Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Робототехника в начальной школе. Fischertechnik

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Робототехника в начальной школе. Fischertechnik. Исследования»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ТЕХНИЧЕСКАЯ
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 9-12 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель (разработчик): Ермолаев Александр Сергеевич,
педагог дополнительного образования

г. Североуральск, 2023 год

1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.1.
2.2
3

Оглавление
Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы. Учебно-тематический план
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Форма аттестации и оценочные материалы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение № 1. Учебный план на 2021-2022 учебный год
Приложение № 2. Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год
Приложение № 3. Лист оценки презентаций обучающихся в рамках
промежуточного контроля
Приложение № 4. Лист оценки итогового проекта
Приложение № 5. Диагностика поведенческих характеристик
обучающихся, автор Дж. Рензулли
Приложение № 6. Анкета «Оценка уровня учебной мотивации», автор
Лусканова Н.Г.
Приложение № 7. Мониторинг достижения обучающимися личностных
результатов
Приложение № 8. Мониторинг достижения обучающимися
метапредметных результатов

1
1
3
4
7
8
10
11
13
15
16
17
20
21
24
30
31

1. Комплекс основных характеристик
1.1 Пояснительная записка
Направленность: техническая
Актуальность
Современное общество – стремительно развивающаяся система, для
ориентирования в которой ребятам приходится обладать постоянно растущим кругом
дисциплин и знаний. Данный курс помогает учащимся не только познакомиться с
вливающимся в нашу жизнь направлением робототехники, но и интегрироваться в
современную систему.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие
самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в
сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют
учащимся в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая
выполняет поставленную ими же самими задачу.
Программа разработана для того, чтобы позволить обучающимся работать
наравне со сверстниками и подготавливает к работе с более взрослыми обучающимися.
Способствует развитию самосознания, обучающегося как полноценного и значимого
члена общества.
Отличительные особенности
Программа разработана для обучения обучающихся основам конструирования и
моделирования роботов при помощи программируемых конструкторов Fishertehnik.
Программа предполагает минимальный уровень знаний операционной системы
Windows.
Курс робототехники является одним из интереснейших способов изучения
компьютерных технологий и программирования. Во время занятий обучающиеся
собирают и программируют роботов, проектируют и реализуют миссии,
осуществляемые роботами – умными машинками. Командная работа при выполнении
практических миссий способствует развитию коммуникационных компетенций, а
программная среда позволяет легко и эффективно изучать алгоритмизацию и
программирование, успешно знакомиться с основами робототехники.
.
Адресат
• Возраст обучающихся: 9-12 лет
• Численность группы: до 8 обучающихся
• В реализации данной программы участвуют обучающиеся не имеющие
медицинских противопоказаний. Программа не предусматривает
конкурсного отбора.
Режим занятий: 2 часа в неделю. Продолжительность занятий в группах
устанавливается в соответствии с санитарными нормами и правилами и

рассчитана в академических часах (академический час – 40 минут) с учетом
возрастных особенностей обучающихся.
Объем общеразвивающей программы: 78 часов
Срок освоения: 2 года
Уровневость: базовый уровень
Формы обучения: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные,
парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и
внешкольные формы обучения.
Виды занятий: комбинированные, лекции, коллоквиумы, экскурсии,
обучающие игры, презентации, проектирование, круглый стол, ролевые
игры.
Формы подведения результатов: участие детей в выставках различных
уровней; конкурсах, фестивалях, конференциях; защите творческих работ и
др.
1.2 Цель и задачи программы
Цель Программы – развитие у обучающихся навыков деятельностных
компетенций через погружение творческую предметную деятельность.
Задачи Программы:
Образовательные:
- создать условия для обучения с Fishertehnik -оборудованием и программным
обеспечением самостоятельно (в группе); планировать процесс работы с проектом с
момента появления идеи или задания и до создания готового продукта;
- содействовать обучающимся в умении применять знания и навыки, полученные при
изучении других предметов: математики, информатики, технологии; в умение
собирать, анализировать и систематизировать информацию;
- дать обучающимся навыки оценки проекта и поиска пути его усовершенствования.
Развивающие:
- содействовать обучающимся в развитии у них конструкторских, инженерных и
вычислительных навыках, в творческом мышлении;
- развить у обучающихся умение самостоятельно определять цель, для которой
должна быть обработана и передана информация;
- способствовать развитию у обучающихся умения исследовать проблемы путём
моделирования, измерения, создания и регулирования программ;
- создать условия для развития умения излагать мысли в чёткой логической
последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и
самостоятельно находить ответы на вопросы путём логических рассуждений;

