Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Основы дизайна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Основы дизайна»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 10-14 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель (разработчик): Тимошина Галина Алексеевна,
педагог дополнительного образования

г. Североуральск, 2023 год

1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.1.
2.2
3

Оглавление
Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы. Учебно-тематический план
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Форма аттестации и оценочные материалы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение № 1. Учебный план на 2021-2022 учебный год
Приложение № 2. Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год
Приложение № 3. Лист оценки презентаций обучающихся в рамках
промежуточного контроля
Приложение № 4. Лист оценки итогового проекта
Приложение № 5. Диагностика поведенческих характеристик
обучающихся, автор Дж. Рензулли
Приложение № 6. Анкета «Оценка уровня учебной мотивации», автор
Лусканова Н.Г.
Приложение № 7. Мониторинг достижения обучающимися личностных
результатов
Приложение № 8. Мониторинг достижения обучающимися
метапредметных результатов

1
1
3
4
7
8
10
11
13
15
16
17
20
21
24
30
31

1. Комплекс основных характеристик
1.1 Пояснительная записка
Направленность: художественная
Актуальность
Развитие творческих способностей детей и подростков в ранние годы является
важнейшим психологическим условием овладения не только глубокими знаниями, но
и способами их добывания. Умение творить, достигать результата требуемого
качества. при помощи средств анимации разного уровня обеспечивает устойчивый
интерес к технике, стремление изобретать и совершенствовать.
Творческая деятельность даёт возможность детям проявить фантазию, терпение,
упорство и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести
технические навыки, ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя
самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и
гармонично развитой личности.
Отличительные особенности
Программа предусматривает развитие творческих способностей учащихся в
процессе освоения швейного дела, дизайн и декор одежды, элементов хореографии,
изучение технологии конструирования, моделирования и изготовления одежды,
обучающиеся приобретают опыт участия в показах мод и дефиле. Новизна программы
заключается в том, что она предоставляет обучающимся возможность не только
изучить различные техники декоративно-прикладного искусства, но и применить их,
используя комплексно, при проектировании предметов одежды, интерьера и всего того,
что окружает нашу жизнь. Педагогическая целесообразность программы обусловлена
необходимостью вовлечения обучающихся в социально-активные виды деятельности,
а именно в занятие выбранным видом творчества.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы
дизайна» позволяет организовать планомерную работу с обучающимися по
формированию у них художественно-эстетического вкуса; развитию, реализации
творческого потенциала и профессионального самоопределения.
Технологии, применяемые в работе по данной программе, позволяют
обучающимся более глубоко и разносторонне познакомится с профессиями дизайнера,
модельера, технолога по пошиву одежды, закройщика, швеи.
Использование педагогических технологий: здоровье сберегающие технологии,
проектные методы, технология использования игровых методов (ролевых, деловых и
других видов обучающих игр), информационно- коммуникационные технологии,
технология проблемного обучения.
Адресат
• Возраст обучающихся: 12-16 лет
• Численность группы: до 15 обучающихся
• В реализации данной программы участвуют обучающиеся не имеющие
медицинских противопоказаний. Программа не предусматривает
конкурсного отбора.
Режим занятий: 2 часа в неделю. Продолжительность занятий в группах

устанавливается в соответствии с санитарными нормами и правилами и
рассчитана в академических часах (академический час – 40 минут) с учетом
возрастных особенностей обучающихся.
Объем общеразвивающей программы: 78 часов
Срок освоения: 1 год
Уровневость: базовый уровень
Формы обучения: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные,
парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и
внешкольные формы обучения.
Виды занятий: комбинированные, лекции, коллоквиумы, экскурсии,
обучающие игры, презентации, проектирование, круглый стол, ролевые
игры.
Формы подведения результатов: участие детей в выставках различных
уровней; конкурсах, фестивалях, конференциях; защите творческих работ и
др.
1.2 Цель и задачи программы
Цель Программы – Способствовать формированию личности ребенка,
приобретению начальных знаний об основах дизайна, раскрытию его творческого
самовыражения через изобразительное искусство.
Задачи Программы:
Обучающие:
• научить углубленному
материалами;

владению

графическими

и

конструктивными

• научить
основным приемам работы различными и материалами
инструментами при выполнении творческой проектной работы;

и

• научить основным специальным терминам изобразительного искусства;
• расширить знания о произведениях отечественных и зарубежных мастеров в
области дизайна;
• способствовать формированию эмоциональной отзывчивости
явления художественной культуры.

