Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Оказание первой помощи

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Оказание первой помощи»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 12-16 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель (разработчик): Кировский Евгений
Владимирович, педагог дополнительного образования

г. Североуральск, 2023 год

1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.1.
2.2
3

Оглавление
Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы. Учебно-тематический план
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Форма аттестации и оценочные материалы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение № 1. Учебный план на 2021-2022 учебный год
Приложение № 2. Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год
Приложение № 3. Лист оценки презентаций обучающихся в рамках
промежуточного контроля
Приложение № 4. Лист оценки итогового проекта
Приложение № 5. Диагностика поведенческих характеристик
обучающихся, автор Дж. Рензулли
Приложение № 6. Анкета «Оценка уровня учебной мотивации», автор
Лусканова Н.Г.
Приложение № 7. Мониторинг достижения обучающимися личностных
результатов
Приложение № 8. Мониторинг достижения обучающимися
метапредметных результатов

1
1
3
4
7
8
10
11
13
15
16
17
20
21
24
30
31

1. Комплекс основных характеристик
1.1 Пояснительная записка
Направленность: социально-гуманитарная
Актуальность
Проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную
значимость. Потеря здоровья у молодых девушек и юношей становится угрозой для
здоровья нации, что не может не сказаться на демографическом потенциале страны,
поэтому охрана здоровья – важная государственная задача. Родителей, педагогов
тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение
среди подростков вредных привычек, а «болезни поведения» стали проблемой
современности. Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, поэтому
необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу
жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье.
Программа способствует углублению знаний школьников по основам
медицинских знаний, выработке дополнительных умений и навыков диагностирования
заболеваний, оказания первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим,
выполнению некоторых предписаний врача по уходу за больным. С другой стороны,
программа направлена на углубление понимания школьников биохимических и
физиологических процессов, протекающих на уровне организма человека, различения
нормы и патологии. На сегодняшний день в школах России нет универсальной системы
массового обучения медицинским аспектам оказания первой помощи. Информацию об
опасности тех или иных состояний, охраны здоровья и медицинской терминологии
современный человек получает из научно- популярной литературы или теле- и
радиопередач, которые зачастую носят формальный характер.
Не секрет, какими колоссальными потерями оборачивается подобное невежество
для каждого из нас, сколько человеческих жизней уносится из-за безграмотности тех,
кто оказывается рядом с пострадавшим. Для решения этой проблемы предлагается
программа «Первая медицинская помощь», назначение которой - дать ту сумму
неформальных знаний и навыков, которые позволят каждому человеку сохранить своё
здоровье и оказать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Отличительные особенности
Содержание программы имеет особенности, обусловленные, задачами развития,
обучения и воспитания учащихся, социальными требованиями к уровню развития их
личностных
и познавательных
качеств, психологическими
возрастными
особенностями учащихся. Содержание и структура курса обеспечивают выполнение
требований к уровню подготовки школьников, развитие творческих умений, научного
мировоззрения, гуманности, привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого
отношения к людям.
Отличительные особенности программы:
• успешность: обучения определяется способностью ребенка самостоятельно
объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как
результат – осознанное поведение в реальных опасных условиях.
• доступность: учебный материал должен быть изложен в доступной форме.
• наглядность: при обучении личной безопасности необходимы наглядные
средства: плакаты, видеофильмы, чтобы дети могли увидеть, услышать и
потрогать, тем самым реализовав потребность в познании.

• единство воспитания и обучения: на всех этапах обучения необходимо
воспитывать у детей культуру безопасности. Программа содействует
сохранению единого образовательного пространства.
Адресат
• Возраст обучающихся: 12-16 лет
• Численность группы: до 15 обучающихся
• В реализации данной программы участвуют обучающиеся не имеющие
медицинских
противопоказаний.
Программа
не
предусматривает
конкурсного отбора.
Режим занятий: 2 часа в неделю. Продолжительность занятий в группах
устанавливается в соответствии с санитарными нормами и правилами и
рассчитана в академических часах (академический час – 40 минут) с учетом
возрастных особенностей обучающихся.
Объем общеразвивающей программы: 78 часов
Срок освоения: 1 год
Уровневость: стартовый уровень
Формы обучения: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные,
парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и
внешкольные формы обучения.
Виды занятий: комбинированные, лекции, коллоквиумы, экскурсии,
обучающие игры, презентации, проектирование, круглый стол, ролевые
игры.
Формы подведения результатов: Опрос, контрольное занятие, ситуативные
игры, практические занятия, контрольные упражнения, игра-испытание,
самоанализ.
1.2 Цель и задачи программы
Цель Программы – расширение знаний по медицине и использование их
для оказания первой медицинской помощи.
Задачи Программы:
Образовательные:
• формирование у обучающихся прочных и осознанных навыков оказания
первойдоврачебной медицинской помощи;
• формирование алгоритма оптимальных действий в опасной и
чрезвычайнойситуации различного характера.
• актуализация знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека
• формирование знаний о симптомах некоторых, наиболее часто
встречающихсяпатологических состояний человека.
• формирование умений оказывать неотложную медицинскую помощь.
• формирование у учащихся правильного отношения к своему здоровью.
• определение и закрепление профориентационных склонностей