- развивать умение работать над проектом в команде, эффективно распределять
обязанности.
Воспитательные:
- способствовать формировать мотивацию успеха и достижений, творческой
самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
формировать внутренний план деятельности на основе поэтапной отработки
предметно преобразовательных действий;
- создать условия для формировать умений искать и преобразовывать необходимую
информацию на основе различных информационных технологий (графических текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
- содействовать обучающимся в воспитании командного духа, команды, где каждый
ребёнок умеет сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- сформировать у обучающихся адекватное отношение к командной работе, без
стремления к соперничеству.
1.3

Содержание общеразвивающей программы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Количество часов

Название раздела, темы

Всего Теория Практика
5
3
2
5
3
2
и

Введение
Представление
о
роботах
робототехнике
3 закона робототехники
Описание компонентов
Основные детали конструктора.
Основы
конструирования
устойчивых конструкций.
Датчики
Программирование
Визуальные
языки
программирования
Программа ROBO Pro
Промежуточная
аттестация.
Итоговый проект

Итого:

5
5
5
5

3
5
0
3

2
0
5
2

10
5
10

2
3
8

8
2
2

5
18

3
3

2
15

78

35

43

Формы аттестации /
контроля
Входной контроль

Творческий проект
Творческий проект
Творческий проект

Творческий проект

Второй год обучения
№
п/п
1
2
3

Название раздела, темы

Количество часов

Всего Теория Практика
Повторение
5
3
2
Роботы и робототехнике
5
3
2
5
3
2
3
закона
робототехники.
Дополнительные
схемы
их

Формы аттестации
/ контроля
Входной контроль

4
5
6
7
8
9
10
11
Итого:

применения.
Описание
альтернативных
компонентов
Расширяющие детали конструктора.
Принципы
конструирования
устойчивых конструкций.
Датчики
Программирование
Визуальные языки программирования
Программа
ROBO
Pro
и
ее
альтернативы
Промежуточная аттестация. Итоговый
проект

5

5

0

5
5

0
3

5
2

10
5
10
5

2
3
8
3

8
2
2
2

Творческий проект
Творческий проект

18

3

15

Творческий проект

78

35

43

Творческий проект

Содержание учебно-тематического плана
Введение
Теория: Вводный инструктаж по технике безопасности. Представление о роботах
и робототехнике. 3 закона робототехники.
Практика: Типы конструкторов различных фирм производителей.
Описание компонентов
Теория: Функции рабочей тетради. Основные детали конструктора.
Спецификация конструктора. Знакомство с контроллером.
Практика: Основы конструирования устойчивых конструкций. Параметры
мотора и лампочки. Изучение влияния параметров на работу модели.
Теория: Знакомство с датчиками. Кнопочный переключатель. Датчик
освещенности. Влияние предметов разного цвета на показания датчика освещенности.
Фототранзистор.
Практика: Датчик маршрута. Ультразвуковой датчик. Датчик температуры.
Программирование
Теория: Визуальные языки программирования. Программа ROBO Pro. Разделы
программы, уровни сложности.
Практика: Знакомство с командами. Передача программы. Запуск программы.
Команды визуального языка программирования.
Теория: Изучение окна инструментов. Изображение команд в программе и на
схеме. Работа с пиктограммами.
Практика: Соединение команд. Знакомство с командами: запусти мотор вперед;
включи лампочку; жди; запусти мотор назад; стоп. Отработка составления простейшей
программы по шаблону, передачи и запуска программы. Составление программы.
Сборка модели с использованием мотора. Составление программы, передача,
демонстрация. Линейная программа. Циклическая программа.
Теория: Составление программы с использованием параметров. Зацикливание
программы. Условие, условный переход.
Практика: Простая модель. Основная программа. Движение по прямой.
Выполнение поворота. Движение вдоль кривой линии. Счетчик импульсов.
Теория: Подпрограммы. Базовая модель. Машины на гусеничном ходу.Рулевое
управление.
Практика: Простой робот. Тоннельный робот- пожарный. Датчик цвета. Робот-

