатам турнира.
Подсчет очков.
8) Защита Бенони
Теория: Идея построения. Гармония взаимодействия фигур и пешек.
Практика: Уникальное сочетание приемов атаки и защиты. Профилактика
контригры на практических примерах шахматной Энциклопедии.
9)
Творчество Х.Р. Капабланки.
Теория: «Шахматная машина». Юношеские партии.

Практика: Исторические матчи. Избранные поединки. Демонстрация позиций и их
запись.
10) Решение задач и композиций.
Теория: О необходимости решения задач. Углубленное знакомство с творчеством
шахматных композиторов.
Практика: Коллективное решение классических позиций.
11) Творчество Р.Б. Фишера
Теория: Стратегия и тактика в избранных партиях гроссмейстера.
Практика: Стратегия и тактика в избранных партиях гроссмейстера.
12) Творчество А.А. Алехина.
Теория: Биография Александра Алехина. Стратегия и тактика маэстро. Искусство
размена. Атака.
Практика: Избранные партии. Демонстрация.
13) Итоговое занятие
Теория: Правила турнира. Оценка знаний и умений учащихся. Подведение итогов
за II – е полугодие.
Практика: Турнир. Итоги за год.
1.4 Планируемые результаты
Теоретическая подготовка и практическая работа по реализации основных
тем программы предусматривает формирование предметных компетенций
учащихся:
1. Техническая, формируется в процессе осуществления учащимися
следующей деятельности:
• участие в тренировочных играх, в соревнованиях по шахматам;
• решение шахматных задач и этюдов, сеанс одновременной игры.
2. Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления учащимися
следующей деятельности:
• осуществление учащимися анализа, прогноза игры;
• изучение специализированной литературы;
• просмотр и обсуждение сыгранных партий лучших шахматистов.
Характеристика прогнозируемых результатов:
По окончании первого года обучения (ознакомительный уровень) учащиеся
знают правила техники безопасности, владеют шахматной терминологией по
программе первого года обучения: мат, шах, пат. Учащиеся знают названия и ходы
фигур, основные правила игры, а также основные правила поведения партнера:
взялся – ходи, молчание во время партии, обращение к судье, приобщаются к игре
с учащимися своего возраста.
В процессе практического обучения учащиеся обретают умение решать

простые шахматные задачи на мат в один ход, умение пользоваться шахматной
литературой для начинающих.
По окончании второго года обучения (базовый уровень) учащиеся знают
правила техники безопасности, владеют шахматной терминологией по тематике
программы второго года обучения: Центр, Активность фигур, Пешечная
структура, Открытые линии. Учащиеся знают основные тактические приемы,
самостоятельно играют с ребятами своего возраста.
В плане теоретической подготовки учащиеся обретают навык разыгрывания
Итальянской партии, Русской партии, Королевского гамбита.
В период практического обучения учащиеся обретают опыт участия в
шахматных турнирах на уровне объединения, а также умение анализировать более
сложные позиции, решать задачи на мат в два хода, пользоваться популярной
шахматной литературой.
По окончании третьего года обучения (продвинутый уровень) учащиеся
знают правила техники безопасности, владеют шахматной терминологией по
тематике программы третьего года обучения: Центр пешечный и фигурный,
Активность фигур, виды пешечной структуры, Открытые и полуоткрытые линии.
Учащиеся знают многие тактические приемы и способы их применения:
двойной удар, отвлечение и завлечение, рентген, жертва, умеют играть с
шахматистами своего возраста и взрослыми, во многом умеют работать
самостоятельно.
Учащиеся знают основные этапы развития шахматной культуры на
примерах У. В. Андерсена и Ф. Л. Филидора.
В практической работе учащиеся закрепляют опыт участия в шахматных
турнирах, обретают умение анализировать сложные позиции, решать задачи на
мат в три хода, пользоваться шахматным каталогом.
По окончании четвертого года обучения (продвинутый уровень) учащиеся
знают правила техники безопасности, владеют шахматной терминологией по
тематике программы четвертого года обучения. В плане теоретической подготовки
учащиеся знают защиту Кара-Канн, Сицилийской защиту, Защиту Бенони, знают
основные этапы развития мировой шахматной культуры на примерах Х. Р.
Капабланки, А. А. Алехина, А. Е. Карпова.
На практических занятиях учащиеся обретают умение анализировать
сложные позиции и решать задачи на мат на 4-5 ходов, пользоваться шахматной
энциклопедией.
В плане личностного роста у учащихся наблюдается развитие креативного
мышления, самостоятельности и навыков игры, они отслеживаются через
творческие проектные работы по истории шахмат, исследовательскую
деятельность по теории игры, посредством участия в викторинах, конкурсах и
спортивных соревнованиях различного уровня.
В процессе обучения прививается системность для самостоятельности и
роста мастерства, в целом повышается общий культурный уровень учащихся. По
окончании продвинутого уровня учащиеся могут получить спортивные разряды по
шахматам.