на

Развивающие:
• развивать видение и умение выражать
произведениям изобразительного искусства;

эмоциональное

отношение

к

• развивать эстетическое чувство в предметах и явлениях природы, в
произведениях искусства;

• формировать художественно-образное мышление и эмоциональное отношение к
явлениям действительности, искусству, как основе развития творческой
личности;
• развить у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое
воображение;
• развить зрительное восприятие, чувство цвета, формы, композиции,
пространственного мышления, умение выражать в художественных образах
решение творческих задач.
Воспитательные:
• воспитать у детей интерес и любовь к искусству;
• воспитать эмоциональную отзывчивость на явления художественной культуры;
• воспитывать культуру поведения на выставках, в выставочных залах и музеях.
Содержание общеразвивающей программы

1.3

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Количество часов
№

Название раздела
Теория

Практика Всего

1

Введение в предмет.
Значение рисунка и чертежа в дизайне.Упражнения.

1

1

2

2

Основные выразительные средства вконструировании.

1

1

2

1

1

2

1

8

9

1

1

2

1

8

9

1
1
1

3
3
3

4
4
4

2

6

8

-

4

4

1

1

2

1

1

2

Форма в дизайне. Линейные, плоскостные иобъёмные формы
3
Стилизация. Составление орнамента израстительных форм.
4

6

Декор - средство раскрытия выразительности
предмета.Упражнения.
Составление геометрического орнамента вдекоративной
композиции.

7
8
9

Шрифт. Упражнения.
Шрифт и цвет. Упражнения.
Эскиз и выполнение поздравительной открытки.

5

Макетирование. Развёртки геометрических тел.Куб,
10 параллелепипед и конус.
Макет- конструкция предмета по выбору.(Светильник и др.)
11
Органичность и целостность композиции.Упражнения.
12
13 Пропорциональность и ритм. Упражнения.

Симметрия и асимметрия. Эскиз декоративнойрешётки.
14

1

1

2

15 Художественная роспись ткани. Баттик. Эскизы.
Традиционные способы росписи ткани. Холодный
16 батик.
Традиционные способы росписи ткани. Свободнаяроспись.
17
18 Промежуточная аттестация. Итоговый проект.

1

1

2

1

3

4

1
1

3
1

4
2

Всего

78

Содержание учебно-тематического плана
Введение в предмет. Значение рисунка и чертежа в дизайне.
Теория: Понятие «дизайн». Роль эскиза в художественном проектировании. Роль
предметов, выполненных художником-дизайнером в жизни человека. Средства
художественной выразительности. Значение рисунка и чертежа в дизайне. Их отличие.
Практика: Выполнение рисунка-эскиза и чертежа выбранного предмета быта
(начальное ознакомление).
Основные выразительные средства в конструировании.
Теория: Основные выразительные средства в художественном конструировании
(начальное ознакомление).
Практика: Изучение формы, конструкции, эстетических особенностей различных
объектов дизайна (в натуре и по фотографиям, репродукциям) — предметов быта
(телефон, утюг и т. д.), архитектурных ансамблей (внутренний и внешний вид фабрики,
завода и т. п.), средств передвижения (паровоз, легковые и грузовые автомашины).
Выполнение эскиза.
Форма в дизайне. Линейные, плоскостные и объёмные формы.
Теория: Общие понятия и представления о форме. Соотношение форм и их
признаки. Формообразующие, функциональные и эргономические требования и их
учет в процессе конструирования. Линейные, плоскостные и объемные формы.
Величина формы, ее размеры, положение в пространстве.
Практика: Выполнение композиций эмблемы (индивидуальные и коллективные
работы). (Вариант: эскиз-макет предмета, сооружения).
Стилизация. Составление орнамента из растительных форм.
Теория: Стилизация. Приемы составления орнаментов из растительных
форм.
Практика: Конструирование (с предварительным выполнением эскизов)
макета упаковки для овощей, фруктов, ягод, мороженого (индивидуальные и
коллективные работы).
Декор - средство раскрытия выразительности предмета. Упражнения.
Теория: Декор - средство раскрытия выразительности предмета.
Практика: Декор эскизов игрушек, состоящих из геометрических форм.
Упражнения.
Составление геометрического орнамента в декоративной композиции.
Теория: Орнамент в декоративной композиции.
Практика: Составление геометрического орнамента в декоративной композиции.
Шрифт. Упражнения.
Теория: Знакомство со шрифтом. Художественный шрифт и приемы выполнения