исследователь. Робот-спасатель.
Проектная деятельность в группах
Теория: Тематика творческих проектов. Выработка и утверждение темы.
Практика: Разработка собственных моделей в группах. Конструирование модели.
Программирование модели группой разработчиков. Виды проектной документации.
Презентация моделей. Выставка. Подготовка к соревнованиям. Соревнования.
Повторение изученного ранее материала. Зачёт.
1.4 Планируемые результаты
Ожидаемые результаты:
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
• формировать умения ставить цель – создание творческой работы, планировать
достижение этой цели;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи
на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных
ситуациях;
• оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным
замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо
замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
• осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах
обучающегося, информационной среде образовательного учреждения, в
федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
• использовать средства информационных и коммуникационных технологий для
решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
• проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
• строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
• устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
• моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где
выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая
или знаково-символическая);

• синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное
достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации
объектов;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при
выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
• выслушивать собеседника и вести диалог;
• признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
• планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определять
цели, функций участников, способов взаимодействия;
• осуществлять постановку вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и
сборе информации;
• разрешать конфликты – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его
реализация;
• управлять поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
• уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии
с задачами и условиями коммуникации;
• владеть монологической и диалогической формами речи.
•
•
•
•
•
•
•

Личностные результаты:
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий,
связанных с робототехникой.
Предметные результаты. По окончании обучения учащиеся должны знать:

•
•
•
•

правила безопасной работы;
основные компоненты конструкторов Fischertechnik;
конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
компьютерную
среду,
включающую
в
себя
графический
язык
программирования;
• виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
• конструктивные особенности различных роботов;
• как передавать программы ROBO TX Controller;

• как использовать созданные программы;
• приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и
других объектов и т.д.;
• основные алгоритмические конструкции, этапы решения задач с использованием
ЭВМ.
уметь:
• использовать основные алгоритмические конструкции для решения задач;
• конструировать различные модели; использовать созданные программы;
• применять полученные знания в практической деятельности;
владеть:
• навыками работы с роботами;
• навыками работы в среде ROBOPro.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы

2.1

Материально-технические обеспечение
Программа реализуется при условии наличия следующего:
• просторного, светлого помещения не менее чем на 16 посадочных мест,
оснащённого в соответствии с требованиями СанПиН 2.4. 3648-20;
1.

2.

3
4
5

Технические средства обучения
Ноутбуки с мышкой и доступом к сети Интернет, на которых
установлено
следующие
программное
обеспечение:
операционная система Windows (версия не ниже 7), пакет
офисных программ MS Office;
Нетбуки с мышкой, и доступом к сети Интернет, на которых
установлено
следующие
программное
обеспечение:
операционная система Windows (версия не ниже 7), пакет
офисных программ MS Office;
Наборы консткукторов Fischertechnik
Интерактивная панель
Мультимедийный проектор

2

10

12
1
1

Информационное обеспечение: программа ROBO Pro, MS Office
Кадровое обеспечение: реализация программы осуществляется педагогом
дополнительного образования, имеющим высшее или среднее
профессиональное образование, обладающим профессиональными знаниями в
сфере декоративно-прикладного творчества. Педагогу необходимо знать
специфику дополнительного образования, иметь практический опыт в сфере
организации интерактивной деятельности детей.
Методические материалы
К программе прилагаются раздаточные, дидактические и наглядные материалы:
инструкционные карты, карточки заданий, инструкций по технике безопасности.