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1

Условия реализации программы

Материально-технические обеспечение
Программа реализуется при условии наличия следующего:
• компьютер – 1 штука;
• проектор – 1 штука;
• демонстрационная доска – 1 штука;
• шахматные часы – 1 штука;
• комплекты шахматных фигур с досками – 10-12 штук.
• таблицы к различным турнирам;
• раздаточные материалы для тренинга;
• вопросники к контрольным занятиям и викторинам;
• словарь шахматных терминов.
Возможно использование интернет-источников, презентаций, фотоаппарата,
аудио аппаратуры.
Информационное обеспечение: видео-, фотоматериалы, репродукции,
альбомы, журналы, книги.
Кадровое обеспечение: реализация программы осуществляется педагогом
дополнительного образования, имеющим высшее или среднее
профессиональное образование, обладающим профессиональными знаниями
в сфере декоративно-прикладного творчества. Педагогу необходимо знать
специфику дополнительного образования, иметь практический опыт в сфере
организации интерактивной деятельности детей.
Методические материалы
К программе прилагаются раздаточные, дидактические и наглядные
материалы.
Формы занятий:
- теоретическое занятие для объяснения нового материала по основным темам
программы, изучающих построение и развитие партии;
- «Круглый стол» для лучшего усвоения вопросов стратегии игры, а также при
решении задач и композиций;
- «Творческая мастерская» в период изучения эндшпильных позиций,
проводимый по схеме: выбор позиции, анализ данной позиции на компьютере,
коллективное обсуждение результата;
- Занятие – соревнование.
Приемы и методы организации учебного процесса:
-Вербальный метод: устное изложение изучаемой темы, наглядный метод:
объяснение с помощью дидактического материала, таблиц, раздаточного
материала, использование шахматной литературы и компьютерных программных
средств. Заучивание наизусть аннотации, элементов стратегии и приемов тактики.
- Групповая работа по оценке несложных позиций дебюта, миттельшпиля и
эндшпиля. Поиск детьми нового материала в библиотеках поселка, в картотеках