школьников, направленных на освоение в дальнейшем биологических,
медицинских специальностей.
Развивающие:
• развитие положительных морально-волевых качеств личности подростка;
• формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укреплениездоровья учащихся;
• формирование чувства ответственности за свою жизнь и жизнь
окружающих;
Воспитательные:
• формирование активной гражданской позиции подростков, приобщение к
вопросам личной и коллективной безопасности;
• мотивация подростков к предотвращению чрезвычайных ситуаций,
оказаниюсамо и взаимопомощи, умелым и быстрым действиям в любой ситуации;
формирование чувства патриотизма, любви к Родине.
Содержание общеразвивающей программы

1.3

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п\п

Тематический
блок

1
2

Введение
Основы
здорового образа
жизни

3

Инфекционные
заболевания.
Меры их
предупреждения.
Пищевые
отравления

4

Оказание первой
медицинской
помощи

Разделы

Виды медицинской и
доврачебной
помощи
Личная и
общественная
гигиена
Гигиена как наука о
сохранении здоровья
людей.
Понятия об
инфекционных
болезнях, их
предупреждение.
Респираторные
и
простудные
заболевания.
Правила
ухода за
больными
Гигиена питания.
Пищевые отравления
и их профилактика.
Значение
дезинфекции
Значение
первой
помощи и правила её
оказания.
Способы
искусственного
дыхания. Непрямой
массаж сердца

Количество часов
всего
1
10

теор.
1
8

практ.

12

10

2

24

12

12

2

Формы
контроля
Беседа
Тест Опрос

Тест, опрос

5

Азбука выживания

Укусы
насекомых,
собак,
ядовитых
змей
Раны и травмы Виды
кровотечений.
Вывихи, переломы,
ушибы, растяжения.
Ожоги
и
обморожение
Опасность на воде
Обморок и удушье
Факторы риска.
Основы безопасности.
Поведение в
экстремальных
ситуациях.
Поведение в
экстремальных
ситуациях.
Выживание
в
автономном походе.
Социальнопсихологическая
подготовка
Выживание в
различных ЧС.

30

20

10

Ситуативные игры.

1

Итоговый проект

Противопожарная
подготовка.
6

Промежуточная
аттестация. Итоговый
проект

2
ИТОГО:

78

43

35

Содержание учебно-тематического плана
1. Введение.
Теория. Цель, задачи и содержание программы. Организация теоретического и
практического обучения: правила внутреннего распорядка, режим занятий, правила
поведения и безопасного труда в учебном классе, на рабочем месте. Понятие
милосердие. Опрос.
2. Основы здорового образа жизни
Теория.
Виды медицинской и доврачебной помощи
Иметь представление о средствах оказания первой доврачебной помощи.
Познакомиться с содержанием медицинской (домашней) аптечки. Личная и
общественная гигиена. Гигиена как наука о сохранении здоровья людей. Факторы
внешней среды и их влияние на здоровье людей. Роль проветривания и влажной уборки
в комнате. Текущая и генеральная уборка.
Практика.
Тестирование по пройденному материалу. Викторина. Разбор аптечки.
3. Инфекционные заболевания. Меры их предупреждения. Пищевые отравления
Теория.
✓ Понятия об инфекционных болезнях, их предупреждение.