Методические разработки учебных занятий:
✓ собственные методические разработки
✓ разработки игр, кроссвордов, тестов по терминологии предмета изучения;
✓ разработки бесед-обсуждений фильмов;
✓ конспекты открытых занятий;
2.2 Форма аттестации и оценочные материалы
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся по программе осуществляется согласно календарному
учебному графику.
Диагностика: мониторинг освоения детьми настоящей Программы
проводится руководителем 2 раза в год (в середине и в конце учебного года)и
определяется с помощью устного опроса, тестирования, наблюдения, проектных
работ. Тестирование в совокупности с наблюдением педагога за обучающимися
оценивается по трем уровням: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.
В конце каждого учебного года можно проследить динамику усвоения и
успеваемости каждого обучающегося.
Мониторинг образовательных результатов.
Критерии
1. 1.
Теоретическая
подготовка
1.1 Теоретические
знания по каждому
модулю

адение специальной
терминологией

2. Практическая
подготовка
актические навыки и
умения

Показатели
Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям

Осмысленностьи
правильность
использования
специальной
терминологии

Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям

Количество баллов
Минимальный уровень –
учащийся владеет менее чем ½
объема знаний, предусмотренных
программой (1-3 балла)
Средний уровень – объем
усвоенных знаний составляет
более ½ (4-7 баллов)
Максимальный уровень – освоен
практически весь объем знаний,
предусмотренных программой за
конкретный период (8-10 баллов)
Минимальный уровень –
учащийся, как правило, избегает
применять специальные термины
(1-3 балла)
Средний уровень – учащийся
сочетает специальную
терминологию с бытовой (4-7
баллов)
Максимальный уровень –
специальные термины
употребляет осознанно и в их
полном соответствии с
содержанием (8-10 баллов)
Минимальный уровень –
учащийся овладел менее чем ½
предусмотренных умений и
навыков (1-3 балла)
Средний уровень – объем
усвоенных навыков и умений
составляет более ½ (4-7 баллов)

Методы
диагностики
Наблюдение,
опрос, беседа

Письменные
задания,
опрос

Анализ
выполнения
текущих и
итоговых работ

адение специальным
оборудованием и
оснащением

орческие навыки

Отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения

Креативность
в выполнении
практических
заданий

Максимальный уровень –
учащийся овладел практически
всеми умениями и навыками,
предусмотренными программой
(8-10 баллов)
Минимальный уровень –
учащийся испытывает серьезные
затруднения при работе с
оборудованием (1-3 балла)
Средний уровень – работает с
оборудованием с помощью
педагога (4-7 баллов)
Максимальный уровень –
работает с оборудованием
самостоятельно, не испытывая
особых затруднений (8-10
баллов)
Начальный уровень развития
креативности – учащийся в
состоянии выполнить лишь
простейшие практические
задания (1-3 балла)
Репродуктивный уровень –
выполняет задания на основе
образца (4-7 баллов)
Творческий уровень – выполняет
практические задания с
элементами творчества (8-10
баллов)

Анализ
выполнения
текущих и
итоговых работ

Анализ
выполнения
текущих и
итоговых работ,
участие в
выставках и
соревнованиях

Система отслеживания результатов, обучающихся выстроена
следующим образом:
− промежуточный контроль по первому году обучения (Приложение 3);
− защита итогового проекта (Приложение 4);
Способы проверки уровня освоения тем: опрос, тестирование, выполнение
упражнений, беседа, практические работы, презентации, решение задач-кейсов.
Промежуточный контроль осуществляется посредством тестирования и
проведением бесед по теме, решением задач-кейсов, а также оценкой промежуточных
мини-проектов путем презентации обучающимся или командой обучающихся
проделанной над проектом работы перед одноклассниками и педагогом.
Защита итогового проекта осуществляется путем выступления- презентации
обучающимся или командой обучающихся перед одноклассниками и родителями.
Презентация должна включать в себя тему проекта, его цели и задачи, результаты,
методы и средства, которыми были достигнуты полученные результаты, описание
навыков и программного обеспечения, которым овладели обучающиеся. Презентация
может быть выполнена любым удобным наглядным показательным способом
(видеоролик, презентация и т.п.). Проекты и портфолио обучающихся могут быть
представлены на тестовых стендах и опробованы желающими.