(холодный, колючий, легкий и др.) Буквица (заглавная буква).
Практика: Выполнение эскиза буквицы графическими материалами. Шрифт и
цвет.
Упражнения.
Теория: Знакомство со шрифтом. Художественный шрифт и цвет.
Практика: Выполнение эскиза буквиц (словосочетаний) живописными
материалами.
Эскиз и выполнение поздравительной открытки.
Теория: Взаимосвязь сочетания слова и изображения в открытке.
Выразительные приемы композиции.
Практика: Выполнение праздничной поздравительной открытки.
Макетирование. Развёртки геометрических тел. Куб, параллелепипед и конус.
Теория: Понятие «развертка» геометрического предмета.
Практика: Конструирование и декор предмета на основе геометрических форм
(кубиков, шаров, пирамид, конусов и т. п.).
Макет- конструкция предмета по выбору. (Светильник и др.)
Теория:
Этапы работы над проектом предмета (изделия).
Материаловедение.
Практика: Выполнение макета- конструкция предмета по выбору. (Светильник и
др.)
Органичность и целостность композиции. Упражнения.
Теория: Органичность и целостность композиции. Выразительные средства
композиции.
Практика: Выполнение упражнений. Эскизы. Пропорциональность и ритм.
Упражнения
Теория: Пропорциональность и ритм. Выразительные средства композиции.
Практика: Выполнение упражнений. Эскизы. Симметрия и асимметрия. Эскиз
декоративной решётки.
Теория: Симметрия и асимметрия. Выразительные средства композиции.
Практика: Выполнение эскиза декоративной решётки. Художественная роспись
ткани.
Баттик. Эскизы.
Теория: многообразие видов ДПИ и место батика в художественном творчестве.
Основные виды росписи ткани, история их появления и особенности. Батик в
современном мире. Материалы, инструменты, место работы. Техника безопасности
при выполнении росписи различными способами.
Практика: создание эскизов.
Традиционные способы росписи ткани. Холодный батик.
Теория: особенности росписи ткани в технике «холодного батика». Его отличия
от других техник.
Практика: Основные приемы нанесения красителей на ткань, техника
резервирования, использование дополнительных средств росписи. Исправление
дефектов и ошибок в росписи. Завершающая обработка изделия.
Практика: панно "Космос".
Традиционные способы росписи ткани. Свободная роспись.
Теория: особенности техники свободной росписи. Роспись
по
грунтованной ткани. Способы грунтовки.

Практика: панно "Стихия - море", панно "Нежная ветка сакуры". Оформление
выставки «Космос»
Практика: оформление работ в рамы, подписи, названия, развешивание.
Работа над творческими проектами
Теория: Итоговая работа над проектом, определение алгоритма проектной
деятельности, выбор темы, формулировка задач и цели. Теоретическое сопровождение
проекта.
Практика: Создание объекта проектной деятельности, оформление, презентация.
1.4 Планируемые результаты
Ожидаемые
результаты
выполнения
предметных
задач
Приобретены
начальные
навыки по
предметам
черчения,
геометрии.
Приобретены
начальные
навыки
передачи
простейших
форм,
образов
предметов, явлений
окружающего
мира
посредством
разнообразной
техники
моделирования,
макетирования.
Приобретены
начальные знанияи
навыки
визуального
искусства через
создание своих
Проектов с
использованием
знаний о дизайне

Ожидаемые
результаты
выполнения
метапредметных
задач
Приобретены начальные
навыки работы с
инструментами
и
расходными
материалами,
используемыми в
процессе деятельности.
Приобретены знания по
основам
дизайна,
макетирования.
Приобретены
навыки
работы на
заданном пространстве.
Созданы
условия
развития
физических
возможностей
ребенка
(мелкой
моторики,
координации движений
рук,
глазомера, умелость рук,
согласованность
движения
обеих рук,
дифференцированность
движения пальцев).
Созданы
условия
развития познавательных
функций,
восприятия, мышления,
речи,
памяти, внимания.

Ожидаемые результаты
выполнения личностных
задач
Интеллектуальные:
Получили
Развитие усидчивость,
аккуратность, чувство вкуса,
литературные и речевые навыки,
артистические и музыкальные
навыки.
Раскрыт потенциал личности, креативные
способности, воображение, абстрактное и
образное мышления, творческая активность,
творческая фантазия, эстетическое и цветовое
восприятие.
Получили развитие физические
возможности ребенка (мелкая
моторика, координация движений
рук,
глазомер, умелость рук,
дифференцированность
движения пальцев).
Получили
развитие
память,
логика,
аналитическое и синтетическое мышление.
Социально-духовные и человеческие качества:
возросли уверенность в себе, своих силах и
возможностях,
моральноволевых
качества
личности,
самостоятельность,
инициативность,
дисциплинированность.
Дети проявляют собственную творческую
активность, реализуют свои идеи, проявляют
желание участия в созданиииндивидуальных и
коллективных работ.

2. Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы

2.1

Материально-технические обеспечение
Программа реализуется при условии наличия следующего:
• просторного, светлого помещения не менее чем на 16 посадочных мест,
оснащённого в соответствии с требованиями СанПиН 2.4. 3648-20;
• специального оборудования:
✓ раскройный стол

1 шт.

✓ столы для ручных работ

10 шт.

✓ стулья

16 шт.

✓ бытовая швейная машина с электроприводом

6 шт.

✓ вышивальная машина

2 шт.

✓ краеобмёточная машина (оверлок)

1 шт.

✓ гладильная доска

1 шт.

✓ электроутюг

1 шт.

✓ манекен
2шт.
На занятиях по данной программе потребуются следующие расходные
материалы и инструменты:
• альбом для рисования или плотные листы для выполнения зарисовок, эскизов;
• ткани разной фактуры, мех;
• нитки катушечные разных цветов;
• тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы, элементы отделки и т.д.;
• синтепон, вата для наполнения мягких игрушек;
• ножницы, нитки, наперстки, сантиметровые ленты;
• мел, клей, краски, кисти, карандаши.
Возможно использование интернет-источников, презентаций, фотоаппарата,
аудио аппаратуры.
Информационное обеспечение: видео-, фотоматериалы, репродукции,
альбомы, журналы, книги.
Кадровое обеспечение: реализация программы осуществляется педагогом
дополнительного образования, имеющим высшее или среднее
профессиональное образование, обладающим профессиональными знаниями в
сфере декоративно-прикладного творчества. Педагогу необходимо знать
специфику дополнительного образования, иметь практический опыт в сфере
организации интерактивной деятельности детей.

Методические материалы
К программе прилагаются раздаточные, дидактические и наглядные материалы:
инструкционные карты, карточки заданий, инструкций по технике безопасности,
журналы мод, чертежи-схемы построения выкроек, альбомы образцов, выставки
готовых изделий, и др.
Методические разработки учебных занятий:
• Методическая разработка «Русский народный костюм».
• Методическая разработка «История швейной машинки»
• Учебно-методическое пособие «Основы композиции костюма».
• Методическая разработка «Декоративная отделка».
• Методическая разработка «Лоскутная мозаика».
• Методическая разработка «Аппликация».
• Тематическая подборка «Цвет в одежде».
• Разработки открытых занятий.
• Творческие проекты обучающихся.
• Коллективные творческие работы обучающихся.
2.2 Форма аттестации и оценочные материалы
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся по программе осуществляется согласно календарному
учебному графику.
Диагностика: мониторинг освоения детьми настоящей Программы
проводится руководителем 2 раза в год (в середине и в конце учебного года)и
определяется с помощью устного опроса, тестирования, наблюдения, проектных
работ. Тестирование в совокупности с наблюдением педагога за обучающимися
оценивается по трем уровням: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.
В конце каждого учебного года можно проследить динамику усвоения и
успеваемости каждого обучающегося.
Мониторинг образовательных результатов.
Критерии
1. 1.
Теоретическая
подготовка
1.1 Теоретические
знания по каждому
модулю

Показатели
Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям

Количество баллов
Минимальный уровень –
учащийся владеет менее чем ½
объема знаний, предусмотренных
программой (1-3 балла)
Средний уровень – объем
усвоенных знаний составляет
более ½ (4-7 баллов)
Максимальный уровень – освоен
практически весь объем знаний,
предусмотренных программой за
конкретный период (8-10 баллов)

Методы
диагностики
Наблюдение,
опрос, беседа

адение специальной
терминологией

2. Практическая
подготовка
актические навыки и
умения

адение специальным
оборудованием и
оснащением

орческие навыки

Осмысленностьи
правильность
использования
специальной
терминологии

Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям

Отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения

Креативность
в выполнении
практических
заданий

Минимальный уровень –
учащийся, как правило, избегает
применять специальные термины
(1-3 балла)
Средний уровень – учащийся
сочетает специальную
терминологию с бытовой (4-7
баллов)
Максимальный уровень –
специальные термины
употребляет осознанно и в их
полном соответствии с
содержанием (8-10 баллов)
Минимальный уровень –
учащийся овладел менее чем ½
предусмотренных умений и
навыков (1-3 балла)
Средний уровень – объем
усвоенных навыков и умений
составляет более ½ (4-7 баллов)
Максимальный уровень –
учащийся овладел практически
всеми умениями и навыками,
предусмотренными программой
(8-10 баллов)
Минимальный уровень –
учащийся испытывает серьезные
затруднения при работе с
оборудованием (1-3 балла)
Средний уровень – работает с
оборудованием с помощью
педагога (4-7 баллов)
Максимальный уровень –
работает с оборудованием
самостоятельно, не испытывая
особых затруднений (8-10
баллов)
Начальный уровень развития
креативности – учащийся в
состоянии выполнить лишь
простейшие практические
задания (1-3 балла)
Репродуктивный уровень –
выполняет задания на основе
образца (4-7 баллов)
Творческий уровень – выполняет
практические задания с
элементами творчества (8-10
баллов)