взрослых шахматистов.
- Закрепление изучаемого материала: тематические тренировочные занятия,
использование демонстрационной шахматной доски, работа с шахматной
литературой, выступление детей.
- Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся: повседневное
наблюдение за работой учащихся, устный опрос по пройденной теме,
анкетирование или выполнение тестового задания по вопросу стратегии или
тактики.
- Игровые формы: коллективные тренинги, спарринги равных шахматистов,
сеансы одновременной игры в группе, игра в слепую. В середине учебного года
проведение спортивных соревнований на личное и командное первенство в группах
объединения.
- Форма подведения итогов: анкетирование в период вводной аттестации,
конкурс по решению шахматных задач в период промежуточной аттестации,
тестирование и турнир в объединении в период итоговой аттестации.
2.2 Форма аттестации и оценочные материалы
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся по программе осуществляется согласно
календарному учебному графику.
Система отслеживания результатов обучения по данной программе
обозначена следующими задачами:
- проверка уровня теоретических знаний и практических навыков учащихся;
- мониторинг динамики роста интеллектуального, творческого и
культурологического уровня учащихся;
- отслеживание динамики личностных изменений учащихся.
Способ определения результативности:
- Метод педагогического наблюдения;
- Анкетирование, выполнение тестовых заданий;
- Решение шахматных задач; творческие проекты; исследовательская работа;
- Шахматные турниры (соревнования).
Первый год обучения:
- вводная аттестация проводится методом анкетирования для определения уровня
освоения программы на знание фигур: король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка;
- промежуточная аттестация - на знание ходов фигур, включая особые ходы:
короткая и длинная рокировка, взятие на проходе и превращение пешки;
Второй и последующий года обучения:
- вводная аттестация - уровень знания основных тактических приемов;
- промежуточная аттестация - на умение применять на практике тактические
приемы, развитие креативного мышления, аналитических навыков отслеживаются
достижения учащихся в шахматных турнирах (соревнованиях), выполнение
творческого проекта или исследовательской работы.
Система оценивания результатов.
В ходе наблюдения (в первый год обучения) за игрой ребят, выполнения
поставленных педагогом задач на занятиях педагог оценивает по следующим

критериям:
- 5 баллов - ребенок имеет представление о истории шахмат. Умеет
пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Знает, различает и называет
шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Имеет понятие о
приёмах взятия фигур. У ребёнка развита познавательная активность, логическое
мышление, воображение. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая
моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать,
искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в
пространстве.
- 4-3 балла - ребенок имеет представление о истории шахмат. Допускает
ошибки при поиске шахматных полей, путает название шахматных фигур, ходы
шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше»,
«меньше».
- 2-0 баллов - ребенок не умеет быстро и правильно находить поля,
показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные
фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.
В ходе анкетирования и тестового задания детям предлагается ответить на 14
вопросов. Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной
аттестации представлены в Приложении 3.
Творческие проекты, исследовательская работа оценивается по следующим
критериям:
5 баллов – учащийся самостоятельно выполняет все задачи на высоком
уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением,
творческим подходом;
4 балла – учащийся справляется с поставленными перед ним задачами, но
прибегает к помощи педагога. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки;
3 балла – учащийся выполняет задачи, но делает грубые ошибки. Для
завершения работы необходима постоянная помощь педагога.
Перечень диагностического материала для осуществления мониторинга
личностных и метапредметных планируемых результатов
1.
Анкета «Оценка уровня учебной мотивации», автор Лусканова Н.Г.
(Приложение № 5);
2.
Мониторинг достижения обучающимися метапредметных результатов
(Приложение № 7);
3.
Мониторинг достижения обучающимися личностных результатов
(Приложение № 6)
4.
Диагностика поведенческих характеристик обучающихся (Приложение 4)

Приложение № 1
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Шахматы»

Учебный план по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Шахматы» на 2023-2024 учебный год
1№

Наименование темы
Вводное занятие
Основы стратегии
Основы тактики
Испанская партия
Ферзевый гамбит
Анализ позиций
Шахматный турнир
Староиндийская защита
Пирца-Уфимцева защита
Решение задач и композиций
Французская защита
Новоиндийская защита
Промежуточная аттестация
Итого:

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

2№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

й год обучения
Количество часов
2
4
8
8
8
3
4
5
8
6
7
7
2
78

й год обучения
Наименование темы
Вводное занятие
Итальянская партия
Английское начало
Анализ позиций
Защита Грюнфельда
Русская партия
Шахматный турнир
Дебют Рети
Голландская защита
Решение задач и композиций
Королевский гамбит
Анализ позиций эндшпиля
Промежуточная аттестация
Итого:

Количество часов
2
12
13
13
17
15
3
16
17
8
14
11
2
156

3№

Наименование темы
Вводное занятие
Защита Филидора
Скандинавская защита
Анализ позиций
Защита Алехина
Славянская защита
Шахматный турнир
Дебют ферзевых пешек
Творчество М. Ботвинника
Решение задач и композиций
Дебют Сокольского
Творчество А. Карпова
Промежуточная аттестация
Итого:

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

4№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

й год обучения
Количество часов
2
13
13
12
15
17
3
15
18
8
15
10
3
156

й год обучения
Наименование темы
Вводное занятие
Защита Каро-Канн
Сицилианская защита
Анализ позиций
Каталонское начало
Творчество Г. Каспарова
Шахматный турнир
Защита Бенони
Творчество Х. Капабланки
Решение задач и композиций
Творчество Р. Фишера
Творчество А. Алехина
Промежуточная аттестация
Итого:

Количество часов
2
14
14
12
15
9
3
15
16
16
16
9
3
156

Приложение № 2
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Шахматы»

Календарный учебный график по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Шахматы» на 2023-2024 учебный год
Год
обучения

Дата
окончания
обучения
по
программе
03.06.2024

Всего
учебных
недель

Количество
учебных
часов

Режим
занятий

1 год

Дата
начала
обучения
по
программе
01.09.2023

39

78

2 год

01.09.2023

03.06.2024

39

156

3 год

01.09.2023

03.06.2024

39

156

4 год

01.09.2023

03.06.2024

39

156

2 раза в
неделю по 1
часу
4 раза в
неделю по 1
часу
4 раза в
неделю по 1
часу
4 раза в
неделю по 1
часу

Продолжительность каникул в течение учебного года: 01.01.2024-10.01.2024.
Выход на занятия 11.01.2024

Приложение № 3
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Шахматы»

Тестовые задания. Первый год обучения
1.

2.

3.

Какая страна родина шахмат?
А) Россия;

В) Индия;

Б) Китай;

Г) Тува.

Сколько полей на шахматной доске?
А) 48;

В) 50;

Б) 64;

Г) 16.

Что такое диаграмма?
А) Начальная позиция;

В) Материальное преимущество;

Б) Запись шахматной игры; Г) Печатное изображение шахматной игры.
4.

5.

6.

Найди среди фигур тяжелую фигуру:
А) Конь;

В) Ладья;

Б) Слон;

Г) Пешка.

Назови среди фигур легкую фигуру:
А) Ферзь;

В) Слон;

Б) Пешка;

Г) Ладья.

Назови среди фигур фигуру, которая ходит только вперед:
А) Король;

В) Пешка;

Б) Конь;

Г) Ферзь.

7.
Назови среди фигур единственную фигуру, которая может перепрыгивать
через свои и чужие фигуры:

8.

А) Слон;

В) Пешка;

Б) Конь;

Г) Ферзь.

Стадия шахматной партии, где главная цель - проведение пешек в ферзи:
А) Миттельшпиль;

В) Дебют;

Б) Эндшпиль;

Г) Начальная позиция.

9.
Назови среди фигур фигуру, которая отличается исключительной
маневренностью:

10.

А) Король;

В) Конь;

Б) Ферзь;

Г) Слон.

Запись шахматной партии называется:
А) Позиция;

В) Нотация;

Б) Дневник;
11.

12.

Г) Запись.

Нападение на короля называется:
А) Мат;

В) Пат;

Б) Ничья;

Г) Шах.

Укажи три способа защиты от шаха:
А) Уничтожить фигуру, объявившую мат;
Б) Объявить перемирие;

13.

В) Уйти от шаха;

Г) Закрыться от шаха другой фигурой.

Как называется шах, от которого нет защиты:
А) Ничья;

В) Пат;

Б) Рокировка;

Г) Мат.

14. Поставь мат за 3 хода. Запиши последовательность ходов.

Ответ:

Максимальное количество баллов - 14
Критерии:
0-5 баллов – незачет
6-14 баллов – зачет
Тестовые задания. Второй год обучения
1.

Нынешний чемпион мира по шахматам:
а) Ананд Вишванатан

б) Владимир Крамник

в) Мангус Карлсен

г) Владимир Бузыкаев

2.
Тактический приём, который парализует фигуры, то есть делает их
неподвижными:
а) Жертва
в) Атака
3.