Итоговый проект оценивается формируемой комиссией. Состав комиссии (не
менее 3-х человек): педагог (в обязательном порядке), администрация учебной
организации, педагоги других направлений обучения. Приветствуется привлечение ITпрофессионалов.
При анализе результатов стоит учитывать, что при низком уровне знаний
учащемуся будет сложно осваивать новые знания и выполнять практические заданий
второго года обучения. При среднем и высоком уровне знаний обучение на базовом
уровне будет более продуктивным, повысится вероятность успешного окончаниякурса.
Компонентами оценки итогового годового проекта являются (по мере убывания
значимости): качество итогового годового проекта, отзыв руководителя проекта,
уровень презентации и защиты проекта. Если проект выполнен группойобучающихся,
то при оценивании учитывается не только уровень исполнения проекта в целом, но и
личный вклад каждого из авторов. Решение принимается коллегиально.
Минимальное количество баллов, которое возможно получить по результатам
промежуточного контроля по первому году обучения - 1 балл, максимальное – 25
баллов.
Минимальное количество баллов, которое возможно получить по результатам
защиты промежуточного мини-проекта - 1 балл, максимальное – 25
баллов.
Минимальное количество баллов, которое возможно получить по результатам
защиты итогового проекта - 1 балл, максимальное – 50 баллов.
Сумма баллов результатов промежуточного контроля и защиты итогового
проекта переводится в один из уровней освоения образовательной программы согласно
таблице 4:
Таблица 4
Баллы, набранные учащимся.

Уровень освоения

1-39

Низкий

40-79

Средний

80-100

Высокий

Перечень диагностического материала для осуществления мониторинга
личностных и метапредметных планируемых результатов
1. Анкета «Оценка уровня учебной мотивации», автор Лусканова Н.Г.
(Приложение № 6);
2. Мониторинг достижения обучающимися метапредметных результатов
(Приложение № 8);
3. Мониторинг достижения обучающимися личностных результатов
(Приложение № 7)

4. Диагностика поведенческих характеристик обучающихся (Приложение № 5)

Приложение № 1
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Робототехника в начальной школе.
Fischertechnik. Исследования»

Учебный план по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Робототехника в начальной школе. Fischertechnik. Исследования» на
2023-2024 учебный год
Первый год обучения
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Всего:

Название темы
Введение
Представление о роботах и робототехнике
3 закона робототехники
Описание компонентов
Основные детали конструктора.
Основы конструирования устойчивых конструкций.
Датчики
Программирование
Визуальные языки программирования
Программа ROBO Pro
Промежуточная аттестация. Итоговый проект

Общее количество
часов
5
5
5
5
5
5
10
5
10
5
18
78

Второй год обучения
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Всего:

Название темы

Общее количество
часов
Повторение
5
Роботы и робототехнике
5
3 закона робототехники. Дополнительные схемы их применения.
5
Описание альтернативных компонентов
5
Расширяющие детали конструктора.
5
Принципы конструирования устойчивых конструкций.
5
Датчики
10
Программирование
5
Визуальные языки программирования
10
Программа ROBO Pro и ее альтернативы
5
Промежуточная аттестация. Итоговый проект
18
78

Приложение № 2
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Робототехника в начальной школе.
Fischertechnik. Исследования»

Календарный учебный график по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Робототехника в начальной школе. Fischertechnik.
Исследования» на 2023-2024 учебный год
Дата
окончания
обучения
по
программе
03.06.2024

Всего
учебных
недель

Количество
учебных
часов

Режим
занятий

1 год

Дата
начала
обучения
по
программе
01.09.2023

39

78

2 год

01.09.2023

03.06.2024

39

78

1 раз в
неделю по 2
часа
1 раз в
неделю по 2
часа

Год
обучения

Продолжительность каникул в течение учебного года: 01.01.2024-10.01.2024.
Выход на занятия 11.01.2024

Приложение № 3
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Робототехника в начальной
школе. Fischertechnik.
Исследования»

Лист оценки обучающихся в рамках промежуточного контроля
прирешении практических задач, кейсов, проведении бесед.

РЕЗУЛЬТАТ

Эффективная работа в команде
(при командном взаимодействии)

Бережное отношение к
материально-техническим
ценностям, соблюдение техники
безопасности.