Письменные
задания,
опрос

Анализ
выполнения
текущих и
итоговых работ

Анализ
выполнения
текущих и
итоговых работ

Анализ
выполнения
текущих и
итоговых работ,
участие в
выставках и
соревнованиях

Система отслеживания результатов, обучающихся выстроена
следующим образом:
− промежуточный контроль по первому году обучения (Приложение 3);

− защита итогового проекта (Приложение 4);
Способы проверки уровня освоения тем: опрос, тестирование, выполнение
упражнений, беседа, практические работы, презентации, решение задач-кейсов.
Промежуточный контроль осуществляется посредством тестирования и
проведением бесед по теме, решением задач-кейсов, а также оценкой промежуточных
мини-проектов путем презентации обучающимся или командой обучающихся
проделанной над проектом работы перед одноклассниками и педагогом.
Защита итогового проекта осуществляется путем выступления- презентации
обучающимся или командой обучающихся перед одноклассниками и родителями.
Презентация должна включать в себя тему проекта, его цели и задачи, результаты,
методы и средства, которыми были достигнуты полученные результаты, описание
навыков и программного обеспечения, которым овладели обучающиеся. Презентация
может быть выполнена любым удобным наглядным показательным способом
(видеоролик, презентация и т.п.). Проекты и портфолио обучающихся могут быть
представлены на тестовых стендах и опробованы желающими.
Итоговый проект оценивается формируемой комиссией. Состав комиссии (не
менее 3-х человек): педагог (в обязательном порядке), администрация учебной
организации, педагоги других направлений обучения. Приветствуется привлечение ITпрофессионалов.
При анализе результатов стоит учитывать, что при низком уровне знаний
учащемуся будет сложно осваивать новые знания и выполнять практические заданий
второго года обучения. При среднем и высоком уровне знаний обучение на базовом
уровне будет более продуктивным, повысится вероятность успешного окончаниякурса.
Компонентами оценки итогового годового проекта являются (по мере убывания
значимости): качество итогового годового проекта, отзыв руководителя проекта,
уровень презентации и защиты проекта. Если проект выполнен группойобучающихся,
то при оценивании учитывается не только уровень исполнения проекта в целом, но и
личный вклад каждого из авторов. Решение принимается коллегиально.
Минимальное количество баллов, которое возможно получить по результатам
промежуточного контроля по первому году обучения - 1 балл, максимальное – 25
баллов.
Минимальное количество баллов, которое возможно получить по результатам
защиты промежуточного мини-проекта - 1 балл, максимальное – 25
баллов.
Минимальное количество баллов, которое возможно получить по результатам
защиты итогового проекта - 1 балл, максимальное – 50 баллов.
Сумма баллов результатов промежуточного контроля и защиты итогового
проекта переводится в один из уровней освоения образовательной программы согласно
таблице 4:
Таблица 4

Баллы, набранные учащимся.

Уровень освоения

1-39

Низкий

40-79

Средний

80-100

Высокий

Перечень диагностического материала для осуществления мониторинга
личностных и метапредметных планируемых результатов
1. Анкета «Оценка уровня учебной мотивации», автор Лусканова Н.Г.
(Приложение № 6);
2. Мониторинг достижения обучающимися метапредметных результатов
(Приложение № 8);
3. Мониторинг достижения обучающимися личностных результатов
(Приложение № 7)
4. Диагностика поведенческих характеристик обучающихся (Приложение № 5)

Приложение № 1
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Основы дизайна»

Учебный план по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Основы дизайна» на 2023-2024 учебный год
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Всего:

Название темы
Введение в предмет.
Значение рисунка и чертежа в дизайне. Упражнения.
Основные выразительные средства в конструировании.
Форма в дизайне. Линейные, плоскостные и объёмные формы
Стилизация. Составление орнамента из растительных форм.
Декор - средство раскрытия выразительности предмета.
Упражнения.
Составление геометрического орнамента в декоративной
композиции.
Шрифт. Упражнения.
Шрифт и цвет. Упражнения.
Эскиз и выполнение поздравительной открытки.
Макетирование. Развёртки геометрических тел. Куб,
параллелепипед и конус.
Макет- конструкция предмета по выбору. (Светильник и др.)
Органичность и целостность композиции. Упражнения.
Пропорциональность и ритм. Упражнения.
Симметрия и асимметрия. Эскиз декоративной решётки.
Художественная роспись ткани. Баттик. Эскизы.
Традиционные способы росписи ткани. Холодный батик.
Промежуточная аттестация. Итоговый проект.