✓ Респираторные и простудные заболевания. Профилактика ОРЗ, ОРВИ. Значение
закаливания.
✓ Правила ухода за больными. Значение для человека распорядка дня, режима
питания, активного отдыха, сна. Гигиеническое значение ухода за кожей,
волосами, ногтями, полостью рта. Значение своевременной смены постельного и
нательного белья.
✓ Гигиена питания. Физиологические нормы питания. Белки, жиры, углеводы,
минеральные вещества, витамины. Режим питания.
✓ Пищевые отравления и их профилактика. Кормление больного. Профилактика
инфекционных болезней. Значение дезинфекции. Отравления препаратами
бытовой химии. Различать предметы бытовой химии. Знать приемы оказания
первой доврачебной помощи при отравлениях препаратами бытовой химии.
Пищевые отравления, меры предупреждений и первая помощь. Виды первой
доврачебной помощи при пищевых отравлениях.
Практика.
Тестирование по пройденному материалу. Ситуативные игры. Решение задач.
4. Оказание первой медицинской помощи.
Теория.
✓ Сущность и задачи первой медицинской помощи (ПМП). Последовательность и
правила оказания первой помощи. Формирование представления о способах
искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
✓ Первичная обработка раны при укусах насекомых, собак и ядовитых змей.
✓ Направление пострадавшего в травмпункт для оказания помощи. Зависимость
состояния от места укуса змеи. Наибольшая опасность от укуса в шею, голову
при прокусывании вен. Помощь, удаление яда из раны, госпитализация. Общая
картина в зависимости от дозы яда и индивидуальной чувствительности (числа
укусов). Общие симптомы, первая помощь, удаление жала, обработка раны,
прикладывание холода.
✓ Понятия о ранах и травмах различного рода.
✓ Научить отличать по признакам артериальное и венозное кровотечение;
угрожающее жизни и неопасное кровотечения. Способы временной остановки
кровотечений. Правила наложения жгута, ватно-марлевой повязки. Правила
наложения стерильных повязок на рану.
✓ Ожоги, причины, виды, степени. Оказание первой медицинской помощи.
Обморожение. Воздействие низких температур на организм. Первая помощь.
Обморок. Измерение артериального давления.
✓ Вывихи, переломы, ушибы, растяжения. Оказание ПМП с использованием
подручных средств для иммобилизации конечностей. ПМП при ушибах и
растяжениях.
✓ Беда на воде. Отравление угарным газом.
Практика.
Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи в заданной
ситуации. Решение задач.
5. Азбука выживания
Теория:
✓ Окружающая среда: природная, производственная и бытовая, факторы риска.
Организация спасательного дела в России. Российская система предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Единая диспетчерская служба.

✓ Понятия опасности и определение опасных факторов. Чрезвычайные ситуации
(ЧС) природного характера – землетрясения, смерчи, наводнения, лавины, сели,
камнепады, обвалы. ЧС техногенного характера – аварии, катастрофы, пожары и
др. ЧС экологического характера – эпидемии, пандемиии др. Выживание в
природной среде. Жизнедеятельность при отсутствии пищи, воды, при
замерзании, при нехватке кислорода.
✓ Дружба и взаимовыручка в команде. Значение психологической подготовки,
реакция людей на стрессовые ситуации. Развитие памяти, простой мышечной
реакции. Страх и способы его преодоления. Внимание, память и мышление –
необходимые факторы выживания. Оптимальные и экстремальные условия
жизнеобитания человека. Порог выживаемости человека (условия, время,
возможность возвращения к жизни). Возможные последствия для организма
человека, пребывающего в экстремальных условиях.
✓ Классификация пожаров. Пожары в жилых помещениях, производственных
помещениях. Средства защиты от огня. Характеристика поражающих факторов.
Практика:
Создание условно чрезвычайных ситуаций, действия в них, разбор и исправление
ошибок. Отработка действий в природной среде при введении вводных по условному
выживанию, разбор и исправление ошибок. Игры, развивающие психические функции,
психологическую устойчивость, игры на снятие напряжения горения.
1.4 Планируемые результаты
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•

•

Личностные:
развитие любознательности;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
воспитание ответственного отношения к своему здоровью;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории;
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности.
формирование гармонично развитой личности с активной гражданской
позицией, обладающей желанием и необходимыми навыками для

преобразовательной деятельности в области профилактики травматизма,
инфекционных болезней и последствий нездорового образа жизни;
• формирование таких нравственных качеств, как милосердие, сострадание,
соучастие;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни;
• воспитание ответственного отношения к личному здоровью и здоровью
окружающих.
Метапредметные:
• умение работать с разными источниками медицинской информации
• умение сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих.
В результате освоения содержания кружка у учащихся предполагается
формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных.
коммуникативных, личностных).
Познавательные УУД: в предлагаемом курсе кружка изучаемые определения и
правила становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства
объектов. В процессе поиска решения у учеников формируются и развиваются
основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения,
аналогии и т.д.), умения различать разнообразные явления, обосновывать этапы
решения учебной задачи. производить анализ и преобразование информации.
Регулятивные УУД: содержание кружка позволяет развивать и эту группу
умений. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей
деятельности. планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану,
оценивать и корректировать полученный результат.
Коммуникативные УУД: в процессе изучения материала кружка осуществляется
знакомство с медицинским языком, формируются речевые умения: дети учатся
высказывать суждения с использованием медицинских терминов и понятий.
формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности
или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной
задачи.
Предметные:
• освоение правил оказанияпервой доврачебной медицинской помощи при
различных видах повреждений;
• умение анализировать возможные последствия различных повреждений и травм;
• отработка приемов оказания первой доврачебной медицинской помощи;
• овладение манипуляционной техникой.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1