Владение подходами

п/п

Применение практических
конструкторских навыков

ФИО

№

Знание теоретических основ
робототехники

ПОКАЗАТЕЛИ

1
2
3
4
5
6

Каждый показатель соответствует числу от 1 до 5, где 1 – результат не
удовлетворителен, 5 –отличный результат. Итоговый результат выставляется
путем вычисления среднего арифметического числа всех показателей.
Максимальное количество баллов –25.

Приложение № 4
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Робототехника в начальной
школе. Fischertechnik.
Исследования»

Приложение № 5
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Робототехника в начальной
школе. Fischertechnik.
Исследования»

ДИАГНОСТИКА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБУЧАЮЩИХСЯ
Авторы: Дж. Рензулли и соавторы, в адаптации Л.В. Поповой
Возраст детей: 12-17 лет
Цель: Эта шкала составлена для того, чтобы педагог мог оценить
характеристики, обучающихся в познавательной, мотивационной, творческой и
лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к
другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто вы наблюдали у
обучающегося проявление каждой из характеристик. Так как четыре шкалы
представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам
не суммируются.
Инструкция: пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и
обведите соответствующую цифру согласно следующему описанию:
1 – если вы почти никогда не наблюдали этой характеристики; 2 – если вы
наблюдаете эту характеристику время от времени; 3 – если вы наблюдаете эту
характеристику довольно часто; 4 – если вы наблюдаете эту характеристику почти
все время.
Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам.
Ваша оценка должна отражать, насколько часто Вы наблюдали проявление каждой
из характеристик. Так как четыре шкалы представляют относительно разные
стороны поведения, оценки по разным шкалам не суммируются. Далее следуйте
инструкции в таблице, чтобы узнать результаты.
Пример расчета результатов:
№

Утверждение

Выберите цифру

1.

Обладает необычно большим для этого возраста запасом слов; 1
использует термины с пониманием; речь отличается богатством
выражений, беглостью, сложностью.

2.

2

3

4

Обладает большим запасом информации по разнообразным
темам (выходящим за пределы обычных интересов детей этого
1
возраста).

2

3

4

3.

Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.

2

3

4

4.

Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается
понять «как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль
вопросов (в отличие от вопросов, направленных на получение 1
фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений или действий

2

3

4

1

людей.

5.

Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно "видит больше" или
"извлекает больше", чем другие, из рас- сказа, фильма, из того,
1
что происходит

2

3

4

Шаг 1. Подсчитайте число обведенных цифр по каж- дой колонке:

-

4

6

4

Шаг 2. Полученные значения умножьте на соответ- ствующий
коэффициент:

х1

х2

х3

х4

Шаг 3. Сложите полученные числа:

-

8

18

16

Шаг 4. Общий показатель равен:

42

! После каждой шкалы есть интерпретация выраженности характеристик у
обучающегося.
ШКАЛА I. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИКА.
№
1.

2.

Утверждение

Выберите цифру

Обладает необычно большим для этого возраста запасом слов;
использует термины с пониманием; речь отличается богатством
1
выражений, беглостью, сложностью.

2

3

4

1

2

3

4

Обладает большим запасом информации по разнообразным темам
(выходящим за пределы обычных интересов детей этого возраста).

3.

Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.

1

2

3

4

4.

Легко схватывает причинноследственные связи; пытается понять 1
«как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль вопросов (в
отличие от вопросов, направленных на получение фактов); хочет
знать, что лежит основе явлений или действий людей.

2

3

4

5.

Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно "видит больше" или
"извлекает больше", чем другие, из рассказа, фильма, из того, что
1
происходит.

2

3

4

х2

х3

х4

Шаг 1. Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке:
Шаг 2. Полученные
коэффициент:

значения

Шаг 3. Сложите полученные числа:

умножьте

на

соответствующий х1

Шаг 4. Общий показатель равен:

Интерпретация Шкалы I:
0 - 10 баллов – низкий показатель
11 – 20 баллов – пониженный показатель
21 – 40 баллов – средний показатель
41-65 баллов – повышенный показатель
66-80 баллов – высокий показатель
ШКАЛА II. МОТИВАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
№

Утверждение

Выберите цифру

Полностью уходит» в определенные темы, проблемы; настойчиво
стремиться к завершению начатого (трудно привлечь к другой теме,
1
заданию).