4.

5.

6.

б) Отвлечение
г) Связка

Какая шахматная фигура может резко возрасти в своем звании?
а) Ладья

б) Слон

в) Пешка

г) Конь

За кого или за что сначала следует браться при рокировке?
а) За соперника

б) За ладью

в) За короля

г) За голову

Запись шахматной партии называется:
а) Запись

б) Нотация

в) Игра

в) Дневник

Как оценивается ценность шахматных фигур:
а) в рублях
в) в долларах

б) в пешках
г) в слонах

7.
Положение в партии, при котором, одна из сторон проигрывает из-за своего
хода:
а) Шах
в) Цугцванг
8.

Какой мат ставят «ножницами»:

б) Пат
в) Страх

9.

а) Спёртый

б) Линейный

в) Двойной

г) Открытый

Когда отмечается Международный день шахмат:
а) 1 июня
в) 20 июля

10.

в) Манзырычы Херелмаа

б) Ондар Дусия
г) Ойдуп Арсения

Стадия шахматной партии, которая обозначает середину шахматной партии:
а) Эндшпиль
в) Миттельшпиль

12.

г) 1 сентября

Чемпион Республики Тыва по шахматам среди женщин:
а) Монгуш Айлаана

11.

б) 9 мая

б) Дебют
г) Турнир

Конечная цель шахматной партии:
а) Рокировка
в) Мат

б) Шах
г) Рукопожатие

13. Название начала партии, при которой для быстрейшего развития фигур и
захвата центра жертвуется какая-либо фигура:
а) Гамбит

б) Дебют

в) Эндшпиль
г) Миттельшпиль
14. Поставь мат за 3 хода. Запиши последовательность ходов.

Ответ:

Максимальное количество баллов - 14
Критерии:
0-5 баллов – незачет
6-14 баллов – зачет
Тестовые задания. Третий год обучения
1.
Когда отмечается международный день шахмат?
А) 22 июня
Б) 20 июля
В) 10 ноября
Г) 12 декабря
2.
Что можно сказать о шахматисте?
А) ходит сидя
Б) бежит лёжа
В) ползает стоя Г) плывёт летая
3.
Какой из этих спортивных терминов относится к шахматам?
А) дебют
Б) рашпиль
В) гамбит
Г) эндшпиль
4.
Как говорят о шахматисте, который стал чемпионом мира, обыграв
предыдущего чемпиона?
А) отобрал корону
Б) свергнул с трона
В) вырвал мантию
Г) выхватил скипетр
5.
Из скольких клеток состоит шахматная доска?
А) 32
Б) 64
В) 81
Г) 100
6.
Какой шахматной фигуры не существует?
А) пешка
Б) король
В) конь
Г) дама
7.
Сколько раз во время шахматной партии чёрные фигуры могут сделать
рокировку?
А) один
Б) два
В) три
Г) четыре

8.
Какая фигура стоит на клетке f1 перед началом шахматной партии?
А) чёрный король
Б) чёрная пешка
В) белый ферзь
Г) белый слон
9.
Какая шахматная фигура может перепрыгивать через свои и чужие
фигуры?
А) конь
Б) ферзь
В) пешка
Г) слон
10. Какая фигура, кроме пешки, может начать шахматную партию?
А) слон
Б) ладья
В) конь
Г) ферзь
11. Какое из этих названий предметов столового прибора является также
шахматным термином?
А) лопатка
Б) вилка
В) ложка
Г) нож
12. В какую шахматную фигуру не может превратиться пешка?
А) в ферзя
Б) в короля
В) в коня
Г) в слона
13. Как в шахматах называется пешка, получившая перспективу стать
ферзём?
А) проходная
Б) пробивная
В) пронырливая
Г) козырная
14. Поставь мат за 3 хода. Запиши последовательность ходов.

Ответ:
Максимальное количество баллов - 14
Критерии:
0-5 баллов – незачет
6-14 баллов – зачет
Тестовые задания. Четвертый год обучения

1. Поставь мат за 3 хода. Запиши последовательность ходов.