Условия реализации программы

Материально-технические обеспечение
Программа реализуется при условии наличия следующего:
• просторного, светлого помещения не менее чем на 16 посадочных мест,
оснащённого в соответствии с требованиями СанПиН 2.4. 3648-20;

• специальное оборудование:
✓ тематические папки 2 шт.
✓ наглядные пособия, изготовленные педагогами и детьми, а также готовые
наглядные пособия 5 шт.
✓ методические разработки мероприятий 3 шт.
✓ нетбуки для учащихся
✓ интерактивный комплекс
✓ бинт
✓ жгут
✓ шины
✓ аптечка первой помощи
✓ манекен
✓ санитарные салфетки для проведения искусственной вентиляции легких
✓ пенополиэтиленовый коврик
✓ поясной ремень
✓ транспортировочная сумка
Информационное обеспечение: видео-, фотоматериалы, репродукции,
альбомы, журналы, книги.
Кадровое обеспечение: реализация программы осуществляется педагогом
дополнительного образования, имеющим высшее или среднее
профессиональное образование, обладающим профессиональными знаниями в
сфере декоративно-прикладного творчества. Педагогу необходимо знать
специфику дополнительного образования, иметь практический опыт в сфере
организации интерактивной деятельности детей.
Методические материалы
Использование методов на занятиях:
• методы практико-ориентированной деятельности (упражнения, тренинги);
• словесные методы (объяснение, беседа, диалог, консультация);
• метод наблюдения (визуально, зарисовки, рисунки);
• наглядный метод: метод иллюстраций: показ плакатов, таблиц, картин, карт,
зарисовок на доске;
• метод демонстраций: демонстрация опытов, компьютер;
• практические: упражнения.
Особая
группа
–
это активные методы
обучения: методы,
при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый
характер.
Использование учителем активных методов обучения предполагает:
• глубоко продуманные учебные цели;
• высокий уровень включенности учеников;
• анализ и обсуждение приобретённого детьми опыта или полученной
информации.
Использование различных форм организации образовательного процесса:
• занятия в кабинете (тематические, игровые, интегрированные, итоговые);
• фронтальная (коллективная);
• групповая;

• индивидуальная.
При фронтальной форме организации учебной деятельности педагог работает со
всей группой. Но, в отличие от урочной деятельности, на кружке царит более
раскрепощённая, доверительная обстановка, и все дети с удовольствием включаются в
учебный процесс, могут высказать своё мнение, поделиться опытом. Допускается
свободный диалог.
Следующая форма организации учебной деятельности – групповая.
Индивидуальная форма – применяется постоянно. Школьники готовят доклады,
рефераты, выступления, участвуют в различных конкурсах. Работают по
индивидуальным заданиям с дидактическим материалом, проводят практическую
работу (наблюдения, опыты).
По окончании каждой темы проводятся: опрос, зачёт, защита рефератов
Данная программа может быть эффективно реализована во взаимосвязи учебноинформационного и методического обеспечения, что в целом обеспечивает
результативность процесса обучения и воспитания, эффективность деятельности
средствами информационно- коммуникационного сопровождения.
2.2 Форма аттестации и оценочные материалы
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся по программе осуществляется согласно календарному
учебному графику.
Диагностика: мониторинг освоения детьми настоящей Программы
проводится руководителем 2 раза в год (в середине и в конце учебного года)и
определяется с помощью устного опроса, тестирования, наблюдения, проектных
работ. Тестирование в совокупности с наблюдением педагога за обучающимися
оценивается по трем уровням: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.
В конце каждого учебного года можно проследить динамику усвоения и
успеваемости каждого обучающегося.
Мониторинг образовательных результатов.
Критерии
1. Теоретическая
подготовка
1.1
Теоретические
знания по
каждому модулю

адение
специальной
терминологией

Показатели
Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям

Осмысленностьи
правильность
использования
специальной
терминологии

Количество баллов
Минимальный уровень –
учащийся владеет менее чем ½
объема знаний,
предусмотренных программой
(1-3 балла)
Средний уровень – объем
усвоенных знаний составляет
более ½ (4-7 баллов)
Максимальный уровень –
освоен практически весь объем
знаний, предусмотренных
программой за конкретный
период (8-10 баллов)
Минимальный уровень –
учащийся, как правило, избегает
применять специальные
термины (1-3 балла)
Средний уровень – учащийся