2

3

4

2.

Легко впадает в скуку от обычных заданий.

1

2

3

4

3.

Стремиться к совершенству; отличается самокритичностью.

1

2

3

4

4.

Предпочитает
работать
самостоятельно;
минимального направления от педагога.

лишь 1

2

3

4

5.

Имеет склонность организовывать людей, предметы, ситуацию.

2

3

4

х2

х3

х4

1.

требует

1

Шаг 1. Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке:
Шаг 2. Полученные
коэффициент:

значения

умножьте

на

соответствующий х1

Шаг 3. Сложите полученные числа:
Шаг 4. Общий показатель равен:

Интерпретация Шкалы II:
0 - 10 баллов – низкий показатель
11 – 20 баллов – пониженный показатель
21 – 40 баллов – средний показатель
41-65 баллов – повышенный показатель
66-80 баллов – высокий показатель
ШКАЛА III. ЛИДЕРСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.
№
1.

Утверждение
Проявляет ответственность; делает то, что обещает и обычно делает 1
хорошо.

Выберите цифру
2

3

4

2.

Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми; 1
хорошо себя чувствует, когда его просят показать свою работу
группе.

2

3

4

3.

Ясно выражает свои мысли и чувства; хорошо и обычно понятно 1
говорит.

2

3

4

4.

Любит находится с людьми, общителен и предпочитает не 1
оставаться в одиночестве.

2

3

4

5.

Имеет склонность доминировать среди других; как правило,
руководит деятельностью, в которой участвует.

2

3

4

х2

х3

х4

1

Шаг 1. Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке:
Шаг 2. Полученные значения умножьте на соответству- ющий х1
коэффициент:
Шаг 3. Сложите полученные числа:
Шаг 4. Общий показатель равен:

Интерпретация Шкалы III:
0 - 10 баллов – низкий показатель
11 – 20 баллов – пониженный показатель
21 – 40 баллов – средний показатель
41-65 баллов – повышенный показатель
66-80 баллов – высокий показатель
ШКАЛА IV. ТВОРЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.
№

Утверждение

Выберите цифру

1.

Проявляет большую любознательность в отношении многого;
постоянно задает обо всем вопросы.

1

2

3

4

2.

Выдвигает большое количество идей или решений проблем и 1
ответов на вопросы; предлагает необычные, оригинальные, умные
ответы.

2

3

4

3.

Выражает свое мнение без колебаний; иногда радикален и горяч в
дискуссиях, настойчив.

1

2

3

4

4.

Любит рисковать, имеет склонность к приключениям.

1

2

3

4

5.

Склонность к игре с идеями; фантазирует, придумывает
(«Интересно, что будет, если…»), занят приспособлением,
улучшением и изменением общественных институтов, предметов 1
и систем.

2

3

4

2

3

4

6.

Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, 1
которые не кажутся смешными остальным.

7.

Необычно чувствителен к внутренним импульсам и более открыт
к иррациональному в себе (более свободное выражение
«девчоночьих» интересов у мальчиков, большая независимость у 1
девочек); эмоциональная чувствительность.

2

3

4

8.

Чувствителен к прекрасному; обращает внимание на эстетические 1
стороны жизни.

2

3

4

9.

Не подвержен влиянию группы; приемлет беспоря- док; не
интересуется деталями; не боится быть от- личным от других.

1

2

3

4

10.

Дает конструктивную критику; не склонен
авторитеты без критического изучения.

мать 1

2

3

4

х2

х3

х4

прини-

Шаг 1. Подсчитайте число обведенных цифр по каж- дой колонке:
Шаг 2. Полученные значения умножьте на соответ- ствующий
коэффициент:
Шаг 3. Сложите полученные числа:
Шаг 4. Общий показатель равен:

Интерпретация Шкалы IV:
0 - 30 баллов – низкий показатель
31 – 45 баллов – пониженный показатель
46 – 65 баллов – средний показатель
76 - 100 баллов – повышенный показатель
101 - 160 баллов – высокий показатель

х1

Приложение № 6
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Робототехника в начальной
школе. Fischertechnik.
Исследования»