Ответ:

2. Поставь мат за 2 хода. Запиши последовательность ходов.

Ответ:
3. Поставь мат за 1 ход. Запиши последовательность ходов.

Ответ:

Максимальное количество баллов - 3
Критерии:
0 баллов – незачет
1-3 баллов – зачет

Приложение № 4
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Шахматы»
ДИАГНОСТИКА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБУЧАЮЩИХСЯ
Авторы: Дж. Рензулли и соавторы, в адаптации Л.В. Поповой
Возраст детей: 12-17 лет
Цель: Эта шкала составлена для того, чтобы педагог мог оценить характеристики, обучающихся в
познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует
оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто вы
наблюдали у обучающегося проявление каждой из характеристик. Так как четыре шкалы представляют
относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам не суммируются.
Инструкция: пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и обведите
соответствующую цифру согласно следующему описанию:
1 – если вы почти никогда не наблюдали этой характеристики; 2 – если вы наблюдаете эту
характеристику время от времени; 3 – если вы наблюдаете эту характеристику довольно часто; 4 – если вы
наблюдаете эту характеристику почти все время.
Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна
отражать, насколько часто Вы наблюдали проявление каждой из характеристик. Так как четыре шкалы
представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам не суммируются. Далее
следуйте инструкции в таблице, чтобы узнать результаты.
Пример расчета результатов:

№

Утверждение

1.

Обладает необычно большим для этого возраста запасом слов;
использует термины с пониманием; речь отличается богатством
выражений, беглостью, сложностью.

2.

Выберите цифру
1

2

3

4

Обладает большим запасом информации по разнообразным
темам (выходящим за пределы обычных интересов детей этого
возраста).

1

2

3

4

3.

Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.

1

2

3

4

4.

Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается
понять «как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль
вопросов (в отличие от вопросов, направленных на получение
фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений или действий
людей.

1

2

3

4

1

2

3

4

-

4

6

4

5.

Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно "видит больше" или
"извлекает больше", чем другие, из рас- сказа, фильма, из того,
что происходит

Шаг 1. Подсчитайте число обведенных цифр по каж- дой колонке:

Шаг 2. Полученные значения умножьте на соответ- ствующий
коэффициент:

х1

х2

х3

х4

Шаг 3. Сложите полученные числа:

-

8

18

16

Шаг 4. Общий показатель равен:

42

! После каждой шкалы есть интерпретация выраженности характеристик у обучающегося.
ШКАЛА I. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИКА.

№
1.

2.

Утверждение
Обладает необычно большим для этого возраста запасом слов;
использует термины с пониманием; речь отличается богатством
выражений, беглостью, сложностью.

Выберите цифру

1

2

3

4

1

2

3

4

Обладает большим запасом информации по разнообразным темам
(выходящим за пределы обычных интересов детей этого возраста).

3.

Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.

1

2

3

4

4.

Легко схватывает причинноследственные связи; пытается понять
«как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль вопросов
(в отличие от вопросов, направленных на получение фактов); хочет
знать, что лежит основе явлений или действий людей.

1

2

3

4

5.

Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно "видит больше" или
"извлекает больше", чем другие, из рассказа, фильма, из того, что
происходит.

1

2

3

4

х1

х2

х3

х4

Шаг 1. Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке:
Шаг 2. Полученные значения умножьте на соответствующий
коэффициент:
Шаг 3. Сложите полученные числа:
Шаг 4. Общий показатель равен:
Интерпретация Шкалы I:
0 - 10 баллов – низкий показатель
11 – 20 баллов – пониженный показатель
21 – 40 баллов – средний показатель
41-65 баллов – повышенный показатель
66-80 баллов – высокий показатель

ШКАЛА II. МОТИВАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

№

Утверждение

Выберите цифру

1.

Полностью уходит» в определенные темы, проблемы; настойчиво
стремиться к завершению начатого (трудно привлечь к другой
теме, заданию).

1

2

3

4

2.

Легко впадает в скуку от обычных заданий.