Методы
диагностики
Наблюдение,
опрос, беседа

Письменные
задания,
опрос

2. Практическая
подготовка
актические навыки
и умения

адение
специальным
оборудованием и
оснащением

орческие навыки

Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям

Отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения

Креативность
в выполнении
практических
заданий

сочетает специальную
терминологию с бытовой (4-7
баллов)
Максимальный уровень –
специальные термины
употребляет осознанно и в их
полном соответствии с
содержанием (8-10 баллов)
Минимальный уровень –
учащийся овладел менее чем ½
предусмотренных умений и
навыков (1-3 балла)
Средний уровень – объем
усвоенных навыков и умений
составляет более ½ (4-7 баллов)
Максимальный уровень –
учащийся овладел практически
всеми умениями и навыками,
предусмотренными программой
(8-10 баллов)
Минимальный уровень –
учащийся испытывает
серьезные затруднения при
работе с оборудованием (1-3
балла)
Средний уровень – работает с
оборудованием с помощью
педагога (4-7 баллов)
Максимальный уровень –
работает с оборудованием
самостоятельно, не испытывая
особых затруднений (8-10
баллов)
Начальный уровень развития
креативности – учащийся в
состоянии выполнить лишь
простейшие практические
задания (1-3 балла)
Репродуктивный уровень –
выполняет задания на основе
образца (4-7 баллов)
Творческий уровень –
выполняет практические
задания с элементами
творчества (8-10 баллов)

Анализ
выполнения
текущих и
итоговых работ

Анализ
выполнения
текущих и
итоговых работ

Анализ
выполнения
текущих и
итоговых работ,
участие в
выставках и
соревнованиях

Система отслеживания результатов, обучающихся выстроена
следующим образом:
− промежуточный контроль по первому году обучения (Приложение 3);
− защита итогового проекта (Приложение 4);
Способы проверки уровня освоения тем: опрос, тестирование, выполнение
упражнений, беседа, практические работы, презентации, решение задач-кейсов.

Промежуточный контроль осуществляется посредством тестирования и
проведением бесед по теме, решением задач-кейсов, а также оценкой промежуточных
мини-проектов путем презентации обучающимся или командой обучающихся
проделанной над проектом работы перед одноклассниками и педагогом.
Защита итогового проекта осуществляется путем выступления- презентации
обучающимся или командой обучающихся перед одноклассниками и родителями.
Презентация должна включать в себя тему проекта, его цели и задачи, результаты,
методы и средства, которыми были достигнуты полученные результаты, описание
навыков и программного обеспечения, которым овладели обучающиеся. Презентация
может быть выполнена любым удобным наглядным показательным способом
(видеоролик, презентация и т.п.). Проекты и портфолио обучающихся могут быть
представлены на тестовых стендах и опробованы желающими.
Итоговый проект оценивается формируемой комиссией. Состав комиссии (не
менее 3-х человек): педагог (в обязательном порядке), администрация учебной
организации, педагоги других направлений обучения. Приветствуется привлечение ITпрофессионалов.
При анализе результатов стоит учитывать, что при низком уровне знаний
учащемуся будет сложно осваивать новые знания и выполнять практические заданий
второго года обучения. При среднем и высоком уровне знаний обучение на базовом
уровне будет более продуктивным, повысится вероятность успешного окончаниякурса.
Компонентами оценки итогового годового проекта являются (по мере убывания
значимости): качество итогового годового проекта, отзыв руководителя проекта,
уровень презентации и защиты проекта. Если проект выполнен группойобучающихся,
то при оценивании учитывается не только уровень исполнения проекта в целом, но и
личный вклад каждого из авторов. Решение принимается коллегиально.
Минимальное количество баллов, которое возможно получить по результатам
промежуточного контроля по первому году обучения - 1 балл, максимальное – 25
баллов.
Минимальное количество баллов, которое возможно получить по результатам
защиты промежуточного мини-проекта - 1 балл, максимальное – 25
баллов.
Минимальное количество баллов, которое возможно получить по результатам
защиты итогового проекта - 1 балл, максимальное – 50 баллов.
Сумма баллов результатов промежуточного контроля и защиты итогового
проекта переводится в один из уровней освоения образовательной программы согласно
таблице 4:
Таблица 4
Баллы, набранные учащимся.

Уровень освоения

1-39

Низкий

40-79

Средний

80-100

Высокий

Перечень диагностического материала для осуществления мониторинга
личностных и метапредметных планируемых результатов
1. Анкета «Оценка уровня учебной мотивации», автор Лусканова Н.Г.
(Приложение № 6);
2. Мониторинг достижения обучающимися метапредметных результатов
(Приложение № 8);
3. Мониторинг достижения обучающимися личностных результатов
(Приложение № 7)
4. Диагностика поведенческих характеристик обучающихся (Приложение № 5)

Приложение № 1
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Оказание первой помощи»

Учебный план по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Оказание первой помощи» на 2023-2024 учебный год
№

Название темы

1
2

Вводное занятие.