Анкета «Оценка уровня учебной мотивации»
Автор: Лусканова Н.Г.
Возраст детей: неограничен
Цель: определение школьной мотивации.
Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» может быть использована при
индивидуальной диагностике, а также применяться для групповой диагностики.
Вопросы адаптированы для использования в организациях дополнительного
образования. При этом допустимы два варианта предъявления:
•
Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов,
а дети должны написать те ответы, которые им подходят.
•
Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор
просит их отметить все подходящие ответы.
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте
выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы.
Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой
способ затруднен для детей 7-8 лет, так как дети еще плохо читают.
Анкета допускает повторные вопросы, что позволяет оценить динамику
мотивации. Снижение уровня мотивации может служить критерием дезадаптации
ребенка в группе, а ее повышение – положительной динамике в обучении и развитии.
Инструкция для индивидуальной формы работы: «Сначала послушай вопрос и
три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который
выражает твоё мнение»
Инструкция для групповой формы работы: «Прочитайте вопрос и из
предложенных вариантов ответа выберите один и отметьте его буквенное значение
на бланке ответов».
Вопросы анкеты:
1)
Тебе нравится заниматься (название обучающейпрограммы)?
1. не очень
2. нравится
3. не нравится
2)
Ты с радостью идешь на дополнительные занятия (название кружка/программы) или тебе часто хочется остаться дома?
1. чаще хочется остаться дома
2. бывает по-разному

3. иду с радостью
3)
Если бы педагог сказал, что завтра на занятия не обязательно приходить
всем ребятам, что желающие могут остаться дома, ты бы пошел на занятия или
предпочел остаться дома?
1. не знаю
2. остался бы дома
3. пошел бы в школу
4)
Тебе нравится, когда у вас отменяют занятия по
(название
программы)?
1. не нравится
2. бывает по-разному
3. нравится
5)
Ты хотел бы, чтобы педагог не давал самостоятельной работы домой?
1. хотел бы
2. не хотел бы
3. не знаю
6)
Ты хотел бы, чтобы занятия стали короче?
1. не знаю
2. не хотел бы
3. хотел бы
7)
Ты часто рассказываешь родителям о том, что происходит на занятиях?
1. часто
2. редко
3. не рассказываю
8)
Ты хотел бы, чтобы твой педагог был менее строгим?
1. точно не знаю
2. хотел бы
3. не хотел бы
9)
У тебя в группе много друзей?
1. мало
2. много
3. нет друзей
10) Тебе нравятся ребята, с которыми ты посещаешь занятия ?
1. нравятся
2. не очень
3. не нравятся
Обработка и интерпретация результатов:
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на
вопросы анкеты.
№ вопроса

Оценка за 1-йответ

Оценка за 2-йответ

Оценка за 3-йответ

1
2
3
4

1
0
1
3

3
1
0
1

0
3
3
0

5
6
7
8
9
10

0
1
3
1
1
3

3
3
1
0
3
1

1
0
0
3
0
0

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень мотивации, учебной
активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно
выполнять все предъявляемые педагогом требования. Ребята четко следуют всем
указаниям педагога, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если
получают неудовлетворительные результаты.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая мотивация.
Подобные показатели имеют большинство ребят 7-8 лет, успешно
справляющихся с образовательной деятельностью. Подобный уровень мотивации
является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к
дополнительным занятиям, но их больше привлекает проектная или похожая
деятельность, нежели сами занятия.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя на дополнительных
занятиях, однако посещают их, чтобы общаться с друзьями, с педагогом.
Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, иучебный
процесс их мало привлекает.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая мотивация.
Эти дети посещают программы дополнительного образования неохотно,
предпочитают пропускать занятия. На занятиях часто занимаются посторонними
делами, играми. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации, испытывают
серьезные затруднения в учебной деятельности.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение кдополнительным
занятиям, учебная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются
с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с ребятами, во
взаимоотношениях с педагогом. Занятия в объединении/секции, нередко
воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них
невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других
случаях ребята могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания,
следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных детейотмечаются
нервно-психические нарушения.

Приложение № 7
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Робототехника в начальной школе.
Fischertechnik. Исследования»

Приложение № 8
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Робототехника в начальной школе.
Fischertechnik. Исследования»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».