Общее количество
часов
2
2
2
9
2
9
4
4
4
8
4
2
2
2
2
4
4
2
78

Приложение № 2
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Основы дизайна»

Календарный учебный график по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Основы дизайна» на 2023-2024 учебный год
Год
обучения

1 год

Дата
начала
обучения
по
программе
01.09.2023

Дата
окончания
обучения
по
программе
03.06.2024

Всего
учебных
недель

Количество
учебных
часов

Режим
занятий

39

78

2 раза в
неделю по 1
часу

Продолжительность каникул в течение учебного года: 01.01.2024-10.01.2024.
Выход на занятия 11.01.2024

Приложение № 3
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Основы дизайна»

Лист оценки обучающихся в рамках промежуточного контроля
прирешении практических задач, кейсов, проведении бесед.

РЕЗУЛЬТАТ

Эффективная работа в команде
(при командном взаимодействии)

Бережное отношение к
материально-техническим
ценностям, соблюдение техники
безопасности.

п/п

Владение подходами

№

Знание основ дизайна

ФИО

Применение практических
дизайнерских навыков

ПОКАЗАТЕЛИ

1
2
3
4
5
6

Каждый показатель соответствует числу от 1 до 5, где 1 – результат не
удовлетворителен, 5 –отличный результат. Итоговый результат выставляется
путем вычисления среднего арифметического числа всех показателей.
Максимальное количество баллов –25.

Приложение № 4
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Основы дизайна»

Приложение № 5
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Основы дизайна»

ДИАГНОСТИКА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБУЧАЮЩИХСЯ
Авторы: Дж. Рензулли и соавторы, в адаптации Л.В. Поповой
Возраст детей: 12-17 лет
Цель: Эта шкала составлена для того, чтобы педагог мог оценить
характеристики, обучающихся в познавательной, мотивационной, творческой и
лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к
другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто вы наблюдали у
обучающегося проявление каждой из характеристик. Так как четыре шкалы
представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам
не суммируются.
Инструкция: пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и
обведите соответствующую цифру согласно следующему описанию:
1 – если вы почти никогда не наблюдали этой характеристики; 2 – если вы
наблюдаете эту характеристику время от времени; 3 – если вы наблюдаете эту
характеристику довольно часто; 4 – если вы наблюдаете эту характеристику почти
все время.
Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам.
Ваша оценка должна отражать, насколько часто Вы наблюдали проявление каждой
из характеристик. Так как четыре шкалы представляют относительно разные
стороны поведения, оценки по разным шкалам не суммируются. Далее следуйте
инструкции в таблице, чтобы узнать результаты.
Пример расчета результатов:
№

Утверждение

Выберите цифру

1.

Обладает необычно большим для этого возраста запасом слов; 1
использует термины с пониманием; речь отличается богатством
выражений, беглостью, сложностью.

2.

2

3

4

Обладает большим запасом информации по разнообразным
темам (выходящим за пределы обычных интересов детей этого
1
возраста).

2

3

4

3.

Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.

1

2

3

4

4.

Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается
понять «как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль
вопросов (в отличие от вопросов, направленных на получение 1
фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений или действий
людей.

2

3

4

5.

Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно "видит больше" или
"извлекает больше", чем другие, из рас- сказа, фильма, из того,
1
что происходит

2

3

4

Шаг 1. Подсчитайте число обведенных цифр по каж- дой колонке:

-

4

6

4

Шаг 2. Полученные значения умножьте на соответ- ствующий
коэффициент:

х1

х2

х3

х4

Шаг 3. Сложите полученные числа:

-

8

18

16

Шаг 4. Общий показатель равен:

42

! После каждой шкалы есть интерпретация выраженности характеристик у
обучающегося.
ШКАЛА I. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИКА.
№
1.

2.

Утверждение

Выберите цифру

Обладает необычно большим для этого возраста запасом слов;
использует термины с пониманием; речь отличается богатством
1
выражений, беглостью, сложностью.

2

3

4

1

2

3

4

Обладает большим запасом информации по разнообразным темам
(выходящим за пределы обычных интересов детей этого возраста).

3.

Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.

1

2

3

4

4.