3

Инфекционные заболевания. Меры их предупреждения.
Пищевые отравления
Оказание первоймедицинской помощи
Азбука выживания
Промежуточная аттестация. Итоговый проект

4
5
6

Всего:

Основы здорового образа жизни

Общее количество
часов
1
10
12
24
30
2
78

Приложение № 2
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Оказание первой помощи»

Календарный учебный график по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Оказание первой помощи» на 2023-2024 учебный
год
Год
обучения

1 год

Дата
начала
обучения
по
программе
01.09.2023

Дата
окончания
обучения
по
программе
03.06.2024

Всего
учебных
недель

Количество
учебных
часов

Режим
занятий

39

78

2 раза в
неделю по 1
часу

Продолжительность каникул в течение учебного года: 01.01.2024-10.01.2024.
Выход на занятия 11.01.2024

Приложение № 3
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Оказание первой помощи»

Лист оценки обучающихся в рамках промежуточного контроля
прирешении практических задач, кейсов, проведении бесед.

РЕЗУЛЬТАТ

Эффективная работа в команде
(при командном взаимодействии)

Бережное отношение к
материально-техническим
ценностям, соблюдение техники
безопасности.

п/п

Владение подходами

№

Знание основ первой
медицинской помощи

ФИО

Применение практических
навыков первой медицинской
помощи

ПОКАЗАТЕЛИ

1
2
3
4
5
6

Каждый показатель соответствует числу от 1 до 5, где 1 – результат не
удовлетворителен, 5 –отличный результат. Итоговый результат выставляется
путем вычисления среднего арифметического числа всех показателей.
Максимальное количество баллов –25.

Приложение № 4
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Оказание первой помощи»

Приложение № 5
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Оказание первой помощи»

ДИАГНОСТИКА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБУЧАЮЩИХСЯ
Авторы: Дж. Рензулли и соавторы, в адаптации Л.В. Поповой
Возраст детей: 12-17 лет
Цель: Эта шкала составлена для того, чтобы педагог мог оценить
характеристики, обучающихся в познавательной, мотивационной, творческой и
лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к
другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто вы наблюдали у
обучающегося проявление каждой из характеристик. Так как четыре шкалы
представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам
не суммируются.
Инструкция: пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и
обведите соответствующую цифру согласно следующему описанию:
1 – если вы почти никогда не наблюдали этой характеристики; 2 – если вы
наблюдаете эту характеристику время от времени; 3 – если вы наблюдаете эту
характеристику довольно часто; 4 – если вы наблюдаете эту характеристику почти
все время.
Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам.
Ваша оценка должна отражать, насколько часто Вы наблюдали проявление каждой
из характеристик. Так как четыре шкалы представляют относительно разные
стороны поведения, оценки по разным шкалам не суммируются. Далее следуйте
инструкции в таблице, чтобы узнать результаты.
Пример расчета результатов:
№

Утверждение

Выберите цифру

1.

Обладает необычно большим для этого возраста запасом слов; 1
использует термины с пониманием; речь отличается богатством
выражений, беглостью, сложностью.

2.

2

3

4

Обладает большим запасом информации по разнообразным
темам (выходящим за пределы обычных интересов детей этого
1
возраста).

2

3

4

3.

Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.

1

2

3

4

4.

Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается
понять «как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль
вопросов (в отличие от вопросов, направленных на получение 1
фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений или действий
людей.

2

3

4

5.

Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно "видит больше" или
"извлекает больше", чем другие, из рас- сказа, фильма, из того,
1
что происходит

2

3

4

Шаг 1. Подсчитайте число обведенных цифр по каж- дой колонке:

-

4

6

4

Шаг 2. Полученные значения умножьте на соответ- ствующий
коэффициент:

х1

х2

х3

х4

Шаг 3. Сложите полученные числа:

-

8

18

16

Шаг 4. Общий показатель равен:

42

! После каждой шкалы есть интерпретация выраженности характеристик у
обучающегося.
ШКАЛА I. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИКА.
№
1.

2.

Утверждение

Выберите цифру

Обладает необычно большим для этого возраста запасом слов;
использует термины с пониманием; речь отличается богатством
1
выражений, беглостью, сложностью.

2

3

4

1

2

3

4

Обладает большим запасом информации по разнообразным темам
(выходящим за пределы обычных интересов детей этого возраста).