1

2

3

4

3.

Стремиться к совершенству; отличается самокритичностью.

1

2

3

4

4.

Предпочитает работать самостоятельно; требует лишь
минимального направления от педагога.

1

2

3

4

5.

Имеет склонность организовывать людей, предметы, ситуацию.

1

2

3

4

х1

х2

х3

х4

Шаг 1. Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке:
Шаг 2. Полученные значения умножьте на соответствующий
коэффициент:
Шаг 3. Сложите полученные числа:
Шаг 4. Общий показатель равен:
Интерпретация Шкалы II:
0 - 10 баллов – низкий показатель
11 – 20 баллов – пониженный показатель
21 – 40 баллов – средний показатель
41-65 баллов – повышенный показатель
66-80 баллов – высокий показатель
ШКАЛА III. ЛИДЕРСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.

№

Утверждение

Выберите цифру

1.

Проявляет ответственность; делает то, что обещает и обычно делает
хорошо.

1

2

3

4

2.

Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми;
хорошо себя чувствует, когда его просят показать свою работу
группе.

1

2

3

4

3.

Ясно выражает свои мысли и чувства; хорошо и обычно понятно
говорит.

1

2

3

4

4.

Любит находится с людьми, общителен и предпочитает не
оставаться в одиночестве.

1

2

3

4

5.

Имеет склонность доминировать среди других; как правило,
руководит деятельностью, в которой участвует.

1

2

3

4

х1

х2

х3

х4

Шаг 1. Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке:
Шаг 2. Полученные значения умножьте на соответству- ющий
коэффициент:
Шаг 3. Сложите полученные числа:
Шаг 4. Общий показатель равен:
Интерпретация Шкалы III:
0 - 10 баллов – низкий показатель
11 – 20 баллов – пониженный показатель
21 – 40 баллов – средний показатель
41-65 баллов – повышенный показатель
66-80 баллов – высокий показатель
ШКАЛА IV. ТВОРЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.

№

Утверждение

Выберите цифру

1.

Проявляет большую любознательность в отношении многого;
постоянно задает обо всем вопросы.

1

2

3

4

2.

Выдвигает большое количество идей или решений проблем и
ответов на вопросы; предлагает необычные, оригинальные,
умные ответы.

1

2

3

4

3.

Выражает свое мнение без колебаний; иногда радикален и горяч
в дискуссиях, настойчив.

1

2

3

4

4.

Любит рисковать, имеет склонность к приключениям.

1

2

3

4

5.

Склонность к игре с идеями; фантазирует, придумывает
(«Интересно, что будет, если…»), занят приспособлением,
улучшением и изменением общественных институтов, предметов
и систем.

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

6.

Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких
ситуациях, которые не кажутся смешными остальным.

7.

Необычно чувствителен к внутренним импульсам и более открыт
к иррациональному в себе (более свободное выражение
«девчоночьих» интересов у мальчиков, большая независимость у
девочек); эмоциональная чувствительность.

8.

Чувствителен к прекрасному; обращает внимание на
эстетические стороны жизни.

9.

Не подвержен влиянию группы; приемлет беспоря- док; не
интересуется деталями; не боится быть от- личным от других.

1

2

3

4

10.

Дает конструктивную критику; не склонен прини- мать
авторитеты без критического изучения.

1

2

3

4

х1

х2

х3

х4

Шаг 1. Подсчитайте число обведенных цифр по каж- дой колонке:
Шаг 2. Полученные значения умножьте на соответ- ствующий
коэффициент:
Шаг 3. Сложите полученные числа:
Шаг 4. Общий показатель равен:

Интерпретация Шкалы IV:
0 - 30 баллов – низкий показатель
31 – 45 баллов – пониженный показатель
46 – 65 баллов – средний показатель
76 - 100 баллов – повышенный показатель
101 - 160 баллов – высокий показатель