Легко схватывает причинноследственные связи; пытается понять 1
«как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль вопросов (в
отличие от вопросов, направленных на получение фактов); хочет
знать, что лежит основе явлений или действий людей.

2

3

4

5.

Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно "видит больше" или
"извлекает больше", чем другие, из рассказа, фильма, из того, что
1
происходит.

2

3

4

х2

х3

х4

Шаг 1. Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке:
Шаг 2. Полученные
коэффициент:

значения

Шаг 3. Сложите полученные числа:
Шаг 4. Общий показатель равен:

умножьте

на

соответствующий х1

Интерпретация Шкалы I:
0 - 10 баллов – низкий показатель
11 – 20 баллов – пониженный показатель
21 – 40 баллов – средний показатель
41-65 баллов – повышенный показатель
66-80 баллов – высокий показатель
ШКАЛА II. МОТИВАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
№

Утверждение

Выберите цифру

Полностью уходит» в определенные темы, проблемы; настойчиво
стремиться к завершению начатого (трудно привлечь к другой теме,
1
заданию).

2

3

4

2.

Легко впадает в скуку от обычных заданий.

1

2

3

4

3.

Стремиться к совершенству; отличается самокритичностью.

1

2

3

4

4.

Предпочитает
работать
самостоятельно;
минимального направления от педагога.

лишь 1

2

3

4

5.

Имеет склонность организовывать людей, предметы, ситуацию.

2

3

4

х2

х3

х4

1.

требует

1

Шаг 1. Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке:
Шаг 2. Полученные
коэффициент:

значения

умножьте

на

соответствующий х1

Шаг 3. Сложите полученные числа:
Шаг 4. Общий показатель равен:

Интерпретация Шкалы II:
0 - 10 баллов – низкий показатель
11 – 20 баллов – пониженный показатель
21 – 40 баллов – средний показатель
41-65 баллов – повышенный показатель
66-80 баллов – высокий показатель
ШКАЛА III. ЛИДЕРСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.
№
1.

Утверждение
Проявляет ответственность; делает то, что обещает и обычно делает 1
хорошо.

Выберите цифру
2

3

4

2.

Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми; 1
хорошо себя чувствует, когда его просят показать свою работу
группе.

2

3

4

3.

Ясно выражает свои мысли и чувства; хорошо и обычно понятно 1
говорит.

2

3

4

4.

Любит находится с людьми, общителен и предпочитает не 1
оставаться в одиночестве.

2

3

4

5.

Имеет склонность доминировать среди других; как правило,
руководит деятельностью, в которой участвует.

2

3

4

х2

х3

х4

1

Шаг 1. Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке:
Шаг 2. Полученные значения умножьте на соответству- ющий х1
коэффициент:
Шаг 3. Сложите полученные числа:
Шаг 4. Общий показатель равен:

Интерпретация Шкалы III:
0 - 10 баллов – низкий показатель
11 – 20 баллов – пониженный показатель
21 – 40 баллов – средний показатель
41-65 баллов – повышенный показатель
66-80 баллов – высокий показатель
ШКАЛА IV. ТВОРЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.
№

Утверждение

Выберите цифру

1.

Проявляет большую любознательность в отношении многого;
постоянно задает обо всем вопросы.

1

2

3

4

2.

Выдвигает большое количество идей или решений проблем и 1
ответов на вопросы; предлагает необычные, оригинальные, умные
ответы.

2

3

4

3.

Выражает свое мнение без колебаний; иногда радикален и горяч в
дискуссиях, настойчив.

1

2

3

4

4.

Любит рисковать, имеет склонность к приключениям.

1

2

3

4

5.

Склонность к игре с идеями; фантазирует, придумывает
(«Интересно, что будет, если…»), занят приспособлением,
улучшением и изменением общественных институтов, предметов 1
и систем.

2

3

4

2

3

4

6.

Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, 1
которые не кажутся смешными остальным.

7.

Необычно чувствителен к внутренним импульсам и более открыт
к иррациональному в себе (более свободное выражение
«девчоночьих» интересов у мальчиков, большая независимость у 1
девочек); эмоциональная чувствительность.

2

3

4

8.

Чувствителен к прекрасному; обращает внимание на эстетические 1
стороны жизни.

2

3

4

9.

Не подвержен влиянию группы; приемлет беспоря- док; не
интересуется деталями; не боится быть от- личным от других.

1

2

3

4

10.

Дает конструктивную критику; не склонен
авторитеты без критического изучения.