3.

Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.

1

2

3

4

4.

Легко схватывает причинноследственные связи; пытается понять 1
«как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль вопросов (в
отличие от вопросов, направленных на получение фактов); хочет
знать, что лежит основе явлений или действий людей.

2

3

4

5.

Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно "видит больше" или
"извлекает больше", чем другие, из рассказа, фильма, из того, что
1
происходит.

2

3

4

х2

х3

х4

Шаг 1. Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке:
Шаг 2. Полученные
коэффициент:

значения

Шаг 3. Сложите полученные числа:
Шаг 4. Общий показатель равен:

умножьте

на

соответствующий х1

Интерпретация Шкалы I:
0 - 10 баллов – низкий показатель
11 – 20 баллов – пониженный показатель
21 – 40 баллов – средний показатель
41-65 баллов – повышенный показатель
66-80 баллов – высокий показатель
ШКАЛА II. МОТИВАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
№

Утверждение

Выберите цифру

Полностью уходит» в определенные темы, проблемы; настойчиво
стремиться к завершению начатого (трудно привлечь к другой теме,
1
заданию).

2

3

4

2.

Легко впадает в скуку от обычных заданий.

1

2

3

4

3.

Стремиться к совершенству; отличается самокритичностью.

1

2

3

4

4.

Предпочитает
работать
самостоятельно;
минимального направления от педагога.

лишь 1

2

3

4

5.

Имеет склонность организовывать людей, предметы, ситуацию.

2

3

4

х2

х3

х4

1.

требует

1

Шаг 1. Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке:
Шаг 2. Полученные
коэффициент:

значения

умножьте

на

соответствующий х1

Шаг 3. Сложите полученные числа:
Шаг 4. Общий показатель равен:

Интерпретация Шкалы II:
0 - 10 баллов – низкий показатель
11 – 20 баллов – пониженный показатель
21 – 40 баллов – средний показатель
41-65 баллов – повышенный показатель
66-80 баллов – высокий показатель
ШКАЛА III. ЛИДЕРСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.
№
1.

Утверждение
Проявляет ответственность; делает то, что обещает и обычно делает 1
хорошо.

Выберите цифру
2

3

4

2.

Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми; 1
хорошо себя чувствует, когда его просят показать свою работу
группе.

2

3

4

3.

Ясно выражает свои мысли и чувства; хорошо и обычно понятно
говорит.

1

2

3

4

4.

Любит находится с людьми, общителен и предпочитает не 1
оставаться в одиночестве.

2

3

4

5.

Имеет склонность доминировать среди других; как правило,
руководит деятельностью, в которой участвует.

2

3

4

х2

х3

х4

1

Шаг 1. Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке:
Шаг 2. Полученные значения умножьте на соответству- ющий х1
коэффициент:
Шаг 3. Сложите полученные числа:
Шаг 4. Общий показатель равен:

Интерпретация Шкалы III:
0 - 10 баллов – низкий показатель
11 – 20 баллов – пониженный показатель
21 – 40 баллов – средний показатель
41-65 баллов – повышенный показатель
66-80 баллов – высокий показатель
ШКАЛА IV. ТВОРЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.
№

Утверждение

Выберите цифру

1.

Проявляет большую любознательность в отношении многого;
постоянно задает обо всем вопросы.

1

2

3

4

2.

Выдвигает большое количество идей или решений проблем и 1
ответов на вопросы; предлагает необычные, оригинальные, умные
ответы.

2

3

4

3.

Выражает свое мнение без колебаний; иногда радикален и горяч в
дискуссиях, настойчив.

1

2

3

4

4.

Любит рисковать, имеет склонность к приключениям.

1

2

3

4

5.

Склонность к игре с идеями; фантазирует, придумывает
(«Интересно, что будет, если…»), занят приспособлением,
улучшением и изменением общественных институтов, предметов 1
и систем.

2

3

4

2

3

4

6.

Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, 1
которые не кажутся смешными остальным.

7.

Необычно чувствителен к внутренним импульсам и более открыт
к иррациональному в себе (более свободное выражение
«девчоночьих» интересов у мальчиков, большая независимость у 1
девочек); эмоциональная чувствительность.

2

3

4

8.

Чувствителен к прекрасному; обращает внимание на эстетические 1
стороны жизни.

2

3

4

9.

Не подвержен влиянию группы; приемлет беспоря- док; не
интересуется деталями; не боится быть от- личным от других.

1

2

3

4

10.

Дает конструктивную критику; не склонен
авторитеты без критического изучения.