Приложение № 5
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Шахматы»
Анкета «Оценка уровня учебной мотивации»
Автор: Лусканова Н.Г.
Возраст детей: неограничен
Цель: определение школьной мотивации.
Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» может быть использована при индивидуальной
диагностике, а также применяться для групповой диагностики. Вопросы адаптированы для использования
в организациях дополнительного образования. При этом допустимы два варианта предъявления:
•
Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны
написать те ответы, которые им подходят.
•
Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все
подходящие ответы.
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи,
так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет
получить более искренние ответы, но такой способ затруднен для детей 7-8 лет, так как дети еще плохо
читают.
Анкета допускает повторные вопросы, что позволяет оценить динамику мотивации. Снижение
уровня мотивации может служить критерием дезадаптации ребенка в группе, а ее повышение –
положительной динамике в обучении и развитии.
Инструкция для индивидуальной формы работы: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа
на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который выражает твоё мнение»
Инструкция для групповой формы работы: «Прочитайте вопрос и из предложенных вариантов
ответа выберите один и отметьте его буквенное значение на бланке ответов».
Вопросы анкеты:
1)
Тебе нравится
заниматься
(название
обучающей программы)?
1.
не очень
2.
нравится
3.
не нравится
2)
Ты с радостью идешь на дополнительные занятия (название кружка/про- граммы) или тебе
часто хочется остаться дома?
1.
чаще хочется остаться дома
2.
бывает по-разному
3.
иду с радостью
3)
Если бы педагог сказал, что завтра на занятия не обязательно приходить всем ребятам, что
желающие могут остаться дома, ты бы пошел на занятия или предпочел остаться дома?
1.
не знаю
2.
остался бы дома
3.
пошел бы в школу
4)
Тебе нравится, когда у вас отменяют занятия по
(название программы)?
1.
не нравится
2.
бывает по-разному
3.
нравится
5)
Ты хотел бы, чтобы педагог не давал самостоятельной работы домой?
1.
хотел бы
2.
не хотел бы
3.
не знаю
6)
Ты хотел бы, чтобы занятия стали короче?
1.
не знаю
2.
не хотел бы
3.
хотел бы
7)
Ты часто рассказываешь родителям о том, что происходит на занятиях?
1.
часто
2.
редко
3.
не рассказываю
8)
Ты хотел бы, чтобы твой педагог был менее строгим?
1.
точно не знаю

2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.

хотел бы
не хотел бы
9)
У тебя в группе много друзей?
мало
много
нет друзей
10)
Тебе нравятся ребята, с которыми ты посещаешь занятия ?
нравятся
не очень
не нравятся
Обработка и интерпретация результатов:
Ключ
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
оценка за 1-йответ
оценка за 2-йответ
оценка за 3-йответ
№
вопроса
1

1

3

0

2

0

1

3

3
4
5
6
7
8
9
10

1
3
0
1
3
1
1
3

0
1
3
3
1
0
3
1

3
0
1
0
0
3
0
0

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые
педагогом требования. Ребята четко следуют всемуказаниям педагога, добросовестны и ответственны,
сильно переживают, если получают неудовлетворительные результаты.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая мотивация.
Подобные показатели имеют большинство ребят 7-8 лет, успешно справляющихся с образовательной
деятельностью. Подобный уровень мотивацииявляется средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к дополнительным занятиям, но их больше
привлекает проектная или похожая деятельность, нежели сами занятия.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя на дополнительных занятиях, однако посещают их,
чтобы общаться с друзьями, с педагогом. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей
степени, иучебный процесс их мало привлекает.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая мотивация.
Эти дети посещают программы дополнительного образования неохотно, предпочитают пропускать
занятия. На занятиях часто занимаются постороннимиделами, играми. Находятся в состоянии
неустойчивой адаптации, испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение кдополнительным занятиям, учебная
дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью,
испытывают проблемы в общении с ребятами, во взаимоотношениях с педагогом. Занятия в
объединении/секции, нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них
невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ребята могут
проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам.
Часто у подобных детейотмечаются нервно-психические нарушения.

Приложение № 6
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Шахматы»

Приложение № 7
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Шахматы»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».