мать 1

2

3

4

х2

х3

х4

прини-

Шаг 1. Подсчитайте число обведенных цифр по каж- дой колонке:
Шаг 2. Полученные значения умножьте на соответ- ствующий
коэффициент:
Шаг 3. Сложите полученные числа:
Шаг 4. Общий показатель равен:

Интерпретация Шкалы IV:
0 - 30 баллов – низкий показатель
31 – 45 баллов – пониженный показатель
46 – 65 баллов – средний показатель
76 - 100 баллов – повышенный показатель
101 - 160 баллов – высокий показатель

х1

Приложение № 6
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Основы дизайна»

Анкета «Оценка уровня учебной мотивации»
Автор: Лусканова Н.Г.
Возраст детей: неограничен
Цель: определение школьной мотивации.
Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» может быть использована при
индивидуальной диагностике, а также применяться для групповой диагностики.
Вопросы адаптированы для использования в организациях дополнительного
образования. При этом допустимы два варианта предъявления:
•
Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов,
а дети должны написать те ответы, которые им подходят.
•
Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор
просит их отметить все подходящие ответы.
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте
выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы.
Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой
способ затруднен для детей 7-8 лет, так как дети еще плохо читают.
Анкета допускает повторные вопросы, что позволяет оценить динамику
мотивации. Снижение уровня мотивации может служить критерием дезадаптации
ребенка в группе, а ее повышение – положительной динамике в обучении и развитии.
Инструкция для индивидуальной формы работы: «Сначала послушай вопрос и
три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который
выражает твоё мнение»
Инструкция для групповой формы работы: «Прочитайте вопрос и из
предложенных вариантов ответа выберите один и отметьте его буквенное значение
на бланке ответов».
Вопросы анкеты:
1)
Тебе нравится заниматься (название обучающейпрограммы)?
1. не очень
2. нравится
3. не нравится
2)
Ты с радостью идешь на дополнительные занятия (название кружка/программы) или тебе часто хочется остаться дома?
1. чаще хочется остаться дома
2. бывает по-разному
3. иду с радостью
3)
Если бы педагог сказал, что завтра на занятия не обязательно приходить

всем ребятам, что желающие могут остаться дома, ты бы пошел на занятия или
предпочел остаться дома?
1. не знаю
2. остался бы дома
3. пошел бы в школу
4)
Тебе нравится, когда у вас отменяют занятия по
(название
программы)?
1. не нравится
2. бывает по-разному
3. нравится
5)
Ты хотел бы, чтобы педагог не давал самостоятельной работы домой?
1. хотел бы
2. не хотел бы
3. не знаю
6)
Ты хотел бы, чтобы занятия стали короче?
1. не знаю
2. не хотел бы
3. хотел бы
7)
Ты часто рассказываешь родителям о том, что происходит на занятиях?
1. часто
2. редко
3. не рассказываю
8)
Ты хотел бы, чтобы твой педагог был менее строгим?
1. точно не знаю
2. хотел бы
3. не хотел бы
9)
У тебя в группе много друзей?
1. мало
2. много
3. нет друзей
10) Тебе нравятся ребята, с которыми ты посещаешь занятия ?
1. нравятся
2. не очень
3. не нравятся
Обработка и интерпретация результатов:
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на
вопросы анкеты.
№ вопроса

Оценка за 1-йответ

Оценка за 2-йответ

Оценка за 3-йответ

1
2
3
4
5
6

1
0
1
3
0
1

3
1
0
1
3
3

0
3
3
0
1
0

7
8
9
10

3
1
1
3

1
0
3
1

0
3
0
0

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень мотивации, учебной
активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно
выполнять все предъявляемые педагогом требования. Ребята четко следуют всем
указаниям педагога, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если
получают неудовлетворительные результаты.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая мотивация.
Подобные показатели имеют большинство ребят 7-8 лет, успешно
справляющихся с образовательной деятельностью. Подобный уровень мотивации
является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к
дополнительным занятиям, но их больше привлекает проектная или похожая
деятельность, нежели сами занятия.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя на дополнительных
занятиях, однако посещают их, чтобы общаться с друзьями, с педагогом.
Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, иучебный
процесс их мало привлекает.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая мотивация.
Эти дети посещают программы дополнительного образования неохотно,
предпочитают пропускать занятия. На занятиях часто занимаются посторонними
делами, играми. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации, испытывают
серьезные затруднения в учебной деятельности.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение кдополнительным
занятиям, учебная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются
с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с ребятами, во
взаимоотношениях с педагогом. Занятия в объединении/секции, нередко
воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них
невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других
случаях ребята могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания,
следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных детейотмечаются
нервно-психические нарушения.

Приложение № 7
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Основы дизайна»

Приложение № 8
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Основы дизайна»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».