мать 1

2

3

4

х2

х3

х4

прини-

Шаг 1. Подсчитайте число обведенных цифр по каж- дой колонке:
Шаг 2. Полученные значения умножьте на соответ- ствующий
коэффициент:
Шаг 3. Сложите полученные числа:
Шаг 4. Общий показатель равен:

Интерпретация Шкалы IV:
0 - 30 баллов – низкий показатель
31 – 45 баллов – пониженный показатель
46 – 65 баллов – средний показатель
76 - 100 баллов – повышенный показатель
101 - 160 баллов – высокий показатель

х1

Приложение № 6
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Оказание первой помощи»

Анкета «Оценка уровня учебной мотивации»
Автор: Лусканова Н.Г.
Возраст детей: неограничен
Цель: определение школьной мотивации.
Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» может быть использована при
индивидуальной диагностике, а также применяться для групповой диагностики.
Вопросы адаптированы для использования в организациях дополнительного
образования. При этом допустимы два варианта предъявления:
•
Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов,
а дети должны написать те ответы, которые им подходят.
•
Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор
просит их отметить все подходящие ответы.
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте
выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы.
Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой
способ затруднен для детей 7-8 лет, так как дети еще плохо читают.
Анкета допускает повторные вопросы, что позволяет оценить динамику
мотивации. Снижение уровня мотивации может служить критерием дезадаптации
ребенка в группе, а ее повышение – положительной динамике в обучении и развитии.
Инструкция для индивидуальной формы работы: «Сначала послушай вопрос и
три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который
выражает твоё мнение»
Инструкция для групповой формы работы: «Прочитайте вопрос и из
предложенных вариантов ответа выберите один и отметьте его буквенное значение
на бланке ответов».
Вопросы анкеты:
1)
Тебе нравится заниматься (название обучающейпрограммы)?
1. не очень
2. нравится
3. не нравится
2)
Ты с радостью идешь на дополнительные занятия (название кружка/программы) или тебе часто хочется остаться дома?
1. чаще хочется остаться дома
2. бывает по-разному
3. иду с радостью
3)
Если бы педагог сказал, что завтра на занятия не обязательно приходить

всем ребятам, что желающие могут остаться дома, ты бы пошел на занятия или
предпочел остаться дома?
1. не знаю
2. остался бы дома
3. пошел бы в школу
4)
Тебе нравится, когда у вас отменяют занятия по
(название
программы)?
1. не нравится
2. бывает по-разному
3. нравится
5)
Ты хотел бы, чтобы педагог не давал самостоятельной работы домой?
1. хотел бы
2. не хотел бы
3. не знаю
6)
Ты хотел бы, чтобы занятия стали короче?
1. не знаю
2. не хотел бы
3. хотел бы
7)
Ты часто рассказываешь родителям о том, что происходит на занятиях?
1. часто
2. редко
3. не рассказываю
8)
Ты хотел бы, чтобы твой педагог был менее строгим?
1. точно не знаю
2. хотел бы
3. не хотел бы
9)
У тебя в группе много друзей?
1. мало
2. много
3. нет друзей
10) Тебе нравятся ребята, с которыми ты посещаешь занятия ?
1. нравятся
2. не очень
3. не нравятся
Обработка и интерпретация результатов:
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на
вопросы анкеты.
№ вопроса

Оценка за 1-йответ

Оценка за 2-йответ

Оценка за 3-йответ

1
2
3
4
5
6

1
0
1
3
0
1

3
1
0
1
3
3

0
3
3
0
1
0

7
8
9
10

3
1
1
3

1
0
3
1

0
3
0
0

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень мотивации, учебной
активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно
выполнять все предъявляемые педагогом требования. Ребята четко следуют всем
указаниям педагога, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если
получают неудовлетворительные результаты.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая мотивация.
Подобные показатели имеют большинство ребят 7-8 лет, успешно
справляющихся с образовательной деятельностью. Подобный уровень мотивации
является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к
дополнительным занятиям, но их больше привлекает проектная или похожая
деятельность, нежели сами занятия.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя на дополнительных
занятиях, однако посещают их, чтобы общаться с друзьями, с педагогом.
Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, иучебный
процесс их мало привлекает.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая мотивация.
Эти дети посещают программы дополнительного образования неохотно,
предпочитают пропускать занятия. На занятиях часто занимаются посторонними
делами, играми. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации, испытывают
серьезные затруднения в учебной деятельности.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение кдополнительным
занятиям, учебная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются
с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с ребятами, во
взаимоотношениях с педагогом. Занятия в объединении/секции, нередко
воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них
невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других
случаях ребята могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания,
следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных детейотмечаются
нервно-психические нарушения.

Приложение № 7
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Оказание первой помощи»

Приложение № 8
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Оказание первой помощи»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».